Будда обозначает. Значение статуэток будды. Просветление и реинкарнация Будды

(санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»), в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много параллельных терминологических наименований, как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»). Первоначально словом «Б.» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Б. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть Б., которые появились до Шакьямуни, в «Вуддхавансе» их число возросло до 24. Первым среди них считался Дипанкара (при нём, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать Б.); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее.
По представлениям мифологии хинаяны, Б. всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать Б., он имеет махапуру-шалакшану; после достижения нирваны (т. е. состояния Б.) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция Б. - проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В мифологии махаяны число Б. возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет своё «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый Б. имеет свою буддакшетру [поле (влияния)], которая находится в определённом месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, В. могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией Б. является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. Амитабха). В связи с этим возникла идея о тождестве всех Б., которая нашла выражение в концепции о «трёх телах Б.» (см. Трикая). В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон В. в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же Б.).
В мифологии ваджраяны число Б. тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число Б. ограничивается пятью т. н. дхьяни-буддами (букв. «буддами созерцания») и соответствующими им пятью земными Б. «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайрочану, в Рагнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандолу. В конце 1-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совпадают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они скорее всего - антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и т. д. Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», т. е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.
Лит.: Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919; Grünwedеl A., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabruck, 1970; Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L., 1976; Conze Е., Buddhism, N. Y., 1959; Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975.
Л. Э. Мялль.


Смотреть значение Будда в других словарях

Будда — -ы; м. [санскр. buddha - просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному........
Толковый словарь Кузнецова

Ади-будда — (санскр. первоначальный Будда) - в буддизме махаяныолицетворение всех будд - высших существ, достигших просветления.

Будда — (санскр. - букв. - просветленный),..1) имя, данное основателюбуддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, попреданию, из царского рода племени шакьев в Сев.........
Большой энциклопедический словарь

Будда — - существо в буддизме, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к спасению. В этом широком значении Б. может........
Исторический словарь

Будда (просветлённый) — - в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (просветления). В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Будда........
Исторический словарь

Будда — (санскритск., букв. - просветленный) - в буддийской религии существо, достигшее наивысшей святости. В буддийском пантеоне насчитывается св. 1000 будд. В более узком значении........
Советская историческая энциклопедия

Будда — историч. основатель духовной традиции буддизма; собственно титул: "пробудившийся (к пониманию реальности)"; имя при рождении - Гаутама Сиддхартха. VI - V вв. до н. э. (точные........
Словарь индуизма

Ади-будда — (Санскр.) Первый и Наивысший Будда - не признаваемый в Южной Церкви. Вечный Свет.
Философский словарь

Адибудда (санскр. - "извечный Будда") — - в махаяне - высш. безликая субстанция мира. Иногда отождествляется с нирваной.
Философский словарь

Будда — (санскр. - просветленный, постигший высш. истину) -в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолют, совершенства и способное указать другим путь........
Философский словарь

Будда Сиддхарта — (Санскр.) Имя, данное Готаме, Принцу из Капилавасту, при его рождении. Это - сокращение от Сарварттхасиддха и означает "исполнение всех желаний". Готама, что означает........
Философский словарь

Майтрейя Будда — (Санскр.) То же, что Калки Аватар Вишну (Аватар "Белого Коня"), и Сосиоша и других Мессий. Единственная разница заключается в датировке их появлений. Так, тогда как появление........
Философский словарь

Пратьека Будда — (Санскр.) То же, что "Паси-Будда". есть степень, принадлежащая исключительно школе Йогачарья, все же это всего лишь степень высокого интеллектуального развития, без........
Философский словарь

Шакьямуни Будда — (Санскр.) Имя основателя Буддизма; великого Мудреца, Владыки Готамы.
Философский словарь

Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» - это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя богом или пророком. Он был человеческим существом, которое стало Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и последовать традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя Истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде.

Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный ум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является Безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения. Его качества - мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум проникает в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий - проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Его учение известно на Востоке как Будда-Дхарма, или «Учение Просветленного». Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждое существо обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех нас к Просветлению.

Будда

См. Буддизм.

Энциклопедический словарь

Будда

(санскр., букв. - просветленный),..

  1. имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, "отшельник из шакьев" ) .
  2. В буддизме - существо, достигшее состояние высшего совершенства. БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет),
  3. в буддизме высшее состояние духовного совершенствования;
  4. имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара). Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+
  5. до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически. Жизнь Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на языке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на языке пали - Суддходана, буквально Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали - Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). Просветление В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Проповедь Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали - дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм. Учение о Будде Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-х будд), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм). В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получила значительное развитие. Здесь Будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время Будда - это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Адибудде) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя). Литература: Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. с санскр. А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. М., 1962. Джатаки / Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1990. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911. Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1-2. Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 1993. № 1. Жизнь Будды. Новосибирск, 1994. Андросов В. П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. М., 1995. Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1952. Nanamoli Bhikkhu. The Life of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984. Lamotte E. History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. from French by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988. When did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert. Delhi, 1995. Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays. Delhi, 1996. В. П. Андросов

Значение Будды для учения фен-шуй - ключевое и значимое. Это - его великий талисман, символ достатка, богатства, приносящий в дом веселье, радость, счастье, удачу и изобилие. Китайцы говорят, что когда-то, во время правления династии Лиань, в городе Чанган был такой человек - великодушный и милосердный монах Будай. Путешествуя с большим мешком, он говорил всем, что в этом мешке находится целый мир. Всегда веселый и радостный, с неизменной улыбкой, монах дарил детям сладости. Много позже фигурки Будды стали мощными талисманами этого города. А в Японии Будда, известный еще как Хотей , входит в семерку богов, почитаемых даосистами и синтоистами. В последние годы, когда учение фэн-шуй вышло за границы Китая и распространилось по всему миру, этот образ и имя завоевали огромную популярность в самых различных странах. Люди стараются поселить в своем доме маленького деревянного, фарфорового, бронзового, керамического либо из кости слона Будду, веря в то, что он принесет им счастье!

Статуэтки и фигурки

Для последователей фен-шуй статуэтка Будды имеет важное значение. Будды изображаются с посохом в руках, как символ здоровья, либо с монетами, символизирующими богатство, тыквой, приносящей в дом достаток, или жемчужиной – мудростью, и прочим.
По фен-шуй статуэтки Будды необходимо размещать, соответственно секторам Вашего жилища, призванным привлекать благо, находящееся в его руках. При нахождении статуэтки в гостиной лицом на восток, Будда будет притягивать в Ваш дом улучшение в социальном плане, у входа в дом - почет и уважение соседей, в южных комнатах - богатство. В любом случае статуэтка, размещенная в квартире, очистит дом от вредной отрицательной энергии и наполнит его благоприятной ци. Не стоит лишь, проявляя неуважение к божеству, размещать его в спальне, ванной и на кухне.
Фигурки Будды имеют самое различное значение:
Будда с детьми предназначен для тех, кто мечтает о большой семье. Статуэтка подарит Вашему дому многочисленное продолжение рода, а родителям – выдержку, здоровье и долготерпение.
Будда с зонтиком укроет от всех неприятностей, защитит от жизненных потрясений и непредвиденных несчастий и поможет улучшению Вашего социального положения.
Будда с монетками привлечет в дом финансовое благополучие, наполнит его несметными богатствами и поможет семейной жизни быть долгой, без всплесков и тревог.
Будда с драконом или черепахой привлекает финансовую удачу в дела. А черепаха – это еще и символ мудрости и долголетия.
Будда с персиком дарит своим владельцам крепкое здоровье и бесконечно длинную и счастливую жизнь, ведь персик в Азии - сокровищница полезных для организма веществ, дарящих долголетие.
Веер в руках Будды удаляет и разметает на жизненном пути все препятствия, мешающие двигаться вперед, очищает дорогу для новых начинаний и приближает благополучие в сложных делах.
Что бы ни означала фигурка Будды , все направляется на Ваше счастье, удачу, благополучие и достаток!
Сегодня такие статуэтки уже часто можно увидеть в офисах компаний, у входа в рестораны и отели, владельцы которых нацелены на достижение благоприятного результата.
Мастера фен-шуй советуют почаще поглаживать Будду по пузику, чтобы получать обещанные блага и всегда быть в отличном настроении. Фигурки Будды – замечательный подарок близким людям, друзьям и коллегам по работе. Преподносить их в дар - удачная примета, особенно перед Новым годом.

Одним из великих талисманов фэн-шуй является образ Будды, это символ достатка, богатства, который также приносит много веселья и счастья в дом.

Есть мнение, что в действительности был такой человек, Он переходил с места на место и всегда с собой у него был большой мешок. Он рассказывал окружающим, что в этом мешке располагался целый мир.

Он был оптимистом и делился своей радостью со всеми, кто встречался на его пути. Имя у него было Будда, он был монахом.

Согласно легенде, жил он в городе Чанган. А позже символы Будда стали мощнейшими талисманами данного города. При любой породе и в любое время суток Будда излучал веселье и радость, дарил конфеты и сладости детям, а его ослепительная улыбка была в качестве визитной карточки.

С давних времен статуэтка Будды изготавливалась в различных исполнениях, а также она была деревянной, керамической, бронзовой, Она располагала к себе и располагалась во многих домах.

Одного простого улыбчивого взгляда на это божество достаточно, чтобы поднять настроение, А если регулярно гладить по большому животику Будду, то это поможет привлечь изобилие, богатство, счастье и здоровью.

Значение Будды с разными атрибутами

Идеальным место для размещения Будды является гостиная, при этом взгляд его должен быть обращен на вход.

В руке у Будды по фэн-шуй могут находиться различные атрибуты. Китайские монетки помогут привлечь в дом финансовое благополучие. Он также обещает, что семейная жизнь будет долгой без особых всплесков и тревог.

Наверняка вам встречался такой Будда в офисе компании, которая уже заняла какую то позицию.

Если Будда держит персик, то ко всем благам прибавляется здоровье, которого так не хватает у многих, со здоровьем можно радоваться жизни.

Будда с веером поможет преодолеть преграды, которые мешают двигаться вперед..

Какой бы предмет ни держал Будда в руках - все направлено на изобилие, благополучие и счастье.

Будда с Драконом в фэн-шуй поможет привлечь финансы, а также поможет принести удачу в делах.

В качестве символа Нового года Будда будет прекрасным подарком, как для близких людей, так и для коллег по работе. Дарить статуэтки Будды считается очень удачной приметой. Не рекомендуется помещать статуэтку божества в таких комнатах, как спальня, ванная комната и кухня, так как это считается его неуважением.

Также Будда способен не только очистить дом от отрицательной энергии, но и наполнить положительной.