Экономика Китая в XVIII веке. Китайская империя в XVI-XVIII вв Сообщение о китае 16 18 века

Политическая жизнь. В XVI веке в Китае по-прежнему господствовала династия Мин. Именно в этот период в стране обострилась политическая об­становка. Одна из причин - страна была глубоко охвачена средне­вековыми производственными отношениями. В обществе преобла­дало натуральное хозяйствование. Основные производительные силы - крестьяне были обременены изнурительными порядками арендного земледелия, пустившими глубокие корни и сохранивши­мися без изменения на протяжении многих лет. Арендная плата за землю составляла 50 % всего урожая.

Деспотическая власть государства являлась главной опорой старых порядков.

Государственная власть была ярой противницей всяческих нов­шеств. К тому же в XVI веке усилился процесс перехода государ­ственных и крестьянских земель в руки крупных землевладельцев, которые всеми путями стремились превратить эти земли в свою лич­ную собственность. Самые большие и плодородные земельные уго­дья принадлежали членам семьи императора.

Тяжелая арендная плата привела основную производительную силу - крестьян к обнищанию, что вызвало в империи повсемест­ные крестьянские восстания. Вскоре пламя крестьянской войны ох­ватило всю страну.

Политическая борьба сословий. Широкое распространение крестьянского восстания способствовало усилению политического раздробления империи Мин. Правительство, служившее защитни­ком интересов господствующего сословия, в критический момент не смогло решить насущные вопросы. Среди высокопоставленных государственных служащих стали процветать вседозволенность, коррупция, взяточничество. Императорский дом грабил казну для всевозможных увеселений и пышных нарядов. Эти факторы про­буждали резкое недовольство среди разных слоев общества. В ре­зультате, усилилась оппозиция против династии Мин и его опоры -государственной деспотии.

Основу оппозиционных сил составляли средние и мелкие зем­левладельцы, зажиточные горожане, а также образованная часть населения, то есть, сословная интеллигенция.

Оппозиция потребовала у императора впредь назначать на госу­дарственные посты соответствующих по способностям должност­ных лиц, а также изменить устаревшие законы. Однако придвор­ные вельможи не прислушались к требованиям оппозиции, более того, стали их преследовать. Оппозиция не сдалась. Крестьянские волнения стали обретать угрожающие формы.

Власть маньчжурской династии. В конце XVI - начале XVII ве­ков у Китая появился весьма опасный внешний враг - государство Маньчжурия, образованная на приграничных территориях.

Правитель Маньчжурии Нурхаци в 1618 году начал военный поход на Китай. Больших успехов в покорении территорий Китая добился наследник Нурхаци - Абахай (1626 - 1643). Обессилевшая династия Мин не смогла оказать должного сопротивления против­нику. Маньчжурам удалось покорить большую часть территории империи. В 1636 году Абахай объявил себя императором. Династию свою он назвал Цинь (чистый, прозрачный).



Низложение династии Мин. Капитулянтская политика динас­тии Мин вызвало бурное недовольство в стране. В империи шла крестьянская война. Вожди повстанческих отрядов объединили все передовые военные силы. Командование повстанческой арми­ей принял на себя Ли Цзы-чэн.

В 1643 году военный совет повстанцев принял решение атако­вать Пекин. Ли Цзы-чэн был объявлен императором.

На юго-западе Китая еще один командующий повстанческой армии Чжан Сянь-чжун объявил о создании своего государства.

В это время на севере страны действующая армия империи под командованием генерала У Сань-гуа боролась с маньчжурскими захватчиками.

У Сань-гуа мог доставить большие хлопоты новому правительству в Пекине. Поэтому Ли Цзы-чэн решил найти с ним общий язык. Одна­ко У Сань-гуа не пошел на переговоры, и не признал повстанческое правительство. В то же время он понимал, что бессилен с имеющими­ся у него силами свергнуть новое правительство. Поэтому он выбрал путь предательства и согласился стать вассалом маньчжуров.

Крестьянское восстание было жестоко подавлено. Ли Цзы-чэн и Чжан Сянь-чжун пали в боях.

В 1644 году маньчжуры покорили Пекин. Сын Абахая был объявлен Китайским императором. С этого момента в истории Китая началось господство маньчжурской ди­настии Цин, которая занимала престол до 1911 года.

Крестьянское восстание было жестоко подавлено. Его лидеры -Ли Цзы-чэн и Чжан Сянь-чжун пали в боях.

Внешняя политика. Царствование династии Цин характери­зуется агрессивностью ее внешней политики. Первоначально, в 1637 году в вассальную страну была превращена Корея.

Начиная с 1757 года, все порты, кроме Гуанчжоуского, для кораблей из Европы были закрыты.

В 1758 году полностью было покорено Джунгарское (Ойратское) ханство, созданное в Северной и Западной Монголии. Вскоре были зах­вачены вся Монголия и Кашгария.

До полного покорения Китая правители династии Цин опира­лись на помощь европейских стран. Поэтому для них порты в Ки­тае были вначале открыты. Но со временем, поняв к чему приве­дет экспансия европейцев в Китай, политика по отношению к евро­пейцам изменилась.

В 1792 году правители династии Цин заставили Непал признать себя вассальным государством.

Деспотизм - форма неограниченной монархии.

Коррупция - преступление, выражающееся в использова­нии должностным лицом прав, предоставляемых ему по долж­ности, в целях личного обогащения.

С незапамятных времен Китай был самой населенной страной планеты. Точных переписей населения в былые века не велось, но, по мнению специалистов, население Китая превысило 100 млн чел. примерно в 1600-е гг., к середине XVIII в. удвоилось, а до конца XVIII в. перешло отметку в 300 млн чел. Это значительно превышало население всей Европы в те же годы. Однако в условиях даже развитых феодальных отношений такой переизбыток населения мог быть преимуществом только во время войн – как неисчерпаемый источник пополнения армии. В мирные же времена гигантское население вплоть до настоящего времени было бичом Китая.

Китай – одно из древнейших государств мира, его история насчитывает несколько тысячелетий. Когда в конце XIII в. венецианский торговец Марко Поло, проживший в Китае 17 лет, вернулся в Италию и написал книгу воспоминаний о чудесах далекой Азии, мало кто поверил его рассказам. Но в Китае действительно уже тогда существовала богатейшая духовная и материальная культура. Задолго до европейцев китайцы изобрели порох и навигационные приборы, бумагу и книгопечатание. Долгое время Китай вполне мог бы обходиться без внешней торговли: в стране создавалось практически все необходимое для повседневной жизни.

В Китае за многие века распространилось несколько религий (в т.ч. ислам). Но господствующим стало постепенно конфуцианство – религия, названная по имени ее создателя Конфуция (Кун Цзы), жившего в VI – V вв. до н.э. Нравственные нормы конфуцианства чрезвычайно высоки: они призывают верующих к честности, гуманности, справедливости. Конфуцианство обязывает чтить предков, блюсти законы и традиции, постоянно совершенствовать себя. Недовольство своим общественным положением считалось недопустимым. Конфуцианство настолько отвечало мирной, неторопливой жизни китайского общества, что и другие религии страны отчасти сблизились с основной верой китайцев.

С конфуцианством во многом связано и то, что в основе образа жизни китайцев всегда лежали четкость и порядок. Сословное положение членов общества также было строго определенным. Одни только мандарины (т.е. правители, высшие чиновники) подразделялись на 9 рангов. Большое значение уделялось отличиям в одежде, по которым сразу было видно место человека в обществе: нашивкам в виде зверей или птиц, головным уборам, поясам и проч. Мандарины высшего ранга управляли провинциями, где в условиях феодальной раздробленности были собственные суды, таможни и даже войска. Мандарины подчинялись богдыхану (императору), который считался у китайцев «сыном неба». Крестьян, ремесленников и купцов относили к простому люду. Им было запрещено украшать свои дома, носить меха и драгоценности, пользоваться ценной посудой и т.д.



Внешнее и внутренне положение Китая

В XIII в. Китай, как и Древняя Русь, был завоеван монголами, но в 1368 г. китайцы свергли иноземное иго. После этого в стране около трех веков правила Минская династия (1368 – 1644). При ней в Китае укрепилась торговля, земледелие и ремесла, в городах существовали развитые мануфактуры. В Европе высоко ценились китайский фарфор, ткани, ювелирные изделия, чай, пряности. Великолепие китайских городов с их причудливой архитектурой всегда поражало иностранцев. В городах Китая еще в Средние века появились ссудные банки, ломбарды, меняльные конторы. В каждой провинции был свой монетный двор, чеканивший мелкую монету – чох. В центре чоха оставляли отверстие, в которое продевали прочную нить, нанизывая на нее целые связки монет.

В 1628 – 1645 гг. в Китае вспыхнула крестьянская война. Лидер восставших Ли Цзычен на занятых землях отбирал имущество у феодалов и других богачей, распределяя его между бедняками. Войско Ли Цзычена росло, в 1644 г. восставшие заняли столицу страны Пекин. Минская династия была свергнута. Но феодалы обратились за помощью к соседям-маньчжурам – прославленным воинам, не раз нападавшим на Китай. Маньчжуры быстро разгромили восставших крестьян и посадили на престол свою династию Цинн. Она правила в Китае в 1644 – 1911 гг.

Необъятные просторы империи со множеством труднодоступных районов, гигантское население осложняли управление Китаем. Поэтому маньчжурские правители уменьшили размеры провинций. Маньчжуры в целом не посягали на традиции китайцев, на их религию и даже сами во многом перенимали их. Но все же большинство китайцев не без основания чувствовали, что маньчжуры считают их покоренным народом, людьми второго сорта.



Богатства Китая влекли в эту страну купцов из Испании и Португалии, Англии и Голландии и других стран. В 1537 г. португальцы захватили небольшой полуостров Макао (ныне – Аомынь). Пытались создать свои опорные пункты в стране и другие европейцы. Но маньчжурские императоры, как правило, противились растущему европейскому влиянию. В 1724 г. по приказу богдыхана из Китая выслали католических миссионеров, появившихся в стране еще в XVI в. Тогда же были закрыты и даже разрушены все христианские храмы в Китае (более 300).

Наконец, в 1757 г. китайцы закрыли для европейских купцов все свои порты, кроме Кантона. Но и в Кантоне торговать в европейцами было разрешено лишь ограниченному кругу китайских купцов. Так Китай стал «закрытой» для внешних связей страной. А поскольку в Европе именно в этот период бурно развивалась материальная и духовная культура, Китай, добровольно изолировав себя, начал отставать от ведущих европейских держав. Весь вред этого отставания китайцы в полной мере испытали в XIX в.

В начале XVII в. – глубокий кризис в империи Мин.30-е гг. XVII в. – многочисленные восстания крестьян. Част китайских феодалов, чтобы подавить эти восстания, начала переговоры с маньчжурскими ханами.Ханы дали согласие предоставить войска. Весна 1644 – маньчжуры вступили на территорию Китая. Вступили в Пекин и здесь провозгласили правителем страны одного из сыновей своего хана Абахая. Так в Китае закончилась история династии Мин и началась история династии Цин, которая правила страно на протяжении 267 лет (1644-1911).Весна 1645 – остатки повстанцев разгромлены. Погиб и их предводитель – Ли Цзычен.Маньчжуры заняли г. Янчжоу у Великого Канала. Здесь войска, верные минским правителям, особенно долго сопротивлялись. Когда город бы захвачен, продвижение маньчжуров на юг было облегчено. Сил, готовых оказывать сопротивление, не осталось. Но отедльные партизанские отряды выступали против маньчжуров и в 1660-е гг. Сопротивление оказывали и жители побережья. Для борьбы с ними маньчжуры создалии флот и использовали переселенческую политику – жителей побережья переселяли вглубь материка.Но одному из сопротивленцев – Чжэн Чэнгуну – удалось даже создать государство на Тайване, которое около 20 лет оказывало сопротивление маньчжурам.Причины поражения Китая:1) внутренняя смута2) народные восстание3) предательство части китайской верхушки4) гибкая политика маньчжуров на завоеванных территориях (признали права прежних собственников на земли; поощряли обработку целинных земель; отменили част налогов)И все же нашествие стоило миллионов жизней. Часть городов лежала в руинах.Социально-экономическое положение Китая в XVII-XVIII вв.Аграрные отношениеЗемля делится на 2 части – гуань (чиновничья) (¼)и минь (народная) (¾).Община – основа жизни в деревне. Собственность на землю – совместная. Члены общины = родственники.Земли общины не обрабатывались совместно, а сдавались в аренду, часто – жителям соседних деревень. Доход от аренды принадлежал всей общине. Из этих денег оплачивались деревенские школы («училищные земли»), культовые нужды («храмовые земли»), помощь бедным родственникам («благотворительные земли»).Социалная дифференциация идет медленно, хотя индивидуалное ЗВ тоже существовало. Такие земли можно было и сдать в аренду, и продать, но лишь с согласия других членов общины.Общинно-клановые отношения очень устойчивые. Целая деревная одних родствннников. Родственные связи находили воплощение в религиозных церемониях. В общине бывали и разбогатевшие родственники, но по образу жизни они мало отличались от основной массы. Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши».Их образ жизни отличался от жизни общинников. Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. Большинство землевладельцев, включая шэньши, имели 3-6 га земли, а обычные крестьяне – 0,5-1,5 га.Налоги и повинностиС первой половины XVIII в. – единый подушно-поземельный налог, исчислявшийся в зависимости от количества и качества земли. Вносили все, но только шэньши и разбогатевшие общинники освобождались от трудовой повинности и платили только денежнуюЧаст земель по-прежнему принадлежала императору, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам войск. По-прежнему существовало казенное землевладение – земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов. Доход от земель – на их содержание.ИТОГ: основа аграрных отношений в XVII-XVIII вв. – община азиатского типа, основанная на родственных связях и коллективном землевладении. Социальная дифференциация слабая, но шла – зажиточные общинники и шэньши. По-прежнему существовала земля в ведении государства, предназначенная для императора, офицеров и т.д.ГородСуществуют цехи (хан), но они не стали господствующим типом социальной организации. Ремесленники сами же и продают свою продукцию – ремесло не окончательно отделилось от торговли. Частное ремесло задавлено налогами, как и крестьянин, ремесленник нес трудовую и иные повинности в пользу государства. Предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а как опасный элемент.Т.е., в отличии от Европы, в Китае не сложился особый правовой статус города. Город не стал автономным центром полит.власти. Казенное ремесло в Китае отлично развито, потому частное ремесло развивается плохо.Государственное и социальное устройствоТипичная восточная деспотия. Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У неприближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.



18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды.В каждой провинции были управы с отделами по финансам, суду, образованию, гос. монополиям.

В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами. Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.Социальная структура300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатовВпервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами».Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши»].Чиновник на службе получал жалование. Оно было невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения. Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало  высокая социальная мобильность.Военные в основном маньчжуры. Помимо них набирали наемников китайцев – «войска зеленого знамени». В Китае действовали законы, принятые еще во времена Мин. Свод законов XVIII в. – 1000 глав по 1000 статей.Внешняя политикаЗахватив Китай, решили двигаться дальше – на Корею, Восточную Монголию, Тайвань и т.д. 1691 г. – подчинение Халхи (северной Монголии; в состав Цинов).1755 г. – попытка закрепиться в Джунгарском ханстве. Там – восстание против цинов. К 1757 г. подавили восстание, присоединили.Окончательное присоедение – 1759 г., Джунгария и Кашгария. После Китая – крупнейшие территориальные приобретения.

Другое направление внешней политики – на юго-запад, на Тибет. 1720 г. – захватили восточную часть Тибета, 1750 г. – убили законного правителя. Конец XVIII в. – Тибет вошел в состав Китая.1760-е гг. – направление внешней политики на Индокитай. Неудачно1768 г. – против Бирмы. Вышли из пределов Бирмы. По условиям договора расплавили пушки до ухода с территории, а торговые отношения Бирмы и Китая продолжались.1780-е гг. – попытки подчинить Вьетнам.1788 г. – Китай ввел войска, но в 1789 г. – поражение от вьетнамцев.1790 г. – Вьетнам признал сюзеренитет Китая, но формально. В дальнейшем просто ежегодно посылал подарки богдыхану.Первые контакты с западными государствамиС начала XVII в. голландская ост-индская компания предпринимала несколько попыток установить дип. и торг.отношения с Китаем.Но Китай не шел на это. Тогда голландцы обосновались на Тайване. Обложили население налогами. Недовольство. Восстание.1660-е гг. – голландцы изгнаны с Тайваня. Но и в XVII, и в XVIII в. имели лучшие отношения с китайской империей, чем другие страны.XVIII в. – положение голландцев в мировой торговле изменилось. Их потеснили англичане. Уже в конце XVII в. в пригороде Чуанчжоу англичане основали свою первую факторию в Китае.1757 г. – цинский двор запретил всю торговлю вдоль китайского побережья, кроме Гуанчжоу.

Китай в XVI-XVIII веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура Китая в период позднего феодализма

В XVI-XVIII вв. китайская культура, оставаясь феодальной по своему содержанию, обогатилась многими новыми достижениями. Под влиянием важных сдвигов, которые происходили в этот период в экономике страны, обозначились первые трещины в традиционализме, косности и схоластике, господствовавших в культурной жизни. Возникли новые, свежие веяния. Однако прогрессивные тенденции не получили достаточного простора для своего развития. Утверждение маньчжуро-цинского режима, принесшего с собой усиление всех форм духовного гнета, прервало их рост. Реакционная политика маньчжурских правителей нанесла ощутимый ущерб китайской культуре, хотя и не могла полностью остановить ее развитие.

С XVI в. в Китае в связи с прогрессом ремесленного производства заметно повысился интерес к естественным и прикладным наукам, появились крупные труды в этих" областях. В книге «Путешествия Сюй Ся-кэ» («Сюй Ся-кэ ю цзи») ее автор, неутомимый исследователь, проведший в походах по горным районам страны половину своей жизни, заложил основы китайской геоморфологии и спелеологии. Знаменитый медик Ли Ши-чжэнь (1518-1593) создал многотомную фармакопею «Общий обзор деревьев и трав» («Бэнь цао ганму»), в которой описал около 1900 лекарств растительного, животного и минерального происхождения. В 1637 г. появилась своеобразная техническая энцикло-педия Сун Ин-сина - «О продуктах, созданных небом и добываемых трудом» («Тянь гун кай у»), освещавшая развитие китайских ремесел. Примерно в то же время ученый и сановник Сюй Гуан-ци, знакомый с европейскими миссионерами и изучавший латинский язык, составил «Сельскохозяйственную энциклопедию» («Нунчжэн цюаныну»), которая описывала состояние земледельческого производства в Китае и частично в Европе.

Интерес к практическим знаниям начинал проникать и в сферу философии, гуманитарных наук, хотя позиции традиционного догматизма, консервативности и оторванных от жизни схем казались здесь особенно прочными. В официальной философии продолжали господ-

ствовать идеалистические концепции сунского неоконфуцианства. У его последователей все больше наблюдалась тяга к софистике, абстрактным рассуждениям. Начало этому положил известный философ Ван Ян-мин (1472-1528), утверждавший, что в основе мира лежит сознание индивидуального человека, что все окружающее - это продукты человеческого разума, иллюзия, рожденная в мыслях. Интуитивизм Ван Ян-мина представлял собой закономерный продукт развития китайского субъективного идеализма, своеобразную «вершину» ортодоксальной феодальной философии.

Нарастание борьбы между феодалами и крестьянством, обострение внутренних противоречий в среде господствующего класса так или иначе находили отражение в области идеологии. С XVI в. чаще стали раздаваться голоса протеста против господства идеализма в философии. Первым выступил философ-материалист Ван Тин-сян (1471 -1544), который утверждал, что материя есть основа мира, что законы объективного мира проявляются в ходе его движения и развития и познаются через практический опыт. Против догматизма конфуцианской ортодоксии решительно боролся ученый-вольнодумец Ли Чжи (1527--1602). Он ниспровергал авторитет Конфуция, выступал против слепого поклонения его догмам. За свое свободомыслие Ли Чжи подвергался преследованиям минских властей, его сочинения сожгли как «еретические», сам он умер в тюрьме.

В обстановке начавшегося кризиса феодальной системы и зарождения элементов капиталистических отношений, появления новых общественных сил в городах и вступления их в антифеодальную борьбу в XVII в. в Китае возникает прогрессивное течение общественной мысли, которое иногда называют ранним китайским просветительством. Это течение возникло как реакция на феодальный гнет во всех областях жизни страны, особенно в сфере идеологии. Взгляды его представителей объективно отражали требования различных социальных групп (городских торгово-предпринимательских слоев, просвещенных мелких помещиков и шэныпи, части трудового населения), составлявших своего рода антифеодальную оппозицию. Ранние китайские просветители подвергли резкой критике идеалистическую философию неоконфуцианства и школы Ван Ян-мина, их схоластику и метафизику и пытались перейти к решению практических вопросов, связанных с реальной жизнью.

Крестьянская война 1628-1645 гг. и свержение династии Мин поставили перед прогрессивными китайскими учеными острые общественные проблемы, толкнули их на поиски идеальной системы государственного устройства. Маньчжурское завоевание значительно усилило недовольство деспотическим режимом и придало просветительскому движению еще большую остроту и целенаправленность. Особенности социальных и политических условий тогдашнего феодального Китая обусловили то, что во взглядах передовых мыслителей элементы критики чаще всего преобладали над позитивными идеями; идеал общества они искали в «золотом веке» древности, в первоначальном «чистом» конфуцианстве, а личное совершенство и мудрость считали ключом к установлению хорошей системы правления. Сильной стороной их учения были ненависть к деспотизму и тирании, протест против феодальных оков и ограничений, отчетливая гуманистическая окраска их произведений, идеи борьбы с поработителями и утверждение национального достоинства Китая.

Выдающимися представителями этой передовой мысли в Китае XVII в. являлись ученые-патриоты Хуан Цзун-си (1610-1695), Гу Янь-у (1613- 1682) и Ван Фу-чжи (1619-1692); все трое были разносторонними

учеными-эрудитами, создавшими труды по разным отраслям знаний (философия, история, филология и т. д.). Много общего было и в их жизненном пути и в политическом облике: они активно участвовали в вооруженной антиманьчжурской борьбе, а после ее поражения остались непримиримыми противниками чужеземной власти, скитались, подвергались преследованиям и лишениям, но до конца дней не утратили стойкости патриотов, не шли на службу к маньчжурам.

Философские позиции Хуан Цзун-си, Гу Янь-у и Ван Фу-чжи близки к материализму; в области политической они выступали за ограничение деспотической власти императора, ратовали за свободу личности, свободу мысли, науку без суеверий. В высказываниях Хуан Цзун-си содержится требование уничтожения феодальной системы землевладения, уравнительного распределения полей между крестьянами. Ван Фу-чжи отвергал призыв к «возрождению древности», утверждая превосходство позднейших времен, на исторических примерах доказывал узурпаторский характер маньчжурской власти.

Большой вклад три выдающихся китайских ученых внесли в различные конкретные области знаний: критическое исследование древних текстов, эпиграфику, фонетику, географию, математику и т. д.

Их философские и социальные идеи продолжали и развивали видные ученые Тан Чжэнь и Янь Юань, философ-материалист Дай Чжэнь (1724-1777) и др.

В области китайской художественной литературы важнейшим явлением периода позднего феодализма было возникновение сатирического романа.

Самое раннее из произведений этого жанра - «Путешествие на Запад» («Си ю цзи») У Чэн-эня (конец XVI в.). Этот роман имеет фантастический сюжет, в основу которого положены предания о путешествии в Индию танского монаха Сюань Цзана. В нем в сатирической манере описывается жизнь небожителей - богов, духов и т. п., в образах и характерах которых вполне ясно проступают черты обычных земных людей с присущими им недостатками и слабостями. Небесная иерархия изображается весьма похожей на земную. В этом заключается скрытый сатирический смысл романа.

Анонимный автор романа «Цзинь, Пин, Мэй» (начало XVII в.) на примере истории расцвета и падения одной семьи развертывает широкую картину разложения всего феодального общества, сатирически обличает представителей многих социальных групп своего времени: крупных сановников и мелких служащих, военных и купечество, ростовщиков и монахов, помещиков и их слуг.

Еще более крупным явлением в литературе позднефеодального Китая был роман «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн») Цао Сюэ-циня (середина XVIII в.), также построенный на бытовой фабуле и поднимающий сатиру до широчайшего социального обобщения: Острую критику маньчжуро-цинской бюрократии - наиболее косной и консервативной прослойки тогдашнего китайского феодального общества - содержал роман «Неофициальная история конфуцианцев» («Жулинь вай-ши») У Цзин-цзы (середина XVIII в.).

В начале цинского периода широкое распространение приобрела фантастическая по форме и остро сатирическая по идейному содержанию новелла. Наиболее ярким художником, который работал в этом жанре, являлся Пу Сун-лин (1640-1715). Его знаменитые «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» («Ляо Чжай чжи и») - одно из самых известных художественных произведений позднефеодального Китая.

Распространение аллегорических приемов в литературе цинского времени было следствием политики жестокого подавления свободной мысли китайских писателей, проводимой маньчжурскими властителями. Правительственный контроль пронизывал все области духовной жизни и прежде всего сферу феодального образования и литературной деятельности. Одним из важнейших каналов этого контроля являлась экзаменационная система. Она использовалась не только для отбора угодных цинскому двору лиц в штат чиновников, но и для того, чтобы отвлекать образованных китайцев от актуальных проблем, требований реальной жизни. Основным предметом на всех ступенях официальных экзаменов при маньчжурах стало абстрактное и схоластическое «восьмичленное сочинение» на отвлеченные темы из конфуцианских канонов. Подготовка к такого рода экзаменам требовала многолетней тупой зубрежки, что душило всяческую инициативу, талант и способности.

Стремясь превратить китайских ученых и писателей в своих преданных слуг, цинские правители предоставляли им хорошо оплачиваемые литературные и редакторские заказы. За счет казны составлялись объемистые энциклопедии и словари, переиздавались произведения древней и средневековой китайской литературы, из которых по приказу двора вырезывали все неугодные маньчжурам места. Большая группа ученых, художников, каллиграфов, граверов занималась комплектованием фонда императорской библиотеки - составлением «Полного собрания книг по четырем отделам» («Сыку цюаныпу»). Эта работа также преследовала цензурные цели.

Те из образованных китайцев, которые осмеливались протестовать против маньчжурского владычества, подвергались самым суровым репрессиям. Цинские власти беспощадно предавали огню китайские исторические и литературные произведения, повествовавшие о борьбе китайского народа против различных чужеземных захватчиков. Авторов таких произведений отправляли на казнь. Но не только живущие китайские патриоты становились жертвой расправы маньчжурских властителей. «Литературная инквизиция» обрушивалась и на давно умерших авторов «крамольных» книг; могилы этих лиц разрывали, а трупы оскверняли; жестоким наказаниям подвергались оставшиеся в живых родственники. В период наиболее активных действий цинской «литературной инквизиции» при императоре Цяньлуне публично сожгли 13 862 различные книги; полному запрещению, а следовательно, повсеместному уничтожению подверглось от 1335 до 2320 названий книг. В «черные списки» были внесены эпические сказания китайского народа, воспевающие национальных героев, многие романы, новеллы и повести бытового жанра, признанные цинскими цензорами «аморальными». Запрещенные книги под страхом тяжких наказаний отбирались у населения и уничтожались.

Чрезвычайно широко практиковалась фальсификация китайских исторических документов и сочинений. Ярким примером является изложение истории маньчжуров, их вторжения в Китай, крестьянской войны 1628-1645 гг. и других важных вопросов в «Династийной истории Мин» («Мин ши»), составленной в 1739 г. Все это нанесло большой ущерб китайской исторической литературе.

Китай в XVI-XVIII веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Глава 28. Китай в XVI-XVIII веках

В XVI в. китайское общество вступило в новый этап своего развития - период позднего феодализма. К этому времени в результате поступательного развития производительных сил в экономике Китая наметились глубокие изменения, обозначились первые признаки разложения господствующих феодальных отношений. На базе городского ремесла в XVI - начале XVII в. возникли зачатки качественно нового, капиталистического производства - капиталистическая работа на дому и частные мануфактурные предприятия.

Однако процесс разложения феодальных отношений и становления элементов капитализма в Китае с самого начала протекал крайне медленно. Факторы, тормозившие развитие китайского общества, были во многом сходны с таковыми же в других странах Востока. К наиболее важным из них относились живучесть натурального крестьянского хозяйства, сочетавшего земледелие с домашним ремеслом; свободная купля-продажа земли и отсутствие строгих сословных ограничений в праве владения ею; господство кабальной арендной системы как формы прикрепления крестьян к земле. Вместе с тем огромную роль в консервации феодального строя в Китае играла политическая надстройка - централизованное деспотическое государство, его воспитанный в конфуцианском духе бюрократический аппарат , выступавший смертельным врагом всего нового в жизни страны.

Чрезвычайно серьезной помехой на пути социально-экономического прогресса Китая в середине XVII в. стало иноземное маньчжурское завоевание, которое нанесло громадный ущерб производительным силам страны, отбросило их далеко назад. Утверждение власти маньчжуро-цинской династии означало установление в стране еще более реакционного феодального режима, соединявшего классовый гнет с национальным порабощением китайского народа и ряда других народов Азии. Маньчжурское владычество отрицательно сказывалось на темпах прогрессивного развития Китая, мешало вызреванию в его экономике ростков капиталистических отношений. В то время как на Западе утвердился капитализм, Китай ко второй половине XVIII в. все еще оставался феодальной страной. Это историческое отставание Китая в период позднего феодализма привело к тому, что он не смог противодействовать последующей экспансии иностранных колонизаторов.