Евгений дюринг - биография, фотографии. Евгений дюринг - биография, фотографии Евгений Трубецкой Eugene Trubetskoy

) - немецкий философ, профессор механики, занимался вопросами политэкономии и права. Идеи Дюринга получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Фридриха Энгельса подвергнуть воззрения Дюринга критическому анализу, показавшему их эклектический характер и научную несостоятельность с точки зрения марксизма (см. «Анти-Дюринг »).

Евгений Дюринг
нем. Eugen Dühring
Дата рождения 12 января (1833-01-12 )
Место рождения Берлин
Дата смерти 21 сентября (1921-09-21 ) (88 лет)
Место смерти Новавес, близ Потсдама
Страна Германия
Научная сфера философия , социология , экономика
Место работы Берлинский университет
Альма-матер
  • Кёльнская гимназия [d]

Биография

Философия

Дюринг предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства . Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Дюрингу, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движению Дюринг объясняет при помощи понятия некоей «механической силы», якобы присущей материи. Таким образом, Дюринг стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистической трактовки движения как атрибута материи; время у Дюринга оторвано от пространства и от материи.

Дюринг стал одним из основателей «теории насилия » в отношении происхождения государства .

Социологическая концепция

Социологическая концепция Дюринга основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюрингу, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона , путём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Генри Чарльза Кэри . Он выступал против политической экономии марксизма , материалистической диалектики и научного социализма .

Критика

В самых священных местах науки можно было услышать хриплый, возмущенный лай патологически нездоровых собак, лживость и ярость «благородных» фарисеев. Я ещё раз напоминаю моим читателям, имеющим уши, о том берлинском апостоле мести Евгении Дюринге, который в сегодняшней Германии использует неприличнейшую и отвратительнейшую шумиху о морали. Дюринг - первейший горлопан из тех, кто сегодня есть среди равных ему антисемитов.

Сочинения

  • Der Wert des Lebens, 1865 Digisat - «Ценность жизни» в переводе
Дюринг, Евгений Карл
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Дюркгейм →
Словник : Домиции - Евреинова . Источник: т. XI (1893): Домиции - Евреинова, с. 394-395 ( · индекс )


Дюринг (Евгений Карл Dühring) - известный философ, математик и экономист, род. в 1833 г. в Берлине, где и окончил курс по юридич. факультету. Первоначально Д. поступил в судебное ведомство, но болезнь глаз, приведшая вскоре к совершенной слепоте, заставила его отказаться от службы. Читал в качестве приват-доцента в Берлинском университете лекции по философии и политич. экономии. Одно за другим вышли в свет его соч.: «Der Wert des Lebens» (1866; 4 изд. 1891; русск. перев. Антоновского: «Ценность жизни», в «Русском Богатстве» 1892 г. в отдельно СПб., 1894); «Natürliche Dialektik» (1865); «Kapital und Arbeit» (1865); «Kritische Grundlegung der Volkswirtschaftslehre» (1866); «Die Verkleinerer Careys und die Krisis der Nationalökonomie» (1867). Последние два соч., в которых Д. заявил себя противником буржуазного либерализма, возбудили против него неудовольствие господствовавшей тогда манчестерской партии. Надежды его на профессуру, несмотря на успех его лекций среди студентов, не оправдались. Не нашел он поддержки и в правительстве, хотя весною 1866 года Бисмарк обратился к Дюрингу через Вагенера за указанием мер, которые могли бы быть приняты в пользу рабочего класса (записка Д. по этому вопросу была самовольно напечатана Вагенером, присвоившим себе авторство ее, что дало повод к скандальному процессу, выигранному Д.). Известность Д. упрочилась с появлением его «Kritische Geschichte der Philosophie» (1869; 3 изд. 1878), за которой последовали: «Kritische Geschichte der Nationalökonomie und des Socialismus» (3 изд. 1879); «Cursus der National- u. Sozialökonomie» (3 изд. 1892; рус. перев. СПб., 1893); «Kritische Geschichte der allgemeinen Prinzipien d. Mechanik» (3 изд. 1887; рус. пер. Мараева, М., 1893) - единственный общепризнанный труд Д., увенчанный на конкурсе геттингенским унив., не знавшим имени автора; «Cursus der Philosophie als streng wissenschaftlicher Weltanschauung» (1875). В это же время Д. получил кафедру философии и литературы в высшем женском учебном заведении Victoria Lyceum в Берлине. Но отношения его к профессорам все более и более обострялись. В 1876 г. он был удален из женского лицея, по его предположению - вследствие интриги Гельмгольца, в ущерб которому он восхвалял (в истории механики) заслуги Роберта Майера (Гельмгольц и Майер оспаривали друг у друга честь открытия закона сохранения силы). Разоблачению этой «интриги» посвящена брошюра Д.: «Der Weg zur höhern Berufsbildung der Frauen und die Lehrweise der Universitäten» (2 изд. 1885). Вслед за тем он выпустил 2-е изд. «Критической истории механики», заключавшее в себе прямое обвинение Гельмгольца в плагиате. Это послужило поводом к дисциплинарному производству, и в 1877 г. Д. был удален из университета, несмотря на движение в пользу Д. среди студентов и на протест печати, усматривавшей в походе, предпринятом против Дюринга, посягательство на свободу науки. С тех пор раздражительность и подозрительность Д. достигли крайних пределов; везде он видел происки и подкопы, устраиваемые его врагами - профессорами, евреями и социал-демократами. В своих сочинениях по еврейскому вопросу Д. перенес старый вопрос на новую почву и объявил войну не иудаизму как религии, а евреям как расе. Сюда относятся: «Die Judenfrage als Rassen-Sitten- und Kulturfrage» (4 изд. 1892), «Der Ersatz der Religion durch Volkommeneres» (1883) и «Die Ueberschätzung Lessings und dessen Anwaltschaft für die Juden» (1881). Вообще несправедливость Д. к противникам так же не знает меры, как и его самовосхваление. «Общеупотребительные слова и понятия, - таковы его собственные слова, - бессильны исчерпать всего, что есть нового в моей системе». Он считает себя не только обновителем наук, объединителем истины и жизни, но и мастером слова, между тем как на самом деле его сочинениям часто недостает даже того изящества, которое обусловливается простотой и ясностью выражений. Др. соч. Д.: «Logik und Wissenschaftstheorie» (1878), в состав которого вошло его прежнее соч. о диалектике; «Die Grosse der modernen Litteratur» (вып. I, 1892), представляющее обработку его лекций о Вольтере, Гете и др.; написанные в сотрудничестве с его сыном Ульрихом «Neue Grundgesetze zur rationellen Physik und Chemie» (1878-86) и «Neue Grundmittel zur Analysis, Algebra etc.» (1884).

Свою систему Д. назвал философией действительности. Как высшая форма сознания о мире и жизни, философское сознание, по учению Д., должно стать настроением, руководящим и облагораживающим естественные влечения воли как в индивидуальной, так и в общественной жизни. Решительно отвергая критицизм, Д. утверждает, что наш разум способен понять всю действительность. Философия Д. делится на 3 части: 1) учение об основных формах (схемах) всякого бытия, 2) учение о началах природы и 3) учение о человеке; последнее есть только особый отдел второго, но оно выделяется ввиду высокой важности социального мира. Учение об основных формах всякого бытия обнимает у Д. и логику, так как основные положения и главные формы последней имеют полную силу в приложении ко всякой действительности. Законы мышления являются, по Д., в то же время законами действительности: мышление признается тождественным с бытием. Общий склад мировоззрения Д. - оптимистический. Центр тяжести его системы заключается в учении об обществе, которое должно опираться на этику. Нравственность, которая, будучи проявлением воли, мыслима лишь в отношениях личностей между собою, покоится на принципе равноценности соприкасающихся воль. Обязанности по отношению к самому себе сводятся Д. к правилам воспитания благороднейшей человечности. Сострадание является самостоятельным принципом: сама природа устроила так, чтобы чужое страдание болезненно отзывалось в нашем собственном чувстве. Д. не отрицает существования зла и злых людей; но с этим следует бороться, а не мудрствовать над этим. Способность к наслаждению жизнью требует гармонического развития и возможного повышения по естественной лестнице потребностей. Удовлетворяя низшую ступень, мы освобождаем жизненную энергию для поднятия на следующую, причем наилучшим средством для пробуждения энергии служит труд, т. е. преодоление естественных препятствий на пути к цели жизни. Опровергая пессимизм Шопенгауера, Д. придает особое значение закону умственных перемен или перехода одних психических состояний в другие как условию всякого продолжительного чувства; в страдании он видит conditio sine qua non наслаждения. Неприятное в жизни представляет к тому же драгоценный и необходимый стимул для достижения счастья. Счастье вполне доступно, так как все зло проистекает от социальных условий, которые мы властны изменить. Автономия личности неосуществима в наших колоссальных государственных конгломератах. Небольшие социальные группы, возникшие путем свободного договора, должны быть основными единицами общественности. Эти основные группы соединяются друг с другом также на основании договора, сообразно с потребностями обмена и др. отношениями. Экономические отношения должны покоиться на начале равноценности сил, приложенных ко всякому труду в равное время. Такова социалитарная теория Д. (как он сам ее называет в отличие от социалистики - учения ненавистных ему социал-демократов). Осуществить этот идеал бессильна одна лишь политич. и социальная техника. Истинной основой того или другого общественного строя Д. считает природу и стремления индивидуального духа, выдвигая при этом значение национальности: «чем более способна данная национальность развить хорошие социалитарные отношения, тем более она будет в состоянии создать и духовную основу этих отношений». Что же касается объяснения явлений существующего экономического строя, то Д. горячо, но безуспешно пропагандировал в Германии идеи Кэри (см.), которого называл «социальным Коперником». - О его автобиографии («Sache, Leben und Feinde», 1882), в которой затронуто много вопросов современной общественности, см. «Вестник Европы» 1882 г. № 12. Ср. Vaihinger, «Hartmann, D. und Lange» (1876); Козлов, «Философия действительности. Изложение системы Д. с критич. обзором» (Киев, 1878); Druskowitz, «Eugen D.» (1888); Döll, «Eng. D.» (1892 - восторженный панегирик Д.).

(1921-09-21 ) (88 лет)

Биография

Философия

Дюринг предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства . Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Дюрингу, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движению Дюринг объясняет при помощи понятия некоей «механической силы», якобы присущей материи. Таким образом, Дюринг стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистической трактовки движения как атрибута материи; время у Дюринга оторвано от пространства и от материи.

Дюринг стал одним из основателей «теории насилия » в отношении происхождения государства .

Социологическая концепция

Социологическая концепция Дюринга основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюрингу, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона , путём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Генри Чарльза Кэри . Он выступал против политической экономии марксизма , материалистической диалектики и научного социализма .

Критика

В самых священных местах науки можно было услышать хриплый, возмущенный лай патологически нездоровых собак, лживость и ярость «благородных» фарисеев. Я еще раз напоминаю моим читателям, имеющим уши, о том берлинском апостоле мести Евгении Дюринге, который в сегодняшней Германии использует неприличнейшую и отвратительнейшую шумиху о морали. Дюринг - первейший горлопан из тех, кто сегодня есть среди равных ему антисемитов

Сочинения

  • Der Wert des Lebens, 1865 Digisat - «Ценность жизни» в переводе Ю. М. Антоновского //«Русское Богатство» № 4-12. 1892
  • Natürliche Dialektik, В., 1865; Cürsus der Philosophie…, Lpz., 1875
  • Logik und Wissenschaftstheorie, 2 Aufl., Lpz., 1905
  • Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik, 2 Aufl., Lpz., 1877
  • Еврейский вопрос, как вопрос о расовом характере и о его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру. Перевод 5-го издания, Москва, 1906.

Запрет на распространение в РФ

На основании решения Мещанского районного суда г. Москвы от 03.12.2008 книга «Еврейский вопрос как вопрос о расовом характере и его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру» внесена в Федеральный список экстремистских материалов под номерами и 3329.

Напишите отзыв о статье "Дюринг, Евгений"

Примечания

Источники

  • Большая советская энциклопедия

Отрывок, характеризующий Дюринг, Евгений

– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.
– Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились.
– Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он.
В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.
Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости.
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.

Немецкий механик и философ, в 1862 году ослеп.

«Жизнь Дюринга сложилась трагически: в 30 лет он ослеп, а в 44 года был, в дисциплинарном порядке, исключён из числа приват-доцентов Берлинского университета, по-видимому, за бестактную полемику с академическими кругами. Обуреваемый жаждой мщения, Дюринг призывает к искоренению врагов человечества, к которым относятся, по его мнению, профессора, социал-демократы и евреи».

Окунев Ю., Письма близким из XX века, СПб, «Искусство России», 2002 г., с. 598.

В 1865 году Евгений Дюринг выпустил надиктованную им книгу: Ценность жизни / Der Wert des Lebens im Sinne einer heroischen Lebensauffassung.

«Дюринг не любил книг; он никогда не был кабинетным учёным, а тем более буквоедом. На слово и на книгу Дюринг смотрел только как на средство и придавал им сравнительно самостоятельное значение лишь тогда, когда видел там прочное основание для дальнейшего творчества человеческого духа. Этому соответствует и понимание Дюрингом науки. Как мыслитель и исследователь и вместе с тем представитель точной науки более, чем в одной области, он прежде всего враг всякой мёртвой учёности, всякой мёртвой науки. Бессистемное собирание и накопление научного материала представляется ему нецелесообразным.
Он хотел бы возбудить в людях нечто иное, чем труд собирания простого материала. Огромная сила стремления к жизни, мощь мысли и чувства, словом, порыв к преобразованиям и творчеству, к улучшению социальных условий - вот что требует вызвать к жизни Дюринг. Он не придерживался мнения, что книги везде должны быть главным источником, для истинного мыслителя они имеют значение лишь второстепенное.
Первое место принадлежит непосредственному опыту, фактам. И, действительно, в этом отношении слепой Дюринг видел больше, чем многие зрячие. Его знание людей вытекает из общения, а не из книг.
Знание человеческого характера всюду помогает ему, все равно, идёт ли речь об оценке политики и партии, или ученых и их книг. Не только дипломаты, говорит Дюринг, нуждаются в знании людей, но и в сфере научной и нравственной только тогда можно лучше и быстрее ориентироваться, если хорошо известны окружающие люди и отношения.
Когда Дюринг написал своё первое сочинение, ему было тридцать лет, но ещё раньше он много работал. Основное содержание всего, что позднее изложено в сочинениях, он давно уже носил в своём сердце и голове. Многое обдумывал раньше, чем приступить к написанию, не говоря уже об обнародовании. Этим, например, объяснятся, что «Естественная диалектика» была написана вся от начала до конца в утренние часы, в течение шести недель. «Die Verkleinerer Carey"s» появилась за три недели, а увенчанная премией Бенеке книга по истории механики была продиктована, причём ни в рукописи, ни в корректуре не было ни одного исправления. Это поразительно быстрое творчество объясняется только тем, что прежде чем быть написанными, произведения Дюринга были тщательно обдуманы.
Нравственно-реформаторская деятельность Дюринга отражена в книге «Ценность жизни». Эта книга принадлежит к первым по времени сочинениям Дюринга, в ней отчаянию, пресыщенности и пессимизму, а также и той разновидности ложного оптимизма, которая видит все в подкрашенном освещении, противопоставляется точное понимание жизни и серьезное отношение к бытию. Духовной нищете, внедрившейся в нашу жизнь, Дюринг в образе беспристрастной оценки жизни противопоставляет бодрость духа и удовлетворение нормальным существованием. Это понимание он осуществил сначала в своей собственной жизни, испытал на себе его значение, а затем уже обнародовал идеи, которые могут, по его мнению, служить средством к спасению от жизневраждебных влияний».

Эмиль Дкель, Предисловие к книге: Евгений Дюринг, Ценность жизни, Минск, «Харвест»; М., «Аст», 2000 г., с. 5-6.

«Полемика с «незначительным противником» позволила Энгельсу систематически изложить марксистские взгляды, основанные на последовательном проведении линии материализма и диалектики при решении проблем бытия и познания природы, общества и человека. В книге три отдела: философия, политическая экономия, социализм. Им предпослано введение, посвящённое истории возникновения научного социализма. Прежде всего Энгельс отмечает ущербность метода, используемого Дюрингом, – метода мысленного конструирования действительности из априорно принятых принципов. Выведение действительности из понятия Энгельс называет идеологией, противостоящей науке, для которой принципиален результат, а не исходный пункт исследования».

Келле В.Ж., «Анти-Дюринг», Новая философская энциклопедия в 4-х томах, Том 1, А-Д, М., «Мысль», 2000 г., с.115.

«В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине XIX ввека в деятельности представителей первого позитивизма. В это же время Евгением Дюрингом был впервые предложен термин «философия науки».

Гришунин С.И., Философия науки: основные концепции и проблемы, М., «Урсс», 2009 г., с. 5.

Евгений Дюринг – ученик Людвига Фейербаха и критик идей Карла Маркса .

В СССР Евгений Дюринг был известен, как объект критики и насмешек Фридриха Энгельса , опубликовавшего в 1878 году книгу: Анти-Дюринг. Студенты в СССР, по обычаю того времени, не читали работ самого Евгения Дюринга, а только критику его идей. Подобные явления закономерно повлияли на возникновение советских штампов в стиле: «Я Пастернака не читал, но осуждаю…»

ДЮРИНГ

ДЮРИНГ

(Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, - 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама) , нем. ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку построить систему «философии действительности», которая утверждала бы новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизич. материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о высших, или последних, истинах. Мир, по Д., не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало абс. покоя. Переход от покоя к движению Д. объясняет при помощи понятий некоей «механич. силы», якобы присущей материи. Т. о. , Д. стремился избежать идеи перводвигателя и одновременно отойти от материалистич. трактовки движения как атрибута материи. Время у Д. оторвано от пространства и материи.

Социологич. Д. основана на идеалистич. воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является . Насилие рассматривается Д. безотносительно к эко-номич. структуре общества, существованию классов, социального неравенства. Социалистич. преобразование общества, по Д., должно исключать революц. переворот и идти в духе мелкобурж. социализма Пру-дона, путём кооперирования мелких производителей. Он выступал против политэкономии марксизма, материалистич. и науч. социализма. Идеи Д. получили некоторое распространение в среде нем. с.-д-тии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Д. критич. анализу, показавшему их эклектич. и науч. несостоятельность (см. «Анти-Дюринг») .

Naturliche Dialektik, В., 1865 ; Cursus der Philosophie..., pz., 1875 ; Logik und Wissenschaftstheorie, Lpz. , 19052; в рус. пер.- Ценность жизни, СПБ , 1894.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ДЮРИНГ

(Dühring)

Евгений ( . 12 янв. 1833, Берлин – . 21 сент. 1921, Новавес, близ Берлина) – нем. философ и экономист; умеренный материалист. Признавал силы и специфического жизненного принципа, и мысль рассматривал как простые состояния возбуждения материи. Исходя из свойств числа, Дюринг утверждал Вселенной в пространстве и конечность мирового процесса во времени; делимость материи также должна иметь предел. Поскольку Вселенная и однажды начались, они всегда могут начаться вновь. Осн. произв.: «Der Wert des Lebens im Sinne einer heroischen Lebensauffassung», 1865; «Kritische Grundlegung der Volkswirtschaftslehre», 1866; «Kritische Geschichte der Philosophie», 1869; «Kritische Geschichte der allgemeinen Prinzipien der Mechanik», 1873; «Kursus der Philosophie», 1875; «Logik und Wissenschaftstheorie», 1878; «Die Judenfrage», 1881; «Sachen, Leben und Feinde», 1882; «Der Ersatz der Religion durch Vollkommeneres», 1883; «Wirklichkeitsphilosophie», 1895.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ДЮРИНГ

(Dühring), Евгений (1833–1921) – нем. философ, экономист, правовед, колеблющийся между метафизич. материализмом и позитивизмом в духе О. Конта. Нек-рое (1863–77) был приват-доцентом Берлинского ун-та. Его выступление в защиту приоритета Р. Майера в открытии закона превращения энергии против Гельмгольца, оспаривавшего этот приоритет, выступления в защиту прав женщин, а также явились причиной увольнения из ун-та. В 70-х гг. 19 в. Д. объявил себя социальным реформатором, выступил против науч. социализма Маркса и Энгельса, пытаясь противопоставить ему идеалистич. истории. В своих представлениях о будущем обществе Д. склонялся к анархизму. Д. не понимал социалыю-экономич. корней религии. Он считал, что в будущем обществе должна быть запрещена. Д. оказал нек-рое влияние на неустойчивых, недостаточно теоретически подготовленных членов герм. с.-д. партии, в связи с чем Энгельс выступил с детальной, всесторонней критикой его филос., политич. и социологич. воззрений в своей знаменитой книге "Анти-Дюринг". В ранней работе "Естественная " ("Natürliche Dialektik", 1865) Д. пытался сочетать материалистич. понимание природы с кантианством. Так, он утверждал, что понятие бесконечности возникает из внутренне (имманентно) присущей мышлению , в действительности же все существующее подчиняется закону определ. количества. Вместе с тем в этой же работе Д. отстаивает материалистич. положение о связи мышления с бытием, утверждая, что законы логики выражают объективные отношения между вещами. В своих последующих филос. работах – "Курс философии" ("Cursus der Philosophie...", 1875), "Логика и " ("Logik und Wissenschaitstheorie", 1878, 2 изд., 1905) Д. подвергает критике и пытается сочетать с позитивизмом. Однако он не преодолевает кантианства, что сказывается в его понимании задачи философии – выведение наиболее общих принципов бытия и познания из чистого мышления. Сводя философии к разработке априористической "мировой схематики", Д. возрождает исторически изжившее себя философии положит. наукам. Претендуя на материалистич. положения о единстве мира, Д. выводит его из априористич. тезиса о всеохватывающем характере бытия, утверждая, что всего многообразия явлений природы заключается в их существовании. Бесконечность Вселенной Д. истолковывает чисто этимологически, т.е. как , не имеющее конца, но имеющее начало. Однако признание начала мира во времени означает фактич. отказ от материализма, что проявляется далее в допущении первоначального, самому себе равного состояния мира, переход к-рого в состояние движения не может быть научно объяснен с этих метафизически-механистич. позиций, предполагающих наличие внешнего толчка, т.о. бога. Правда, Д. отказывается от признания божеств. первотолчка, допуская первоначальное "единство материи и механической силы", но и это механистич. не спасает его философию от идеалистич. выводов. Допущение самому себе равного первоначального вневременного состояния мира приводит Д. к идеалистич. выводу о возникновении времени благодаря движению. Время отрывается от пространства и от материи. В теории познания Д. абсолютно противопоставляет истину и , утверждая, что "подлинные истины вообще неизменны..." (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 80). Отрицая диалектич. противоречий, Д. допускает лишь противоположно направленных сил. Законы диалектики Д. изображает в виде надуманных логич. конструкций, извне налагаемых на явления. На деле же, как показал Энгельс, не законы диалектики, а принципы, выдвигаемые Д., носят , идеалистич. характер.

В социологии Д. исходит из "робинзонады" – ненауч. представления об отд. изолированно взятых индивидах, к-рые вступают друг с другом в различные отношения, объясняемые с помощью т.н. "теории насилия". В этике Д. проповедует вечные, неизменные, вневременные принципы нравственности в духе Канта. Теория права Д. также носит идеалистич., спекулятивный характер; она исходит из абстрактного представления о произволе индивидов и из столь же абстрактной концепции насилия, игнорирующей его реальные экономич. и политич. предпосылки.

Наиболее значит. произведением Д. является "Критическая всеобщих принципов механики" ("Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik", 1873, 2 изд., 1877). Однако и в ней обнаруживается характерное для Д. колебание между материализмом и идеализмом. Эта работа Д. оказала нек-рое влияние на позитивистского релятивизма и "физического" идеализма.

В 1924 в Германии был создан "Дюринговский союз", пропагандировавший его труды и идеи.

Соч.: Kritische Geschichte der Philosophie von ihren Anfängen bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Lpz., 1878; в рус. пер. Ценность жизни, СПБ, 1894.

Лит.: Энгельс Φ., Анти-Дюринг, M., 1957; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, M., 1953; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд. т. 14; Ρойтман Д., Евгений Дюринг как литературный критик..., СПБ, 1899; Vaihinger H.. Hartmann, Dühring und Lange, Iserlohn, 1876; Döll Ε., Eugen Dühring, Lpz., 1893

Т. Ойзерман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ДЮРИНГ" в других словарях:

    Дюринг, Евгений Евгений Дюринг Eugen Dühring Дата рождения: 12 января 1833(1833 01 12) Место рождения: Берлин Дата смерти: 21 … Википедия

    - (During) Евгений (1833 1921) немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: ‘Курс философии’ (1875), ‘Критическая история национальной экономии и социализма’ (1875), ‘Логика и теория науки’ (1878), ‘Еврейский вопрос’ (1881),… … История Философии: Энциклопедия

    - (During) Евгений (1833 1921) немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878), «Еврейский вопрос» (1881),… … Новейший философский словарь

    ДЮРИНГ - ДЮРИНГ, Луис (Louis Adolphus Duh ring, 1845 1913), выдающийся американский дерматолог. С 1876 г. профессор и директор дерматологическ. клиники Пенсильванского ун та в Филадельфии. Из работ Д. особенно следует отметить описанный им в 1884 г.… … Большая медицинская энциклопедия

    - (Dühring), Карл Евгений (12.I.1833 21.IX.1921) нем. философ и экономист. В 1863 77 приват доцент Берлинского ун та. Был уволен за резкую критику университетских порядков. Филос. взгляды Д. являлись эклектической смесью мета физич. материализма,… … Советская историческая энциклопедия

    - (Dühring) Евгений (12.1.1833, Берлин, 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват доцент Берлинского университета (1863 77).… … Большая советская энциклопедия