При расчете нормативных затрат на ТО и ТР З ТОиТР предлагается ориентироваться на данные раздела 4 с.58. – таблица «Ориентировочные нормы затрат на ТО и ТР подвижного состава». Нормы затрат на ТО и ТР подвижного состава включают затраты на оплату труда ремонтных рабочих (40%), запчасти (35%) и материалы (25%).
Если, например, нормы указаны по 2005 году для 1-й категории условий эксплуатации автотранспортных средств, то необходимо рассчитать интегральный коэффициент инфляции К п за период 2006-2016гг. через индексы инфляции I 2006 , I 2007 ,…, I 2016:
З ТОиТР = L год ·Н ТОиТР. ·к у ·к п (4.6)
где Н ТОиТР – норма затрат на ТО и ТР, руб/1км;
к п – коэффициент приведения (к современным ценам), к п = ,
гдеI i – индекс инфляции в соответствующем i-м году;
к у - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (табл.3).
Таблица 3
Поправочные коэффициенты к у в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств
При расчете затрат на ТОи ТР используется показатель Н ТОиТР, который применяется с поправочным коэффициентом 2. В этом случае коэффициент приведения считается как к п = 2 ·I 2006 ·I 2007 ·…, ·I 2016 .
Затраты на ремонт и восстановление шин
Затраты на ремонт и восстановление шинЗ ш рассчитывают по формуле:
З ш = (Н ш ·С ш ·L год ·n а)/(100·1000), (4.7)
где Н ш – норма затрат на восстановление износа и ремонт шин, %;
Н ш =100 % /Н i ·к у, %/1000 км;
Н i – норма эксплуатационного пробега шины, тыс.км (см., табл. 2 «Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей»);
Поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации(см.,табл. 4).
С ш – цена шины, руб. (см. Интернет-ресурс);
n а – количество ходовых шин автомобиля;
З ш =[(Н ш ·n a ·1,1+Н ш ·n приц)/(100·1000)]·L год ·С ш – для автопоезда, (4.8)
где n приц – количество ходовых шин прицепа.
Амортизация подвижного состава
При начислении амортизации сроки полезного использования подвижного состава, приобретенного после 1 января 2017 г., устанавливаются исходя из «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 ,в ред.2016г. (далее - постановление Правительства РФ №1). В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина РФ, в бухгалтерском учете существует четыре метода начисления на основные средства:
§ линейный;
§ уменьшаемого остатка;
§ списание стоимости по сумме числа лет срока полезного использования;
§ списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Линейный
А=(С б ·Н а)/100; (5.1)
Н а =(1/Т п.и.)·100%, (5.2)
где С б – балансовая (первоначальная) стоимость подвижного состава, руб.;
Н а – норма амортизации, %;
Т п.и. – срок полезного использования подвижного состава, лет.
Для расчета суммы амортизации на час необходимо полученную сумму амортизации разделить наавтомобиле-часы работы:
. (5.3)
2)уменьшаемого остатка
При способе уменьшаемого остатка амортизация начисляется исходя из остаточнойС ост, а не балансовой С б стоимости автотранспортных средств. Другими словами, каждый год величина амортизации подвижного состава, которая приходится на себестоимость продукции (работ), будет уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости .
Норма амортизации(Н а)в этом случае определяется как отношение 100% к сроку службы подвижного состава.
Н а =(к уск /Т п.и.)·100% ,
где: к уск – коэффициент ускорения (к уск £ 2), если срок полезного использования превышает 3 года.
Амортизационные отчисления определяются соответственно:
В первый год:
А= С б ·Н а (5.4),
С ост =С б -А;(5.5),
Во второй год и последующие годы:
А=(С ост ·Н а)/100; (5.6).
Когда остаточная стоимость составит 20 % от первоначальной стоимости, амортизация начисляется следующим образом:
а) остаточная стоимость фиксируется как базовая стоимость;
б) сумма амортизации определяется путем деления базовой стоимости на количество лет (месяцев), оставшихся до истечения срока полезного использования.
1. Капитализируются.
2. Признаются в качестве расходов в отчете о прибылях и убытках в периоде их возникновения.
3. Учитываются как отложенные расходы.
12. Если затраты, связанные с капитальным ремонтом (например, заменой стен) капитализируются :
Они должны отражаться в качестве отдельного актива.
Любые оставшиеся затраты с момента предыдущей стен должны быть списаны.
Совет директоров должен быть немедленно поставлен в известность о произведенных затратах.
13. Элементами затрат на объект инвестиционной собственности являются:
Цена покупки
Юридические услуги.
Налог на передачу титула собственности.
Накладные расходы, связанные с приобретением объекта.
14. Следующие затраты:
(i) затраты, связанные с пуском предприятия (за исключением ситуаций, когда существует необходимость приведения средств в состояние, при котором они могут функционировать в режиме, который определяют менеджеры компании),
(ii) операционные убытки, возникающие до того, как инвестиционная собственность достигает запланированного уровня эксплуатации,
(iii) сверхнормативный объем производственных отходов, расходов на оплату труда, других ресурсов, привлеченных к строительству или реконструкции объекта собственности, должны учитываться в качестве:
Непредвиденных расходов.
Капитализироваться в качестве основных средств.
Расходов.
15. Если платеж за объект инвестиционной собственности отложен за пределы периода кредитования, то любой дополнительный платеж, превышающий стоимость актива, будет учитываться в качестве:
Затрат на основные средства.
Затрат по займам.
Ремонта и технического обслуживания.
16. Процентный доход от арендованной собственности должен оцениваться:
По справедливой стоимости.
По текущей стоимости минимальных арендных платежей.
По наибольшей величине из 1и 2.
По наименьшей величине из 1и 2.
17. В случае, когда один или более активов обмениваются на новый актив, новый актив оценивается:
1. По стоимости замещения имущества.
2. По справедливой стоимости.
3. По ликвидационной стоимости.
18. В случае обмена активов, когда приобретенный актив не может быть точно оценен:
1. Используется стоимость переданного актива.
2. Используется ликвидационная стоимость.
3. Актив не может капитализироваться.
19. Банк в учетной политике может принять способ учета инвестиционной собственности либо по фактической стоимости приобретения либо по переоцененной стоимости. Выбранный способ учета должен применяться:
1. Ко всем основным средствам.
2. Ко всей инвестиционной собственности.
3. К крупным объектам основных средств.
20. Доход, возникающий в результате изменения справедливой стоимости инвестиционной собственности, должен включаться:
В резерв переоценки.
В качестве непредвиденных или чрезвычайных статей.
В отчет о прибылях и убытках.
21. Справедливая стоимость включает:
Ни 1 ни 2.
Специальные финансовые условия.
Операционные издержки, возникающие при продаже.
22. Справедливая стоимость включает:
- (95,8)
- (96,1)
- 159,4
- (113,5)
- 140,8
- (113,2)
- 8964,7
- (99,6)
- (109,6)
- (108,8)
дополнительную стоимость, полученную в результате создания портфеля инвестиционной собственности;
количественную оценку эффекта синергии (объединения) объектов инвестиционной собственности и других активов;
юридические права или правовые ограничения, связанные с конкретным владельцем инвестиционной собственности;
налоговые льготы или налоговое бремя, связанные с конкретным владельцем инвестиционной собственности.
Все из 1-4.
В затраты, связанные с выполнением ТО-1 и ТО-2, включают заработную плату рабочих, затраты на смазочные и обтирочные материалы, а также на те мелкие детали, замена которых предусмотрена при техническом обслуживании (свечи зажигания, лампы, болты, гайки, шайбы, шплинты и т.п.). При правильной организации учета затрат на ТО-1 и ТО-2 все расходы нужно относить на конкретный автомобиль и соответствующий вид обслуживания.
Иногда затраты на все виды обслуживания учитывают вместе, а затраты на ТР зачастую относят к ним. В результате невозможно определить себестоимость единицы технического обслуживания и провести анализ затрат.
В АТО, где ведется учет затрат по видам обслуживания, анализ выполняют по общей сумме затрат, на единицу определенного вида обслуживания и на 1000 км пробега. Методика анализа затрат на ТО-1 и ТО-2 одинаковая. Рассмотрим ее на примере, приведенном в табл. 7.3.
Как видно из табл. 7.3, общая сумма затрат возросла на 8,8%, а общий пробег автомобилей снизился на 0,4%. Сопоставление этих данных свидетельствует о перерасходе средств на 1000 км на 9,6% при условии, что структура пробега по моделям автомобилей не изменилась. Нормы затрат на 1000 км устанавливаются на все виды обслуживания и текущий ремонт по моделям автомобилей.
Исходные данные для анализа затрат на ТО-2
Показатель |
Значение |
||
плановое |
отчетное |
аналитическое |
|
Количество ТО-2 |
|
|
|
Общая сумма затрат, руб. |
143 168,2 (108,8) |
131 507,2 (108,9) |
|
Себестоимость ТО-2, руб. |
|
|
|
Общий пробег, тыс. км |
|
||
Затраты на 1000 км, руб. |
|
|
Примечание. В скобках указаны соответствующие процентные значения показателей.
Следует иметь в виду, что общая сумма затрат и средние по АТО затраты на техническое обслуживание и ремонт на 1000 км пробега будут зависеть от структуры автомобильного парка, среднесуточного пробега и коэффициента выпуска автомобилей каждой модели. Это видно из формулы исчисления общих затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт ЗтОиТР:
где L cyT - среднесуточный пробег, км; з, - норма затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега, руб.; п - число анализируемых моделей подвижного состава.
Учитывая сказанное, ранее сделанный вывод о перерасходе средств на ТО-2 на 8,8% может оказаться преждевременным. Необходимо предварительно определить аналитическую сумму средств, руб., которую АТО имела право израсходовать при фактическом пробеге по действующим нормам:
Расчет по формуле (7.1) позволяет учесть изменения, происшедшие в пробеге по каждой модели автомобилей, т.е. изменения в структуре общего пробега.
Аналитические затраты на ТО-2 составляют 131 507,2 руб. Теперь можно утверждать, что действительный перерасход равен 143 168,2 - 131 507,2 = 11 661,0 руб., или 8,9%, при условии, что все операции, обязательные для данного вида обслуживания, выполнялись полностью.
Увеличение себестоимости и затрат на 1000 км пробега возникло за счет произвольного включения в эту статью расходов на ТР.В фактически сложившихся условиях затраты на 1000 км в размере 131 507,2/8964,7 = 14,7 руб. оправданны при условии, что выполнялись все операции, предусмотренные данным видом обслуживания. Действительные расходы составили 16,0 руб.
Анализ затрат должен увязываться с результатами анализа выполнения установленного объема работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Это позволяет уточнить сумму затрат на текущий ремонт автомобилей, неправильно учтенную в затратах на техническое обслуживание. Иногда встречается ошибочное утверждение, что на каждое ТО-2 затраты на текущий ремонт равны разнице между отчетной и плановой себестоимостью технического обслуживания. По данным нашего примера (см. табл. 7.3) эта величина составляет 159,4 - 140,5 = 18,9 руб., что верно только в том случае, если все операции ТО-2, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, выполнены.
На практике это бывает редко, значит, и затраты на текущий ремонт будут большими. Неправильное включение затрат на текущий ремонт в затраты на ТО может быть и при снижении их себестоимости. Поэтому при углубленном, тщательном анализе выборочно рассчитывают себестоимость ТО по результатам непосредственных наблюдений и тем самым конкретизируют и уточняют долю затрат на ТР, учтенную в затратах на ТО. Кроме того, необходимо отметить, что затраты, предусмотренные действующими нормами на ТО автомобилей, в отличие от затрат на ремонт являются не только необходимыми, но и неизбежными. Технические воздействия должны обеспечить надежную, бесперебойную работу автомобиля при минимальных затратах на их проведение. Отсюда можно сделать вывод о том, что экономия денежных средств, предусмотренных на выполнение ТО автомобилей, за счет необоснованного увеличения периодичности воздействий, произвольного сокращения их объема или снижения качества работы вредна и недопустима.
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин определяется по формуле:
Вс - восстановительная стоимость машины, руб., определяемая в порядке, изложенном в п. 4.1.1;
Нр - норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин* соответствующей типоразмерной группы определяется по формуле:
* В дальнейшем изложении: ремонт и техническое обслуживание.
(9)
Сумма среднегодовых затрат на ремонт (Р) и техническое обслуживание (ТО) машин данной типоразмерной группы, типа или вида машин, руб./год, которые включают:
Затраты на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузоразгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д. Эти затраты рекомендуется определять по нормам расхода запасных частей продукции Минстройдормаша СССР, утвержденным в 1987-1988 г.г. При их отсутствии соответствующие затраты устанавливаются по фактическим данным. Нормы расхода запасных частей по основной номенклатуре строительных машин приведены в приложении 5;
Стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю;
Оплату труда ремонтных рабочих. При этом трудоемкость следует определять в соответствии с Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, разработанными институтом ЦНИИОМТП, и согласованными с Госстроем России в 1993 году;
Затраты по эксплуатации ремонтных баз в части прямых затрат, включая амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских;
Накладные расходы, связанные с организацией, осуществлением технического обслуживания и ремонта машин по индивидуальной норме;
Прибыль на основе индивидуальной нормы, по согласованию сторон;
Сумма показателей восстановительной стоимости машин данной модели (марки), типоразмерной группы, типа или вида в среднем за год, затраты на ремонт и техническое обслуживание которых учитываются в числителе формулы (9), руб. Показатели восстановительной стоимости машин принимаются по бухгалтерской отчетности подразделений строймеханизации;
При возникновении трудностей определения региональных или отраслевых норм годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин отечественного производства показатели (Нр) рекомендуется принимать по таблице 1.
Указанные данные носят справочный характер и уточняются по фактическим среднегодовым данным подразделений строймеханизации.
Рекомендуемые нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин
(в процентах к восстановительной стоимости машин)
(Измененная редакция, Изм. 2001)
Таблица 1
Наименование |
Для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним |
Для остальной территории Российской Федерации |
|
Автогрейдеры | |||
Башенные краны, козловые краны | |||
Бульдозеры | |||
Краны на автомобильном ходу | |||
Краны на гусеничном ходу | |||
Краны на пневмоколесном ходу | |||
Погрузчики | |||
Прицепные машины с двигателями внутреннего сгорания (компрессоры, передвижные электростанции, водоотливные агрегаты и т.д.) | |||
Ручные машины (лебедки, домкраты, тали и т.д.) | |||
Самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания (буровая и сваебойная техника, автогудронаторы, автотранспортные средства и т.д.) | |||
Скреперы | |||
Стационарные машины с электроприводом (бетоно- и растворосмесители, штукатурные станции, окрасочные агрегаты и т.д.) | |||
Экскаваторы |
Исчисление нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание для импортных машин (Ри) следует производить по формуле:
(10)
Стоимость комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, а также изготавливаемых (восстанавливаемых) эксплуатирующими организациями, руб. Показатель () в валютном эквиваленте принимается по контрактам на машины данной типоразмерной группы, с начислением в соответствующей доле затрат на первоначальную доставку машин к потребителю, с учетом страховых платежей при доставке машин к потребителю, ввозной таможенной пошлины и стоимости таможенных процедур. Перевод этих затрат в рублевый эквивалент осуществляется по курсу, установленному на дату введения в действие сметной расценки;
Кр - коэффициент, учитывающий оплату труда ремонтных рабочих, стоимость ремонтных материалов, амортизацию и затраты по эксплуатации ремонтных баз, амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, а также накладные расходы и прибыль ремонтных баз. Показатель (Кр) устанавливается по данным подразделений строймеханизации, эксплуатирующих импортные машины данного вида, типа, типоразмерной группы, модели (марки);
Тк - время использования комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, предусмотренного контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы, маш.-ч.
Если контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы закупка запасных частей и заменяемых агрегатов не предусматривается, для определения нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных строительных машин используются фактические данные по этим затратам подразделений строймеханизации. При отсутствии таких данных расчет следует производить по формуле:
(11)
Вси - показатель восстановительной стоимости для импортных машин, руб.;
Нр - годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, принимаемая по табл. 1, процент/год;
Кк - коэффициент корректировки годовой нормы затрат на ремонт и техническое обслуживание машины, учитывающий относительно более высокий качественный уровень импортных машин. Коэффициент корректировки принимается в интервале 0,50,7.
Норма затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных машин (произведение Нр х Кк), принятая при расчете сметной расценки в формуле (11), в дальнейшем подтверждается или корректируется по фактическим затратам подразделений строймеханизации по этой статье;
Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
Расчет затрат на техническое обслуживание производится аналитическим методом с использованием установленных нормативными документами пропорций между статьями и структурой затрат планово-расчетной стоимости. Показатели периодичности, трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и ремонтов принимаются в соответствии с "Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин".
Затраты на техническое обслуживание определяются по формуле:
где - затраты на техническое обслуживание, руб;
Заработная плата рабочих занятых техническим ремонтом и обслуживанием, руб;
Затраты на запасные части, ремонтные материалы и энерго-носители, руб;
Затраты на заработную плату определяются трудоемкостью работ и средним тарифным разрядом ремонтных рабочих, который обычно принимается на один разряд ниже разряда механизаторов, работающих на данной машине.
где - трудоемкость технического обслуживания, час;
Тарифная ставка ремонтных рабочих, руб;
где Кт = 1,89 - тарифный коэффициент для рабочего шестого разряда;
Зт-часовая тарифная ставка Зт=11500 руб;
Ф-фонд рабочего времени Ф=168,1 часов;
Премиальные доплаты ремонтных рабочих, Кпрт=50 %;
Коэффициент учитывающий местные условия, Кмт=1,98.
Трудоемкость работ на ремонт и обслуживание:
где, - количество соответственно ТО-1, ТО-2, Т, К в
межремонтном цикле;
Количество сезонных обслуживаний (СО) в течении года, ед.;
И - продолжительность ТО-1, ТО-2, Т,
К и СО, час;
Годовой фонд времени эксплуатации машины, маш-ч;
Межремонтный цикл, час.
Затраты на заработную плату ремонтных рабочих:
ЗЗАР = 225 руб/час
Затраты на запасные части, ремонтные материалы и энергоносители
где = 3 - коэффициент перехода к стоимости запасных частей,
ремонтных материалов и энергоносителей;
Затраты на перебазировку техники
Затраты на перебазировку строительной машины на трайлере (без разборки) буксируемом сидельным тягачом
где =5529,8 руб./маш-ч - прямые затраты трайлера;
1435,82 руб./маш-ч -прямые затраты перебазируемой техники;
2879,8 руб./маш-ч - прямые затраты машины сопровождения;
зм = 197,71 руб./час - тарифная ставка машинистов перебазируемой
40% - процент премиальных доплат машинистов перебазируемой
0,5 час - время погрузки и разгрузки машины;
L = 50 км - расстояние до объекта;
V = 30км/ч - скорость трайлера.
Определение затрат на перебазировку, приходящихся на маш-ч производится по формуле:
где=48-среднестатическое количество перебазировок техники в год определяется по среднестатистическим данным для каждой конкретной организации;
Годовой фонд рабочего времени в часах, Тг=1661,16 часов.
Накладные расходы и плановые накопления
Размер накладных расходов и плановых накоплений принимается в соответствии с действующими положениями или устанавливаются вышестоящей организацией, причем расчет можно производить двумя: способами: исходя из ПРС или заработной платы, входящей в ПРС.
Вариант 1. Расчет накладных расходов и плановых накоплений от величины ПРС (накладные - 16.3%, плановые - 8%).
Вариант 2. Расчет накладных расходов и плановых накоплении от заработной платы (накладные - 136.4%, плановые -260.3%)
Расчет будем производить по второму варианту:
Нр=З1,364=587,1981,364=801руб/час
Пн= З2,603=587,1982,603=1527руб/час
Налоги, отчисления и определение ПРС
В планово-расчетную стоимость 1 машино-часа эксплуатации строительных машин включаются все виды налогов, действующих в РБ, согласно нормативным документам:
Налоги начисляемые на заработную плату:
Соц.страх. - 35%;
чрезвычайный налог - 5%;
Нзп=З (0,35+0,05)=587,1980,4=235 руб/м-час
Налоги на топливо (руб /час):
Экологический налог -1%;
Налоги начисляемые на плановые накопления:
Местный налог -2,4%;
единый налог -2,5%;
Найдем НДС по формуле:
НДС=ПН0,2=305 руб/м-час,
где ПН - плановые накопления.
Найдем местный налог по формуле:
МН=(ПН+НДС)0,024=(1527+305)0,024=44 руб/м-час
Найдем единый налог по формуле:
ЕН=(ПН+НДС+МН)0,025=(1527+305+44)0,025=478 руб/м-час
В случае изменения ставок налогов они корректируются в соответствии с действующими нормативными актами.
Результаты расчётов сводим в таблицу 4.2
Таблица 4.2 Себестоимость одного часа работы экскаватора ЭО-2621А
Расчёт стоимости одного метра кубического разработки грунтаСтоимость одного метра кубического разработки грунта находится по формуле:
С = ПРС/Пэ,
где ПРС - стоимость одного часа работы экскаватора;
Пэ = 60,21 м3/ч - эксплуатационная производительность.
С = 8254,1 / 60,21=137,09 руб/м3
Расчёт экономической эффективности и срока окупаемости разрабатываемой системы.
Разработанная гидросистема позволяет сэкономить топливо за счет подкрутки двигателя (насоса) гидравлической жидкостью под давлением создаваемым поднятым грузом.
Определим мощность насоса работающего на подъем и опускание
16,4 л/ч - удельный расхода дизельного топлива в летнее время;
Определим расход топлива за 1 рабочий день
Себестоимость работы экскаватора за 1 день
При подкрутке насоса двигатель работает на номинальных оборотах, т.е. затрачивает мощность до. Необходимая мощность для опускания груза сообщается насосу от гидроцилиндров стрелы, т.е. энергия гидравлической жидкости находящейся под давлением в поршневых полостях гидроцилиндров поступает во всасывающий трубопровод насоса. Таким образом при опускании стрелы экскаватора с грузом двигатель экономит до мощности (11,84кВт).
Расход топлива при подкрутке насоса
Мощность затрачиваемая двигателем при подкрутке насоса.
Так как работа экскаватора имеет цикличный характер, т.е. за подъемом следует опускание стрелы и этот цикл повторяется многократно в течении дня, то можно принять, что рабочего дня экскаватор совершает подъем стрелы и столько же процентов рабочего дня затрачивает на опускание. Это нам необходимо для определения расхода топлива за день на подъем стрелы л и соответственно на опускание л.
Определим расход топлива с учетом подкрутки двигателя
Себестоимость работы экскаватора с учетом подкрутки двигателя
Экономический эффект