Высший духовный лидер тибетского буддизма. Далай Лама XIV духовный лидер буддистских общин. История с фотографией. Революционный формат

В четверг, 1 марта 2012 года, на восьмидесятом году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни, умер Его Святейшество Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта

В четверг, 1 марта 2012 года, на восьмидесятом году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни, умер Его Святейшество Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта (Джецун Дампа Халха Ринпоче) — духовный лидер монгольских народов, глава и Учитель буддистов Монголии и многих буддистов других стран, выдающийся религиозный ученый и практик, сообщает сайт Центра тибетской культуры и информации.

Джецун Дампа Халха Ринпоче родился в районе Лхасы в 1932 году в семье фермеров. Когда ему было 4 года, он был признан перерождением Богдо-гэгэна VIII — последнего теократического монарха Монголии. Это долго держали в тайне в связи с политической обстановкой в Монголии и Китае. Так, в Монголии специальным постановлением VII Съезда МНРП и V Великого народного хурала были запрещены поиски перерожденного.

До 1959 года он проживал в Тибете, вместе с Далай-ламой XIV обучался в монастыре Дрепунг, где получил буддийскую учёную степень геше лхарампа (доктора философии). Богдо-гэгэн IX провёл несколько лет в горах, занимаясь в затворничестве медитацией.

В 1959 году после подавления китайскими войсками восстания в Тибете был вынужден бежать в Индию, где и находился до 2010 года, занимаясь религиозной и преподавательской деятельностью.

С конца 1960-х годов до 1970-х работал на радио и в Тибетском доме в Дели. В 1981 году поселился в Манипате, Индия. В 1986 и 1994 годах посещал Тибет. Позже неоднократно выезжал в другие страны, где основал ряд буддийских центров: в Россию, США, Канаду, Сингапур, Швейцарию, Венгрию и другие страны

В 1991 году официальные лица и ламы Монголии выразили желание пригласить Джебцзундамбу. 20 сентября 1991 года Далай-лама письменно подтвердил подлинность его девятого перерождения. Интронизация была проведена в Дхарамсале в 1992 году.

В 1995 году Джебцзундамба-хутухта основал резиденцию Тактен для сохранения буддийской Дхармы. Он учил многим темам, особенно — практике Чод. В 1997 году Далай-лама передал ему, как главе Джонанг, монастырь Джонанг Тактен Пунцог Чойлинг в Симле, Индия.

В 1999 году Богдо-гэгэн неофициально посетил Монголию. В 2009 году он был официально приглашен в главный монастырь Монголии — Гандантэгчэнлин. Снова приехал в Монголию в 2010 году и получил монгольское гражданство. 2 ноября 2011 года был официально провозглашен главой буддистов Монголии и Ассоциации буддистов Монголии.

Перед своей смертью он принял монгольскую правительственную делегацию, испрашивавшую возможность нового перерождения Богдо-гэгэна на территории Монголии.

Тэги: Россия, Политика

Четырнадцатый Далай-лама - духовный лидер тибетских буддистов. В 1959 году бежал из Тибета, оккупированного КНР, и обосновался в Индии. Тем не менее до 2011 года считался политическим лидером тибетского народа в изгнании. При поддержке Запада добивался широкой автономии Тибета, занимался просветительской и пропагандистской деятельностью, в 1989 году получил Нобелевскую премию мира.

Будущий четырнадцатый Далай-лама Тэнцзин Гьямцхо (Tenzin Gyatso) родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в деревушке Такцер, в провинции Амдо на северо-востоке Тибета и при рождении получил имя Лхамо Дхондруб (Lhamo Dhondup). В двухлетнем возрасте он был обнаружен поисковой партией монахов и признан реинкарнацией Тхуптена Гьямцхо (Thubten Gyatso) - покойного тринадцатого Далай-ламы. Тибетские буддисты считают Далай-лам воплощениями Авалокитешвары - бодхисатвы сострадания и покровителя Тибета.

В четырехлетнем возрасте новый Далай-лама был возведен на "Львиный трон" в Лхасе, в возрасте шести лет начал получать монашеское образование, которое с отличием завершил в 1959 году со степенью доктора буддийской философии.

В 1949 году началось вторжение на территорию Тибета войск коммунистического Китая. В 1950 году Далай-ламу призвали принять на себя полноту политической власти, и он стал главой государства и правительства. Годом позже было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью КНР, а китайцы гарантировали неприкосновенность политических, религиозных и культурных институтов страны.

Тем не менее тибетцы продолжали активно сопротивляться новым китайским властям, и в 1959 году в Лхасе развернулись массовые антикитайские протесты. В разгар беспорядков Далай-лама с небольшой группой приближенных бежал в Индию, а восстание было жестоко подавлено китайскими войсками.

Власти Индии предложили ему убежище, и Далай-лама обосновался в городе Дхарамсала на севере этой страны. В последующие несколько месяцев в Индию перебрались примерно 80 тысяч тибетцев, большинство из которых поселились в той же области, что и их лидер. Дхарамсала стала известна как "маленькая Лхаса", и именно там начало работу правительство Тибета в изгнании.

Далай-лама руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований. Лидер тибетцев пытался донести требования соотечественников до международного сообщества в лице Организации Объединенных наций. В 1959, 1961 и 1965 годах Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции, предписывавших защиту тибетского народа.

В 1963 году Далай-лама представил проект демократической конституции Тибета, которая затем была принята под названием "Хартия тибетцев в изгнании". Она провозглашала свободу слова, вероисповедания, собраний и передвижения. В 1990 году правительство в изгнании было демократизировано. Кабинет министров, ранее назначавшийся Далай-ламой, и Ассамблея тибетских народных депутатов (парламент в изгнании) были распущены. После этого в разных странах мира тибетские эмигранты приняли участие в выборах парламента нового состава, а парламент выбрал новый кабинет министров. Следующий шаг на пути демократизации был сделан в 2001 году, когда эмигранты на прямых выборах избрали старшего министра кабинета. Тот назначил правительство, которое утверждалось парламентом.

На Западе, особенно в США, деятельность Далай-ламы находила поддержку. В 1987 году со своим планом мирного урегулирования в Тибете он выступал в Конгрессе США. План лидера изгнанников предусматривал превращение Тибета в заповедник и "зону мира". Массовое переселение китайцев хань в Тибет Далай-лама требовал прекратить. В 1988 году он выступил пред членами Европейского парламента в Страсбурге с новыми предложениями. Речь шла о создании самоуправляемой политической системы на пространстве провинций Тибета, а КНР предлагалось взять на себя внешнеполитическую и оборонную функцию.

Китайская сторона не давала положительного ответа на инициативы Далай-ламы и видела в них сепаратистскую угрозу, но на Западе они получили широкое признание. В 1989 году за ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета Далай-лама был награжден Нобелевской премией мира. В последующие годы мировая популярность Далай-ламы росла, он пользовался пристальным вниманием журналистов. Всего с 1959 года Далай-лама XIV получил более восьмидесяти наград, почетных докторских степеней и премий, опубликовал более семидесяти книг.

До Тэнцзина Гьямцхо ни один Далай-лама не выезжал за территорию, а ко времени его вступления на престол в Тибете побывали не более двух тысяч жителей западных стран. Теперь же лидер тибетских буддистов превратился в фигуру международного значения. С начала 1970-х годов он активно путешествовал, посетил более шестидесяти стран на шести континентах, встречался с политическими лидерами, монархами, известными учеными, главами религиозных конфессий, участвовал в межконфессиональных богослужениях, выступал с публичными речами.

Между тем, диалог с властями КНР не складывался. В 1993 году все переговоры были приостановлены почти на десять лет. Разрядка наметилась лишь в 2002 году, когда представители Далай-ламы побывали в Пекине и возобновили переговоры, хотя и без значительного прогресса. Далай-лама декларировал неизменную приверженность политике ненасилия и в 2006 году подчеркнул, что добивается не полной независимости, а автономии Тибета. Однако власти КНР по-прежнему считали курс Далай-ламы сепаратистским, а тот, в свою очередь, винил китайцев в бескомпромиссности и нежелании вести сотрудничество.

В 2006 году Далай-лама XIV получил почетное гражданство Канады. Прежде только двое иностранцев удостоились такой привилегии - шведский дипломат Рауль Валленберг и южноафриканец Нельсон Мандела, а годом позже почетной канадской гражданкой стала правозащитница из Мьянмы Аун Сан Су Чжи.

В 2007 году, на фоне приближающихся Олимпийских игр в КНР, проблема Тибета вновь попала в центр внимания мирового сообщества, а в отношениях правительства в изгнании с китайскими властями наметился кризис. Точкой столкновения послужил вопрос об избрании Далай-лам и других иерархов тибетского буддизма: китайское руководство хотело получить право на утверждение очередных реинкарнаций лам. Далай-лама в пику этим планам заявлял, что планирует провести народный референдум по поводу необходимости своей следующей реинкарнации, а также не исключил, что может сам выбрать преемника еще при жизни. Также Тэнцзин Гьямцхо не исключил, что следующим его воплощением могла бы стать женщина.

На фоне растущей напряженности между Пекином и Дхарамсалой США вновь засвидетельствовали, что поддерживают деятельность Далай-ламы: в октябре 2007 года, к неудовольствию Китая, лидер тибетских буддистов получил высшую гражданскую награду США - Золотую медаль Конгресса, которая присуждается за успехи в области защиты национальных интересов США , . Еще в конце 1990-х годов администрация Далай-ламы официально признала, что пользовалась финансовой поддержкой американского Центрального разведывательного управления.

В марте 2008 года в Тибете и китайских областях со значительным тибетским населением прошли новые массовые антикитайские протесты, которые привели к столкновениям с властями и человеческим жертвам. Комментируя ситуацию, Далай-лама в очередной раз призвал мировое сообщество оказать давление на власти Китая, а действия КНР охарактеризовал как "культурный геноцид" тибетского народа.

10 марта 2011 года Далай-лама сообщил о своем намерении отказаться от полномочий политического главы Тибета. 14 марта соответствующее письмо тибетского духовного лидера было официально зачитано на заседании тибетского парламента в изгнании. В том же месяце состоялись выборы премьер-министра Тибета (тибетцы эту должность назвали "kalon tripa"), учитывались голоса тибетской диаспоры по всему миру. В апреле 2011 года был объявлен победитель - Лобсанг Сангей (Lobsang Sangay), доктор юридических наук, преподаватель Гарвардского университета в США. В августе 2011 года он прошел церемонию инаугурации и официально стал главой правительства Тибета в изгнании.

В марте 1901 года в Лхасе встретились два уроженца Российской империи с одинаковой секретной миссией — Гомбожаб Цыбиков и Овше Норзунов . Столица Тибета, резиденция далай-ламы, его правителя и духовного лидера буддистов, была в те времена неприступной не только из-за высоких гор. Еще в первой половине XIX века тибетские власти, оберегая святыни от чужаков, под страхом смертной казни запретили въезд иноверцам, особенно европейцам.

Вид на город и крепость Гьян-Цзе (фото Г. Цыбикова)

На подступах к Лхасе заворачивали научно-исследовательские экспедиции, постоянно искали шпионов, пытавшихся проникнуть в город тайком, и их пособников. Английскому агенту, индийцу Сарату Чандре Дасу, удалось посетить столицу и выбраться из Тибета живым до того, как об этом узнали местные власти, но за помощь ему в 1887 году был казнен лама Сенгчен, третье лицо в государстве. Сановника публично избили палками, зашили в шкуру яка и утопили в реке. Казнили и его слуг, а ближайшую родню бросили в тюрьму пожизненно.

Субурган Бар-чоден (в переводе «промежуточный портик»), главные городские ворота Лхасы (фото Г. Цыбикова)

Выпускник Петербургского университета Гомбожаб Цыбиков , переодетый буддийским монахом-паломником, прибыл в Лхасу в августе 1900 года с монгольским караваном. В его багаже лежали спрятанные термометр Реомюра и фотоаппарат, которыми снабдило исследователя Императорское русское географическое общество. Удивительно: больше века назад уже изобрели портативные камеры, которыми можно было фотографировать с руки. Такой аппарат легко прятался под одеждой. Всего за 25 лет до экспедиции Цыбикова Николай Пржевальский отказался брать в поход фототехнику, поскольку тогда она вместе с реактивами и запасом стеклянных пластин для негативов весила почти 300 кг.


Вид на холм Чжагбори и Манба-дацан — монастырь, где ламы обучались тибетской медицине (фото Г. Цыбикова)

Нанятый Цыбиковым слуга-бурят струсил на полпути и уехал. По словам востоковеда, ежеминутно «опасаясь, чтобы чем-нибудь не выделиться из среды своих товарищей-монголов и не дать повода даже малейшему подозрению в нем человека, причастного к европейцам», до самой столицы он не решался снимать, а лишь украдкой делал записи в блокноте. Цыбиков скрывал истинную цель приезда даже от соотечественников, с которыми виделся в Лхасе, — паломников-бурят и калмыка Овше Норзунова, прибывшего в свите советника далай-ламы, тибетского посла в Европу Агвана Доржиева.

Тибетские женщины (фото Г. Цыбикова)

Между тем у Норзунова , этнолога под видом помощника вельможи, был такой же, как у Цыбикова, фотоаппарат, тоже предоставленный ИРГО. Находиться с камерой в Тибете было тем более опасно, что, по словам Норзунова, местные жители считали вредоносным западным колдовством улавливание «образов людей в маленький черный ящик». Когда в свое время Агван Доржиев привез ко двору далай-ламы фотоаппарат, разразился скандал, и вельможу заставили публично уничтожить нечестивую вещь.

Обо — маркер поклонения духам местности, который тибетцы складывали из камней (фото О. Норзунова)

Цыбиков рассказывал об одном из немногих удачных моментов для съемок так: группа богомольцев, с которой он обходил святыни, остановилась возле субургана, культовой постройки в честь знаменитого ламы. Того, по преданию, одолел дух апоплексического удара, и паломники верили, что человек, обошедший вокруг сооружения 108 раз, станет неуязвим для данного недуга. «Во время нашего посещения было много круговращающихся, к числу которых примкнули и мои два спутника. Я же, скрываясь от своих спутников и посторонних, сделал снимок субургана».


Потала, вид с юга на главный вход во дворец (фото О. Норзунова)

Оба россиянина вернулись из путешествий невредимыми и привезли сокровище — уникальные фотографии столицы и окрестностей. Звание первого в истории фотографа Лхасы у Норзунова и Цыбикова «отобрал» некий «член непальской дружественной миссии», чей снимок дворца далай-ламы, сделанный за несколько лет до их экспедиций, напечатал в 1901 году лондонский The Geographical Journal. Однако Норзунов и Цыбиков показали Европе лхасский дворец со всех сторон, пейзажи города и окрестностей, монастыри, даже жителей. Это была сенсация. ИРГО выпустило в конце 1903 года альбом с их снимками, а в 1905-м в Урге (современный Улан-Батор. — Прим. «Вокруг света») Цыбиков вручил его далай-ламе XIII. К тому времени смелые фотографы могли не бояться кары за дерзость: летом 1904 года с неприкосновенностью Лхасы покончил вторгшийся туда британский военный отряд.

Альбом далай-ламе понравился.

Цыбиков рассказывал о реке Кичу, на которой стоит Лхаса: «В литературе носит чаще название Чжи-Чу... — «счастливая река», но в разговоре чаще называют ее Уй-Чу — «срединная, центральная река» (фото О. Норзунова)

История с фотографией. Революционный формат

На рубеже 1904-1905 годов один малотиражный американский журнал естественно-научной тематики переживал трудные времена. Его существование было под угрозой — катастрофически не хватало денег на статьи для очередного номера. И тогда сотрудники издания решились на эксперимент: заполнили 11 полос фотографиями Лхасы, которые Норзунов и Цыбиков предоставили им бесплатно, и снабдили кадры небольшими комментариями. Таких фоторепортажей тогда не печатал ни один журнал — снимки могли быть иллюстрациями к длинным текстам, но не самостоятельным материалом. Редактор думал, что его уволят, но читатели оказались в восторге от необычного выпуска. Так журнал нашел фирменный стиль, продажи стали расти, а в мире началась эпоха иллюстрированных изданий о путешествиях. Назывался журнал National Geographic.

Легенда и жизнь. Строительство рая

Далай-лама считается земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары, поэтому его дворец назван Потала в честь горы Поталака, мифического рая для бодхисатв. По мнению Гомбожаба Цыбикова, Потала была самым значительным зданием во всем Тибете. Величественный дворец на холме, возвышающийся над Лхасой, в длину достигает 360 метров, в нем больше тысячи комнат. Главное здание построили в XVII веке при далай-ламе V по прозвищу Великий Пятый, со времен которого буддийские первосвященники стали полновластными лидерами Тибета. По преданию, дворец возводили 30 лет, рабочие изнемогали от непосильного труда, и тогда далай-лама сложил для них песню, чтобы, видимо, строить и жить помогала. Песню, по словам Цыбикова, чернорабочие пели и в его время.

Великий Пятый умер до окончания работ, «почему правитель дел и приближенный сотрудник его Санчжяй-чжямцо скрывал от народа смерть своего патрона в течение 16 лет, будто бы только с тою целью, чтобы тибетцы, потеряв влиятельнейшего своего главу, не бросили бы постройки, которая требовала больших затрат и труда». На самом деле советник выжидал, когда вырастет и сможет проводить активную политику Далай-лама VI: по тибетской традиции сан перешел следующему воплощению усопшего — новорожденному младенцу.

Духовный лидер буддистов Тибета Тэнцзин Гьямцхо опечалился убийством террориста №1 и усомнился в правильности действий США. По его словам, как человек, главарь "Аль-Каэды" Усама бен Ладен заслуживает сострадания и даже прощения.

"Я думаю, это было неправильно. Это как повешение Саддама Хусейна. Мне очень грустно", - заявил Далай-лама XIV на вчерашней пресс-конференции в Нью-Джерси. При этом он подчеркнул, что "простить - не значит забыть", передает Asia Times .

Комментируя это заявление, правительство Тибета в изгнании пояснило, что их глава делает разграничение между "поступком и тем, кто его совершает". В то же время западные СМИ предполагают, что Далай-лама попытался загладить эффект от своего выступления 3 мая перед аудиторией в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Тогда Его Святейшество заявил прямо противоположное сказанному накануне, указав, что бен Ладен "заслуживал смерти".

Газеты отозвались на это заявление публикациями о том, что духовный лидер тибетского буддизма одобряет убийство главного террориста. По всей видимости, такая реакция не вполне устроила Далай-ламу, который считается инкарнацией Авалокитешвары - бодхисаттвы сострадания.

"Если случилось что-то настолько серьезное, что требует принятия ответных мер, их необходимо принять", - прояснил Тэнцзин Гьямцхо свою позицию на вчерашней пресс-конференции.

Напомним, 2 мая 2011 г. организатор терактов 9/11 и вдохновитель "Аль-Каэды" Усама бен Ладен на вилле неподалеку от столицы Пакистана Исламабада. В ходе спецоперации погибли три человека, в числе которых - сын террориста №1.

Поскольку власти США не спешили предъявить общественности , многие усомнились в этом. Даже опубликованные результаты теста ДНК, на 99% подтвердившие, что в ходе операции в Абботабаде был ликвидирован именно бен Ладен, скептиков.

Уничтожение главаря исламских экстремистов со стороны лидеров ряда стран. В то же время, это событие породило беспокойство политиков и общественности о том, борцам с международным терроризмом.

По мнению многих экспертов, убийство бен Ладена, ставшего скорее символической фигурой, нежели реальным руководителем "Аль-Каэды", не способствовало ослаблению этой организации. Представители движения уже заявили о намерении отомстить за гибель своего лидера, пообещав устроить ряд терактов и американского президента Барака Обамы, проживающей в кенийской деревушке на берегу озера Виктория.

Отметим, что сам бен Ладен, после теракта 11 сентября затаившийся на многие годы, не оставлял намерения продолжить терроризировать США. После рейда на поместье в пакистанском Абботтабаде в распоряжении американцев , в том числе видео- и аудиозаписи, жесткие диски компьютеров, множество флэш-носителей, а также бумажные документы, позволившие досконально изучить планы террориста и понять, как он руководил сетью.

Изучая архив бен Ладена, американские спецслужбы установили, что он планировал взрывать поезда и самолеты, устраивать теракты в небольших городках и уничтожать как можно больше простых американцев. А, согласно последним данным, опубликованным The Daily Telegraph , в записной книжке и других документах лидера "Аль Каэды" содержатся доказательства того, что он хотел сделать мишенью президента Соединенных Штатов Барака Обаму.