Сельма лагерлеф в детском чтении. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь». Используемая методическая литература

в прошлый раз про Сельму Лагерлеф не ответил ни один человек:) я все же тешу себя надеждой, что не мы одни читали ее классическое произведение "Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции " (я имею в виду не адаптированный рассказик, а толстенный том без сокращений). Кроме этого самого известного в России произведения, у писательницы есть много сказок и повестей, которые, скажем так, довольно сложное чтение и для взрослых. Но сегодня я немножко поговорю про Нильса. Это учебник географии - писательница с любовью и очень ярко описала все природные зоны родной страны и многие населенные пункты. Но мы изучать географию Швеции по этому учебнику не беремся, поэтому нас интересуют другие причины - зачем читать эту книгу современным детям? Причина первая: несмотря на то, что книга была написана более ста лет тому назад, она удивительно актуальна в плане воспитания экологического сознания. Кроме того, что рассказывается, к чему приводит бездумное пользование ресурсами (это бывает в детской литературе), еще и говорится, что делать и зачем: рассказ, как на месте уничтоженного леса дети и взрослые стали сажать маленькие деревца. Вот это самое ценное, а не "пугалочки" как все будет плохо и ужасно. Ребенку нужно конкретное действие, конкретный совет. Причина вторая: сам главный герой, Нильс, проходит очень длинный и трудный путь и метаморфозы, произошедшие с ним, не случайны. Очень подробно разъясняется причинно-следственная связь между поведением и последствием. И это не похоже на плоские назидательные рассказики, где "плохо себя вел мальчик и ай-яй-яй". Это рассказано на достаточной глубине и ведет к осознанности многих действий. Нильс получает по волшебству только наказание. Все остальное он ЗАРАБАТЫВАЕТ. И даже грозный приговор сердитого гнома (что Нильс станет человеком только в том случае, если зарежут его друга-гуся) уже не властен над ним - Нильс стал настолько сильным духовно, он заслужил свое чудо. В пути он совершает много удивительных подвигов и прилетает домой действительно другим человеком. Это как бы повесть о взрослении, превращении из эгоистичного ребенка в заботливого и ответственного взрослого. Что очень важно- Нильс не находит золотой ключик или волшебную щуку, исполняющую все желания. Он собственным трудом и личными усилиями проходит очень сложный путь. Причина третья: мир в произведении неидеален. Там есть и слезы, и горе, и потери. Но что важно: человек всегда преодолевает любые испытания и жизнь продолжается.
Причина четвертая: очень важный для детей мотив - умение поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. В истории, когда люди хотели осушить озеро, отчего могли погибнуть многие птицы, женщина, потерявшая своего сына, вдруг представляет себя такой осиротевшей птицей, лишившейся птенчиков, и просит жителей деревни оставить озеро на месте.
Причина пятая: книга полна интересных сведений о живой и неживой природе.
Причина шестая: с моей точки зрения, один из важнейших мотивов, которые необходимо включать в детскую литературу - как малая деталь (событие и тп) может полностью изменить жизнь. Так часто взрослые люди ждут "великих свершений", откладывая свои ежедневные мелкие дела за "неважностью"! Когда мы обсуждаем вопросы семейной жизни или воспитания, некоторые недоумевают, зачем вот это маленькое усилие или эта незначительная информация, я же хочу изменений вдруг и сразу, новую жизнь с понедельника! Чтобы все вокруг поменялось по мановению волшебной палочки. В одной из историй книги рассказно, как крошечные невидимые личинки одной бабочки потихоньку размножались и уничтожили целый лес, и сколько бед потом это все принесло. Очень бы советовала читать эту историю взрослым и по-другому посмотреть на "незначительное" в нашей жизни, будь то плохое или хорошее! Незначительные мысли, просто слова, всего лишь одно маленькое действие?

Думаю, основные причины я перечислила, а у тех, кому нравится творчество писательницы, найдутся еще и другие! (по поводу возраста: мы читали в пять лет, я не думала, что дочка выдержит такую тягомотную книжку - все же язык не очень для маленьких - но ей понравилось и просит перечитывать).
ссылка на произведения дана в прошлом посте с вопросами (понедельник, тэг детское чтение).
приятного чтения!

Писательница Лагерлеф Сельма, подарившая миру удивительную историю о мальчике Нильсе и во всех своих произведениях старалась научить человечество с малых лет любить природу, дорожить дружбой и уважать родину. К сожалению, жизнь этой замечательной женщины не была легкой и безоблачной.

Дворянская кровь

Сельма Лагерлеф появилась на свет в 1858 году в Швеции в многодетной семье, которая принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки - отставной военный, мать - учительница. Появление малышки стало необычайно счастливым моментом в жизни всей семьи.

Однако в то время, когда родилась Сельма Лагерлеф, от прошлого родового величия остались лишь старое поместье Морбакка и красивые сказания. Их девочке часто рассказывал отец, который души в ней не чаял. А она, в свою очередь, очень нуждалась в любви, ласке, поддержке и постоянном уходе.

Нелегкое детство

Сельме больше других детей в семействе нужна была забота. Ведь когда девочке исполнилось три годика, ее разбил паралич. К счастью, она осталась жива, но стала инвалидом. В то время, когда остальные дети гуляли на улице, девочка вынуждена была оставаться в постели. Чтобы хоть как-то отгонять грустные мысли, Сельма переделывала на свое усмотрение различные настоящие и выдуманные истории, услышанные от отца и бабушки. Так прошли необычайно трудные шесть лет. Но не только печальные моменты содержит ее биография. Сельма Лагерлеф и родные не могли нарадоваться, когда стокгольмские доктора сумели поставить девочку на ноги.

Первые шаги в большой мир

Прилагая неимоверные усилия, будущая писательница училась ходить заново, опираясь на палку, которая навсегда стала ее верной спутницей. Но несмотря на это, именно теперь девочка чувствовала, что большой мир открыл для нее свои двери.

Однако выживать в огромном обществе оказалось очень непросто. Кроме того, что каждое движение требовало больших физических усилий, окружающие люди порой были настроены враждебно. Но разве могла сдаться перед трудностями Сельма Лагерлеф? Краткая биография будущей писательницы неоднократно доказывает ее упорство, трудолюбие и жизнестойкость. С большим отставанием от сверстников в свои двадцать три года Сельма поступает в Стокгольмский лицей. И уже через год назло всем тем, кто называл ее переростком и калекой, девушка была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.

Работа в школе

После успешной учебы Лагерлеф удачно находит свою первую работу. Это должность учителя в школе для девочек, находившейся в небольшом городишке на юге Швеции. Неординарная и образованная, она быстро находит общий язык со своими учениками. Проводимые ею уроки всегда интересны и увлекательны. Учительница Лагерлеф Сельма не заставляет детей заучивать привычный материал, а превращает уроки в занимательные спектакли. На таких занятиях цифры становятся не такими уж и скучными, исторические персонажи похожи на сказочных героев, а географические названия легче запоминаются в виде необычных мест на картах волшебных миров.

Грустные реалии

Однако в реальной жизни простой провинциальной учительницы не все так красиво. После смерти самого близкого ей человека - отца - Сельма изо всех сил старается не терять самообладание. Но беда не приходит одна. После отцовской кончины родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века, было продано с аукциона из-за огромных долгов. И тогда появилось рвение во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды. Так решила для себя целеустремленная и привыкшая к трудностям Сельма Лагерлеф. Краткая биография этой удивительной девушки постоянно говорит о ее невероятной силе воли и способностях к преодолению трудностей.

Творческое начало

Каждый вечер втайне от всех молодая учительница Лагерлеф пишет свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге». Герой произведения - путник, который, посетив старинную усадьбу, знакомится с ее настоящими жителями и их старинными легендами. Многие коллеги Лагерлеф считали такое творчество неактуальным во времена стремительного развития науки. Несмотря на такие нелестные замечания, молодая учительница все же решилась отправить свою рукопись на конкурс в известную газету. К большому удивлению окружающих победительницей стала именно Лагерлеф Сельма! Членами жюри конкурса была отмечена необычайная творческая фантазия писательницы. Именно этот факт окрыляет девушку и помогает поверить в собственные силы.

Литературный успех

В последующие четырнадцать лет Лагерлеф становится широко известным автором исторических романов. Успешность ее произведений помогает писательнице получить королевскую стипендию. Однако каждая победа девушки воспринимается в обществе больше как везение, а не как результат упорной работы и большого таланта. Ведь не так-то просто разрушить старые стереотипы о том, что женщины не могут быть замечательными писателями.

Романы «Чудеса антихриста» и «Иерусалим» становятся очень популярными в Швеции. Также эти произведения пропитаны глубокой религиозностью, в которой с детства воспитывалась Сельма Лагерлеф. «Святая ночь», «Вифлеемский младенец», «Свеча от Гроба Господня» и другие истории, вошедшие в сборник «Легенды о Христе», являются явным тому подтверждением.

История о Нильсе

Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным. Во дворах стало модно играть в «гусенавтов» - так был прозван Нильс. Сельма Лагерлеф при этом чувствовала большую поддержку детей, чего нельзя было сказать о взрослых. Критики наперебой издавали разгромные статьи с резкими осуждениями автора. Назло всем недоброжелателям книга получила признание не только на родине писательницы, но и во всем мире.

Нобелевская премия

Но ведь не всегда у писательницы витали темные тучи над головой. И хорошими моментами наполнена ее биография. Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии. диплом и денежный чек были вручены ей самим королем Швеции Густавом V. И это не простая случайность. Ведь к этому времени Лагерлеф выпустила уже более тридцати книг и была любима далеко за пределами своей страны. Нужно отметить, что самым известным из ее произведений все-таки оставалась сказка о мальчике, который смог рассмотреть Швецию с высоты птичьего полета.

Творческое наследие

Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе. Последние самые большие произведения Сельмы Лагерлеф были написаны с 1925-го по 1928-й годы. Это три романа о Левеншельдах - «Перстень Левеншельдов», «Анна Сверд» и «Шарлотта Левеншельд». Они повествуют о жизненных перипетиях одной семьи на протяжении нескольких поколений. События в романах происходят с 1730-го по 1860-й год.

Религиозные произведения для детей и сегодня имеют потрясающий успех. Некоторые из них были переизданы. Первое обновленное издание «Легенд о Христе» увидело свет в 1904 году в Швеции. В России же это произошло в 2001-м благодаря работе издательства «РОСМЭН-ПРЕСС». В книгу вошли рассказы о Христе, которые еще в детстве от бабушки слышала Сельма Лагерлеф: «Святая ночь» и «Видение императора», «В Назарете» и «Вифлеемский младенец», «Колодец Мудрецов» и «Бегство в Египет», а также другие истории.

Скелет в шкафу

Сельма Лагерлеф в обычной жизни была не особо общительным человеком. Поэтому и о ее личной жизни известно немного. Конечно же, основную часть своего времени она коротала в родовом именьи, которое ей удалось выкупить после награждения известной премией. По внешнему виду можно было сразу судить о Сельме Лагерлеф как о старой деве. Однако в этом плане имелись некоторые секреты, а раскрыться им суждено было только спустя пятьдесят лет после смерти знаменитой писательницы. Неожиданно по истечении такого количества времени были обнаружены письма, раскрывающие некоторые необычные аспекты ее интимной жизни. После таких новостей о Лагерлеф ее загадочная персона снова многих заинтересовала.

Общественная деятельность

Даже уже в немолодом возрасте и страдая от тяжелой болезни, Лагерлеф Сельма не могла оставаться в стороне от бед, которые преследовали Европу. В военное время между Финляндией и Советским Союзом она подарила свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

В тридцатых годах сказочница неоднократно принимала участие в спасении писателей и различных деятелей культуры от нацистских преследований. Организованный ее стараниями благотворительный фонд спас многих талантливых людей от тюрьмы и смерти. Это были последние благие деяния писательницы.

В марте 1940 года Сельма Лагерлеф ушла из жизни. Но даже спустя многие десятилетия миллионы девчонок и мальчишек все так же вглядываются в небеса, затаив дыхание. Ведь, может быть, там, под самыми облаками, спеша навстречу приключениям, пролетает бесстрашный домашний гусь Мартин, неся на спине своего маленького товарища Нильса.

Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словар ный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразитель ного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.

III . Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.

-Какое слово получилось по вертикали?

(Лагерлеф.)

IV . Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

1. Вступительная беседа.

-Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или зна ете?

(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)

2. Рассказ учителя о писательнице.

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагер леф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урож денной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была чет вертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год хо дить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалы вала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жад но читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую выс шую женскую педагогическую академию в Стокгольме и за кончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень попу лярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный жур налом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер- леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подру ги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомит ся с писательницей Софи Элкан, которая становится ее бли жайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной коро лем Оскаром II , и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе. Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».

Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история се мей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищу щих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смог ла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спус тя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф - «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духов ному проникновению, которые отличают все ее произведения».

После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.

В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писа телей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.

После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от пери тонита в своем доме в возрасте 81 года.

V . Физкультминутка

VI . Работа над произведением «Святая ночь»

    Чтение учителем и учащимися.

    Первичное восприятие текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Итог урока

    Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?

    О чем произведение, которое мы только что читали?

    Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразитель ное чтение.

Ход урока 2

Организационный момент

П. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения с разными интонациями.

Я знаю, праздника вы ждете!

На этом празднике найдете

Смех, игры, сказку, волшебство!

Ведь наступило Рождество!

А что такое Рождество?

Конечно, это волшебство!

А слово «Рождество» откуда?

То день и час рожденья чуда!

    Заучивание стихотворения за 2 минуты.

    Проверка выученного стихотворения.

III . Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

- Почему смерть бабушки была для писательницы самым
большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста.

    О чем история, которую рассказала бабушка?

    Чему она хотела научить свою внучку?

    Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

    Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

    Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

    Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV . Физкультминутка

V . Составление плана рассказа

-А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.
Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно.

Затем идет проверка выполненной работы.

Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI . Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII . Итог урока

-Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пас туха.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;
  • развитие словарного запасы учащихся;
  • воспитывать любовь и добро к ближнему;
  • воспитывать уважительное отношение к православной культуре.

Используемая методическая литература:

  1. Библия.
  2. Журнал "Воспитание школьника" № 7, 2006 г.

Используемое оборудование: Ноутбук, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.

Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.

– Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи “Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции”, “Сага о Йесте Берлинге”, трилогия о Левеншельдах.

В книге “Сказания о Христе” писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.

4. Чтение и анализ первой части текста.

(Чтение детьми законченными частями.)

– Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

1-я ч. “Когда мне было…” до слов “Не было детей более счастливых…”

– От чьего имени идет повествование?

– Что было для детей настоящим счастьем?

(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

(Выборочное чтение.)

2-я ч. “Я смутно помню…” до слов “Как холодно веет ветер…”

– Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

(Выборочное чтение.)

– Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение.)

– Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

3-я ч. “Вспоминаю я …” до слов “…когда она умерла.”

– Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

4-я ч. “Я помню то утро, …” до конца.

– Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)

– Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение.)

– Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

Словарь: псалом – религиозное песнопение.

5. Физкультминутка.

А сейчас мы встанем дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработайте ногами,
Поработайте руками!
Улыбнемся, день хороший!
И похлопаем в ладоши!

6. Инсценирование.

Помню я, как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез,
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе…

– Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.

1-й пастух: Как темно было – и вдруг такой яркий свет!

2-й пастух: В небе звезда зажглась новая, большая.

(Появляется Светлый ангел.)

Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали пророки!
Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

1-й пастух: Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!

2-й пастух:

Чтоб на Христа взглянуть,
Чтоб поклониться Богу,
Отправимся мы в путь,
В опасную дорогу.

1-й пастух:

В дар Младенцу принесем
Меду, трав душистых.
Путь по звездочке найдем
Яркой, серебристой.

(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)

Мария :

Как пылают звезды над горами,
Пастухи в долинах бродят со стадами.
Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
Спит Младенец в яслях, догорает свечка.

Ослик: Постой-ка, может Младенец немного озяб?

Вол: Мы нашим дыханьем согреем его.

Ослик: Гляди-ка, кажется, кто-то идет?

Вол: Пришли пастухи и стоят у ворот.

Мария: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!

1-й пастух: А где новорожденный?

2-й пастух: Да вот же он!

1-й пастух:

Прими, Христос, дары простые.
Вот хлеб и мед, а вот вода,
Мы люди бедные, но верим –
Грядут иные времена.

(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета “Ночь тиха..”)

Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,
Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,
Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору
В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.

Ни ушей, ни взоров лишних, – И над Ним горит высоко
Вот пропели петухи – Та звезда далеких стран:
И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока
Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.

7. Чтение второй части текста.

(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)

Словарь: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества; лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.

8. Обобщение.

– Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?

(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

– Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю?

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

– А в чем, по – вашему, счастье?

(Счастье-это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)

– Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:

“Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной”,– как вы их понимаете?

– Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

(“Рождество”. “Ночь перед Рождеством”. “Рождение Господа”.)

9. Домашнее задание:

– Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

10. Подведение итогов.

– Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

(Высказывания детей.)

– Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?

(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор.)

– Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

У наших предков была традиция: в Святки “сжигать” все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.