Инженерно геодезические изыскания для проектирования линейных объектов. Изыскания трасс линейных сооружений. Инженерно-геодезические изыскания для строительства линейных сооружений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1.Трассирование линейных сооружений

2.Геодезические работы при проектировании линейных коммуникаций

3.Геодезические работы при прокладке трасс линейных сооружений

Заключение

Список литературы

Введение

Основной задачей проектирования линейных сооружений является выбор оптимального положения линии трассы на местности. Выбранный вариант должен предусматривать сбалансированность объемов земляных работ, хорошо вписываться в окружающую ситуацию, обеспечивая наименьшие нарушения окружающей среды. Основная часть этих задач решается при камеральном (карта, план) и полевом трассировании. Любая трасса любого сооружения, предварительно на основании заказа проектируется на картах или планах соответствующими специализированными предприятиями.

Заказчиком работ выдается начало, конец трассы и др. нормативные документы. На основании исходных данных проектные предприятия на карте мелкого масштаба выполняют камеральное трассирование дороги, т. е. намечают наиболее целесообразное ее направление.

1.Трассирование линейных сооружений

Вытянутые искусственные сооружения называются линейными, например, линии электропередачи, связи, трубопроводы (водопровод, газопровод, канализация и др.), каналы, дороги (автомобильные, железные).

Ось линейного сооружения, обозначенная на карте (плане, фотоснимке) или на местности, называется трассой.

Характерными точками трассы являются:

Начало трассы (Я. тр.) - начальная точка трассы;

Вершины углов поворота (ВУ) - точки, в которых трасса меняет направление. Угол, на который трасса отклоняется от продолжения предыдущего (старого, заднего) направления, есть угол поворота трассы <р: правый (Рф если трасса поворачивает вправо, и левый <рле„ если трасса поворачивает влево;

Конец трассы (К. тр.) - конечная точка трассы.

Магистральный ход - это теодолитный ход, проложенный по трассе

через вершины углов ВУ.

Целью инженерно-геодезических изысканий для линейных сооружений является определение на местности оси будущего сооружения.

Процесс отыскания на карте или на местности наиболее целесообразного положения трассы называется трассированием. Различают камеральное трассирование (трасса намечается по картам, планам, фотоснимкам) и полевое (трасса укладывается непосредственно на местности).

Трассирование (как полевое, так и камеральное) выполняется двумя способами:

По заданному уклону /, когда основное внимание уделяется обеспечению допустимых уклонов (каналы, самотечные трубопроводы, железные и автомобильные дороги);

По заданному направлению, когда основное внимание уделяется наиболее короткой, экономически выгодной трассе (напорные трубопроводы, линии электропередачи и связи и др.)

Камеральное трассирование по заданному уклону / заключается в том, что на топографической карте (плане) масштаба М ~ 1: т с высотой сечения рельефа Н строят ломаную линию, последовательно засекая от начального до конечного пункта соседние горизонтали циркулем, раствор которого соответствует заложению а с заданным уклоном.

В результате получают несколько вариантов трассы (соседняя горизонталь может засекаться циркулем в двух местах), из которых выбирается наиболее приемлемый.

Полевое трассирование с заданным уклоном / выполняется при помощи теодолита в таком порядке:

в начальной точке трассы устанавливают теодолит и измеряют его высоту;

на вертикальном круге теодолита устанавливают отсчет, соответствующий уклону, при этом учитывается место нуля;

в направлении трассы отыскивают такую точку местности, на которой отсчет по рейке средней нитью равен высоте инструмента;

трассу автодороги располагают как можно ближе к найденным точкам.

2.Геодезические работы при проектировании линейных коммуникаций

Для составления проекта необходимо знать точное расположение будущей трассы на местности, иметь ее профиль, знать геологические и гидрологические условия по трассе, особенно на неблагоприятных участках (овраги, карсты, оползни, болота). Кроме того, надо выявить и изучить места для добычи строительных материалов - песка, гравия, камня. Все эти сведения и материалы получают в результате инженерных изысканий дороги.

Составление технического проекта начинают с камеральных работ: для проектирования используют топографические карты:

Масштабов 1:10 000 - 1:25 000 - в равнинных районах;

1:5000 - 1:10 000 - в холмистой местности;

1:2000 - в горной местности.

На карте выбирают наилучшее положение трассы, выполняют подсчет объема земляных работ по насыпям и выемкам. Путем полевого обследования камеральный вариант уточняется и производится окончательная укладка отдельных ее участков на местности.

При перенесении проекта трассы с плана или карты в натуру выполняют следующие геодезические работы:

Детальная рекогносцировка местности;

Определение в натуре положения углов поворота трассы;

Вешение линий;

Измерение углов и сторон хода;

Разбивка пикетажа и поперечников;

Нивелирование, закрепление трассы;

Крупномасштабная съемка переходов, пересечений, примыканий, мест со сложным рельефом.

Одновременно выполняют детальные инженерно-геологические, гидрометрические, почвенные обследования трассы, детальную разведку карьеров строительных материалов.

На основании подробных полевых изысканий составляют проект трассы, состоящий из рабочих чертежей, пояснительной записки с обоснованиями, расчетами, ведомостями объемов работ, документами согласований, геодезическими данными и других смет.

Данные разбивки заносят в пикетажную книжку (трасса шириной 20-40 м). В пикетажном журнале фиксируют вершины углов поворота оси трассы, измеренные значения углов и элементы кривых по трассе.

Рис. 1. Разбивка трассы, углов поворота, пикетажа

3.Геодезические работы при прокладке трасс линейных сооружений

Основная задача при, проектировании сооружений линейного типа независимо от их назначения сводится к определению на местности положения оси сооружения (трассы) в плане и по высоте. Проектирование протяженных инженерных сооружений, таких как автомобильные дороги, выполняется в несколько этапов. Любая трасса любого сооружения, предварительно на основании заказа проектируется на картах или планах соответствующими специализированными предприятиями. Заказчиком работ выдается начало, конец трассы и др. нормативные документы.

На основании исходных данных проектные предприятия на карте мелкого масштаба выполняют камеральное трассирование дороги, т. е. намечают в первом приближении наиболее целесообразное ее направление. Затем возможные варианты трассы изучают на планах более крупного масштаба (1: 5000 - 1: 10 000) и выбирают оптимальный вариант.

Обычно трассу приходится проектировать, обходя различные препятствия - жилые кварталы и ценные земли, болота, обеспечивая мостовой переход в наиболее узком месте реки, уменьшая уклон дороги и т. п. В процессе полевого трассирования утвержденный вариант переносится на местность по координатам вершин углов поворота или по данным их привязки к местным предметам. В архитектурных службах или других ведомственных организациях определяются геодезические пункты находящиеся вблизи трассы, если таких пунктов недостаточно вдоль примерной оси будущей трассы параллельно прокладывается полигонометрический ход.

До начала разбивки пикетажа на трассе, после того как вынесены вершины углов поворота трассы выполняются полевые работы, связанные с проложением по данным вершинам теодолитного хода соответствующего разряда. Расстояния измеряются мерными лентами или рулетками в лучшем случае светодальномерами. Углы измеряются теодолитами технической точности. В настоящее время в геодезическом производстве широкое применение находят электронные тахеометры. Это комплекс, составленный из геодезических приборов: теодолита, светодальномера, вспомогательного оборудования и накопителя базы данных.

Далее вдоль трассы разбивают пикетаж, для чего от ее начального пункта, называемого - нулевым пикетом, последовательно откладывают отрезки по 100 м. Концы каждого из них закрепляют деревянными кольями - пикетами, сокращенно обозначаемыми ПК0, ПК1, ПК2 и т. д. При таком обозначении номер пикета указывает расстояние в сотнях метров от начала трассы. Кроме того, кольями закрепляются перегибы скатов, пересечения трассы с реками, дорогами, подземными и наземными коммуникациями. Положение каждой из таких точек, называемых плюсовыми, - определяется ее расстоянием от ближайшего младшего пикета.

Для обеспечения плавного движения транспорта в местах поворота трассы ее смежные прямые участки сопрягаются кривыми., чаще всего дугами окружностей определенного радиуса. Чтобы разбить круговую кривую, достаточно определить на местности положения ее трех главных точек: начала кривой (НК), конца кривой (КК),и середины кривой (СК). Для этой цели выполняют расчет их пикетажных обозначений. Исходными для расчета являются: положение вершины угла поворота трассы, радиус закругления R и величина угла поворота альфа. По радиусу и углу поворота трассы, пользуясь таблицами или специальными формулами для разбивки кривых находят значения тангенса Т, кривой К, биссектрисы Б и домера Д. Правильность вычисленных по таблицам элементов контролируется формулой Д = 2Т - К. По значениям Т, К, Д и Б производят расчет пикетажных обозначений начала и конца кривой.

ПКНК = ПКВУ - Т

ПККК = ПКВУ + Т -Д

ПККК = ПКНК + К

Р = ПКНК(последующий) - ПККК(предыдущий),

где Р - прямая вставка (прямой отрезок на трассе).

Пикетажное положение вершин трассы производится по формуле: ПКВУi+1=ПКВУi + S - D.

При проходе, трассы по косогору с поперечным уклоном более 0,2 на местности разбиваются перпендикулярные к трассе линии - поперечники. Длины поперечников зависят от ширины дороги. Одновременно с разбивкой пикетажа и кривых ведется съемка ситуации прилегающей к трассе местности в полосе шириной по 200 м с каждой стороны трассы. Результаты съемки заносятся в пикетажный журнал (см. рис), в котором трасса изображается условно в выпрямленном виде, а углы поворота указываются стрелками. Пикетажный журнал ведется в крупном масштабе, например 1: 2000. В случае сложной ситуации и рельефа с большим количеством плюсовых точек применяют более крупный масштаб; для местности с однообразной ситуацией и слабо выраженным рельефом масштаб пикетажного журнала уменьшают.

На завершающем этапе изысканий производится техническое нивелирование трассы в прямом и обратном направлениях. В прямом ходе нивелируются пикеты, плюсовые точки, главные точки кривой и поперечники; в обратном ходе - только пикеты. Нивелир устанавливают посередине между пикетами и берут отсчеты по черной и, красной сторонам реек, стоящих на пикетах. Плюсовые точки, ось и концы поперечника, а также главные точки кривой нивелируют, отсчитывая только по черной стороне рейки. При нивелировании крутых скатов, когда невозможно сделать отсчеты по установленным на пикетах рейкам используют плюсовые точки либо выбирают одну или несколько вспомогательных точек, называемых иксовыми, и с их помощью передают отметку с заднего пикета на передний.

Необходимым условием полевого трассирования является привязка трассы к реперам государственного нивелирования. Допустимая невязка в превышениях (в мм) вычисляется по формуле мм, где 1. - длина трассы в км. По данным нивелирного и пикетажного журналов составляется - продольный профиль трассы.

Установление положения автодороги в продольном профиле по отношению к поверхности земли производится при выполнении ряда технических условий, главным из которых является соблюдение продольного уклона. Требованию обеспечения устойчивости земляного полотна, удобства поверхностного водоотвода и защиты дороги от снежных и песчаных наносов лучше всего отвечает ее расположение в насыпи. Однако в пересеченной местности для уменьшения продольных уклонов дорогу проектируют по секущей, срезая возвышенные места рельефа. В этом случае проектная линия наносится под условием нулевого баланса земляных работ, т.е. примерной компенсации объемов насыпей и выемок. Разности между проектными отметками земли по оси дороги называют рабочими отметками.

В настоящее время с развитием аэрофотосъемки и методов ее обработки сроки изыскательских работ сокращаются в 2 - 3 раза. Такое повышение эффективности изысканий обеспечивается заменой полевого трассирования на первой стадии проектирования камеральным трассированием по аэроснимкам на стереоприборах. Используя пространственное изображение местности, на снимках стереопары намечают положение основных пунктов трассы, разбивают пикетаж, кривые, поперечники и определяют отметки всех точек трассы фотограмметрическим нивелированием.

трасса линейный сооружение геодезический

Заключение

При проектировании автомобильных и железных дорог основное внимание уделяется обеспечению плавного и безопасного движения с заданной предельной скоростью. Поэтому уклон проектной линии не должен превышать предельной величины, а радиус вертикальной кривой быть меньше допускаемого.

При проектировании подземных трубопроводов уклон профиля должен обеспечить движение жидкости в трубах с определенной скоростью.

Широкие перспективы улучшения качества проектирования линейных сооружений и сокращения его сроков является внедрение компьютерной техники, которое обеспечивает необходимую точность, скорость вычислений и автоматизацию процесса.

Список литературы

Ганыиин В. Н., Реполов И. М. Геодезические работы при строительстве подкрановых путей. М.: Недра, 2000.

Геодезические разбивочные работы / Н. Г. Видуев, П. И. Баран, С. П. Войтенко и др. М.: Недра, 2003.

Глотов Г. Ф. Геодезия: Учебник для техникумов. М.: Строй-издат, 2009.

Григоренко А, Г., Сердюков В. М., Чмчян Т. Т. Геодезическое обслуживание строительно-монтажных работ. Киев: Будивельник 2003.

Зацаринный А. В. Автоматизация высокоточных инженерно-геодезических измерений. М: Недра, 2006.

Измерение вертикальных смещений сооружений и анализ устойчивости реперов / В. Н. Ганыиин. А. Ф. Сторожепко, А. Г. Ильин и др. М.: Недра, 2001.

Инженерная геодезия. М.: Недра, 2008.

Инженерная геодезия в строительстве/Под ред. О. С. Разумова. М.: Высшая школа, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности формирования земельных участков при строительстве линейных сооружений. Роль и значение геодезических измерений в кадастровой деятельности. Особенности проведения геодезических и кадастровых работ при строительстве дорожных сооружений.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2018

    Выполнение геодезических работ для строительства площадных и линейных сооружений. Планировка участка под горизонтальную плоскость. Составление топографического плана участка и картограммы земляных масс. Обработка журнала тригонометрического нивелирования.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2014

    Физико-географический анализ района работ. Инженерно-геодезические изыскания в сложно-пересеченной местности. Создание опорной сети, съемочного обоснования. Топографическая съемка оползневых участков. Камеральная обработка результатов полевых работ.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2016

    Природные условия Большого Сочи. Исследование специфики прокладки линейных сооружений в районе Большого Сочи с учетом особенностей геологического строения и рельефа, климата и комплексной антропогенной нагрузки в зоне функционирования этих сооружений.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2013

    Характеристика геодезических работ при строительстве промышленных сооружений на примере газопровода. Виды геодезических работ при строительстве и эксплуатации объектов. Технология инженерно-геодезических изысканий строительства нового газопровода.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Поверки теодолитов, точных нивелиров. Компарирование мерных лент и рулеток. Создание высотного, планового и тахеометрического съемочного обоснования. Трассирование линейных сооружений. Нивелирование поверхности по квадратам. Определение крена здания.

    отчет по практике , добавлен 08.10.2014

    Физико-географическое описание района строительства. Порядок разбивки осей зданий и сооружений. Выбор способа определения координат пунктов строительной сетки: методика угловых и линейных измерений. Проектирование нивелирной сети строительной площадки.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Основные типы нивелиров. Геодезическое трассирование линейных сооружений. Высотная сеть сгущения. Геометрическое нивелирование из "середины" и "вперед". Порядок снятия отсчетов при работе с двусторонними рейками. Контроль наблюдений и их обработка.

    презентация , добавлен 08.12.2014

    Физико-географическая и экономическая характеристика района: рельеф, грунты, гидрография, топографо-геодезическая изученность. Инженерно-геодезические работы при проектировании нефтепровода. Требования к топографической съёмке, параметры трассирования.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Задачи и цели инженерно-геодезических изысканий для строительства автодорог. Камеральное и полевое трассирование. Развитие съемочных сетей теодолитными ходами. Тахеометрическая съемка вдоль трассы. Техника безопасности при закладке центров и марок.

В данной статье пойдет речь об инженерных изысканиях для линейных сооружений . К линейным сооружениям относятся автомобильные дороги, железнодорожные полотна, трубопроводы, линии электропередач, канализационные линии и т.д. При проведении инженерных изысканий для строительства линейных сооружений прежде всего определяют плановое и высотное положение ориентира - трассы. (Более подробно о геодезических изысканиях можно прочитать в статье).

Элементы трассы (элементы линейных сооружений). Трасса - это условная линия, которая определяет ось проектируемого линейного объекта. Трасса наносится на топографический план, карту, обозначается отметками на местности. Основными элементами трассы являются: план и продольный профиль. План - это проекция трассы на горизонтальную плоскость. Для трассы важно, чтобы с учётом реальных условий местности, план трассы был прямолинейным, отклонение от прямолинейности приводит к удлинению трассы и увеличению затрат на её строительство и эксплуатацию. Продольный профиль - это вертикальный разрез трассы по проектируемой линии сооружения. В продольном профиле трассы должен быть задан определённый допустимый уклон. На местности в реальных условиях трудно выдержать требования и к плану и к профилю. В горизонтальном плане приходится изгибать трассу для обхода препятствий, участков с неблагоприятными геологическими и гидрогеологическими условиями, большим уклоном в рельефе. Таким образом, план трассы будет разбит на прямолинейные участки, соединённые кривыми линиями разных радиусов. Продольный профиль трассы состоит из линий с разными уклонами, которые соединены между собой вертикальными кривыми. Трассы для линий электропередач, канализационные трассы, представляют собой пространственную ломанную линию. В зависимости от назначения трассы к ней применяются различные технические требования. При проектировании трасс для автомобильных дорог основными требованиями являются безопасность движения, плавность трассы. Поэтому при проведении инженерных изысканий линейных сооружений для дорожных трасс проектируются минимально допустимые уклоны и максимально возможные радиусы кривых. Для трубопроводов и самотечных каналов необходимо рассчитать проектные углы с учётом допустимых скоростей движения воды.

Трассирование линейных сооружений

Комплекс инженерных изысканий , проводимых при проектировании и строительстве линейных сооружений (трасс) называют трассированием. При трассировании исследуют плановые (горизонтальные) и профильные (высотные) параметры. К плановым параметрам относят радиусы горизонтальных кривых, углы поворотов, длины прямых участков, длины переходных кривых. К профильным параметрам относят продольные уклоны, радиусы вертикальных кривых, длины элементов в профиле (шаги проектирования). Оптимальную трассу определяют путём технико - экономического сравнения имеющихся вариантов. Если трассы сравнивают по топографическим планам или аэрофотоматериалам, то трассирование называется камеральным. Если трассирование проводится непосредственно на местности, то трассирование называется полевым.

Этапы трассирования линейных сооружений

Технология инженерных изысканий линейных сооружений выполняется по стадиям. На стадии технико-экономического обоснования выполняют рекогнасцировочные работы. Как правило, их проводят камеральным методом, изучая существующие по району изысканий материалы инженерно - геологических съёмок, топографические карты, результаты изысканий прошлых лет. Сопоставляя все данные, на карте намечают несколько вариантов будущих трасс, по каждой из которых составляют продольный профиль. Сравнивая технико - экономические параметры каждого варианта, выбирают лучшие для дальнейшего исследования в полевых условиях и разрабатывают техническое задание для проектирования. На стадии инженерных изысканий под проект в соответствии с направлением трассы выполняют детальное камеральное и полевое трассирование. Целью этих работ является сбор материалов для выбора наилучшего варианта трассы и разработки технического проекта этого варианта и сопутствующих трассе сооружений. При разработке рабочего проекта трассы выполняют предпостроечные полевые изыскания: вешение линий, измерение углов и сторон хода по трассе, нивелирование, закрепление трассы, разбивку пикетажа и поперечных профилей. Геодезическая фирма ГеотопОснова - надежный производитель инженерных изысканий для автодорожных и строительных организаций.

Инженерно-геодезические изыскания – необходимая и важная часть работ, проводимая в начале любого строительства для получения данных об объекте или местности. Изыскания предшествуют всем работам, связанным с землей: исследованием недр, возведением зданий, прокладкой коммуникационных трасс или строительством дорог, поэтому качеству выполняемых изысканий придается большое значение.

Геодезические изыскания осуществляются в строгом соответствии с требованиями строительных норм и действующих нормативных документов. В нашей компании работают исключительно высококвалифицированные геодезисты, имеющие большой опыт полевых и камеральных работ в сфере изысканий под строительство и полного сопровождения объекта. Компания гарантирует качество и точность производимых работ в соответствии с существующими критериями и нормами, предъявляемыми к инженерно-геодезическим изысканиям.

Назначение и цель изысканий

Изыскания под строительство обеспечивают сбор следующих данных:

  • о рельефе местности;
  • о существующей ситуации;
  • о зданиях и сооружениях, в том числе надземных и подземных коммуникациях;
  • об элементах планировки.

На основании собранных данных и их анализа составляется подробная схема или масштабный план с указанием всех изменений в рельефе и застройке, произошедших за прошедшее время. Материалы, полученные по результатам геодезических изысканий, используются при проектировании и строительстве объектов, они могут служить для обоснования продолжения строительства, а кроме того ими руководствуются в качестве информационного материала для оценки готовых объектов.

Инженерно-геодезические изыскания осуществляются с помощью разнообразных геодезических инструментов. Для получения данных нужной точности необходима не только высокая квалификация и профессионализм специалиста, но и хорошая техническая база, то есть наличие высокоточных приборов. От точности и надежности инструмента зависит не только качество создаваемых цифровых моделей и топографических планов, но и скорость выполнения работ. Наша компания использует в геодезических изысканиях только высокоточные инструменты, производимые известными фирмами, качество которых проверено временем. Все инструменты проходят ежегодную проверку и имеют соответствующий сертификат.

Состав работ

Геодезические изыскания включают несколько видов работ, содержащих следующие процессы:

  • сбор материалов выполнявшихся ранее изысканий на объекте;
  • выполнение рекогносцировки (осмотр местности или объекта);
  • составление программы планируемых работ;
  • создание геодезической сети под строительство;
  • исполнительную съемку местности, существующих подземных коммуникаций;
  • вынос в натуру необходимых точек;
  • камеральную обработку данных, полученных в процессе инженерно-геодезических изысканий;
  • оформление результата в виде масштабного плана в 2D или 3D по требованию заказчика;
  • составление отчета, к которому прилагаются фотоматериалы и чертежи;
  • согласование готовой документации в инстанциях.

В состав геодезических изысканий, проводимых для линейных сооружений, входят дополнительно такие работы:

  • камеральное трассирование и выбор различных вариантов трассы до выполнения обследований и полевых работ;
  • полевое трассирование;
  • съемка существующих железных и автомобильных дорог с составлением продольного профиля, поперечников (поперечных профилей), указанием места пересечений всех линий и трубопроводов;
  • определение координат точек сооружений и выполнение наружных обмеров;
  • определение длины ж.д. путей на станциях (полной и полезной), измерение междупутий и расстояний до строений, а также создание ведомостей путей и габаритов.

Изыскания в период строительства

При работе на этапах строительства и эксплуатации строений и сооружений в соответствии с существующим техническим заданием, выданным заказчиком, выполняются следующие виды инженерно-геодезических изысканий:

  • вынос в натуру, то есть определение будущего положения сооружения или здания на заданной территории;
  • создание специальной геодезической сети для конкретного объекта;
  • разбивка и привязка в процессе строительства согласно документации;
  • обеспечение контроля точности в процессе строительства;
  • исполнительные съемки коммуникаций и положения здания;
  • контрольные исполнительные съемки;
  • наблюдения за деформацией сооружений и их осадками;
  • геодезическое обеспечение работ по монтажу оборудования и проверке вертикальности элементов сооружений;
  • геодезические работы по нахождению подземных коммуникаций и сооружений;
  • составление исполнительной документации.

Техническое задание

Перед выполнением геодезических изысканий от заказчика нужно получить техническое задание на производство работ. Задание должно содержать такие данные:

  • сведения об используемой в данном месте системе высот и координат;
  • данные о площади съемки и ее границах;
  • данные о линейных сооружениях и требования к трассированию;
  • указание нужного масштаба по каждой площадке, а также рекомендаций к съемке коммуникаций и надземных сооружений.

Технический отчет о проделанных работах

Инженерно-геодезические изыскания заканчиваются составлением отчета, содержащего текстовую часть, приложения и чертежи. Текстовая часть отчета зависит от требований, предъявляемых заказчиком в техническом задании, и должна содержать несколько разделов:

  • общие сведения;
  • физико-географическую характеристику площадки;
  • геодезическую изученность;
  • сведения о технологии и методах выполнения геодезических изысканий;
  • заключение.

В разделе об общих сведениях необходимо указать следующие данные:

  • информацию об основании для производства работ;
  • цель и задачи инженерно-геодезических изысканий на данном объекте;
  • местоположение района;
  • данные об административной принадлежности;
  • данные о землевладельцах;
  • указание системы координат и высот с перечнем данных о реперах и
  • закоординированных точках;
  • виды выполненных работ;
  • объем проделанных работ;
  • сроки проведения геодезических изысканий;
  • сведения об исполнителях, занятых в производстве работ.

Географическая характеристика включает в себя данные о районе: рельефе, гидрографии, геоморфологии, сведения об имеющихся опасных природных процессах. Раздел о геодезической изученности объекта содержит:

  • информацию об обеспеченности территории топографическими планами и картами;
  • сведения об организациях проводивших ранее геодезические изыскания и времени их исполнений;
  • данные о кадастрах;
  • данные о наличии геодезического обоснования (реперов, марок и знаков) и о возможности их использования в производстве работ;
  • о технической характеристике имеющихся геодезических и картографических материалов.

Сведения о технологии и методике выполненных работ содержат информацию о создании геодезических сетей, производстве съемки, составлении плана, трассировании линейных сооружений, геодезическом обеспечении других видов изысканий, то есть описание всех процессов, составляющих инженерно-геодезические изыскания. В заключении отчета приводятся краткие результаты работ, их оценка, а также рекомендации для тех, кто будет использовать эти данные.

2. Инженерно-геодезические изыскания для строительства линейных сооружений

Расчет основных элементов горизонтальных круговых кривых.

Основными элементами круговой кривой являются:

1. Угол поворота ц - угловая величина отклонения трассы от первоначального направления. 2. Радиус кривой R, определяющий кривизну сопряжения в плане.

3. Тангенс Т - расстояние от вершины угла поворота ВУ до точек начала кривой НК или конца кривой КК.

4. Длина кривой К - длина дуги между началом и концом кривой.

5. Домер Д - линейная разность между суммой двух тангенсов и длиной кривой.

6. Биссектриса Б - расстояние по биссектрисе внутреннего угла от вершины угла поворота до точки середины кривой СК.

Расчет пикетажных значений главных точек кривых.

Главными точками круговой кривой являются точки начала кривой НК, ее середина СК и конец кривой КК. Пикетажные значения главных точек кривых вычисляются по формулам:

Для контроля вычислений пикетажные значения СК и КК находятся дополнительно по формулам:

КК=ВУ+ Т-Д

Пикетажные значения главных точек кривых, полученные по основной формуле, заносятся в ведомость прямых и кривых.

Ведомость прямых и кривых.

Зная румб начального направления, пикетажные значения вершин углов поворота и точек начала и конца обеих кривых, название (правый и левый) и величину углов поворота, составляют ведомость прямых и кривых, которая необходима для контроля всех вычислений, связанных с положением трассы в плане. Кроме того, она является основным документом для разбивки трассы на местности.

2. Нивелирование трассы

При нивелировании из середины в точках А и В устанавливают отвесно нивелирные рейки, а нивелир устанавливают между этими точками (на одинаковом расстоянии от них), не обязательно в створе линии. Точку постановки нивелира называют станцией. При нивелировании используют обычно двухсторонние рейки, на черно-белой стороне рейки отсчеты начинаются с нуля, а на красно-белой стороне - с произвольного отсчета, значение которого больше, чем максимальный отсчет по черно-белой стороне. Начальный отсчет по красно-белой стороне называют пяткой рейки, и его значение используется при контроле снятия отсчетов на станции. Если при нивелировании используются односторонние рейки, то на станции нивелирование выполняют дважды при разных высотах инструмента.

Превышение h на станции вычисляют по формуле:

где а - отсчет по задней рейке;

b - отсчет по передней рейке.

При нивелировании по двухсторонним рейкам на станции получают два превышения:

h ч =a ч -b ч

Контроль:

Контроль снятия отсчетов производится по пяткам реек:

Пятка a =a к -a ч

Пятка b =b к -b ч

Контроль нивелирования производится по формуле:

|h ч |-|h к | ? 5 мм

Если условие выполняется, то на станции вычисляют среднее превышение:

h ср = (h ч +h к) / 2

Вычисление отметок связующих точек производится по формуле:

H i =H i-1 +h i-1;i

H Rp1 =101.618 м

H Rp 2 =108.128 м

Контроль: получение отметки Rp2.

Если имеются промежуточные точки, то для этих станций вычисляют горизонт инструмента:

ГИ=H з +b ч или ГИ=H п +a ч

Где H з - отметка задней точки;

b ч - отсчет по черной стороне на заднюю точку;

H п - отметка передней точки;

a ч - отсчет по черной стороне на переднюю точку.

Отметку i промежуточной точки вычисляют по формуле:

H пром(i) =ГИ-О пром(i)

Где О пром(i) - отсчет на i-ю промежуточную точку, взятый по черной стороне рейки.

3. Вычисление проектных отметок.

Проектные отметки считаются по формуле:

H проект. i =H прокт. i -1 + i*d,

где i - уклон трассы,

d - горизонтальное положение между точками.

H пр.0 =ПК0+1=101.41

H пр.1 =H пр.0 +(-0,0095)*100= 100.46

H пр.2 =H пр.0 +(-0,0095)*200=99.51

H пр.3 =ПК3+1.5=98.54

H пр.3+10 =H пр.0 +(-0,0095)*310=98.47

H пр.4+60 =H пр.4 +(0,023)*60=99.85

H пр.5 =H пр.4 +(0,023)*100=100.77

H пр.6 =H пр.5 +(0,023)*100=103.07

H пр.7 =ПК7-1=105.48

H пр.8 =H пр.7 +(0,0074)*100=106.22

H пр.9 =H пр.8 +(0,0074)*100=106.96

В точке ПК3+10 i=0, следовательно, все точки на этом участке будут иметь одинаковые отметки =ПК3+10.

Результаты вычислений приведены в продольном профиле трассы.

Геодезические изыскания для строительства дорог

Изучение геологических процессов на территории Самарской области

Для комплексного изучения современного состояния инженерно-геологических условий территории, намеченной для строительства...

Вытянутые искусственные сооружения называются линейными, например, линии электропередачи, связи, трубопроводы (водопровод, газопровод, канализация и др.), каналы, дороги (автомобильные, железные). Ось линейного сооружения...

Изыскания трасс линейных сооружений

Для составления проекта необходимо знать точное расположение будущей трассы на местности, иметь ее профиль, знать геологические и гидрологические условия по трассе, особенно на неблагоприятных участках (овраги, карсты, оползни, болота)...

Изыскания трасс линейных сооружений

Основная задача при, проектировании сооружений линейного типа независимо от их назначения сводится к определению на местности положения оси сооружения (трассы) в плане и по высоте. Проектирование протяженных инженерных сооружений...

Инженерно-геодезические изыскания

Инженерно-геодезические изыскания для строительства

1. Составление топографического плана участка Исходные данные. Координаты исходных пунктов п/п. 84 и п/п. 83, а так же начальный и конечный дирекционные углы выдаются по вариантам: Xп/п84=428.820 м; Yп/п84=711.425 м; Xп/п83=361.690 м; Yп/п83=855...

Инженерное обеспечение строительства

Работы по созданию планового съемочного обоснования делятся на полевые и камеральные работы. В состав полевых работ при создании планового и высотного съемочного обоснования входит: 1. Рекогносцировка...

Нормативно-правовые аспекты осуществления деятельности по инженерной геодезии

Настоящие строительные нормы и правила Российской Федерации разработаны на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и содержат общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий...

Общая характеристика инженерно-геологических изысканий и исследований

Данный вид изысканий для строительства выполняется для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения...

Особенности работы с геодезическими приборами

Природные и антропогенные условия строительства линейных сооружений в районе Большого Сочи