Проблема Нравственности и глобальный кризис общества (2 фото). Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности

Могу резко и уверенно заявить, что на сегодняшний день наша страна стоит на грани нравственного развала, что, лично для меня, сильнее по своему урону атомной войны. Война – это не навсегда, это всего лишь политическое состояние страны. Это, то время, когда мы можем воедино собрать все свои силы, для преодоления вражеской мощи. В этот период мы сплочены как никогда. А после каждой войны всегда наступает мир. Возможно, Вы скажете, что война – это ужасно, и, что нет на свете ничего страшнее этого. Нет, поверьте мне, есть! Это нравственная разруха – гниение души человека, разврат его мыслей и действий, аморальное поведение ко всему окружающему, эгоизм по отношению к близким. Вот, что на самом деле страшно!
Хочу вернуться с Вами в годы ВОВ, когда наша страна была самой сплоченной, высокоморальной и духовной, благодаря чему мы и выиграли эту войну, одержав победу над фашистской Германией. Гитлеру говорили, что ему никогда не победить страну с такой высокой нравственностью. И смотря на сегодняшнее поколение, можно уверенно твердить, что мы не до конца выиграли эту битву.
После окончания ВОВ, в 1945г нашим главным невидимым противником стали Соединенные штаты Америки, что продолжается и по сегодняшний день. Директор ЦРУ, идеолог «холодно войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран – Аллен Даллес разработал план американской послевоенной доктрины против СССР:
« Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей - отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ - станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!»
А. Даллес.
Современной российское общество переживает нравственно-духовный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Вся суть человеческих поступков заключается в его мыслях и словах. На сегодняшний день наша молодежь не думает о сказанном вслух. Их слова, порой, можно сравнить с грязью. В них полно негатива, нецензурной лексики, а их мысли содержат переплетения разврата и эгоизма. Ныне вести аморальный образ жизни стало модно, но только эта модная тенденция устроила слишком большую пропаганду и утянула за собой миллионы людей, что идет не в благо обществу и подрастающему поколению. Нам каждому нужно научиться следить за своими словами, мыслями и поступками. Ведь наша жизнь – это плод мыслей, который мы посеяли и лелеяли. И если Вы хотите собрать лучший урожай, Вы должны посеять лучшие мысли. Как из яблочного семечка не может вырасти слива, так же из бедных мыслей не вырастает богатство.
Также большой проблемой общества является обсуждение и осуждение человека. Собственно этому и посвящено мое стихотворение «Да, я – ни автор, ни поэт!». Мы готовы осудить человека, не зная всю суть его мыслей. Мы готовы оскорбить его, не зная на сколько это может ранить его, к каким последствиям и психологическим травмам может привести Ваше оскорбление. Ход таких действий может вогнать человека в обиду, истерику, депрессию, одиночество, и самое ужасное к суициду. Ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Россия стоит на первом месте по количеству самоубийств среди детей и подростков. Причиной суицида в основном становятся непонимание детей родителями, конфликты с одноклассниками, но самой большой причиной, на мой взгляд, становятся одиночество и непонимание окружающими.
Вы никогда не задумывались, что же такое одиночество? И как оно влияет на человека? Одиночество – это не только потерять близких и родных, порой совершенно чужой человек может стать тебе родным. Одиночество – это то, что вгоняет человека в глубокую депрессию, вызванную дефицитом духовного общения. Сегодня, в основном, одиноки те, кто хоть что-то пытается изменить в нынешней жизни, прежде всего начиная с себя и со своего внутреннего мира, понимая всю аморальность поведения большинства людей. Одинок тот, кто не может подстроиться под влияние стаи, что считает его странным, потому что он всегда сидит один на лавочке, не ходит по клубам, не гуляет с друзьями дни напролет. А Вы никогда не задумывались, почему он такой? Быть может это наша с Вами вина? Быть может его душа не выносит наших мерзких поступков, обидных сквернословий? Быть может это не он «чудак», а мы?! Наши суждения показывают, какой ты, а не тот человек, которого ты осуждаешь, потому что история его жизни тебе не известна, ты не знаешь его сущности. Весь контекст потерян, это всего лишь мгновенная вспышка, а твое толкование – будет твоим толкованием. Это больше расскажет о тебе. Понимая все это, суждения бы исчезли. И тогда меньше стало бы одиноких людей. Если бы каждый человек перед тем, как сказать что-либо или совершить гнусный поступок, поставил бы себя на место этого бедного человека, тогда, быть может, стало бы меньше таких ничтожных поступков, которые мы совершаем в своей жизни. И тогда человек бы нашел покой в своей душе. Ведь если ты не находишь покоя в самом себе, то бессмысленно искать его в другом месте.
Также человеку присуща зависть, которая ныне ему не на пользу. Существует два типа зависти: 1) Если я хочу учиться у своего соседа хорошим вещам – хорошая зависть; и 2) Если я хочу разрушить ему все – плохая зависть. Нам нужно научиться вычеркивать вторую зависть и оставлять только первую. И тогда на свете будет меньше лжи, предательства и сквернословия. Тогда процент одиночества в стране пойдет на убыль. Ведь самое ужасное в одиночестве не само его наличие, а то, что ты постепенно привыкаешь к нему, оно начинает тебе нравиться, и ты уже никого не пускаешь к себе в душу. Поэтому нужно иметь друг к другу уважение. Есть только один верный способ слышать много добрых слов – произносить их самому.
Но существуют и такие люди, которые поддались под негативное влияние стаи. Ведь, когда о тебе думают плохо, невольно начинаешь вести себя аморально, подстраиваясь под мнение, тем самым ломая свою жизненную позицию и всю суть своей духовной организации. И вот так, по ниточке, по капельке мы разрушаем всю гуманность и духовность нашей страны.
Мне даже на минуту страшно представить, какими будут наши дети. Ведь душа ребенка – это чистый лист бумаги, который, к сожалению, может впитать себя всю негативную картину сегодняшнего дня, которую рисует нам навязанная американцами идеология во всем ее сером цвете. Нам срочно нужно меняться! Развиваться, как умственно, так и душевно, чтобы будущее поколение было хоть на чуточку мудрее и благороднее нынешнего. Если бы каждый сегодня начал с себя, хотя бы изменился на капельку в лучшую сторону, то Россия смогла бы потихоньку со временем преодолеть американскую губитель нравственности. Нужно немедленно исправляться! Чтобы подать нашим детям хороший пример. Ведь пример – это не лучший способ воспитания, а ЕДИНСТВЕННЫЙ!
Меня, действительно, волнует сегодняшняя система воспитания ребенка. На мой взгляд, ребенку со стороны родителя должно уделяться больше времени на духовное воспитание. Не нужно раньше времени приучать своего ребенка к компьютеру, и тем более интернету, который навязывает нам тенденции насилия, разврата и всей остальной аморальности, что постепенно вызывает привыкание ребенка к подобным картинам, что серьезно и пагубно отражается на его не устоявшейся психике. Что губит его как человека разумного.
Количество неблагополучных семей и детей, брошенных родителями очень велико. Ребенок, растущий в неблагополучной семье, часто подвергается насилию и грубому поведению со стороны своих родителей. Это негативно отражается на их нервной системе, что делает их агрессивными по отношению к окружающими. Из таких детей чаще всего вырастает, выражаясь в простонародье «БЫДЛО». Нужно призывать людей к помощи таким детям. Сейчас существует множество центров социальной помощи, куда можно прийти в качестве волонтера и позаниматься с такими детьми. Помочь выполнить им домашнее задание, поговорить с ними, научить чему либо, подарить хотя бы маленький кусочек ласки, любви и заботы, которых им так не хватает. Такой цент есть и у нас в Югорске: Центр социальной помощи семье и детям «Доверие». Ребенок, находящийся на воспитании в детском доме, отстает в своем развитии на несколько лет, т.к. им уделяют мало внимания, с ними мало занимаются и редко берут на руки. Они не получают материнской любви и ласки и не ощущают своей полной защиты. От сюда и умственно – нравственная отсталость России. А все от чего? От безответственности человека, от его бездушевности и недостаточно духовного воспитания. Таких детей не нужно оскорблять, обижать и недолюбливать, их нужно любить, дарить им свое тепло и заботиться о них. Этому я и посветила свои стихи «Давайте будем их любить!» и «Как жалко мне этих детей!».
Сегодня появляется много детей с различными видами врожденных заболеваний, в том числе и генетических, большинство из них инвалиды. И мы не должны смеяться и показывать на них пальцем! Мы должны уделять им внимание, общаться с ними, чтобы они не чувствовали себя какими-то не такими, как все. Это особенные дети. Они ни чем не хуже здорового полноценного ребенка, их внутренние качества намного лучше и выше наших. Эти дети очень ласковые, они все понимают, многие из них учатся на отлично. Мне самой довелось пообщаться с такими детьми. Да, конечно, многим станет не по себе с непривычки такого общения. Но лично мне это доставляет колоссальное удовольствие. Это чудесные дети! И их не нужно бояться! Их тоже нужно любить, в них нужно верить! И в Югорске есть такой центр, где занимаются такие детки, это центр «Надежда», где им и на самом деле дарят надежду. На эту тему у меня так же есть стих, который посвящен детям с Синдромом Дауна.
Все мои стихи выражают некоторые проблемы сегодняшнего дня. Это мое мировоззрение. Да, пожалуй, кто-то с ним и не согласиться. Но это то, что действительно с большой силой меня волнует. Но, я прекрасно понимаю, что мир уже не изменить, как бы мне этого не хотелось. Поэтому все свои тревожные переживания, все свое мировоззрение я излагаю на бумагу, которая все стерпит и все поймет, поймет тебя больше, чем лучший друг или подруга, чем какой-либо другой человек.

А в Мерике очень популярен сериал (в октябре ожидаются новые поделки) под названием Walking Dead, зомби то есть. Проблема философски-нравственная - на нижайшем уровне, мельчайшим курсивом - ПОЧЕМУ люди (америкосы) вдруг стали зомби (какой-то вирус от кого-то) и КАК МОЖНО уничтожать людей и даже - притом - своих соотечественников. Их просто уничтожают в борьбе за существование и даже уничтожают НЕЗАРАЖЕННЫХ, опять же, в борьбе за существование. В этом - как в зеркале - духовно-нравственный кризис "общества".
Дон Борзини

Спасибо, Дон. На самом деле, идея отстреливать всех поголовно в зараженной зоне присутствует во множестве подобной лит-ры. Где-то выпячивается на первый план, где-то проходит обыденкой, как само собой разумеющееся(просто, очистка территории от заразы).
Борьба за существование -- это, худо-бедно, мотив, естественный, природой подаренный. Но, как ты и сам догадываешься, большинство войн и соответственно убийств совершается "на потребу": по экономическим, политическим, религиозным мотивам, иногда из любопытства(убить и посмотреть, как это будет).
А еще есть мотив классовый, самый из всех гадкий. Одна часть общества считает себя интеллектуальной и денежной элитой(золотой миллиард) и старается очистить землю от неугодных и недостойных жить быдл и холопов, примерно, как киевская знать вычищает Донбасс, не выносит она запаха мужицкого(невольно Михаил Евграфовича процитировал).
Они считают это не духовным кризисом, а духовным возрождением, мол, чем больше интеллектуалов на душу населения, тем общество красивее, а это всего лишь интеллектуальный фашизм. Кстати, ничуть не лучше всякого другого фашизма.

Рецензия на «Лицо элиты» (Анатолий Шинкин)
Здравствуй, Анатолий!
Хорошо накаляешь, такая злость
закипает, только куда её направить?
Второе поколение выращиваем после
распада великой страны, а ничего не меняется...
Чем отличается тамбовская группа от кОховской,
только названием: элитно-чиновничья (вторая)...)))
С выходом тебя на орбиту, как поработал?
Крепко жму руку, Юрий.

Здравствуй, Юрий. У нас без перемен: работы все больше за все меньшие деньги.
Ребята с Путинского двора никак не нажрутся. Скажу точнее, поговорка: "Аппетит приходит во время еды", -- к ним подходит идеально, желание хватать и жрать прирастает в геометрической прогрессии.
На вопрос, почему твои клевреты на заоблачных зарплатах? Красавец ответил четко, как понаписанному:
-- Их доходы сопоставляются с зарплатами ведущих, талантливых топ-менеджеров мира.
Юра, я выпал из кресла. Чтобы стать другом президента и получить в управление весь газ, всю железную дорогу, всю экономику большой страны и так далее, -- не нужны таланты управленца. Живут в России, но равняются непременно на весь мир. А могли бы они сделать карьеру там? Или прыгали бы в труселях по островам, пока не выловит тамошняя полиция?
Сопоставить бы зарплаты топ-, извини за выражение, "менеджеров" с зарплатами наших рабочих.
Вот только что в новостях яндекса прочитал, мол, Набиулина -- лучший в мире начальник Центробанка, а до нее кудрин был лучшим министром финансов)))), президент у нас, ты уже догадываешься наверное... так же лучший в мире.
И чего нам не хватает?)))

Чиновники не с Марса прилетели, -- это наши соседи, друзья, родственники. Капитализм, кто первым схватил за горло, тот и съел и выжил за счет ближнего. У них сейчас любимая поговорка: "Не я такой, жизнь такая"))
Путь предпринимателяв России не усыпан розами. Это бесконечная борьба с жестким, напичканным коррупционными ловушками законодательством; с чиновниками; службами, радеющими о благе потребителей; коллегами-конкурентами; аферистами, жирующими в данной сфере и пр. и пр. чему нет числа))
Остаться доброжелательным и человеколюбивым предприниматель не может по определению.

Место действия -- среду создают люди, а среда, агрессивная, злобная, подозрительная, создает соответствующих людей.
Встречаются приличные люди. Многие, начиная карьеру, работали "за бесплатно", в надежде на будущие дивиденды, -- цинизм и жадность приходят с опытом.
Чем больше зарплата, тем выше самооценка, и дальше скамья подсудимых.
Даже средний чиновник быстро достигает порога, за которым начинается неподсудность и вседозволенность))

В Гоголевском "Портрете" чиновники заказывали нарисовать себя любимых, опирающимися на фолиант с надписью "Всегда стоял за правду"))))
Нынешние, обтеревшись от разноцветной икры, упражняются на инетовских форумах. Отстаивают идеи справедливости и моральные ценности.
превращаются в зверей (попробуй, тронь слугу народа -- загрызут); и становятся рабами у денег и власти -- совершенно несвободные люди -- живут при деньгах и власти, а, если отойдут от руля, сядут, как мадам из оборонсервиса.
Я бы назвал такое наказание Щадящая посадка")))))))

Рецка на память Интересный вопрос

А как насчёт законности присоединения Крыма к России?
Я и к украинской власти отношусь плохо. Но, по крайней мере,
она не засылает в соседнюю страну оружие и своих вояк...
Александр Рубаха

Александр, ломать копья не буду, все аргументы сторон высказаны и, как водится, не услышаны. Все остались при своем мнении.
Моя позиция: я всегда играю и болею за свою команду, и в свои ворота мячей не забиваю. Законность-незаконность, объективность-субъективность, -- все мимо.
Мы взрослые люди и точно знаем, что правила и законы не соблюдают воюющие стороны.
Я всегда за наших, а правы или не правы будем разбираться, когда победим, а мы победим -- даже не сомневайтесь

Рецка на память Бардачок
Анатолий Шинкин
Путин -- форвард, забивающий голы. При том что команда бестолково мечется по полю, сплошь и рядом, намеренно или случайно направляет мяч в сторону своих ворот, Путин перехватывает, прорывается и вкручивает соперникам очередную "банку".
В новейшей истории мы уже видели два пути развития России: Ельцинский -- либеральный, демократический, уступающий, под диктовку советников из Европы и Америки. Дошли до ручки, траву ели, мерли, как мухи. Свобода была полная, только мало кто ей радовался.
Сейчас Путинская несвобода, с закручиванием гаек, затыканием ртов, санкциями и прочим.
Во-первых, а для многих главном, -- наелись, -- из жратвы только норвежской семги не хватает да фуагры.
Не хлебом единым. Всяк болтает и пишет, что угодно и где угодно, не заботясь о последствиях. Едет в Зарубежи свободно, теперь Зарубежи думают, как от русских загородиться.
Цены растут, на то они и цены. Снижал только Сталин, -- люди из той эпохи, произнося это имя, до сих пор опасливо оглядываются.

Егоров
Не, если сравнивать режимы Путина и Сталина, то честь и хвала Путину. Но о закручивании гаек речь и не идет. Нет у современного режима ни ключа гаечного, ни слесаря грамотного. В том то и беда, что бардак перестал быть управляемым

Анатолий Шинкин
Соглашусь, Емельян. Легкий бардачок добавляет творчества, позитива и конструктива, но в Путинской команде бардачок уже перерос средний и все более доминирует, прикрываясь словечками о единении вокруг вождя и патриотизме. Путин уже сказал. что если свой начинает брать на лапу, он автоматически превращается в чужого со всеми вытекающими.
Хочется верить, что это не просто фраза

Рецка на память Достали

Можно помечтать, что настигнет некоторых депутатов судьба-расплата, но девяносто девять и девять десятых депутатской массы будут продолжать валить на народ тем, что остается от хорошо переваренной фуагры и норвежской семги.
В Украине война -- цены растут. У нас войны нет, но цены зашкаливают: газ, вода, бензин -- не нажрутся никак. Видна, точнее, ярко выражена работа депутатов и правительства.
Наша Дума и наша Власть -- жадная глотка и она же громадная жопа, которая не устает срать на нас

Рецка на память Человек человеку...

Народ учится и привыкает получать удовольствие от конфликта. Все чаще пустяшные недоразумения превращаются в схватки до выдирания волос и попыток перегрызть горло ближнего.
В России традиционно кастовое общество. Имущественное неравенство проблему обострило. Народ бьется за место на более высокой ступеньке социальной лестницы.
Самый простой способ почувствовать свою значимость -- опустить ближнего.
Прикинул двухметровый дяденька-охранник, мол, старушка сдачи не даст, и мгновенно "соблюл инструкцию"
Ощутив слабину, разом обозначаем массив, на который можем плюнуть сверху вниз и ничего за это не будет. Чем шире массив, тем больше значимость, тем больше мы люди.
И как-то сразу захотелось из людей... в кого-нибудь более человечного... котейку дворового или щенка лопоухого.

Природа,... мать

Примеришь на себя "Законы Природы",
и хочется "по волчьи выть"

Заложенная природой предосторожность: отдаваемое должно возвращаться с рентой, чтобы иметь запас доброго и хорошего на случай непредвиденного.
Кто отдает больше, чем получает в ответ, -- наращивают в себе несоответствие, которое постепенно выльется в обиды, а там и в неврозы

Закон джунглей -- это и есть закон природы: следование законам выживания, оттачивающимся веками борьбы за место под солнцем.
Пытавшихся быть добрыми быстро съедали... и съедают
Законы морали и нравственности противоречат законам природы, как заповедь "Ударили по левой щеке -- подставь правую" противоречит здравому смыслу.

В драке стараемся непременно отдать больше, чем сами получили -- альтруисты

Несколько тезисов о революции
Анатолий Шинкин-2
В ответ на максимализм девушки

Уходят Кибальчиши, гаснут искры
от растоптанного сердца Данко,...
Плохиши правят бал...

Революционное мнение
Давно не считаю революции благом. Народ от них получает только разорение и кровь, выигрыш достается "главным революционерам", которые -- правило без исключений -- хуже и гаже свергнутых консерваторов.
Единственный положительный момент революционной ситуации -- анархия, возможность выплеснуть злость, вцепившись зубами в горло врага, упиться, опьянеть от возможности мстить, -- оторваться по полной в революционном угаре.
Жить после такого отрыва совесть не позволит. Герой умрет, предварительно спившись, а революционные плоды будут жрать очередные мерзавцы.

Победа революции
Места рядом с Богом заняли победители и начали жрать оставшихся внизу.
Едва заметив проблески победы, бросают врага и вцепляются в горла друзей, стремясь занять и закрепить за собой место под солнцем.
Не дай бог гражданской войны и не дай бог стать в ней победителем.

Смерть как повод

Плохишами не рождаются, их заботливо
выращивают на привозных деньгах,
как на элитном навозе

У Путина своя игра, а Бывший Губернатор
сыграл роль в чужой

Ум мой уже не тот, а года уже эти. И чем больше мне этих лет, тем меньше я сочувствую революционерам, -- тем, этим, а также самым продвинутым и благородным.
От души желаю, чтобы всех их вовремя "опускали". Чтобы люди могли наконец вздохнуть свободно, работать на себя и жить спокойно в труде и мире.
Тут у нас днями грохнули одного... . Оппозиция радостно бросилась в кураж, в протест, и в наступ. Такое ощущение, что они его и грохнули, чтобы создать повод.
Уж, больно быстро все организовалось. Будто выполнение плана по пунктам: выстрел "Авроры", захват мостов, телеграфа, телефона..., штурм Зимнего...
Грустный юмор революционного цинизма.

Замкнутый революционный круг

Дантон казнил предыдущих, ему снесли голову следующие.
Естественный процесс сменяемости и обновления
революционеров в обществе

К благополучию идти, как Ильич
завещал: "Своим путем")

Теперь только эволюция, пусть недружелюбная
и слишком медленная, но чтобы все были живы

Многие революционеры ощущают себя первопроходцами, распахивают рубахи и бросаются на баррикады, не подозревая, что механизм бунта давно изучен и просчитан; и направляющая рука уже рассчитала по скольку килограммов "мяса" положить под каждый из углов новой власти.
Революции происходят по одной схеме-алгоритму: хорошие парни свергают, занимают место плохих и сами становятся не лучше. Революции сбрасывают социальное напряжение, но не лечат человеческую природу.
Выдвигаем, а потом начинаем понимать, что задвинуть выдвинутого можно только революционным путем. За место держаться будет, даже по самые уши обгадившись.
Народ, выплеснувший беспощадную ярость, поначалу довольствуется бессмысленной победой, а потом разочаровывается и начинает внутри себя готовить новых "хороших парней"

Человек человеку

Буржуй буржую рознь. Для одних "быдло" по барабану, что есть, что нет. Другие – лениво, от случая к случаю, презирают. Третьи -- активно ненавидят. Приблизительно такая градация и у пролетариев: первым -- плевать, вторые -- на буржуев свысока, по завещанию пролетарского поэта, а вот третьи -- убить готовы.
Когда настроения третьих овладеют толпой, русские в очередной раз набросятся друг на друга, брат на брата, отец на сына, не столько от жажды справедливости, а, скорее, от сжигающего желания утолить ярость.

Новые люди

Нувориши (от слова "вор") размножаются в геометрической прогрессии.
Власти сумели внушить народу, что деньги и успех, добытые любым путем, -- это хорошо и нравственно, и уж точно не наказуемо.
Потому у наших высокопоставленных воров длинная скамейка запасных, всегда готовых подставить плечи и карманы для воровства к новым вершинам.
Благо, революций в ближайшее время не предвидится: желающих отстоять, толкаясь и грызясь, в очереди к кормушке в разы больше, чем горящих стремлением умереть или сесть за идею.

Мнения парламентариев

Смерть инвалида Виталия Седухинского, погибшего в Барнауле в результате обморожения всколыхнула общественность. 9 декабря 2012 года инвалид был оставлен на конечной остановке автобуса в поселке Новосиликатный. В связи с тем, что молодой человек в силу своего здоровья не мог разговаривать, он продолжительное время провел на 40-градусном морозе и получил обморожение рук. Потерпевший был доставлен в Алтайский краевой центр термических поражений, где ему ампутировали пальцы. 8 января 2013 года инвалид скончался.

Уголовное дело соединено в одно производство с ранее возбужденным уголовным делом по ч.2 ст.293 УК РФ (халатность) и передано для расследования в Отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СК по региону.

Глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда возложил вину за его смерть на общество.

"Происшедший несчастный случай - результат безразличия, а то и презрения и ненависти, которые, к сожалению, нередки в нашем обществе", - приводит его слова NEWSru.com со ссылкой на "Интерфакс".

Легойда отметил, что равнодушие распространяется незаметно, "почти как радиация - без цвета, вкуса и запаха".

"Виталий Седухинский стал жертвой общественной духовной болезни, симптомы которой проявляются постоянно: будь то ролики с избиением несовершеннолетних, регулярно вывешиваемые в социальных сетях, выброшенные человеческие эмбрионы в Свердловской области или ужасная смерть молодого человека, которого подростки заживо сожгли на Вечном огне в городке Кольчугино в 2008 году", - отметил руководитель синодального отдела.

"Но если мы хотим изменений, хотим, чтобы нас окружали небезразличные люди, готовые помочь в непредвиденных обстоятельствах, от которых никто не застрахован, то необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях, начиная от семьи, детского сада и школы до средств массовой информации, необходим личный пример добродетельной жизни каждого из нас", - заключил Легойда.

Согласны ли вы с мнением Легойды, что для борьбы с безразличием необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях? Как это реализовать? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Валерий Рязанский, Председатель Комитета СФ по соцполитике(Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР":

Высказана абсолютно беспроигрышная точка зрения. На тему духовно-нравственного воспитания можно говорить годами, веками. Но есть конкретный человек, который погиб. Да, конечно, в какой-то степени проходившие мимо люди виноваты: не обратили внимания, не проявили должного сострадания. Однако, на мой взгляд, прежде всего надо говорить об ответственности близких замерзшего, его семьи. Они не уследили, не досмотрели.

Пенять же на все общество нельзя. Чувство соучастия, соболезнования в людях до конца не утеряно. Люди все разные: одни никогда не пройдут мимо, бросятся на спасение даже с риском для собственного здоровья. Другие же - да, безучастны, живут по принципу «кто-то другой сделает это за меня». Тем не менее, в первую очередь, режим соучастия, мгновенной помощи должен культивироваться внутри каждой семьи. Тогда можно будет легче преодолеть культ насилия, гламура, жизненной установки «каждый сам за себя», широко пропагандируемых сегодня в СМИ.

Со своей стороны, я тоже выступаю за коллективное воспитание, за возвращение к совместным формам участия – все это повышает планку гражданственности общества. Но обрушиваться на все общество, обвинять его в безразличии, презрении – это неправильно.

Екатерина Лахова, Зампред комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Фракция «ЕР»:

Я полностью согласна с мнением Владимира Легойды, особенно в той части, что начинать духовно-нравственное воспитание следует уже с детского сада. К сожалению, за последние годы многое, что должно быть связано с развитием в человеке нравственных основ, было упущено у нас и в системе школьного и вузовского образования. Как это ни парадоксально звучит, но необходимо повышать и культурно-нравственный уровень самих педагогов. А то порой идешь мимо какой-нибудь школы или института, и видишь, что преподаватели курят чуть ли не в компании своих учеников.

Сегодня в обществе немало внимания уделяется здоровому образу жизни. Однако при этом нередко забывают о здоровье духовном. Между тем, нравственно-духовные начала должны быть движущими силами во всех сферах жизни – в политике, экономике, образовании, культуре и т.д. Все здравомыслящие люди это хорошо понимают. Но почему-то мы пока не в состоянии изменить к лучшему ситуацию на нашем телевидении, где до сих пор слишком много насилия, жестокости и цинизма. По-моему, работникам ТВ уже давно пора прекратить ссылаться на пресловутые рейтинги и уверять, что якобы только «чернуха», пошлость и прочий негатив могут привлечь современную аудиторию. Посмотрите, какой высокий рейтинг был у замечательного проекта «Голос», сколько он собрал восторженных отзывов зрителей самых разных категорий. Единственное, было обидно, что практически все песни исполнялись там на английском, в то время как отечественный эстрадный репертуар не менее, а то и более богат и разнообразен, нежели западный.

Ярослав Нилов, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

Естественно, я согласен здесь с мнением Легойды. И уверен, что такого же мнения придерживаются не только представители РПЦ, но и всех других религиозных конфессий, все люди, которые переживают за будущее своей страны, за духовное состояние своего общества.

Посмотрите, как относятся к людям с ограниченными возможностями за границей и как у нас – это небо и земля. Я не в состоянии даже представить, как можно было совершить такой низкий и бесчеловечный поступок, выбросив на мороз абсолютно беспомощного, больного человека. А ведь весной прошлого года Дума ратифицировала международную конвенцию о защите прав инвалидов!

Случай с Виталием Седухинским демонстрирует не только жестокость и равнодушие, поразившие наше общество, но и отсутствие в нем тех самых духовных скреп, о которых говорил Путин. К сожалению, это стало возможно в процессе развития России в 90-е годы, когда наряду с разворовыванием олигархами госсобственности стали разрушаться и духовно-нравственные ценности народа.

ЛДПР давно говорит о том, что должно быть в основе нравственного и культурного оздоровления и возрождения российского общества. Одними декларациями о правильном воспитании здесь не обойтись. Необходимо поднимать уровень и авторитет института семьи, наводить наконец порядок на наших телеканалах, которые зачастую морально растлевают нашу молодежь пропагандой вседозволенности и вседоступности. Одновременно нужно развивать институты гражданского общества, повышать качество и уровень жизни людей. Мы неоднократно вносили и законопроекты, направленные на борьбу с алкоголизмом, курением и наркоманией, предлагали запретить рекламу абортов. К сожалению, фракция технического большинства в Думе работает таким образом, что все наши инициативы, как и предложения других оппозиционных фракций, игнорируются и не рассматриваются годами.

Алексей Александров, 1-ый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Калужская обл). Член ЕР:

Безусловно, согласен. Но побывав во многих странах, могу с уверенностью завить, что в принципе люди у нас высоконравственные, не лживые. Самый добрый народ – это наш, русский, воспитанный на добрых русских сказках.

Но, конечно, нам надо проанализировать состояние воспитательной работы на уровне государства. Причем в первую очередь воспитывать надо не детей, а взрослых – тех, кто сам должен быть воспитателем: работников детских садов, школьных учителей, преподавателей вузов.

В последнее время Минобрнауки довольно активно «воюет» с разными вузами. Может быть, это и хорошо, и, наверное, нужно, но основное внимание министерство должно уделять идеологии добра, сострадания, сочувствия, воспитывая не только студентов, школьников, но и их наставников, руководителей, прививая им по настоящему либеральные ценности, а не псевдо- и не лживолиберальные.

Валерий Зубов, Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР":

Ответ здесь может быть простой: покажите пример. Кого представляет Владимир Легойда, призывающий общество к духовно-нравственному очищению? Именно церковь всегда, во всех цивилизациях являлась источником той морали, которая цементирует отношения между людьми. Возлюби ближнего своего как самого себя – разве это не одна из основных заповедей Русской православной церкви? Так вот, пусть представители РПЦ вначале продемонстрирует пример неравнодушия, человеколюбия, истинного милосердия и т.д., и я уверен, многие за ними последуют.

Но сегодня церковные иерархи, как правило, не дают обществу достойных для подражания примеров. Попробуйте пообщаться с кем-нибудь из церковнослужителей чуть выше уровня района – в большинстве случаев вам придется столкнуться с высокомерием и презрением к простым людям, с нетерпимостью к чужому мнению.

Выступление священника в связи с трагической историей в Барнауле – это как раз тот случай, когда хочется посоветовать человеку начать с себя. Я вообще уверен, что любые призывы к нравственному воспитанию будут бесполезны до тех пор, пока в каждом из нас не начнет шевелиться совесть, пока люди не начнут сами работать над собой, своим морально-нравственным обликом, мыслями и поступками. И, безусловно, каждый эпизод, подобный случаю с барнаульским инвалидом, должен широко обсуждаться в обществе, чтобы оно хотя бы понимало причины, которые ведут к таким трагедиям.

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

К глубокому сожалению, в условиях дикого бандитского капитализма, в которых сегодня находится наше общество, подобные случаи будут происходить постоянно. Это неизбежно, если в общественное сознание все время вдалбливаются идеи индивидуализма, мысли о том, что в современной жизни каждый за себя, что в ней нет места человеческому сочувствию и взаимовыручке.

Говорить в данной ситуации о некоем духовно-нравственном воспитании – это, на мой взгляд, фальшь и фарисейство. Как можно говорить о таком воспитании или о духовных скрепах в обществе с громадным социальным неравенством и социальной несправедливостью? Какие могут быть единые духовные скрепы, скажем, у олигархов и у нищих, униженных и оскорбленных?

Не изменив социально-экономическую ситуацию в стране, не вернув в нашу жизнь принципы социальной справедливости, мы никогда не преодолеем глубокий кризис морали и нравственности, в котором сегодня оказались. Государство давно самоустранилось от заботы о своих гражданах, не помогает инвалидам, не развивает здравоохранение. Все внимание направлено на обеспечение интересов 5% людей, относящихся к т.н. «элите». В этой ситуации ни о каких перспективах гуманизации и нравственного оздоровления общества говорить невозможно.

Гаджимет Сафаралиев, Председатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция "ЕР":

Полностью согласен с тем, что без всестороннего духовно-нравственного воспитания, которое начиналось бы еще до школы, нашему обществу нелегко будет справиться с его болезнью. А болеет оно очень серьезно – прежде всего, действительно, безразличием, черствостью, невниманием к чужим бедам и проблемам. Люди нередко становятся грубыми, агрессивными, несут в себе отрицательную энергетику, что особенно часто наблюдается в больших городах.

Думаю, одна из ведущих ролей в деле воспитания и духовно-нравственного развития общества должна оставаться за представителями основных религиозных конфессий. Ведь практически любое религиозное учение несет в себе идеи добра, сострадания и милосердия. Поэтому представителям наших конфессий нужно сосредоточиться больше не на вопросах, близких к политике и экономике, а на пропаганде общечеловеческих ценностей. Этим же должны активно заниматься и наши СМИ, которые сегодня пока никак особо не содействуют ни воспитанию молодого поколения в духе патриотизма и взаимоуважения, ни развитию межнационального мира и дружбы между народами.

Отодвинув духовные и нравственные ценности на задний план, мы уже получили по сути поколение, которое единственным смыслом жизни видит поклонение «золотому тельцу», сугубо материальным ценностям, сомнительным образцам западной культуры. Мы не должны допускать, чтобы и следующее поколение росло в атмосфере духовной нищеты и полного отсутствия каких-либо нравственных идеалов.

Сергей Лисовский, 1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР:

Начинать надо с возрождения старой советской системы образования, возвращения единых учебников, в том числе по истории, литературе, отказа от ЕГЭ.

В годы СССР были замечательные, проверенные годами учебники. Мой отец и я изучали математику по очень хорошему учебнику под редакцией Перельмана. Сын же мой, к сожалению, занимается сейчас по какой-то ерунде. А ведь школьные учебники, нравственное воспитание, духовные скрепы все это связано: не будет одного элемента – не будет единой цепочки. Уверен, именно возвращение советской школьной системы образования станет базисом для духовно-нравственного возрождения общества.

Валерий Сударенков, Член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл):

В общем-то, Легойда ничего нового не сказал. Главный вопрос, кто будет этими воспитателями, на основе каких ценностей, моделей надо воспитывать?

Убежден, коль такие вопиющие случаи происходят периодически, в воспитании нуждаются сами воспитатели, то есть все мы, все наше общество, где остро ощущается дефицит воспитания.

Формы же воспитания такого рода в принципе известны. Основа – это, безусловно, религиозное учение. Может быть, не столь современно звучит, но это именно так. Другое дело, в вопросе прививания духовно-нравственных ценностей через религию не должно быть навязывания. Процесс должен идти постепенно, сам собой. Но и светские образовательные институты – детские сады, школы, вузы - не должны отставать в этом вопросе. Светские и религиозные институты должны объединить свои усилия для возрождения нашего общества.

Асламбек Аслаханов, Экс-сенатор. Президент "Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ" А.А. Аслаханова. Член ЕР:

Полностью с ним согласен. Граждане России в массе своей всегда были добрыми, нравственными людьми. Посмотрите на глубинку. Там и сейчас все друг с другом здороваются, шапку при этом снимают. Но разрушительная сила телевидения, которое пропагандирует раннюю половую жизнь, гражданские браки, добирается и туда.

В этой ситуации меня удивляет инертность конфессий. На мой взгляд, в этом вопросе они недостаточно активны. Как мне кажется, им уже давно надо было объединиться и начать массовое наступление на разрушающее душу телевидение. Их молчание – это их серьезная ошибка.

Убежден, такой трагический случай не единственный. Это раньше к каждому упавшему на улице бросались выяснить, что случилось, старались чем-то помочь, вызывали «скорую». Сегодня же посмотрят мельком и пойдут дальше.

Считаю, что помимо предложения Легойды, на государственном уровне необходимо заняться воспитанием толерантности, возрождением традиций и обычаев всех народов, населяющих Россию, через какие-то совместные мероприятия, концерты, телевизионные передачи.

Хочу сообщить, что на 25 января намечен съезд Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб, где мы в обязательном порядке поднимем вопрос о духовно-нравственном воспитании общества.

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть - создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом - и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм - ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально - в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

Данное положение уходит корнями в отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. - М. :Просвещение, 1968. - 557 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990. - с.149-221.

3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. - 1897. - № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

Мирошниченко Ю. С.

Современное общество находится в глобальном кризисе. Каждый день приходят сообщения СМИ о политическом противостоянии и военных конфликтах, террористических атаках и экологических, техногенных катастрофах, банкротстве не только отдельных компаний, но и целых стран. И кажется, что нет этому конца. В чём же дело? Что лежит в основе этого глобального кризиса? Ответ на эти вопросы следует искать не в экономике и не в политике. Корни кризиса гораздо глубже – в сфере духовно-нравственной жизни общества и каждого отдельного человека.

В каком случае для человека становится возможным сливать в водоёмы отходы с отравляющими веществами; производить продукты с вредными для здоровья компонентами и поддельные лекарства, которые не смогут помочь человеку в сложной ситуации; бомбить гражданские объекты, заведомо зная, что там находятся мирные жители, дети? Ответ один – в случае низкого уровня нравственности. Именно в этом и заключается основная причина глобального кризиса, который охватил практически все страны мира и все стороны жизни общества.

Идеология общества потребления, когда основной ценностью являются деньги и власть, приводит к подмене общечеловеческих ценностей, которые исповедовались в разные эпохи, у разных народов, ложными ценностями, к искажению основных базовых понятий. В обществе, в котором доминирует идеология потребления, – раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. В результате современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом.

Известные историки, политологи и политические деятели В.Э. Багдасарян и С.С. Сулакшин в своей монографии рассматривают ценностные факторы, укрепляющие российское государство, а также выявляют факторы, оказывающие разрушительное воздействие на него, так называемые антиценности, которые ориентированы не на укрепление и жизнь любого государства, а, наоборот, на его ослабление и даже смерть.

Вывод, к которому пришли авторы, неутешителен: «…Россия в начале ХХI в. находится в состоянии не просто кризиса, а цивилизационной катастрофы. Эрозия ценностей страны является одним из её факторов. По многим из них достигнут уровень исторического минимума. Выход, соответственно, видится в развитии жизненных потенциалов страны, которые… корреспондентны высшим ценностям государства» .


И это понимают не только учёные и политические деятели. Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм эволюционного развития общества. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире, преодоления магии антиценностей. Одним из таких примеров является деятельность Международной общественной организации «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Участники Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» не просто начали с себя и стремятся вести нравственный образ жизни, они встречаются с людьми, беседуют о проблемах нравственности в обществе, а также стараются включить в решение этой проблемы руководство своих стран. В частности, участниками Движения был разработан программный документ «Доктрина Высокой Нравственности» (далее – Доктрина), которая представляет собой взгляд на причины современного состояния общества, определяет основные ценностные ориентиры, даёт определение базисных понятий, предлагает пути выхода из идеологического кризиса. Доктрина содержит концепцию идеологии высоконравственного общества, которая может послужить основой для формирования государственной политики, совершенствования правового поля, а также для разработки целевых программ в области повышения нравственности.

Существующие деформации в духовно-нравственной сфере наглядно проявляются при сопоставлении понимания основных базовых понятий, таких как Бог, человек, физический мир, общество, свобода, власть и других, представленных в Доктрине. Их рассмотрение поможет, по нашему мнению, увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации.

Понятие «Бог». В обществе потребления это понятие перестаёт восприниматься как источник абсолютных ценностей, определяющих всю жизнь человека. Вместо этого насаждается фетишизм – религиозное поклонение материальным ценностям, господствует культ денег. Психология «фаст-фуда» проявляется и в вопросах веры. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.
Объективно Бог – это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований. Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, Проблема Нравственности и глобальный кризис общества физиков и астрофизиков из разных стран мира – И.Л. Розенталя, В.А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, Д. Барроу, Ф. Триплера, Д. Джина и других – свидетельствуют о том, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили учёным сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

С подобными утверждениями в разное время выступали: Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Чарльз Дарвин, К. Фламмарион, Н.И. Пирогов, Жюль С. Дюшезн, Ф. Крик, А.Д. Сахаров, П.П. Гаряев и многие другие учёные мира.
Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.
Однако учёные доказали, что физический мир – это только «надводная часть айсберга». Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.
Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) – точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная – это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей – биополя, которое отражает его мысли и чувства.
Проблема Нравственности и глобальный кризис общества

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений. В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека – за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев подробно три первых понятия, остальные рассмотрим кратко.
«Общество» – в обществе потребления предполагается неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. В высоконравственном обществе человечество – это братство народов.
«Свобода» – в обществе потребления проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. В высоконравственном обществе свобода – это осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.

«Власть» – в обществе потребления власть направлена на то, чтобы держать народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. В высоконравственном обществе власть – это почетная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
«Финансы» – в обществе потребления выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. В высоконравственном обществе финансы – временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).

«Труд» – в обществе потребления является способом заработать деньги. В высоконравственном обществе труд – высшая радость, способ творческой самореализации человека.
«Войны» – в обществе потребления это средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. В высоконравственном обществе – мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
«Медицина, здравоохранение» – в обществе потребления лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. В нравственном обществе их целью является здоровье каждого человека. Основа здоровья – гармония с Природой.

«Образование» – в обществе потребления средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. В нравственном обществе каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.

«Средства массовой информации» – в обществе потребления это источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. В нравственном обществе – способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.

«Искусство» – в обществе потребления рассматривается как коммерческий продукт массового потребления. Отражает безнравственность общества. В высоконравственном обществе – даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.

«Наука» – в обществе потребления обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. В нравственном обществе наука изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.

«Семья» – в обществе потребления наблюдается вырождение семьи: однополые браки, неполные семьи, сексуальные извращения. В нравственном обществе семья – опора общества и государства.
«Свободное время» – в обществе потребления используется для удовольствий и развлечений. В нравственном обществе используется для образования и самосовершенствования.
Авторы Доктрины Высокой Нравственности считают, что возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Только в этом случае возможен выход из глобального кризиса нравственности современного общества.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса – повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно.

Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить (не путем запрета) пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Россия должна стать оплотом нравственности в мире!