Затраты на ремонт и техническое обслуживание тпс. Затраты на техническое обслуживание техники. Накладные расходы и плановые накопления

При расчете нормативных затрат на ТО и ТР З ТОиТР предлагается ориентироваться на данные раздела 4 с.58. – таблица «Ориентировочные нормы затрат на ТО и ТР подвижного состава». Нормы затрат на ТО и ТР подвижного состава включают затраты на оплату труда ремонтных рабочих (40%), запчасти (35%) и материалы (25%).

Если, например, нормы указаны по 2005 году для 1-й категории условий эксплуатации автотранспортных средств, то необходимо рассчитать интегральный коэффициент инфляции К п за период 2006-2016гг. через индексы инфляции I 2006 , I 2007 ,…, I 2016:

З ТОиТР = L год ·Н ТОиТР. ·к у ·к п (4.6)

где Н ТОиТР – норма затрат на ТО и ТР, руб/1км;

к п – коэффициент приведения (к современным ценам), к п = ,

гдеI i – индекс инфляции в соответствующем i-м году;

к у - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (табл.3).

Таблица 3

Поправочные коэффициенты к у в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств

При расчете затрат на ТОи ТР используется показатель Н ТОиТР, который применяется с поправочным коэффициентом 2. В этом случае коэффициент приведения считается как к п = 2 ·I 2006 ·I 2007 ·…, ·I 2016 .

Затраты на ремонт и восстановление шин

Затраты на ремонт и восстановление шинЗ ш рассчитывают по формуле:

З ш = (Н ш ·С ш ·L год ·n а)/(100·1000), (4.7)

где Н ш – норма затрат на восстановление износа и ремонт шин, %;

Н ш =100 % /Н i ·к у, %/1000 км;

Н i – норма эксплуатационного пробега шины, тыс.км (см., табл. 2 «Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей»);

Поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации(см.,табл. 4).

С ш – цена шины, руб. (см. Интернет-ресурс);

n а – количество ходовых шин автомобиля;

З ш =[(Н ш ·n a ·1,1+Н ш ·n приц)/(100·1000)]·L год ·С ш – для автопоезда, (4.8)

где n приц – количество ходовых шин прицепа.

Амортизация подвижного состава

При начислении амортизации сроки полезного использования подвижного состава, приобретенного после 1 января 2017 г., устанавливаются исходя из «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 ,в ред.2016г. (далее - постановление Правительства РФ №1). В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина РФ, в бухгалтерском учете существует четыре метода начисления на основные средства:



§ линейный;

§ уменьшаемого остатка;

§ списание стоимости по сумме числа лет срока полезного использования;

§ списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Линейный

А=(С б ·Н а)/100; (5.1)

Н а =(1/Т п.и.)·100%, (5.2)

где С б – балансовая (первоначальная) стоимость подвижного состава, руб.;

Н а – норма амортизации, %;

Т п.и. – срок полезного использования подвижного состава, лет.

Для расчета суммы амортизации на час необходимо полученную сумму амортизации разделить наавтомобиле-часы работы:

. (5.3)

2)уменьшаемого остатка

При способе уменьшаемого остатка амортизация начисляется исходя из остаточнойС ост, а не балансовой С б стоимости автотранспортных средств. Другими словами, каждый год величина амортизации подвижного состава, которая приходится на себестоимость продукции (работ), будет уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости .

Норма амортизации(Н а)в этом случае определяется как отношение 100% к сроку службы подвижного состава.

Н а =(к уск /Т п.и.)·100% ,

где: к уск – коэффициент ускорения (к уск £ 2), если срок полезного использования превышает 3 года.

Амортизационные отчисления определяются соответственно:

В первый год:

А= С б ·Н а (5.4),

С ост =С б -А;(5.5),

Во второй год и последующие годы:

А=(С ост ·Н а)/100; (5.6).

Когда остаточная стоимость составит 20 % от первоначальной стоимости, амортизация начисляется следующим образом:

а) остаточная стоимость фиксируется как базовая стоимость;

б) сумма амортизации определяется путем деления базовой стоимости на количество лет (месяцев), оставшихся до истечения срока полезного использования.

1. Капитализируются.

2. Признаются в качестве расходов в отчете о прибылях и убытках в периоде их возникновения.

3. Учитываются как отложенные расходы.

12. Если затраты, связанные с капитальным ремонтом (например, заменой стен) капитализируются :

    Они должны отражаться в качестве отдельного актива.

    Любые оставшиеся затраты с момента предыдущей стен должны быть списаны.

    Совет директоров должен быть немедленно поставлен в известность о произведенных затратах.

13. Элементами затрат на объект инвестиционной собственности являются:

      Цена покупки

      Юридические услуги.

      Налог на передачу титула собственности.

      Накладные расходы, связанные с приобретением объекта.

14. Следующие затраты:

(i) затраты, связанные с пуском предприятия (за исключением ситуаций, когда существует необходимость приведения средств в состояние, при котором они могут функционировать в режиме, который определяют менеджеры компании),

(ii) операционные убытки, возникающие до того, как инвестиционная собственность достигает запланированного уровня эксплуатации,

(iii) сверхнормативный объем производственных отходов, расходов на оплату труда, других ресурсов, привлеченных к строительству или реконструкции объекта собственности, должны учитываться в качестве:

    Непредвиденных расходов.

    Капитализироваться в качестве основных средств.

    Расходов.

15. Если платеж за объект инвестиционной собственности отложен за пределы периода кредитования, то любой дополнительный платеж, превышающий стоимость актива, будет учитываться в качестве:

    Затрат на основные средства.

    Затрат по займам.

    Ремонта и технического обслуживания.

16. Процентный доход от арендованной собственности должен оцениваться:

    По справедливой стоимости.

    По текущей стоимости минимальных арендных платежей.

    По наибольшей величине из 1и 2.

    По наименьшей величине из 1и 2.

17. В случае, когда один или более активов обмениваются на новый актив, новый актив оценивается:

1. По стоимости замещения имущества.

2. По справедливой стоимости.

3. По ликвидационной стоимости.

18. В случае обмена активов, когда приобретенный актив не может быть точно оценен:

1. Используется стоимость переданного актива.

2. Используется ликвидационная стоимость.

3. Актив не может капитализироваться.

19. Банк в учетной политике может принять способ учета инвестиционной собственности либо по фактической стоимости приобретения либо по переоцененной стоимости. Выбранный способ учета должен применяться:

1. Ко всем основным средствам.

2. Ко всей инвестиционной собственности.

3. К крупным объектам основных средств.

20. Доход, возникающий в результате изменения справедливой стоимости инвестиционной собственности, должен включаться:

    В резерв переоценки.

    В качестве непредвиденных или чрезвычайных статей.

    В отчет о прибылях и убытках.

21. Справедливая стоимость включает:

    Специальные финансовые условия.

    Операционные издержки, возникающие при продаже.

  1. Ни 1 ни 2.

22. Справедливая стоимость включает:

      дополнительную стоимость, полученную в результате создания портфеля инвестиционной собственности;

      количественную оценку эффекта синергии (объединения) объектов инвестиционной собственности и других активов;

      юридические права или правовые ограничения, связанные с конкретным владельцем инвестиционной собственности;

      налоговые льготы или налоговое бремя, связанные с конкретным владельцем инвестиционной собственности.

      Все из 1-4.

      В затраты, связанные с выполнением ТО-1 и ТО-2, включают заработную плату рабочих, затраты на смазочные и обтирочные материалы, а также на те мелкие детали, замена которых предусмотрена при техническом обслуживании (свечи зажигания, лампы, болты, гайки, шайбы, шплинты и т.п.). При правильной организации учета затрат на ТО-1 и ТО-2 все расходы нужно относить на конкретный автомобиль и соответствующий вид обслуживания.

      Иногда затраты на все виды обслуживания учитывают вместе, а затраты на ТР зачастую относят к ним. В результате невозможно определить себестоимость единицы технического обслуживания и провести анализ затрат.

      В АТО, где ведется учет затрат по видам обслуживания, анализ выполняют по общей сумме затрат, на единицу определенного вида обслуживания и на 1000 км пробега. Методика анализа затрат на ТО-1 и ТО-2 одинаковая. Рассмотрим ее на примере, приведенном в табл. 7.3.

      Как видно из табл. 7.3, общая сумма затрат возросла на 8,8%, а общий пробег автомобилей снизился на 0,4%. Сопоставление этих данных свидетельствует о перерасходе средств на 1000 км на 9,6% при условии, что структура пробега по моделям автомобилей не изменилась. Нормы затрат на 1000 км устанавливаются на все виды обслуживания и текущий ремонт по моделям автомобилей.

      Исходные данные для анализа затрат на ТО-2

      Показатель

      Значение

      плановое

      отчетное

      аналитическое

      Количество ТО-2

      • (95,8)
      • (96,1)

      Общая сумма затрат, руб.

      143 168,2 (108,8)

      131 507,2 (108,9)

      Себестоимость ТО-2, руб.

      • 159,4
      • (113,5)
      • 140,8
      • (113,2)

      Общий пробег, тыс. км

      • 8964,7
      • (99,6)

      Затраты на 1000 км, руб.

      • (109,6)
      • (108,8)

      Примечание. В скобках указаны соответствующие процентные значения показателей.

      Следует иметь в виду, что общая сумма затрат и средние по АТО затраты на техническое обслуживание и ремонт на 1000 км пробега будут зависеть от структуры автомобильного парка, среднесуточного пробега и коэффициента выпуска автомобилей каждой модели. Это видно из формулы исчисления общих затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт ЗтОиТР:

      где L cyT - среднесуточный пробег, км; з, - норма затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега, руб.; п - число анализируемых моделей подвижного состава.

      Учитывая сказанное, ранее сделанный вывод о перерасходе средств на ТО-2 на 8,8% может оказаться преждевременным. Необходимо предварительно определить аналитическую сумму средств, руб., которую АТО имела право израсходовать при фактическом пробеге по действующим нормам:

      Расчет по формуле (7.1) позволяет учесть изменения, происшедшие в пробеге по каждой модели автомобилей, т.е. изменения в структуре общего пробега.

      Аналитические затраты на ТО-2 составляют 131 507,2 руб. Теперь можно утверждать, что действительный перерасход равен 143 168,2 - 131 507,2 = 11 661,0 руб., или 8,9%, при условии, что все операции, обязательные для данного вида обслуживания, выполнялись полностью.

      Увеличение себестоимости и затрат на 1000 км пробега возникло за счет произвольного включения в эту статью расходов на ТР.В фактически сложившихся условиях затраты на 1000 км в размере 131 507,2/8964,7 = 14,7 руб. оправданны при условии, что выполнялись все операции, предусмотренные данным видом обслуживания. Действительные расходы составили 16,0 руб.

      Анализ затрат должен увязываться с результатами анализа выполнения установленного объема работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Это позволяет уточнить сумму затрат на текущий ремонт автомобилей, неправильно учтенную в затратах на техническое обслуживание. Иногда встречается ошибочное утверждение, что на каждое ТО-2 затраты на текущий ремонт равны разнице между отчетной и плановой себестоимостью технического обслуживания. По данным нашего примера (см. табл. 7.3) эта величина составляет 159,4 - 140,5 = 18,9 руб., что верно только в том случае, если все операции ТО-2, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, выполнены.

      На практике это бывает редко, значит, и затраты на текущий ремонт будут большими. Неправильное включение затрат на текущий ремонт в затраты на ТО может быть и при снижении их себестоимости. Поэтому при углубленном, тщательном анализе выборочно рассчитывают себестоимость ТО по результатам непосредственных наблюдений и тем самым конкретизируют и уточняют долю затрат на ТР, учтенную в затратах на ТО. Кроме того, необходимо отметить, что затраты, предусмотренные действующими нормами на ТО автомобилей, в отличие от затрат на ремонт являются не только необходимыми, но и неизбежными. Технические воздействия должны обеспечить надежную, бесперебойную работу автомобиля при минимальных затратах на их проведение. Отсюда можно сделать вывод о том, что экономия денежных средств, предусмотренных на выполнение ТО автомобилей, за счет необоснованного увеличения периодичности воздействий, произвольного сокращения их объема или снижения качества работы вредна и недопустима.

      Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин определяется по формуле:

      Вс - восстановительная стоимость машины, руб., определяемая в порядке, изложенном в п. 4.1.1;

      Нр - норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин* соответствующей типоразмерной группы определяется по формуле:

      * В дальнейшем изложении: ремонт и техническое обслуживание.

      (9)

      Сумма среднегодовых затрат на ремонт (Р) и техническое обслуживание (ТО) машин данной типоразмерной группы, типа или вида машин, руб./год, которые включают:

      Затраты на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузоразгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д. Эти затраты рекомендуется определять по нормам расхода запасных частей продукции Минстройдормаша СССР, утвержденным в 1987-1988 г.г. При их отсутствии соответствующие затраты устанавливаются по фактическим данным. Нормы расхода запасных частей по основной номенклатуре строительных машин приведены в приложении 5;

      Стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю;

      Оплату труда ремонтных рабочих. При этом трудоемкость следует определять в соответствии с Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, разработанными институтом ЦНИИОМТП, и согласованными с Госстроем России в 1993 году;

      Затраты по эксплуатации ремонтных баз в части прямых затрат, включая амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских;

      Накладные расходы, связанные с организацией, осуществлением технического обслуживания и ремонта машин по индивидуальной норме;

      Прибыль на основе индивидуальной нормы, по согласованию сторон;

      Сумма показателей восстановительной стоимости машин данной модели (марки), типоразмерной группы, типа или вида в среднем за год, затраты на ремонт и техническое обслуживание которых учитываются в числителе формулы (9), руб. Показатели восстановительной стоимости машин принимаются по бухгалтерской отчетности подразделений строймеханизации;

      При возникновении трудностей определения региональных или отраслевых норм годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин отечественного производства показатели (Нр) рекомендуется принимать по таблице 1.

      Указанные данные носят справочный характер и уточняются по фактическим среднегодовым данным подразделений строймеханизации.

      Рекомендуемые нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин

      (в процентах к восстановительной стоимости машин)

      (Измененная редакция, Изм. 2001)

      Таблица 1

      Наименование

      Для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним

      Для остальной территории Российской Федерации

      Автогрейдеры

      Башенные краны, козловые краны

      Бульдозеры

      Краны на автомобильном ходу

      Краны на гусеничном ходу

      Краны на пневмоколесном ходу

      Погрузчики

      Прицепные машины с двигателями внутреннего сгорания (компрессоры, передвижные электростанции, водоотливные агрегаты и т.д.)

      Ручные машины (лебедки, домкраты, тали и т.д.)

      Самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания (буровая и сваебойная техника, автогудронаторы, автотранспортные средства и т.д.)

      Скреперы

      Стационарные машины с электроприводом (бетоно- и растворосмесители, штукатурные станции, окрасочные агрегаты и т.д.)

      Экскаваторы

      Исчисление нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание для импортных машин (Ри) следует производить по формуле:

      (10)

      Стоимость комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, а также изготавливаемых (восстанавливаемых) эксплуатирующими организациями, руб. Показатель () в валютном эквиваленте принимается по контрактам на машины данной типоразмерной группы, с начислением в соответствующей доле затрат на первоначальную доставку машин к потребителю, с учетом страховых платежей при доставке машин к потребителю, ввозной таможенной пошлины и стоимости таможенных процедур. Перевод этих затрат в рублевый эквивалент осуществляется по курсу, установленному на дату введения в действие сметной расценки;

      Кр - коэффициент, учитывающий оплату труда ремонтных рабочих, стоимость ремонтных материалов, амортизацию и затраты по эксплуатации ремонтных баз, амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, а также накладные расходы и прибыль ремонтных баз. Показатель (Кр) устанавливается по данным подразделений строймеханизации, эксплуатирующих импортные машины данного вида, типа, типоразмерной группы, модели (марки);

      Тк - время использования комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, предусмотренного контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы, маш.-ч.

      Если контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы закупка запасных частей и заменяемых агрегатов не предусматривается, для определения нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных строительных машин используются фактические данные по этим затратам подразделений строймеханизации. При отсутствии таких данных расчет следует производить по формуле:

      (11)

      Вси - показатель восстановительной стоимости для импортных машин, руб.;

      Нр - годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, принимаемая по табл. 1, процент/год;

      Кк - коэффициент корректировки годовой нормы затрат на ремонт и техническое обслуживание машины, учитывающий относительно более высокий качественный уровень импортных машин. Коэффициент корректировки принимается в интервале 0,50,7.

      Норма затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных машин (произведение Нр х Кк), принятая при расчете сметной расценки в формуле (11), в дальнейшем подтверждается или корректируется по фактическим затратам подразделений строймеханизации по этой статье;

      Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.

      Расчет затрат на техническое обслуживание производится аналитическим методом с использованием установленных нормативными документами пропорций между статьями и структурой затрат планово-расчетной стоимости. Показатели периодичности, трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и ремонтов принимаются в соответствии с "Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин".

      Затраты на техническое обслуживание определяются по формуле:

      где - затраты на техническое обслуживание, руб;

      Заработная плата рабочих занятых техническим ремонтом и обслуживанием, руб;

      Затраты на запасные части, ремонтные материалы и энерго-носители, руб;

      Затраты на заработную плату определяются трудоемкостью работ и средним тарифным разрядом ремонтных рабочих, который обычно принимается на один разряд ниже разряда механизаторов, работающих на данной машине.

      где - трудоемкость технического обслуживания, час;

      Тарифная ставка ремонтных рабочих, руб;

      где Кт = 1,89 - тарифный коэффициент для рабочего шестого разряда;

      Зт-часовая тарифная ставка Зт=11500 руб;

      Ф-фонд рабочего времени Ф=168,1 часов;

      Премиальные доплаты ремонтных рабочих, Кпрт=50 %;

      Коэффициент учитывающий местные условия, Кмт=1,98.

      Трудоемкость работ на ремонт и обслуживание:


      где, - количество соответственно ТО-1, ТО-2, Т, К в

      межремонтном цикле;

      Количество сезонных обслуживаний (СО) в течении года, ед.;

      И - продолжительность ТО-1, ТО-2, Т,

      К и СО, час;

      Годовой фонд времени эксплуатации машины, маш-ч;

      Межремонтный цикл, час.

      Затраты на заработную плату ремонтных рабочих:

      ЗЗАР = 225 руб/час

      Затраты на запасные части, ремонтные материалы и энергоносители

      где = 3 - коэффициент перехода к стоимости запасных частей,

      ремонтных материалов и энергоносителей;

      Затраты на перебазировку техники

      Затраты на перебазировку строительной машины на трайлере (без разборки) буксируемом сидельным тягачом

      где =5529,8 руб./маш-ч - прямые затраты трайлера;

      1435,82 руб./маш-ч -прямые затраты перебазируемой техники;

      2879,8 руб./маш-ч - прямые затраты машины сопровождения;

      зм = 197,71 руб./час - тарифная ставка машинистов перебазируемой

      40% - процент премиальных доплат машинистов перебазируемой

      0,5 час - время погрузки и разгрузки машины;

      L = 50 км - расстояние до объекта;

      V = 30км/ч - скорость трайлера.

      Определение затрат на перебазировку, приходящихся на маш-ч производится по формуле:

      где=48-среднестатическое количество перебазировок техники в год определяется по среднестатистическим данным для каждой конкретной организации;

      Годовой фонд рабочего времени в часах, Тг=1661,16 часов.

      Накладные расходы и плановые накопления

      Размер накладных расходов и плановых накоплений принимается в соответствии с действующими положениями или устанавливаются вышестоящей организацией, причем расчет можно производить двумя: способами: исходя из ПРС или заработной платы, входящей в ПРС.

      Вариант 1. Расчет накладных расходов и плановых накоплений от величины ПРС (накладные - 16.3%, плановые - 8%).

      Вариант 2. Расчет накладных расходов и плановых накоплении от заработной платы (накладные - 136.4%, плановые -260.3%)

      Расчет будем производить по второму варианту:

      Нр=З1,364=587,1981,364=801руб/час

      Пн= З2,603=587,1982,603=1527руб/час

      Налоги, отчисления и определение ПРС

      В планово-расчетную стоимость 1 машино-часа эксплуатации строительных машин включаются все виды налогов, действующих в РБ, согласно нормативным документам:

      Налоги начисляемые на заработную плату:

      Соц.страх. - 35%;

      чрезвычайный налог - 5%;

      Нзп=З (0,35+0,05)=587,1980,4=235 руб/м-час

      Налоги на топливо (руб /час):

      Экологический налог -1%;

      Налоги начисляемые на плановые накопления:

      Местный налог -2,4%;

      единый налог -2,5%;

      Найдем НДС по формуле:

      НДС=ПН0,2=305 руб/м-час,

      где ПН - плановые накопления.

      Найдем местный налог по формуле:

      МН=(ПН+НДС)0,024=(1527+305)0,024=44 руб/м-час

      Найдем единый налог по формуле:

      ЕН=(ПН+НДС+МН)0,025=(1527+305+44)0,025=478 руб/м-час

      В случае изменения ставок налогов они корректируются в соответствии с действующими нормативными актами.

      Результаты расчётов сводим в таблицу 4.2

      Таблица 4.2 Себестоимость одного часа работы экскаватора ЭО-2621А

      Расчёт стоимости одного метра кубического разработки грунта

      Стоимость одного метра кубического разработки грунта находится по формуле:

      С = ПРС/Пэ,

      где ПРС - стоимость одного часа работы экскаватора;

      Пэ = 60,21 м3/ч - эксплуатационная производительность.

      С = 8254,1 / 60,21=137,09 руб/м3

      Расчёт экономической эффективности и срока окупаемости разрабатываемой системы.

      Разработанная гидросистема позволяет сэкономить топливо за счет подкрутки двигателя (насоса) гидравлической жидкостью под давлением создаваемым поднятым грузом.

      Определим мощность насоса работающего на подъем и опускание

      16,4 л/ч - удельный расхода дизельного топлива в летнее время;

      Определим расход топлива за 1 рабочий день

      Себестоимость работы экскаватора за 1 день

      При подкрутке насоса двигатель работает на номинальных оборотах, т.е. затрачивает мощность до. Необходимая мощность для опускания груза сообщается насосу от гидроцилиндров стрелы, т.е. энергия гидравлической жидкости находящейся под давлением в поршневых полостях гидроцилиндров поступает во всасывающий трубопровод насоса. Таким образом при опускании стрелы экскаватора с грузом двигатель экономит до мощности (11,84кВт).

      Расход топлива при подкрутке насоса

      Мощность затрачиваемая двигателем при подкрутке насоса.

      Так как работа экскаватора имеет цикличный характер, т.е. за подъемом следует опускание стрелы и этот цикл повторяется многократно в течении дня, то можно принять, что рабочего дня экскаватор совершает подъем стрелы и столько же процентов рабочего дня затрачивает на опускание. Это нам необходимо для определения расхода топлива за день на подъем стрелы л и соответственно на опускание л.

      Определим расход топлива с учетом подкрутки двигателя

      Себестоимость работы экскаватора с учетом подкрутки двигателя

      Экономический эффект