Проверяем автомобильный аккумулятор мультиметром

  • Проверка напряжения аккумулятора

    Для того чтобы проверить напряжение аккумулятора мультиметром, необходимо сделать несколько простых действий:

    • Не забыть переключить режим мультиметра на вольтаж (измерение U). Не путать с понятием «ампераж».
    • Поставить амплитуду вольтажа от 0 до 20 В ;
    • Отключить АКБ от автомобильной электропроводки .
    • Красный проводок со щупом присоединить к плюсовой клемме аккумулятора.
    • Черный проводок со щупом присоединить к минусовой клемме АКБ.
    • Посмотреть на табло мультиметра и запомнить показания.

    Важно иметь в виду, что снятые показатели означают напряжение батареи, находящейся в покое. Более того, для их максимальной точности рекомендуется проводить замеры U на аккумуляторе с помощью мультиметра после того, как машина будет находиться в покое часов 5-6.

    Тесты аккумуляторной батареи на уровень емкости

    Понятие емкости АКБ означает то, какое время она может проработать с оптимальной отдачей определенного количества заряда при определенных показателях U. Емкость измеряется в ампер-часах, и на каждом аккумуляторе, как правило, проставлены показатели его номинальной емкости. Самый распространенный способ проверки уровня емкости батареи - это использовать для нее определенную нагрузку.

    Лучше всего будет использовать нагрузку, временно выкрутив автомобильную фару, потому что фара имеет подходящую по всем параметрам мощность 35-40 Ватт. Это означает, что фара при подключении к аккумулятору заберет нужную половину тока для того, чтобы можно было узнать, в норме ли находится емкость АКБ. Если фара будет быстро гаснуть, значит, емкости в батарее, к сожалению, недостаточно.

    Для того, чтобы определить, в норме ли емкость АКБ, нужно сделать следующее:

    • отключить батарею от генератора автомобиля ;
    • подключить фару-нагрузку ;
    • оставить батарею в таком положении , пусть работает под нагрузкой около двух минут;
    • отсоединить фару ;
    • выставить на мультиметре режим измерения вольтажа (напряжение);
    • произвести замеры показателей .

    При исправности и достаточном уровне емкости аккумулятора U обязательно должно превышать 12,4 В. Эту цифру следует запомнить. Если напряжение проверяемой АКБ составляет 12,4 В и меньше - это тревожный сигнал о том, что с такими показателями батарея не сможет долго проработать и в любое время может выйти из строя.

    Также можно проверить, в норме ли емкость батареи, используя способ под названием «контрольный разряд». Это значит, что АКБ нужно зарядить и провести ей нагрузку так, чтобы обеспечить силу тока при разрядке, равную той, которая обозначена в техническом паспорте аккумулятора.

    Для этого проводим следующие действия:

    • полностью заряжаем батарею ;
    • проводим нагрузку в соответствии с показателями, обозначенными в ее техпаспорте ;
    • в цепь подключаем мультиметр - он будет показывать уровень ампеража ;
    • следить за показаниями мультиметра и отметить время, в течение которого ампераж уменьшится на 50 процентов и больше ;
    • сравнить полученные данные с данными тока в техпаспорте аккумулятора .

    Если различия между этими показателями небольшие, батарея вполне годна к дальнейшему использованию, емкость в порядке. Если же разница большая, это сигнал к тому, чтобы либо пора зарядить АКБ, либо произвести ее замену при необходимости. Непосредственно цифр, указывающих на емкость батареи, с помощью тестера не получить.

    Целесообразность проверки ампеража аккумулятора тестером

    Многие автомобилисты спрашивают и о том, можно ли проверить силу тока аккумулятора. Можно с уверенностью сказать, что показателей напряжения и уровня емкости АКБ более чем достаточно для того, чтобы правильно оценить работоспособность батареи и возможность ее безопасной эксплуатации в ближайшее время.

    Важно помнить о том, что сам показатель силы тока проверять на аккумуляторе нецелесообразно, к тому же, при подобных проверках существует реальная опасность случайного короткого замыкания.

    Как проверить показатели аккумулятора «быстро и на ходу»

    Часто бывает так, что отсоединять аккумулятор от автомобиля и возиться с лампочками и фарами просто не хватает времени. Есть автолюбители, которые очень быстро тестируют свой аккумулятор буквально «на ходу», и такой метод время от времени тоже можно использовать.

    Делается это так:

    • На незаведенном автомобиле мультиметр подключается к батарее - как всегда, плюс к плюсу, минус к минусу . Следует иметь в виду, что в данном случае могут быть некоторые погрешности показателей прибора. 12,7 В - нормальный показатель, могут быть незначительные отклонения, автомобиль пока находится в покое.
    • Теперь заводим автомобиль . Напряжение в момент начала работы двигателя может подняться до 14,6-14,7 В. Идеальный вариант -14 с небольшим, но лучше всего проверить еще под нагрузкой.
    • В качестве нагрузки используем часть потребителей тока на борту машины - обычно это фары ближнего света, обогрев задней стенки и печка, заведенная в среднем режиме. Оптимальный и лучший показатель напряжения - 14,6 В.

    Такие показатели являются нормой, и от них следует отталкиваться всегда, когда возникает вопрос о том, как проверить аккумулятор мультиметром. Научиться этому совсем не трудно. Важно запомнить необходимые цифры, на которые придется ориентироваться при проведении замеров, и научиться правильно обращаться с мультиметром. Сам прибор для гарантии точных и качественных измерений лучше приобретать не на рынке или с рук, а в специализированных магазинах.