Н каманин биография. Каманин николай петрович. Каманин Михаил Степанович

Рассказывает сын Героя — Лев Николаевич Каманин.

В апреле 2001 года исполнится 40 лет со дня первого пилотируемого полета в космическое пространство. Немалая заслуга в осуществлении этой вековой мечты человечества принадлежит генерал-полковнику авиации Николаю Петровичу Каманину — организатору подготовки к полетам советских космонавтов в период с 1960 по 1971 год и моему отцу.

Николай Каманин родился и вырос в городе Меленки Владимирской области в многодетной семье сапожника и ткачихи. Его детство пришлось на трудные полуголодные годы. Рано повзрослев, он принимает твердое решение: буду военным летчиком. Пройдя курс обучения в Ленинградской летной теоретической школе — знаменитой «терке», — он поступает затем в Борисоглебское училище летчиков, по окончании которого получает назначение на Дальний Восток в авиаэскадрилью имени В.И.Ленина. За четыре года службы в этой прославленной боевой части Николай Каманин вырос от младшего военлета до командира авиаотряда. Там завершилось становление его личности, и там ему было поручено выполнить ответственное правительственное задание...

В жизни людей разных поколений происходят порой удивительные пространственно-временные совпадения, своеобразные перекрестки судеб. Немало таких перекрестков было и на жизненном пути моего отца. Расскажу только об одном из них.

9 марта 1934 года из порта Петропавловска-Камчатского вышел курсом на север пароход «Смоленск», на борту которого находился отряд из нескольких экипажей самолетов Р-5. Перед летчиками отряда была поставлена задача: пробиться в ледовый лагерь челюскинцев — участников арктической экспедиции О.Ю.Шмидта — и вывезти их на континент. Возглавлял отряд Николай Каманин... Пройдут годы, и он узнает о том, что именно в этот день на другом краю нашей необъятной страны, на Смоленщине, в простой крестьянской семье Гагариных родился мальчик Юра, судьба которого тесно переплетется с его собственной судьбой: в апреле 1961 года генерал Каманин представит Государственной комиссии старшего лейтенанта Гагарина Юрия Алексеевича как лучшего кандидата для первого полета человека в космос.

В сложнейших арктических условиях семерым отважным авиаторам — Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову — удалось спасти 104 участника полярной экспедиции на пароходе «Челюскин», раздавленном льдами у побережья Чукотки. Родина очень высоко оценила их подвиг: всем им впервые было присвоено учрежденное в 1934 году почетное звание Героев Советского Союза. Двадцатипятилетнему летчику Каманину, вызволившему из ледового плена 34 челюскинца, была вручена Золотая Звезда за номером «четыре». Ему выпала честь стать первым советским военнослужащим, удостоенным высшей государственной награды, и примечательно, что получил он ее за выполнение исключительно гуманной миссии по спасению попавших в беду людей. Но молодой пилот не собирался почивать на лаврах: перед ним открывались новые горизонты. «Моя биография только начинается», — так назвал он свою документальную повесть о себе и других летчиках, участвовавших в спасении челюскинцев.

В 1939 году отец окончил академию имени Н.Е.Жуковского, после чего командовал авиабригадой, затем — авиадивизией. В годы Великой Отечественной войны он в качестве командира 5-го штурмового авиационного корпуса внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий самолетов Ил-2, прозванных фашистами «черной смертью». Летчики этого соединения громили вражеские позиции на Курской дуге и Букринском плацдарме, участвовали в боях за освобождение Винницы и Корсунь-Шевченковского, Будапешта и Вены. Сотни пилотов, стрелков-радистов, инженеров и техников корпуса были награждены орденами и медалями, а 76 особо отличившихся мастеров штурмовых ударов стали Героями Советского Союза. В числе последних был и Георгий Береговой, ставший впоследствии летчиком-космонавтом СССР.

После войны генерал Каманин работает в Управлении Гражданского воздушного флота, возглавляет Добровольное общество содействия авиации, а по окончании академии Генерального штаба командует авиацией Туркестанского военного округа. Когда в октябре 1957 года Первый искусственный спутник Земли возвестил миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и космический корабль с человеком на борту. Не было сомнений и в том, что первыми космонавтами станут летчики-истребители. Организовать обучение и подготовку к полетам в космос специально отобранной группы молодых военных летчиков командование ВВС поручило Николаю Петровичу. Он энергично берется за это совершенно новое дело, глубоко вникает во все тонкости сложной интересной работы, щедро делится с космонавтами своими знаниями и богатым жизненным опытом. Для многих из них он стал старшим другом, а Юрия Гагарина полюбил, как родного сына.

Какова же, на мой взгляд, истинная роль генерала Каманина в развитии пилотируемых космических полетов? В народе прочно утвердилось представление о Н.П.Каманине как о наставнике космонавтов, и не более того, а если судить по кинофильму «Председатель», в котором мимоходом упоминается его имя, то он вообще был при них всего лишь «свадебным генералом». Конечно, в его официальные обязанности входило проведение так называемой воспитательной работы с подчиненными. К некоторым из них он вынужден был применять и дисциплинарные меры. Но не это было главным в его работе. Главным было то, что как академик Королев всецело отвечал за технику — ракеты-носители и космические корабли, — так генерал Каманин нес всю ответственность за «человеческий фактор», то есть за людей, летающих на этой технике.

Основой своей деятельности в должности помощника Главкома ВВС по космосу он считал государственный подход к руководству всесторонней подготовкой космонавтов — теоретической, специальной, морально-психологической, физической, — а также к поиску наиболее рациональных путей освоения космического пространства человеком. Огромный труд вложен им в формирование коллектива и учебно-лабораторной базы Центра подготовки космонавтов, в организацию строительства. Звездного городка с учетом перспектив их развития. Надо сказать и о том, что у Николая Петровича никогда не возникало головокружения от громких побед нашего «утра космической эры». Он отчетливо видел серьезные просчеты в тактике и стратегии развития советской космонавтики: распыление сил и финансов по многочисленным ведомствам и предприятиям «космической кооперации», отсутствие четких программ, планов и координации их деятельности, недооценку руководителями страны оборонного значения орбитальных пилотируемых полетов. К сожалению, борьба, которую приходилось ему вести с причастными к космонавтике высокопоставленными чиновниками, оказалась неравной.

Были у него и разногласия с конструкторами космической техники, причем весьма существенные. Критикуя их за повальное увлечение сплошной автоматизацией пилотируемых кораблей-спутников, он протестовал тем самым против превращения космонавтов, в подопытных кроликов или, в лучшем случае, в «космических туристов». Правда, и здесь ему не удалось поломать установившиеся традиции. В итоге неверие конструкторов-ракетчиков в способности летчиков-космонавтов активно участвовать в управление полетом, стыковкой и посадкой космических летательных аппаратов дорого обошлось нам. Оно на несколько лет задержало проектирование и разработку орбитального корабля «Буран» и стало одной из причин, по которым отечественная космонавтика вступает в XXI век без собственного «челнока» — аэрокосмического самолета многоразового использования.

По отзывам некоторых космонавтов гагаринского набора Николай Петрович был очень строгим начальником. Герман Титов, например, называл его не иначе, как «наш суровый батька». Действительно, отец обладал волевым, целеустремленным характером. В его дневниковых записях можно прочитать такие строки: «Всю жизнь я, как заведенная машина, делаю все с расчетом не терять даром ни одной минуты. Может быть, это кое-кому покажется скучным и серым, но я убежден, что каждый культурный человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально». Он не терпел в людях неумения трудиться и отдыхать, разболтанности и бездарного времяпровождения. Но у него было, я бы сказал, врожденное чувство справедливости, и если уж ему приходилось наказывать кого-либо из своих подчиненных, то всегда, как говорится, по заслугам. Одинаково требовательный к себе и сослуживцам, он больше всего ценил в них способность оставаться самими, собой в любой обстановке. Свои принципиальные позиции по важнейшим проблемам освоения космоса он твердо отстаивал во всех, вплоть до самых высоких, правительственных инстанциях, за что к нему с большим уважением относились Главнокомандующий ВВС К.А.Вершинин и Главный конструктор ракетно-космических систем С.П.Королев.

Не слишком много известно о частной жизни генерала Каманина. Для нашей семьи авторитет и воля отца были непререкаемы. Он не имел возможности уделять всем нам столько времени, сколько хотел бы, но мы всегда ощущали на себе его заботу и поддержку. Мы — это моя мама. Мария Михайловна, я и мой старший брат Аркадий, а в последние годы и внуки Николая Петровича — Ольга и Николай. Кстати, сейчас уже мало кто знает, что рано ушедший из жизни Аркадий Каманин был самым юным летчиком — участником Великой Отечественной войны: свой первый самостоятельный вылет на самолете По-2 он совершил в неполные пятнадцать лет.

В свободное от работы время самым большим увлечением отца были шахматы — игра, которую он полюбил еще школьником. Любимые спортивные занятия — теннис, лыжи, бег трусцой. Увлекался быстрой (но не безрассудной!) ездой на автомашине. Лучшим отдыхом считал физический труд на свежем воздухе: с удовольствием косил траву на дачном участке, ухаживал за садом. Очень любил грибную охоту. К музыке был довольно равнодушен, но за какой-нибудь несложной работой частенько напевал вполголоса «Нам песня строить и жить помогает...», «О, дайте, дайте мне свободу...», а иногда и «Отвори потихоньку калитку...» или даже есенинское «Добрый вечер, мисс...»

В свое время было издано не менее десятка книг, написанных Николаем Петровичем, но меня часто спрашивают, как обстоят дела с опубликованием «Космических дневников генерала Каманина»? Под названием «Скрытый космос» опубликованы три из четырех томов «Космических дневников». Четвертый том полностью подготовлен к изданию. Надеюсь, он выйдет в свет уже в первом году нового тысячелетия.

И еще об одном часто задаваемом вопросе: в каком году родился Николай Каманин. В ряде изданий, в частности в энциклопедии «Авиация», годом рождения Н.П.Каманина назван 1908 год. Действительно, во всех официальных документах указываются 1908 -1982 годы жизни моего отца. Дело в том, что по окончании средней школы он совершил «подлог» — переправил в своем метрическом свидетельстве о рождении цифру 9 на «восьмерку». Сделал он это с единственной целью: чтобы не терять целый год перед поступлением в летную теоретическую школу. Полагаю, этот его поступок подтверждает одну простую истину: в жизни любого человека бывают обстоятельства, когда цель оправдывает средства.

Каманин Николай Петрович – командир отряда 28-й авиационной эскадрильи (ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии).

Родился 5 (18) октября 1909 года в городе Меленки Меленковского уезда Владимирской губернии (ныне Владимирской области). Русский. В 1927 году окончил 9 классов школы.

В армии с июля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком и командиром звена легкобомбардировочных авиаэскадрилий (на Дальнем Востоке).

В феврале 1934 года был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». На самолёте Р-5 в сложных метеоусловиях совершил групповой перелёт из Олюторки (Камчатка) до Ванкарема (Чукотка) протяжённостью около 1.500 километров. Выполнил 9 полётов в ледовый лагерь и вывез из ледового лагеря 34 человека.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 20 апреля 1934 года старшему лейтенанту Каманину Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В декабре 1938 – октябре 1940 – командир 19-й легкобомбардировочной авиационной бригады (в Харьковском военном округе; город Харьков, Украина).

Участник советско-финляндской войны: в январе-марте 1940 – командир 19-й легкобомбардировочной авиационной бригады.

С октября 1940 – командир 3-й отдельной авиационной бригады, в марте-октябре 1941 – командир 4-й авиационной бригады (в Среднеазиатском военном округе). Одновременно в октябре 1940 – марте 1941 был командующим ВВС Среднеазиатского военного округа (штаб – в городе Ташкент, Узбекистан). В августе 1941 года в должности командира 4-й авиационной бригады участвовал во вводе советских войск в Иран. В октябре 1941 – июле 1942 – заместитель командующего ВВС Среднеазиатского военного округа (штаб – в городе Ташкент, Узбекистан).

Участник Великой Отечественной войны: в июле 1942 – феврале 1943 – командир 292-й штурмовой авиационной дивизии (Калининский фронт). Участвовал в Ржевско-Сычёвских, Великолукской и Демянской операциях.

С февраля 1943 года командовал 8-м смешанным (с июля 1943 – 5-го штурмовым) авиационным корпусом, проходившим формирование в тылу.

В июле 1943 – мае 1945 – командир 5-го штурмового авиационного корпуса. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Киевской, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской и Братиславско-Брновской операциях.

За время войны совершил 21 боевой вылет на штурмовике Ил-2.

После войны до июня 1946 года продолжал командовать 5-м штурмовым авиационным корпусом (в Одесском военном округе). В июне-ноябре 1946 – командир 3-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (в Южной группе войск; Румыния).

В 1946-1948 – заместитель начальника Главного Управления ГВФ по оборонным вопросам. С марта 1948 – председатель Оргбюро ДОСАВ (Добровольного общества содействия авиации), в октябре 1951 – декабре 1953 – заместитель председателя Оргкомитета ДОСААФ по авиации, в декабре 1953 – июне 1955 – заместитель председателя Центрального Комитета ДОСААФ.

В декабре 1956 года окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии (Военной академии Генерального штаба). В январе 1957 – апреле 1958 – командующий 73-й воздушной армией (в Туркестанском военном округе; штаб – в городе Ташкент, Узбекистан), в 1958-1961 – заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

С января 1961 – заместитель начальника боевой подготовки ВВС по космосу, в июне 1966 – июне 1971 – помощник Главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полётов. Активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. С августа 1971 года генерал-полковник авиации Н.П.Каманин – в запасе.

Член Центрального Исполнительного Комитета СССР в 1935-1937 годах, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Генерал-полковник авиации (1967). Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1934; 20.04.1953; 17.06.1961), орденом Октябрьской Революции (17.10.1978), 2 орденами Красного Знамени (29.05.1944; 6.11.1947), 2 орденами Суворова 2-й степени (10.01.1944; 28.04.1945), орденами Кутузова 2-й степени (19.08.1944), Красной Звезды (3.11.1944), медалями, иностранными орденами Заслуг Венгерской Народной Республики 3-й степени, Звезды Румынии 3-й и 5-й степеней, «Защита Отечества» 2-й и 3-й степеней (Румыния), Тудора Владимиреску 3-й степени (Румыния, 1969), Красной Звезды (Чехословакия, 1970), «Крестом храбрых» (Польша, 19.12.1968), иностранными медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (1969), Байконур (1977, Казахстан), Винница (1969, Украина), Братислава (Словакия), Пловдив (1965, Болгария), Рига (Латвия) и Хемниц (Германия).

Его именем названы улицы в городах Москва, Брянск, Владимир, Екатеринбург, Боровск (Калужская область), Вичуга (Ивановская область), Кировград (Свердловская область), Орск (Оренбургская область), Севастополь (Крым) и Могилёв (Беларусь). В Меленках его именем названа школа, там же установлена мемориальная доска. В Москве на Поклонной горе и в Меленках установлены бюсты Н.П.Каманина, а на доме, в котором он жил, – мемориальная доска. Его имя носит самолёт Ил-76ТД авиации МЧС.

Примечание: При призыве в армию приписал себе один год. По этой причине в документах указан 1908-й год рождения.

Сочинения:
Моя биография только начинается. М., 1935;
Первый гражданин Вселенной. М., 1962;
ЭКС на орбите. М., 1969 (с М.Ф.Ребровым) ;
Семеро на орбите. М., 1969 (с М.Ф.Ребровым) ;
Лётчики и космонавты. М., 1971;
Лётчики и космонавты. 2-е издание. М., 1972;
Путь в космос начинается с зарядки. М., 1975;
Старты в небо. М., 1976;
Сотвори себя. М., 1982;
Скрытый космос. Книга 1. М., 1995;
Скрытый космос. Книга 2. М., 1995;
Скрытый космос. Книга 3. М., 1999;
Скрытый космос. Книга 4. М., 2001;
Скрытый космос. В 2-х томах. 2-е издание. М., 2013;
На крылатых танках. С.-Петербург, 2015.

Воинские звания:
Полковник (21.02.1938)
Генерал-майор авиации (17.03.1943)
Генерал-лейтенант авиации (20.04.1945)
Генерал-полковник авиации (25.10.1967)

Биография предоставлена


Родился 5 (18 ) октября 1909 года в городе Меленки ,
ныне - Владимирской области.

В армии с 1927 года .
Как рассказывал сын Николая Петровича , Лев Каманин


В ряде изданий, в частности в энциклопедии "Авиация" ,
годом рождения Н.П. Каманина назван 1908 год .
Действительно, во всех официальных документах указываются
1908 - 1982 годы жизни моего отца.
Дело в том, что по окончании средней школы он совершил
"подлог" - переправил в своем метрическом свидетельстве о
рождении цифру 9 на "восьмерку"
.
Сделал он это с единственной целью:
чтобы не терять целый год перед поступлением
в лётную теоретическую школу .
Полагаю, этот его поступок подтверждает одну простую истину: в жизни любого человека бывают обстоятельства, когда цель оправдывает средства .
Так что, некоторое несоответствие дат жизни Николая Петровича взятых
в официальной биографии и дат жизни на надгробии имеет место быть.

В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС ,
в 1929 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков .
Служил в строевых частях ВВС .

В феврале 1934 года был назначен Командиром смешанного отряда самолётов
для спасения экипажа и пассажиров парохода "Челюскин" .
На самолёте Р-5 в сложных метеоусловиях совершил групповой перелёт Олюторка–Ванкарем протяжённостью около 2 500 км .
В девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 человека .

В 1938 годах окончил командный факультет Военно-воздушной академии
имени Н.Е. Жуковского.
В 1938-1940 годах командовал авиационной бригадой
(Харьковский военный округ )
.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов .

В 1940-1942 годах – заместитель Командующего ВВС
Среднеазиатского военного округа
.

В первые месяцы Великой Отечественной войны занимался формированием
и подготовкой авиационных соединений для их отправки на фронт .
C июля 1942 года – командир 292-й штурмовой авиационной дивизии
( Калининский фронт ) .
С февраля 1943 года командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов ( 1-й и 2-й Украинские фронты ) .

Части под командованием Н.П. Каманина участвовали в Великолукской ,
Белгородско-Харьковской
, Киевской , Корсуньско-Шевченковской ,
Львовско-Сандомирской , Будапештской , Венской операциях и
освобождали Украину , Польшу , Румынию , Венгрию и Чехословакию .

После войны продолжал командовать корпусом .
С 1947 года работал в Главном Управлении ГВФ ,
в 1951-1955 годах – заместитель Председателя ДОСААФ по авиации .
В 1956 годах окончил Военную академию Генштаба .
В 1956-1958 годах – Командующий воздушной армией ,
с 1958 года – заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке .


С именем Николая Петровича Каманина связано начало работ
по пилотируемой космической программе .



В 1960 году он был назначен на должность помощника
Главнокомандующего ВВС
по космосу , активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов .

В 1967 году Н.П. Каманину было присвоено воинское звание
"Генерал-полковник авиации" .

В 1971 году он ушёл в отставк у .

Н аграды :
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1934 года
"За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев"
Каманину Николаю Петровичу присвоено звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина .

После учреждения знака отличия Героя Советского Союза ,
Николаю Петровичу Каманину была вручена медаль "Золотая Звезда" № 2 .

Награждён тремя орденами Ленина , орденом Октябрьской Революции ,
двумя орденами Красного Знамени , двумя орденами Суворова 2-й степени ,
орденами Кутузова 2-й степени , Красной Звезды , медалями ,
иностранными наградами .

Н.П. Каманин - Почётный гражданин Братиславы , Пловдива , Риги , Калуги .