Масарик чехия. Политический деятель и философ Томаш Масарик: биография, особенности деятельности и интересные факты. Масарик в Эрец-Исраэль

В 1878 представил на рассмотрение в Венский университет трактат Самоубийство как общественно-массовое явление современной цивилизации.

В 1882 занял пост профессора философии Пражского университета. В 1883–1891 Масарик издавал ежемесячный журнал «Атенеум» («Athenaeum»), в котором впервые изложил свою программу развития чешской культуры. В 1879 в чешском обществе возобновилась дискуссия об аутентичности двух предположительно древних славянских поэтических рукописей, открытых в 1817, в 1886 в нее включился Масарик, который считал их поддельными и подчеркивал, что опора на подобного рода документы наносит вред патриотическому движению.

В 1890 Масарик, ранее состоявший членом старочешской, а затем младочешской партий, организовал либеральную партию Реалистов. В следующем году был избран в австрийский рейхсрат, а в 1892 – в богемский ландтаг, выступал по вопросам образования и расширения автономии Чехии в составе Австро-Венгрии. Два года спустя разошелся во мнениях с руководством своей партии и сложил с себя депутатские полномочия.

Издавал либеральный ежемесячник «Наше время» («Našé doba»), написал труды по социальным и философским проблемам – Чешский вопрос (1895), Ян Гус (1896), Карел Гавличек (1896), Философские и социологические основы марксизма (1898).

В эти годы Масарик высказывал идею объединения чешского народа и получил широкую известность как борец за права евреев. В 1899 и 1900 в журнале «Наше время» защищал еврея Л.Гильснера, обвиненного в ритуальном убийстве; благодаря усилиям Масарика судебный процесс был возобновлен, а смертный приговор отменен за недоказанностью факта преступления. В 1900 Масарик основал т.н. Народную партию, позднее переименованную в Прогрессивную партию, программа которой включала требования о равенстве языков, большей автономии для Чехии, союзе между чехами и словаками.

Масарик вернулся в парламент в 1907. В 1908 конфликт между Австро-Венгрией и Сербией вылился в Аграмский (Загребский) судебный процесс, в ходе которого Масарик смог доказать поддельность австрийских документов, послуживших основанием для привлечения сербов к суду. В итоге к суду был привлечен венский историк Г.Фридъюнг, публиковавший антисербские статьи. Масарик сумел доказать, что Фридъюнг некритически воспринимал документы, сфабрикованные в канцелярии министра иностранных дел Австрии князя фон Эренталя. Масарик вернулся в парламент в 1913 – в год выхода в свет его труда Россия и Европа.

В августе 1914, вскоре после начала Первой мировой войны, Масарик приступил к организации движения за освобождение Чехословакии. В декабре 1914 он выехал из Австро-Венгрии, вскоре за ним последовал Э.Бенеш. Вместе со словацким астрономом М.Штефаником, жившим во Франции, они создали в Париже Чешский (затем Чехословацкий) национальный совет. Масарик был представителем Совета в Лондоне, где решал двуединую задачу: побудить к совместной работе различные группы чешских и словацких эмигрантов и добиться признания союзными державами Совета в качестве полномочного представителя обоих народов. Важнейшим результатом деятельности Масарика в эмиграции был Питсбургский договор об объединении Чехии и Словакии, подписанный в 1918. 28 октября 1918 в Праге была провозглашена Чехословацкая Республика, а 14 ноября Масарик стал президентом нового государства.

Масарик трижды переизбирался на пост президента – в 1920, 1927 и 1934. В 1934 были восстановлены дипломатические отношения Чехословакии с СССР, а в 1935 заключено соглашение о взаимопомощи.

Лучшие дня

Скромная жизнь после крупного выигрыша

Томаш Масарик является для Чехии настоящим героем. Он был лидером движения, которое ставило своей целью добиться для Чехословакии независимости. Создав государство, он стал его первым президентом и управлял формацией с 1918 по 1935 год.

Добиться всего этот легендарный человек смог благодаря своим незаурядным качествам. Из статьи можно узнать больше о его семье, учебе, жене, общественной деятельности и политических взглядах. Чешский социолог и философ во многом изменил жизнь своего народа, за что его прозвали «батюшкой».

Семья философа

Родился Томаш Масарик 07.03.1850 г. в Моравии (в то время Его семья относилась к простым рабочим. Отца звали Йозеф (годы жизни 1823-1907). По национальности он был словаком из Венгрии. Имя матери - Тереза (годы жизни 1813-1887). В девичестве она носила фамилию Кропачкова, а по национальности была немкой родом из Моравии.

Йозеф Масарик не имел земли и даже собственного дома. В молодые годы он нанимался работать в большие хозяйства, а после рождения Томаша стал кучером. Проживала семья в служебном доме. Йозеф не ходил в школу, поэтому читал с трудом. При этом он был очень гордым человеком с сильным характером, не боялся перечить своим нанимателям. Поэтому ему приходилось постоянно менять работу, переходя с одного владения в другое.

Сам Томаш вспоминал, что отец был способным, но простым человеком, поэтому главной в доме была мать. В молодые годы Тереза работала кухаркой в богатых домах, горничной в Вене. Поскольку ее родное село было полностью онемечено, она разговаривала и писала только по-немецки. Намного позже, когда все ее сыновья стали она старалась разговаривать с ним на словацком, но получалось у нее плохо.

В семье разговаривали на немецком языке, однако отец часто переходил на словацкий, так же, как и Томаш во дворе, играя со своими сверстниками.

Период учебы

В шестилетнем возрасте Томаш Масарик пошел учиться в сельскую школу. Он проявил хорошие успехи в учебе, поэтому учитель посоветовал родителям отдать его в среднюю школу. Они так и поступили. Мальчик закончил ее в 1863 году и вернулся домой. Здесь он стал помогать учителю, обучаться музыке, читать. В учительскую семинарию принимали только с шестнадцати лет, а Томашу было только четырнадцать, поэтому мать решила отослать его в Вену, чтобы устроить учеником слесаря.

В доме мастера мальчик выполнял поручения по хозяйству. Однажды один из учеников украл и продал его книги. Это стало последней каплей, и молодой Масарик сбежал домой. Родители решили отдать его в ученики кузнецу. Так прошел еще один год.

Роль сельского священника в жизни Томаша

В жизни каждого великого человека бывают моменты, которые определяют его дальнейший путь. Не избежал подобного и Томаш Масарик. Интересные факты о его жизни были бы неполными без упоминания о сельском священнике. Именно Франц Сатора давал мальчику читать свои книги, обучал его латыни и убедил родителей, чтобы те позволили сыну учиться дальше. Священник помог юноше с экзаменами, и тот смог поступить во второй класс немецкой гимназии. Так, в пятнадцатилетнем возрасте он переехал в город Брно.

Родители не высылали юноше денег, поэтому он был вынужден стать репетитором, а позднее и домашним учителем для сына полицмейстера. В гимназии юноша обучался бесплатно и пользовался большим авторитетом среди других гимназистов. В это же время в нем укоренились идеи о возрождении чешской нации. Из-за конфликта с директором Томаш так и не окончил эту гимназию.

Как у Масарика появилось второе имя

Полицмейстер, сына которого обучал Масарик, пошел на повышение и переехал в Вену. Он и помог молодому человеку поступить в столичную гимназию. Ее парень окончил в 1872 году в возрасте двадцати двух лет. Далее он смог окончить университет в Вене, обучаясь одновременно на филологическом и философском факультетах. Еще через несколько лет он станет доцентом Венского университета по философии.

Во время учебы в аспирантуре молодой человек познакомился с американкой Шарлоттой Гарриг. Она была дочерью нью-йоркского банкира. Отец был против их отношений и дал свое разрешение на брак только после того, как Масарик отказался от приданного. Молодые люди жили скромно, используя доходы Томаша. Так появилось имя Томаш Гарриг Масарик. Он взял себе второе имя в честь своей жены. Шарлотта родила ему четырех детей и выучила чешский язык.

Жена не обеспечила своего избранника деньгами, но во всем ему помогала. Даже однажды отсидела несколько месяцев в австрийской тюрьме за мужа. Да и семья Шарлотты все же не оставила дочь ни с чем. Когда чета Масариков жила в США, Томаш работал у своего тестя, общался в кругах бизнесменов и политиков, включая одного из президентов США

Чешский вопрос

Из-за своих политических взглядов Томаш Масарик не мог надеяться на должность профессора в Вене. Для него стало спасением, когда в 1882 году имперская администрация позволила открыть в Он переехал в Чехию и занялся просветительской деятельностью, в том числе выпуская журнал «Атениум».

В Чехии на то время существовало две основные партии - младочехи и старочехи. Представители обеих организаций приняли в штыки деятельность и мысли философа. Его долгое время не хотели принимать, но со временем Томаш смог доказать правоту своей точки зрения и добился такого авторитета в обществе, что обе партии желали бы внести его имя в свои списки. Таким образом, они надеялись набрать как можно больше голосов на выборах в имперский парламент.

Масарик же стремился поставить перед общественностью вопрос о создании чешского государства с собственным языком и культурой. При этом он никогда не был против немецкой культуры, считая, что обогащение разными культурами сделает из чехов еще более развитую и многогранную нацию.

С 1891 года политик много раз избирался в парламент (чешский и имперский). Он возглавлял Партию реалистов, а затем Народную чешскую партию.

Противостояние

В начале Первой мировой войны политика осудили и приговорили к смертной казни, обвинив его в государственной измене. В Чехии прекратилась на время его деятельность. Томаш Масарик был вынужден покинуть родные места.

Он был против австрийской политики относительно войны. Масарик видел и понимал насколько тяжело чехам воевать против славян. Именно поэтому он создал антиавстрийское подполье.

При этом Томаш Гарик Масарик неоднозначно относился к России. Он не видел в ней настоящего союзника в создании чешского государства, хотя много раз бывал там, общался с Максимом Горьким, Львом Толстым.

Политик видел союзников в Британии, Франции, США. Именно эти державы признали создание Чехословацкого национального совета, который возглавил Масарик.

В 1917 году он жил в Киеве, где располагался его Совет. Политик часто ездил в Москву и Петроград, ему довелось быть свидетелем того, как большевики пришли к власти во всех трех упомянутых городах.

В качестве главы государства

Томаш Масарик и образование Чехословакии нераздельно связаны между собой. Еще при жизни его имя стало обрастать культом личности - он считался духовным лидером свободной Чехословакии.

Политический деятель был поклонником англо-американской культуры. Он хотел создать либеральную многопартийную демократию. Президентство Масарика носило гуманистический характер. Он допускал внедрение в политику государства национальных меньшинств.

Политик возглавлял государство до 01.04.1934 года пока его не поразил инсульт. Через год, будучи в возрасте восьмидесяти пяти лет, он передал правление своему ученику и последователю Э. Бенешу. 14.09.1937 году закончилась его биография: Томаш Масарик умер, а еще через год перестало существовать созданное им государство.

Память о политике

Как уже упоминалось, еще при жизни у Томаша Масарика было прозвище - его называли «батюшкой». В память о нем были выпущены монеты, названы многие улицы, в Годонине существует музей, посвященный этому великому человеку, а в Израиле город и площадь в Тель-Авиве носит его имя.

В современной независимой Чехии даже есть орден, который учрежден в память о великом общественном и политическом деятеле государства.

МАСАРИК Томаш
МАСАРИК, ТОМАШ ГАРРИГ
(Masaryk, Tom Garrigue)
(1850-1937), чехословацкий государственный деятель, первый президент Чехословакии. Родился 7 марта 1850 в Годонине (Моравия). Его отец - словак, извозчик в имперском имении; мать - немецкоязычная чешка. Окончил гимназию в Брно в 1869, затем переехал в Вену и поступил в Академическую гимназию, а в 1872 - в Венский университет. Во время учебы в университете присоединился к чешской патриотической группе, публиковал статьи в чешском ежемесячном журнале "Просвещение" ("Osveta"). Был наставником сына банкира, жил в Италии, а затем в Лейпциге. В 1876 получил звание доктора философии. Вернувшись в Вену, Масарик в 1878 представил на рассмотрение в университет монографию Самоубийство как общественно-массовое явление современной цивилизации, после защиты которой получил звание профессора. В 1882 занял пост профессора в Пражском Чешском университете. В 1883-1891 Масарик издавал ежемесячный журнал "Атенеум" ("Athenaeum"), в котором впервые изложил программу развития чешской культуры. Еще в 1879 в чешском обществе возобновилась дискуссия об аутентичности двух предположительно древних славянских поэтических рукописей, "открытых" в 1817, в 1886 в нее включился Масарик, который считал их поддельными и подчеркивал, что опора на подобного рода документы о культурном прошлом наносит вред патриотическому движению. В 1890 Масарик, ранее состоявший членом старочешской, а затем младочешской партий, организовал либеральную партию "Реалисты". В следующем году он был избран в австрийский рейхстаг, а в 1892 - в богемский ландтаг, выступал там по вопросам образования и отстаивал предложение о большей автономии Чехии в составе Австро-Венгрии. Два года спустя разошелся во мнениях с руководством партии и сложил с себя депутатские полномочия. Вернувшись к академическим обязанностям, издавал либеральный ежемесячник "Наше время" ("Na doba"), написал основательные труды по социальным и философским проблемам: Чешский вопрос (1895), Ян Гус (1896), Карел Гавличек (1896), Социальный вопрос, Философские и социологические основы марксизма (1898). В эти годы Масарик высказывал идею объединения чешского народа и получил широкую известность как борец за права евреев. В 1899 и 1900 в журнале "Наше время" он защищал еврея Л.Гильснера, обвинявшегося в ритуальном убийстве; благодаря усилиям Масарика судебный процесс был возобновлен, а смертный приговор отменен за недоказанностью факта преступления. В 1900 Масарик основал т.н. Народную партию, позднее переименованную в Прогрессивную партию, программа которой включала требования о равенстве языков, большей автономии для Чехии, союзе между чехами и словаками. Масарик вернулся в парламент в 1907. В 1908 конфликт между Австро-Венгрией и Сербией вылился в Аграмский (Загребский) судебный процесс, в ходе которого Масарик смог доказать на парламентских слушаниях поддельность австрийских документов, послуживших основанием для привлечения сербов к суду. В итоге к суду был привлечен венский историк Г.Фридъюнг, публиковавший антисербские статьи. Масарик сумел доказать, что Фридъюнг некритически воспринимал документы, сфабрикованные в канцелярии министра иностранных дел Австрии князя фон Эренталя. Масарик вернулся в парламент в 1913 - в год выхода в свет его труда Россия и Европа. В августе 1914, вскоре после начала Первой мировой войны, Масарик приступил к организации движения за освобождение Чехословакии. В декабре 1914 он выехал из Австро-Венгрии, вскоре за ним последовал Э.Бенеш. Вместе со словацким астрономом М.Штефаником, жившим во Франции, они создали в Париже Чешский (затем Чехословацкий) национальный совет. Масарик был представителем Совета в Лондоне, где решал двуединую задачу: побудить к совместной работе различные группы чешских и словацких эмигрантов и добиться признания союзными державами Совета в качестве полномочного представителя обоих народов. Важнейшим результатом деятельности Масарика в эмиграции был Питсбургский договор об объединении Чехии и Словакии, подписанный в 1918. 28 октября 1918 в Праге была провозглашена Чехословацкая Республика, а 21 декабря Масарик стал президентом нового государства. Масарик трижды переизбирался на пост президента - в 1920, 1927 и 1934. В 1934 были восстановлены дипломатические отношения Чехословакии с СССР, а в 1935 заключено соглашение о взаимопомощи. 14 декабря 1935 Масарик ушел в отставку по состоянию здоровья.
Умер Масарик в Ланах 14 сентября 1937.
ЛИТЕРАТУРА
Беляева В.И. Разработка Т.Г.Масариком в годы Первой мировой войны планов создания независимого чехословацкого государства. - В сб.: Первая мировая война и проблема политического переустройства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1991 Серапионова Е.П. Томаш Гарриг Масарик: 1850-1937. - В сб.: Пленники национальной идеи. Политические портреты лидеров Восточной Европы (первая треть ХХ в.). М., 1993 Задорожнюк Э.Г. Т.Г.Масарик об образовании. - Вестник высшей школы, 1997, № 2

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МАСАРИК Томаш" в других словарях:

    - (Masaryk) (1850 1937), президент Чехословакии в 1918 1935. В 1900 1920 руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской (реалистической) партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Труды по философии и социологии. *… … Энциклопедический словарь

    Масарик, Томаш - МАСАРИК (Masaryk) Томаш (1850 1937), президент Чехословакии в 1918 35. В 1900 20 руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской (реалистической) партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Философские труды по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Масарик Томаш - Т. Масарик. Т. Масарик. Масарик Томаш () президент Чехословакии в 1918 35 гг. В 1900 1920 гг. руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской () партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Философские труды по… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Томаш Гарриг Масарик Tomáš Garrigue Masaryk … Википедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия

    Масарик Томаш Гарриг - (Masaryk, Tomas Garrigue) (1850 1937), чехословацкий гос. деятель. Депутат австр. парламента (1891 93 и 1907 14), получил известность, защищая права славянских и др. меньшинств Австрии. Во время 1 й мировой войны находился с Бе нешем в Лондоне.… … Всемирная история

    Масарик (Masaryk) Томаш Гарриг (7.3.1850, Годонин, ‒ 14.9.1937, Лани, близ Праги), чехословацкий государственный и политический деятель, философ позитивист. Получил образование в Венском и Лейпцигском университетах. С 1876 доктор философии, в… … Большая советская энциклопедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия


МА́САРИК Томаш Гарриг (Tomáš Garrigue Masaryk ; 1850, Годонин, Богемия, - 1937, Лани, близ Праги), чешский мыслитель и политический деятель, первый президент Чехословацкой республики.

Будучи с начала 1880-х гг. виднейшим борцом за чешское национальное, культурное и государственное возрождение, Масарик всю жизнь оставался последовательным сторонником либерального национализма, считал, что нельзя быть одновременно христианином и антисемитом. Уже в 1882 г., став экстраординарным профессором философии Пражского университета, он отмежевался от взрыва антисемитски окрашенного чешского шовинизма и способствовал разоблачению вызвавшей его фальшивки Вацлава Ганки, который выдал несколько сочиненных им самим стихотворений за якобы обнаруженные им памятники чешской эпической и лирической поэзии 13 в. Принципиальный отказ Масарика основывать чешские национальные устремления на ложной романтике вызвал враждебное отношение к нему местных ультрапатриотов (из-за чего ему многие годы отказывали в звании ординарного профессора). Он неуклонно оставался верен этой позиции и в работе «Чешский вопрос» (1895) противопоставил реакционному шовинизму убеждение в возможности возрождения чешского народа лишь на основе гуманистического идеала, исключающего угнетение других народов и неприязнь к ним. Особенно настойчиво отстаивал Масарик этот тезис по отношению к евреям, в которых он видел единую, хотя и утратившую языковое единство, нацию («Научный и философский кризис современного марксизма», 1898).

Видя свой долг в искоренении антисемитизма в чешском народе, Масарик в 1899 г. резко осудил кровавые наветы на евреев, потребовав пересмотра Гильзнера дела . Его не испугали шумные демонстрации антисемитски настроенных пражских студентов, направленные против него (на некоторое время Масарик вынужден был даже оставить чтение лекций в университете). В своей газете «Час» и опубликованном в 1900 г. сборнике статей он продолжал настаивать на невиновности Л. Гильзнера и разоблачать фальсифицированный характер суда над ним. Масарик всегда считал антисемитов мракобесами, от которых нужно защищать не только евреев, но и христиан, и, став в 1907 г. депутатом австрийского рейхсрата, обличал в нем в равной мере антисемитизм немецких шовинистов и старочехов (в частности, в связи с делом Бейлиса /см. М. М. Бейлис /). В качестве президента Чехословакии (1918–35) Масарик настаивал на уравнении евреев в правах со всеми другими гражданами и обеспечении им статуса особой национальной группы, а следовательно, права беспрепятственно сохранять и развивать свои религиозные и культурные традиции. Так как в Чехословакии имелось значительное немецкое меньшинство, а большая часть чешских и моравских евреев усвоила немецкую культуру, наделение евреев статусом национального меньшинства не на языковой основе способствовало ослаблению немецкого элемента в стране. Благодаря Масарику Чехословакия между двумя мировыми войнами была едва ли не единственной страной в Центральной и Восточной Европе, где антисемитизм почти не проявлялся.

Еще в начале 20 в. Масарик под влиянием Ахад х а-‘Ама , которому он посвятил отдельный очерк (1905), проникся симпатиями к сионизму и видел в нем главным образом движение за духовное и моральное возрождение еврейского народа. Политические цели сионизма стали ему понятнее, когда он, находясь в годы Первой мировой войны в эмиграции (Женева, Париж, Лондон, Чикаго, Вашингтон, Бостон и другие), познакомился со многими еврейскими лидерами - Л. Д. Брандайзом , C. С. Вайзом , Дж. У. Маком , Л. Маршаллом , Н. Соколовым и позднее Х. Вейцманом . Масарик был первым главой государства, посетившим в период мандата Эрец-Исраэль, где он выразил сочувствие еврейскому поселенческому движению и проявил интерес к первым шагам

МАСАРИК ТОМАШ ГАРРИГ - чешский государственны и по-ли-тический дея-тель, ис-то-рик, пуб-ли-цист .

Из бед-ной мо-рав-ской се-мьи. За-кон-чил фи-лософский факультет Вен-ско-го университета (1875 год), в 1876-1877 годах про-хо-дил ста-жи-ров-ку в ас-пи-ран-ту-ре Лейп-циг-ско-го университета . В сту-денческие го-ды на-хо-дил-ся под силь-ным влия-ни-ем уче-ния Пла-то-на и фи-ло-софских взгля-дов Ф. Брен-та-но. В 1878 году же-нил-ся на аме-ри-кан-ке Ш. Гар-риг, чью фа-ми-лию взял как вто-рое имя, в 1880 году пе-ре-шёл из ка-то-ли-циз-ма в про-тес-тан-тизм . В 1879 году за-щи-тил диссертацию «Са-мо-убий-ст-во как мас-со-вое об-ще-ст-вен-ное яв-ле-ние со-вре-мен-ной ци-ви-ли-за-ции» («Der Selbstmord als sociale Massenerscheinung der modernen Civili-sation»), по-лу-чил зва-ние при-ват-до-цен-та. В 1882 года экс-т-ра-ор-ди-нар-ный про-фес-сор фи-лософского факультета Чешского университета в Пра-ге, с 1896 года ор-ди-нар-ный про-фес-сор. В 1883 году ос-но-вал на-учный еже-ме-сяч-ник «Athenaeum», был его главным ре-дак-то-ром до 1888 года.

Бла-го-да-ря пуб-ли-ка-ции в жур-на-ле в 1886-1887 годах ма-те-риа-лов дис-кус-сии о под-лин-но-сти т. н. Кра-лед-вор-ской и Зе-ле-но-гор-ской ру-ко-пи-сей имя Масарика ста-ло ши-ро-ко из-вест-но в Че-хии. В 1887-1888 годах два-ж-ды по-се-тил Рос-сию, по-бы-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Мо-ск-ве, Кие-ве, Одес-се, Яс-ной По-ля-не, где встре-тил-ся с Л. Н. Тол-стым . С 1889 года ак-тив-но со-труд-ни-чал в об-щественно-по-ли-тическом журнале «Čas», об-ра-зо-вал вме-сте с Й. Кайз-лом и К. Кра-мар-жем груп-пу т. н. реа-ли-стов. В 1891-1893 годах депутат рейхс-ра-та от пар-тии мла-до-че-хов . В 1893 году ото-шёл от по-ли-ти-ки и вер-нул-ся к пре-по-да-ва-тель-ской и ак-тив-ной пуб-ли-ци-стической дея-тель-но-сти. В 1893 году ос-но-вал журнал «Naše doba». В 1895 году из-дал один из сво-их главных тру-дов - «Чеш-ский во-прос: стрем-ле-ния и чая-ния нацио-наль-но-го воз-ро-ж-де-ния» («Česká otázka: snahy a tužby národního obrození»), в ко-то-ром пред-ло-жил собственную трак-тов-ку чешской ис-то-рии, дви-жу-щей си-лой ко-то-рой объ-явил ре-лигиозную идею. Эта ра-бо-та да-ла тол-чок его мно-го-лет-ней дис-кус-сии с ря-дом чешских ис-то-ри-ков, в т. ч. Й. Пе-кар-жем, о «смыс-ле чеш. ис-то-рии». В 1890-х годах опуб-ли-ко-вал наи-бо-лее из-вест-ные со-чи-не-ния: «Наш се-го-дняш-ний кри-зис» («Na ̌se nynější krize», 1895 год), «Ян Гус» («Jan Hus», 1896 год), «Ка-рел Гав-ли-чек» («Karel Havlí ̌сek», 1896 год), «Со-вре-мен-ный че-ло-век и ре-ли-гия» («Moderní člověk a nábo-žen-ství », 1898 год), «Со-ци-аль-ный во-прос: Фи-ло-софские и со-цио-ло-гические ос-но-вы марк-сиз-ма» («Otázka so-ciální: základy mar-xis-mu sociologické a filosofické», 1898 год; русский перевод «Фи-лософские и со-цио-ло-ги-че-ские ос-но-вы мар-ксиз-ма», 1900 год). В этих ра-бо-тах Масарик дал, в ча-ст-но-сти, собственную трак-тов-ку по-ня-тий «гу-ма-низм» и «де-мо-кра-тия», осу-дил ан-ти-се-ми-тизм.

В 1900 году Масарик ос-но-вал Чешскую народную пар-тию [с 1905 года Чешская про-грес-сив-ная пар-тия (реа-ли-стов)], в 1919 году вошед-шую в со-став На-цио-наль-но-де-мо-кра-ти-че-ской пар-тии. В 1907-1914 годах депутат пар-ла-мен-та, до начала Первой ми-ро-вой вой-ны ос-та-вал-ся сто-рон-ни-ком пре-дос-тав-ле-ния че-хам ши-ро-кой куль-тур-но-по-ли-тической ав-то-но-мии в рам-ках Ав-ст-ро-Венг-рии. С декабря 1914 года по декабрь 1918 года в эмиг-ра-ции в Ита-лии, Фран-ции, Швей-ца-рии, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Рос-сии и США, про-па-ган-ди-ро-вал идею соз-да-ния не-за-ви-си-мо-го че-хословацкого го-су-дар-ст-ва.

В 1913 году опуб-ли-ко-вал ра-бо-ту «Рос-сия и Ев-ро-па» («Ruß land und Europa», Bd 1-2; на чешском языке «Rusko a Evropa», 1919-1921 годы. Dl 1-2; русский перевод, Том 1-3, 2004 год) - пер-вый в Ев-ро-пе фун-даментальный труд по ис-то-рии российской об-щественной мыс-ли. Ис-хо-дя из цен-траль-ной для но-во-ев-ро-пей-ской ис-то-рии ан-ти-те-зы «де-мо-кра-тии и тео-кра-тии», Масарик про-сле-жи-вал её са-мо-быт-ное раз-ви-тие в ши-ро-ком спек-тре ис-то-рио-соф-ских, этических, со-ци-аль-но-по-ли-тических и ре-лигиозно-фи-лософских кон-цеп-ций Рос-сии XIX - начала XX веков. В 1915 году по-сле при-ез-да Э. Бе-не-ша в Па-риж стал од-ним из ос-но-ва-те-лей Чешского за-гра-нич-но-го комитета, за-тем Че-хословацкого национального со-ве-та, под-дер-жи-вал тес-ный кон-такт с под-поль-ной организаци-ей «Маф-фия», со-би-рав-шей раз-ве-ды-вательные дан-ные в поль-зу Ан-тан-ты и спо-соб-ст-во-вав-шей соз-да-нию не-за-ви-си-мо-го че-хословацкого го-су-дар-ст-ва. Уча-ст-во-вал в под-го-тов-ке и под-пи-са-нии Питтс-бург-ско-го со-гла-ше-ния 31.05.1918 года, оп-ре-де-лив-ше-го ос-но-вы го-су-дар-ст-ва че-хов и сло-ва-ков.

С 14.10.1918 года председатель временного че-хословацкого пра-ви-тель-ст-ва. Вме-сте с М. Ште-фа-ни-ком и Бе-не-шем под-пи-сал 18.10.1918 года Ва-шинг-тон-скую дек-ла-ра-цию, из-ве-щав-шую пра-ви-тель-ст-ва западных го-су-дарств о соз-да-нии Че-хо-сло-ва-кии и оп-ре-де-лив-шую основные по-ло-же-ния её бу-ду-щей кон-сти-ту-ции. 14.11.1918 года Национальным со-б-ра-ни-ем в Пра-ге за-оч-но из-бран пре-зи-ден-том рес-пуб-ли-ки, всту-пил в долж-ность 21.12.1918 года по воз-вра-ще-нии из эмиг-ра-ции. В 1920, 1927 и 1934 годах пе-ре-из-би-рал-ся на по-сту гла-вы го-су-дар-ст-ва. В 1920 году опуб-ли-ко-вал ра-бо-ту «Но-вая Ев-ро-па: сла-вян-ская по-зи-ция» («Nová Evropa: Stanovisko slovanské»), в ко-то-рой из-ло-жил идею кон-со-ли-да-ции мо-ло-дых цен-траль-но- и вос-точ-но-ев-ро-пей-ских го-су-дарств в по-сле-во-ен-ных ус-ло-ви-ях. Фор-маль-но ос-та-ва-ясь бес-пар-тий-ным, воз-глав-лял т. н. груп-пи-ров-ку «Град», в ко-то-рую вхо-ди-ли наи-бо-лее влия-тель-ные по-ли-ти-ки и пред-при-ни-ма-те-ли; во внеш-ней по-ли-ти-ке под-дер-жи-вал курс Бе-не-ша, ори-ен-ти-ро-вав-ше-го-ся на Фран-цию. В декабре 1935 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем со-стоя-ния здо-ро-вья по-дал в от-став-ку.

Сочинения:

Korespondence. Praha, 2001-2009. Sv. 1-4. Фи-ло-со-фия - со-цио-ло-гия - по-ли-ти-ка. Из-бран-ные тек-сты. М., 2003.

Дополнительная литература:

Opat J. Filizof a politik T. G. Masaryk, 1882-1893. Praha, 1990;

idem. Pr ̊uvodce ̌zivo-tem a dí lem T. G. Masaryka: ̌cesk ́a ot ́azka v ̌cera a dnes. Praha, 2003;

Фир-сов Е.Ф. Опыт де-мо-кра-тии в ЧСР при Т. Ма-са-ри-ке: коа-ли-ци-он-ный плю-ра-лизм (1928-1934). М., 1997;

он же. Т. Г. Ма-са-рик и рос-сий-ская ин-тел-лек-ту-аль-ная сре-да (по ар-хи-вам Че-хии и Рос-сии). М., 2005;

Не-на-ше-ва З.С. Т. Г. Ма-са-рик в кон-тек-сте чеш-ской по-ли-ти-че-ской жиз-ни 1907-1914 гг.: по ма-те-риа-лам Ар-хи-ва внеш-ней по-ли-ти-ки Рос-сий-ской им-пе-рии // TGM, Rusko a Evropa: Dilo - vize - pri-tomnost. Praha, 2002;

Soubigou A.T. Ma-sa-ryk. P., 2002; Hain R. Teorie státu a státní prа́vo v myšlení T. G. Masaryka. Praha, 2006.