Как жил понтий пилат после распятия иисуса. Должность прокуратора в римской империи Кем является понтий пилат

В 63 году до н. э. Иудея была завоевана Помпеем и включена в состав Римской империи. В 6 г. н. э. стала провинцией, управляемой прокуратором. Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи.

Исторический путь Пилата начался с его назначения в 26 году н. э., когда «в Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата».

Попытаемся выяснить, кто такой прокуратор в Римской империи, его функции, обязанности, продолжительность службы, оплату и остановимся на личности прокуратора Понтия Пилата. Рассмотрим описание его дел античными авторами, чьи сочинения написаны чуть позже времени его службы в Иудее.

Термин „прокуратор" в Древнем Риме относился к каждой личности, уполномоченной вместо какой-то другой личности заботиться о каком-то деле. В языке гражданского права этот термин значит „прокурор, адвокат", т.е. представитель, свободно избираемый истцом, который замещает истца через какой-либо устный или письменный договор и занимается делом за счет истца.

В разговорном или в административном языке под словом „прокуратор" подразумевается доверенный человек, которому поручено замещать собственника в управлении каким-то земледельческим владением, торговым делом и т. д. Прокуратором может быть клиент, который при отсутствии своего патрона занимается его интересами, или человек, который имеет мандат надзирать за благами какого-либо своего друга, получать его доход, руководить его предприятием. Прокуратор мог быть управителем богатства женщины, чье имущество было отдельным от имущества ее супруга.

Чаще всего это был освобожденный раб или раб, которого господин назначил быть руководителем его собственности и поставил его во главе всей общности рабов, возлагая на него особую службу в своем доме (над птичником, колесницами и т. д.). Такого вида прокураторы были особенно многочисленны в больших римских семьях во все времена, а особенно к концу республики и началу империи (к началу І в. н. э.) .

Император, как и все остальные римские граждане, тоже имел прокураторов для управления своим частным состоянием. Когда император стал господином части империи с казной, которая ему принадлежала и которая пополнялась через особые налоги из провинции, он использовал прокуратора для управления этим богатством. Эту функцию выполняли освобожденные рабы. В это же время император реорганизовал сословие всадников и должен был дать ему существенное место во главе сенаторского сословия, которое было частично лишено своих прерогатив. Он сделал их прокураторами. Тацит пишет: „Прокураторы в некоторых провинциях, имеющие в своем подчинении войска, назначались исключительно из всадников и играли роль доверенных лиц императора, в противоположность наместнику, обычно представителю сенатской аристократии" .

Император вверил прокураторам – освобожденным рабам - управление некоторыми администрациями и дал им титул „procuratorеs Augusti", в то время как другие прокураторы, (не освобожденные рабы), именовались просто „procuratorеs". Так он разграничил свою личную администрацию и государственную. И. С. Свенцицкая пишет: „Самые важные в стратегическом отношении провинции находились под непосредственным управлением императора. В провинциях появились специальные чиновники, находившиеся на императорской службе – прокураторы. Они осуществляли желания императора. Прокураторы назначались из незнатных, полностью преданных императору людей, чье благополучие полностью зависело от расположения императора. Таким образом за фасадом республики формировался не всегда заметный, но действенный аппарат личной власти императора" .

Первые императоры (до Нерона) оставались верными этому положению. Большая часть прокураторских постов оставалась в руках освобожденных рабов. Во время Флавиев (69-96 г.) прокураторские места были все еще разделены между двумя категориями („libertini, equates romani"). Наконец, при Адриане (117-138 гг.) разделение исчезло, и всадническое сословие приобрело все возможные варианты прокуратора за исключением незначительных постов в императорском дворце, которые остаются доверенными людям рабского происхождения.

Функции прокураторов

Если рассмотреть природу функций прокураторов, они могут быть разделены на несколько категорий:

1. Интенданты императорского дома, занимающиеся наследством, счетами, складами, сокровищницами, увеселениями.

2. Начальники канцелярии и счетоводства в Риме (письма, расследования и др.).

3. Директора разных служб в Риме.

4. Администраторы фиска (налоговая администрация) в императорских провинциях: Аквитании, Германии, Испании, Панонии, Сирии и др., и в сенаторских провинциях: Азии, Африке, Галлии, Сицилии, Ахаии, Македонии, Кипре.

5. Управители провинций, называемых прокураторскими: Корсики, Иудеи, Месопотамии, Сардинии и др. к которым надо добавить и некоторые другие провинции, которые только на определенное время из-за особенных обстоятельств были определены как прокураторские, например Витиния в І в. или Памфилия. Эти управители, которые, кроме финансовых обязанностей своих коллег, обладали властью гражданского и военного управителя, носили характерный титул „procurator et praeses, procurator pro legato".

6. Руководители финансовых и административных служб вне Рима (наследство, порты, налоги, движение и др.), не считая определенного числа других прокураторов, гражданских или военных, которые носили титул „префект".

Обязанности прокураторов

Чтобы проследить обязанности прокуратора, необходимо разграничить прокураторов, управляющих провинциями, и прокураторов, имеющих чисто финансовые функции. Можно сказать, что прокураторы с финансовыми обязанностями имели только одну миссию – бодрствовать над собиранием налогов при администрации, к которой прикреплены. Независимо от того, императорской является провинция или сенатской, они должны были следить за сбором такс, которые должны переводиться в налоговую администрацию. Если они сами не собирали налоги через своих агентов, то должны были следить за их сбором, за тем, чтобы посредники не причинили вреда сокровищу или насилия над теми, с кого собирают налог. В их работе было столько много технических обязанностей, сколько существовало видов налогов. Кроме собирания налогов, они имели миссию обеспечивать деньгами расходы, связанные с различными целями на местах. Например, должны были заботиться об оплате оккупационных войск в императорских провинциях и об их снабжении провизией.

Прокураторы, управляющие провинциями, имели большие права и власть, так как к их финансовым функциям прибавляется и административная власть. Так, их юрисдикция была намного более расширена по сравнению с финансовыми прокураторами. Со времени Августа в юрисдикции прокуратора Иудеи были и криминальные дела над гражданами. Чтобы осуществлять эту юрисдикцию, прокуратору были необходимы специальные полномочия со стороны императора, называемое „jus gladii".

Личность Понтия Пилата

Личность Понтия Пилата вызывает интерес у христиан, так как она связана с казнью Иисуса Христа. О факте, что именно он вынес смертный приговор Иисусу Христу, пишет Иосиф Флавий: „Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту» .

В Евангелиях не конкретизируется должность, которую занимал Пилат, там он назван просто управителем (h"gemw,n), но у древних авторов встречается подтверждение, что он был прокуратором, хотя некоторые называют его префектом. Тацит пишет: «Ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его (Нерона – б. а.) молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат" .

В словаре Браунригта читаем о Пилате: Имя «Понтий» на самом деле было фамилией - он родился в римской семье. Имя «Пилат» от латинского «пилатус» означает «человек с копьем». Существует несколько легенд о его происхождении, и одна из них гласит, что он был внебрачным ребенком Тира, царя Майнца, и был послан в Рим. Там, как гласит легенда, он совершил убийство и был сослан в Понт в Малой Азии, где он сделал много хорошего и в награду был назначен правителем Иудеи. Однако более вероятно, что будучи сыном известной римской семьи, он прошел обычное дипломатическое обучение и, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, дослужился до поста прокуратора Иудеи» .

Для того, чтобы получить представление о Понтии Пилате, обратимся к авторам, чьи сочинения совпадают со временем правления Пилата или написаны немного позже. Иосиф Флавий пишет: «Когда претор Иудеи Пилат повел свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знаменах. Пилат был первым, который внес эти изображения в Иерусалим, и сделал это без ведома населения, вступив в город ночью. Когда узнали об этом, население толпами отправилось в Кесарию и в течение нескольких дней умоляло претора убрать изображения. Пилат не соглашался, говоря, что это будет оскорблением императора, а когда толпа не переставала досаждать ему, он на шестой день приказал своим воинам тайно вооружиться, поместил их в засаде в здании ристалища, а сам взошел на возвышение, там же сооруженное. Но так как иудеи опять возобновили свои просьбы, то он дал знак и солдаты окружили их. Тут он грозил немедленно перерубить всех, кто не перестанет шуметь и не удалится восвояси. Иудеи, однако, бросились на землю, обнажили свои шеи и сказали, что они предпочитают умереть, чем допускать такое наглое нарушение мудрого закона. Пилат изумился их стойкости в соблюдении законов, приказал немедленно убрать из Иерусалима [императорские] изображения и доставить их в Кесарию.

Некоторые исследователи считают, что характер Пилата в Евангелиях отличается от того, который описан античными авторами, т. к. в Евангелиях он не производит впечатление жестокого человека: «Образ Пилата в канонических евангелиях не соответствует реальному, историческому Пилату, который действительно был прокуратором и префектом Иудеи (надпись, поставленная им, найдена в резиденции римских наместников в г. Кесарии). Он был известен как человек исключительной жестокости" . Филон Александрийский описывает события, которые подтверждают, что Пилат был немилостивым человеком: „Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи, и вот, не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа, он посвятил во дворец Ирода в Иерусалиме позолоченные щиты; не было на них никаких изображений, ни чего-либо другого кощунственного, за исключением краткой, надписи: мол, посвятил такой-то в честь такого-то. Когда народ все понял - а дело было нешуточное, то, выставив вперед четырех сыновей царя, не уступающих царю ни достоинством, ни участью, и прочих его отпрысков, а также просто властительных особ, стал просить исправить дело со щитами и не касаться древних обычаев, которые веками хранились и были неприкосновенны и для царей, и для самодержцев. Тот стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим; тогда поднялся крик: «Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы - не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет - так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку». Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правленья, поведав о взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости. И этот человек, чье раздраженье усугубило природную гневливость, оказался в затруднении: снять уже посвященное он не отваживался; к тому же он не хотел сделать хоть что-нибудь на радость подданным; но вместе с тем ему были отлично известны последовательность и постоянство Тиберия в этих делах. Собравшиеся поняли, что Пилат сожалеет о содеянном, но показать не хочет, и направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду - события скажут сами за себя: Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату ответ, где на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Цезарею ту, что стоит на побережье и названа в честь твоего деда, а там посвятить в храм Августа, что и было сделано. Тем самым ни честь самодержца не была поколеблена, ни его обычное отношение к городу" .

Другой случай, описанный Иосифом Флавием, связан с деньгами из святилища: „Впоследствии он возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода, по которому вода доставлялась из отдаления четырехсот стадий. Народ был сильно возмущен и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие была растоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника, наведенная участью убитых, заставила народ усмириться" .

Окончание правления Пилата тоже связано с насилием: «Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших [отовсюду] самарян, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперед отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов.

Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников, говоря, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал Марцелла, одного из своих приближенных, в Иудею, чтобы принять там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат поехал в Рим, так как не смел ослушаться приказания Вителлия. Но раньше, чем он успел прибыть туда, Тиберий умер» .

В Евангелиях, как уже было отмечено, Пилат не выглядит жестоким ко Христу, хотя о его жестокости к галилеянам упоминается в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лука 13:1). Его отношение ко Христу можно объяснить тем, что, будучи поставленным на пост прокуратора по протекции Елия Сеяна, преторианского префекта, приобретшего исключительное доверие Тиберия и фактически управлявшего Римом до раскрытия его планов о взятии власти, он опасался за свое положение, когда Сеян был убит. Поэтому, боясь быть обвиненным в измене императору, Пилат старался угодить иудеям, которые использовали политическую обстановку для достижения своей цели: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12).

Предание гласит, что, прибыв в Рим после убийства самарян на горе Гаризин, Пилат оттуда был отправлен в ссылку, где и закончил жизнь самоубийством.

Светлана Вылкова

5 174

В истории нередко правда превращается в легенду, и ее перестают считать правдой. А потом приходит какой-нибудь человек, с точки зрения окружающих наивный и легковерный, и говорит: «А что, если легенда содержит в себе здравое зерно? А что, если ей поверить?»

Так случилось сто с лишним лет назад, когда Шлиман, о котором мы с вами уже говорили, поверил в то, что Троя, описанная Гомером в поэме «Илиада», существовала на самом деле, и отправился ее искать. Он шел по следам гомеровских героев и отыскал место, где стоял этот великий город.

Нечто похожее произошло и во время поисков другого древнего героя, вернее, антигероя Библии, римского наместника в Иудее Понтия Пилата. Ничем он себя не прославил ни до, ни после казни Иисуса Христа, пришел из безвестности и в безвестность сгинул. Но его слово, его решение умыть руки изменило историю всей земли.

Так как очень многие ученые и сегодня думают, что на самом деле Иисуса не было – это, так сказать, собирательный образ, сложившийся в памяти потомков из образов нескольких учителей и пророков, проповедовавших на рубеже нашей эры, – то и существование Понтия Пилата вызывает сомнение. А был ли такой политик и администратор в Римской империи?

Можете мне поверить, уже две тысячи лет исследователи перелопачивают римские архивы, к сожалению сохранившиеся довольно плохо, чтобы не упустить ни одного слова, ни одного упоминания о Понтии Пилате. Но нашли немного. Правда, можно с уверенностью утверждать, что Понтий Пилат наверняка существовал и действительно служил в Иудее.

Но откуда он появился, узнали лишь недавно английские ученые.

И если говорить об исторических сенсациях, о разгадке тайн, которым уже много сотен лет, то история Понтия Пилата окажется на переднем плане.

Англичане обратились к старинным хроникам, а также к римским надписям – ведь Англия некогда была римской колонией, ее завоевал еще Юлий Цезарь, и там служили многие римские полководцы, набирались опыта в войнах с шотландцами и ирландцами, непокорными сынами Альбиона.

В 13 году до нашей эры в Каледонский лес на юге Шотландии прибыл римский отряд. В тех краях заканчивалась власть римлян. Шотландцы, которые жили севернее, никому не подчинялись и нападали на римские гарнизоны.

Римский правитель Англии послал в те края центуриона Понтия, для того чтобы он наладил добрые отношения с шотландским королем Металланусом. Понтий прибыл в столицу короля Фортингэлл. А так как король был не очень богатым и могучим, то и столица его была, очевидно, простым замком, окруженным деревенскими домиками.

Самым знаменитым местом в Фортингэлле считался тис.

Тисовое дерево схоже с можжевельником. Оно растет очень медленно и может прожить тысячи лет. Тис в Фортингэлле был одним из самых старых деревьев в Шотландии. Считалось, что ему уже две тысячи лет.

Вот под этим деревом римский центурион и встретил племянницу шотландского короля Илию и влюбился в нее без памяти.

Тем временем римляне с разрешения Металлануса построили поблизости небольшую крепость, и Понтий командовал ее гарнизоном. Видно, отношения Понтия с королевской семьей были добрыми.

По крайней мере, король не стал возражать против свадьбы Илии и римского офицера.

А вскоре случилась беда. Илия родила мальчика и умерла при родах. Так в те времена случалось нередко.

Мальчик остался сиротой. Он рос в римской крепости и играл под древним деревом.

Мальчик подрос, когда центуриону подошло время уезжать из Шотландии. Отношения Понтия с королем были настолько хорошими, что тот послал с ним своего сына Мансутеуса. Он хотел, чтобы принц научился в Риме всем наукам.

Понтий – имя редкое, и английские историки сразу же заподозрили, а не тот ли это Понтий Пилат, о котором говорится в Евангелии? Тем более что родившемуся в 10 году до нашей эры мальчику, сыну Понтия, было бы во время событий, описываемых в Библии, столько же лет, сколько наместнику Иудеи.

Откуда же возникла вторая половина имени?

Ученые полагают, что это произошло из-за того, что маленький Понтий окончательно осиротел – его отец умер вскоре после возвращения в Рим. И тогда мальчику дали войлочную шапку. Такая шапка называлась «пилатус», и носить ее мог только глава семьи. Если бы эту шапку по наследству получил взрослый, никто бы на это и внимания не обратил. Когда же главой семьи стал десятилетний мальчик, в этом обращении звучало сразу и уважение, и некоторая ирония.

Так прозвище стало частью имени. Второго такого в Риме не найти. Можно быть почти уверенным в том, что речь идет именно о том человеке, которого описал Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Понтий Пилат пошел на государственную службу и в сорокалетнем возрасте получил высокий пост наместника римской провинции. Удачно сложилась и судьба его друга, принца Мансутеуса, который оказался очень способным и так понравился в Риме, что его направили домой, утвердив не только шотландским королем, но и римским губернатором, что случалось очень редко – как правило, римляне не доверяли знати из покоренных провинций.

Понтий Пилат плохо завершил свою карьеру в Иудее, хотя и сумел прославиться на века.

Впрочем, в тот день, когда это случилось, никто в мире не подозревал, что наместник подписывает себе приговор на вечные времена. А уж меньше всего думал об этом сам Пилат, для которого, скорее всего, те события были обычными и совершенно незначительными.

Конечно, вы знаете, что случилось, но все же я вам напомню – никогда не вредно еще раз прочесть о том, что должен знать любой культурный человек.

Священники Иерусалима, которые пользовались в городе властью не меньшей, чем сам царь Ирод, испугались растущего влияния Иисуса Христа. Они увидели в нем угрозу своему господству в стране. И, обвинив проповедника в святотатстве и бунте против властей, схватили и привели его к Понтию Пилату. Обвиняли Христа в том, что он якобы хотел разрушить Иерусалимский храм и называл себя сыном Божьим. Нашли свидетелей, и хотя Христос не стал оправдываться, но и не признался в преступлениях, судьба его, казалось, была решена.

И вдруг перед обвинителями Христа возникла преграда в лице Понтия Пилата. Он поговорил с Христом и, судя по всему, убедился в том, что тот ни в чем не виновен. Но римскому наместнику надо было оставаться в сносных отношениях с верхушкой иудейского общества. И тогда он схитрил – велел отправить узника к царю Ироду, пускай тот разбирается и берет ответственность на себя. Но Ирод оказался еще хитрее Пилата и, как пишет евангелист Лука, не добившись от Христа никаких чудес, под крики первосвященников велел избить его и, переодев, чтобы не видно было следов пыток, отправил обратно к римлянину. Причем воспользовался этим случаем для того, чтобы поправить свои отношения с Римской империей. Евангелист пишет: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собой, ибо прежде были во вражде друг с другом». Что за сговор случился между двумя владыками, мы, очевидно, никогда не узнаем.

Хотел того Пилат или нет, договорился ли он уже с Иродом или остался один на один со своей совестью, но он продолжил допрос Иисуса и после допроса заявил иудейским фарисеям, что считает Христа невиновным и, более того, собирается воспользоваться своим правом – в честь еврейского праздника Пасхи помиловать одного из приговоренных к смерти. А кроме двух разбойников к смерти был приговорен еще и Варавва, которого обвиняли в восстании против властей. Пилат сказал: «Давайте освободим Христа».

Вы бы послушали, какой шум подняли жрецы- фарисеи и их приспешники, которые прибежали ко дворцу наместника!

И тут Понтий Пилат совершил демонстративный поступок, о котором рассказывается только в Евангелии от Матфея: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови праведника сего».

Ох и хитер был Пилат! Какая школа дипломатии в столице покоренного народа! И Римская империя чиста, и первосвященники получили на растерзание, кого хотели.

Неприятности у Пилата начались после казни Христа. Несмотря на его лукавую политику, вскоре в Иерусалиме вспыхнуло восстание против римлян. Пилат жестоко подавил его, чем вызвал неудовольствие Рима. Прекрасный дипломат – и вдруг такое безрассудство! И когда после этого Пилат устроил резню в племени самаритян, Рим решил пожертвовать недостаточно гибким наместником. Есть такой старый закон: «Не бывает плохой церкви, но есть плохие священники». И если дела в колонии идут неладно, то надо показать на виноватого, которого можно отправить под суд, чтобы все видели, как мы боремся за справедливость!

Видно, репутация у хитроумного Пилата была такой плохой, что его не только отозвали домой, но и велели ждать суда.

И тут Пилату повезло. Умер император Тиберий, который и издал этот строгий указ. Суд не состоялся, но имущество наместника, видно нажитое неправедным путем, было конфисковано, с государственной службы его выгнали, и Пилат покинул Рим.

Он уехал на север, туда, где сейчас располагается Франция.

Дальнейшие события его жизни граничат с легендой, с нравоучительной притчей, поэтому нельзя утверждать, что было именно так.

Но существуют средневековые французские хроники, в которых говорится, что к старости Понтий Пилат осознал свои грехи и принял христианство – стал одним из первых христиан среди знатных римлян.

Более достоверно то, что Понтий Пилат возвратился в Англию, где Шотландией правил друг его детства.

Король Мансутеус принял его как брата и поселил в своем замке. Легенды гласят, что Понтий Пилат проповедовал христианство по всей Англии и достиг в том немалых успехов. Из хроник известно, что он умер 5 июля 55 года, то есть прожил шестьдесят четыре года – немало по тем временам.

В истории, покрытой пылью веков и трагическими событиями, есть много загадок и белых пятен. Однако библейские рассказы, которые поведали нам о страшной казни Христа более двух тысяч лет назад, упоминают главных участников этой драмы. Помимо Спасителя, его апостолов, последователей и двух разбойников, которые также нашли смерть на крестах, рассказывает о неком Понтии Пилате. Он особняком стоит в этой путанице.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат в Библии имеет весьма противоречивый характер. Он сочетает в себе противоположные качества - лицемерие и честность, прямоту и двоедушие, нерешительность и решительность, смелость и боязливость. Нет ничего удивительного в том, что евангелисты так подробно рисуют нам портрет человека, который подписал смертный приговор их учителю. Они не только дают оценку тем событиям, которые осели на голову единственному в мире достойному человеку, но и вынуждают нас, жителей двадцать первого столетия, пересмотреть свою жизнь. Может быть, кто-то из нас продолжает распинать Иисуса, идя на компромисс с собственной совестью под влиянием других людей и внешних факторов.

Биография которого имеет немало белых пятен, в советской историографии считался мифической личностью. Однако теперь современные историки под давлением многочисленных фактов науки вынуждены признать, что библейские рассказы о жизни и смерти Христа - отнюдь не выдумка. А сам прокуратор Понтий Пилат - такая же реальность, как или О прокураторе упоминает не только Евангелие. Такие античные авторы, как Филон Александрийский, Тацит и Евсевий подробно рассказывают об этом человеке. Археологи нашли немало монет, которые выпускались в то время Пилатом и они действительно подлинные.

Что же на сегодня известно о человеке под именем Понтий Пилат? Биография его началась с трудностей. Одни исследователи утверждают, что Понтий родился в Риме, другие - то, что он был внебрачным ребенком царя Тира, третьи считают, что был он родом из знатной семьи и получил дипломатическое обучение. Постоянно продвигаясь по служебной лестнице, он скоро дослужился до поста прокуратора в Иудее. Более четко проследить его путь можно именно с этой должности.

Понтий Пилат, биография которого интересна и для христиан, и для историков другого вероисповеданья, прибыл в Иудею по назначению Тиберия в 26 году нашей эры. С ним приехала жена Клавдия Прокула, которая являлась незаконной дочерью Клавдия и внучкой императора Августа. Женщина эта была очень умной и незаурядной личностью, верной своему мужу. Новый прокуратор отличался жестокостью, поскольку он хотел покорить ненадежную провинцию и сделать ее процветающей. Населению, конечно же, это не нравилось. История сохранила данные о противостояниях римского наместника и иудеев, запечатлела благосклонность прокуратора к смелым и отважным врагам. Он строил новые здания, водопровод, используя священные деньги иудеев, чем вызвал новый ропот. После Голгофской казни прокуратор правил провинцией еще три года. Потом, благодаря многочисленным жалобам и доносам, его отправили в отставку. По преданию, Понтий окончил жизнь самоубийством в ссылке.

Понтий Пилат, биография которого рассмотрена выше, является человеком реальным и неординарным, изменившим ход истории и выполнившим свое предназначение свыше.

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» - «...распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»... Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) - пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius - это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)). Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников). Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок - нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию - восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии - резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения...

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Однако Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте - это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория, которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Резиденция Пилата в Иерусалиме - претория

Предварительное "дознание" в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной.

Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна(утративший к тому времени права первосвященства), святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: "вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб" (Ин. 11:49–50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё "провернуть" за пятницу, т.к. следующий день был субботний - заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос - Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я - обещанный Мессия», и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) - поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену - только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.»(Ин.18:29-38)

Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа - «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).

Клавдия Прокула - жена Понтия Пилата

Бичевание

Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям - вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов - Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), - произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)...

После распятия

В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному - Пилат закончил жизнь самоубийством.

По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, - Тиберий - к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах..

Апокрифы о Понтии Пилате

Имя Понтия Пилата упоминается в некоторых раннехристианских апокрифах II века.

Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. К числу таких псевдодокументов, датируемых XIII века относятся «Евангелие от Никодима», «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата».

Примечательно, что в Эфиопской Церкви помимо жены прокуратора Клавдии Прокулы, к лику святых причислен и сам Понтий Пилат.

Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат - центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940). Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Изучив роман можно сделать вывод, что образ Понтия Пилата очень противоречив, он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него держат в определенных рамках. Михаил Булгаков в своем романе показал прокуратора как жертву, как человека терзающегося муками совести. Пилат наделен сочувствием к Иисусу, в проповедях которого он не видит никакой угрозы общественному порядку.

Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни Пилата и Совесть не даёт прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа и мучается две тысячи лет, мечтая встретиться с Ним. Вот, собственно, и все, что мы узнаем из романа Михаила Булгакова.

Образ булгаковского Пилата одинок, в романе ничего не говорится о жене игемона Клавдии - единственным другом всадника является преданный пёс Банга.

У Булгакова в романе очень много отступлений от Евангелия. Так, перед нами иной образ Спасителя - Иешуа Га-Ноцри. Вопреки изложенной в Евангелии длинной родословной, восходящей к роду Давидову, ничего не известно ни об отце, ни о матери Иешуа. У него нет братьев. «Я не помню моих родителей», – говорит он Пилату. И еще: «Мне говорили, что мой отец был сириец...» Писатель лишает своего героя семьи, быта, даже национальности. Убирая все, он формует одиночество Иешуа...

В числе существенных изменений, внесенных Булгаковым в евангельское предание, – иИуда. В отличие от канона, в романе он не апостол и, следовательно, не предавал своего учителя и друга, поскольку ни учеником, ни другом Иешуа не был. Он – профессиональный соглядатай и доносчик. Это его форма заработка.

В романе «Мастер и Маргарита» всё сосредоточено на опровержении сути Евангельского События – Страстей Христовых. Сцены казни Иешуа Га-Ноцри лишены непомерной жестокости. Иешуа не мучили, не издевались над ним, и умер он не от мук, которых, как видно из текста, и не было, а был убит по милости Понтия Пилата. Нет и тернового венца. И бичевание заменено одним ударом бича кентуриона Крысобоя. В романе нет и тяжкого несения креста. И крестного пути, стало быть, фактически нет. Есть повозка с тремя осужденными, смотрящими вдаль – туда, где их ждет смерть, на шее каждого из них доска с надписью «Разбойник и мятежник». И еще повозки – с палачами и необходимым, увы, рабочим инвентарем для произведения казни: веревками, лопатами, топорами и свежеотесанными столбами... И все это отнюдь не потому, что солдаты добры. Просто им – и солдатам и палачам – так удобней. Для них это будни: у солдат – служба, у палачей – работа. Царит привычное, незаинтересованное равнодушие к страданию и смерти – со стороны властей, римских солдат, толпы. Равнодушие к непонятному, непризнанному, равнодушие к подвигу, состоявшему зря... Иешуа казнен не распятием гвоздями на кресте, символе скорби, как Иисус Христос (и как было предсказано пророками), а просто привязан веревками к ”столбу с поперечными перекладинами. В смертный час нет не только группы апостолов и женщин, скорбно застывших вдали (по Матфею, Марку и Луке) или плачущих у подножия креста (по Иоанну). Нет и толпы, насмехающейся и кричащей:«Если ты Сын Божий, сойди с креста». У Булгакова: «Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим». Нет и двенадцати апостолов. Вместо двенадцати учеников – один Левий Матвей... А что говорит Иешуа Га-Ноцри, умирая на кресте? В Евангелии от Матфея:«...около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Илu, Илu! ламa савахфанu? То есть: Боже мой, Боже мой! для чего ты меня оставил?» Похожая фраза в Евангелии от Марка. У Иоанна короче, одно слово: «сказал: совершилось». У Булгакова последнее слово казнимого: «Игемон...»

Кто же он такой – Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»? Бог? Или человек? Иешуа, которому, кажется, открыто все – и глубокое одиночество Пилата, и то, что у Пилата мучительно болит голова, заставляя его помышлять о яде, и то, что гроза будет позже, к вечеру... Иешуа ничего не знает о своей судьбе. У Иешуа нет божественного всеведения. Он человек. И это представление героя не богочеловеком, а человеком бесконечно беззащитным...

Придется признать, что Булгаков сочинил другого Пилата, не имеющего ничего общего с историческим прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.

Правителем (игемоном ) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с по 41 годы , был в должности префекта .

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями . Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев , вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость» .

Понтий Пилат в христианской традиции

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки »).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим . Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии , где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр , но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне , где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном . На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата "Pilatusberg". По другим сообщениям, он был казнён Нероном . Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата - одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры : «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого ». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате » - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов , а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. ) - в результате возникло двойное имя - Клавдия Прокула . Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня .

Суд Пилата

Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор . Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию , возложению тернового венца) - поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых .

Исторические свидетельства

Помимо Нового Завета , Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия , Филона Александрийского и Тацита . В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии , который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉUM …PON ]TIUS PILATUS ..PRAEF ]ECTUS IUDA[EA ]E ..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам ». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем - начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов -III веков , и заканчивая подделками XX века - такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова , «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса , «Евангелие от Пилата» Эрик-Эмманюэля Шмитта , «Кредо Пилата» Карела Чапека , «Смирительная рубашка» Джека Лондона , «Плаха » Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне , музыке (например, рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда » Эндрю Ллойда Уэббера , песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом » (1634) Рембрандта , «Что есть истина? » (1890) Николая Ге , а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха , Караваджо , Корреджо , Тинторетто , Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский » (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей », «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун ("Плащаница" (США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур », США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей» , 1961)
  • Жан Маре («Понтий Пилат» , Италия - Франция, 1961)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея» , 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие », ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос - суперзвезда» , 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета» , 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина », 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа », 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита» , Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита» , Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос - суперзвезда» , 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы» , 2004); "Расследование", 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита» , Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)

Напишите отзыв о статье "Понтий Пилат"

Примечания

Ссылки