Разложение ввс йемена. Авиация в локальных конфликтах Отмороженные среди отмороженных

4 марта 2012 г. боевики Аль-Каиды атаковали военную базу на юге Йемена, застав врасплох правительственные войска. По некоторым данным, погибло около 200 военных, а свидетели произошедшего описывали сцены жестокого членовредительства, включая обезглавливание. При этом несмотря на то, что повстанческая деятельность Аль-Каиды в южном Йемене выходит за всякие рамки, большая часть ВВС страны не только не участвует в контртеррористических операциях, но даже не выполняет регулярное патрулирование воздушного пространства страны. Более того, большинство пилотов ВВС и офицеров высшего звена сидят в самодельных палатках в столице Сане и требуют отставки главкома, который, по их словам, привел военно-воздушные силы в упадок. Подробности рассказала недавно Шэрон Вайнбергер на страницах Aviation Week. П.2 приводит перевод материала.

Забастовка личного состава ВВС началась в январе, когда народная (и местами кровавая) революция в Йемене подошла к концу. Напомним, что в стране произошла договорная передача власти от президента Али Абдаллы Салеха, который на протяжении 33 лет управлял страной, к Абду Раббу Мансуру Хади, занимавшему в прошлом пост вице-президента. Стоит отметить, что сам Салех и члены его семьи продолжают контролировать йеменские гражданские и военные институты, в том числе и ВВС, которыми командует сводный брат экс-президента Мохаммад Салех.

«Мы должны положить конец коррупции и избавиться от семьи и ее лидера» — говорит подполковник Абдулла аль Йемени, который прошел обучение на американской авиабазе Maxwell. «При нем ВВС страны превратились во что-то похожее то ли на колхоз, то ли на частную фирму».

Массовый протест тысяч других офицеров наряду с аль Йемени привел к фактическому простою воздушных сил, в то время как Йемен является центральной ареной для продолжающейся войны США с Аль-Каидой и ее региональных ответвлений. Таким образом, несмотря на оказание Йемену военной помощи со стороны США на сумму в несколько сотен миллионов долларов за последние четыре года, результат глобальной войны с исламским терроризмом на территории этой страны практически отсутствует.

Действительно, эта забастовка пришлась на очень критичный период: бесчинства и беспорядки в южном Йемене, который является убежищем Аль-Каиды на Аравийском полуострове, продолжают усиливаться. Об этом свидетельствует атака террористов, произошедшая в этом месяце. А по мнению высших американских чиновников, эта проблема не является исключительно внутренней проблемой Йемена.

«Мы считаем, что AQAP (Аль-Каида на Аравийском полуострове) остается тем узлом сети, который наиболее склонен к атакам международного масштаба» — заявил недавно Конгрессу глава Национальной разведки США Джеймс Клэппер.

Но Аль Йемени и другие бастующие пилоты, механики и старшие офицеры в интервью журналу Aviation Week изобразили довольно печальный портрет ВВС страны после более чем 20 лет командования Мухаммада Салеха. Они говорили о лишенной возможности летать авиации, о властолюбивом лидере, который выкачивал деньги у США, и о бывшем президенте, который использовал Аль-Каиду в качестве повода приподнять немного денег.

Тот факт, что на вооружении Йемена стоит безумная мешанина российской и американской военной техники свидетельствует о том, что эта страна еще со времен холодной войны стала своего рода политическим маятником между Востоком и Западом. Сегодня ВВС Йемена наряду с американскими вертолетами Bell и истребителями F-5 располагают еще советскими Ми-17 и Су-22.

Из соображений безопасности Йемен отказывается называть точное количество единиц авиационной техники в своем инвентаре. Но согласно местным источникам, в распоряжении ВВС находится несколько сотен истребителей, многие из которых находятся в нелетном состоянии. По словам пилотов и инженеров, одна из эскадрилий F-5 находится в особенно запущенном состоянии. «Большая часть самолетов неспособна подняться в воздух», говорит пилот F-5 Асам аль Хасани.

Чтобы поднять в воздух хотя бы несколько истребителей, механики должны использовать запчасти, снятые с других машин, оставив таким образом на земле несколько F-5 без двигателей. Но даже летная годность тех самолетов, которые в строю, сомнительна. Цитируя самого Мухаммада Салеха, Аль Хасани говорит: «Летайте до тех пор, пока не убьете все системы и агрегаты».

В особенности пилоты F-5s жалуются на то что, пиропатроны, которые приводят их катапультируемые кресла в действие, уже вышли из строя. Аль Хасани вспоминает товарища, который погиб в авиакатастрофе F-5 13 лет назад из-за того, что у самолета были технические неисправности. Система катапультирования просто-напросто не сработала. «Это последний шанс спасти жизнь. Должна быть возможность покинуть машину» — эмоционально заключает Аль Хасани.

Полковник ВВС Мухаммад Авад говорит, что Салех 29 раз приказывал увеличить срок службы катапультируемых кресел F-5, несмотря на истекший срок действия патронов.

Пилоты и механики заявляют, что командующий ВВС неоднократно отклонял отказы механиков и инженеров подписывать отчет о том, что самолет прошел текущий ремонт, приказывая тем самым летать на неисправных машинах. «Он уничтожил все технические достижения ВВС страны», говорит генерал Абдул Азиз аль Мухайа, заместитель командующего авиабазы Дулайми, расположенной недалеко от Саны.

Два йеменских Lockheed C-130H также свидетельствуют о запущенном состоянии военно-воздушных сил. Аль Хасани вспоминает недавний случай, когда командующий авиаотрядом предоставил отчет с рекомендацией оставить один C-130 на земле из-за технических проблем. «Мы доложили Мухаммаду Салеху, что самолет должен пройти технический осмотр, однако он отдал приказ летать».

Чиновники ВВС говорят, что службы технического обслуживания не располагают достаточными мощностями и квалификацией для устранения такого рода неисправностей и тем самым могут нанести еще больший ущерб. «Мы попросили помощи у США», говорит Аль Йемени. «К нам прибыли эксперты для изучения состояния самолетов и определения стоимости ремонта. Они заключили, что устранение неисправностей обойдется в 70 миллионов долларов». Оба С-130, таким образом, до сих пор остаются непригодными для полетов, и неизвестно, когда они снова поднимутся в воздух.

По заявлениям пилотов и механиков, поддельные комплектующие также заняли прочную позицию в системе поставок, потому что Мухаммад Салех использует свои семейные связи для закупок запчастей на черном рынке по сниженным ценам. Американская помощь, в которую входят поставки запчастей для некоторых самолетов типа F-5 и вертолетов Bell 407, лишь частично решает эти проблемы.

В действительности состояние ВВС Йемена не соответствует тому объему военной помощи, которую оказали США за последние несколько лет. Сюда входит финансирование двух C-130H, поставка 4 вертолетов UH-1H в январе 2011 г. и комплектующие для некоторых самолетов и вертолетов. По данным Пентагона, еще 82,8 млн. долларов было дополнительно выделено на поддержание боеспособности вертолетов для проведения контртеррористических операций.

Но большая часть этих средств не было использовано в указанных целях, говорит один из офицеров ВВС. Например, генерал Абдулла Салех аль Хайями заявляет, что 40 млн долл., предназначенные на организацию операций против Аль-Каиды, не были потрачены по назначению. А американские вооружения для армии Йемена были вообще брошены на поддержку режима, а не на борьбу с терроризмом. «Американская военная помощь используется для убийства йеменцев, а не для уничтожения Аль-Каиды», заключает Аль Хайями.

Представитель посольства Йемена в Вашингтоне Мухаммад Альбаша настаивает на том, что военная помощь США никогда не растрачивалась, и что президент Хади работает с новым комитетом, который учтет проблемы вооруженных сил, включая ВВС. «Военное руководство приступило к реструктурированию и модернизации вооруженных сил», говорит он.

По словам майора корпуса морской пехоты США Криса Перрина, американское военное ведомство не предоставляет военную помощь в виде денег, что делает невозможным напрямую растрачивать эти средства. «Мы поставляем оборудование и обучаем йеменских солдат», говорит он. «Мы также проводим исчерпывающие проверки в целях убедиться, что наши вооружения используются по прямому назначению». Пентагон еще не получил никаких доказательств, которые бы свидетельствовали, что американское оружие использовалось для подавления мирных демонстраций, заключил Перрин.

Тем не менее, Пентагон осведомлен о некоторых проблемах, связанных с оказанием военной помощи. Планы поставок военно-транспортного самолета Airbus CN235 наряду с комплектующими для вертолетов Huey II заморожены. США заморозили военные поставки для Йемена в прошлом году, однако «выборы нового президента и анализ критической ситуации в стране в области безопасности подталкивает нас разморозить военную помощь с целью помочь Йемену противодействовать угрозам со стороны Аль-Каиды», отмечает полковник армии США и представитель Пентагона Джеймс Грегори.

В то время как возобновление американской военной помощи находится под вопросом, а в правительстве Йемена царит хаос, краткосрочные перспективы ВВС страны оставляют желать лучшего. Бастующие авиаторы заявляют, что не вернутся к службе, пока Мухаммад Салех не уйдет окончательно. Аль Йемени указывает, что из тех 30% солдат ВВС, которые все еще остаются на службе, подавляющее большинство поддерживают протест. «Они ждут момента присоединиться к нам, если наши требования не будут выполнены. Протест только усилится», заключил Аль Йемени.

Между тем, ситуация с ВВС является частью растущего вакуума власти, который способствует распространению конфликта с Аль-Каидой на всю страну. На следующий день после атаки Аль-Каиды в южном Йемене, в одном из самолетов семейства Ан, припаркованном на авиабазе недалеко от международного аэропорта Саны, взорвалась бомба. Ответственность за теракт, обошедшийся без жертв, взяла на себя Аль-Каида.

На фоне ухудшающейся политической ситуации в состоянии неопределенности остаются вопросы, касающиеся американской военной помощи. «Чиновники из военного ведомства заявили, что вопрос о том, будут ли выделены средства для Йемена, еще не решен. Однако на случай непредвиденных обстоятельств разрабатываются планы по оказанию такой помощи», говорится в мартовском отчете Счетной Палаты США.

По мнению Аль Хайями, отставка Салеха и приход нового президента должны были способствовать восстановлению вооруженных сил страны и становлению ВВС в качестве более близкого партнера США. Он утверждает, что свергнутый президент просто использовал Аль-Каиду для устрашения США и привлечения средств, одновременно заключая закулисные сделки с обеими сторонами конфликта.

Но наряду с желанием Аль Хайями и других офицеров увидеть модернизированные военно-воздушные силы, имеется и уверенность, что новейшая авиация или вооружения не станут полноценным ответом Аль-Каиде. «Противостоять Аль-Каиде означает еще и способность демонстрировать людям, что власть в состоянии эффективно управлять государством. Дело не только в технологиях», резюмирует Аль Хайями.

Подготовил Вячеслав Тартаковский

Армия Йемена наступает в провинции Саада, и хусииты открыли крупнейшую за 4 года компанию по мобилизации в армию женщин и детей

Армия Йемена продолжает наступление на фронте в Бакиа на севере провинции Саада, противостоя милициям хусиитов в их главной цитадели, что привело к большим потерям ввиде десятков убитых и раненых в рядах мятежников. Как пояснил газете «Эр-Рияд» губернатор провинции Саада генерал-майор Хади Туршан Ваил, армия Йемена за последние два дня полностью взяла под контроль горную цепь Алиба и полностью освободила после ожесточённых боёв рынок в Бакиа.

Таким образом армия Йемена при поддержке коалиции арабских государств полностью вышла на линию границы между провинцией Джуф в Йемене и Королевством Саудовская Аравия, продвинувшись уже на 12 км вглубь муниципалитета Китаф, достигнув стретегически важной горы Малил. В настоящее время полностью освобождены от хусиитов 90% территории провинции Джуф и освободившиеся силы армии Йемена направлены на провинцию Саада.
В связи с крупными поражениями на фронтах и наростающей паникой и смятением в рядах хусиитов, главари мятежников в лице Абдулмалика Хуси объявили беспрецедентную по масштабам за последние 4 года компанию по набору в армию женщин и детей, которых пытаются обучать навыкам ведения боя, обращения с оружием, перемещения на военной технике и т.д., а также основам уличных боёв в условиях города, что становится всё более актуальным в связи с приближением фронта с востока к г.Сана.
Многократно зафиксированы эпизоды когда хусииты врывались в школы для девочек, требуя от администрации школ выставить определённое количество девочек-рекрутов. Разными способами и посулами пытаются склонить к мобилизации студентов, оказывают давление на вдов убитых мятежников, обуславливая получение помощи семьёй вступлением женщин в ряды мятежников. Многократно отмечены эпизоды мобилизации в лагеря боевиков несовершеннолетних детей, совершаемую насильственно, либо посредством заманивания или уговоров.




Источник:
https://saudi-arabia-ru.livejournal.com/2411294.html
http://www.alriyadh.com/1654945
***
От переводчика : даже весьма далёкому от военного дела человеку вполне очевидно и предельно ясно что боевая эффективность «солдат», набранных из несовершеннолетних детей, девушек и женщин, даже если раздать им стрелковое оружие типа АК-47 и гранатомёты РПГ-7, равна практически нулю, тем более против армии Йемена, оснащённой коалицией наиболее современными видами вооружения (которые и не снились хусиитам), имеющей танки и самоходные орудия, а также поддержку ВВС коалиции — одних и самых мощных в мире. Всему этому как бы по корректнее это назвать «бабьму войску» есть только одно определение — «пушечное мясо», которое даже не замедлит продвижение армии Йемена, и в самом лучшем варианте (и наиболее благоприятным для самих несчастных женщин Йемена, превращённых в живые игрушки рафидитов) — разбежится, либо сдасться в плен — при первом же намёке на реальные боевые действия (которые весьма отличны от плясок с АК-47 на площалях в Сане в стиле ливанской «хизболлы»). В 1945г. А.Гитлер тоже пытался организовывать и «гитлер-югенд» из детей, и «фольксштурм» из гражданских, в том числе и из женщин, но однако ни то ни другое бесноватого фюрера не спасло (хотя в немецкой армии тогда была дисциплина и система подготовки солдат, каковая и близка не сравнится с таковой у бандитских шаек хусиитов), и уж точне не спасёт рафидита Абдулмалика Хуси.

28 сентября 1972 боевая потеря самолета МиГ-17Ф ВВС Южного Йемена. В ходе кратковременного пограничного конфликта между Южным и Северным Йеменом была задействована артиллерия, бронетехника и авиация. Самолет, пилотируемый ст.л-том Хуссейном Авадом аль-Барри аль-Яфеем, произвел взлёт с авиабазы Бадр в Адене с задачей подавления огня артиллерии противника в районе горы Джабаль аль-Джамима, восточнее н.п. Каатаба. Обнаружив цель лётчик успешно выполнил атаку, но при выполнении повторного захода самолет был поражен пулеметным огнем с земли. Ст.л-т аль-Яфей пытался тянуть поврежденную машину на базу, но из-за развития пожара на борту самолет потерял управление и разбился в провинции ад-Дали, на своей территории. Лётчик погиб.


4 декабря 1973 потерпел катастрофу самолет МиГ-17Ф ВВС Южного Йемена пилотируемый летчиком Мухаммед Ахмедом аль-Шуджа.


17 февраля 1975 потерпел катастрофу самолет Ил-28 22-й аэ ВВС Южного Йемена. Экипаж л-та Абдель Хамид Сайед Мухаммад Эклана потерян у н.п. Абьян в ходе рутинного учебно-тренировочного полета с аэродрома Риян (старый аэродром, находится в нескольких километрах с.-з. ныне действующего). Трое членов экипажа погибли.


2 июля 1983 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Южного Йемена, одиночно совершавший плановый учебно-тренировочный полет с аэродрома Аден. Летчик к-н Адиль Фадль Абдулла Али аль-Нани успел доложить об отказе на борту, после чего связь с ним прервалась. Погиб при падении самолета в море.


16 декабря 1985 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Северного Йемена, пилотируемый палестинским летчиком майором Абд аль-Карим Утманом. Во время рутинного тренировочного полета с аэродрома совместного базирования Сана произошел отказ техники, что стало причиной падения самолета и гибели летчика.
Данные на майора Утмана: родился в 1956 году в дер.Кафр аль-Лабад, округа Наблус, после окончания начальной школы эмигрировал с семьёй в Кувейт, где окончил вторую ступень образования. С 1975 года вступил в ряды Организации Освобождения Палестины и принял участие в боевых действиях на территории Ливана. С 1976 года был отобран в числе кондидатов для обучения на летчика-истребителя для организации ВВС «Свободной Палестины» после чего направлен в лётную школу в Пакистан. Окончил курсы в 1978 году, получив звание лейтенант. В последующем поддерживал навыки пилотирования проходя стажировку в ВВС Ливии, Югославии и Йемена. Имел инструкторский допуск.

19 декабря 1985 в ходе учений «Радфан-85» произошло столкновение двух самолетов Су-22 ВВС Южного Йемена. В этот день звено самолетов произвело взлёт с аэродрома Аден для выполнения учебно-тренировочного задания. Когда группа находилась над заливом, произошло соприкосновение самолетов первой пары, в результате чего оба начали разрушаться и потеряли управление. Ведущий группы полковник Абдул Хафиз аль-Афиф успел катапультироваться и был подобран катерами поисково-спасательной службы, а его ведомый Махмуд Али Мухаммед погиб.

21 января 1988 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 22-й уаэ ВВС Южного Йемена пилотируемый командиром эскадрильи м-ром Али Абдулла Ахмедом Хади. Падение произошло ДСМУ в районе авиабазы аль-Анад. Летчик погиб. Данные на летчика: родился в Дали в 1957 году, окончил Краснодарское ВВАУЛ, ком эск, летчик 1-го класса.

15 августа 1988 в ходе показательного полета потерпел катастрофу самолет Су-22УМ3 15-й бригады ВВС Южного Йемена. Демонстрационный полет выполнялся в связи с визитом на аэродром Аден президента страны Али Салема. Пилотировали машину командир 5-й аэ п/п-к Махмуд Салам и советский летчик-инструктор м-р Малых Алексей Матвеевич. При выполнении сложной фигуры пилотажа на малой высоте, самолет столкнулся с морской поверхностью на траверзе острова Уммул и полностью разрушился. Экипаж погиб.

14 июля 1992, НСМУ, потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-12 ВВС Йемена, выполнявший перевозку военнослужащих и их семей с острова Сокотра в Аден. При заходе на посадку самолет попал в песчаную бурю, усложненную ночными условиями, столкнулся с землёй и полностью разрушился. Все находившиеся на борту 68 человек (экипаж, служащие военно-морской базы, полицейские), в том числе 36 гражданских лиц, погибли.

31 августа 1992, днем в простых метеоусловиях потерян вертолет Ми-8Т 10-й бригады ВВС Йемена, пилотируемый экипажем Мохаммеда Абдала Дарвиша (ЛШ Салем Сахим). Вертолет разрушился и упал в море над округом Сайхут, провинции Махра. Экипаж из трех человек и восемь пассажиров погибли. Одной из версий причин происшествия комиссия назвала диверсию.

8 августа 1993 в ходе плановых учебно-тренировочных полетов с аэродрома Ходейда произошло столкновение двух МиГ-21 ВВС Йемена. Оба самолета упали в море у побережья. Летчики погибли.

17 апреля 2001 потерпел катастрофу самолет F-5E 112-й эскадрильи ВВС Йемена. При посадке на авиабазе Дайлами (Сана) самолет пилотируемый капитаном Абдул-Хади аль-Зиндани выкатился за пределы ВПП, разрушился и загорелся. Летчик погиб.

2 октября 2009 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Йемена, выполнявший боевую задачу в районе действия антиправительственных боевиков народности Хуту. Машина пилотируемая старшим лейтенантом Шабан Ахмад Абду Муслехом, по невыясненой причине, столкнулась с землёй в округе аль-Шааф, провинции Саада, на территории контролируемой повстанцами. Летчик погиб. Представитель Хуту заявил, что МиГ-21 был сбит, предъявив в доказательство удостоверение летчика за №27739 и обломки самолета.

5 октября 2009 потерпел катастрофу самолет Су-22 ВВС Йемена, в составе группы атаковавший позиции боевиков Хуту в провинции Саада. В 17:45 местного времени истребитель-бомбардировщик пилотируемый Мухаммедом аль-Харири выполнил заход на цель с применением бортового вооружения и, не выходя из пикирования, столкнулся с поверхностью горного склона. Самолет полностью разрушился, летчик погиб. Событие произошло в области Анад.

10 ноября 2010 потерпел аварию самолет МиГ-21 ВВС Йемена, выполнявший тренировочный полет с авиабазы Ходейда. В полдень, сразу после взлёта, у самолета капитана Салех аль-Факиха произошел отказ двигателя, после чего летчик успешно катапультировался всего в 700 метрах от торца взлётной полосы.

20 июля 2011 потерпел аварию самолет Су-22УМ ВВС Йемена, совершавший рутинный тренировочный полет с авиабазы Таиз. Во время взлёта у самолета произошел отказ силовой установки, что стало причиной выхода его за пределы ВПП и разрушения. Экипаж в составе проверяющего (иракский летчик) и проверяемого Адель Нассера аль-Кабати получил серьёзные травмы, в тяжелом состоянии оба лётчика были доставлены в госпиталь.

28 сентября 2011 был сбит огнем зенитной артиллерии самолет Су-22 ВВС Йемена, пилотируемый капитаном Тауфиком Аддабраи. Истребитель-бомбардировщик произвел взлёт с авиабазы Дайлами (Сана) и выполнял облет района антиправительственных волнений у н.п.Архаб. Враждебно настроенные племена открыли огонь, в результате чего Су-22 потерял управление и упал у деревни Бейт Азар. Летчик успел катапультироваться и был эвакуирован поисково-спасательными службами.

24 ноября 2011 потерпел катастрофу самолет Ан-26 ВВС Йемена, пилотируемый экипажем Махмуд аль-Аремеза. При выполнении посадки на авиабазе аль-Анад, в 11:55 местного времени, помощник командира корабля Абдул Азис аль-Шами, осуществлявший активное пилотирование, допустил снижение с повышенной вертикальной скоростью, в результате чего самолет разрушился и загорелся. Из 15 человек, находившихся на борту, погибли 9 (в том числе 8 сирийских авиаторов, находившихся в стране в рамках обмена опытом).

4 июля 2012 обстрелу из стрелкового оружия с земли подвергся вертолет Ми-8 ВВС Йемена, пилотируемый экипажем п-ка Али Мокбеля (летчик-штурман капитан Мохаммед Нахари). В результате полученных повреждений вертолет выполнил вынужденную посадку в районе н.п. Ибб. Пострадавших нет.

15 октября 2012 потерпел катастрофу самолет МиГ-21УМ №2210 90-й авиационной бригады ВВС Йемена выполнявший рутинный тренировочный полет с авиабазы Анад. На разбеге, уже после прохождения точки принятия решения, возникла техническая неисправность в двигателе. Экипаж продолжил взлёт и катапультировался сразу после отрыва, ещё не достигнув минимально безопасной высоты. В результате летчик-инструктор полковник Атик Мухаммед Фаре Алякхали погиб, а проверяемый лейтенант Сидки Алемрани получил легкие травмы. Раненый летчик был доставлен в госпиталь вертолетом. Самолет упал и сгорел в пределах охраняемой территории авиабазы Анад.

17 ноября 2012 обстрел с земли самолета Су-22 ВВС Йемена на участке Дамален-Сана, округа Хамдан. Летчик полковник Мохаммед Арекаби успешно выполнил посадку на аэродроме назначения. В ходе послеполетного обслуживания в элементах конструкции планера были обнаружены пулевые отверстия.

28 ноября 2012 обстрел с земли вертолета Ми-171 №2258 ВВС Йемена, пилотируемого экипажем майора Хакима Альмафра. Вертолет возвращался после облета округа Саада, и попал под огонь стрелкового оружия в районе селения Адвад Бакиль. Получены несколько пулевых повреждений (одно в хвостовую балку и три в фюзеляж, в том числе одно сквозное через пол грузовой кабины) и ранен находившийся на борту солдат.

19 февраля 2013 истребитель-бомбардировщик Су-22УМ4 №2224 ВВС Йемена, пилотируемый капитаном Мохаммадом Али Насер Шакером, 1981 г.р. (личный номер 68088), потерпел катастрофу в ходе выполнения рутинного тренировочного полета. Взлёт был произведен в 11:45, с курсом 60 градусов. После выполнения задания летчик вернулся к аэродрому Аден и стал выполнять предпосадочные маневрирование. Сразу после третьего разворота самолет изменил курс и перейдя в снижение с уклонением вправо упал на жилые строения, повредив четыре дома по улице Аль Кадисия. Летчик и 12 гражданских лиц, находившихся на земле погибли.

13 мая 2013 потерпел катастрофу самолет Су-22М4 ВВС Йемена, пилотируемый капитаном Хани Али Айбади Ахгари, 1979 г.р. Самолет возвращался на базу после рутинного тренировочного полета. При заходе на посадку машина потеряла управление и упала на южной окраине Саны, вызвав разрушения на земле и пожар. В результате расследования установлено, что самолет имел пулевые отверстия в конструкции фюзеляжа, что могло стать причиной катастрофы.

15 мая 2013 обстрел с земли вертолета Ми-171 ВВС Йемена, пилотируемого экипажем подполковника Фаузи Салеха (летчик-штурман Хаден Абду). Вынужденная посадка в районе Рада. Пострадавших нет.

6 августа 2013 в районе Вади Обейда, провинции Мариб, потерпел крушение вертолет Ми-171 ВВС Йемена, осуществлявший перевозку личного состава 107-й пехотной бригады. Экипаж в составе командира вертолета полковник Мохаммеда Абдулла Ахмад Харази, летчика-штурмана капитана Вадаха Али Хамуд Мохаммеда Баадани, бортинженера Набиль Ахмед Ризака Дурра и бортового механика Ахмада Ахмеда Муслех Акмара, а так же семь пассажиров погибли. Основной причиной падения вертолета назван огонь стрелкового оружия с земли. Отмечено активное передвижение членов террористической организации аль-Каеда в районе падения вертолета до и после события.

После смены власти в стране в ноябре 2011 г. новое руководство Йеменской Республики (ЙР) предприняло ряд шагов по реорганизации национальных вооруженных сил (66,7 тыс. человек), чистке их рядов от сторонников бывшего президента А. А. Салеха. Одновременно в условиях сохраняющейся в республике очень сложной военно-политической обстановки переходного периода правительство ЙР пытается повысить боеспособность армии, укрепить в войсках дисциплину, повысить уровень морально-психологического состояния личного состава. Проводятся мероприятия по укреплению единства армии, снижению уровня разобщенности внутри вооруженных сил и устранению её причин, недопущению возобновления конфронтации между различными воинскими формированиями. В конечном счете, речь о максимально возможном снижении влияния военных на политическую жизнь Йемена и повышении возможностей армии в борьбе с вооруженными формированиями исламских экстремистов и террористов.

В августе 2012 г. президент Йемена А. Р. Хади издал декрет о расформировании 1-й бронетанковой дивизии, которой командовал влиятельный генерал А. М. аль-Ахмар, и Республиканской гвардии. Её возглавлял сын А. А. Салеха Ахмед. Именно эти формирования играли очень важную роль в военно-политическом противостоянии в Йемене в 2011 г. Четыре бригады из их состава вошли в войска охраны президента, а остальные были переподчинены командующим Южного и Центрального военных округов.

Декретом президента ЙР от 12 декабря 2012 г. была объявлена новая организационная структура йеменских вооруженных сил. Верховным главнокомандующим (ВГК) остался глава государства, который одновременно возглавляет Совет национальной обороны. На Министерство обороны возложено решение задач по выработке и реализации военной политики государства, а генштаб должен осуществлять управление войсками и заниматься вопросами их подготовки.

В состав вооруженных сил Йемена вошли следующие пять компонентов: сухопутные войска, военно-воздушные силы (вместе с силами ПВО), военно-морские силы и силы береговой обороны, пограничные войска и Стратегический резерв.

В военно-административном отношении территорию ЙР было предложено разделить на семь военных округов (ранее было пять) и несколько отдельных оперативных направлений. Группировка войск в каждом из округов (направлений) будет определена в соответствии с планом обороны страны, который должны разработать Министерство обороны и генеральный штаб.

10 апреля 2013 г. президент Хади подписал целый ряд указов по организационным и кадровым изменениям в армии. В частности, было официально оформлено деление территории страны на семь военных округов и назначены их командующие. Предполагается, что смена командующих военными округами будет происходить через каждые два-три года. Отметим, что из семи новых командующих округами четыре человека являются выходцами из Юга Йемена, а трое - из Севера. С командных должностей в армии были удалены генерал А. М. аль-Ахмар (назначен советником президента по вопросам обороны и безопасности) и высокопоставленные сторонники А. А. Салеха и А. М. аль-Ахмара, назначенные военными атташе при йеменских посольствах в различных странах. Сын А. А. Салеха Ахмед был назначен послом Йемена в ОАЭ. Кадровые перемещения в столице и на местах прошли в целом в спокойной обстановке. Уход кланов Салеха и аль-Ахмара с руководящих постов в армии ожидался. С ним военные связывали надежду на ослабление коррупции в вооруженных силах и приведение в порядок ситуации с денежным довольствием. В целом проведенные мероприятия способствовали усилению контроля руководства страны над вооруженными силами, снижению уровня конфронтации между отдельными группами командного состава армии. Отметим, что мероприятия по реформированию ВС были подготовлены специальной комиссией при участии специалистов из США и Иордании.

Основным соединения сухопутных войск (60,7 тыс. человек вместе с силами, входящими в состав Стратегического резерва) является бригада. Всего имеется до 40 бригад (пехотных, горно-пехотных, механизированных, танковых, воздушно-десантных, спецназа, ракетных, артиллерийских, охраны президента). Из них в состав Стратегического резерва, находящегося в непосредственном подчинении президента ЙР - Верховного главнокомандующего ВС, входят ракетные бригады, бригады охраны президента и Силы специальных операций (бригады спецназа, горно-пехотная бригада, антитеррористические подразделения).

На вооружении сухопутных войск и Стратегического резерва имеется: 28 ПУ оперативно-тактических и тактических ракет (6 ПУ ОТР Р-17 («Скад»), 19 ПУ ТР «Точка» и 12 ПУ ТР «Луна-М), до 860 танков (Т-80, Т-72, Т-62, Т-55, Т-54, Т-34-85, М-60), до 1200 артиллерийских орудий, РСЗО и минометов, около 70 ПУ ПТУР, до 200 БМП-1 и БМП-2, свыше 400 БТР и других бронемашин, около 800 ПЗРК и до 450 зенитных орудий и установок. Части и подразделения сухопутных войск регулярно участвуют в боевых операциях против боевиков экстремистских группировок, связанных с «Аль-Каидой», и других незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Йемена.

В состав военно-воздушных сил (4,3 тыс. человек) входят также части ПВО. На вооружении имеется до 80 боевых самолетов, в том числе 22 истребителя МиГ-29 различных модификаций. Также на вооружении состоят примерно 40 учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов и до 20 военно-транспортных самолетов. Вертолетная авиация представлена примерно 20 боевыми и 40 транспортным машинами. Значительная часть авиационной техники находится в неисправном состоянии. Йеменские ВВС располагают семью военно-воздушными базами: Сана, Ходейда, Эль-Анад, Атак, Аден, Эр-Раян, Таизз. Части ПВО имеют на вооружении ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат», техническое состояние которых находится на низком уровне.

Военно-морские силы и силы береговой обороны (1,7 тыс. человек) являются наиболее слабыми среди стран Аравийского полуострова. Корабельный состав представлен 9 боевыми кораблями и примерно 40 катерами, в том числе 4 ракетными. В береговой обороне имеется 2 батареи (8 ПУ) противокорабельного комплекса «Рубеж» и примерно 60 артиллерийских орудий калибра 130 и 100 мм. Подразделения морской пехоты насчитывают 500 человек. Военно-морские базы расположены в Адене и Ходейде, а пункты базирования на островах Перим и Сокотра, в Эль-Наибе и Мукалле. Имеются также три района береговой обороны: Эль-Бейд, Аден и остров Камран. В целом по своему составу, вооружению и технической готовности ВМС ЙР в состоянии выполнять лишь ограниченный круг задач по патрулированию прибрежных вод и переброске войск и военных грузов.

Практически полное отсутствие собственной военной промышленности обусловливает зависимость Йемена от зарубежных поставок вооружения и военной техники. В то же время нехватка финансовых средств и сложная, нестабильная обстановка в стране ограничивают возможности правительства в вопросах технического оснащения национальной армии. Объемы военного импорта невелики. Так, в 2008- 2011 гг. Йемен закупил вооружений на сумму примерно в 400 млн долларов. За этот же период были подписаны новые контракты на приобретение различной продукции военного назначения на сумму в 500 млн долларов. Наиболее крупной сделкой в последние годы стала закупка в Белоруссии в 2011 г. 66 танков Т-80.

Интенсивно развиваются военные связи с США, которые оказывают вооруженным силам ЙР информационную и материально-техническую поддержку в проведении операций против боевиков и террористов. Американские БПЛА периодически наносят удары по объектам террористов. США оказывают содействие в подготовке военных кадров. Так, американские специалисты участвуют в подготовке личного состава йеменского спецназа.

Военно-технические связи поддерживаются также с Россией, Украиной, Белоруссией, КНР и некоторыми другими странами.

В целом вооруженные силы Йемена на современном этапе находятся в очень сложном положении. Не до конца преодолена разобщенность среди личного состава армии. В войсках много устаревшей и выслужившей свой срок техники, а поставки современных видов вооружения из-за рубежа невелики. Слабым остается уровень подготовки личного состава. На низком уровне находится тыл и МТО. Не отвечает потребностям армии имеющаяся ремонтная база. Ощущается острый дефицит запчастей для всех видов техники. Недостаточно развита военная инфраструктура страны, оперативное оборудование ее территории. Требует кардинального улучшения система управления войсками, разведки и связи. Слабость подготовки армии со всей очевидностью проявляется в ходе боевых операций против вооруженных формирований экстремистов и террористов.