О князе данииле александровиче московском. Преподобный благоверный великий князь даниил московский Сила нетленных мощей

Предок московских царей. Занимался созиданием, а не войной. Почитается святым Русской православной церковью.

Детство и юность

В 1261 году в семье Великого князя Киевского и Владимирского Александра Ярославича Невского родился четвертый, младший, сын. Имя младенец получил в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого христиане отмечают 11 декабря, поэтому историки предполагают, что родился княжич в конце осени или начале зимы. Александр Невский умер, когда мальчику было два года.

Княгиня Александра (в некоторых текстах Параскева) Брячиславна родила мужу четверых сыновей - Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила - и дочь Евдокию. После смерти супруга княгиня приняла постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса, заслужив праведной жизнью уважение местных жителей. Опеку над маленьким Даниилом принял его дядя, тверской князь Ярослав.

Евдокию родственники выдали замуж за князя Константина Ростиславича Смоленского, а братья поделили отцовское наследство. Младшему в кормление выделили Московское княжество – на тот момент самое маленькое и бедное, не идущее ни в какое сравнение с Новгородским или Владимирским. Первые семь лет вместо малолетнего князя правил его дядя-опекун Ярослав, а мальчик изучал грамоту, воинское и политическое искусства.


Как рассказывается в житии святого, больше, чем науку управления государством, маленький Даниил любил храм Божий: свободное время он проводил в церкви, слушая хоровое пение и молитвы. В 1272 году Ярослав Ярославич умирает, а одиннадцатилетнему мальчику приходится заступить на правление княжеством и переехать в Москву. Обустройство на новом месте юноша начал с реконструкции Кремля, в частности приказал построить Спасо-Преображенскую церковь.

Правление

Князь Даниил прославился заботой о людях. До приезда юного хозяина в Москву там правили наместники, беспокоившиеся о личном обогащении больше, чем о процветании города. Князь же лично проверил систему налогообложения, объездил окрестные села с проверкой, пообщался со старостами и купцами. Для торговли выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью.


По приказу Даниила устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрестком торговых путей. Вместо деревянных церквей строились каменные, возводились целые комплексы построек: архиерейские дома и укрепленные монастыри. Роль монахов в те неспокойные времена не сводилась только к молитвам за мирян, каменные монастыри были настоящими крепостями, а монахи во время войны брались за оружие.

Любимым детищем князя стал монастырь, получивший название в честь покровителя князя, преподобного Даниила Столпника. Место для Свято-Данилова Спасского (попросту Данилова или Даниловского) монастыря было выбрано не случайно: он стал первым в цепи укрепленных обителей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1296 году правитель приказал построить Богоявленский монастырь, а в 1300 году - каменный архиерейский дом и храм имени и .


Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В биографии князя нет темных эпизодов с братоубийством и коварными интригами. В 1282 году вместе с тверским князем выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения.

С 1283 года поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол. В 1293 году Андрей Городецкий привел на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Тудана (Дюденя). Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город.


Предательский поступок князя Андрея не был забыт братом, и в 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступает против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире.

А вот в 1301 году московский князь продемонстрировал таланты умелого полководца, разгромив под Коломной войска рязанского князя Константина Романовича вместе с его союзниками татарами. Рассеяв татар и захватив Коломну, Даниил Александрович не стал присоединять завоеванные земли к своим владениям и даже не позволил воинам их разграбить. Такое поведение выглядело в глазах современников достойным удивления.


В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский и завещал свои земли дяде Даниилу, которого уважал за разум и благочестие. Унаследовав Переяславское княжество, Даниил Московский не стал переносить столицу в богатый и укрепленный Переяславль, но стал одним из самых влиятельных князей, преумножая богатства Москвы.

Личная жизнь

Имя и происхождение жены князя в сохранившихся первоисточниках не встречается. Однако Петр Владимирович Долгоруков, составлявший «Русскую родословную книгу» в ХIХ веке, записал ее под именем Евдокии Александровны.


О дочерях Даниила также ничего достоверно не известно, потому что истории женщин в ту эпоху редко попадали в летописи. А сыновей у князя было пятеро: Юрий, Александр, Борис, Иван и Афанасий.

Смерть

Достоверно известно, что Даниил Александрович умер в 1303 году от болезни, успев перед кончиной принять монашеский постриг согласно традиции правителей того времени. По поводу места захоронения известны две версии. Одна, изложенная в «Степенной книге» и вошедшая в канонические жития святого, гласит, что князь завещал похоронить его на общем кладбище при Даниловском монастыре, что и было исполнено.


Вторая версия основана на несохранившейся Троицкой летописи, написанной в XIV веке и сгоревшей на пожаре в 1812 году. , работавший с летописью, почерпнул оттуда информацию, что тело захоронили в Соборе святого Архистратига Михаила в Москве. Это же место называет и Лицевой летописный свод .

Как бы то ни было, но в 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь приказал перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке. Произошло это событие 30 августа (12 сентября) и с тех пор ежегодно отмечается церковью.


После революции 1917 года мощи хранились в Троицком соборе. В 1930 году их переместили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Во время борьбы советской власти с религией мощи были утрачены и до сих пор не найдены. Поминают святого 4 (17) марта и в переходящий праздник - день Собора Московских святых. В эти дни в церквях читаются положенные каноны и акафисты.


На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря. К святому обращаются с молитвой об избавлении от ссор и разногласий, его просят о помощи в обретении дома и защите от воров, об успешном исходе судебного процесса, считают покровителем инженерных войск вооруженных сил России.

Память

  • 1547 – поднят вопрос о канонизации, написаны стихиры и канон
  • 1652 – обретение мощей
  • 1791 – канонизация благоверного князя как местночтимого святого
  • 1975 – написан роман Д.М.Балашова «Младший сын»
  • 1983 – возрожден Данилов монастырь в качестве ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви
  • 1988 - учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней
  • 1996 - именем князя названа атомная подводная лодка Северного флота
  • 1997 – установлен памятник в сквере Даниловской площади Москвы
  • 1997 – изображение Даниила Московского и Данилова монастыря появилось на российских марках
  • 1998 – построена православная часовня в сквере на площади Серпуховской Заставы в Москве
  • 2013 – документальный фильм «Миротворец. Святой Даниил Московский»

Святой благоверный князь Даниил Московский


Святой благоверный князь Даниил Московский
родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах – «Бог не в силе, а в правде».

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462–1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 5

Б лагославная похвале и благосветлый венче/ царствующаго града Москвы,/ всеблаженне Данииле, отче наш./ Подвигом бо добрым подвизався,/ богоугодное течение совершил еси,/ всерадостныя некончаемыя жизни сподоблься,/ зриши Господа Бога,/ Емуже молися,/ благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи/ спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

И збранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

Ц еркве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.


17 Марта 2019

Святого Даниила Московского почитают все без исключения православные христиане. Его икона в вашем доме способна стать настоящей защитой для всей семьи от ссор, разногласий и бед.

История иконы

Святой Даниил Московский родился в конце 13 века в городе Владимире. Его отцом был легендарный Александр Невский, окончивший свой земной путь, когда Даниилу исполнилось всего два года. Мальчик рос богобоязненным и послушным ребенком, истово чтившим память своего отца. Когда Даниил достиг подходящего возраста, его поставили на княжение в Московский удел, отличавшийся незавидной судьбой и обилием разбоя.

Удельное княжение Даниила в небольшом тогда городке резко отличалось от политики иных князей. Богобоязненный правитель искренне заботился о подвластных ему землях и живших на них людях, быстро заслужив уважение и любовь простого народа. С помощью дарованной ему мудрости князь значительно расширил свои владения, не прибегая к кровопролитию, и положил начало возвышению Москвы.

Незадолго до своей кончины в 1303 году Даниил Московский принял монашеский постриг и завещал похоронить его на кладбище подле возведенного им Свято-Даниловского монастыря. Его мощи были обретены спустя 300 лет, и тогда же князь был причислен к лику святых, а одним из московских иконописцев был написан его образ.

Где находится образ Даниила Московского

Первоначальный образ святого князя был утерян во время междоусобных войн. Однако чудотворную копию с частицами мощей Даниила Московского и по сей день можно найти в Свято-Даниловском монастыре города Москвы.

Описание святого образа

На иконе Даниила Московского князь изображается в конце своего жизненного пути, после принятия им монашеского пострига. В руках святой держит маленькую церковь — символ возведенного им знаменитого Свято-Даниловского монастыря, являющегося местом паломничества и покоя православных христиан и сегодня.

Это изображение напоминает каждому верующему человеку, что в конце жизненного пути всех нас будут судить по нашим делам и свершениям.

В чем помогает икона

Святой Даниил Московский всей своей жизнью являл пример истинной кротости и добродетели, избегая нападать на своих собратьев ради наживы, но никогда не отступая перед опасностью, грозящей его земле. Существует множество свидетельств того, что искренняя молитва перед иконой святого способна примирить враждующих родственников или друзей за короткий срок. Также святому Даниилу молятся:

  • об обретении собственного дома;
  • о защите имущества от воров и грабителей;
  • об удачном исходе судебного процесса.

Молитва перед образом святого князя Даниила Московского

«Святый благоверный княже Данииле, кротостью, силой и светом своим озаривший град тихий, престольным его поднявший, пред Господом жизнь свою прошедший, истово молю тебя: не отринь от меня взгляд свой, Данииле, услышь мольбу мою и приди, дабы не впала душа моя в тьму греховного отчаяния. О святый княже, избави род и семью мою от междоусобной брани, ссор и ненависти, защити дом мой светом своего благословения и помоги одержать верх над врагами моими, дабы не остаться без крова и запятнанным несправедливым обращением. Святой Данииле, защити и сохрани душу мою в смирении и покаянии, не оставь меня без покрова твоего и укажи путь истинного завета Божьего. Аминь».

День памяти иконы святого князя Даниила — 12 сентября по новому стилю. В это время особую силу имеет молитва, изменяющая жизнь . С ее помощью вы сможете полностью повернуть свою судьбу, избавившись от бремени прошлых прегрешений. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

12.09.2017 05:38

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Сын Александра Невского стал основателем будущего Московского государства. Он накапливал силы Руси. Он возводил храмы и оберегал веру Православную в годы испытаний. Вспомним о нём!

Четвертый, младший сын Александра Невского, отец Ивана Калиты, святой князь Даниил Александрович, был князем Московским 40 лет. Двух лет от роду, по смерти отца получил в удел от отца маленькое незавидное Московское княжество. Старанием своим и служением заложил князь Даниил основание для развития не только своего удела, но дал начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

С ранних лет он показал себя умелым правителем, а повзрослевший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил Московское княжество, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Находя союз с соседними князьями, он никогда не брался за оружие с целью захватить чужие земли. Его истинное нестяжание и братолюбие позволяли избегать кровопролития.

Пытаясь объединиться с братьями, с русскими князьями, он не искал защиты в орде, а оказывал посильное сопротивление татарам и даже разбил войско ордынское в походе на Рязань. Ни разу не проявив вероломства, не захватывая чужой собственности, благоверный князь Даниил не стремился искать себе несправедливых приобретений, не стремился отнимать города у других князей, а вместо этого он попытался превратить свою вотчину в цветущий удел.

Ко времени Даниила относится начало каменного строительства в Москве и расширение границ города. Он украсил Москву многими зданиями и храмами, основал первый московский монастырь, названный Свято-Даниловским, в котором была собрана единственная в то время в Москве библиотека. Он закончил свое земное служение приняв великую схиму и русские митрополиты поддержали в этом Даниила. А вскоре после кончины князя, уже при его сыне Иване Калите, в Москву переехал жить и русский первосвятитель — митрополит Петр, поддержав тем самым стремление московских князей в деле объединения и собирания земель русских вокруг Москвы.

Недолгой была земная жизнь благоверного князя, но и по сей день жив дух миролюбия и единения в стенах Кремля.

Прошли столетия, и как во времена Иоанна III , когда преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам, явив себя юноше из окружения великого князя: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог", так и ныне не оставляет "господин сего места". Важно сегодня, что бы те, кто приходит в Кремль, напитывались сим великим духом не только великой удали, но и кротости и братолюбия. Чтобы величие предков вмещалось в души нынешних правителей во благое созидание, чтобы открытыми были их сердца свету Христовой Веры, во благо народа Российского, во благо земли русской, собранной по крупицам по воле Божьей, мудростью, молитвами и кровью наших предков.

Не малый удел получают те, кто стремится войти в Георгиевский зал по ковровой дорожке. И лишь готовый отречься от личных интересов, смиренный, готовый послужить во славу Божию, за Отчизну, может дерзнуть стать у руля Великой страны.

Пример святого благоверного князя Даниила показал, что в самых непростых условиях, когда брат шел войной на брата, в условиях разобщенности, преобладания мелких удельных интересов, только муж радеющий за истинную справедливость, любовь и веру, решительный, смелый, но в то же время миролюбивый и милосердный, может оставить великое наследство и мощный задел потомкам.

Есть ли сейчас такие личности во власти? Такого масштаба и силы - не вижу, но давайте вспомним слова святого благоверного князя Александра Невского, который, с благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе, как в своей личной жизни, так и в жизни Русской державы, произнёс: "Бог не в силе, а в правде".

Всему свое время, а мы будем молиться Господу, Пресвятой Богородице и просить Святого Благоверного князя Даниила Московского, Святого Благоверного князя Александра Невского о заступничестве, вспоможении и вразумлении.

И еще хочется вспомнить слова Митрополита Московского Платона (+ 1812) в составленном им Житии святого князя: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Александр Никитин

С вятой благоверный князь Московский Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского (+1263; память 23 ноября и 30 августа) и первенцем его второй супруги праведной княгини Вассы.

Родился святой Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, получив при крещении имя в честь преподобного Даниила Столпника, память которого совершается 11 декабря. Впоследствии этот факт получил своеобразную символическую интерпретацию. Дело в том, что 11 декабря - самый короткий (7 часов 1 минута) для Москвы световой день, после которого ночь становится короче, а день прибывает. Это обстоятельство воспринималось как предзнаменование того, что со дней благоверного князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться.

О годах, проведенных Даниилом в отеческом доме, летописи сообщают немного. Известно только, что воспитан он был в благочестии и страхе Божием. В двухлетнем возрасте святой Даниил лишился отца, и уже десятилетним отроком вступил в княжение: по жребию между сыновьями святого Александра Невского ему досталось Московское княжество, в то время маленькое и незначительное.

Святой князь Даниил возобновил разрушенную ханом Батыем (в 1238 г.) деревянную крепостную стену, которой был обнесен Боровицкий холм, тем самым продолжив формирование московского Кремля. Здесь же, на месте, где некогда жил отшельник Вукол, святой князь Даниил воздвиг деревянный храм в честь Преображения Господня - Спас на Бору (в 1330 г. заменен каменным).

За Москвой-рекой, на ее пологом берегу, в 5-ти верстах от Кремля, святой князь Даниил основал (не позднее 1282 г.) первый в Москве мужской монастырь и в нем - деревянную церковь во имя своего Небесного покровителя преподобного Даниила Столпника. Летописи сообщают, что Данилов монастырь содержался при жизни благоверного князя на его собственные средства. Для помощи в ведении монастырского хозяйства князь разместил вокруг несколько крестьянских домов, которые послужили началом Даниловской слободе, старейшему из московских районов.

В 1300 году по повелению благоверного князя Даниила на крутом берегу Москвы-реки (на Крутицах), также в 5-ти верстах от Кремля, был основан храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который освятил епископ из Греции Варлаам, странствовавший тогда по России со святыми мощами. Он поселился в архиерейском доме, устроенном князем рядом с храмом, и потому стал называться епископом Крутицким (не по епархии, которой не имел, а по названию местности).

Все эти замечательные начинания свидетельствуют об особой роли благоверного князя Даниила в возвышении Москвы. С 1147 по 1272 год шесть князей русских, сменяя друг друга, владели Московским княжеством, но лишь с начала правления святого Даниила начинается возвышение стольного града Москвы.

Среди дошедших до нас свидетельств об основополагающей роли князя Даниила как инициатора расширения и укрепления столичного града особо выделяются слова автора его Жития митрополита Платона (1737-1812): «сей-то первоначальный основатель [святой благоверный князь Даниил] положил начало нынешнему величию [Москвы], проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Данииловичу, прозванному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродетелей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую ступень славы и могущества».

В период княжения святого Даниила Московского попущением Божиим Россия вынуждена была признавать над собой власть Золотой Орды. Многие русские князья, пребывавшие в междоусобной вражде, прибегали к помощи ордынских ханов. Благоверный же князь Даниил в течение всего своего 30-летнего правления воздерживался от участия в междоусобных распрях. Своим благочестием, стремлением к миру, кротостью и милосердием, заботой о пользе своих подданных он снискал уважение не только у соседей, в том числе у старших братьев, но и у ордынских ханов.

Если и приходилось князю Даниилу браться за оружие, то лишь для усмирения вражды и установления мира. Когда рязанский князь Константин Романович призвал в помощь одного из татарских ханов и готовился напасть на московские земли, князь Даниил выступил в поход на Рязань.

Разбив татарский отряд (это была первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хотя это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Константина Романовича святой Даниил содержал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира.

Во время страшного татарского набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возможность укрыться у своего любимого племянника - переяславского князя Иоанна.

Сердца своих воинственно настроенных братьев святой Даниил Московский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами к миру и оставлению вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Лк. 6, 27).

Эти высокие его качества побудили общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и достоинство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому.

В 1302 году бездетный князь Переяславля-Залесского Иоанн завещал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которого очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, властолюбивый князь Андрей Александрович, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих наместников. Встреченные возмущением переяславцев, они вынуждены были удалиться.

Присоединение переяславской земли, Коломны и Можайска способствовало дальнейшему укреплению Московского княжества.

4 марта 1303 года, около 42 лет от роду, святой князь Даниил преставился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновьями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впоследствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (князя Новгородского) и Иоанна (великого князя Московского, прозванного Калитой).

В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын - князь Иоанн Калита (1325-1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским, (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.)

Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель.

«Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Иоанна III святой Даниил явился одному придворному юноше, проезжавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну - се убо сам всячески себя утешаеши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках.

При Василии Иоанновиче (сыне Иоанна III) проходил мимо монастырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупредил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить панихиду о благоверном князе Данииле.

При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550- 1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Соборов взамен ветхой деревянной.

30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явившегося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Никоном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благоверного князя оказались нетленными. Впоследствии они были положены в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

Тогда же благоверный Даниил был причислен к лику святых, чтимых Русской Церковью.