Школьникам каких стран задают больше всего домашних заданий — Российская газета. «Не задано!» Можно ли успешно учиться и учить без домашнего задания? Школа где нет домашних заданий

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

Это еще одно противоречие между школами и семьями — не всем родителям по карману дополнительный месяц каникул. Середина июля. Пока английские и уэльские школьники маются в школе, финские дети уже шестую неделю отдыхают на каникулах, ведь летние каникулы в Финляндии длятся около 10-11 недель.

Разница в том, как дети проводят лето, довольно большая. При этом Саку Туоминен, глава проекта HundrEd (игра слов: Hundred — сотня, Education — образование), сообщил, что родители в Финляндии не хотят увеличивать время пребывания их детей в школе.

И для полноты картины добавим: финским детям необязательно начинать ходить в школу до достижения семилетнего возраста. Тем не менее большинство начинают раньше. Но когда дело доходит до тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Финляндия на 6-м месте, а занимает лишь 23-е в чтении. Что касается математики — Финляндия на 12-м, а Великобритания на 26-м.

Так в чем же проблема? Почему финские школьники заканчивают школьный год раньше, учатся меньше, а результат получается лучше?

В честь празднования столетней годовщины дня независимости в следующем году Финляндия запускает проект, в ходе которого она поделится секретом своего успеха с другими странами.

Уважение к учителям

У детей меньше домашней работы, если сравнивать с Великобританией, и репетитор в Финляндии довольно редкое явление.

Ключевой концепт финляндской образовательной системы — это доверие. Родители верят, что школа знает, как принимать правильные решения, как обеспечивать достойный уровень образования, а школы, в свою очередь, доверяют учителям. Преподавание здесь считается престижной работой, и учителя соответствуют своему высокому статусу.

Этот подход отличается от общепринятого в Англии, где всё строится на проверках, тестах, постановках целей и общественной подотчетности. Все это приводит к тому, что “хвост виляет собакой”, а не собака хвостом.

Но прежде чем делать выводы о том, что такой легкий финский подход должен быть повсеместным, взгляните на то, как дети в Сингапуре и Южной Корее учатся по технике “hothousing”, что означает долгие часы интенсивного запоминания огромных массивов информации с раннего возраста. Там дети также справляются лучше, чем в школах Великобритании, но подход к образованию строится на долгих часах усердной учебы и постоянном давлении.

Планирование на долгие годы вперед

Это все приводит к мысли о том, что системы образования не формируют новое поколение, а топчутся на месте и всего-навсего отражают современное общество. В то же время финская школьная система неотделима от культуры, которой она служит.

Это сплоченное, справедливое и эффективное общество, и у него есть постоянная, надежная система школьного обучения, соответствующая ему. Все выглядит так, как будто другие страны навсегда застряли в той системе образования, которую они унаследовали.

Но стоит упомянуть, что ситуация в Финляндии не всегда была такой. Их образование построено на фундаменте реформ, начатых в 1970-х и 1980-х годах, которые превратили обычную школьную систему в лидирующую во всем мире.

Рассел Хобби, лидер Национальной ассоциации старших преподавателей (NAHT), видит в этом фундаменте стабильность. И это основное отличие школ в Финляндии от школ в других странах.

«В Финляндии есть долгосрочный подход к политике в области образования, и это означает, что планы остаются в силе в течение значительного периода времени, давая им возможность работать», — говорит он и добавляет: «В то же время в Англии верно обратное. Правительство небрежно относится к политике образования из-за одержимости гимназиями и академиями, оставляя без внимания современные реалии в сфере образования».

Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия уже перешагнули через среднее количество часов обучения в день по стандартам ОЭСР. И нет никаких признаков того, что эти цифры собираются сокращать.

Более того, в Англии собираются выделить дополнительные средства на то, чтобы продлить учебный день в средней школе, хотя у британских учеников и так на 150 школьных часов больше, чем у их финских ровесников.

Домашние задания дают результат

Глава образования ОЭСР Андреас Шлейхер говорит, что дополнительные часы имеют непосредственное отношение к лучшим результатам. Он говорит: «Если дать хотя бы один дополнительный час в неделю на естественные науки, вы сами сможете убедиться, как это повлияет на средние показатели».

Это, конечно, всё правда, но хватит ли этих мер для того, чтобы догнать такие страны, как Финляндия, ведь они, по словам того же Шлейхера, «обеспечивают лучшее качество в обучении за меньшее количество часов».

Что затрагивает еще одну проблему образования. Проблему баланса между количеством и качеством.

Если сократить часы и увеличить школьные каникулы — чем это обернётся для работающих родителей и как это повлияет на стоимость ухода за ребёнком? Если и забыть про все эти проблемы с переизбытком часов и короткими каникулами, еще не все понятно с домашней работой.

Даже если финнам она не нужна, исследования показывают, что выполнение домашнего задания даёт значительное позитивное влияние на успехи в школе.

Профессор Сьюзан Халлам из Института образования уверена, что есть «убедительные доказательства» того, что домашнее задание действительно улучшает достижения детей. Исследование Департамента образования показало, что студенты, которые выполняли два-три часа домашней работы в сутки, имели почти в 10 раз больше шансов лучше сдать экзамены, чем те, кто не делал домашнего задания.

Да, финское образование, конечно, хорошее, но на данный момент все, что остается нам, — продолжать проводить бессонные ночи с нашими детьми, помогая им доделать домашнюю работу.

Круглый стол совместно готовили редакция «АиФ-Челябинск» и сетевого издания сайт. Это уже второй опыт такой совместной работы (дай Бог не последний!). В ходе первого круглого стола обсуждалась тема

Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?

На сей раз речь шла о домашних заданиях, нагрузка по которым, по мнению многих родителей и учеников, стала непомерной. И выяснился любопытный факт. Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин рассказал, что по федеральному закону домашние задания вовсе не обязательны. Они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога. Правда, здесь есть, конечно, доля лукавства со стороны министерства образования. Другой участник круглого стола, Марс Вахидов, учитель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» на базе лицея № 77 , напомнил, что школа перегружена экспертизами и проверками: «Вы посмотрите, сколько сегодня экспертиз и проверок! А ведь все эти ЕГЭ, НИКО (национальные исследования качества образования - Прим. ред .) и ВПР (всероссийские проверочные работы ) не дают нам спокойно работать! На прошлой неделе все второклассники и пятиклассники писали ВПР по русскому языку. Нас успокаивали, что ВПР - не экспертиза. Но де-факто по этой ВПР нас оценивают и родители, и руководители. И подвести мы не можем ни тех, ни других. Вопрос качества знаний с нас никто не снимал! Условия таковы, что мы вынуждены задавать уроки. Поэтому наш минимум далеко за пределами максимума». Так что вопрос к организаторам образования в России остается. И вопрос огромный.


Вечер в семье - время для радости, а не для домашних заданий

Не так давно в соцсетях появился «крик души» мамы одной из школьниц, который собрал более 2000 перепостов и более 500 комментариев. «Да, я плохая мать! - пишет женщина. - Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже - грех какой - посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание. Дочь их делать не хочет. А я не могу стоять над её головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины. Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за восьмой класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники. Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечер - это время для радости, а не для скандала!».

«То, что крик души этой женщины нашёл такой отклик у других родителей, говорит о многом, - уверена еще одна участница круглого стола, председатель регионального отделения «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва . - Ни у нас с вами, ни у наших родителей в их школьное время не было проблем с выполнением домашнего задания. Значит, что-то пошло не так, значит, система образования дала сбой».

Многие учителя ставят этот сбой в вину родителям, которые непременно желают контролировать выполнение уроков и тем самым лишают своего ребёнка самостоятельности в этом деле. «Многие взрослые велят детям дожидаться их с работы, чтобы сделать уроки вместе, - констатирует факт декан факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ (ЧГПУ), кандидат педагогических наук, доцент Наталья Лукиных . - Но во сколько сегодня современные родители приходят домой? Поздним вечером. Причём, сначала они сделают кучу звонков, просмотрят соцсети, решат массу дел и только потом перейдут к урокам. Само собой, вслух выражается отношение к урокам, ребёнок, который уже очень хочет спать, становится свидетелем полемики между родителями, что не добавляет положительных эмоций по отношению к школе. До этого времени школьник бы уже мог сделать уроки сам, возможно не так успешно, но это были бы его успехи, его достижения!».
«Когда-то все мы учились по одной системе, она называлась традиционной системой образования, - вспоминает Лукиных. - Учились достаточно успешно, получали приличные аттестаты с медалями, и гулять успевали. Но всё изменилось. Сегодня мы имеем очень много разных образовательных систем, за каждой стоит книгоиздатель, а это серьёзный бизнес. Самое интересное, что многие родители выбирают конкретные системы, стремясь отдать своё чадо именно в эту систему, они готовы обивать пороги школ не по прописке, стоять в очередях. Чем они при этом руководствуются, сказать сложно: ведь даже мы, специалисты, и то до конца не понимаем каких-то моментов в разных образовательных системах! Значит, они делают осознанный выбор и, видимо, понимают, на что обрекают ребёнка, отдав его в ту или иную школу, к тому или иному педагогу. Откуда же тогда жалобы?!.»
С таким утверждением можно поспорить. Многие родители, включая автора этих строк, все-таки вечером дома уделяют первостепенное внимание детям и домашним заданиям. Однако проблема не решается. Любовь к учебе посредством чрезмерно насыщенной школьной программы (включая домашние задания) детям не привить. И о получении серьезных знаний тоже говорить не приходится. Информация после сдачи очередного зачета или контрольной тут же улетучивается из памяти ученика. Школьники все чаще задают вопрос: «Как мне это в жизни пригодится?».
Стоит сказать, что и учителя начинают вызывать в школу родителей, когда ребенок начинает получать «двойки». То есть учителя тоже, выходит, не сторонники самостоятельности в работе учеников. Или это вопрос к тому или иному конкретному учителя? Может ли он научить ребенка так, чтобы тот работал самостоятельно?

Кстати, тут возникает и другой вопрос - а нужны ли в современной школе оценки, какой в этом смысл?

По этому поводу Евгений Бунимович, заслуженный учитель России , высказался так: «Родители, которые требуют от своего ребенка не обучения, не попытки понять, что ему интересно в этой жизни, а что не интересно, чем он дальше будет заниматься, а только отметок, совершают большую ошибку».


О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании

Ирина Рузаева, директор Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей , говоря в ходе круглого стола об отличии российской системы образования от финской, отметила, что у финнов практикоориентированная система, тогда как российская школа дает фундаментальные знания. И свидетельство тому - победы российских школьников на мировых олимпиадах. С ней согласен Марс Вахидов. Он еще добавил в ходе круглого стола весомый аргумент про достижения России в космосе, которых и близко нет у финнов.
На это хочется возразить, что побеждают на мировых олимпиадах (как и летают в космос) единицы. Значение этих побед для общества в целом больше моральное (хотя, конечно, не будем забывать. что некоторые виды лекарств были созданы именно в условиях космоса). Тогда как практикоориеннтированная система, если она есть, касается ВСЕХ, кто занимается по такой системе. Кроме того, достижения «фундаментальности» российского образования можно поставить под сомнение. В том числе на основе данных российского парламента. Вот что заметил по этому поводу на страницах АиФ два года назад Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию:

«Разработчикам школьных программ следовало бы умерить пыл. Они забывают концепцию великого педагога и психолога Л. Выготского: если материал слишком лёгкий - ребёнок не развивается, слишком сложный - он не осваивает даже то, что мог бы. Получается, с одной стороны, дети перегружены, а с другой - не знают элементарного. Когда в ГД рассматривались итоги прошлого ЕГЭ, меня поразил пример, приведённый Рособрнадзором. Задача: поезд вышел из пункта А в 10 часов и в 12 часов следующего дня прибыл в пункт Б. Сколько часов поезд был в пути? Четверть выпускников (!) школ не смогли её решить. Когда я учился, в школьной программе не было элементов высшей математики типа теории вероятности и статистики и прочего. Но в нашем классе (подчеркну - незрячих детей) не было ни одного, кто не решил бы такую задачу. Чтобы повысить качество обучения, надо уменьшать сложность».


Что ребенок должен делать дома

Несколько лет назад министерство образования Челябинской области разработало специальную памятку для родителей, касающуюся времяпровождения ребёнка после школы. Она состоит из трёх пунктов:

После прихода ребёнка любого возраста из школы, он должен пообедать и 1,5-2 часа отдохнуть (не за компьютером!);

Приступая к урокам, нужно определить последовательность их выполнения (сначала следует выполнить самые сложные задания);

После выполнения уроков необходима прогулка на свежем воздухе не менее одного часа.


Об отношении российского государства к образованию

Здесь достаточно привести всего одну цитату. Всеволод Луховицкий,член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», высказался так: «Во всех странах, которые выходят на первые места, есть три компонента. Первый компонент — хорошее образование — ценность, а, значит, в образование надо вкладывать деньги. Наша власть сокращает финансирование образования. Необходимо передать власть над конкретными школами местному сообществу и учителям, и только у нас этим управляет департамент образования. И третий момент — спросите у любого ребенка или любого взрослого в Сингапуре, что такое учитель? Они тут же встанут, вытянутся по струнке и скажут: «О, это самый уважаемый человек». Извините, ничего этого у нас нет».


Как строится домашняя работа школьников в других странах

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал книгу «Мифы о домашнем задании». Он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.
Тем не менее пока домашние задания сохраняются в большинстве систем образования в разных странах мира. Но отличие в том, сколько времени тратится на это. Американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. В странах, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.) - на домашние задания уходит еще меньше - 4,9 часа в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии - они занимаются около трёх часов в неделю. При этом Корея и Финляндия - в мировых лидерах по качеству образования. Родители школьников в Румынии отмечают, что нагрузка по домашним заданиям школьников снижается. Некоторые тратят на это всего час в неделю, хотя оптимально было бы 3-5 часов. В Америке где-то нет школьных заданий до середины пятого класса, где-то от них отказались вовсе. Президент Франции Франсуа Олланд высказался радикально: «Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя».

Школьники в России выполняют задания на дом по 10 и более часов в неделю. При этом Россия занимает в мировых рейтингах образования место в четвертом десятке стран. О практикоориентированности нашей системы образования говорить не приходится в принципе. В одной из публикаци "Комсомольской правды" пару лет назад отмечалось, что школьники в России трудятся больше, чем взрослые! Это ненормально.

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. В то же время школьники тратят на домашнее задание 10 часов и более в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Плюс факультативы, репетиторы, курсы, занятия музыкой и спортивные секции! Получается, что дети загружены до 52 часов в неделю и более!

Есть страны, где ситуация не менее тяжелая. С трудом выполняют домашние задания, например, школьники в Испании. Доходит до 6 часов в день! Причем, большая часть заданий состоит в переписывании учебника. Но это вряд ли может нас успокоить. Мы живем в России. И если кто не знает, то решение проблемы на самом деле предложила более 60 лет назад наш, отечественный специалист. Петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий.

«Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, - это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе - первый краеугольный принцип нашей системы - школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 - 6 часов в день!), а остальное время - на лично выбранное дополнительное образование», - вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы № 1828 «Сабурово», на страницах КП ставил вопрос ребром:

«Теоретически можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет. Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высоких результатов. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю. Максимум, что можно успеть в этих рамках, - дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне. Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов. Вот только вопрос - нам высокие результаты на ЕГЭ нужны или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена? Или, если брать шире, здоровые дети?».

Психолог, коуч и мама троих детей на домашнем обучении Ольга Юрковская пишет статьи и книги, ведет вебинары, тренинги и курсы для ответственных родителей. Публикуем отрывок из книги Ольги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»

Почему я не отдаю своих детей в школу

Мне часто приходится сталкиваться с удивлением по поводу того, что я не отдаю своих детей в школу. У меня же вызывает недоумение, почему вроде бы неглупые, образованные городские жители, достигшие карьерных высот и обеспеченные материально, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту систему. Я понимаю, что школьное обучение в дореволюционные времена в условиях деревенской жизни было действительно
прогрессивным явлением. Тогда учитель занимал более высокое общественное положение, был более развит и материально обеспечен, чем родители крестьянских детей, педагог пользовался всеобщим уважением. Однако дворянские семьи не отдавали своих детей в земские школы, организуя обучение на дому. Давайте мы, современные городские жители, честно попробуем сегодня ответить на вопрос: нужна ли школа ребенку? Или она нужна его родителям?

Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс.

Признаем, что работающим мамам и папам очень удобно и комфортно сдать свое чадо в «камеру хранения» на целый день под минимальный присмотр, утешая себя тем, что так делают все. Особенное недоумение вызывает позиция некоторых неработающих мам с обеспеченным мужем. Собственные дети настолько напрягают, что их отдают даже в продленку. Складывается впечатление, что рождение ребенка - всего лишь способ обеспечить себя материально. Кажется, при возможности сдать свое потомство в интернат, не теряя репутации, многие так и поступили бы.

Что касается детей… Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс. Дети стремятся в школу, чтобы пообщаться или поиграть с друзьями-одноклассниками, но не ради сидения на уроках. Если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, он и вовсе ходить туда не захочет. Переложить ответственность за ребенка на школу - это порочный путь!

Итак, я не люблю современную бесплатную школу. Почему? Да хотя бы потому, что не встречала людей, довольных предлагаемым государством образованием даже среди фанатов школьного обучения. Когда мы были школьниками, программа и методика преподавания всех более или менее устраивали. Сегодня к ним - шквал претензий. Но при этом пойти против системы людям все равно очень сложно. «Как ты на это решилась?» - первый вопрос, который задают новые знакомые, узнав, что мои дети обучаются дома.

В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования

Вероятно, помог мой опыт. Сейчас, задним числом, я понимаю, что мне очень повезло, хотя в тот момент сомнения были. C третьего класса я и несколько моих друзей занимались шахматами. У нас был хороший тренер. Он набирал себе группу из тех, кто уже показал результат. Чтобы мы смогли заниматься шахматами на более высоком уровне, родителям предложили перевести нас учиться в Республиканское училище олимпийского резерва. Большинство родителей отказались, считая, что никакой учебы в этом училище не может быть по определению. Мои же против не были, и с шестого класса я фактически училась по системе очно-заочного обучения. Сейчас в Республике Беларусь это называется обучением по индивидуальному плану. В России принято название «индивидуальный учебный план» (ИУП). Необязательных предметов у нас не было: физкультура, труд, музыка и рисование в расписании просто отсутствовали. Были только основные дисциплины, но без домашних заданий, потому что у каждого было по одной-две тренировки в день, и мы постоянно участвовали в сборах или соревнованиях. Все мои соученики - сотни и даже тысячи детей - школу практически не посещали. Некоторые приезжали сдать изученные предметы буквально на три дня в четверти. Сдавали все задания, контрольные и снова уезжали на соревнования или сборы. Больше половины учебного времени мы в школе отсутствовали, появляясь там ради сдачи задолженностей, а не посещения текущих уроков. По такой схеме я училась с шестого класса вплоть до окончания школы.

К решению вопроса, где и как будут учиться мои дети, я подошла очень рационально. Выбор у меня был из четырех основных вариантов:
1) ближайшая государственная школа;
2) престижная гимназия;
3) платная частная школа;
4) семейное обучение.

С учетом всего вышесказанного, первый вариант был практически сразу отброшен. В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования. В первый класс они обе не ходили, сдали экзамены экстерном и всю начальную школу занимались с репетитором. Полтора часа занятий в неделю обеспечили им хорошие оценки на контрольных.

Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%.

Затем был отвергнут третий вариант. Таких частных школ, которые не копировали бы привычную гимназию, я поблизости не нашла. За что я должна была бы платить, мне было непонятно. Поэтому на самом деле я выбирала между хорошей гимназией и обучением дома. Первый критерий - здоровье ребенка
Главный ущерб, который школа наносит практически каждому ребенку, - различные заболевания. Задумайтесь, когда чаще болеют дети-школьники: летом на свежем воздухе или во время учебного года?

Разные исследователи приходят к одному и тому же выводу: школа ухудшает здоровье детей. И эта проблема признается на уровне министерства здравоохранения. Чем старше школьники, тем меньше среди них здоровых. К окончанию школы количество здоровых детей падает в 3–4 раза. Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%. Множество выпускников жалуется на различные хронические заболевания и функциональные отклонения: заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, гастроэнтерологические, аллергические, эндокринные и нервно-психические патологии.
Я разговаривала с учителями и медработниками: с каждым годом ситуация ухудшается. У детей моих знакомых почти поголовно диагностированы гастриты и сколиозы. Проблема видна невооруженным глазом.

Почему так происходит? Дети на уроках сидят неподвижно, и это приветствуется. Мало того, что они находятся несколько часов в день в физиологически вредной позе, они еще пребывают в постоянном напряжении, причиной которого могут быть страх перед ответом у доски, конфликты с одноклассниками, шум на переменах, неполноценное питание. Школа ежедневно заставляет их испытывать серьезный стресс, спровоцированный именно тоталитарным, подавляющим аспектом системы. Часто на уроках идет не совместная работа, а борьба учителя с учениками.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми.

Система школьных оценок тоже направлена на усугубление этих стрессов. Плюс к этому школьникам добавляется нагрузка в виде домашних заданий. К средней школе становится очевидной разница между детьми, которые тратят на школьные занятия и домашние задания ежедневно девять часов, и теми,
кто занимается дома по два часа. Сравните двух детей (вариант несколько гипотетический, но от этого не менее показательный):

Хоумскулер много гуляет на свежем воздухе, ему не надо рано вставать, он высыпается, качественно питается, занимается фитнесом. Учебная нагрузка у него соответствует максимальной концентрации внимания.
Школьник встает в 6:30 утра, питается в школьной столовой, весь день находится в напряжении и шуме среди сотен детей. В начальной школе с продленкой или кружками его нагрузка длится с 8:00 до 18:00, а из спорта у него - только физкультура.
Будет ли второй ребенок более здоровым? Нет, конечно.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми. В то время как хоумскулеры (в большинстве своем) сохраняют бодрость вне зависимости от каникул и выходных! Ребенок на домашнем обучении следует своим физиологическим ритмам и много отдыхает,
чередуя нагрузку и подвижные игры. Например, у «совы» есть возможность позже вставать, чего лишены учащиеся в первую смену школьники. Таким образом, домашнее обучение избавляет ребенка от вредного влияния стрессов, страха, статических поз и сильного нервного напряжения. Кроме того, домашние дети правильнее питаются. Могут ли родители школьников быть на 100% уверены, что карманные деньги их отпрыски потратят на обед, а не на чипсы и газировку? Хоумскулерам такие соблазны, в основном, не свойственны, а значит, шансов выработать привычку к здоровому питанию и образу жизни у них больше. Избавленные от контактов с другими детьми в период эпидемий гриппа и ОРВИ, они реже болеют вирусными инфекциями. Следовательно, их иммунитет крепче.

Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас.

В нашу пользу говорит тот факт, что после перевода на домашнее обучение часто болеющих детей, уже через несколько недель становится заметно уменьшение проблем со здоровьем. Хоумскулинг работает на здоровье ребенка! Напрашивается вывод, что самый главный плюс обучения дома - здоровье детей, причем как физическое, так и психологическое. Выбирая между обучением в школе и дома, родителям надо задуматься, что именно они получат в обмен на ухудшение здоровья своих детей. Неужели нельзя эту выгоду получить более безопасными для собственного чада способами?
Меня результаты сравнения школьного и домашнего обучения по критерию здоровья убедили, что ребенку дома будет существенно лучше. Это - одно очко в пользу семейного образования.

Второй критерий - знание школьных предметов Здесь выигрывала гимназия. Как заставить детей всерьез заниматься дома, не нанимая репетиторов, я не представляла. Однако услуги репетиторов по всем предметам - это не то, что доступно каждому (по тем или иным причинам). И все-таки я нашла приемлемое решение, о чем расскажу позже. А пока поставим очко в пользу школьного образования.

Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания.

Третий критерий - поступление в вуз . Аттестат у ребенка на семейном обучении будет точно такой же, как если бы он учился в школе. Репетиторов для подготовки к итоговому тестированию нанимают почти все родители - наймем и мы. Если планировать учебу в российском вузе, подойдет лицей или гимназия при этом учреждении. Они заранее тестируют детей по профильным дисциплинам, помогают выбрать направление и факультет для поступления. Таким образом, обучение более эффективное, а при поступлении в вуз у ребенка есть некоторые льготы. С другой стороны, если планировать поступление в иностранный университет, то у ребенка, находящегося на семейном обучении, будет больше времени для подготовки к непривычному нам тестированию (TOEFL и SAT, например). Так что еще одно очко в пользу семейного образования.

Четвертый критерий - моя загруженность и душевное равновесие . Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас. Я индивидуальный предприниматель и все свои дела планирую так, чтобы работать во второй половине дня.
Ранние подъемы совсем не вписывались в мой распорядок дня с привычкой работать поздно вечером и даже по ночам, когда дети наконец-то угомонились. А если подумать о родительских собраниях с выслушиванием учительских претензий, о нервотрепке с невыполненными домашними заданиями,
«двойками» по поведению… Нет, это не для меня! Сохранность моего душевного состояния была возможна только в случае домашнего обучения. Поэтому и здесь у меня получилось дополнительное очко в пользу семейного образования.

Хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее

Пятый критерий - эффективность обучения (относительно временных затрат). Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания. Преподаватели обычных школ ориентируются на слабых учеников: бесконечно повторяют и спрашивают одно и то же, поэтому время на уроках расходуется неэффективно. По сравнению с занятиями с репетитором, потери времени на уроках составляют около 90%, а время, употребляемое на изучение нового материала, не превышает 10%. Кроме того, часть времени тратится на организационные вопросы в классе. К тому же учитель подстраивается под самых медлительных и несообразительных детей.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее. Оставшееся свободное время ребенок проводит на свежем воздухе. Высыпается, может позволить себе заниматься спортом или читать интересные ему книги. Тратит много времени на кружки или увлечения.

Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы.

В определении эффективности обучения для меня важным фактором является возможность дополнительных занятий. Для школьника занятия музыкой, танцами, рисованием или спортом входят в противоречие с загруженностью домашними заданиями. Родителям и детям довольно часто приходится выбирать между школьной нагрузкой и любимыми увлечениями. Даже если это профессиональные танцевальные клубы, музыкальная или художественная школы. И даже тогда, когда у ребенка бесспорно есть талант. Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы. На семейной форме обучения такие проблемы абсолютно исключены. Поэтому - одно очко в пользу семейного образования.

Шестой критерий - общение с детьми& Для тех, кому больше нравится не общаться с ребенком и не заниматься с ним совместными делами, а наблюдать, как он внимает учителю, а потом сидит часами за домашними заданиями, этот пункт может стать минусом. Для меня это плюс: я не готова отказаться от своего авторитета и отдать собственных детей под влияние посторонних. Тем более что у меня есть вопросы к ценностям современных молодых учителей, а уровень их самореализации заставляет усомниться в полезности подаваемого ими личного примера. Мне нравится разговаривать с моими детьми, объяснять им разные интересные вещи. Именно поэтому я занимаюсь предпринимательской деятельностью и не выхожу работать по найму, хотя могла бы получать приличный стабильный доход. Я хочу проводить много времени с детьми. Так что - одно очко в пользу семейного образования!

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов.

Седьмой критерий - денежные затраты. Хорошее образование для меня - большая ценность, и я всегда готова за него платить. Лучше я отдам немалую сумму за тренинг или курсы, чем потрачусь на ширпотреб. И мне проще заплатить репетитору, чем заниматься таким неприятным делом, как стояние у ребенка над душой с домашними заданиями. Поэтому я изначально была готова выделять каждому ребенку 400–500 долларов в месяц за частную школу. Реально оказалось, что репетиторы обходятся намного дешевле: одно занятие стоит 10–20 долларов.
Мои девочки (несмотря на разницу в возрасте) смогли заниматься вместе. В начальной школе им хватало полтора часа занятий один раз в неделю, чтобы научиться правильно оформлять свои работы или разобрать сложные вопросы. Остальной материал дети осваивали сами, по обычному учебнику, выполняя задания в рабочих тетрадях.

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов. Фактически они оказались равны сумме, сэкономленной на бензине для поездок в школу. В средней школе репетиторы обойдутся дороже: надо углубленно заниматься английским и математикой. Позже добавятся сложные предметы - физика и химия. Но в любом случае, вряд ли я сумею превысить бюджет обучения в частной школе.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы - время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,

в 4 - 5 классах - 2 ч.,

в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,

в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

Начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

Предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

Предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.


Может ли учитель задавать домашнее задание на каникулы?

Дескать "делать вам все равно нечего, так вот и сидите над учебниками". Мы же ведь все роботы, не устаем в течении 5-6 учебных дней с практически отсутствием свободного времени, ибо и тогда домашнего задания выше крыши, стало быть, и отдыхать нам не за чем.

Ответы юристов (1)


Что говорится в действующем законодательстве и новом законе об образовании по поводу занятости учащихся в каникулы школой? Учеников часто привлекают к различным мероприятиям. Является ли нарушением прав на образование выдача ученику домашнего задания на каникулы?

Согласно п. 10.3, п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» одна из целей каникул – профилактика переутомления обучающихся.

Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

В каникулярное время образовательная организация вправе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся (с круглосуточным или дневным пребыванием) (ч. 5 ст. 28 Федерального закона 273-ФЗ).

Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта, их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными или непосредственно образовательными организациями (ч. 8 ст. 84 Федерального закона 273-ФЗ).

Как старый Закон РФ «Об образовании» (п. 16 ст. 50), так и Федеральный закон 273-ФЗ в ч. 4 ст. 34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (по новым правилам – в соответствии локальным нормативным актам организации). Это означает, что привлекать учащихся в каникулы к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся – с согласия их законных представителей.

Исходя из данных правовых норм возложение на обучающихся обязанностей по освоению общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий, привлечение к мероприятиям, не предусмотренным учебным планами) в каникулярный период можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.57 КоАП РФ.

Ищете ответ?


Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законно ли задавать детям в школе домашнее задание на выходные?


Обеспокоена тем, что ребенок не может отдохнуть от уроков даже в выходные. Есть ли какие-нибудь официальные ограничения учебной нагрузки в школах России?

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут. Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя "для закрепления" задают на дом. Да, это тяжело для детей, но вспомните наши школьные годы! Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. Причем не было никаких регламентов и требований. В общем, это дело каждого ученика и его родителей - делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к. это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

И все-таки, согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", в 1 классе домашнее задание детям вообще не задается, со 2 по 6 классы задание не задается на выходные, праздники и каникулы, а с 7 по 11 кл. в вышеуказанные дни задание задается, но в облегченном варианте. Только, к сожалению, в наших школах это все практически не соблюдается.

первый раз слышу что домашнее задание на выходные может быть незаконным:D помнится я когда в школе училась, так на выходные нам учителя еще больше домашки задавали, аргументируя это тем, что: ну у вас же выходные! при чем каждый учитель, по своему предмету, задавал стооолько, как будто думал что его предмет единственный в школе изучается:D

Смотря что считать выходными? Если мой ребенок в субботу учится до 15.00, а домой приезжает в 16.00 (школа не рядом с домом), то считай пол субботы уже прошло. А если учесть, что мы каждый день ложимся не раньше 2 ночи, так как делаем уроки (очень много задают, 7 класс, школа с углубленным изучением иностранного языка), то в воскресенье хочется и выспаться, остается лишь вечер воскресенья. Я уже не говорю, что и суббота, и воскресенье заняты занятиями с репетиторами по иностранному яз. , алгебре и геометрии! Я вообще не понимаю, где они, эти выходные. Не знаю уже куда писать, ведь нужно же делать скидку на то, что школа углубленная, но почему то каждый учитель считает своим долгом задать огромное количество домашнего задания. Учить язык уже просто некогда, я молчу об отдыхе!

Этот вопрос интересует многих родителей, которым самочувствие и здоровье их детей важнее каких-то отметок в дневнике.

На сайте одной школы я нашел документ как раз по данному вопросу:

В нём говорится, что в первом классе нет домашних заданий вообще. А в классах с 2-го и по 6-й нельзя давать учащимся домашние задания на каникулы, праздничные дни и выходные. В 7-11 классах домашние задания во всех вышеперечисленных случаях можно задавать, но в более облегчённом варианте.

Также касательно домашних заданий существуют следующие требования:

в начальной школе на собраниях говорят, что не положено задавать, но 45 минут не хватает (в начальной школе 35-40) , чтоб объяснить тему, привести несколько примеров на эту тему, проверить каждого ученика понял ли он все от этого урока, для этого и задают, чтоб убедиться, что понял и на следующем уроке спрашивают все ли разобрались, есть ли вопросы, и разбираются коли они есть

чем больше ребенок пишет, тем быстрее научится красиво писать, быстро читать, быстрее отвечать, но конечно все в меру должно быть.

в углубленных школах ещё больше задают))

маленький вопрос учёба это отдых?нет это труд,труд,труд. имео труд сделал из обезьяны человек. понятно что это законно,но вопрос в каком объёме?на выходных больше времени так может лучше задать по больше на выходных и по меньше на будни согласитесь будет правильней?)enoto4ka права на все 100% всем и всегда задавали. я ученик 10 класс и всё же как трудно не было но на выходных делать легче чем по будням. но тут можно ещё возраст учитывать начальная школа,средняя школа,и старшая. спасибо за внимания.

Извините, молодой человек, что думаю. — 4 года назад

И моЕ мнениЕ верноЕ, к сожалению.

А средний баЛЛ по русскому языку у Вас какой? Потому что "бал" это нечто иное.

Если Вы не в русской школе учитесь, тогда еще можно понять. — 4 года назад

На мой взгляд законно,но в меру. Не загружать ребенка на все выходные и дать ему и его мозгу отдохнуть.

Если смотреть с точки зрения законов, как написали выше то

у нас этого либо ни кто не знает, включая самих учителей, либо кто уже пытался с этим бороться наткнулся на такой ответ преподавателя как, можете и не делать, но ребенок тогда будет получать двойки. У нас вообще в школах сейчас и не учат вовсе, только задают на дом, а в самой школе за урок, проверяют как ребенок выучил материал дома с родителями.

Многие родители, так же как и вы, обеспокоены здоровьем своих детей. В первом классе задания не задают вообще. Во втором-шестом на выходные, праздники, каникулы тоже нельзя. Ну а в седьмом-одиннадцатом просто не рекомендуется. Но кто у нас это все соблюдает.

А Вам не задавали на выходные, когда учились в школе? По-моем всем задавали и все мы были жутко огорчены этим, но из тех кто их все-аки выполнял никто вроде не надорвался

Думаю что законно. Ибо это домашнее задание. Лично у меня в школе никогда не стоял вопрос о законности дз, хотя нам задавали просто кучу задания. Особенно в 11 классе. Но к счастью к 11 классу понимаешь, что все делать не обязательно, и можно легко выкрутиться и без домашнего задания, просто надо уметь)

Можно ли задавать домашнее задание на выходные


Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.

выдана департаментом образования г. Москвы

ПОЛОЖЕНИЕ о формах и объёмах домашнего задания


о формах и объёмах домашнего задания

1.1. Настоящее положение составлено с учётом требований письма Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», СанПиН 2.42.2821-10 (для общеобразовательных учреждений), письма Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

1.2. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

1.3. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

Задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

Задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

Задание должно ориентировать обучающихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

1.4. Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока.

Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

1.5. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

1.6. Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что обучающиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных обучающихся.

1.7. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта.

Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения обучающихся, которых у них на самом деле нет.

Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

1.8. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

1.9. Родители (законные представители) и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

II . Об объёме и времени выполнения домашнего задания

2.1. Обучение в 1 классе осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).

Затраты времени на выполнение не должны превышать (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч;

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье обучающихся.

2.2. Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.

2.3. Перегрузку обучающихся могут вызывать:

Чрезмерно большое домашнее задание;

Чрезмерно трудное домашнее задание;

Несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;

Неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

2.4. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут. Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом задаются по желанию обучающихся. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 1).

Примерный объем домашних заданий

для обучающихся 2 - 4 классов

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

25 - 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3 – 3,5 страниц

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3,5 – 3 страниц

III . Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

3.1. По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. Необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно не перегружать обучающихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

3.2. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

3.3. Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

3.4. Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

3.5. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

3.6. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства обучающихся класса.

3.6. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

3.8. Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

3.9. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

3.10. Непременным условием успешного усвоения обучающимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя. Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

3.11. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем.

3.12. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

3.13. В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

3.14. Учитель обязан ознакомить родителей (законных представителей) с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям (законным представителям), как правильно оказывать обучающимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

3.15. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

3.20. Для обучающихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

3.21. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультминутка на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва обучающиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

3.22. С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:

Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;

Норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;

В случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающихся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;

IV . Проверка домашнего задания

4.1. Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность обучающихся к усвоению нового материала.

4.2. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова обучающихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех обучающихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

4.3. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

4.4. Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

4.5. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

Фронтальная проверка выполнения упражнения;

Выборочная проверка письменного задания;

Фронтальный опрос по заданию;

Выполнение аналогичного упражнения;

Взаимопроверка выполнения письменного задания;

Опрос по индивидуальным карточкам;

Опрос с вызовом к доске.

Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же.

Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:


После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!