Современные славянские поселения. Славянские поселения. Поселения славян. Поселения древних славян. Воронеж asdf. Подробнее об археологическом заповеднике

Каждый день, включая телевизор, компьютер, люди узнают все более интересные факты о прошлом. Где находится самое древнее поселение людей, как они жили. Ученые, не покладая рук, исследуют планету в поисках разгадок о древнем мире и местах поселений древних людей. Таким образом, множество теорий обретают доказательства.

Чтобы подробнее представить территории расселения первобытных людей, достаточно представить карту мира. Изучая историю человечества, выявились наиболее густонаселенные территории. Ими являлись северные части Азии, Европы и Америки. Там в археологических раскопках и исследованиях было найдено огромное количество костей человека и первобытных орудий труда. Судить о возрасте останков помогает почва местности. За многие столетия грунт почвы ложится слоями. У каждого слоя есть своя временная рамка. По окаменелым останкам археологи делают заключения о принадлежности человека к тому или иному веку или эпохе. Стоить отметить, что примерные окаменелости можно отнести к временной рамке не более 50-60 тысяч лет назад. Как известно, по информации ученых, в древние времена на Земле царила повышенная влажность, всюду было сыро и болотисто. Поэтому, найти более древние артефакты по поселениям древних людей сложно, ведь в сырой почве или в болоте человеческие кости полностью расщепляются за 2-3 тысячи лет. А то и вовсе, у некоторых древних поселений не было ритуалов захоронения. Тело просто съедалось соплеменниками или же бросалось на съедение диким животным.

Места поселения древнего человека находятся и до сих пор. Исследовательские территории невероятно масштабные, соответственно, новые раскопки обнаруживаются часто. Буквально недавно, на территории Кавказских гор было обнаружено древнее поселение людей, датируемое эпохой энеолита. Примерный возраст восемь тысяч лет. Также, самое древнее поселение на территории России было найдено в Дагестане. В слоях почвы встречались объекты флоры и фауны, по времени существовавшие около миллиона лет назад. На месте поселения были найдены различные орудия труда, помогавшие людям заниматься земледелием. Установить точно, к какому типу принадлежали люди, жившие здесь, пока еще трудно. Предположительно это уже был человек "прямоходящий". Если представить карту древности, то можно проследить, что люди селились неподалеку от рек. Они располагались в Месопотамии, на берег.ах рек Тигр и Евфрат, Нила. Связано это было с развитием земледелия. Для работы с землей древние люди нашли способ изготовления орудий труда, обрабатывая камень. Это были различные плуги, мотыги, колья. Для построек жилищ использовались кости крупных животных и их шкуры, которые натягивались вместо крыши и стен, таким образом защищая людей от ветра и холода.

Конечно, еще много чего предстоит узнать о прошлом. Каждый день появляются новые факты и гипотезы. Но одно ясно наверняка, что древние предки уже тогда заложили основы всего, что имеется сейчас. Будь то одежда, предметы обихода, оружие или виды труда. Даже сейчас, находя что-то из древности, ученые узнают для себя много нового, что можно было бы применять и в настоящее время.

Хотя определение точного возраста древних поселений - не такая простая задача для науки, как кажется на первый взгляд, на сегодняшний момент известен ряд городов, которые ученые называют самыми старыми на планете.


История древнего города Иерихона начинается еще в IX тысячелетии до н. э., когда здесь были обнаружены следы первого обитания людей. Расположенный в 30 км от Иерусалима, Иерихон не раз упоминался в евангельских событиях. Упоминание в Библии принесло Иерихону религиозную славу, а позднее привлекло толпы ученых, желавших документально подтвердить библейскую хронологию. По мнению некоторых археологов, Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, который насчитывает около 6000 лет почти непрерывного заселения. Заявить об этом спешат и таблички при въезде в город, гласящие: «Самый древний город в мире». Кроме того, город находится более чем на 200 м ниже уровня моря, что делает его одним из самых низких в мире.


На ливанском побережье Средиземного моря от древнего государства Финикия, центр которого находится в современном Ливане, до наших дней сохранился древний город Библ, который часто упоминается как самый старый город планеты. В античные времена Библ был известен как один из крупнейших портов Средиземноморья, через который из Египта в Грецию экспортировался папирус. В эпоху войн город не обошел ни один из завоевателей древнего мира, оставив в память о себе крепостные стены, амфитеатры, храмы и колоннады. Сегодня Библ представляет собой небольшой рыбацкий город на севере Ливана с численностью населения 20 000 человек, сохранивший древнюю гавань с каменными стенами и башнями, римский амфитеатр, каменные колодцы с саркофагами правителей и руины эллинских храмов. Центральная площадь города украшена древнеегипетским Храмом обелисков, сооруженным почти 4000 лет назад.



Ряд городов соседней Сирии также соперничает за звание самых старых на планете. Крупнейший по численности населения город страны - Алеппо впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. как столица древнего семитского государства Эбла. За свою историю через город прошел не один десяток завоевателей от Александра Македонского до Тамерлана, оставив свои следы в облике Алеппо. Благодаря стратегическому расположению на Великом шелковом пути, Алеппо привлекал множество торговцев со всех уголков Азии. До наших дней сохранился крытый рынок Аль-Мадина в старом городе, который является крупнейшим в мире историческим рынком протяженностью почти 13 км. Рынок вместе с территорией старого города и знаменитой Цитаделью Алеппо - средневековой крепостью X века - внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Город Сузы на юго-западе Ирана - еще один претендент на звание древнейшего в мире. Известность он получил как столица древнего государства Элам, существовавшего на территории Ирана с III тысячелетия до н.э. После падения Элама город стал сначала резиденцией ассирийских, а затем персидских царей. В настоящее время Сузы - небольшой город с численностью населения 60 000 человек. Несмотря на значительное культурно-историческое наследие, город знаменит не развалинами древнего дворца эламских царей, а построенной французскими археологами в конце 1890-х годов крепостью, которая обеспечивала их безопасность и сохранность находок.

О жилище древних славян мы можем судить по нескольким источникам: свидетельствам писателей и путешественников средневековья, археологическим и этнографическим исследованиям, языковым данным.

Писатели и путешественники средневековья пишут, что славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга. Пока они вели полукочевой образ жизни, они часто переменяли свое место жительства; этому способствовала и постоянная опасность, грозившая им от междоусобиц и нападений других народов. Чтобы обезопасить свой дом, славяне выбирали для его строительства труднодоступные места. Так, например, Маврикий пишет: «У них недоступные жилища в лесах при реках, болотах и озерах. В домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай, необходимые вещи скрывают под землю, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники» (1).

Арабский писатель начала Х века ибн-Русте объясняет строительство утепленных жилищ климатическими условиями; вместе с тем его описание недвусмысленно свидетельствует о том, что селились славяне в землянках или полуземлянках: «В их стране холод до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны» (2). Вероятно, в представлении автора слились две постройки – баня и жилище, которое протапливалось «по-черному», то есть дым от очага, печи не выходил через трубу, а оставался в жилище и постепенно улетучивался через естественные проемы, в том числе и через специальное отверстие-окошечко, прикрываемое дощечкой.

Многочисленные археологические исследования подтверждают описания средневековых писателей и еще более точно позволяют нам судить о древнейших славянских жилищах. Подземные и полуподземные жилые сооружения были распространены во многих археологических культурах, как славянских, так и неславянских. От построек других народов их отличает место расположения очага или глинобитной печи. Если представители германских племен очаг располагают в центре жилища, то у славян он находится в углу. Уже в жилищах трипольской археологической культуры эта особенность прослеживается очень четко.

Переходя из века в век, она сохраняется и в современных сельских жилых постройках, в которых печь располагается в углу помещения, напротив так называемого «красного угла». «…недаром, - пишет В.Я. Петрухин, - само праславянское обозначение дома – *kǫtja – связано со словом «кут», «внутренний угол с печью» (3). Этот корень сохранился и в сербском языке – кућа, древние болгары называли жилые постройки кǫшта , в современном болгарском – къща .

Еще одно обозначение славянского жилья - хата восходит к сарматскому или скифскому kata «дом, выкопанный в земле» - указывает на особенности в его построении.

Для обозначения наземных жилых построек славяне заимствовали из древне-верхненемецкого языка слово stuba «теплое помещение, баня», которое, подвергнувшись фонетическим изменениям, связанным с утратой количественных различий гласными, падением редуцированных, упрощением групп согласных и регрессивной ассимиляцией по звонкости, превратилось в изба (чеш. jizba): istuba -- istъba -- istba -- izba . По поводу происхождения слова изба среди ученых бытует и другое мнение, сближающее его со славянским истопить > истъпити . В пользу такой этимологии, казалось бы, говорит и наличие в восточнославянских говорах термина истопка, который обозначает отапливаемую кладовую для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или маленькую жилую избу (Новгородская, Вологодская области) (4). В таком случае, вероятно, должно было существовать в общеславянском языке истъпа (истопити – истъпа , как косити – коса ), которое после падения редуцированных по законам языка преобразуется в испа, но никак не в изба. Таким образом, сближение слова изба со словом топить, истопить следует признать позднейшим народно-этимологическим сближением.

Стены жилищ были срубными, бревенчатыми или сделанными из жердей, плах. Форма жилища по периметру приближалась к квадрату. В зависимости от материала и способа обшивки как земляные, так и наземные жилища принято разделять на столбовые (по углам и посередине каждой стены ставили столбы, к которым крепились жерди или плахи) и срубные (стены сделаны из бревен). Конструкции стен в разных племенах имели свои различия, что обусловливалось климатическими условиями и наличием поблизости строительного материала. Кровля дома была двускатной или двускатной с полицами, то есть переломом кровли. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Для кровли употреблялся разный материал: солома, земля, тес, настилавшийся вперехлёст, или лемех (черепица) - короткие дощечки. Концы лемеха делались заостренными или закругленными, но чаще всего городчатыми, то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Кровля была безгвоздевой («самцовой»).

Древние славяне располагали свои селения на возвышенности около рек или других водоемов. Надежной защитой им служили непроходимые леса и болота. Жилища на поселениях располагались бессистемно, а сами поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Первоначально поселения объединяли членов одного рода, но уже к концу первого тысячелетия нашей эры у славян возникают большие поселения, объединяющие членов нескольких родов. Большие торгово-ремесленные поселения, которые имеют административное значение или располагаются на торговых путях, превращаются в города .

Первые города были земляными – их огораживали земляным валом, затем вокруг города стали возводить ограждения из заостренных бревен (остроги), а позже – каменные. Центральная часть такого города – крепость, огороженная каменной стеной, называлась кремль , буквально «крепкий, прочный» (5). Сама лексема город , бытующая у восточных славян, и град – у южных для обозначения укрепленного поселения, связана по происхождению с глаголами городити, огораживати, ограждати . Лексемы с этим корнем (огород, город, перегородка и др.) обозначали всякое огороженное или отгороженное место, в том числе и крупный населённый пункт, обнесённый ограждением. У западных славян слова с этим корнем обозначают садовую ограду, забор: ср. чеш. hráze , слц. hrádza , польск. grodza ; стену, укрепление: чеш. hradba ; замок, кремль: чеш. hrad ; нагромождение чего-либо, дамбу, плотину: чеш. hráz , польск. gródź ; а для большого населенного пункта существует другая лексема – miasto (польск.), město (чеш., слц., в.-луж., н.-луж.), впрочем, в «Повести временных лет» мы также встречаем упоминание о «местах и погостах» - Новгород, Псков, Ладога (6).

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни славян, но очень часто оказывается, что различия между городскими и сельскими поселениями у древних славян размыты. Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством. При археологических исследованиях на территории древних славянских городов находят множество сельскохозяйственных орудий (лемехов плугов, мотыг, кос, серпов), ручных жерновов, ножниц для стрижки овец, большое количество костей домашних животных. Напротив, сельское население занималось производством большинства «ремесленных» продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду, производило гончарные изделия и т.п. В селах не производили только металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Вероятно, основным отличием городского поселения было лишь наличие укрепления, крепостного сооружения.

Для обозначения негородских населенных пунктов сейчас в литературных славянских языках существует три термина: село (рус., укр., блр., блг., с.-хорв.), весь (слн., чеш., слц., польск., в.-луж., н.-луж.), деревня (рус.). Древнерусскому языку некогда также было свойственно обозначение весь (ср. «по городам и весям»), но сохранилось оно только как диалектное. По своему происхождению оно соотносится с лтш. víesis «пришелец, чужеземец», лит. viẽškelis «большая дорога», лат. vīcus «селение», гот. weihs «деревня».

Весьма интересной является история лексемы село . В древнерусском и старославянском языках она известна с двумя, казалось бы, несовместимыми значениями: «селение, деревня» и «поле». Это стало возможным из-за того, что праславянское *selo «пашня» у южных и восточных славян совпало с *sedlo -- *selo «поселение». У западных славян упрощения группы согласных *dl не произошло, и в чешском и словацком языках, например, мы обнаруживаем sídlo «местонахождение, сидение», sedlak «крестьянин». Южные и восточные славяне, за исключением сербов, хорватов и словенцев, сохранили только одно значение слова село – «селение негородского типа, деревня», так как сама лексема очень тесно связывалась с глаголом сесть и его производным – оседлый .

Появление в русском языке обозначения населенного пункта деревня связано с древнерусским обозначением пашни («пашетъ деревню»). До сих пор в архангелогородском диалекте слово деревня употребляется именно с таким значением. Вероятно, развитие современного значения этого слова происходило следующим образом: первоначальное *дьрвьня «пашня» стало употребляться по отношению к крестьянскому двору или хутору с участком земли, а затем и к любому негородскому поселению, не имеющему собственной церкви. Эту точку зрения подтверждает и сопоставление с балтскими языками. Так, в латышском druva «пашня», в литовском dirva «пашня, нива».

В древних письменных источниках можно обнаружить и другие обозначения населенных пунктов. Это городища, селища (вероятно, разоренные, покинутые города, села), погосты, слободы, сельца и т.п., однако они по большей части были утрачены литературными языками славян.

Литература
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
Белякова С.М., Новикова Л.А., Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.
Горнунг Б.В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. – М., 1963.
Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.
Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1945.
Древности славян и Руси. М., 1988.
Древность. Арьи. Славяне. М., 1996.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.
Древняя Русь: Быт и культура. М., 1977.
Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. В 2 томах. М., 1876-1879.
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880.
История южных и западных славян. – М., 1979.
Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нраве славян. СПб., 1861.
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М., 1984.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.
Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
Селищев А.М. Славянское языкознание. Т.1. М., 1941.
Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.
Сказания древней Чехии: Пер. с чеш. Ф. Боголюбовой, М. Таловой. М., 2000.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 1991.
Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни: Опыт славянской археологии. В 2 томах. Томск, 1894-1897.

___________________________
Примечания
1. Маврикий Стратег. Стратегикон. Цит. по: Размышления о России и русских. М., 1994. С.29.
2. Ибн-Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар. Дорогие ценности. Цит. По: «Откуда есть пошла русская зем-ля...». М., 1986, т. II. С. 566.
3. История культуры славянских народов. Т.1. С.25.
4. Семенова М. Мы – славяне! М., 1997. С.157.
5. Фролов Н.К., Белякова С.М., Новикова Л.А. Введение в славянскую филологию. Тюмень, 2002. С.82.
6. Др.-рус. мэсто имело значение «место, поле, площадь, селение» (Фасмер М. Этимологический словарь рус-ского языка. В 4-х тт. М., 1996. Т.II. С.607-608).

Во второй половине I тысячелетия н. э. в Среднем Поднепровье складывается Древнерусское государство, центром которого стал город Киев. Именно тогда - в VII-IX веках - славянские племена Поднепровья начали активно расселяться по Восточно-Европейской равнине, вступая в тесные контакты с балтекими и финскими народами, издревле жившими на берегах Верхнего Днепра и его левобережных притоков, Верхней Волги, Оки и в более северных районах. При тесном общении с другими народами в культуре славян формировались признаки, которые впоследствии и определили облик восточнославянских племен из летописи Нестора. На рубеже VIII-IX веков восточнославянские племена заселили берега Дона и Воронежа.

Со времени последних сарматских вторжений минуло почти четыре столетия. И судя по известному сегодня археологическому материалу, славяне заселяли свободную территорию, которая отвечала их хозяйственным интересам (не исключено, что уже в самое ближайшее время буду) обнаружены поселения и могильники конца IV - начала VIII вв., которые позволят заполнить имеющиеся пустоты в истории нашего края). Памятники этого времени известны на территории Белгородской и Курской областей.. Поселения свои они устраивали в местах труднодоступных для незваных гостей. Ведь буквально в нескольких десятках километров располагались земли Хазарского каганата, его замки и крепости. В IX веке уже давали о себе знать печенеги, вторгавшиеся в южнорусские степи.

По реке Воронеж на высоком правом берегу, изрезанном балками и логами, нетрудно и сейчас заметить следы древних поселений. Хорошо видны округлые ямы - остатки жилищ, различных хозяйственных построек. Для защиты от неприятеля использовались не только естественные крутые склоны мысов, но и специально сооруженные со стороны плато укрепления - валы и рвы. Они как бы отделяли само поселение от прилегающей территории.

Такие городища можно обнаружить в местах, известных многим воронежцам. Над дачным поселком Рыбачье расположено довольно большое городище, на площади которого несколько сот округлых западин от жилищ; вверх по течению реки на так называемой Белой горе еще одно городище. У села Чертовицкое также имеется славянское укрепленное поселение; далее идет древнее славянское поселение у села Ста-роживотинное и так вплоть до Липецка, в центре которого на высокой горе в X веке располагалось славянское городище.

Если же от впадения реки Воронеж в Дон мы поплывем вниз по течению, то наше внимание вновь привлечет высокий правый берег реки с балками и оврагами. Здесь, на берегах Дона, славяне остановились в своем продвижении на юго-восток, создав многочисленные укрепленные поселения. Надо сказать, что древние укрепления и земляные валы были достаточно сложными и мощными сооружениями.

Раскопки укреплений - работа не всегда благодарная, поскольку требует больших физических усилий и, как правило, не приносит каких-либо эффективных находок. Зато конечный результат дает очень много интересных сведений для характеристики социально-политической истории исследуемого поселения. Это прекрасно понимала А. Н. Москаленко, когда руководимая ею археологическая экспедиция Воронежского университета подвергла раскопкам валы и рвы на многих городищах донских славян. И оказалось, что более южные поселения, т. е. в непосредственной близости от мира кочевников, откуда можно было постоянно ждать угрозы, имели более крепкие и надежные укрепления.

Городище у хутора Титчиха в Лискинском районе Воронежской области, расположенное на высокой горе, что в народе зовется «Трудень» и с которой открываются необозримые пространства донского левобережья, является, пожалуй, самым южным форпостом славян на Дону. Чтобы сделать это место еще более неприступным, склоны горы-мыса подрезали, усилив их крутизну. Подняться со стороны реки или по склонам оврагов, которые ограничивают мыс, на территорию поселения на высоте почти 90 метров, да еще конному воину, какими были кочевники, практически невозможно. Оставалось одно уязвимое место - там, где мыс переходит в поле и где сейчас возвышается вал, вдоль которого тянется ров. Как же выглядели укрепления в древности, когда на горе Трудень раздавалась древнерусская речь? Об этом помогли рассказать археологические раскопки вала и рва.

Оборонительные укрепления Титчихинского городища (реконструкция)

Выяснилось, что там, где сейчас находится вал, были деревянные оборонительные конструкции, опоясывающие поселение со стороны плато. В земляном валу обнаружены их остатки. Материалы раскопок, письменные источники, открытия, сделанные на других памятниках, и, конечно же, творческая фантазия самого археолога, основанная на реальных конкретных фактах, позволяют представить, какими были укрепления тысячу лет назад.

Когда в IX веке славяне оказались на горе «Трудень» и решили построить здесь свои первые жилища, вероятно, не было необходимости в мощных деревянных оборонительных стенах, да и сил для этого не хватало. Ведь первых поселенцев было не так много. И мыс со стороны поля сначала огородили невысоким земляным валом, перед которым выкопали неглубокий ров. Возможно, на вал и поставили деревянную стену. Лишь позднее, примерно в начале X века, с ростом внешней опасности (набеги кочевников) потребовалось усилить укрепления, да и сам поселок значительно расширился, переступив границы первоначального вала и рва.

Перед тем как строить новые деревянные укрепления, вся растительность на валу - кустарники, небольшие деревья, а также старые деревянные стены были сожжены, вероятно, для уплотнения фундамента. Затем по всей длине вала (около 130 м) были сооружены деревянные четырехстенные срубы высотой более 3 метров, засыпанные внутри землей на всю высоту. Площадь каждого из срубов составляла примерно 2X2 метра. С наружной стороны линия срубов также была присыпана землей. Верхняя площадка тщательно выровнена, а наружная стена, выведенная над площадкой, служила своеобразным бруствером для защитников поселка, которые во время опасности размещались на верхней площадке сруба. Сквозь отверстия, проделанные в наружной стене, защитники наблюдали за противником. В старый ров вдоль всей линии срубов был поставлен частокол из массивных дубовых бревен, заостренные концы которых выступали из земли на значительную высоту, а впереди линии частокола был вырыт новый, более глубокий ров с крутыми склонами. Таким образом, поселение на горе «Трудень», превращенное в крепость, имело все основания считаться неприступным (рис.).

Противника встречали не только стрелами, но и всем, что могло служить целям обороны. В летописи рассказывается, что когда в 1159 году был осажден Киев, дружинники говорили князю: «Можем бо брань борити с ними из града; все бо у нас оружие есть: и камень, и дерево, и колья, и вар». Так защищался крупный город, так защищались и мелкие древнерусские городки, к каким принадлежало поселение на горе «Трудень».

К линии оборонительных срубов, заполненных землей, с внутренней стороны примыкали деревянные сооружения в виде срубов, но уже без земляной засыпки, сверху перекрывавшиеся деревянной крышей. Каково было их назначение? Они не являлись постоянными жилищами, поскольку в яих не обнаружены ни печи, ни очаги для обогрева и приготовления пищи. Возможно, именно в этих наземных срубных постройках укрывались женщины, дети, старики, а все взрослое мужское население должно было стоять наверху срубов, заполненных землей, и защищать поселение. В мирное время постройки служили местом, где останавливались купцы со своими товарами из Волжской Болгарии, Хазарского каганата, Средней Азии и других дальних и ближних мест. Бывали здесь и славянские купцы из древнерусских городов, направлявшиеся в Саркел либо в Итиль - торговые и ремесленные центры Хазарии.

За оборонительными стенами укрывался обычный славянский поселок, каких было разбросано на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины многие сотни. Какими мы представляем себе первые поселения славян на берегах Дона и Воронежа? Попробуем перенестись на 1000 лет назад... Жители поселка, купцы и просто путники могли пройти на территорию поселения только через специально сооруженные ворота или въезды. Они устраивались с одной из сторон мыса, на котором располагалось поселение. В крупных городах, правда несколько позже, ворота делались каменными, сооружались над-вратные церкви, а в мелких безымянных городках въезды были гораздо проще. Через рвы перекидывались мосты, которые в случае опасности, как говорит летописец, «переметывали» или «отсекали» (разрушали), а потом вновь восстанавливали.

Многие славянские поселения в бассейне Дона значительны по площади и имели по нескольку десятков жилищ. На территории городища у хутора Титчиха (на горе «Трудень») и сейчас еще видны остатки более ста жилищ. Конечно, не все они существовали одновременно, многие сооружались в связи с ростом населения и образованием новых семей. Некоторые из них по мере разрушения приспосабливались под хозяйственные постройки или просто под свалки мусора и отходов. Они очень интересны для археологов: в них, как правило, много различных находок.

Раскопки показали, что жилища-полуземлянки представляли собой прямоугольные котлованы, углубленные в землю до 1,5 метра, а чаще всего и меньше (рис. 50). Высота их была не менее 2 метров, часть постройки возвышалась над землей. Площадь- 12-16, реже до 25 квадратных метров. Стены котлована обшивали деревом, деревянная конструкция продолжалась и выше, переходя в крышу, которая чаще всего была двухскатной и покрывалась соломой, землей, а иногда обмазывалась глиной, которую слегка обжигали, чтобы не размокла под дождем или снегом (рис.).

Обязательная принадлежность славянского жилища - печь, которая служила и для обогрева дома, и для приготовления пищи. Печи делали из разного материала: камня, глины, глины с камнем, а иногда из материкового останца, который сохраняли при выкапывании котлована постройки. Но какой бы ни была печь, она всегда находилась в одном из углов жилища. Проникнуть в такой «дом» можно было или по ступенькам в стене котлована, или по приставной лесенке. Вход в жилище располагался напротив печи. Дело в том, что полуземлянки отапливались по-черному и дым выходил через дверь. Если бы печь была рядом с входом, то вместе с дымом уходило бы и тепло.

Славянское жилище (реконструкция).

Арабский писатель Ибн-да Русте в своем труде «Книга драгоценностей» писал: «В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна, когда же раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются До самой весны» (Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Ибн-Даста. Издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон. СПб., 1869, с. 33).

О чем писал средневековый писатель? О жилищах? А может быть, о бане? Ведь трудно представить, чтобы в жилом доме раскаленные камни поливали водой и паром обогревались. В таком случае камни должны быть обнаружены если не во всех полуземлянках, то, во всяком случае, во многих из них. А они встречены лишь в единичных случаях. Вероятно, в описании нашли отражение в совокупности и жилое сооружение, и баня, которые, безусловно, были у восточных славян. И в сознании средневекового наблюдателя-иноземца и те, и другие постройки соединились в одно целое. Но в то же время сведения Ибн-да Русте поражают точностью наблюдения и конкретностью описания.

Жить в славянском жилище, вероятно, было не очень просто. Низкая крыша, земляной пол, редко покрывавшийся деревом, дым и копоть, теснота: вместе с людьми зимой находился молодняк скота - таков был повседневный быт славянского населения. Правда, в летнее время становилось легче. Рядом с домом под легким навесом сооружали временные печи из камня, в доме стены очищали от сажи, копоти, осевшей толстым слоем за долгие зимние месяцы, вход в дом был открыт, внутри сухо, светло. Пройдет еще не одно столетие, пока полуземлянки сменятся просторными наземными срубными домами, появятся дымоходы, более удобные печи и многие другие усовершенствования славянского жилища. А до тех пор полуземлянка на протяжении многих веков верой и правдой служила славянам.

Древнейшие поселения

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать «освящённые временем» традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.

Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.

Древнее поселение Березняки. III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть «ульями», их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было «улья». То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую…

В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми «гнёздами», то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений (о нём подробно рассказано в разделе «Мой род – моя крепость»). Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.

Древнее, «гнездовое» поселение. VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения (о том, как это делалось, рассказано в главе «Выбор места для селения»). С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – «родовая» община постепенно превращалась в «соседскую»…

По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-«однодворки». Существовали, однако, и более крупные.

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Поселения кумыков Прежде, чем на Кумыкской равнине появились города, основными поселениями кумыков, как, впрочем, и других народов Дагестана, были селения. Они носили в своём названии привязку к месту расположения. Так, у северных кумыков их названия оканчивались на юрт

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Сельские поселения Если вы станете изучать сельское крестьянское население по поземельным описям XVI в., это население с внешней стороны представится вам в таком виде. Вокруг села с церковью, состоящего из 4-10 крестьянских дворов, редко более, а иногда только из барской

Из книги История русской армии. Том второй автора Зайончковский Андрей Медардович

Военные поселения Цели и задачи создания военных поселений? Отзывы современников о состоянии дел в поселениях? Холерные бунты? Ликвидация Николаем I военных поселений Имя Аракчеева стало особенно ненавистным из-за создания военных поселений. М. А. Фонвизин в своих

автора Фор Поль

Сельские поселения Если виды сельских жилищ представляются нам весьма разнообразными, то и расположение их не менее прихотливо. В Греции, занимавшей некогда обширное географическое пространство, было немало и крупных поселений, и рассеянных по холмам и долам одиноких

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Торговые поселения Если ахейцам не было нужды вновь отправиться на войну или в грабительский поход, некоторые из них мало-помалу оседали в чужих краях, предпочтительнее - в каком-нибудь порту или процветающем городе. Сначала возникало небольшое «отделение торговой

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие поселения в Двуречье Влияние условий географической среды на ход исторического развития народов Двуречья имело весьма относительный характер. Географические условия Двуречья за последние 6–7 тысячелетий почти не изменились.Однако если в настоящее время

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Сельские поселения С конца VIII в. сельское жилище становится выразителем этнической индивидуальности народов Европы. У поморских славян получает распространение тип дома неправильной формы с врезанным в него входом под нависающим портиком, позднее унаследованный

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Из книги Генеральный план «Ост» [Правовые, экономические и пространственные принципы обустройства на Востоке] автора Мейер-Хетлинг Конрад

I. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ Общие положенияОстававшиеся в течение столетий спорными Восточные области окончательно присоединены к Рейху силой немецкого оружия. Отныне первостепенной задачей Рейха становится превращение этих территорий в кратчайший срок в полноценные

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

РАЗБРОСАННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ Подчеркнуто сельский образ жизни галлов объясняет их значительное отставание в урбанизации; также он объясняет природу их жилищ, - разбросанных, иногда до крайности. Особенно у белгов. Две эти характерные черты галльского поселения отмечены

автора Тодд Малькольм

ПОСЕЛЕНИЯ Римлян поражало заметное различие в поселениях германцев и кельтов. В Германии не было больших, похожих на города поселков, которые можно было бы сравнить с оппидумами галлов и кельтов - обитателей Центральной Европы. Еще маловероятнее в этих землях было

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

СКАНДИНАВСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ До сих пор мы рассматривали в основном Нидерланды и северную Германию. Что же происходило в Скандинавии? Письменные источники ничего не говорят о существовавших там условиях, но, к счастью, результаты умелых раскопок в Дании и Швеции дали

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

Военные поселения Помимо представления об идеальном конституционном порядке, Александр имел и два альтернативных варианта общественного устройства, доставшихся в наследство от отца и привлекших его особое внимание после войны с Наполеоном.Первый вариант состоял в

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

Военные поселения Решая проблемы крестьян (в основном, государственных) Александр основывал так называемые военные поселения. Идея не была совершенно новой для России. Казачьи войска традиционно выступали в роли защитников южных границ страны, выполняя те же функции,

Из книги Космическая битва империй. От Пенемюнде до Плесецка автора Славин Станислав Николаевич