Способы крепления опоры и фундамента. Разработка систем и монтаж уличных фонарей

Монтаж переходных опор линий электропередачи является сложной, ответственной трудоемкой работой, значительно отличающейся от установки опор на линии. Особенности монтажа переходных опор, в первую очередь, связаны со значительными размерами и большой массой опор.
Часто работа выполняется в стесненных условиях. Приходится монтировать только две (иногда три), как правило, одинаковые опоры, расположенные недалеко друг от друга. Для выполнения работы требуется применение специального такелажа, часто весьма тяжелого. Монтаж переходный опор выполняется по индивидуальным подробно разработанным проектам производства работ. Схемы монтажа переходных опор приведены в табл. 1, а монтаж переходных опор выполняется одним из способов, перечисленных в табл. 2.
Поворотом и одной монтажной стрелой можно монтировать опоры высотой до 100 - 120 м, массой до 130 - 140 т, а до 200 т - двумя монтажными стрелами (при достаточном месте для выкладки собранной опоры и расположения всех элементов такелажа).

Монтаж опор наращиванием более сложен и трудоемок. Выбор способа монтажа опоры должен производиться с учетом конструкции опоры, ее высоты и массы, размеров монтажной площадки, наличия у строителей элементов такелажа и приспособлений, а также навыков и опыта монтажников.
Таблица 1
Схема монтажа переходных опор


Сборка опоры

Установка опоры

Характеристика опоры

в горизонтальном положении

в приподнятом положении

в вертикальном положении

Полная сборка опоры

Опоры небольшой и средней массы

Трехстоечные опоры

Сборка основных элементов опоры (без траверс)

Сборка второстепенных элементов (сборка траверс)

Установка полностью собранной опоры

Опоры малой и средней высоты

Сборка нижней части опоры

Сборка верхней части опоры

Установка нижней части опоры

Опоры малой высоты

Полная сборка опоры

Опоры средней и большой высоты

Наиболее распространенным является способ установки переходных опор падающей стрелой (рис. 1). Собранная опора 1 укладывается около фундамента 8 и соединяется с ним обычно двумя монтажными шарнирами 9. Монтажная стрела 3 устанавливается около фундамента или на фундамент опоры. К верхнему концу стрелы 3 прикрепляются канаты 2, присоединенные к опоре 1, которые иногда называют «вожжи», и канат 4, присоединенный к полиспасту 5. К опоре также прикрепляется канат 13, присоединенный к полиспасту 12.
Установка опоры проходит в три этапа:
1-й этап (рис. 3,а) начинается в момент отрыва опоры от земли и заканчивается при выходе стрелы из работы (положение показано штриховыми линиями).

Способы монтажа переходных опор
Таблица 2

Способ монтажа

Подгруппа

Способ установки опоры

Одной стрелой

Падающей

Стрелой, установленной на фундаменте; подъем вдоль оси ВЛ (см. рис. 1)
То же, но подъем поперек оси
Стрелой, установленной на опоре

Поворотом

Неподвижной

С торможением опоры (см. рис. 2, а) Без торможения опоры (см. рис. 2, б, в, г)

Подвижной

Выталкивающей стрелой, (см. рис. 2. в) Плавающей стрелой (рис. 2. е)

Двумя стрелами

Неподвижными (см. рис. 2, д)
Наклоняющимися (см. рис. 2, акт)

Ползучими кранами

Краном башенного типа (см. рис. 4, а - д) Краном типа мачты (см. рис. 4, е) Краном портального типа

Наращиванием

или мачтами

Раздельными мачтами (см. рис. 5, г) Кранами «велосипедного» типа (см. рис. 5, а)

Башенным краном (см. рис. 5, е) Вертолетом (см. рис.6)

Установка производится трактором 7 с помощью полиспаста 5 и каната 4. Наибольшие усилия на опору, фундамент и элементы такелажа действуют в начале установки опоры, кроме горизонтального усилия на фундамент, которое имеет наибольшее значение при подъеме опоры на угол 15 - 20°.
2-й этап (рис. 1,б). Его начало - в момент выхода стрелы из работы, окончание - при нахождении опоры в положении равновесия, когда центр тяжести опоры и стрелы Q будет расположен над осью шарнира 9. Установка переходных опор на этом этапе с применением специальных устройств.
3-й этап (рис. 1,в) называется торможением, так как опора сама стремится занять вертикальное положение. Начинается он в момент нахождения опоры в положении равновесия и заканчивается при установке опоры в вертикальное положение на фундамент. Установка опоры на этом этапе производится трактором 10 с помощью канатов 11, 13 и полиспаста 12. Наибольшее усилие возникает в последний период торможения.


Рис. 1, Установка переходной опоры способом падающей стрелы: а, г - положение до выхода стрелы из работы; б - положение после выхода стрелы из работы; в, д - торможение
1 - устанавливаемая опора; 2 - канаты «вожжей»; 3 - монтажная стрела: 4 - подъемный канат; 5 - подъемный полиспаст; 6 - канат подъемного полиспаста; 7 - подъемный трактор; 8 - фундамент; 9 - монтажный шарнир; 10 - тормозной трактор; 11 - канат тормозного полиспаста; 12 - тормозной полиспаст; 13 - тормозной канат
Преимуществами описанного способа являются: простота (не требуется применения специальных механизмов), сравнительная безопасность, возникновение наибольших монтажных усилий в начале установки опоры. Однако этот способ имеет следующие недостатки: необходимость в большой монтажной стреле, ее монтаже, демонтаже и транспортировке; необходимость в монтажной площадке больших размеров для расположения опоры, такелажа, а также для передвижения тракторов; воздействие на фундамент больших монтажных горизонтальных усилий; необходимость торможения опоры в последний период ее установки; потребность в монтажных шарнирах (кроме опор, имеющих стационарные шарниры).
При установке переходных опор возникают большие монтажные усилия, значения которых в некоторой степени зависят от размеров и расположения такелажа.
Основными монтажными усилиями являются (рис. 1,г, д,): Р, Р1 - тяговые, в начале установки опоры и в момент выхода стрелы из работы; 5 - в «вожжах»; 11 - сжатие стрелы; F - горизонтальное, действующее на фундамент; Т - тормозное.
Рассмотрим, как влияют размеры и расположение элементов такелажа на монтажные усилия.
При увеличении высоты стрелы происходит уменьшение усилий Р и Р1, а также F. Однако с увеличением высоты стрелы возрастает ее масса, что усложняет ее монтаж, демонтаж и транспортировку, а также повышает ее стоимость. Поэтому на практике высота стрелы обычно составляет 40 - 55% высоты поднимаемой опоры.
При выборе высоты стрелы учитывается возможность использования имеющихся у монтажников основных элементов такелажа. При наличии 2 - 3 стрел различной высоты используется такая, при которой схема установки упрощается. Например, появляется возможность применить одиночный полиспаст вместо сдвоенного, якорь из одной анкерной плиты - вместо якоря из двух анкерных плит, исключить дополнительный канат для установки опоры после выхода стрелы из работы, сократить число соединительных элементов такелажа, уменьшить диаметры канатов и т. д.
При удалении от фундамента опоры места расположения якоря тягового полиспаста происходит некоторое уменьшение усилия Р и Р1. Для того чтобы не требовались очень большая монтажная площадка и длинный канат, это расстояние обычно принимают равным (1,4ч-1,6) Я (рис. 1,г).
При перемещении места установки монтажной стрелы в сторону траверс опоры (на рис. 1,г показано штрихами) происходит уменьшение усилия Р и увеличение усилия P1. Для надежной и уверенной установки опоры необходимо, чтобы усилие Р было бы на 10 - 15% больше усилия Р1. Для выполнения этого условия необходимо стрелу расположить на расстоянии АН - (0,15--0,2) Я, (H1 - расстояние до места крепления «вожжей» к опоре). При установке опор с широкой базой сместить место установки стрелы не представляется возможным.
Наклон стрелы в сторону опоры на (угол а на рис. 1, с) позволяет уменьшить усилие Р1. Тормозной якорь обычно располагают на расстоянии (1,2 ч- 1,5) Н. При этом надо учитывать, что удаление тормозного якоря от фундамента опоры, а также увеличение высоты крепления тормозного каната к опоре уменьшают тормозное усилие.
Для установки переходных опор требуются большие монтажные площадки, длина которых часто превышает километр. Поэтому на практике переходные опоры часто приходится устанавливать в стесненных условиях.
Применяется целый ряд способов, позволяющих уменьшить размеры необходимой монтажной площадки.
При невозможности расположения вдоль оси перехода опора устанавливается поперек оси перехода.
Приближение к фундаменту опоры якорей тягового (до 1,2 Н) и тормозного (до 1,0 Н) полиспастов. Приближение тягового якоря влечет увеличение сжатия стрелы и опоры, а также усилия P1. Приближение тормозного якоря увеличивает усилие Т и сжатие опоры.
Крепление обоих каналов полиспаста к тракторам (см. рис. 3а) уменьшает длину их пути в два раза, однако для этого ширина проезда должна быть также увеличена вдвое.
Применение тракторов с навесными лебедками позволяет несколько уменьшить длину пути их передвижения (в зависимости от диаметра каната на барабан навесной лебедки трактор Т-100 можно намотать до 100 м каната).
Применение отводных блоков (см. рис. 3а) позволяет изменить направление движения тракторов с канатами полиспастов.




Рис. 3а. Схема установки опоры ПГТО-70 : 1 - устанавливаемая опора; 2 - канат диаметром 44.5 мм, длиной 110 м; 3 - уравнительный блок грузоподъемностью 400 кН (2 шт.); 4 - монтажная стрела высотой 35 м; 5 - канат диаметром 44.5 мм, длиной 200 м; 6 - четырехрольный блок грузоподъемностью 400 кН (2 шт.): 7 - канат диаметром 22.5 мм, длиной 600 м; 8 - якорь на усилие 280 кН; 9 - трактор Т-100м (3 шт.); 10 - канат диаметром 38 мм, длиной 45 м (2 куска); 11 - двухрольный блок грузоподъемностью 150 кН (4 шт.); 12 - канат диаметром 18 мм, длиной 160 м (2 куска); 13 - усиление фундамента; усилия при установке опоры (кН): Р=330; Pi=210; 5=300; f=240; W=300; Г=130. Размеры на рисунке в метрах

Перехват частично вытянутого каната полиспаста дополнительным канатом, прикрепленным к трактору. При этом соединение основного каната с дополнительным производится с помощью сжимов, число которых должно быть удвоено против необходимого для образования петли на конце каната.
Ниже приводится краткое описание других способов установки переходных опор, которые применяются значительно реже способа падающей стрелы. Одной неподвижной стрелой (рис. 3, а) собранная опора 1 укладывается около фундамента 12 и присоединяется к нему шарнирами 13. Монтажная стрела 5 ставится перед фундаментом и закрепляется в таком положении оттяжкой 7. Между верхним концом стрелы 5 и опорой 1 расположен полиспаст, канат которого 4, пропущенный через отводной блок 6, прикреплен к трактору 8. При движении трактора в направлении стрелки производится установка опоры. В конце установки опора тормозится с помощью каната 3. Преимуществом такого способа является возможность установки опоры в стесненных условиях, так как трактор 8 благодаря применению отводного блока 6 может при установке опоры передвигаться в любом направлении.
Недостатками способа являются необходимость в большой монтажной стреле и в оттяжках для ее удержания в рабочем положении, действие значительных горизонтальных усилий на фундамент опоры, необходимость в торможении опоры в последний период ее установки, потребность в монтажных шарнирах.
При установке опоры способом одной неподвижной стрелы без торможения (рис. 2, б) опора 1, уложенная около фундамента 12, соединяется с ним шарнирами 13. Монтажная стрела 5, установленная около фундамента 12 поддерживается оттяжкой 7, имеющей полиспаст 9, с помощью которого можно изменить угол наклона стрелы 5. Между опорой и стрелой 5 использован полиспаст 2, канат которого 4 прикреплен к трактору 8. При движении трактора 8 в направлении стрелки опора поднимается до тех пор, пока ее центр тяжести 14 и место крепления полиспаста 2 не окажутся на одной вертикали (показано штрихами). После этого трактор 11 несколько передвигается от фундамента 12, при этом опора 1 поворачивается из положения I в положение II (рис. 2, в) и место крепления полиспаста 2 оказывается расположенным справа от вертикальной прямой, проходящей через центр тяжести опоры. Передвижением трактора 8 в сторону фундамента 12 опора 1 устанавливается в вертикальное положение на фундамент 12.
Преимуществами этого способа установки опор по сравнению со способом падающей стрелы являются исключение необходимости торможения опоры в последний период ее установки, некоторое сокращение размеров необходимой монтажной площадки (за счет исключения тормозного узла) и некоторое уменьшение монтажных усилий (вследствие необходимости применения более высоких монтажных стрел). Недостатком способа является применение более высокой монтажной стрелы. Описанным способом можно поднимать только переходные опоры небольших размеров.
При установке двумя неподвижными стрелами (рис. 2, д) опора 1 собирается на фундаменте 12. Между пятами опоры 1 и фундаментом 12 укладываются две направляющие 15. Две монтажные стрелы 5 устанавливаются по обе стороны опоры 1 около фундамента 12 и закрепляются в вертикальном положении оттяжками. К верхнему концу каждой стрелы подвешиваются полиспасты, нижние блоки которых прикрепляются к опоре 1. Канаты 4 полиспастов 2 пропускаются через отводные блоки 6, прикрепленные к фундаменту опоры, и присоединяются к лебедкам 16 (или тракторам).
Установка опоры производится двумя лебедками 16, работающими одновременно. При подъеме сначала нижние концы опоры 1 подтаскиваются к фундаменту 12 по направляющим 15, а затем, когда опора 1 повиснет над фундаментом, она опускается на анкерные болты фундамента.
К достоинствам способа относится отсутствие необходимости в большой монтажной площадке, кроме того, на стрелы и элементы такелажа действуют усилия, не превосходящие половины веса опоры, на фундамент не действуют горизонтальные усилия, отпадает необходимость в монтажных шарнирах. Однако способ имеет следующие серьезные недостатки, из-за которых он весьма редко применяется: необходимость в двух монтажных стрелах, их монтаже и закреплении в вертикальном положении, сложность такелажа, необходимость нахождения людей у висящей опоры в момент наведения опоры на анкерные болты.


Рис. 2. Способы установки переходных опор с помощью монтажных стрел: а - одной неподвижной стрелой; б, в, г - одной неподвижной стрелой без торможения; д - двумя неподвижными стрелами; е - одной наклоняющейся стрелой; ж - двумя наклоняющимися стрелами; з - выталкивающей стрелой
1 - устанавливаемая опора; 2 - полиспаст; 3 - канат; 4 - канат; 5 - стрела, 6 - блок; 7 - канат; 8 - трактор; 9 - полиспаст; 10 - канат; 11 - трактор, 12 - фундамент; 13 - шарнир; 14 - центр тяжести опоры; 15 - направляющая; 16 - лебедка; 17 - трос; 18 - якорь; 19 - канат; 20, 21 - полиспасты: 22 - тележка; 23 - железнодорожные рельсы 24, 25 - полиспасты; 26 - канат

На рис. 2, е схематически изображен момент установки опоры одной наклоняющейся стрелой. Работа выполняется следующим образом. Около фундамента 12 в направлении выкладки опоры устанавливают железнодорожные рельсы 23, на них ставят тележку 22, на которой шарнирно закрепляют одностоечную монтажную стрелу 5. Верхний конец стрелы удерживается тремя канатами 19. Путем изменения длины полиспастов 9 и 25, к которым прикреплены канаты 4 и 26, можно изменить угол наклона стрелы 5. К тележке 22 прикреплены полиспасты 14 и 21, изменением длин которых можно перекатывать тележку 22 в ту или другую сторону. Сборка опоры производится над тележкой 22 таким образом, чтобы стрела 5 оказалась внутри одной из панелей ствола опоры 1, для чего в верхней и нижней гранях опоры не устанавливаются раскосы (I I на рис. 2, е). Опора захватывается нижним блоком полиспаста 20 и с помощью каната 10, наматываемого на лебедку, постепенно поворачивается в вертикальное положение. При этом стрела 5, все время располагаясь в «окне» ствола опоры, с помощью полиспастов 9, 21, 24 и 25 постепенно наклоняется, занимая такое положение, при котором она не касается элементов опоры. В конце установки канатом 7 и полиспастом 2 производится торможение опоры. После установки опоры в вертикальное положение и демонтажа стрелы 5 в «окне» ствола опоры устанавливаются недостающие раскосы.
Описанным способом производилась установка переходных опор высотой примерно 100 м. Способ довольно сложный, требует тщательной подготовки, кроме того, необходимы специальные элементы такелажа, а также большое число канатов и блоков.
При установке двумя наклоняющимися стрелами (рис. 2, ж) опора 1 полностью собирается около фундамента 12 и соединяется с ним шарнирами 13. С боков опоры 1 устанавливаются две одностоечные монтажные стрелы 5, сверху соединенные канатом и имеющие оттяжки 17, присоединенные к якорям 18. К верхним концам стрел 5 подвешиваются полиспасты 2, нижние блоки которых крепятся к опоре 1. При одновременной вытяжке канатов 19 из каждого полиспаста 2 опора 1 поворачивается в вертикальное положение. В последний период производится торможение опоры с помощью каната 26 и полиспаста 9. Приведенным способом производилась установка переходных опор, имеющих массу 193 т.
Достоинствами этого способа являются возможность установки опоры на небольшой площадке, уменьшение монтажных усилий за счет разложения их на две составляющие для стрел и полиспастов, отсутствие якорей большой грузоподъемности, значительное уменьшение горизонтальных усилий на фундамент 12 опоры 1. Недостатками способа являются потребность в двух одинаковых монтажных стрелах большой высоты и в двух грузовых полиспастах, а также необходимость поддержания монтажных стрел.
На рис. 4, з схематически показан момент установки опоры выталкивающей стрелой. В направлении сборки опоры 1 около фундамента 12 укладываются железнодорожные рельсы 23 и ставится тележка 22 с шарниром, к которому присоединяется монтажная стрела 5, располагаемая горизонтально. Затем над тележкой 22 и стрелой 5 производится сборка опоры 1, которая с помощью шарниров 13 присоединяется к фундаменту 12. Второй конец стрелы 5 с помощью шарнира присоединяется к опоре 1.
Между тележкой 22 и фундаментом 12 собирается полиспаст 24. Сначала опора 1 подъемным краном поворачивается на небольшой угол, после чего вводится в работу полиспаст 24 и опора стрелой 5 «выталкивается» в вертикальное положение. Торможение опоры 1 в конце ее установки производится канатом 7 и полиспастом 2. Таким способом производилась установка переходных опор высотой 80 м, расположенных на площадке строящейся гидростанции.
Преимуществом описанного способа является возможность установки опоры на небольшой площадке. К недостаткам способа можно отнести необходимость в предварительном подъеме опоры краном, потребность в специальном такелаже, возникновение больших усилий в начале работы полиспаста 24.


Рис. 3. Установка концевых опор: а - использование якоря несущих тросов для закрепления полиспаста; б - установка комбинированным способом; в - выкладка стоек при установке каждой из них комбинированным способом или монтажной стрелой: г - использование ранее установленной средней стойки для установки крайних стоек; д - выкладка стоек и очередность их подъема при установке по схеме, приведенной на рис. 5, г; е, з, и - использование ранее установленной средней стойки для одновременной установки двух крайних стоек, ж - вариант запасовки каната при установке по схеме, приведенной на рис. 3, е 1 - устанавливаемая опора; 2 - канат; 3 - монтажная стрел;; 4 - монтажный шарнир; 5 - фундамент; 6 - канат; 7 - полиспаст, 8 - канат; 9 - якорь;
10 - трактор; 11 - подъемный кран; 12 - блок; 13 - трактор

Концевые опоры перехода по своим размерам и массе нередко мало чем отличаются от опор, устанавливаемых на ВЛ. Поэтому их установка производится теми же способами, что и монтаж линейных опор. Одностоечные концевые опоры обычно устанавливаются способом падающей стрелы (см. рис. 1); изредка подъем производится способом одной неподвижной стрелы без торможения (рис. 2, б, в, г), при этом иногда в качестве стрелы используются подстрелок (стрела, применяемая для установки монтажной стрелы, которой поднимается переходная опора).
При установке концевых опор на переходе с качающимися опорами СПК-74 для закрепления полиспаста использовались якоря крепления несущих канатов (рис. 3, а), благодаря чему отпала необходимость в устройстве монтажного якоря на усилие 2000 кН. Трехстоечные концевые опоры обычно устанавливаются за три подъема. Каждая стойка устанавливается способом падающей стрелы (рис. 5, а), а при наличии подъемного крана и при массе стойки в пределах 12 - 15 т - комбинированным способом (рис. 3, 6). При этом полностью собранная стойка 1 выкладывалась около фундамента 5 и соединялась с ним монтажными шарнирами 4. Подъемный кран 11 подъезжал сбоку к стойке 1 и вращал ее на предельно возможный угол, после чего трактор 10 (или два трактора) продолжал установку опоры. В конце подъема подъемный кран 11 или один из тракторов 10 тормозил стойку с помощью каната 2.
Применялся также способ, при котором вначале одним из вышеприведенных приемов устанавливалась средняя стойка, а затем она использовалась в качестве неподвижной стрелы для последовательной установки крайних стоек (рис. 3,г). Каждая крайняя стойка в конце установки тормозилась трактором с помощью каната 2. При такой схеме установки стойки выкладываются так, как изображено на рис. 3, д.
Используя предварительно установленную среднюю стойку, можно одновременно поднимать две крайние стойки (рис. 3,е, з, и). Канат 8 запасовывается таким образом, чтобы на одной из крайних стоек было прикреплено больше ниток каната. В результате эта стойка начнет подниматься первой. На рис. 5, ж приведен один из вариантов запасовки каната 8, при котором к левой крайней стойке прикреплено три нитки каната, а к правой - только две.
При движении трактора 10 от фундамента поднимается только левая стойка. После подъема на угол 50 - 60° левую стойку тормозит трактор 13 с помощью каната 2. При продолжении движения трактора 10 поднимается правая стойка на угол 50 - 60°, после чего трактор 13, передвигаясь в сторону фундамента опоры, устанавливает левую стойку в вертикальное положение, где она временно закрепляется на фундаменте. Трактор 10, двигаясь дальше от фундамента опоры, продолжает установку правой стойки. В последний период торможение правой стойки производит трактор 13 с помощью каната 2. Для установки опоры по описанной схеме стойки выкладываются так, как изображено на рис. 3, д.

Страница 74 из 83

Рытье котлованов.

При сооружении BЛ трудоемкими работами являются земляные: рытье котлованов для установки в них железобетонных или деревянных опор, рытье котлованов под фундаменты и подножники для металлических опор. При выполнении работ по устройству котлованов руководствуются (см. § 13.3). Чтобы уменьшить затраты рабочего времени на эти работы, одностоечные железобетонные и деревянные опоры устанавливают в пробуриваемых котлованах. Бурильные машины типа МРК роют котлованы диаметром 750, глубиной 4000 мм; типа БМ - диаметром 800, глубиной 3000 мм и диаметром 650, глубиной 8000 мм; типа БМТП - диаметром 650, глубиной 3000 мм.
Бурильные машины БМ и МРК предназначены для бурения котлованов в грунтах I - IV категорий, а БМТП - в грунтах до VII категории (агрегату придается кроме винтового конвейера шарошечное долото).
Бурильная машина БМ-802-С (диаметр котлована 650, глубина 8000 мм) может использоваться не только для бурения котлованов под опоры, но и для бурения скважин под сваи и установки свай в многолетнемерзлых грунтах . При сооружении ВЛ до 20 кВ обычно применяют более легкие бурильно-крановые машины типа БКМ, предназначенные для бурения котлованов диаметром 350, 400, 500 мм, глубиной 2000 и 2500 мм в грунтах I - IV категорий и для установки в котлованы опор. Машины обеспечивают возможность разбуривания котлованов и при сезонном промерзании на глубину до 1 м .
Для рытья котлованов прямоугольной формы под сборные и монолитные железобетонные фундаменты применяют одноковшовые экскаваторы на гусеничном ходу типа
Э-652, которые могут использоваться и как краны для погрузочно-разгрузочных работ при установке опор. Вместимость ковша этого экскаватора 0,65 м 3 , наибольшая глубина копания 5560 мм.
Рытье прямоугольных котлованов экскаватором в мерзлом грунте возможно только при глубине промерзания до 0,25 м. При большей глубине котлованов для работы экскаватором необходимо производить рыхление грунта или прорезание в грунте щелей. Организации Минэнерго для этой цели применяют специальные буровые машины типа БГМ. Машина прорезает в мерзлом грунте щели. Затем с помощью трактора, крана и стропов массив мерзлого грунта отрывают от талого грунта и удаляют из котлована. Дорабатывают котлован экскаватором Э-652 с обратной лопатой .
В качестве оснований для металлических и деревянных опор применяют также сваи (железобетонные и деревянные). Сваи погружают в грунт с помощью агрегата методом вибровдавливания. Вибровдавливающие агрегаты типа ВВПС на тракторе Т-100 обеспечивают вдавливание железобетонных свай сечением 300X300 мм и длиной 6 м, на тракторе Т-140 - вдавливание свай сечением 400Х Х400 мм и длиной до 7 м.
В мерзлом грунте котлованы высверливают с помощью бурильной машины БМ-802С, бурильной головки особой конструкции или путем последовательного разбуривания котлована тремя специальными бурами. В мерзлом и скалистом грунте котлованы иногда приходится выполнять при помощи взрывных работ. С помощью взрыва выкапывают котлованы и в обычных грунтах с применением метода взрывоуплотнения грунта. Одновременно с погружением сваи, если требуется, погружают и заземляющий электрод, который прикрепляют к свае.

Установка фундаментов производится в соответствии с указанным выше. Допуски при монтаже сборных железобетонных фундаментов для свободностоящих опор и опор с оттяжками должны соответствовать указаниям .

Установка опор.

При сборке и установке опор должны соблюдаться технология, приведенная выше, в § 13.3, а также следующие требования .
Размер площади для сборки и установки опоры должен приниматься в соответствии с технологической картой или схемой сборки опоры, указанной в ППР. Тросовые оттяжки для опор должны иметь антикоррозионное покрытие. Они должны быть изготовлены и замаркированы до вывозки опор на трассу и доставлены на пикеты в комплекте с опорами. Установка опор на фундаменты, не законченные сооружением и не полностью засыпанные грунтом, запрещается. Перед установкой опор методом поворота с помощью шарнира необходимо предусматривать предохранение фундаментов от сдвигающих усилий. В направлении, обратном подъему, следует применять тормозное устройство. Гайки, крепящие опоры, должны быть завернуты до отказа и закреплены от самоотвинчивания закерниванием резьбы болта на глубину не менее 3 мм. На болтах фундаментов угловых, переходных, концевых и специальных опор надлежит устанавливать две гайки, а промежуточных опор - по одной гайке на болт При креплении опоры на фундаменте допускается устанавливать между пятой опоры и верхней плоскостью фундамента не более четырех стальных прокладок общей толщиной до 40 мм. Геометрические размеры прокладок в плане должны быть не менее размеров пяты опоры. Прокладки должны быть соединены между собой и пятой опоры сваркой. Перед установкой железобетонных конструкций, поступивших на пикет, надлежит еще раз проверить отсутствие на поверхности опор трещин, раковин, выбоин и других дефектов, а на поверхности железобетонных конструкций, предназначенных для установки в агрессивную среду, - наличие гидроизоляции, выполненной на предприятии-изготовителе. При частичном повреждении заводской гидроизоляции покрытие должно быть восстановлено на трассе путем окраски поврежденных мест расплавленным битумом (марки 4) в два слоя. Надежность закрепления в грунте опор, устанавливаемых в пробуренные или открытые котлованы, обеспечивается соблюдением предусмотренной проектом глубины заделки опор, ригелями, анкерными плитами и тщательным послойным уплотнением грунта обратной засыпки пазух котлована.
Развезенные по трассе готовые или собранные на сборочных площадках на трассе опоры устанавливают непосредственно в котлованы или на фундаменты с помощью бурильно-крановых машин или специальных механизмов - кранов-установщиков опор типа КВЛ-8 (рис 13 19, а). Деревянные и железобетонные одностоечные опоры массой до 3-4 т могут устанавливаться в котлованы автомобильным краном (рис.13.19,6). Для увеличения высоты подъема крюка бурильно-крановой машины БМ-104 в тресте Энергостроймонтаж применяется телескопический гидравлических удлинитель , устанавливаемый взамен верхней трубы машины (рис. 13 20).



Рис. 13 19 Установка опор
В системе Минэнерго для установки железобетонных опор с цилиндрической стойкой длиной 22,6 м или конических железобетонных опор длиной до 26 м широко использовались краны-установщики КЛЭП-7 и KJBЛ-8 грузоподъемностью 7 и 8 т соответственно. На базе этих машин разработан кран-установщик KBЛ-12 грузоподъемностью 12 т для установки железобетонных опор с длиной стойки 26 м .
В настоящее время для подъема и установки в котлованы, пробуренные машиной МРК-750, одностоечных железобетонных опор длиной 22 и 26 м, массой до 8 т применяют модернизированный кран-установщик KBЛ-8M. Время установки одной опоры длиной 26,4 м и массой 7,47 т в пробуренный котлован - 35 мин (без учета времени на переезд крана от пикета к пикету).

Рис. 13.20. Телескопический гидравлический удлинитель для увеличения высоты подъема крюка бурильно-крановой машины:

1 - нижнее звено; 2 - среднее звено, 3 - верхнее звено, 4 - трос телескопа, 5 - гидроцилиндр
На одностоечных и А-образных железобетонных опорах до их установки закрепляют крючья и траверсы с изоляторами. Железобетонные и деревянные одностоечные опоры без ригелей устанавливают в котлован, высверленный в грунте, и производят засыпку пазух. Одностоечные опоры с верхними ригелями устанавливают в котлован без ригелей и после засыпки котлована на 2/3 глубины отрывают траншею, в которую краном укладывают ригели. Ригели закрепляют к опоре при помощи оцинкованных хомутов и после этого производят окончательную засыпку котлована. Опоры с двумя ригелями - верхними и нижними - устанавливают в котлованы, вырытые экскаватором. Установку опоры выполняют с помощью крана и трактора.
Установку собранных на земле тяжелых и сложных опор осуществляют с применением монтажной («падающей») стрелы методом поворота на шарнирах, прикрепленных к опоре и к фундаменту.
Установку опор в горных, сильно пересеченных и болотных местностях осуществляют с помощью вертолетов.

Выверка опор.

Положение поднятых опор перед закреплением проверяют. Вертикальность установки опор ВЛ 10 кВ и ниже и одностоечных опор 35 кВ проверяют обычно отвесом. Правильность установки сложных опор - вертикальность их, перпендикулярное положение по отношению к линии трассы или положение угловых опор, а также всех опор ВЛ выше 35 кВ - проверяют геодезическими приборами (теодолитом, нивелиром). Кроме того, проверяют правильность установки опор на оси линии - установки опор в «створ» (на одной прямой линии). При этом должны быть выдержаны следующие допуски :
отклонение опоры от вертикальной оси вдоль и поперек оси линии (отношение отклонения верхнего конца опоры к ее высоте): одностоечных деревянных-1/100, железобетонных одностоечных-1/150, портальных-1/100, металлических- 1/200 высоты опоры;
выход опоры из створа линии одностоечных деревянных и железобетонных опор - 100 мм при длине пролета до 200 м и 200 мм при длине пролета свыше 200 м; железобетонных портальных опор во всех случаях - 200 мм; металлических опор при длине пролета до 200 м- 100 мм, при длине пролета от 200 до 300 м - 200 мм, свыше 300 м - 300 мм.
Выверенные опоры закрепляют в котловане или на фундаменте. Котлованы засыпают слоями вынутого из них грунта толщиной 150-200 мм. Каждый слой тщательно утрамбовывают. Железобетонные опоры заделывают в цилиндрических котлованах цементным раствором после временного закрепления их клиньями. Цементный раствор, доставленный от смесительной установки, выгружают в специальный лоток, установленный у опоры, и с помощью ковшей и совковых лопат заполняют пазухи котлована. Уплотнение раствора в пазухах производят штыкованием металлическими стержнями. При температуре воздуха + 10 °С и выше временные клинья удаляют через 24 ч, а при среднесуточной температуре +5°С - через 48 ч, производят заполнение грунтом «карманов», оставшихся после выемки клиньев, и делают подсыпку грунта вокруг опоры в соответствии с проектом.

Приемочная комиссия слагает свои полномочия после утверждения акта приемочной комиссии заказчиком. С этого момента объект переходит в ведение эксплуатирующей организации (заказчика), которая принимает его баланс и регистрирует в установленном порядке право собственности на новый объект в местных органах исполнительной власти.

Глава 2. Монтаж воздушных линий электропередачи

2.1. Подготовительные работы

До начала работ по сооружению воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны быть выполнены следующие работы:

получены разрешения на ведение работ по трассе ВЛ, включая территории лесных массивов и сельскохозяйственных угодий;

подготовлены временные помещения для размещения монтажных бригад и прорабских участков;

организованы временные базы для складирования материалов; проверены состояние дорог, мостов и подъездных путей к трассе

ВЛ, при необходимости сооружены временные подъездные дороги; расчищена полоса земли вдоль трассы, а в лесной местности

устроены просеки; осуществлен предусмотренный проектом снос строений,

находящихся на трассе ВЛ или вблизи нее и препятствующих производству работ;

выполнен производственный пикетаж – установка вдоль трассы ВЛ пикетов, отмечающих будущие места установки опор.

После устройства временных баз для хранения материалов выполняется транспортировка этих материалов в район прохождения трассы ВЛ.

Перевозка опор на трассу ВЛ осуществляется специальными стволовозами. Барабаны с проводом перевозят в вертикальном положении, закрепляя их в кузове автотранспорта растяжками из стальной проволоки. Фарфоровые и стеклянные подвесные изоляторы, предварительно проверенные и собранные в гирлянды требуемой длины и транспортируются на трассу ВЛ в специальных деревянных контейнерах, предохраняющих изоляторы от механических повреждений.

Разгрузка опор и барабанов с проводом должна выполняться, как правило, подъемными кранами.

Поставка строительной техники на трассу ВЛ осуществляется своим ходом или на специальных автомобильных платформах.

2.2. Сборка и установка опор

Сборка опор . Стойки деревянных опор (рис. 2.1) соединяются в нахлест с железобетонными приставками (пасынками). Соединения приставок с деревянной стойкой выполняются с помощью бандажей из стальной проволоки или стальных хомутов. Для бандажей применяется мягкая оцинкованная проволока диаметром 4 мм или неоцинкованная проволока диаметром 5…6 мм. Число витков бандажа принимается равным:

12 – при диаметре проволоки 4 мм;

10 – при диаметре проволоки 5 мм;

8 – при диаметре проволоки 6 мм.

Деревянные опоры для ВЛ напряжением 35 кВ и выше поставляются отдельными элементами (стойки, траверса, раскосы), сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений.

В стойках деревянных опор ВЛ напряжением до 10 кВ высверливаются отверстия для вкручивания стальных крючьев, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. На траверсах деревянных П-образных опор ВЛ напряжением 35 кВ и выше в просверленные отверстия устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд изоляторов. При необходимости по стойке деревянной опоры прокладывается заземляющий спуск из стальной проволоки.

На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.

Металлические опоры поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор производится восстановление их антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке и сборке.

Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. При сборке применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты. Собранные опоры должны соответствовать рабочим чертежам проекта ВЛ.

Фундаменты опор . Металлические опоры устанавливаются на железобетонные фундаменты (подножники) или сваи. Котлованы под фундаменты металлических опор разрабатываются экскаваторами. Заглубление железобетонных свай в грунт выполняется виброударным

способом. Глубина заложения фундаментов или свай должна соответствовать проекту ВЛ.

Рис. 2.1. Деревянные (а), железобетонная (б) и стальная (в) опоры ВЛ:

1 – стойка опоры; 2 – железобетонная приставка (пасынок); 3 – бандаж из стальной проволоки или стальной хомут; 4 – крючья для армировки изоляторов; 5 – раскосы для жесткости; 6 - траверсы; 7 - сцепная арматура для крепления гирлянды изоляторов; 8 – железобетонные фундамены.

Одновременно с устройством фундаментов выполняется монтаж заземляющих устройств – устанавливаются искусственные вертикальные и горизонтальные заземлители. В качестве естественных заземлителей используются непосредственно железобетонные фундаменты опор.

Верхние части железобетонных фундаментов нивелируются по горизонтали и на них устанавливается жесткий шаблон, соответствующий размерам нижней части металлической опоры. После этого котлованы засыпаются с послойной трамбовкой грунта. Шаблон снимается после засыпки котлованов.

Железобетонные и деревянные опоры устанавливаются без фундаментов. Котлованы для деревянных и железобетонных опор разрабатываются специальными буровыми машинами. Диаметр котлована должен превышать нижний диаметр (размер) стойки опоры на 5…10 см. Глубина котлованов должна соответствовать проекту ВЛ.

Установка опор . Методы установки опор зависят от их конструкций, фундаментов, а также наличия тех или иных подъемных средств и механизмов. Большинство опор устанавливаются с помощью

подъемного крана соответствующей грузоподъемности. Вылет и рабочий ход стрелы подъема крана должны обеспечивать полный подъем опоры, перемещение ее к месту установки и удержание в вертикальном положении до закрепления опоры на фундаменте или в грунте.

При установке опоры выверяется ее вертикальное положение. Для металлических опор используются металлические прокладки, устанавливаемые между пятой опоры и верхней плоскостью железобетонного фундамента. Вертикальность деревянных и железобетонных опор достигается с помощью временных оттяжек и упоров до окончательного закрепления опоры в грунте. Котлованы под деревянные и железобетонные опоры после выверки их вертикального положения засыпаются гравийно-песчаной смесью с послойным трамбованием.

2.3. Монтаж проводов и грозозащитных тросов

Монтаж проводов (тросов) выполняется отдельно на каждом участке ВЛ, ограниченном двумя ближайшими анкерными опорами (анкерном пролете), и состоит из следующих основных операций:

раскатки проводов, включая их соединения и подъем на опоры; натяжения проводов с регулировкой стрелы провеса; крепления проводов к изоляторам опор.

Перед раскаткой проводов к опорам подвешиваются специальные монтажные ролики (2.2,а), на которые вывешивается провод в процессе раскатки, и по которым выполняется последующее натяжение провода.

Раскатка проводов проводится с помощью тягового механизма (трактора) и может осуществляться двумя способами:

установкой барабана с проводом на стационарном устройстве (козлах или винтовых домкратах) в начале монтируемого участка и закреплением конца провода у движущегося вдоль трассы трактора

(рис. 2.2,б);

закреплением конца провода в начале монтируемого участка и установкой барабана с проводом на движущемся вдоль трассы тракторе.

Второй способ раскатки обеспечивает лучшую сохранность провода от механических повреждений при трении о грунте, однако применение этого способа ограничено. В частности, невозможно раскатать и вывесить средний провод у деревянных П-образных опор с раскосами.


Рис. 2.2. Монтажный ролик (а) и фрагмент раскатки провода (б);

а): 1 - диск; 2 – откидная щека для укладки провода; 3 – подвеска для крепления;б): 1 – анкерная опора; 2, 3 – промежуточные опоры; 4 – барабан с проводом; 5 – провод; 6 – тяговый механизм (трактор); 7 – монтажный ролик.

Указанная технология раскатки применяется для голых (неизолированных) алюминиевых и сталеалюминиевых проводов.

В настоящее время для линий электропередачи напряжением до 20 кВ широко применяются изолированные провода. На напряжение до 1 кВ используются самонесущие изолированные провода (СИП), представляющие собой скрученные в жгут изолированные проводники. Воспринимающий осевую нагрузку (несущий) нулевой проводник может выполняться без изоляции или с изоляцией. В некоторых конструкциях СИП все проводники выполняются несущими. Линии с СИП обозначаются ВЛИ.

На напряжение выше 1 кВ применяются защищенные изоляцией провода (ЗИП) в одножильном исполнении. Линии с такими проводами обозначаются ВЛЗ.

Изолированные провода по сравнению с неизолированными имеют ряд преимуществ, среди которых можно выделить большую надежность и меньшие эксплуатационные расходы.

Главной особенностью раскатки изолированных проводов является соблюдение особой осторожности при монтаже, не допускающей повреждения изолирующего покрытия.

На рис. 2.3 приведена схема раскатки изолированного провода в анкерном пролете. У одной анкерной опоры на раскаточное устройство устанавливается барабан с изолированным проводом. Это раскаточное устройство должно быть оснащено тормозом. У другой анкерной опоры закрепляется раскаточный механизм с электромеханической лебедкой и тросом-лидером соответствующей длины.

Раскатка изолированного провода выполняется в два этапа. На первом этапе осуществляется раскатка троса-лидера от раскаточного


механизма по направлению к барабану с проводом. Лебедка раскаточного механизма включена на размотку троса-лидера. Раскатка выполняется любым тяговым механизмом. Одновременно с раскаткой троса выполняется его подъем на опоры и укладка в раскаточные ролики, диск которых выполнен из пластмассы или металла с пластиковым покрытием.

После раскатки троса-лидера его свободный конец соединяется с помощью монтажного чулка с концом изолированного провода у барабана. Монтажный чулок надевают на провод и закрепляют проволочным бандажом на длине не менее 0,5 м.

Рис. 2.3. Процесс раскатки изолированных проводов: 1, 2 – анкерные опоры; 3, 4, 5 – промежуточные опоры; 6 – барабан с изолированным проводом; 7 – раскаточный механизм с лебедкой; 8 – трос-лидер; 9 – изолированный провод; 10 – место соединения троса и провода; 11 – монтажный ролик

На втором этапе выполняется раскатка изолированного провода. Для этого лебедка раскаточного механизма включается на намотку троса-лидера. Раскатка провода должна производиться подтяжением , обусловленным силой тяги лебедки и тормозным устройством у барабана с проводом. Тяжение необходимо для исключения возможности провисания провода до поверхности земли и повреждения его изоляции от трения о грунт.

Для предотвращения образования петель на СИП при его раскатке между монтажным чулком и тросом-лидером должен быть установлен вертлюг.

При раскатке проводов производится их соединение . Голые алюминиевые и сталеалюминиевые провода сечением до 185 мм2 соединяются с помощью овальных соединителей, представляющих собой алюминиевую трубку овального сечения. В соединитель с разных сторон вставляются концы соединяемых проводов, после чего с помощью переносных монтажных инструментов производится скручивание соединителя (рис. 2.4,а) или его обжатие (рис. 2.4,б).

Рис. 2.4. Соединения алюминиевых и сталеалюминиевых проводов

Для повышения надежности контактного соединения и уменьшения его переходного сопротивления короткие концы соединяемых проводов, выходящие из овального соединителя, свариваются с помощью термитного патрона (рис. 2.4,г).

Сталеалюминиевые провода сечением 240 мм2 и более соединяются с помощью прессуемых соединителей, состоящих из двух трубок - стальной и алюминиевой (рис. 2.4,в). Для соединения таких проводов применяется переносный ручной пресс. С помощью стальной трубки 1 опрессовываются концы стальных сердечников соединяемых проводов, с помощью алюминиевой трубки 2, накладываемой поверх стальной, опрессовываются алюминиевые части соединяемых проводов.

В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на провод каждой фазы.

Для соединения изолированных проводовприменяются болтовые,

прессуемые или автоматические (цанговые) зажимы. Последние очень удобны при монтаже, поскольку концы соединяемых проводов после вставки их в зажим автоматически заклиниваются в зажиме, обеспечивая требуемую прочность заделки.

Рис. 2.5. Соединение самонесущего изолированного провода

Соединение СИП показано на рис. 2.5. Соединение неизолированного несущего нулевого провода выполнено с помощью цангового зажима 2, соединения фазных проводов - опрессованием. Освобожденные от изоляции концы соединяемых фазных проводов


вставляются в гильзу 1, покрытую снаружи слоем изоляции, и опрессовываются с помощью ручного пресса. В процессе опрессовки создается надежный электрический контакт и герметизация изоляцией гильзы места соединения. Для предотвращения раскручивания СИП справа и слева от места соединения устанавливаются фиксирующие ремешки 3.

Натяжение проводов (рис. 2.6,а) выполняют с помощью тягового механизма (трактора, лебедки). При натяжении проводов необходимо следить за прохождением через монтажные ролики мест соединений проводов, у пересекаемых проезжих дорог должны быть выставлены сигнальщики.

Рис. 2.6. Натяжение проводов (а) и монтажный график (б)

При натяжении проводов регулируются их стрела провеса f – расстояние между прямой, соединяющей точки подвеса провода на опорах и низшей точкой провисания провода. Регулировка стрелы провеса выполняется по монтажным графикам (рис. 2.6,б) в соответствии с фактической температурой воздухаΘ , маркой провода и длиной пролетаl .

Измерение стрел провеса проводов может выполняться различными способами. В частности, для этих целей применяется простейшее приспособление – карманный высотомер (рис. 2.7). Этот прибор представляет собой плоскую коробку 1, имеющую форму равносторонней трапеции, в верхней части которой имеются смотровые отверстия 2, а в основании вставлено стекло, на котором нанесены две риски – верхняя 3 и нижняя 4.

Для определения высоты измеряемого объекта Н наблюдатель удаляется от него, держа прибор смотровыми отверстиями у глаз, на такое расстояниеL , при котором верхняя риска совпадет с вершиной объекта, а нижняя – с его основанием. Геометрические размеры прибора и риски на стекле выполнены так, чтоH =L / 2. Измерение расстоянияL проблем не представляет.

Рис. 2.7. Измерение высоты объекта

Для определения стрелы провеса провода измеряется сначала высота подвески провода на опоре, затем расстояние от низшей точки провисания провода до земли и находится разность полученных значений. Погрешность измерений таким прибором составляет 3…4%, что вполне приемлемо.

Крепление голых проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1

кВ со штыревыми изоляторами осуществляется закручиванием проводов так называемой «заглушкой» (рис. 2.8, а). На опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со стержневыми изоляторами крепление проводов выполняется петлей, образованной с помощью болтового плашечного зажима (рис. 2.8, б).

Рис. 2.8. Крепление проводов на анкерных опорах со штыревыми изоляторами (а, б); с подвесными изоляторами (в)

Крепление проводов на анкерных опорах с подвесными изоляторами осуществляется с помощью натяжных зажимов (рис. 2.8,в). Зажим 1 с

помощью сцепной арматуры 2 крепится к нижнему изолятору гирлянды 3. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U- образных шпилек 4.

На анкерных опорах короткие концы проводов (шлейфы), идущие от двух натяжных зажимов одной фазы, соединяются болтовыми зажимами или свариваются с помощью термитного патрона.

Рис. 2.9. Крепление СИП на анкерной опоре: 1– опора; 2 – оттяжка; 3 – крюк; 4 – анкерный зажим; 5 – несущая нулевая жила; 6 – фазные провода; 7 - фиксатор

Рис. 2.10. Крепление ЗИП на анкерной опоре: 1 – опора; 2 – оттяжка; 3 –

траверса; 4 – подвесной изолятор; 5 – натяжной зажим; 6 – изолированный провод; 7

– арматура для крепления изоляторов к траверсе; 8 – арматура для крепления натяжного зажима к изолятору.


Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется без изоляторов (рис. 2.9) с помощью анкерных зажимов, фиксирующих несущую нулевую жилу.

Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ выполняется через подвесные изоляторы и натяжные болтовые зажимы (рис. 2.10). Корпус зажима и прижимная плашка изготавливаются из алюминиевого сплава. Момент затяжки болтов зажима нормируется и обеспечивается динамометрическим ключом. Величина момента указывается на корпусе зажима или в спецификации к нему.

Крепление голых проводов на промежуточных опорах со стержневыми изоляторами осуществляется вязкой из алюминиевых проволок (рис. 2.11, а). На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провод с монтажных роликов перекладывается в поддерживающий зажим 1 (рис. 2.11,б), прикрепляемый к нижней части изолятора 2. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U-образных шпилек 3. На рис. 2.11,б показан полимерный подвесной изолятор.

Рис. 2.11. Крепление проводов на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами (а) и подвесными изоляторами (б)

Крепление изолированных проводов на промежуточных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется с помощью укладки нулевой жилы СИП в поддерживающий болтовой зажим (рис. 2.12). Крепление ЗИП на промежуточных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со штыревыми изоляторами осуществляется вязкой провода к изолятору (рис. 2.13).

Ответвления от линии с СИП (рис. 2.14,а) выполняются с помощью болтовых прокалывающих зажимов (рис. 2.14,б) без снятия изоляции с провода. После монтажа ответвления на зажимы устанавливаются

защитные кожуха, изготовленные из стойкой к атмосферным воздействиям и ультрафиолетовому излучению пластмассы.

Рис. 2.12. Крепление СИП на промежуточной опоре: 1– опора; 2 – крюк; 3 –

поддерживающий болтовой зажим; 4 – несущая нулевая жила; 5 – фазные жилы

Рис. 2.13. Крепление ЗИП на промежуточной опоре: 1 – опора; 2 – траверса; 3 – штыревой изолятор; 4 – провод; 5 – вязка провода к изолятору


Рис. 2.14. Ответвление СИП (а) и болтовой прокалывающий зажим (б):

1 – основная линия с СИП; 2 – ответвление; 3 – прокалывающий зажим в защитном кожухе

Монтаж грозозащитных тросов аналогичен монтажу проводов.

Соединение тросов выполняется, как правило, с помощью стальных прессуемых соединителей. На ВЛ напряжением до 110 кВ крепление троса к опорам выполняется с помощью сцепной арматуры без изолятора. На ВЛ напряжением 220 кВ крепление троса ко всем опорам выполняется через подвесной изолятор, как правило, стеклянный, шунтированный искровым промежутком. В каждом анкерном участке на одной из анкерных опор трос заземляется.

Большинство работ по монтажу проводов и тросов связано с подъемами на опоры. На ВЛ напряжением до 10 кВ монтажники поднимаются на опоры, как правило, с помощью монтажных когтей (лазов) и поясов. На ВЛ более высокого напряжения широко используются телескопические вышки и гидроподъемники.

После окончания всех монтажных работ на опоры ВЛ на высоте 2…3 м наносятся следующие знаки:

порядковые номера опор; номер ВЛ или ее условное обозначение;

информационные знаки с указанием ширины охранной зоны; предупредительные плакаты на всех опорах в населенной

местности.

2.4. Монтаж трубчатых разрядников и заземляющих устройств

Трубчатые разряд ники крепятся закрытым концом к элементам опор под углом 15о к горизонтали при более низком расположении открытого конца. Закрытый конец разрядника соединяется с заземляющим спуском на опоре из древесины или с металлом проводящей опоры (стальной и железобетонной). Длина внешнего искрового промежутка устанавливается в соответствии с проектом ВЛ.

Поскольку срабатывание разрядника сопровождается сильным выхлопом генерированного электрической дугой газа, открытый конец разрядника должен располагаться так, чтобы выхлопные газы не вызвали междуфазных перекрытий или перекрытий на землю. Зоны выхлопа разрядников разных фаз не должны пересекаться и охватывать элементы конструкций и проводов ВЛ.

При монтаже ВЛ напряжением до 1 кВ выполняются заземляющие устройства для повторного заземления нулевого провода (РЕNпроводника), защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Повторные заземления выполняются на концевых опорах линии и опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы) или которые представляют большую материальную ценность (склады). Заземляющие устройства защиты от грозовых перенапряжений совмещаются с повторными заземлениями.

Схема выполнения совмещенного заземления на деревянной опоре ВЛ напряжением до 1 кВ с СИП приведена на рис. 2.15. Заземляющий спуск 1 выполняется стальной проволокой диаметром не менее 6 мм и крепится к телу опоры U-образными скобками. Присоединение заземляющего спуска к нулевому проводу 2 выполняется болтовым зажимом 3. У железобетонных опор нулевой провод соединяется со стальной арматурой, у металлических опор – с телом опоры.

При монтаже ВЛ напряжением выше 1 кВ заземляющие устройства выполняются у опор:

имеющих грозозащитный трос; имеющих трубчатые разрядники, разъединители, предохранители и

прочее оборудование; железобетонных и металлических при напряжении 6…35 кВ.

Заземляющие спуски у деревянных опор выполняются стальным многожильным проводом сечением не менее 35 мм2 или стальной проволокой диаметром не менее 10 мм.

В качестве заземлителей на ВЛ всех напряжений следует в первую очередь использовать естественные заземлители (железобетонные фундаменты). При недостаточном сопротивлении естественных заземлителей устанавливаются искусственные заземлители 6 (рис.