Административное деление франции. Административно-территориальное устройство франции Какие административные единицы в раннесредневековой франции

Франция – государство, занимающая крайнюю западную часть европейского континента. Она омывается Атлантическим океаном, проливом Ла-Манш и Северным морем, а на юге – Средиземным морем. От Бельгии и Люксембурга ее отделяют горы Арденны, от Германии – река Рейн, от Швейцарии и Италии – гора Юра и Альпы, от Испании – Пиренеи. В ее состав входит остров Корсика. насчитывает 22 региона, распределенные между 96 департаментами на территории метрополии, которые в свою очередь подразделяются на более чем 37000 коммун.

Провинции или регионы Франции

Франция также владеет четырьмя заморскими департаментами: Гваделупой, Мартиникой, Ганой и Реюньоном. Мартиника и Гваделупа располагаются рядом с Кубой; Гана – недалеко от Бразилии, а Реюньон – рядом с Мадагаскаром.

В состав Франции входят также два административно-территориальных образования с особым статусом: Мальорка и Сен-Пьер. Франция насчитывает еще несколько заморских территорий – Французская Полинезия в Тихом океане, Новая Каледония, а также Валис и Футина.

Заморские владения Франциии (Stasyan117 — Этот файл является производной работой от France (+overseas), administrative divisions — de (multizoom).svg)

Политический режим Франции

– президентская республика, основанная на конституции Пятой Республики. Последняя обязана своим появлением Шарлю де Голлю. Согласно конституции, исполнительная власть осуществляется президентом Республики и парламентом. Президент или глава государства избирается во Франции сроком на 7 лет в ходе всеобщих прямых выборов. В 2012 году президентом Франции стал Франсуа Оланд, до этого страной управляли Николя Саркози (2007-2012) и Жак Ширак (1995-2007, на второй срок переизбран в 2002).

Правительство во главе с премьер-министром определяет и осуществляет политику страны. Последний несет ответственность перед парламентом, представляющим законодательную власть. В состав парламента входит Национальная Ассамблея и Сенат. Депутаты Ассамблеи выбираются сроком на 5 лет путем всеобщих прямых выборов (выборы национального собрания).

Сенаторы избираются сроком на 9 лет путем непрямого голосования. Всеобщие прямые выборы – это когда любой гражданин, обладающий правом выбора, идет на свой избирательный участок и голосует. В ходе непрямые (косвенные) выборы – когда голосуют депутаты всех уровней.

22 региона во Франции управляются региональными советами, а департаменты – генеральными советами. Региональные советники избираются на 6 лет в ходе региональных выборов. Коммуны управляются муниципальными советами, чьи члены избираются на 6 лет. Во главе муниципального совета находится мэр, который представляет государство и коммуну.

Франция делится на 27 регионов (régions ), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) - на острове Корсика, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

27 регионов разделяются на 101 департамент (départements ), которые состоят из 342 округов (arrondissements ) и 4039 кантонов (cantons ). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes ). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на районы и городские/сельские образования.

Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 референдум об объединении 2 департаментов Корсики провалился. Все эти регионы являются частью Европейского союза.

Также можно сказать, что в состав Французской Республики входят:

1. Метрополия (разделена на 22 региона и 96 департаментов).

2. 5 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта.

3. 5 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен.

4. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории

23. Политическая система Франции
Государственное устройство и форма правления Франция типичная унитарная республика После Второй мировой войны президент страны генерал де Голль, опираясь на свой авторитет победителя, ликвидировал земельный строй и (Лотарингия, Шампань, Прованс и т.д.), который служил основой сепаратизма и центробежных процессов, и разделил государство на 94 небольшие департаменты Главой государства ныне президент, который назначает премьер-министра и членов правительства Высшим законодательным органом является парламент Он состоит из двух палат - Национального собрания и сената Правительство подотчетно парламентаменту.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии.

Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Наиболее крупными из них являются: на левом фланге – Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала, и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике – «ассоциацию труда и капитала».


На правом фланге находится республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний.

На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. действует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 коммуниста из 32 членов правительства).

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);

3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии – это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.

Государство поддерживает политические партии по двум основаниям:

1) поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента;

2) осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте.

Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

2. Административно-территориальное устройство Франции

Французская республика – унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями. Вплоть до недавнего времени административно–территориальная структура Франции и организация управления на местах воспроизводили те модели, которые были созданы в годы Французской революции и правления Наполеона I. Радикальные реформы были осуществлены в 80 –х годах посредством принятия законов о децентрализации.

В ст. 72 Конституции Франции говориться о том, что территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Компетенция местных выборных органов подробно регламентируется законодательством, и государство, в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.

Нижним звеном административно-территориальное деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тысяч. Жители коммуны избирают сроком на 6 лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает председателя исполнительной власти – мэра.

Объединение нескольких коммун – это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц – судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Коммуны объединены в округ. Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления является департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный Совет, куда каждый кантон назначает одного своего представителя - генерального советника. Во главе Генерального Совета стоит префект, которого назначает президент. При этом, префект не только решает общие вопросы, но и руководит работай департамента.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Их создание в качестве объединения отдельных департаментов было начато еще в 1961 г. Однако попытка юридически сформулировать разделение всей страны на регионы путем вынесения соответствующего законопроекта на референдум в 1969 г. не получила поддержки у большинства населения. Несмотря на неодобрение проекта создания регионов на референдуме, уже несколько лет спустя, в 1972 г., был принят закон, придавший статус юридического лица. И только в 1982 г., с принятием Закона о децентрализации, было юридически оформлено образование региона в качестве территориального коллектива, а вся территория страны была разделена на регионы.

Из приведенных выше образований два – кантон и округ – по сути дела не обладают органами общей администрации и, скорее, выступают как территориальные пределы деятельности некоторых специальных административных органов. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов – это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно- территориальных единиц. В современной Франции только коммуны, департаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов. Именно в пределах этих трех единиц и функционирует сегодня система самоуправления во Франции.

Таким образом, в данном пункте нашей работы мы раскрыли особенности функционирования административно – территориального устройства Франции, указали органы управления каждой ступени административно-территориального деления.

3.Административно-территориальное устройство Италии

В соответствии с конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем, основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «Областное государство» или «государство областных автономий». Более того, конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип территориальных коллективов в рамках единого государства. На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям, коммунам.

Самыми крупными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии - Трентино-Альто-Адидже, Вале – д`Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния – они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов – уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего это законодательные полномочия. Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального порядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государства, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона от 17 мая 1990г.

Нижняя планка по численности населения провинции устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующей программы провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы.

Коммуны – низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не должно быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон землепользования.

В качестве самостоятельных административно-территориальных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Неаполь, Венеция, Генуя, Рим, Болонья, Флоренция, Бари.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции возложены на правительственного комиссара. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.

    Великобритания … Википедия

    В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города. Административное деление Германии … Википедия

    Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд создана в 1986 году на осушенных территориях), провинции делятся на городские и сельские общины. В состав Нидерландов также входят три особые общины в Карибском море: Бонайре, Саба … Википедия

    Коморы делятся на 3 автономных региона, соответствующие крупнейшим островам, на которых расположены 4 муниципалитета. Флаг Регион Местное название Административный центр Площадь, км² Население, (2006) Плотность, чел./км² Число муниципалитетов … Википедия

    Законодательно зафиксированное деление Нидерландских Антильских островов отсутствует. Однако, на каждом крупном острове, входящим в их состав существует собственная законодательная и исполнительная власть. Поэтому острова считаются фактическими… … Википедия

    Коммуны и административные подразделения Французской Полинезии … Википедия

    20 округов Парижа … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции О … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции Основной территориально административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кантон. Основная статья: Административное деление Франции Кантон (фр. Canton) во Франции административно территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько… … Википедия

Регионы и департаменты Франции

Административное деление Франции - иерархическая система территорий и управления территориями Франции . Административное деление Франции выполняет три главные функции: политическую (территориальные сообщества), электоральную (избирательные округа) и административную (децентрализованные государственные органы).


1. История

2. Французская метрополия

Франция является унитарным государством. Ни ее административная единица не имеет законодательных полномочий. Разделение метропольной территории на департаменты , кантоны и коммуны (или муниципалитеты) установлена ​​в году, деление на округа - в году. Регионы , как административные единицы, возникли относительно недавно - в 50-х годах XX века. Они эволюционировали от административного обьедниння группы департаментов в территориальных сообществ, возглавляемых Избранной радой. Другими коллективными обществами (collectivits territoriales), согласно статье 72 конституции, есть департаменты, коммуны (муниципалитеты) и некоторые сообщества с особым или заморским статусом. Другие уровни административного деления имеют лишь чисто административную или избирательную функцию.


3. Административное деление

Руководящим органом департамента является генеральный совет (conseil gnral), генеральные советники избираются на прямых, всеобщих выборах сроком на 6 лет. Их состав обновляется наполовину каждые три года.

Департаменты были созданы в 1789 году . Целью создания было облегчить языковую и национальную унификацию Франции под предлогом рационализации административной карты. Максимальный размер департамента определялся расстоянием, которое может преодолеть человек на коне за один день, чтобы добраться до административного центра.

В каждом департаменте есть префект. Префект департамента, в котором находится административный центр региона также префектом региона.


3.3. 329 округов

Каждый департамент делится на многочисленные округа (за исключением Территории Бельфор , которая составляет один округ), в кожнен из которых назначается префект. Супрефекты должны способствовать работе префекта своего департамента.

3.4. 3883 кантоны

Округа в свою очередь делятся на кантоны. Их роль заключается в обеспечении избирательной сети. На кантональных выборах каждый кантон избирает своего представителя в генеральный совет. В городской зоне до одной коммуны входит несколько кантонов. В сельской зоне один кантон зачастую состоит из нескольких коммун.

3.5. 36 682 коммуны (муниципалитеты)

Муниципальный уровень административного деления является самым низким в большинстве случаев. Одна коммуна (или муниципалитет) соответствует территории определенного города или села. До коммуны могут входить несколько кантонов, но она может быть частью только одного округа.

Руководящим органом коммуны является муниципальный совет (conseil municipale), который избирается на шесть лет. Председателем советов является мэр.

Три населенный коммуны Франции: Париж , Марсель и Лион делятся на 45 муниципальных округов: 20 в Париже, 16 в Марселе и 6 в Лионе. Муниципальные округа не имеют ничего общего с департаментальнимы.

Некоторые коммуны могут также занимать несколько населенных пунктов, что вызвано или традиционной близостью этих населенных пунктов или малозаселенистю территории.


3.6. Муниципальная сотрудничество

С целью улучшения сотрудничества между соседними коммунами, которые имеют общие интересы и не могут решать некоторые вопросы только в пределах своего муниципалитета (вопросы транспорта, экономических зон и т.д.) во Франции введены различные типы публичных институтов муниципального сотрудничества (фр. tablissements publics de coopration intercommunale, EPCI ). На 1 января 2009 34 164 коммуны были объединены в 2601 группировку с собственным бюджетом.

Существует:


3.7. Сообщества с особым статусом

Некоторые сообщества наделены особым статусом, урегулированным законом. В метрополий Франции это: Коммуны Парижа, Лиона, Марселя, а также департамент Парижа; Территориальная община Корсики, заменившая регион по закону от 13 мая года.

3.8. Заморская Франция

Французская республика также состоит из многочисленных административных единиц, расположенных за пределами метрополии.

5 заморских регионов

Во Франции существует 5 заморских регионов: Гваделупа , Гвиана , Мартиника , Майотта и Реюньон . С года эти регионы имеют такой же статус, как и метропольную. Каждый из них является одновременно и заморским департаментом (введен с года). Эта однодепартаментна структура должна в будущем привести к слиянию региональных и департаментальних ассамблей.

Заморские регионы, в свою очередь, подразделяются на:

  • 13 округов;
  • 165 кантонов;
  • 129 коммун (муниципалитетов)
5 заморских сообществ

28 марта года через конституционную поправку было введено 4 заморских сообщества (collectivits d"outre-mer, COM), с разным статусом.

Новая Каледония

Новая Каледония имеет особый статус сообщества, который гарантирует очень широкую автономию. 2014 году должен состояться референдум о независимости этой территории. Новая Каледония делится на 3 провинции и 33 коммуны.


3.9. Другие территории

Существует еще 3 администартивни единицы, входящие в состав Франции, но не имеют постоянного населения.


4. Принадлежность к ЕС

Метропольную Франция и заморские регионы являются неотъемлемой составной Европейского Союза . Заморские регионы рассматриваются как ультрапериферични регионы ЕС. Другие территории не имеют этого статуса.

Примечания

  1. Закон от 22 декабря 1789 года, см.. сайт DGCL Министерства внутренних дел Франции
  2. Atlas de la rvolution franaise 4, Le territoire (1) Ralits et reprsentations, ditions EHESS, 1989.

См.. также

Литература

  • Alternatives conomiques numro 223, mars , досье децентрализации Франции.
  • "Dpartement ou rgion? Les rformes territoriales de Fnelon Jacques Attali" de Maud Bazoche, Editions L"Harmattan, 2008.