1 го ранга. Афоризмы вмф. Все, что нужно знать

В начале мая 1917 г. Военно-морское инженерное училище имени императора Николая I в Кронштадте выпускало около 40 инженеров-механиков флота, которые после производства в мичманы – 10 мая, направлялись в распоряжение штабов – по морям.

Мне предстояло ехать во флотилию Северного Ледовитого океана, в Архангельск.

В это время Кронштадт фактически был городом, в котором вся власть принадлежала Совету депутатов, хотя Временное правительство и держало там своего комиссара – Пепеляева.

Участие в работе Совдепа и морской секции, с одной стороны, и жизнь в обстановке учебного заведения, с другой, сталкивали меня с противоречиями двух начал: старого и нового.

В училище, например, капитан 1-го ранга Горюнов И.С. произнес на вечерней перекличке патетическую речь, с заключением: «Господа гардемарины, до чего мы дожили, под красной тряпкой живем!»

В то же время на митингах, наоборот, провозглашались призывы к объединению под красным знаменем революции.

Училище либерально восприняло программу Временного правительства и поддерживало его; а 1 мая на Якорной площади Раскольников в гардемаринской форме агитировал за разгром этого правительства. Он зычным голосом говорил о низвержении царя Николая, который был послушным китайским болванчиком в руках помещиков и капиталистов: «Этого болванчика народ сбросил, конечно, не для того, чтобы передать власть в руки правительства, состоящего из тех же капиталистов.

Долой Гучкова и Милюкова! Вся власть Советам!»

Рошаль призывал стереть с лица земли приспешников капитализма.

Неоднократные столкновения различных группировок в Совете заставляли мыслить и разбираться по существу.

Вот тройка, избранная Советом для составления ответа Керенскому на переписку о его приезде в Кронштадт.

Письмо Керенского изобиловало выражениями «мы свергли!», «мы установили!»

Красовский, который в первые месяцы Февральской революции был председателем Совета и действовал на меня авторитетом своего положения, передал мне свое предложение, в котором кронштадтский пролетариат низко раскланивался перед Керенским.

Я готов был поддержать это послание, но вот третий член тройки – матрос в фуражке с перевернутой ленточкой, в бушлате и с горящими возбужденными глазами – прочтя записку Красовского, выругался и высказал, хотя и не гладко, но выразительно свое мнение о том, что в ответе Керенскому надо сослаться на басню Крылова, в которой муха, сидя на рогах трудолюбивого вола, пищала: «И мы пахали!»

Оказалось, что выбор редакции ответ будет зависеть от меня. К кому же мне присоединиться?

Это были принципиальные разногласия партий, они не раз приводили к крупным столкновениям на заседаниях Совета.

Под таким воздействием событий находились в равных условиях многие из хорошо известных мне людей, но не все одинаково реагировали на него: одних неудержимо тянуло к старому, другие приветствовали Временное правительство в его борьбе со старым режимом, третьих это не удовлетворяло и, наконец, мутило воду беспринципное, аполитичное «болото».

Я не берусь дать исчерпывающее объяснение процессу пробуждения подсознательных классовых чувств, приведших нас к тем или иным политическим направлениям. Отчетливо только помню, что когда передо мной встал библейский вопрос «Камо грядеши?»*, я ощутил в себе потребность вместе с общей массой трудящихся участвовать в ответственном управлении городом, страной, флотом.

Так я признал власть Советов. Это был мой первый шаг…

С таким сознанием я прибыл в Архангельск.

После спешки и напряжения, связанных с окончанием инженерного училища, кипучей работы в Кронштадтском Совдепе и кое-как, с нетерпением, проведенного отпуска, я явился в штаб флотилии Северного Ледовитого океана, где темпы моей деятельности были снижены: мне хладнокровно предложили подождать возвращения из командировки флагманского инженера-механика капитана 1-го ранга Родионова**.

Поселился я в Морском Собрании и от нечего делать начал играть на бильярде. Маркёр завлек меня по всем правилам своего искусства и, наконец, так «раздел», что я был рад, когда, пошарив в карманах, нашел какую-то мелочь. Задолжал всем. Хорошо, что это случилось перед возвращением Родионова.

Флагмех сообщил мне о том, что я предназначен на крейсер «Аскольд», а до его прихода из Англии штаб направляет меня на свободную вакансию механика тральщика Т-35.

Получив аванс и литер на проезд, я расплатился с долгами, отправился пароходом в Мурманск, где стоял в ремонте мой первый корабль Т-35.

В Мурманске я представился по всем правилам старого порядка начальнику Кольского района генерал-майору Рыбалтовскому. Кроме этого генерала, который произвел на меня впечатление пассивного флегматика, я познакомился в штабе со старшим лейтенантом Лободой, оформившиммой прием и назначение. Лобода поручил мне определить состояние механизмов тральщика Т-35 и сообщить ему.

Впоследствие я узнал Рыбалтовского ближе. Однажды он провел меня, как мальчишку, так что флегматизм его оказался относительным. Случилось это так: в середине августа генерал срочно вызвал меня к себе и сообщил, что неожиданно для него прибывает в Мурманск эшелон с рабочими. Поместить рабочих негде, кормить нечем, средств для производства строительных работ в базе нет. Он распорядился задержать поезд на одной из соседних станций и просил меня как председателя Центрального комитета флотилии выехать туда, т.к. рабочие требуют к себе председателя комитета.

Я счел неудобным отказаться и поехал на паровозе в сопровождении сотрудника базы. Оказалось, дело было гораздо серьезнее, чем излагал Рыбалтовский. Меня встретили озлобленно – «в штыки». Рабочие ехали по договору, требовали деньги и продовольствие, а Рыбалтовский рассчитывал отделаться моим красноречием и уговорами.

Мне пришлось выполнить хлопотливую работу, прежде чем отправить эшелон обратно, при этом я чувствовал, что покрываю авторитетом Центромура какие-то промахи администрации.

Характерно для Рыбалтовского то, что, ссылаясь на отсутствие запасов продовольствия, в частности, для снабжения на обратный путь указанного рабочего эшелона, оказалось, что значительные запасы оленины испортились на складах, и мясо пришлось выбросить, причем и это было сделано плохо*. Мясо закопали на берегу залива в черте города так, что после нескольких приливов и отливов оно было вымыто из песка и каталось в разложившемся состоянии по отмели.

Лобода имел возраст, не соответствующий чину старшего лейтенанта, это объяснялось тем, что выпущенный из Морского корпуса в 1902 г., он вскоре ушел из флота и был возвращен только в связи с войной. Лобода, как говорили, звезд с неба не снимал, однако, в следующем году, занимая руководящую должность в Центромуре, он умело провел предательскую линию помощи интервентам и, наконец, выявил себя активным белогвардейцем. В 1919 г. он командовал на Северном фронте бронепоездом «Адмирал Колчак» **.

Т-35 стоял на берегу, механизмы были поношены, и их лучше было бы не трогать, ограничившись чисткой котла и переборкой динамо-машины. Такой вывод не понравился командиру – прапорщику флота, который с трудом пролезал через горловину схода в машинное отделение и не торопился в море. Этой же позиции придерживалось большинство команды, которая начала смотреть на меня с недовольством. Меня засыпали всякими сведениями о дефектах и предупреждали об опасностях. Дело окончилось тем, что я сдал позицию и заверил своей подписью старую дефектную ведомость капитального ремонта.

Командир требовал перевода корабля в Архангельск, куда влекло весь экипаж тральщика. Покамест в штабе согласовывали этот вопрос с Архангельском, мне опять нечего было делать.

До прихода крейсера из Англии у меня было достаточно времени для ознакомления с Мурманском и его недлинной, но поучительной историей.

Наиболее дальновидные деятели царского правительства учитывали значение Мурмана с его незамерзающими бухтами.

Еще в начале столетия С.Ю. Витте, будучи министром финансов, представлял царю докладные записки с подробными обоснованиями необходимости направления средств на создание порта на Мурмане и устройства железнодорожной связи с ним. Однако, в Совете Министров господствовали сторонники развития балтийских портов, и преимущество было отдано Либавскому порту. Только война с немцами в 1914 г. показала все значение Мурмана не только в хозяйственном, но и в стратегическом отношении.

Пришлось с 1915 г. лихорадочно форсировать прокладку железнодорожной линии, связывающей транспортные магистрали страны с незамерзающим портом на Севере.

Железная дорога вышла на берег Кольского залива с конечной станцией Мурман, где, естественно, и началось строительство поселка.

До осени 1916 г. географический пункт этого поселения и Кольской базы флота не имел определенного наименования. Эти места большей частью назывались Семёновы острова, по месту расположения хаты рыбака Семёна, около его рыболовной тони.

Впоследствии я познакомился с этим бело – русым «историческим» Семёном в Коле – старинном поселении поморов, расположенном в глубине Кольского залива, при впадении в него рек Кола и Тулома. Занятие «его» островов под пристань торгового порта основательно разорило «владетельного» Семёна.

Бывший морской министр Григорович в августе 1916 г. выехал с инспекцией на Мурман, доехал поездом до Кеми, а далее совместно с министром путей сообщения перебрался на ледокол «Канада». Таким комбинированным маршрутом пришлось добраться в Кольский залив.

В своих мемуарах Григорович пишет: «Министр путей сообщения по высочайшему повелению заложили церковь и тем самым основали город Романов – конечный пункт Мурманской железной дороги, после чего мне предложили подписать телеграмму на имя государя об открытии железнодорожного пути. Я отказался, т.к. дорога была далеко не закончена и для эксплуатации не готова. Это был только рабочий путь, многого еще недоставало, например, вода на паровозы подавалась ведрами вручную, все станционные строения носили временный характер и т.п.

Положение рабочих – военнопленных и особенно китайцев – было очень плохим, последние были почти голые и истощенные голодом».

По моим личным воспоминаниям можно добавить, что и в самом Мурманске в начале лета положение рабочих как строительных, так и портовых было не многим лучше.

В первые месяцы революции Романов-на-Мурмане был переименован в г. Мурманск. Мурманск того времени представлял из себя барачный поселок. Переполненные бараки, с немногими уцелевшими окнами, заваленные мусором и всякими отбросами, в топких улицах тайги, производили на свежего человека гнетущее впечатление.

Отсутствие мыла, белья и скудное питание способствовали антисанитарным условиям.

Так жили двадцать тысяч рабочих. Повсюду жаловались на почти полное отсутствие женщин.

В обстановке великой европейской бойни с 1914 г. мурманский путь был единственным, не считая длинного и перегруженного сибирского, который круглый год связывал Россию с союзными странами Запада. Этот путь состоял из морской части – от норвежских нейтральных вод до Мурманска – и железной дороги от Мурманска до узловой станции Званка.

Особенно очевидно было значение нового пути в зимнее время, когда замерзало Белое море и прерывалась навигация в Архангельске.

Начало поступления импортных товаров в Кольский залив относится, по-видимому, к концу 1915 г., когда часть грузов перегружалась на ледоколы для дальнейшего направления в Архангельск, а большая часть ждала транспортировки по железной дороге.

Так 9 марта 1916 г. только что прибывший руководитель обороны Кольского залива телеграфировал начальнику Генерального морского штаба: «В настоящее время всё внимание должно быть направлено на то, чтобы скопившиеся в Кольском заливе несметные боевые грузы колоссальной стоимости и значения не подверглись уничтожению. Англичане предупреждают об опасности со стороны немцев».

Прошел год, положение на конец февраля 1917 г. было следующим: в порту действовали три причала, позволяющие по расчету выгружать в сутки до 1000 тонн – около 300 т с причала. Фактически выгружали со всех трех не более 400 т в сутки. К 1 марта готовили к сдаче 4-й причал.

Порт начал работать с 26 декабря 1916 г. Всего за первые полтора месяца прибыло военного груза более 70 тыс. тонн, переработано всего 20 тыс. тонн, из них направлено ледоколами в Архангельск немногим более 5 тыс. тонн.

На железную дорогу можно было рассчитывать только до 1 мая, т.к. значительные участки пути были уложены на замерзшую почву без балласта. Грузчиков работало 400 чел., хотя числилось по списку значительно больше. Свирепствовала цинга.

Порт располагал одним краном (плавучим) грузоподъемностью 45 т, но и тот был неисправен. Транспортировка грузов по железной дороге производилась длительное время с гужевой перевалкой на еще не состыкованных участках. Этими гужевыми перевозками по вымощенным бревнами гатям руководил известный в то время всему краю капитан 2-го ранга Рощаковский, при котором рабочих выгоняли на работу палками.

Из приведенных цифр видно, что за год транспортные организации не справились с расшивкой затора в порту. Действительно, при моем приезде в Мурманск, как пристань, так и прилегающий район были завалены грузом, который только частично был сложен в штабели и прикрыт брезентом.

Многочисленные ревизии высокопоставленными лицами, иногда с участием представителей союзных правительств, говорили о тяжелом периоде всего 1916 г.

В 1917 г. Временное правительство, рассчитывая обеспечить «всеобщее наступление» и «войну до победного конца» за счет поставок с Запада военного снаряжения, послало специальную междуведомственную комиссию на Мурман. Эта комиссия пришла к заключению, что к ноябрю порт и железная дорога будут отправлять на юг по 150 вагонов в сутки.

Союзные правительства отнеслись к этому успокоительному выводу комиссии с сомнением. По сведению англичан, плавучий кран нуждался в крупном ремонте с заменой деталей, которые в России не изготовлялись, мастерская из-за недостатка рабочих далеко не удовлетворяла местные нужды, перегрузочные баржи текли и требовали докования.

На строительстве порта работали всего 100 чел., вместо 400, отмеченных комиссией. Бараков построено только 4, а требовалось 16. Отсутствовала специальная пристань для выгрузки взрывчатых веществ.

Англичане сообщали, что недостаток продовольствия и плохие жилищные условия не позволяют рассчитывать на сохранение рабочей силы зимой. Отмечалась несогласованность действий портовых и железнодорожных властей. Союзники энергично настаивали на принятии решительных мер к надлежащей подготовке Мурманска для зимней навигации 1917-1918 гг.

Из английского прогноза можно сделать вывод о тяжелом положении, в котором Мурманский путь перешел к Советскому правительству.

В последующем докладе начальника края о положении дел к ноябрю 1917 г. вполне подтвердились опасения англичан.

Меня, естественно, больше интересовали флотские вопросы. Из бесед с опытными специалистами легко было установить недовольство деятельностью Морского министерства.

Критические замечания в отношении такой авторитетной для меня, как молодого офицера, организации оставляли глубокое впечатление. Оказывается, что не высшие органы флота, а министр путей сообщения поставил вопрос в январе 1916 г. о необходимости учреждения в Кольском заливе военно-морского начальства.

Дело было доведено до верховной власти, и по указанию царя Морское министерство развернуло деятельность по созданию Кольской базы и флотилии с невозвратимой потерей полутора лет.

Это первое упущение министра Григоровича и Генерального морского штаба, которое имело непоправимые последствия.

Возникшие в условиях войны коммуникационные линии России с Англией и Америкой через Мурман потребовали обеспечения их безопасности. Стало очевидным, что для германского флота Мурман и торговые пути к нему представляли лакомый кусок. Эту опасность предрекали англичане. В начале февраля 1916 г., по прошествии полутора лет войны, начальник Морского генерального штаба сообщил главноначальстующему г. Архангельска и Беломорского водного района о том, что морской министр приказал возложить на Генеральный штаб непосредственное руководство по сооружению базы в Кольском заливе и по обороне последнего. Несколько раньше этой телеграммы, в конце января 1916 г., по докладу Григоровича, царь утвердил формирование отряда судов обороны Кольского залива в составе заградителя «Уссури», гидрографичекого судна «Харитон Лаптев», тральщика «Восток» и вспомогательных судов – пароходов «Колгуев» и «Василий Великий» – с базированием на Александровск в Екатерининской гавани, находящейся, примерно, в 50 км от Мурманска.

Начальником отряда был назначен с Балтийского флота капитан 1-го ранга Кротков с подчинением главноначальствующему гор. Архангельска и Беломорского водного района, но с правом непосредственных сношений с Морским генеральным штабом, при котором было создано специальное управление по руководству обороной Кольского залива.

На Кроткова было возложено, помимо командования отрядом, оборудование базы в Кольском заливе для морских сил Северного Ледовитого океана, а также оборона залива.

Кротков вступил в командование отрядом 26 февраля 1916 г. и поднял брейд-вымпел* старшего морского начальника на заградителе «Уссури».

На отряд под командованием Кроткова в то время возлагались следующие задачи: проводка транспортов в порты разгрузки, охрана транспортов во время грузовых операций, охрана Мурманского побережья с водным районом от норвежской границы до меридиана мыса Святой нос.

Вместе с основными директивами о деятельности Кротков получил предписание от начальника Генштаба адмирала Русина: «В Белом море и на Мурмане находятся английские морские силы, состав которых будет увеличен весной. Все английские корабли находятся под общим командованием капитана королевского флота Кемпа, подчиненного вице-адмиралу Угрюмову». Далее предлагалось ему работать в контакте с Кемпом и в ближайшее время оказать содействие английскому линейному кораблю «Альбемарль». Этот корабль вскоре был заменен линкором «Глори», который я застал в Мурманске.

Специалистам было очевидно, что создание отряда судов обороны указанного состава было бюрократическим отбыванием номера, т.к. перечисленные суда ни в коей степени не могли осуществить задачи, поставленные перед ним*.

Морское министерство только сейчас поняло бессилие флота на Севере для обеспечения безопасности грандиозных перебросок военного снаряжения и поэтому заключило весной 1916 г. с англичанами акт общего наблюдения на Мурмане под начальством русского адмирала.

Так, не предусмотрев своевременное создание на Севере надлежащего флота, Морское министерство было вынуждено вложить в пасть британского льва кисть, чего ему было достаточно, чтобы отхватить всю руку с наступлением аппетита.

С суетливой поспешностью Морской генеральный штаб стремился создать морские силы Северного Ледовитого океана. При этом был допущен ряд ошибок, не имеющих себе оправдания.

В первое время укомплектование флотилии производилось крупными надводными кораблями, годными для операций против такого же противника, а не против подводных лодок, которые в 1916 г. появились в Северном Ледовитом океане. Так были приобретены в Японии корабли «Сагами», «Танго» и «Сойя» – наши бывшие броненосец «Полтава» и крейсеры «Варяг» и «Пересвет», при этом «Полтава» была переименована в «Чесму».

С 22 марта 1916 г. во Владивостоке из этих кораблей был сформирован отдельный отряд особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина, который шел на «Варяге». 18 июня 1916 г. Бестужев-Рюмин вышел из Владивостока, но без «Пересвета». Последний сел на камни задержался до октября 1916 г. Этот отряд должен был дополниться крейсером «Аскольд», который находился в то время на ремонте в Тулоне, и составить главные силы на Севере.

Бестужев-Рюмин ещё по пути на Мурман телеграфировал начальнику Генштаба о необходимости пополнить отряд миноносцами для борьбы с подводными лодками и рекомендовал взять их во Владивостоке. После этой рекомендации только в октябре начальник штаба Русин распорядился во Владивосток о срочной отправке на Мурман миноносцев «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Сергеев», «Бесшумный» и «Бесстрашный». Они шли под командованием каперанга Остен-Сакена*. Так была исправлена ошибка Морского штаба в определении противника, но с большим опозданием.

Планы Генштаба раскрываются из содержания телеграммы его начальника в Тулон на имя Бестужева в конце 1916 г.: «Прежде всего на Мурмане необходим адмирал, который бы на месте составил план обороны. Вам надлежит спешить на Север». Из этой директивы следует, что до конца 1916 г. действенного плана обороны Мурмана не было. Это позволило немцам достаточно свободно оперировать подводными лодками в Северном Ледовитом океане, а англичанам усилить свои силы на этом театре.

Не успел Бестужев прибыть на Мурман, как для него в Александровске была получена телеграмма Генштаба с предписанием установить дальние дозоры против подводных лодок и других кораблей противника, а также организовать конвоирование транспортов, идущих с запада: «Кротков будет подчиняться Вам, как старшему, и будет непосредственно ведать обороной Кольского района местными средствами, включая мелкие суда».

«Торопилки» об ускорении движения кораблей на Мурман сыпались из Генштаба, как из рога изобилия. Однако, старые корабли с изношенными механизмами медленно продвигались на Север, задерживаясь на ремонт. Особенно не повезло крейсеру «Пересвет», который, догоняя отряд Бестужева, наткнулся в десяти милях от Порт-Саида на мину и затонул 22 декабря 1916 г.

Имеются следующие данные о прибытии кораблей в Александровск. Первыми появились 24 июня 1916 г. миноносцы Сибирской флотилии «Грозовой» и «Властный» и на следующий день плавучая мастерская «Ксения», которая шла из Владивостока в одном отряде с указанными миноносцами.

В отчетных докладах начальника этого отряда капитана 2-го ранга Зилова сообщается несколько случаев нападения подводных лодок.

Крейсер «Варяг» под адмиральским брейд-вымпелом прибыл 17 ноября, а линейный корабль «Чесма», вышедший одновременно с «Варягом» из Владивостока, появился только 3 января 1917 г., и, наконец, 17 июня стал на якорь в Мурманске крейсер «Аскольд».

Четыре миноносца типа «Шихау», о которых было указано ранее, прибыли уже при мне – 28 августа 1917 г.* После чистки котлов в середине сентября они ушли в море для работы в Печенгском заливе**.

Из общего числа шести мореходных яхт, приобретённых или оформляемых покупкой за границей, я видел только «Ярославну», «Гореславу» и «Соколицу», они значились посыльными судами и могли нести сторожевую службу.

В 1924 г. мне пришлось руководить переоборудованием «Ярославны» для похода из Архангельска во Владивосток, где она использовалась как гидрографическое судно «Воровский». Это был первый корабль, совершивший рейс за границу под советским военным флагом.

На Александровск базировались также две малые подводные лодки «Дельфин» и № 1, однако, их командиры отказывались выходить в море даже при незначительном волнении.

По приказу Генмора от 10 августа 1917 г. этот дивизион особого назначения под командой лейтенанта Славянского был расформирован, а 23 августа исключен из списков судов флота. 10 сентября пришла в Архангельск подводная лодка «Святой Георгий-Победоносец», которая была построена в Италии без учета суровых условий нашего Севера. Она базировалась на Архангельск.

Начальник кораблестроительной части, руководивший осмотром её, доносил начальнику Управления подводного плавания о том, что лодка нежелательна для плавания в Белом море. В Ледовитом океане она действовать не может; тем более в единственном числе бесполезна. Её целесообразно перевести по внутренним путям в Балтику для береговой обороны*.

Если к перечисленным кораблям прибавить ряд вспомогательных ранее названных судов, то это будет списочный состав отряда судов обороны Кольского залива, который при мне носил местное название Мурманской флотилии. Эта флотилия как отряд обороны в буквальном смысле слова никогда не существовала, а сам адмирал Бестужев-Рюмин, вступивший в командование отрядом 2 января 1917 г., внезапно умер от приступа грудной жабы 23 марта 1917 г.

Интересно, что в начальный период Февральской революции в Романове был Совет рабочих и солдатских депутатов. Деятельность этой организации мне не была известна, намного позже в архивах встретилась телеграмма за подписью Томилова, председателя исполкома, от 25 марта 1917 г. на имя начальника Морского генштаба: «Ввиду скоропостижной смерти начальника Кольского района контр-адмирала Бестужева-Рюмина, работавшего совместно с общественной организацией на пользу Свободной России, исполнительный комитет Романова-на-Мурмане просит назначить срочно достойного заместителя, т.к. на месте кандидата указать не можем».

Из телеграммы следует, что в конце марта город ещё назывался Романов, а в мае я имел предписание из Архангельска ехать в Мурманск, таким образом, официальное переименование города, по-видимому, относится к апрелю месяцу или к 1 мая 1917 г.

Кротков с марта был в отъезде и обязанности начальника Кольского района временно принял на себя капитан 1-го ранга Лутонин – начальник Кольской базы.

В последний день марта главноначальствующий г. Архангельска и Беломорского водного района по согласованию с Генштабом предложил капитану 1-го ранга Рощаковскому исполнять обязанности начальника Кольского района и отряда судов обороны Кольского залива. Сверх того, ему было поручено из числа судов и плавучих средств, находящихся в Кольском заливе, выделить сводный отряд.

Относительно формирования сводного отряда было приказание командующего флотилией Северного Ледовитого океана вице-адмирала Корвина ещё в середине декабря 1916 г., т.е. вскоре по прибытии на «Варяг» контр-адмирала Бестужева-Рюмина. Последний назначался начальником Кольского района и отряда судов обороны Кольского района, а командующим сводным отрядом судов флотилии Северного Ледовитого океана – каперанг Кротков с подчинением Рюмину.

По этому приказу в состав отряда судов обороны Кольского залива зачислялись всего крейсер «Варяг», посыльное судно «Купава», плавучая мастерская «Ксения» и подводные лодки № 1 и «Дельфин». Все остальные суда этого района, не входившие в состав дивизиона траления, составили указанный выше сводный отряд. На этот отряд возлагалось охранение путей к Кольскому району и, по возможности, конвоирование вдоль Мурманского побережья от норвежского порта Варде до Иокангского рейда.

Формальное выполнение распоряжения началось в январе 1917 г. Кроткову вновь пришлось провести значительную организационную работу, которая в значительной степени сковывалась зимними условиями. Бестужев и Кротков всё же успели разработать и издать ряд инструкций по проходу к заливу, о порядке конвоирования, а также правила движения судов и поведения при встрече с подводными лодками, приспособленные к местным условиям. Однако, надвинувшиеся революционные события, смерть Рюмина, отъезд Кроткова и других командных лиц нарушили схему организации обороны.

При назначении Рощаковского начальником Кольского района вновь предписывалось создание сводного отряда, перед которым повторялись задачи по охране всего водного пространства, прилегающего к Кольскому району, и обеспечение безопасности путей к заливу. На должность начальника отряда – насвота – был назначен каперанг Александров. Рощаковский и Александров приступили к работе с первых чисел апреля 1917 г.

Александров был бесцветной личностью и отличался пьянством в ущерб службе, за что и был через некоторое время снят с работы. Рощаковский же – это незаурядная личность, характерный тип для царского режима. При всех его отрицательных качествах, о которых вскользь упоминалось ранее в связи с его работой по транспортировке военных грузов по Мурманской железной дороге в период её строительства, от него нельзя было отнять наличие исключительной энергии, выносливости и знание мурманских условий. Среди возчиков, грузчиков и вообще в рабочих низах его иначе не называли, как собака, но были люди, которые оправдывали его поступки тем, что выполнить операции по снабжению фронтов в тех условиях, в которые был поставлен Рощаковский, мог только деспот. Царский режим ничего не дал Рощаковскому, кроме жалкого обоза без фуража и «единиц» с голыми руками и в рваных ботинках при заполярных морозах.

Нового накора особенно недолюбливало архангельское начальство, с которым он непрерывно пререкался. Штаба Северной флотилии он вообще не признавал, а распоряжения командующего часто игнорировал. Мне рассказывали характерный пример таких взаимоотношений. Когда комфлотилии предложил отправить мотористов из отряда Рощаковского в Италию на подлодку «Святой Георгий», хотя флотский экипаж находился в Архангельске, он ответил: «Лодка мне не нужна, а без мотористов обойтись не могу». Распоряжение осталось невыполненным.

В Мурманске часто вспоминали различные анекдоты об остроумии Рощаковского в ответах на штабные запросы из Архангельска. Этот ударный практический человек не переносил штабной документации и отчётности не признавал.

При назначении на новую должность Рощаковский имел основной задачей – ликвидировать скопление военных грузов, заваливших мурманские пристани, т.к. с наступлением лета движение поездов по железной дороге прекращалось. Эта работа была его стихией, и он более и менее с ней справился, но командование отрядом и строевая служба доставляли ему много хлопот. С начала весны начали активизироваться действия немецких подводных лодок.

В первую же декаду своей деятельности в качестве начальника края Рощаковский доносил главначу, что освещение местности далее залива на восток, т.е. по пути в Архангельск не производится ни нами, ни англичанами. Он настаивал на принятии мер, и вскоре в Мурманск пришли английский крейсер «Интрепид»* и две подводные лодки. Несмотря на это, всё же пришлось в мае месяце запретить выход пароходов, т.к. одна группа подводных лодок противника заняла позиции к Варде, Мурманску и Архангельску, а вторая группа базировалась у Мурманского побережья, угрожая подходу к Святому носу. Средств для одновременных разведок, преследования и конвоирования было недостаточно.

Все предложения Рощаковского об организации обороны критиковались и даже высмеивались в штабе флотилии Северного Ледовитого океана. Наконец, израненный уколами и насмешками архангельских штабистов, рассорившись с главначем, он телеграфировал в конце мая начальнику Морского генерального штаба о том, что дальше оставаться на работе не может и передает дела начальнику Кольской базы Рыбалтовскому, заменив его инженером-механиком каперангом Садоковым. При этом он не удержался от остроты, направив по адресам руководства телеграмму о том, что ему «грустно», что его старания не удовлетворяют лиц, сидящих в кабинетах, но зато «отрадно», что дружные и самоотверженные усилия его помощников Фролова, Клягина, Аржанова и ещё многих «орлов» привели к ликвидации затора в перевозке грузов. «Сокрушаюсь, что сам плох, зато товарищи мои молодцы», – язвительно скромничал он.

С февральской «демократией» Рощаковский пытался ужиться, но с приходом Октябрьской революции советская атмосфера явно душила его абсолютизм, он сошёл с арены действий и при первой возможности перешёл на сторону врагов Советской власти, довольствуясь подсобными делами у белогвардейцев Северного правительства в Архангельске.

Прошло несколько лет, и вот однажды мне пришлось в Архангельске участвовать в погрузке тяжеловеса самым примитивным способом. Работу производили пожилые такелажники-мастера. Сложность погрузки заключалась в том, что при поднятом грузе надо было склонить мачту подъёмного устройства для направления груза в люк судна. В самый напряжённый момент старший мастер Горькавый поучал своего помощника, который явно трусил и замешкался с потравливанием лопарей канифас-блока*: «Эй, Степан, ты что, забыл выучку Рощаковского?» – и при этом старик разразился таким витиеватым словцом, о котором в морских рассказах Станюковича даже намёка нет. Эти «рощаковские» словечки оказали своё воздействие, вызвав невольно улыбку, и тяжеловес встал на своё место.

Да, оставил Рощаковский по себе память: кого загнал на тот свет с отмороженными руками и ногами, а кого кое-чему научил.

Переброске морских сил на Север придавалось столь большое значение, что о передвижении каждого корабля из порта в порт по пути следования докладывалось в ставку главнокомандующего на имя его Императорского Величества, и Морское министерство делало серьёзный вид, что вот придут корабли Бестужева, и можно быть уверенными в обеспеченности снабжением всей армии сухопутного фронта, которое поставлялось союзниками через Мурманск.

Характерно, что по приходу на Мурман каждого из указанных кораблей доносилось, что «всё обстоит благополучно» и механизмы находятся в блестящем состоянии.

Сам Григорович в своих воспоминаниях пишет: «В Мурманске осмотрел базу и был доволен. «Ксения» и миноносцы «Грозный»** и «Властный» были в порядке, а механизмы в блестящем состоянии. Ходил с ними из Романова в Александровск и обратно».

Такого же рода заключение сделал Кротков по прибытии «Варяга» и «Чесмы». Фактически же по прошествии короткого времени миноносцы «Властный» и «Грозовой», а так же крейсер «Варяг» пришлось отправить на ремонт в Англию. Комиссия английского адмиралтейства, осмотрев «Варяг», пришла к выводу, что ремонт займет не менее двенадцати месяцев, и рекомендовала отложить его до конца войны, с чем наше министерство согласилось, оставив корабль в Англии.

Миноносцы были обменены на уголь уже в 1918 году, после войны.

Мне как механику совершенно очевидно, что для тех сниженных скоростей хода, которые были достаточны для операций, указанные корабли могли бы оставаться в строю, если бы была возможность осуществить средний ремонт на Мурмане. Не ясно, чем остался доволен Григорович при осмотре Кольской базы, но эта база не имела достаточных средств для производства ремонта кораблей отряда.

Министерство не обеспечило Мурман соответствующей технической и ремонтной базой. Средства для ремонта состояли из одной плавучей мастерской «Ксения», которая обладала настолько ограниченными возможностями, что о ней как о ремонтной базе кораблей названного состава и говорить не приходится. Кротков в своих донесениях в министерство вопил о недостатке ремонтных средств как о наиболее узком месте базы. Не было дока, хотя предложение на его продажу было. Но это ещё не всё.

Весь флот пользовался английским углем, в котором сама Англия испытывала недостаток в этот период. Такая ситуация ставила флотилию в полную зависимость от союзников. Даже обеспечение кораблей пресной водой в зимнее время не было, как следует, подготовлено.

Так называемая военная пристань для подхода шлюпок и баркасов представляла из себя свайный пирс с недоделанной насыпной дамбой и без единого крана или простой грузовой стрелы, что при значительных колебаниях уровня воды создавало большие неудобства не только для принятия с берега снабжения, но и для личного состава.

В результате перечисленных ошибок Морского министерства в формировании отряда и указанной необеспеченности базы, мы были беспомощны на Севере, хотя численный состав отряда был достаточен для выполнения основных задач. Корабли сами по себе старые, да ещё сделавшие кругосветный переход, естественно, нуждались в ремонте, а получить его не могли; для операций нуждались в угле и его не имели.

Звание в ВМФ ВС СССР для инженеров корабельной службы - Инженер-капитан 1 ранга , в 1940 году , инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер . Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, морской пехоты , морской авиации) присваивалось звание полковник.

В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан » (англ. Captain ). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «кэптен ».В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See («капитен цур зее», буквально - «капитан моря»), в испаноязычных исп. Capitán de navío («капитан де навио», буквально - «капитан [линейного] корабля»), в португалоязычных - порт. Capitão de mar e guerra («капитау ди мар и герра», буквально - «капитан моря и боя») [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] . Возможны и другие варианты.

Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».

История знаков различия воинского звания в России

Образцы знаков различий Капитана 1-ого ранга и эквивалент в Российской императорской флоте
Чин 30px
Российский императорский флот

нарукавый знак
погон
эполет
один широкий галун
с завидком
и два широких
без завидка
- все три в 3/4
50px 70px 50px 70px 50px 50px 50px 50px 50px
Код 12
Класс
по Табели о рангах
VI

нарукавный
знак
(1917)
Капитан 1-го ранга
(1904 - 1917)
Инженер-механик
капитан 1-го ранга
(1913 - 1917)
Полковник
инженер-механик
(1905 - 1913)
Полковник
по адмиралтейству
(1904 - 1917)
Полковник
морской
артиллерии
(1904 - 1917)
Полковник
флотских
штурманов
(1904 - 1917)
Образцы знаков различий Капитан 1-го ранга (ОФ-5) в СССР и Российской Федерации
Звание 30px
Военно-Морской Флот СССР
30px
Военно-Морской Флот Российской Федерации
нарукавый
знак

погон

55px 60px 65px 55px 70px 55px 55px 55px
Командир
корабля 1-ого ранга
(1918 - 1935)
Капитана
1-ого ранга

(1935 - 1991)
погон
к кителю (1943 - 1955)
... парадный
(1955 - 1991)
... парадный
(1994 - 2010)
... парадный
к белой рубашке
(1994 - 2010)
... ежедевный
(1994 - 2010)
... парадный
(c 2010 года)

См. также

  • Воинские звания в Вооружённых Силах Российской Федерации

Напишите отзыв о статье "Капитан 1-го ранга"

Примечания

Литература

  • Капитан // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.
  • Чины военные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Капитан 1 ранга // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
  • Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР , от 7 мая 1940 года, «Об установлении воинских званий высшего командного состава Военно-Морского Флота.»
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР, от 10 августа 1943 года, «О делении военнослужащих Военно-Морского Флота на рядовых, старшин и офицеров.»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капитан 1-го ранга

– Ну, что ты, милая... Что ты, родная... – баюкая незнакомку в своих больших тёплых руках, шептал старец.
А женщина так и стояла, спрятав лицо у него на груди, по-детски ища защиты и покоя, забывши про всех остальных, и наслаждаясь мгновением, принадлежавшим только им двоим...
– Это что – твоя мама?.. – обалдело прошептала Стелла. – А почему она такая?..
– Ты имеешь в виду – такая красивая? – гордо спросила Анна.
– Красивая, конечно же, но я не об этом... Она – другая.
Сущность и правда была другой. Она была как бы соткана из мерцающего тумана, который то распылялся, делая её совершенно прозрачной, то уплотнялся, и тогда её совершенное тело становилось почти что физически плотным.
Её блестящие, чёрные, как ночь, волосы спадали мягкими волнами почти что до самых ступней и так же, как тело, то уплотнялись, то распылялись искристой дымкой. Жёлтые, как у рыси, огромные глаза незнакомки светились янтарным светом, переливаясь тысячами незнакомых золотистых оттенков и были глубокими и непроницаемыми, как вечность... На её чистом, высоком лбу горела золотом такая же жёлтая, как и её необычные глаза, пульсирующая энергетическая звезда. Воздух вокруг женщины трепетал золотыми искрами, и казалось – ещё чуть-чуть, и её лёгкое тело взлетит на недосягаемую нам высоту, как удивительная золотая птица... Она и правда была необыкновенно красива какой-то невиданной, завораживающей, неземной красотой.
– Привет вам, малые, – обернувшись к нам, спокойно поздоровалась незнакомка. И уже обращаясь к Анне, добавила: – Что заставило тебя звать меня, родная? Случилась что-то?
Анна, улыбаясь, ласково обняла мать за плечи и, показывая на нас, тихо шепнула:
– Я подумала, что им необходимо встретиться с тобою. Ты могла бы помочь им в том, чего не могу я. Мне кажется, они этого стоят. Но ты прости, если я ошиблась... – и уже обращаясь к нам, радостно добавила: – Вот, милые, и моя мама! Её зовут Изидора. Она была самой сильной Видуньей в то страшное время, о котором мы с вами только что говорили.
(У неё было удивительное имя – Из-и-до-Ра.... Вышедшая из света и знания, вечности и красоты, и всегда стремящаяся достичь большего... Но это я поняла только сейчас. А тогда меня просто потрясло его необычайное звучание – оно было свободным, радостным и гордым, золотым и огненным, как яркое восходящее Солнце.)
Задумчиво улыбаясь, Изидора очень внимательно всматривалась в наши взволнованные мордашки, и мне вдруг почему-то очень захотелось ей понравиться... Для этого не было особых причин, кроме той, что история этой дивной женщины меня дико интересовала, и мне очень хотелось во что бы то ни стало её узнать. Но я не ведала их обычаев, не знала, как давно они не виделись, поэтому сама для себя решила пока молчать. Но, видимо не желая меня долго мучить, Изидора сама начала разговор...
– Что же вы хотели знать, малые?
– Я бы хотела спросить вас про вашу Земную жизнь, если это можно, конечно же. И если это не будет слишком больно для вас вспоминать... – чуточку стесняясь, тут же спросила я.
Глубоко в золотых глазах засветилась такая жуткая тоска, что мне немедля захотелось взять свои слова обратно. Но Анна, как бы всё понимая, тут же мягко обняла меня за плечи, будто говоря, что всё в порядке, и всё хорошо...
А её красавица мать витала где-то очень далеко, в своём, так и не забытом, и видимо очень тяжёлом прошлом, в котором в тот миг блуждала её когда-то очень глубоко раненая душа... Я боялась пошевелиться, ожидая, что вот сейчас она нам просто откажет и уйдёт, не желая ничем делиться... Но Изидора наконец встрепенулась, как бы просыпаясь от ей одной ведомого, страшного сна и тут же приветливо нам улыбнувшись, спросила:
– Что именно вы хотели бы знать, милые?
Я случайно посмотрела Анну... И всего лишь на коротенькое мгновение почувствовала то, что она пережила. Это было ужасно, и я не понимаю, за что люди могли вершить такое?! Да и какие они после этого люди вообще?.. Я чувствовала, что во мне опять закипает возмущение, и изо всех сил старалась как-то успокоиться, чтобы не показаться ей совсем уж «ребёнком». – У меня тоже есть Дар, правда я не знаю насколько он ценен и насколько силён... Я ещё вообще почти ничего о нём не знаю. Но очень хотела бы знать, так как теперь вижу, что одарённые люди даже гибли за это. Значит – дар ценен, а я даже не знаю, как его употреблять на пользу другим. Ведь он дан мне не для того, чтобы просто гордиться им, так ведь?.. Вот я и хотела бы понять, что же с ним делать. И хотела бы знать, как делали это вы. Как вы жили... Простите, если это кажется вам не достаточно важным... Я совсем не обижусь, если вы решите сейчас уйти.
Я почти не соображала, что говорю и волновалась, как никогда. Что-то внутри подсказывало, что эта встреча мне очень нужна и, что я должна суметь «разговорить» Изидору, как бы не было нам обоим от этого тяжело...
Но она, как и её дочь, вроде бы, не имела ничего против моей детской просьбы. И уйдя от нас опять в своё далёкое прошлое, начала свой рассказ...
– Был когда-то удивительный город – Венеция... Самый прекрасный город на Земле!.. Во всяком случае – мне так казалось тогда...
– Думаю, вам будет приятно узнать, что он и сейчас ещё есть! – тут же воскликнула я. – И он правда очень красивый!
Грустно кивнув, Изидора легко взмахнула рукой, как бы приподнимая тяжёлый «завес ушедшего времени», и перед нашим ошеломлёнными взорами развернулось причудливое видение...
В лазурно-чистой синеве неба отражалась такая же глубокая синева воды, прямо из которой поднимался удивительный город... Казалось, розовые купола и белоснежные башни каким-то чудом выросли прямо из морских глубин, и теперь гордо стояли, сверкая в утренних лучах восходящего солнца, красуясь друг перед другом величием бесчисленных мраморных колонн и радостными бликами ярких, разноцветных витражей. Лёгкий ветерок весело гнал прямо к набережной белые «шапочки» кудрявых волн, а те, тут же разбиваясь тысячами сверкающих брызг, игриво омывали, уходящие прямо в воду, мраморные ступеньки. Длинными зеркальными змеями блестели каналы, весело отражаясь солнечными «зайчиками» на соседних домах. Всё вокруг дышало светом и радостью... И выглядело каким-то сказочно-волшебным.

Руководитель департамента ГОЗ Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов в ходе прошедшей в Индии выставки DEFEXPO-2014 рассказал "Голосу России" о перспективах десантных сил ВМФ и дальнейшем военно-техническом сотрудничестве РФ с Индией


– Анатолий Федорович, Индии недавно передали «Викрамадитью». Будут ли еще совместные проекты подобного масштаба?

– Наше сотрудничество с Индией ни в коем случае не завершается «Викрамадитьей». Хотя, конечно, этот проект самый масштабный за всю . Работы в этой сфере не исчерпываются «Викрамадитьей». Как вы знаете, Россия поставила разработанное Невским проектно-конструкторским бюро авиационно-техническое оборудование для индийского тренажерного комплекса палубной авиации (аналога нашей «НИТКА» – Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный. – прим.ред.), а также и для индийского нового авианосца проекта 71. Кроме того, ведутся переговоры о послегарантийном техническом обслуживании и сопровождении жизненного цикла авианосца.

– В ходе работы на «Викрамадитье» «Севмаш» получил большой опыт работ по ремонту крупных надводных кораблей. Как он будет востребован? Ждать ли ремонта «Кузнецова»?

– «Адмирал Кузнецов», конечно, нуждается в серьезном заводском ремонте и модернизации. Сейчас флот не может позволить себе потерять авианосец на длительное время – корабль выполняет важные политические задачи. И по сути, это единственная платформа для подготовки летчиков палубной авиации. Вывод «Кузнецова» в ремонт обернется потерей квалификации.

– Но новая «НИТКА»?

– Да, комплекс построен, и когда он будет полностью принят в эксплуатацию, авианосец можно будет вывести на ремонт. Я думаю, это случится в ближайшие 3-4 года.

– Радикальным решением вопроса было бы строительство нового авианосца. Стоит ли его ждать в обозримом будущем? Каково состояние разработок?

– Ведется проработка нескольких вариантов корабля этого класса, однако сказать что-то определенное можно будет только после утверждения долгосрочной программы военного кораблестроения, которая должна быть завершена в этом году. Она определит параметры строительства флота и потребности в кораблях основных классов до 2050 года.

– Что можно сказать о ремонте «Адмирала Нахимова» (тяжёлый атомный ракетный крейсер)? Во сколько он обойдется?

– Сейчас ведутся подготовительные работы, в ближайшем будущем корабль будет поставлен в бассейн, где недавно стоял «Викрамадитья». Срок сдачи корабля флоту – 2018 год. Что касается цены – я бы не стал называть конкретную цену. Крейсер в ходе ремонта получит новые возможности благодаря новым системам вооружения и радиоэлектронному оборудованию.

– Можно ли сказать, что ремонт «Нахимова» – подготовка к таковому для «Петра Великого»?

– Конечно. «Петр Великий» также крайне важен для флота, выполняет большой объем задач. Корабль вошел в состав флота в 1998 году и с тех пор активно эксплуатируется. Сроки его ремонта скоро подойдут, и его предстоит модернизировать так же, как и «Нахимова».

– Как продвигаются работы по проекту «Лидер»?

– Вы, наверное, знаете, что в прошлом году Минобороны заключило контракт на опытно-конструкторские работы (ОКР) «Лидер» по созданию надводного корабля океанской зоны.

– Как он будет классифицироваться? Это эсминец или крейсер?

– Пока мы говорим о многоцелевом боевом надводном корабле океанской зоны, этот термин более полно обозначает задачи и возможности перспективного корабля.

– Можно ли что-то сказать о техническом лице корабля? Водоизмещение, энергетика, вооружение?

– Этот выбор еще предстоит сделать – флот пока не решил, нужен ему корабль с газотурбинной энергетической установкой – и тогда это одни размеры и водоизмещение. Если с ядерной установкой - это совсем другие параметры. Что касается вооружения, то многое из того, что предстоит иметь на корабле океанской зоны, мы должны отработать на фрегате проекта 22350 (тип многоцелевого фрегата дальней морской зоны, разработанный для перевооружения Военно-морского флота России).

– Кораблей океанской зоны флоту остро не хватает, а сейчас вдобавок выведен на ремонт «Адмирал Чабаненко». Какие изменения предполагаются на нем?

– Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена «точечная» модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог.

– Будет ли меняться вооружение корабля?

– А зачем? Оно имеет достаточно высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои задачи. За счет модернизации мы их дополнительно несколько повысим, не тратясь на полную замену.
Вообще надо отметить, что «Чабаненко» и его предшественники проекта 1155 – исключительно удачные корабли, обеспечившие присутствие флота и выполнение задач во всех ключевых районах – Тихий, Индийский океан, Аденский залив, Средиземное море, Атлантика… Мы будем сохранять их в составе флота – пока не появится достаточно массовая замена.

– Почему «Чабаненко» так и не получил продолжения? Можно было сделать обновленный корабль на тех же общекорабельных системах еще лет 15 назад?

– К этому кораблю у меня особое отношение - я отвечал за его строительство. Это потребовало огромных усилий - денег тогда не было ни на что. Но корабль все-таки удалось ввести в строй.
Тогдашний главком ВМФ Владимир Куроедов выходил с предложением о постройке серии – если бы оно было принято, мы бы могли иметь сейчас не менее 6-8 модернизированных кораблей этого проекта. Однако в те годы финансирование ВМФ было минимальным. Строительство серии оказалось просто невозможным.

– Сегодня строится серия фрегатов проекта 22350, но выход головного корабля на испытания и его ввод в строй постоянно откладываются. Есть ли какие-то изменения?

– В этом году корабль выйдет в море. Проблемы у проекта есть. Они связаны с большим процентом новизны – и по энергетике, и по электронике, и по мы заложили много перспективных решений. Разумеется, без затруднений не обошлось, в частности с поставками со стороны производителей соответствующих систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Мы решаем эти проблемы. В декабре в Петербурге состоялось совещание под руководством вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина, посвященное этим вопросам. Были приняты конкретные решения по срокам поставок оборудования и обязательствам производителей. Мы возлагаем на этот проект большие надежды, он должен дать нам эффективный инструмент и в дальней морской зоне, и отчасти в океанской.

– Что можно сказать о перспективах десантных сил ВМФ? Какова судьба «Ивана Грена» и вообще проекта 11711 (тип новейших больших десантных кораблей, предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования)?

– Проблемы «Грена» связаны в том числе с изменением технического задания со стороны ВМФ, но этот корабль мы сдадим в следующем году. Предполагается постройка еще 2-3 больших десантных корабля данного проекта.

– Но для обновления десантных сил этого явно недостаточно? Какой тип будет основным, «Мистраль»?

– В боевой состав ВМФ скоро войдут два ДВКД (десантный вертолетоносный корабль-док) типа «Мистраль», но это достаточно дорогие корабли, и массовыми они не будут.

Полагаю, что основным типом десантного корабля может быть средний по размерам ДВКД, схожий по идеологии с голландским «Роттердамом», водоизмещением в 13-15 тысяч тонн. Таких кораблей можно построить 6-8 единиц. В сочетании с «Мистралями», проектом 11711 и ремонтом уже имеющихся БДК это позволит содержать десантные силы на должном уровне.

Интервью Анатолия Шлемова проливает свет на корни многих решений последнего времени в сфере строительства ВМФ, считает военный обозреватель «Голоса России». Наиболее пристальное внимание следует обратить на названные сроки начала строительства перспективных надводных кораблей океанской зоны, в сочетании с решением о ремонте крейсеров проекта 1144 и переговорами относительно возможного выкупа находящегося на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, Украина) крейсера «Украина» (бывший «Адмирал Лобов»), и ремонта остальных кораблей этого класса, а также поддержанием готовности кораблей проекта 1155.

Названные сроки реализации проекта «Лидер», с ожидаемой закладкой головного корабля в районе 2017-2018 годов, означают, что головной корабль может войти в состав флота примерно в 2022-2023 годах, первый серийный – в 2024-2025 годах, а более-менее массовыми они станут лишь к концу второго десятилетия нашего века. Такова цена длительного перерыва в разработке новых кораблей океанской зоны, но терять эту часть морской мощи Россия не имеет права. В этих условиях ремонт кораблей проектов 1144, 1164, 1155 – единственная возможность поддержать возможности флота в данной сфере, и насколько возможно – повысить их с относительно быстрым результатом.

В детстве каждый ребенок мечтал стать военным. Это доблестная и мужественная профессия, подкрепленная всеобщим почетом и уважением среди всех людей. В военном деле много званий - от младшего состава до генеральского, однако сегодня речь пойдет именно о капитане 1 ранга.

Все, что нужно знать

Что такое капитан 1-го ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Морской капитан 1 ранга (сокращенно капраз, или коперанг) - корабельное воинское звание, используемое на и странах СНГ. Относится к старшим офицерским званиям. По своей значимости капитан 1 ранга - полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных Силах России.

Немного истории

Звание капитана 1 ранга было введено в 1713 году в Российской империи основателем русского военного флота Петром I. В 1731 году деление на ранги было отменено вплоть до сентября 1751-го.

Чему соответствует звание?

Капитан 1 ранга соответствует высшему званию среди всех званий, причисляемых к так называемому старшему офицерскому составу ВМФ. Туда входят также капитан 3 ранга (относительно низший по старшинству) и капитан 2 ранга. Выше капитана 1-го ранга идут только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Предельный возраст капитана 1-го ранга не должен превышать 55 лет.

Каковы полномочия?

Капитан 1-го ранга по своему статусу может командовать соответствующими кораблями. К ним относятся самые крупные судна в ВМФ, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Судно первого ранга и, соответственно, его капитан имеет старшинство над судами рангом ниже. В России на данный момент к кораблям первого ранга относятся такие суда, как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.

Иногда на флоте можно встретить для инженерно-плавающего состава звание инженер-капитан 1-го ранга. Оно было введено уже в Советском Союзе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМС СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому составу.

Отличия погон

Погоны капитана 1 ранга практически соответствуют погонам полковника в сухопутных силах и авиации за исключением цвета. Они черные с золотыми линиями и звездами в парадном варианте, имеют золотой (желтый) цвет с черными линиями. В каждой доблестной профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах 1-го ранга и пойдет речь в дальнейшем.

Герой посмертно

Капитан 1-го ранга - герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.

10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли. Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.

Капитан 1-го ранга Алексей Димитров

Другим выдающимся офицером и героем РФ является Алексей Димитров - командир атомной подводной лодки. Отец Алексея тоже капитан 1-го ранга, командовал известной всем подводной лодкой К-19. После окончания школы в 1990 году перед Алексеем не вставал вопрос о дальнейшей судьбе. Он поступил в военно-морское училище. После обучения начинал военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».

После получения звания капитана 1-го ранга проходил службу на таких подводных лодках: «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». Сейчас он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северного и Тихоокеанского флотов его экипаж получил высокую оценку от Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подлодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в морском флоте страны.

От фрегата до величественного судна

Следующий капитан, о котором хочется рассказать, - Сергей Захарович Балк. Родился он в 1866 году в семье отставного военного. В 1887-м окончил военно-морское училище. После этого проходил службу на фрегате «Генерал-Адмирал», а с 1890 по 1892 год служил на крейсере «Минин».

Капитан В. Ф. Руднев отзывался о Балке так: «При выполнении наиболее серьезных должностных обязанностей не испытывает никаких проблем, делает все четко, уверенно, качественно и с большим энтузиазмом. В морском деле разбирается хорошо, нередко к нему обращаются за советом. Исполнительный, умеет подчиняться, однако в строевом отношении ему требуется больше усердия. Человек он прямой, честный и справедливый. Отличный товарищ и подчиненный».

Капитан «Ермака» Д. Ф. Юрьев, который относился к Балку с презрением, отмечает, что он испытывает особую тягу к опасностям, вызываемым бурями, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни походам, в бой всегда рвется первым, так как мечтает о героических поступках. Эти обстоятельства разжигают в нем страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.

За отвагу и мужество во время чрезвычайных происшествий Сергей Захарович был награждён орденом за спасение погибавших в 1890 году. Благодаря своим личностным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командование и был назначен капитаном буксирного судна «Силач». К началу русско-японской войны Балк за свой несгибаемый характер приобрёл большую известность на русском флоте. Ему поручали самые сложные и трудновыполнимые задания. Он пользовался большим уважением у матросов. Звездным часом для Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на своем буксире «Силач» оказывали неоценимую помощь подбитым в боях кораблям.

Несмотря на большое желание вступить в бой, он понимал всю ответственность своей работы. Балк вспоминает своё участие в спасении подбитого броненосца «Ретвизан» так: «Бывало, я чувствовал печаль и угрызения совести, что находился здесь, на буксирном корабле, а не на миноносце, чтобы на нем броситься в самое пекло боя. Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, то чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче». Даже в это непростое время, осенью 1904-го, Балк выглядел всегда уверенно и много шутил. Один из его сослуживцев вспоминает, как они вместе чиновников для получения нужных материалов. Для большего успеха выжидали обстрела со стороны японцев и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от конторы), войдя в контору, Балк громко пробасил: «Эх, здорово бахнул! Ух, проклятый, разорвался прямо у наших дверей. Неплохо косоглазые пристрелялись!»

После русско-японской войны, 6 декабря 1910 года он получил капитана 1-го ранга. После этого командовал сторожевым кораблем «ПОГРАНИЧНИК», а в январе 1913 года его перевели на транспортный корабль «Рига». Там он начал много пить, и в его голову все чаще приходили мысли о самоубийстве, но все относились к его словам, как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был погребен на кладбище Гельсингфорса.

В заключение

Не все знают, но родной дядя главы Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Шеломов Иван Иванович (1904-1973), ветеран ВМФ СССР, тоже был капитаном 1 ранга. Военную службу он начинал курсантом (1924-1926) с военно-морского училища. С 1926 по 1930 год обучался в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. После этого проходил службу в штабе Балтийского флота, неоднократно поощрялся за отвагу, доблесть и хорошую службу.

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.