Как поститься в месяц Шавваль? Наступил месяц Шавваль. Как следует его провести? Какого числа начинается шавваль в

Чем знаменателен месяц Шаввваль?

Еще совсем недавно мы радовались началу священного Рамадана, но вот он подошел к концу. Мы уверены, что все наши читатели постарались не упустить ничего из благословений этого месяца, но тем не менее, у многих по окончании Рамадана остается ощущение упущенных возможностей. Поэтому так важно сохранить тот настрой и вдохновение, которое мы испытывали на протяжении священного месяца, и перенести их на остальные месяцы года.

После Рамадана мы вступаем в месяц Шавваль, в котором тоже содержится много благ для верующих. Так чем же знаменателен этот месяц?

Праздник Ураза-Байрам

Первый день месяца Шавваль – это одновременно и праздник окончания поста, день разговения - Ид аль-Фитр (или Ураза-Байрам, как он называется у наших народов). Это один из двух самых значительных праздников у мусульман. Верующие радуются, что они сумели ради довольства Всевышнего выдержать целый месяц дневного поста, стараясь проводить это время в полезных, богоугодных занятиях – чтении Корана, дополнительных дневных и ночных молитвах, добрых делах – милостыне, угощении гостей, укреплении родственных связей.

Недаром месяц Рамадан считается тем временем, когда верующий человек испытывает особенный духовный подъем и вдохновение, у него появляются силы для обильного поклонения.

Сам день праздника Ураза-Байрам верующие начинают с особенного праздничного намаза – который совершается через небольшое время после восхода солнца. Мусульмане отправляются в мечеть, нарядившись в свои лучшие одежды, поздравляя по дороге друзей и знакомых с этим радостным днем. В дневное время по традиции они ходят в гости и принимают гостей у себя, навещают родственников, соседей, знакомых, приносят им угощение.

Пост в месяц Шавваль

В месяце Шавваль весьма желательно держать пост в течение шести дней – этот пост уже не считается обязательным, как пост месяца Рамадан, однако, если верующий прибавит к тридцати дням поста Рамадана еще и шесть дней поста в месяце Шавваль, ему обещана большая награда. В хадисе сообщается:

«Если кто-то завершил пост в Рамадан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду (саваб), будто бы постился весь год» (Сахих Муслим).

Почему желательно держать пост именно шесть дней? В другом хадисе объясняется смысл этого действия:

«Аллах сделал воздаяние за добро десятикратным, и поэтому месяц считается как десять месяцев, а пост шести дней – завершение года».

За каждый день поста обещано десятикратное вознаграждение – так что тридцать дней обязательного поста плюс шесть дней желательного (то есть, 36 дней), помноженные на десять, в сумме дадут как раз 360 дней – целый год поста. Поэтому тот человек, который будет держать шестидневный пост в месяце Шавваль, подобен тому, кто постился целый год.

Исламские ученые считают, что пост можно держать в течение любых шести дней месяца Шавваль – кроме первого дня, который является праздником Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр). Можно держать шесть дней подряд – а можно вразбивку, главное – не забывать сделать намерение на желательный пост этого месяца.

Верующему не следует упускать без серьезных причин такую возможность – ибо в хадисе сказано: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения». Тем более, что пост в Шавваль восполняет недостатки поста в месяц Рамадан, поскольку считается, что недостатки обязательного поклонения будут покрываться в Судный день из совершенных мусульманином дополнительных постов и молитв.

Что произошло в этот день в мусульманской истории?

В месяце Шавваль родился человек, благодаря которому сохранилось и дошло до наших дней наследие Пророка (мир ему) – сообщения о его словах и поступках. 11 числа месяца Шавваль 194 года хиджры (810 год н.э), родился автор самого известного сборника хадисов Сахих Бухари – имам Бухари.

Его полное имя Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джуфи, прозвище аль-Бухари он получил по названию города Бухары в Средней Азии, откуда он был родом. Мухаммад аль-Бухари происходил из семьи выходцев из Персии. Его предки были зороастрийцами, прадед будущего имама аль-Мугира принял ислам от правителя Бухары Ямана аль-Джуфи. Его отец был соратником имама Малика ибн Анаса (одного из имамов четырех мазхабов) и очень образованным человеком.

Мальчик рано потерял отца, его воспитывала мать – благочестивая и ученая женщина, которая постаралась дать сыну хорошее религиозное образование. Мухаммад с детства отличался необычайными способностями к наукам – передается, что в семь лет он выучил наизусть весь Коран, а к десяти годам знал наизусть несколько тысяч хадисов.

Когда юноше исполнилось 16 лет, его семья отправилась в паломничество в Мекку, после окончания хаджа его мать и брат вернулись в Бухару, а Мухаммад остался в Мекке еще на четыре года для получения знаний. Там он учился у знаменитых ученых по хадису, затем отправился в известные центры исламских наук. Так, в Багдаде он стал учеником великого имама Ахмада ибн Ханбаля, знаменитого ученого и знатока хадисов.

Имам также учился в Басре (современный Ирак), в городе Балх (Афганистан), в Дамаске обучался у имама Абу Мусхира, изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхьи ибн Мунхари в Нишапуре (Иран). Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей.

Современники отмечали необычайную память имама Бухари, которая позволила ему выучить огромное количество хадисов – считается, что он знал наизусть 600 тысяч хадисов, из которых потом отобрал 6 тысяч наиболее достоверных.

Юноши, которые учились вместе с ним, рассказывали, что он посещал вместе с ними занятия известных шейхов, но ничего не записывал. Когда кто-то из товарищей укорил его за это, посчитав, что Мухаммад напрасно тратит время на уроках, он попросил показать ему их записи.

Товарищи показали ему свои записи, где было собрано 15 тысяч хадисов. Каково было их удивление, когда будущий имам стал читать наизусть все эти хадисы и ни разу не сбился и не ошибся. Потом он спросил: «Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свое время?» − и после этого им стало ясно, что он намного опередил их в знаниях и способностях.

В другой раз, когда он был в Самарканде, тамошние знатоки хадисов решили проверить его память. Они взяли несколько тысяч хадисов и нарочно смешали между собой их тексты и иснады (цепочки передатчиков), после чего прочли все это перед аль-Бухари. Имам тут же указал, к каким иснадам относятся соответствующие сообщения, привел все в должный порядок, и никто из присутствующих не смог найти ни одной неточности.

Имам Бухари отличался не только удивительными способностями, но поразительным благочестием, щедростью, скромностью и отрешенностью от мирской жизни. Он старался говорить очень мало и всегда только по делу, боясь сплетен и пустых разговоров. Как-то раз он сказал об этом: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за злословие, когда я встречусь с Всевышним».

Поразительной была и его сосредоточенность в намазе. Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал ученикам: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву!

Во время Рамадана он закрывался в доме, полностью посвящая время молитвам и чтению Корана. Абу Бакр аль-Багдади передает: «С наступлением первой ночи священного Рамадана у Мухаммада бин Исмаила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью во время Рамадана, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении своих близких. Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника Ураза-Байрам, после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры (870 год н.э.).

Пусть Всевышний будет доволен этим великим ученым.

Анна Кобулова

В хадисе, переданном от хазрата Абу Аюба, радыйа Аллаху анху, сообщается, что человек, который по окончанию поста в Рамадан продержит 6 дней поста в месяц Шавваль, будет подобен тому, кто постился весь год.

Это еще одна великая милость Аллаха, одаряющего нас по Своей Щедрости. Сделать совсем немного и получить за это вознаграждение в пятидесятикратном размере - это хорошее вложение и прекрасная сделка.

В связи с этим, к нам поступает множество вопросов о том, как держать этот пост: непрерывно или с интервалами, после восстановления долгов Рамадана или до, в какие дни, в какое время и так далее.

По этой причине, мы решили разъяснить наиболее часто задаваемые вопросы:

1. В соответствии с ханафитским мазхабом, дозволено держать дополнительный пост в месяц Шавваль до восстановления пропущенных дней поста в Рамадан.

Женщины, путники, а также пропустившие несколько дней поста в Рамадан по причине болезни, или любой другой уважительной причине, и даже те, кто пропустил пост без уважительной причины, могут держать пост в месяц Шавваль, с условием обязательного последующего восстановления всех долгов поста в Рамадан.

Однако, если есть возможность, восстановить пропущенные дни поста в Рамадан, а затем продержать 6 дней поста в месяц Шавваль, является более предпочтительным.

Тем не менее, дозволено поступить наоборот, если человек не успевает, или боится, что не успеет продержать 6 дней Шавваля до окончания месяца.

2. Пост в месяц Шавваль держат только в месяц Шавваль. Если человек не успел этого сделать до окончания месяца, на нем нет греха, поскольку этот пост не является обязательным. Пост в месяц Шавваль можно держать сразу же после дня празднования Ид-аль-Фитр (Ораза айт), и это первый день праздника.

То есть, начиная со второго числа месяца Шавваль (с 6 июня, Казахстан), человек может приступить к восстановлению пропущенных дней поста Рамадана и к дополнительному посту Шавваля.

3. Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины.

Однако, они не получат вознаграждение, как за год поста, поскольку для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сообщается об этом в хадисе.

Тем не менее, они получат, инша Аллах, вознаграждение за 6 дней поста в Шаввале, однако лучше для них будет восстановить пропущенный Рамадан, поскольку оставление обязательного является большим грехом перед Аллахом.

4. Все 6 дней поста Шавваля можно держать как непрерывно, так и с интервалами. Не следует держать пост только в пятницу, если к этому не добавить хотя бы еще один день. Например, четверг-пятница или пятница-суббота. В этом случае, держать пост в пятницу будет дозволено.

Если у человека нет никаких долгов по Рамадану, он может держать пост по понедельникам и четвергам, поскольку пост в эти дни также является сунной. Однако, это всего лишь одна из возможных форм. В какие дни держать дополнительный шестидневный пост, является личным делом каждого, в соответствии с его желаниями и возможностями.

5. Пост в месяц Шавваль, также как и пост в месяц Рамадан, или пост в любой другой месяц, совершается со времени фаджр и до времени магриб.

Для того, чтобы узнать, когда наступает время фаджр и магриб, необходимо зайти на наш сайт и выбрать свой город в разделе . После этого, в расписании отобразится время намазов для вашего города, и вы сможете узнать, когда в вашем городе наступает время фаджр и магриб.

Итак, время фаджр - это время начала поста. Это значит, что до наступления этого времени необходимо завершить сухур (предрассветную трапезу) и все прочие действия, нарушающие пост (интимная близость с супругой, проглатывание зубной пасты во время чистки зубов, и так далее).

Все действия, которые нарушают , также нарушают и любой другой пост.

Время магриб - это время окончания поста. После наступления этого времени, человек может совершать все дозволенные вне поста действия.

И пусть Аллах примет ваш пост и вознаградит вас в обоих мирах!

Календарь является одним из неотъемлемых элементов повседневной жизни каждого человека. Мусульмане имеют собственную систему летоисчисления, опираясь на которую происходит соблюдение ими тех или иных религиозных предписаний.

Большинство государств мира на сегодняшний день пользуется григорианским солнечным календарем, ведущим отсчёт от рождения Иисуса Христа (Пророка Исы, р.а.) и включающим в себя 12 месяцев (365 или 366 дней). В исламе же за основу взят , отсчитывающий дни с момента Хиджры - переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину, произошедшей в 622 году по григорианскому летоисчислению (его называют Милади). Ключевым же отличием является то, что мусульманский календарь короче григорианского на 11-12 дней, поэтому наступление тех или иных религиозно значимых событий происходит в разные даты григорианского календаря.

При этом мусульмане не имеют всеобщего единого исламского календаря, так как используются разные методы определения нового месяца. Одни богословы ратуют за то, что этот момент наступает тогда, когда на небе видна новая луна. Другие же считают, что в данном случае следует прибегать к новейшим технологиям и определять наступление месяца по спутнику. Именно наличие этих разногласий приводит к тому, что одно и то же событие (например, наступление месяца Рамазан, празднование Ураза-Байрам и так далее) в разных государствах и даже регионах одной страны происходит в разное время.

Мусульманский календарь, как и григорианский, составляют 12 месяцев. В заключительном Божьем Откровении сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36)

Особенности каждого месяца

1. Мухаррам

Начинается исламский календарь с месяца Мухаррам. Он занимает особое положение и входит в число четырёх запретных месяцев в исламе, о которых упоминается в вышеупомянутом аяте. Их запретность обусловлена тем, что Творец наш наложил запрет на конфликты и ведение войн в эти месяцы.

Месяц Мухаррам, который особо выделяется в исламе, несёт в себе большое достоинство для правоверных. К примеру, этот период считается весьма благоприятным для тех, кто собирается держать дополнительный пост. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) разъяснял: «После Рамазана самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам - месяц Господа» (хадис от Муслима и Абу Дауда).

Отдельно мусульмане выделяют в месяце Мухаррам день Ашура, который приходится на десятое его число. О значимости этой даты свидетельствует то обстоятельство, что немало важных событий в истории ислама приходится именно на (в 2019 г. это 9 сентября). Соблюдение поста 10-го числа месяца Мухаррам, как считается, способствует искуплению грехов за целый год. В доказательство приводится достоверное изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «У того, кто постится в день Ашуры, прощаются грехи за год» (хадис от Муслима, ат-Тирмизи и Ахмада). Однако шиитские богословы утверждают, что пост в этот день соблюдать не следует, поскольку это дата трагической гибели имама Хусейна, особо почитаемого у мусульман-шиитов.

2. Сафар

Вторым месяцем исламского лунного календаря является Сафар. У арабов доисламского периода он считался месяцем бедствий, в связи с чем в этот период они старались не выходить в длительные путешествия, не вступать в брак и т.д. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) развеял эти предрассудки, заявив: «Не существует плохих примет месяца Сафар» (Муслим).

Следует помнить, что всё в этом мире исходит от нашего Создателя, вне зависимости от того, какой месяц на дворе.

3. Раби уль-Авваль

В календаре мусульман третьим по счёт идёт месяц Раби уль-Авваль, значимый, прежде всего, тем, что в этот месяц родился и перешёл в мир иной Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.). Обращаясь к нему с Своём Откровении, Аллах указывает:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

К слову, мусульмане, проживающие главным образом в государствах постсоветского пространства, а также в ряде иных стран, празднуют (8 ноября) - День рождения своего Пророка (с.г.в.). Однако богословы из арабского мира выступают категорически против его празднования. В качестве аргумента они приводят хадис, который гласит: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд).

4. Раби уль-Ахир

Четвёртым месяцем года в системе мусульманского летоисчисления является Раби уль-Ахир, именуемый также Раби ус-Сани. Его название означает «последняя весна» или «вторая весна» и подразумевает продолжение предыдущего месяца.

5. Джумад аль-Уля

Следующий месяц исламского календаря - Джумад аль-Уля (иногда называют Джумад аль-Авваль). Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи. В этот месяц, как правило, в доисламской Аравии (откуда и сохранились названия всех месяцев) имела место засуха.

6. Джумад аль-Ахир

Шестым месяцем календаря является Джумад аль-Ахир (или Джумад ас-Сани). Этот месяц, как и предыдущий, считался у арабов времён джахилии самым засушливым, в связи с чем они и получили такие наименования. В месяц Джумад аль-Ахир перешёл в мир иной ближайший сподвижник Мухаммада (с.г.в.) и первый праведный халиф - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.).

7. Раджаб

Вторая половина лунного года начинается с месяца Раджаб. Как и Мухаррам, он входит в перечень запретных месяцев в исламе, во время которых строго запрещается ведение войн. Так, существует коранический аят:

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217)

В хадисах можно встретить слова Посланника Всевышнего о желательности держать уразу в запретные месяцы, к каковым относится и Раджаб. «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд). Однако многие богословы назвали этот хадис слабым.

На месяц Раджаб пришлись значимые в истории ислама события. К примеру, в 1-ю его пятницу наступает - дата заключения брака родителями Заключительного Божьего Посланника. Некоторые богословы возводят её до уровня праздника, другие же отмечают, что эта ночь является лишь памятной датой, а значит, праздновать данную дату не стоит.

27 числа месяца Раджаб состоялось знаменитое ночное путешествие Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Исра, а также его вознесение на небеса - . Данное событие является одним из величайших чудес в истории ислама и упоминается в Коране:

«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1)

8. Шаабан

Восьмой по счёту мусульманский месяц, идёт непосредственно перед священным Рамазаном. Во время Шаабана верующие готовятся к соблюдению предстоящего обязательного поста. Подготовка включает, в том числе, соблюдение поста в отдельные дни. Так делал и Посланник Всевышнего (с.г.в.).

Передаётся со слов Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я не видела, чтобы Пророк Мухаммад соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамазан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Шаабане» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, правоверным в этот месяц не меньшее внимание следует уделить и поклонению. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Наш Господь спускается в середину ночи месяца Шаабан и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и приверженца нововведений!» (Ибн Маджа).

9. Рамазан

Наиболее значим для мусульман во всём мире Священный месяц Рамазан (Рамадан). Важность его обусловлена тем, что именно в эти 30 дней исламского календаря человечеству была ниспослана последняя Книга Аллаха.

Исключительность Рамазана описывается в хадисах: «Когда наступает Рамазан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари и Муслим).

Важнейший элемент данного месяца - обязательный пост, служащий одним из столпов ислама. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешения будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них» (аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, именно на 9-й месяц исламского календаря приходится лучшая ночь в году - (Ночь предопределения). На её величие указывает уже тот факт, что ей посвящена целая кораническая сура:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или могущества, величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Сура 97)

Эти аяты прямо указывают, что Ляйлят уль-Кадр превосходит по степени своего блага 1000 месяцев, а это соответствует более чем 83 годам - практически целой человеческой жизни. И всякое положительное деяние, которое свершается в эту ночь, обернётся для раба Аллаха куда большим благом, нежели добрые поступки, совершаемые им на протяжении всей своей земной жизни.

В Рамазан верующим надлежит усердствовать в чтении аятов и сур Священной Книги, читать (предпочтительно - с джамаатом) намазы таравих, совершать иные благие дела, поскольку за них можно рассчитывать на увеличенную во много раз награду от Создателя. (В 2019 году месяц Рамазан начинается 6 мая и первый день поста приходится на эту дату).

10. Шавваль

Следующий за Рамазаном месяц Шавваль тоже считается особым в жизни уммы. В первую очередь это обусловлено тем, что 1-го числа данного месяца отмечается один из самых важных исламских праздников - День разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-Байрам, который в 2019 году выпадает на 4 июня и празднуется ещё два последующих дня).

Во-вторых, в Шавваль мусульманам рекомендуется соблюдать 6 дней уразы. Совместно с постом в месяц Рамазан они дают награду, равноценную савабу, получаемому за год поста. Основание так утверждать содержится в хадисе: «Если кто-то соблюдал уразу в Рамазан и прибавил к ней шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (Муслим).

11. Зуль-Каида

Одиннадцатым месяцем исламского календаря является Зуль-Каида, третий запретный месяц после Мухаррама и Раджаба. В ходе него запрещается вести военные действия и вступать в конфликты.

12. Зуль-Хиджа

Заключительный месяц года в исламском летоисчислении играет огромнейшую роль в жизни уммы, поскольку на него приходится выполнение важных религиозных обрядов.

Во-первых, Зуль-Хиджа является месяцем совершения одного из столпов ислама - паломничества ().

Во-вторых, отдельно выделяются первые 9 дней этого месяца: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит совершение их именно в эти дни», - говорится в хадисе, приведённом аль-Бухари. Данный временной отрезок правоверным советуется провести в посту, проявить усердие в поклонении, помогать нуждающимся, претворять в жизнь иные угодные Аллаху деяния.

Особое место в начальной декаде месяца Зуль-Хиджа занимает День Арафа (в 2019 году приходится на 10 августа) . Тому, кто в этот день будет держать уразу, по милости Господа будут прощены все грехи, которые он совершил за 2 года. Подтверждение этому можно найти в хадисе: «Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошедшего и грядущего годов» (Муслим).

Ну и самая важная дата в конце мусульманского лунного года приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджа, когда отмечается второй из величайших праздников в исламе - День жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-Байрам, который в 2019 году празднуется с 11 по 14 августа).

«Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» То есть десять воздаяний, каждое из которых соразмерно одному этому благодеянию, по милости Всевышнего Аллаха. Я’куб читал слово "عشرا" с «танвином», а слово "امثال" в именительном падеже как имя прилагательное. Это именно то, что обещал Всевышний Аллах из воздаяний, а также обещано и семьдесят и семьсот воздаяний равно как и неисчислимые воздаяния. Поэтому объясняется, что под словом «десять» подразумевается множество, но не количество.

«И кто совершит прегрешение, получит только подобное ему.» - приговор по справедливости. «И не будет к ним несправедливости…» Например уменьшение воздаяния или увеличение наказания.

Пророк (صلى الله عليه وسلم)сказал: «Кто благословит Меня в пятницу стократно, тот прибудет в День Суда со Светом, яркости которого хватило бы на всех людей.» И ещё: «Кто благословит Меня один раз, у того не останется ни одного прегрешения.»

В книге «Муслим» от Абу Хурайры приводятся слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.» И в этом хадисе кроется смысл Слова Всевышнего Аллаха: «Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» Так как в году триста шестьдесят дней, а пост Рамадана – тридцать дней, что согласно аяту равняется трёмстам дням и у нас ещё остаётся шестьдесят дней. Если учесть, что шесть дней поста месяца Шавваль равняется шестидесяти дням, то всё вместе получается целый год. Это и раскрывает смысл слов Пророка (صلى الله عليه وسلم): «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.»

Всё же некоторые учёные считают нежелательным этот пост, остерегаясь уподобления «Обладателям Писания» в их увеличении обязательного поста. Я же говорю, что это уподобление устраняе6тся Праздником Разговления, который разграничивает обязательный пост от добровольного.

Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Воистину, Аллах сотворил Небеса и Землю за шесть дней из Шавваля. Кто пропостится эти шесть дней, тому запишет Всевышний Аллах воздаяний по количеству всех творений Его, сотрёт ему прегрешения и возвысит его в степени.» ; «Воистину, у покойного шестьсот органов и у каждого органа – тысяча ртов, кроме сердца, ибо оно вместилище Познаний. Кто же пропоститься эти шесть дней, тому облегчит муки смертные, подобно прохладной воде, облегчающей муки жаждущего.»

Сажающий дерево в надежде получить плоды, поливает его и признаком того, что дерево взросло корнями – зелень листьев его. Но если молодые зелёные листочки со временем под лучами Солнца пожухнут, то становится понятно, что дерево всё же не прижилось. Таково же состояние раба Аллаха в Рамадан. Он спешит совершить и пост, и молитву, и благие деяния в надежде на то, что они будут приняты благодаря благословенности Рамадана. И главным признаком того, что они приняты – это пребывание его в покорности и поклонении.

Поведал Суфьян Ассаури: «Я пробыл в Мекке три года. И был там один из жителей её, который каждый день приходил к Каабе во время обеденной молитвы, совершая ритуальный обход её и молясь, а после, поприветствовав меня, уходил. Мы подружились и когда он однажды заболел, он позвал меня и сказал: «Когда я умру ты сам омой меня, помолись и похорони. Не оставляй меня в ту ночь одного в могиле моей, а будь рядом и повторяй свидетельство единобожия, когда станут допрашивать меня Накир и Мункар.» И я пообещал ему сделать всё это. Когда же он умер, я выполнил всё, о чём он просил меня и находясь в полусне у могилы его, как вдруг услышал глас: «О, Суфьян! Не нужны ему ни охрана твоя, ни свидетельства единобожия!» Я изумился: «Почему?» И был ответ: «Потому что пропостившись Рамадан, он постился шесть дней из Шавваля.» Я проснулся, но не увидел никого рядом с собой. Совершив омовение, я молился пока не уснул. Услышав же это троекратно, я понял, что это от Аллаха, а не от Сатаны Проклятого и ушёл, повторяя: «О, Аллах! Дай мне возможность поститься в Рамадан и шесть дней из Шавваля!» И всё это дал мне Великий, Могучий Аллах!»

От Ибн Аббаса Передаются слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Постящийся после Рамадана как атакующий после бегства.» То есть тот, кто завершив пост, снова начал поститься подобен убежавшему с поля боя и вновь вернувшемуся на него.

Ашша’би сказал: «Пост одного дня после Рамадана любимее для Меня, чем пост целого тысячелетия.»

Абдульвахаб Ашша’рани: «Секрет предписания поста в эти дни в том, что человек в Праздник Разговления может увлечься страстями и им завладеет пренебрежительность и это может стать причиной образования преграды на его пути к Аллаху. Но шесть дней поста уберегут его от подобного и исправят недочёты и упущения, которые могли иметь место в Рамадан подобно суннам, исполняемым после фарзов или саждату сахви.»

Некоторые учёные говорят, что лучше пропоститься эти шесть дней подряд, а не врозь. Али Зада: «Необходимость в посте этих шести дней та же, что и в Рамадане и даже более, ибо эти дни исправляющие ошибки поста Рамадан.» Но если человек станет поститься эти дни порознь или не в первые дни месяца, то он всё же получит обещанное воздаяние.

От Ибн Умара передаётся, что Пророк ((صلى الله عليه وسلم как-то сказал: «Кто пропостится Рамадан и вслед за Ним шесть дней из Шавваля, станет безгрешным как в день его рождения.»

От Ка’Альахбар: «Заболела Фатыма и пришёл Али спросить её: «О, Фатыма! Что желает сердце твоё из сладостей этого Мира?» Она ответила: «О, Али! Я хочу гранаты!» А так как у Али ничего не было с собой, немного подумав, он отправился на рынок. Заняв один дирхам, он купил на него один гранат и отправился назад к Фатыме. Но по пути ему встретился больной старик, лежащий прямо у дороги. Али остановился и спросил: «О, старец! Что желает сердце твоё?» Тот ответил: «О, Али! Уж пять дней как я лежу здесь, но люди проходят мимо и ни один из них даже не обернулся на меня. А сердце моё жаждет граната!» Али сказал про себя: «Я купил один гранат для Фатымы и если отдам его старцу, то она останется обделённой. Но если не отдам, то нарушу веление Всевышнего аллаха: «Просящего не прогоняй криком!» А Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Не отказывайте просящему, даже если он на коне!» Тогда разломил гранат и угостил старца. Он тотчас же исцелился и исцелилась Фатыма. Вернулся Али к Фатыме стыдясь. Когда она увидела его, то встала и обняла: «Почему ты печален? Клянусь Величием Аллаха и Его Почётом, как только угостил ты старца, из сердца моего ушло желание отведать гранат!» Обрадовался Али её словам и в этот момент кто-то постучал к ним в дверь. Али спросил: «Кто это?» За дверью ответили: «Я Салман Альфариси. Открой дверь.» Али поднялся, открыл дверь и увидел в руках Салмана поднос, накрытый платком. Али удивился: «О, Салман! От кого это?» Тот ответил: «От Аллаха – Посланнику, от Посланника – Тебе!» Али убрал платок с подноса и увидел на нём девять гранатов: «О, Салман! Если это мне, то их должно быть десять, ибо сказал Всевышний: «Кто совершит одно благодеяние – тому десять подобных ему.» Засмеялся Салман и достав из своего рукава один гранат, положил его на поднос и сказал: «О, Али! Их было десять, но я хотел проверить тебя!»

Мудрость увеличения воздаяний именно для этой Уммы кроется в следующем:

1. Жизнь предыдущих народов была намного длиннее, а соответственно и благих деяний их было больше. Жизнь этой Уммы – коротка, а значит благих деяний меньше и поэтому превознёс Аллах эту Умму над остальными большим количеством воздаяний, превосходными днями и Ночью Предопределения, дабы их благих дел было больше, чем у других. Доводится, что Муса сказал: «О, Господь! Воистину, Я обнаружил в Талмуде упоминание об Умме, воздаяния которой будут записываться десятикратно, а прегрешения лишь один раз. Сотвори же подобное для моей Уммы!» Но ответил Всевышний Аллах: «Это Умма Мухаммада, которая придёт перед Концом Света.»

В хадисе, переданном от хазрата Абу Аюба, радыйа Аллаху анху, сообщается, что человек, который по окончанию поста в Рамадан продержит 6 дней поста в месяц Шавваль, будет подобен тому, кто постился весь год.

Это еще одна великая милость Аллаха, одаряющего нас по Своей Щедрости. Сделать совсем немного и получить за это вознаграждение в пятидесятикратном размере - это хорошее вложение и прекрасная сделка.

В связи с этим, к нам поступает множество вопросов о том, как держать этот пост: непрерывно или с интервалами, после восстановления долгов Рамадана или до, в какие дни, в какое время и так далее.

По этой причине, мы решили разъяснить наиболее часто задаваемые вопросы.

1. В соответствии с ханафитским мазхабом, дозволено держать дополнительный пост в месяц Шавваль до восстановления пропущенных дней поста в Рамадан.

Женщины, путники, а также пропустившие несколько дней поста в Рамадан по причине болезни, или любой другой уважительной причине, и даже те, кто пропустил пост без уважительной причины, могут держать пост в месяц Шавваль, с условием обязательного последующего восстановления всех долгов поста в Рамадан до наступления следующего Рамадана.

Однако, если есть возможность, восстановить пропущенные дни поста в Рамадан, а затем продержать 6 дней поста в месяц Шавваль, является более предпочтительным.

Тем не менее, дозволено поступить наоборот, если человек не успевает, или боится, что не успеет продержать 6 дней Шавваля до окончания месяца.

2. Пост в месяц Шавваль держат только в месяц Шавваль. Если человек не успел этого сделать до окончания месяца, на нем нет греха, поскольку этот пост не является обязательным. Пост в месяц Шавваль можно держать сразу же после дня празднования Ид-аль-Фитр (Ораза айт), и это первый день праздника.

То есть, начиная со второго числа месяца Шавваль, человек может приступить к восстановлению пропущенных дней поста Рамадана и к дополнительному посту Шавваля.

3. Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины.

Однако, они не получат вознаграждение, как за год поста, поскольку для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сообщается об этом в хадисе.

Тем не менее, они получат, инша Аллах, вознаграждение за 6 дней поста в Шаввале, однако лучше для них будет восстановить пропущенный Рамадан, поскольку оставление обязательного является большим грехом перед Аллахом.

4. Все 6 дней поста Шавваля можно держать как непрерывно, так и с интервалами. Не следует держать пост только в пятницу, если к этому не добавить хотя бы еще один день. Например, четверг-пятница или пятница-суббота. В этом случае, держать пост в пятницу будет дозволено.

Если у человека нет никаких долгов по Рамадану, он может держать пост по понедельникам и четвергам, поскольку пост в эти дни также является сунной. Однако, это всего лишь одна из возможных форм. В какие дни держать дополнительный шестидневный пост, является личным делом каждого, в соответствии с его желаниями и возможностями.

5. Пост в месяц Шавваль, также как и пост в месяц Рамадан, или пост в любой другой месяц, совершается со времени фаджр и до времени магриб.

Для того, чтобы узнать, когда наступает время фаджр и магриб, необходимо зайти на наш сайт и выбрать свой город в разделе «Время намаза и кибла». После этого, в расписании отобразится время намазов для вашего города, и вы сможете узнать, когда в вашем городе наступает время фаджр и магриб.

Итак, время фаджр - это время начала поста. Это значит, что до наступления этого времени необходимо завершить сухур (предрассветную трапезу) и все прочие действия, нарушающие пост (интимная близость с супругой, проглатывание зубной пасты во время чистки зубов, и так далее).

Все действия, которые нарушают пост в Рамадан, также нарушают и любой другой пост.

Время магриб - это время окончания поста. После наступления этого времени, человек может совершать все дозволенные вне поста действия.

И пусть Аллах примет ваш пост и вознаградит вас в обоих мирах!

Убедительная просьба к лицам, производящим копирование и распространение в социальных сетях и иных сайтах любых материалов ресурса Azan.kz, в обязательном порядке указывать активную ссылку на источник.

Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.

С уважением, администрация сайта Azan.kz