Конспект занятия по чтению буква д. Конспект урока по чтению "Звуки, буквы Д, д". Знает вся моя семья

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по обучению грамоте детей 6-7 лет.

Для учащихся ЧППК.

Составила и провела Поварницина Г.П.

Январь 2011г.

Тема: Звук и буква «Д».

Программные задачи: Познакомить детей со звуком «Д» и буквой «Д».

Учить делать звуковой анализ слова «домик». Придумывать слова со звуком «Д» в начале, конце и середине слова. Придумывать предложения, где в словах есть звук «Д».

Материал: предметные и сюжетные картинки, магниты для звукового анализа слова «домик», тетради, ручка.

Ход: 1. Дети заходят в группу и встают в круг.

Сядет тот, у кого имя начинается гласного звука.

У кого имя начинается с мягкого согласного звука.

У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.

2. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним интересным звуком. Посмотрите внимательно на картинки и назовите что изображено на них.

Какой одинаковый звук слышится в слова? (звук Д).

В начале, в конце или середине стоит звук Д в словах: кадушка, дудочка, дыня, дорога.

Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук Д.

Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Д.

Гласный или согласный звук Д? Почему?

Глухой или звонкий? Почему?

3. –Придумаем слова со звуком Д в начале слова и в середине слова.

4. игра «Доскажи словечко».

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил…(дом).

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом построил…(домик).

5. - Интересное слово «домик». Давайте разберём это слово.

Сколько слогов в слове до-мик? (2 слога).

Назовите первый слог, второй слог.

Назовите все звуки в слове домик по порядку.

Назовите первый звук в слове дддомик.

Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

Каким цветом его обозначим? Почему?

Какой второй звук в слове дооомик?

Какой это звук? (гласный, твёрдый, звонкий), обозначим его…(красным)

Какой 3-ий звук в слове домммик?

Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий), обозначим его…(синим)

И т.д. (По разбору слова ребёнок работает у доски).

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько гласных звуков, назовите их?

Сколько согласных звуков, назовите?

Назовите твёрдые согласные звуки.

6. Игра «Светофор».

На столах у детей лежат картинки, в названии которых встречается звук Д.

Если звук Д в начале слова – красный свет, в середине слова – желтый свет, в конце слова – зелёный свет.

Воспитатель показывает красную карточку, дети, у которых есть картинка со звуком Д в начале слова, переходят на другую сторону и т.д.

7. Игра «Много – один» (с мячом).

8. Звук Д обозначается на письме буквой Д (показ буквы).

На что похожа эта буква?

Гимнастика для пальчиков «Братья».

Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.

Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

А теперь напечатайте букву в тетради.

Большую букву Д столько раз, сколько хлопну в ладоши.

Маленькую букву д сколько пальцев у вас на левой руке.

9. Чтение слогов, слов.

10. Работа с сюжетными картинками.

Придумайте предложение по картинке, чтобы в предложении было слово со звуком Д, Д.

11. Игра «Составь слово».

Буквы поссорились их надо помирить, если соберём их правильно, то получим слово, вы скажите слово мне на ушко. (Домино).

Все задания сделали правильно. Молодцы!

Что нового вы узнали на занятии?

Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.


Тема: «Согласный звук [д], буквы Д, д». Цель: познакомить детей с согласным звуком [д], буквами Д, д. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук; - учить читать слова с новой буквой, понимать смысл прочитанного; - закрепить умение детей работать с книгой, разрезной азбукой. Коррекционно-развивающие: - корригировать и развивать фонематический слух, навыки слогового чтения; -расширять словарный запас детей; - развивать артикуляционный аппарат учащихся; - развивать смысловую догадку на материале заданий. Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету.
План урока:

    Орг момент Актуализация знаний
а) артикуляционная гимнастика б) игра «Буквы перепутались» в) игра «Звук и буква» 3. Тема урока а) Знакомство со звуком б) Знакомство с буквой в) Чтение слогов и слов 4. Физ минутка 5. Работа с разрезной азбукой 6. Игра «Скажи наоборот» 7. Подготовительная работа перед чтением текста (вопросы к детям) 8. Чтение слов с доски 9. Работа над текстом а) чтение текста сильным учеником б) понимание смысла текста в) чтение текста по одному предложению г) вопросы по тексту 10. Итог урока

Ход урока:

    Организационный момент.
Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой ровно -
И ведём себя спокойно.
    Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня на уроке чтения мы вновь отправляемся в страну, где живут звуки и буквы. - Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). - Какие бывают звуки? (гласные и согласные) - Чем они отличаются?
    Артикуляционная гимнастика

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З


2. Игра «Буквы перепутались»
- Однажды с буквами произошла неприятная история, они выпали из своих домиков и перепутались - Помогите буквам разделиться на две группы. (На магнитной доске нужно разделить буквы на те, которые обозначают гласные звуки и согласные звуки. - На какие группы мы разделили буквы? (Согласные, гласные звуки) - Чем отличаются согласные звуки от гласных? (согласные звуки не поются, а гласные поются и не имеют преграды). 3.Игра «Звук и буква». Педагог называет звук, а дети показывают букву. Подитог: Молодцы, ребята, мы сейчас провели артикуляционную гимнастику, вспомнили о звуках и буквах и назвали, чем они отличаются друг от друга.
Ш. Самоопределение темы и цели урока
    Знакомство со звуком [д].
- Помогите мне закончить предложения

(На компьютере появилась картина, затем педагог выставляет на доску слова, которые дети называют). Слайд 1.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дороги стоит … (дед).

- Что интересного вы заметили? (Все слова начинаются со звука [д]) Правильно, все слова начинаются со звука «Д» и тема нашего урока «Согласный звук и буквы Д,д» Слайд 2.
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звук. (дается краткая характеристику звуку «д»). - Давайте расскажем все о звуке [д]. ([д] – согласный, не поется, при произнесении звука есть преграда) Слайд 3.
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [д]. (Дверь, доска, одежда, подоконник) - Придумайте свои слова со звуком [д].
    Знакомство с буквами Д, д
- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначается звук [д] ? (Буква д) - Посмотрите, как выглядит буква Д. Слайд 4. - На что похожа буква Д?
Д – это домик аккуратный, С высокой крышею двускатной.

(В. Степанов)

Этот домик - буква Д.
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.

- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)
3. Чтение слогов и слов с буквой Д. - Прочитаем хором с экрана. Слайд 5.
Прибежал весёлый А, прочитали дети – ДА. Прибежал задорный О, прочитали дети – ДО. Прибежал упрямый У, прочитали дети – ДУ. Прибежал игривый И, прочитали дети – ДИ. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ДЫ.
- Прочитайте ребята, слова по цепочке. Слайд 6.
4.Физ минутка Слайд 7.
5. Работа с разрезной азбукой. - Составьте слово « дом» и «Даша». (Учащиеся составляют слова из разрезной азбуки.) - Сколько слогов в слове «дом»? Какой первый звук, второй, третий? - Сколько слогов в слове «Даша»? Какой первый звук, второй, третий, четвертый?
Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг

6.Игра «Скажи наоборот».

Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками).

Злой – … (добрый)

дикий – … (домашний)

короткий – … (длинный)

мальчик – … (девочка)

бабушка – … (дедушка)

враг – … (друг)


7. Подготовительная работа перед чтением рассказа «Сад». - Найдите в азбуке страницу, на которой будем сегодня работать.
- Рассмотрите иллюстрацию с. 92.
- Кто изображен на картинке?
- Что делает девочка? (поливает растения)
- Что еще изображено на картинке? - Какие слова встречаются на звук «д» (дом, дуб, сад)

8.Чтение слов с доски

САД

ДОМ

ДУБ

РАС-ТУТ

МА-ЛИ-НА

ХО-РОШ

9. Работа над текстом.
А) Чтение текста
- Прочитаем текст с. 92 - Читаем текст плавно, соединяя слоги в слова .
(Весь текст читает сильный ученик, остальные дети следят за ним).
Б) Выяснение понимания смысла рассказа .
-Что стоит перед нами? (наш дом) -Что находится у дома? (у дома сад) -Что находится в саду? (вишни и малина) -Что за домом? (за домом дуб) -Какой наш сад? (сад мал, но хорош).
В) Чтение вслух всего рассказа по одному предложению. Г ) Вопросы к детям по тексту.
10. Итог урока. - С каким звуком и буквой познакомились на уроке? - Расскажите все о звуке «Д» (Звук «Д» согласный, не поется, имеет преграду при произнесении) -Что интересного вы узнали на уроке? -Что вам понравилось на уроке? Все молодцы, хорошо занимались, спасибо.

Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.

Ход занятия:

Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).

I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.

II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.

Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».

III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).

«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…

Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.

IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).

Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).

Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…

V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).

Что мы сейчас делали?

Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.

Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?

VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?

VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:

В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).

Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).

А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).

Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).

Давайте проверим, правы вы или нет?

1,2,3,
А ну-ка, посмотри!

VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».

Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:

Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Провоцирую детей на исправление моих ошибок.

IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».

X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!

XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.

Что мы сейчас делали?

XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».

XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:

Для Оли (левша):

Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.

Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.

(На букву справа я смотрю).

Что вы сейчас сделали?

Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.

XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».

XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».

Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».

Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.

Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!

Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».

Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».

Что мы сейчас делали?

XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»

Что мы сейчас делали?

XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.

Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).

XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».

Что мы сейчас делали?

XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»

Звуки [д, д, ]. Буквы Дд.

Предмет: урок обучения грамоте.

Класс: 1.

Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».

Тип урока: у рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Цели урока

    Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.

    Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.

    Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

На экране изображены 2 группы предметов.

Демонстрируется слайд №2.

В первой группе:

Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, дятел.)

Во второй группе:

Слайд №2

Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Дом, машина, малина.)

С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Дятел, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Дятел, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)

Какое слово можно исключить из второй группы? (Дом, так как в нём 1 слог, 3 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчиваются на гласный звук).

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово дятел начинается со звука [д, ], а слово дом – со звука [д]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [д, д, ] и буква, которая их обозначает».)

Демонстрируется слайд №3.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)

IV. Усвоение новых знаний.

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

Где живёт дятел? (На дереве.)

Демонстрация слайда №4, на котором изображено дерево.

Что строит дятел? (Дупло.)

Демонстрация слайда №5: дупло.

Слайд №4

Слайд №5

Демонстрируется слайд № 6.

Слайд №6

На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д, ].)

Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Цели.

    Реализация принципа деятельности.

    Формирование мотивации учения и обучения.

    Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.

    Психологический комфорт в учебном коллективе.

    Единство воспитания и обучения.

    Реализация субъект – субъектных отношений.

    Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Слайд №7

Демонстрируется слайд № 8.

дятел

дом

дерево

дупло

Слайд №8

На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядност ь:

Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

Физкультминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет структурные части урока.)

Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты, а вы, если в их названии встречаются звуки [д, д, ], изображаете его содержание соответствующими движениями.

С этой формой проведения физкультминутки дети уже знакомы, поэтому учитель не объясняет методику ее проведения.

1) Подъём – 7 ч 30 мин. (Встают из-за парт.)

2) Водные процедуры – 7 ч 40 мин. (Имитируют умывание.)

3) Завтрак – 8 ч. [д, д, ].)

4) Занятия в школе – до 12 ч 10 мин. (Изображают занятия в школе.)

5) Обед – 13 ч. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)

6) Прогулка – полтора часа. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)

7) Ужин – в 19 ч. (Движениями показывают, что они ужинают.)

8) Подготовка ко сну – 21 ч. (Движениями показывают, что собираются спать.)

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д, ].)

Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.

Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

Давайте поселим эту букву на ленту букв.

Демонстрируется слайд №9.

Слайд №9

Игра «Моя Вообразилия»

Цель. Развитие творческого мышления.

Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….)

Демонстрируется слайд №10.

Слайд 10

Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» – труба печная.

V . Закрепление новых знаний.

Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.

Цели.

    Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.

    Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.

Работа по учебнику «Моя любимый букварь», с.

даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

Прочитайте слова в столбиках.

Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?

Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

1 столбик

дама

дума

душа

дышит

Прочитайте слова, где все звуки звонкие. (Дама, дума – звонкие.)

Прочитайте слова, где есть опасное место. Почему? (Дышит. Жи- и ши- пишется с буквой и.)

2 столбик

дом

домик

дол

долина

– Прочитайте слово с небольшим количеством букв, которое обозначает большой предмет. (Дом.)

Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. (Домик.)

Какая часть слова делает предмет маленьким, выделите его. (Суффикс – ик-.)

3 столбик

дым

дымок

дыра

дырка

Прочитайте слова с корнями – дыр-; – дым-. (Дыра, дырка; дым, дымок.)

Выделите корень.

Как называются эти слова? (Однокоренные.)

4 столбик

дар

дарит

подарит

подарок

Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

Что вы заметили? (В этом столбике все слова однокоренные.)

Выделите корень в этих словах. (Корень –дар-.)

5 столбик

ладони

ладошки

ладушки

оладушки

Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму.

Гимнастика для глаз

Цель. Профилактика близорукости.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

Продолжим работать по Азбуке. 1-я группа читает вслух предложения, а 2-я и 3-я группы внимательно слушают, так как вопросы будут заданы всем группам.

Это текст или отдельные предложения? (Это текст, так как предложения связаны по смыслу, объединяет общая тема.)

Почему перед текстом стоит вопросительный знак? (Нет названия.)

Давайте его озаглавим. («Наш дом».)

Прочитайте выделенные слова. (Над, у, на, у, к, у.)

Как называются выделенные слова? (Предлоги.)

Понаблюдайте за предлогами. Что вы заметили интересного? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)

Подчеркните пробел между предлогом и словом.

Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок»

Учебник «Моя любимая Азбука», с.95.

Демонстрируется слайд №11.

На экране – ключевые слова и рисунок. Прочитайте слова и рассмотрите рисунок.

дымок

труба

всё-всё увидеть

растаял

Слайд №11

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

Прочитайте про себя текст «Дымок».

Задания 3-ой и 2-ей группам (плохо и средне читающим детям)

Найдите в тексте «Дымок» слова с новыми звуками. Подчёркните их. Определите, каким в подчеркнутых словах является новый звук: твёрдым или мягким?

Проверка выполнения заданий: 1-я группа читает вслух, а 2-я и 3-я группы слушают. Текст читается по предложениям с комментариями (комментируют все группы) . Ключевые слова по мере встречи с ними в тексте появляются на слайде №12.

1-е предложение. Над трубой появился белый дымок.

Представьте, какой был дымок? (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

Заметили ли вы, что автор оживил дымка ? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. – Постой, не спеши, - стала учить труба.

Какой вопрос можно задать, прочитав это предложение? (Почему стала его учить труба?)

Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)

4-е предложение. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть!

Каким был дымок? (Любознательным.)

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение. Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся. 7-е предложение. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

Что он означает ? (При чтении нужно сделать небольшую паузу.)

Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

Что же случилось с Дымком? Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)

Поразмышляйте , что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял?

А что об этом сказано в тексте? (Дети читают 8-е предложение.)

8-е предложение. – Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.

Как вы думаете , куда плывут послушные дети? Мог ли быть с ними наш Дымок?

За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»? (Обмен мнениями.)

VI. Итог урока.

Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

Дети, что нового вы узнали на уроке ?

VII . Творческое домашнее задание.

    Нам не известно, какие путешествия и приключения ждали Дымка? Пофантазируйте. Нарисуйте.

    Расскажите, о чем вам мечтается, когда вы смотрите на облака?

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цели:

  • Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами. Познакомить с новым правилом “Большая буква в названиях рек”.
  • Развивать связную устную речь, память, аналитическое и логическое мышление, воображение, произвольное внимание, фонематический слух; обогащать словарный запас; расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Ход урока

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок - начинается урок.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

  • На какие группы делятся все звуки?
  • Что показывают гласные верхнего ряда? Нижнего?
  • Какие согласные расположены в верхнем ряду? В нижнем ряду?

2. Игра “Собери слово”.

(на доске буквы: ы,д,м... .е,т,и,д... .о,м,и,д,к)

Что общего в этих словах? (начинаются с буквы Д)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим то, что мы знаем о букве Д, будем читать слова с этой буквой.

IV. Повторение изученного.

1. - Какие звуки обозначает буква Д?

Что мы знаем о звуке [ д ]? [ д" ]?

2. Артикуляционная гимнастика.

ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.

(учащиеся чётко повторяют за учителем, хлопая на каждом слоге)

3. Работа с парами слов.

На доске:

  • труды -
  • плоты -

Прочитайте первое слово. Сколько предметов оно обозначает?

Измените слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет.

Какая буква потерялась?

Какой звук слышим на конце слова?

Какую букву надо написать?

Почему слышим звук [ д ], а пишем букву Д?

Это опасное место в слове, которое требует внимания и проверки.

Почему в первом слове звук произносится чётко?

Прочитайте следующее слово. (работа с парой слов: плоты - плот)

Что такое плоты? (брёвна, скрепленные между собой для передвижения по воде)

Раньше люди часто использовали плоты для перевозки каких-либо грузов и пассажиров.

4. Работа по учебнику (с. 112)

Рассмотрите иллюстрацию, какие современные средства передвижения по воде изобразил художник?

Плоты могли перевозить грузы на небольшие расстояния, а теплоходы и корабли могут преодолевать огромные расстояния по рекам.

На планете очень много рек. В нашей стране их тоже много. О некоторых из них мы сейчас прочитаем.

Работа над текстом.

A) Чтение текста сильным учащимся.

Б) Вопросы на понимание прочитанного.

Названия каких рек запомнили?

Что находится над реками?

Зачем люди строят мосты?

Какой транспорт движется по мостам?

B) Чтение по цепочке.

Г) Самостоятельное чтение текста.(индивидуальная помощь)

Какие слова с буквой Д встретили?

Д) Выборочное чтение.

Найдите предложение, в котором говорится, что находится над реками.

  • Что перемещается по мостам?
  • Что движется по рекам?
  • О каких реках идёт речь в тексте?
  • Какие слова в этом предложении написаны с заглавной буквы? Почему?

Мы узнали названия небольшого количества рек, которые есть в нашей стране, их гораздо больше, например, в 100 км от Норильска протекает великая сибирская река Енисей.(на доске: Енисей) Люди ласково называют его Енисей-батюшка, потому что он, как отец-кормилец, даёт нам рыбу, по Енисею ходят большие суда, которые везут к нам на север различные товары: продукты, одежду, учебники, мебель.

Физминутка + разминка для глаз.

5. Беседа о профессиях.

Чтобы перевозить пассажиров, грузы, кораблём управляет человек-капитан корабля. Это его профессия.

Рассмотрите картинки. Люди каких профессий тут изображены? (на доске рисунки)

Обратите внимание на этот рисунок, на нём художник изобразил человека мужественной профессии-шахтёра. У нас в городе много людей, которые занимаются этим тяжёлым трудом. И сейчас Уздин Артём расскажет стихотворение, которое он вместе с родителями сами сочинили и посвятили его дедушке не просто как родственнику и как человеку-труженику.

6. Работа по учебнику (с.113)

Прогнозирование текста.

Прочитаем слова, которые подскажут нам о чём пойдёт речь в тексте, который мы будем читать.

Чтение ключевых слов (на доске)

Тима труд работает
Дима работа мастер

Почему Тима и Дима написаны с заглавной буквы?

Кто такой мастер?

(чтение хором, столбики слов по рядам хором, чтение учащимися слабыми чащимися)

Посмотрите на рисунки, которые изобразил художник на с.113

Кого вы видите?

Прочитайте заголовок текста на с.113

Как вы думаете, о чём будет этот текст?

Работа над текстом.

A) Первичное чтение текста (учителем)

О каких профессиях идёт речь в тексте?

Учащиеся, у которых лежат карточки на столе, готовятся к выразительному чтению по ним, остальные ребята читают вместе со мной.

Б) Громкое чтение с учителем.

B) Выборочное чтение.

Кем работает мама Димы?

Кем работает брат Насти?

Назовите профессию, которая встретилась в тексте и начинается на букву Д.

Сейчас, ребята, которые работали по карточкам, прочитают стихотворение Сергея Михалкова

“Важные дела”, внимательно послушайте, о каких важных делах пойдёт речь и какое самое главное.

Чтение по карточкам

Важные дела.

Я без работы не сижу-
Сама в руках утюг держу. (1 ученик)
- Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу. (2 ученик)
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна. (3 ученик)
- Мы разбиваем огород,
У нас немало с ним хлопот. (4 ученик)
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят. (5 ученик)
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна. (6 ученик)
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень. (7 ученик)
Немало дела детворе:
В густом лесу, в широком поле,
В колхозе, в доме, во дворе,
А главное - за партой в школе! (8 ученик)

Какое самое важное дело есть у вас учеников?

7. Работа над пословицей. (на доске)

Какие труды, такие и плоды.

А) Чтение пословицы.

Как вы понимаете эту пословицу?

Послушайте стихотворение, в котором идёт обращение к вам, оно так называется “Первоклассникам”

Первоклассникам.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы -
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
И директор ваш, ребята,
С букварём ходил когда-то,
И учительница ваша
Начинала точно так же...
Все ходили в первый класс, -
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькнёт,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога!

Чтобы стать умными и грамотными людьми, надо хорошо учиться в школе,
чтобы в дальнейшем выбрать профессию по душе.

V. Итог урока.

Наш урок заканчивается, давайте вспомним, какие звуки обозначает буква Д.

  • Что вы знаете об этих звуках?
  • Какое новое правило узнали на уроке?