Внеклассные мероприятия по культуре речи презентации. Мероприятия в международный день родного языка в библиотеках. Просмотр содержимого презентации «Культура речи»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Красное Поселение муниципального района Елховский

Самарской области

«Формирование навыков речевого этикета

у младших школьников (4 класс) во внеурочной деятельности »

Подготовила

учитель начальных классов

Уварова Галина Анатольевна

с. Красное Поселение

Тема внеурочного занятия «Культура речи, поведения и общения»

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо.

Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.

Цели: формирование навыков культуры речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания;

Воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим.

Развивать интерес к русскому языку.

Задачи.

Обучающие: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитывающие: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Тип занятия: комбинированный.

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению

Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход занятия

Вступительное слово учителя

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего урока – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

(Выслушиваются ответы детей)

Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

Немного истории

Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа?

На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

Наш язык

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда

На языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот на русском говорю

Уже я восемь лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Менделеев дал закон,

На русском языке!

«Долой царя!» - народ сказал

На русском языке!

Н.Бойко

Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.

Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Ф.Тютчева.

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотая рожь.

И как море, волнуется нива,

Пахнет липа душистая мёдом,

И шумит полный сумраком лес.

Что значит любить свой язык? (Ответы детей.)

Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

О культуре речи

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, как болел Петя Крутилкин.

Сценка

Доктор. На что жалуешься молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и горлу дерёт.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек! Железно! (Берёт у Пети градусник.) Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

Петрушка! Вечно ты с обновкой – с разодранным локтём.

Ты, Филька, ты – прямой чурбан.

А вы, ребята, живёте в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С.Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

Прочитаем девять основных правил по культуре речи.

Правила «Культура речи»

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

Культура речи – это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –

Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет!

Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”?

В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?

Как здороваются в других странах?

Доброго ранку…

Бон жур …

Гутен морген …

Хэллоу …

Какие жесты помогают здороваться?

Индийцы: складывают руки и прижимают их к груди

Китайцы: пожимают руку себе

Латиноамериканцы: обнимаются

Лапландцы: трутся носами

Японцы: кланяются

Русские, англичане, американцы: пожимают друг другу руки

Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации.

В любой ситуации применима формула прощания «До свиданья!»

Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят «До встречи!»

Расставаясь надолго обычно говорят «Прощайте!»

Ложась спать, люди желают друг другу «Спокойной ночи!»

Среди хорошо знакомых людей говорят «Всего!», «Пока!», «Счастливо!»

Как прощаются в других странах?

Гуд бай! …

Дзай дзен! …

Саё нара! …

Ауфидерзейн! …

Аревуар! …

Арривидерчи! …

Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти («мне надо уходить», «очень жаль, но мне пора», «надо идти»)

А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете вежливые слова, поиграем в рифмы:

… спасибо!

… добрый день!

… спасибо!

… до свидания!

Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что всё хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно, нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжит разговор, спросить, что случилось.

Беседа

Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек» Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали бы этому совету, насколько легче бы людям общаться друг с другом.

Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь, испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива. Мешает окружающим, раздражает их. Помните в песне, услышать сердце человека возможно только в тишине…

А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек». Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз.

(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как можно было бы сделать.)

Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа» (плакат). Как вы их понимате? «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».

Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

Как вы думаете, нужно ли быть воспитанными в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Высказывания детей.)

Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.)

Правила воспитанного человека нужно выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя никто не видит. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.

Что же такое такт?

Такт в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, это умение правильно вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочуствия, жалости, внимания.

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. Тактичный человек:

-не хвастается;

Подведение итогов

Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

Просмотр содержимого презентации
«Культура речи»


Вежливые Дельфинчики

«Культура речи, поведения и общения».

Цели занятия:

Формирование навыков культуры речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания;

Воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим. -развивать интерес к русскому языку.

ГБОУ СОШ с.Красное Поселение Елховского района

Уварова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов


Задачи

Обучающие: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы. Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.


Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотая рожь.

И как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдёшь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскалённых над сводом небес.

Пахнет липа душистая мёдом,

И шумит полный сумраком лес.

Ф.Тютчев


. «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Витька, Ванька, Толька.


Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

С. Михалков


Правила «Культуры речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.


Тактичный человек

-не хвастается;

-не выясняет отношений в присутствии посторонних;

-не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

-терпим к недостаткам и слабостям других людей;

-никогда не рассказывает другим чужих тайн;

-в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

-не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.


Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку. - Здравствуй! –

Улыбнется он в ответ. И, наверно, Не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет!


  • Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим “ Здравствуйте!”?
  • В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?

Как здороваются в других странах?

Доброго ранку…

Бон жур …

Гутен морген …

Хэллоу …


Какие жесты помогают здороваться?

  • Индийцы:

складывают руки и прижимают их к груди

  • Китайцы: пожимают руку себе
  • Самоанцы: при приветствии обнюхивают друг друга
  • Латиноамериканцы: обнимаются
  • Лапландцы: трутся носами
  • Японцы: кланяются
  • Тибетцы: снимают головной убор правой рукой и высовывают язык
  • Русские, англичане, американцы:

пожимают друг другу руки


  • Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации
  • В любой ситуации применима формула прощания « До свиданья!»
  • Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят « До встречи!»
  • Расставаясь надолго обычно говорят « Прощайте!»
  • Ложась спать, люди желают друг другу « Спокойной ночи!»
  • Среди хорошо знакомых людей говорят « Всего!», « Пока!», « Счастливо!»

Как прощаются в других странах?

Гуд бай! …

Дзай дзен! …

Саё нара! …

Ауфидерзейн! …

Аревуар! …

Арривидерчи! …


  • Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти (« мне надо уходить », « очень жаль, но мне пора », « надо идти »)
  • Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника.
  • Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким.

Вежливые слова

  • Растает ледяная глыба от слова теплого …

… спасибо!

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …

… добрый день!

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

… спасибо!

  • И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …

… до свидания!



1 – тур. Тема: «Культура общения».

1 . Какими словами мы пользуемся при встрече?

  • Пока!
  • Здорово!
  • Привет!
  • Здравствуйте!
  • До свидания!
  • Доброе утро!

  • Позовите Сашу.
  • Здравствуйте, позовите пожалуйста, Сашу.
  • Здравствуйте, позовите Сашу.
  • Здравствуйте, извините, Саша дома?

3.Ты опоздал на урок и хочешь войти в класс. Как ты это сделаешь?

  • Можно войти?
  • Я войду?
  • Извините, можно войти?

  • Помог бы человеку перейти проезжую часть улицы.
  • Пошёл бы своей дорогой.
  • Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу.

  • Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз.
  • Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу.
  • Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.

  • Угощу конфетами всю семью.
  • Спрячу конфеты подальше.
  • Отложу часть конфет в вазочку и поставлю на стол.

  • Тоже бы посмеялся.
  • Помог Ване подняться.
  • Подождал бы, пока Ваня сам поднимется.

3 – ТУР (играют победители).

  • Назовите вежливые слова.

  • - Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.
  • Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям.

Внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке». Сценарий для 7-9 класса

Внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке».

Оборудование: Конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд(список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), 2 ватмана, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, линейки, картинки для оформления стенгазеты, опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.

Ход мероприятия:

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.

Знаете, в детстве, да если сказать честно и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Как раз сегодня утром, когда я собиралась к вам, я случайно наткнулась на одну из его серий. Посмотрев ее, я улыбнулась, но и задумалась одновременно. Я не поленилась скачать это видео, и мне хотелось бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году, когда ни вас, ни меня, еще не было. Прошло 40 лет, а как дела обстоят в наше время. Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик "Ералаш" - Почему мы так говорим?)

Скажите, в чем главная мысль ролика? Правильно, вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать. А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь? Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослый по-прежнему ее не понимали бы.

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?


Слайд 3.


А теперь сленговые слова. А вот примеры, которые нашла я. Слайд 6.

Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Бро –
9. Ботан –
10. Батл –
11. Сяпки –
12. Рот оф-
13. Фиолетово –
14. Замутить –
15. Глюк –
16. Шухер-
17. Кульно –
18. Го –
19. Фейк –
20. Няшно –

1. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

Мы сегодня с вами так активно и творчески работаем, наверное вы уже немного устали? А хотите я вас научу как всего парой движений, и зная несколько точек научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение и многое другое?

Для этого нам с вами нужно прежде всего встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке Слайд 7


2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.
Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

Для снятия стресса: Слайд 8.


2 выступающие косточки чуть ниже шеи.
Точка на запястье со стороны мизинца. При выполнении массажа дышим глубоко и ровно.

Ну и что бы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек: Слайд 9


точка на лбу между бровями
точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

А что бы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную стен газету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране. Слайд 13

Давайте повесим наши стенгазеты на доску.

Подведем итоги, у каждого из вас есть небольшая табличка, в котором вы должны оценить, интересным ли для вас было данное мероприятие, как вы работали в ходе него, и что получилось в итоге. Оценочный лист можно не подписывать.

Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

Димка, ну чё, прочитал?

Прочитал.

Прикольно или стрёмно?

Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

“Объяснительная”.

“Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха”

Задание № 4. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя В. Некрасова о Борисе Житкове. Проанализируйте диалог с точки зрения речевого этикета. Почему Б.С.Житков не сразу помог иностранцу?

Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашел какой-то иностранец и спросил: - Кто здесь у вас говорит по-английски?
- Никто, - на английском языке ответил Житков.
- А по-немецки?
Житков ответил на немецком языке, что и по-немецки здесь никто не говорит.
- Тогда, может быть, по-французски?
- Нет, никто, - на французском языке ответил Борис Степанович.
Иностранец очень расстроился.
- А что случилось-то? - спросил Житков.
Иностранец, оказывается, заблудился: не может найти дорогу в гостиницу. Житков объяснил ему, как добраться до гостиницы, сначала по-английски, потом по-немецки, наконец, по-французски.
- Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что говорите по-английски, по-французски, по-немецки?
Житков ответил ему:
- Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим по-английски, во Францию - по-французски, в Германию - по-немецки. А здесь мы все говорим по-русски.
И посоветовал иностранцу выучить русский язык.
(В. Некрасов )

Задание № 5.Запишите как можно больше примеров

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.
-Прочти, Сережа.
-«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».
- вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.
-Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.
-Миша: Ну, как контрольная прошла?
Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!
- вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
-вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.Учитель: Как вы думаете, правильно поступает Сережа? Почему? Может ли у человека быть два языка, как у Серёжи?

Ответы учеников.(Ученики делают вывод о том, что соблюдение речевого этикета и литературной нормы обязательно в любой ситуации).

Учитель: Акцентология..Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; во французском - на последнем слоге; в польском - почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях.

Задание №6: Объясните значение слов

А"ТЛАС- АТЛА"С

И"РИС- ИРИ"С

МУКА"- МУ"КА

ХЛО"ПОК- ХЛОПО"К

О"РГАН- ОРГА"Н

ПА"РИТЬ- ПАРИ"ТЬ

ТРУ"СИТЬ- ТРУСИ"ТЬ

А"ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.
АТЛА"С Шелковая гладкая блестящая ткань…

И"РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
ИРИ"С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

МУКА" Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
МУ"КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…

ХЛО"ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ХЛОПО"К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.

О"РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств(глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА"Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…

ПА"РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.
ПАРИ"ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.

ТРУ"СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.
ТРУСИ"ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»

Час общения

«Культура речи»

Классный руководитель 3а класса

Прыткова Светлана Николаевна

Аннотация

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

Целью данного классного часа является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.

Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.

Тема: «Культура речи»

Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.

Ход классного часа.

    Самоопределение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.

    Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа

Культура …

В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)

СЦЕНКА №1.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 3-ем «бы»

Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)

Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)

Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

    О культуре речи.

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):

Красивее Позвонишь

Звонит алфавит

Баловать Балованный

Газопровод Договор

Завидно Искра

Компас Медикаменты

Свекла Торты

Щавель Ирис (цветок)

(Самопроверка, правильный вариант на экране)

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

4) Ералаш «Почему мы так говорим?»

Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь?

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).

    Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

    Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

    Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

    Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

    Скверный характер, вредные привычки.

    Неуважение к окружающим.

    Отсутствие внутреннего самоконтроля.

    Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

    Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Опасно ли сквернословие?

Как влияет мат человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!

Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..

Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.

А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Итог. Рефлексия.

А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

    Что нового вы узнали сегодня?

    Полезен ли был сегодняшний разговор?

    Какие выводы вы сделали?

Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе

Тема: «Много слов на земле…»

(классный час, посвящённый культуре речи)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Презентация к внеклассному мероприятию находится по адресу:

Анкета для проведения анкетирования среди учащихся:

Ход проведения:

Ведущий-1 : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

Что значит «беречь язык»?

От кого его беречь?

Разве у языка есть враги?

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий-1 : А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово - получаю удовольствие.
  4. Прикол - шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6. Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай всё сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чём подъехал, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий-2 : Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий-3 : Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий-1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий-2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий-3 : На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий-1 : Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий-2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий-3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий-1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Заключение: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».