Наше право на защиту от насилия. Основные права ребенка в российской федерации Ребенок имеет право на развитие

Статья 58 Семейного кодекса Российской федерации (Далее - СК РФ) устанавливает право ребенка на имя, и определят порядок его реализации. Данное положение связано со статьями 7 и 8 Конвенции о и включает в себя право на собственное имя, фамилию и отчество. Это право появляется у ребенка с момента рождения.

Имя ребенку дается по соглашению родителей (п. 2 ст. 58 Семейного кодекса России). Стоит обратить внимание, что орган ЗАГС, который вносит запись об имени в акт об имени и в свидетельстве о рождении, не вправе отказать в присвоении ребенку имени, выбранного родителями, на том основании, что данное имя не указано в справочнике личных имен или является сокращенным.

Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. Семейный кодекс устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с законами субъектов РФ или на основании национальных обычаев.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей (п. 3 ст. 58 Семейного кодекса России). При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций).

При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разрешается органом опеки и попечительства. Безусловно, такие споры должны разрешаться только исходя из . При этом во внимание могут приниматься самые разнообразные факторы, включая, например, неблагозвучность фамилии одного из родителей.

Такой порядок присвоения фамилии, имени и отчества ребенку соблюдается и при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, по совместному заявлению родителей в орган ЗАГС (п. 3 ст. 48 Семейного кодекса России), в котором указывается, какую фамилию, имя и отчество будет носить ребенок после установления отцовства.

В тех случаях, когда отцовство не установлено, фамилия ребенку присваивается только по фамилии матери. Что же касается имени и отчества ребенка, то они записываются в таких случаях по указанию матери (п. 3 ст. 51 Семейного кодекса России).

Статья 59 Семейного кодекса России содержит положения об изменении имени и фамилии ребенка. Изменение имени, а также фамилии ребенка на фамилию другого родителя по совместной просьбе родителей возможно лишь до достижения ребенком 14-летнего возраста и только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом в законе прямо указывается, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. После достижения несовершеннолетним ребенком возраста 14 лет вопрос о перемене им имени, включающем в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, решается по его собственному заявлению.

В качестве обязательных условий перемены фамилии ребенка, не достигшего возраста 14 лет, на фамилию другого родителя или имени ребенка выступает совместное заявление обоих родителей об этом и разрешение органа опеки и попечительства.

В компетенцию органа опеки и попечительства входит и выдача разрешения на изменение фамилии ребенка по просьбе только одного родителя, если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию. В большинстве случаев это связано с прекращением брака родителей, когда ребенок остался проживать только с одним из них, что само по себе не может еще служить достаточным основанием для изменения фамилии ребенка. Однако на практике перемена фамилии ребенка в таких ситуациях может быть целесообразна, так как разные фамилии ребенка и родителя в одной семье могут создавать неудобства. С другой стороны, ходатайство о перемене фамилии ребенка может быть обусловлено стремлением одного из родителей досадить подобным образом бывшему супругу или добиться прекращения отношений между ним и ребенком. По этой причине при разрешении такого ходатайства родителей орган опеки и попечительства должен учитывать интересы ребенка и мнение другого родителя.

Во всех случаях перемены имени и (или) фамилии ребенка по совместной просьбе родителей или только одного из родителей ребенка обязательным является согласие ребенка на изменение его фамилии и имени после достижения им 10-летнего возраста, когда он уже может последствий подобного решения для себя с учетом взаимоотношений с родителями, со сверстниками и педагогами в школе и в среде своего общения. Введение в закон этой нормы является дополнительной гарантией соблюдения прав несовершеннолетних.

Михаил Красильников

Права детей являются важной и неоспоримой частью человеческой жизни. Свод таких прав берет свое начало в декретах ООН, в разделе детских прав. В РФ законодательная основа по данному вопросу подчинена ООН. Права детей нуждаются в большей регулировке, т.к. несовершеннолетние являются юридически и экономически не активными, а, следовательно, нуждаются в большей поддержке государства, чем взрослые. Именно поэтому международная практика показывает, что правам детей уделяется значительно большее внимание.

Оглавление:

Законодательное регулирование детских прав

В Российской Федерации детские права законодательно регулируются следующим образом:

  1. Статьями СК РФ.
  2. Конституцией.
  3. Законами о здоровье и о гарантиях прав ребенка.
  4. Законом об образовании и о социальной защите.

Центральным правовым документом по защите прав ребенка признана аналогично названная Конвенция, действующая с 1989г. Была принята ООН после положительного подтверждения о ее введении двадцатью государствами, включая Советский Союз.

Какие права есть у ребенка

В Конвенции выделяют такие права:


  1. Право иметь собственное имя
    . Данное право подразумевает наличие у ребенка личного имени, которое дадут ему родители, фамилию, которая достанется ему от одного из родителей, и отчество по имени отца. При этом если ребенок не достиг возраста 14 лет, то его фамилию и имя возможно изменить по факту разрешение органов опеки. Однако если ребенку уже есть 10 лет, необходимо учитывать его мнение.
  2. Право на семью. Право подразумевает возможность поддерживать взаимоотношения с отцом и матерью и прочими родственниками. В условиях, когда родители ребенка , это право не исчезает, ребенок по-прежнему может поддерживать связь с родителем, который проживает в другом месте. Запрет на общение может быть установлен в исключительных случаях, когда жизни или здоровью (как физическому, так и моральному) ребенка от встреч с родителями угрожает опасность.
  3. Право на защиту интересов. Защищать права и интересы несовершеннолетнего человека должны его родители, а в случае, если нет родителей, его опекуны. Когда ребенок достигает совершеннолетия, он получает возможность самому защищать свои права.
  4. Право на защиту. Данное право проявляется в том, что ребенок должен быть защищен он любого вида насилия со стороны родителей и родственников: унижения, запугивания, оскорбления, домогательства, избиения и прочее. Обратите внимание :Ребенок имеет право самостоятельно обратиться в соответствующие органы с просьбой избавить его от злоупотреблений со стороны взрослых. Когда ребенок достигает 14 лет, ему положено право самостоятельного обращения в суд по данной проблеме.
  5. Право на свободу самовыражения . Так, малолетний ребенок по достижению 10 лет может законно высказываться на суде, и его мнение должно быть воспринято наравне с любым взрослым человеком. Также данное право подразумевает возможность ребенка проявлять себя в устных, письменных или любых других видах самовыражения (например, искусство, интерес к чтению и прочее).
  6. Право на информацию . Т.е. ребенок имеет право получать информацию, которая способствовала бы его развитию (как тела, так и сознания). Однако от информации, которая наносит урон ребенку, его необходимо защищать. Таким законодательным защитником стал ФЗ №436 от 29.12.2010г. «О защите детей от вредной информации, наносящей урон их здоровью и развитию».
  7. Право на личные тайны . К таким тайнам относятся разговоры по телефону, личная переписка, личные вещи и прочее.
  8. Право на вероисповедание и свободу мысли.
  9. Право на поддержку государства, если ребенок лишен родительской опеки. Данное право подразумевает возможность быть или иметь приют в специальных учреждениях по воспитанию сирот.
  10. Право на полноценную жизнь. Т.е. ребенок должен обеспечиваться родительскими усилиями, а государство, в свою очередь, должно помогать семье с маленьким ребенком. Так, государство выделяет семьям с маленьким достатком определенные льготы, а семьям с многими детьми специальную мат.поддержку из целенаправленно созданного фонда.
  11. Право на медицинское обслуживание. Это право подразумевает бесплатную консультацию и медицинскую помощь в государственных больницах, а также санаторное лечение и специальный лечебный отдых на оздоровление.
  12. Право на образование. Так, образование необходимо направлять на развитие сознания ребенка, его способностей и воспитания. Образование можно получить в , школах, техникумах, колледжах и ВУЗах на государственной основе бесплатно. Для на бесплатной основе необходимо будет пройти определенный конкурс.
  13. Право на отдых. Развлечения должны соответствовать возрасту ребенка. Также он имеет право посещать различные культурные мероприятия, посвященные творчеству, представлять продукты своего творчества и прочее.
  14. Право на отсутствие работы. Несовершеннолетний ребенок не может совмещать обучение и работу, т.к. работа будет вредить получению образования. В частности, ТК РФ постановляет ограничения на работу малолетних детей.
  15. Право на повышенные потребности в случае нарушения физического или умственного развития. По данному праву ребенку предоставляется государственная поддержка в виде материальной помощи или выделения места в специальных интернатах.
  16. Право на имущество. Данное право подразумевает получение материального обеспечения от родителей или опекунов, на имение личных вещей, полученных по факту дарения или приобретенное как наследство или купленное из личных накоплений. Управляться со своим имуществом ребенок может на основании ст. 26 ГК РФ.

К несовершеннолетним детям относятся все граждане, которым менее 18 лет. При этом полная дееспособность и полноценное умственное развитие не определяют ребенка как взрослого человека.

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

Какие права имеет ребенок, только родившись;
- от кого нужно защищать ребенка;
- какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
- кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность - за дело ведь, накричать - а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного. А это самые настоящие проявления насилия - физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно - детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее - в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа-лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичныенарушения прав таких детей - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона«О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    Принарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.


Согласно Конституции России ребенком считается человек, который не достиг совершеннолетнего возраста. Права несовершеннолетних лиц регулируются следующими законодательными документами:

  • Законом № 159 «О дополнительных гарантиях по общественной поддержке»;

Главным нормативно-правовым актом, который регламентирует супружеские взаимоотношения, возникающие между гражданами во время брака является Семейный кодекс РФ . В соответствующем документе права и обязанности детей закреплены в 4 разделе, состоящем из 3 глав и 33 статей.

Когда у ребенка появляются права?

По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

С момента рождения, малыш имеет право:

  • на имя;
  • на фамилию;
  • на отчество;
  • на гражданство и гражданскую правоспособность;
  • жить и воспитываться в полноценной семье;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на всестороннее развитие;
  • на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на получение льгот и государственных пособий;
  • на обладание правами собственности.

Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет. С увеличением прав несовершеннолетнего, увеличивается и объем ответственности, в то время как родительская ответственность с возрастом уменьшается. При несоблюдении законов, гражданин может понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Основные права ребенка по СК РФ

Перечень основных прав несовершеннолетнего ребенка установлен в 11 главе Семейного кодекса РФ, которая состоит из следующих статей:

  • Право ребенка жить и воспитываться в семье. Родители или законные опекуны обязаны воспитывать малыша, обеспечивать ему всестороннее развитие как физическое, так и духовное;
  • ст 55. Право на общение с родителями и иными родственниками. Соответствующая статья гласит, что несовершеннолетний малыш вправе знать своих родителей, вне зависимости от того, состоят родители в официальном браке или нет;
  • ст 56. Право на обеспечение защиты законных интересов;
  • ст 57. Право на выражение своего мнения и позиции. Несовершеннолетний гражданин должен чувствовать себя личностью, с чьим мнением должны считаться, особенно при решении вопросов, затрагивающих его интересы;
  • Согласно 58 статье СК РФ , ребенок обладает перечнем прав при рождении, главные из них – имя, фамилия и отчество;
  • ст 59. Изменение личных реквизитов. При достижении 14-летнего возраста, несовершеннолетний имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой изменения инициалов, полученных при рождении;
  • ст 60. Имущественные правомочия. Соответствующее лицо вправе претендовать на содержание от своих родителей или других родственников. При рождении, родители обязаны выделить определенную долю в квартире или другой недвижимости, которой владеют родители.

Обязанности ребенка дома в основном определяются родителями, требования которых не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Социальные службы тщательно следят за соблюдением свобод, которые закреплены за несовершеннолетними гражданами.

Перечень обязанностей ребенка по СК РФ

Главный законодательный акт, регламентирующий семейные отношения. В нем устанавливаются и обязанности, которые должны быть соблюдены несовершеннолетними гражданами.


Обязанности ребенка:

  • получение базового образования;
  • соблюдение определенных правил поведения, которые установлены в различных образовательных учреждениях и общественных местах;
  • добросовестное выполнение всех возложенных на него профильными лицами обязанностей;
  • соблюдение устава образовательного учреждения;
  • вступление в установленные сроки на воинскую учетность;
  • после достижения 18-летнего возраста, обеспечивать своих нетрудоспособных родителей или законных опекунов.

Как уже было отмечено, несовершеннолетний может нести уголовную ответственность, которая по общепринятому правилу наступает с 16 лет. Однако при особо тяжком преступлении, уголовная ответственность может наступать и с 14 лет.

Права и обязанности усыновленных детей

Ребенок в приемной семье также обладает правами, гарантированными законом. Стоит выделить, что усыновленные дети не теряют правомочия на общение со своими биологическими родителями, однако подобное желание должно согласовываться с новыми родителями. В случае возникновения спорных ситуаций, они регулируются органами опеки и попечительства.

Усыновленный ребенок имеет право:

  • рассчитывать на государственную защиту;
  • выражение мнения;
  • получение пенсий, льгот и пособий;
  • на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
  • иметь собственную территорию;
  • знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
  • самостоятельно выбирать друзей;
  • отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.

Помимо прав, закон устанавливает и перечень обязанностей, которые он должен соблюдать. Приемный ребенок должен исполнять определенные обязанности по дому, выполнять различные поручения новых родителей, соблюдать правила гигиены, которые установлены в новой семье. Также гражданин, не достигший совершеннолетия, обязан уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, бережно относиться к имуществу и заботиться о новой семье, в случае необходимости.

Защита прав несовершеннолетних детей

В первую очередь, защита прав несовершеннолетних лиц осуществляется государственными органами власти и службами областного самоуправления. Отстаивать интересы могут и родители ребенка или лица, заменяющие их. Также обеспечивать защиту должны педагогические, медицинские и общественные сотрудники, так как они несут непосредственную ответственность за воспитание и охрану здоровья несовершеннолетнего гражданина.

Семейный кодекс России гласит, что несовершеннолетнее лицо имеет право в любом возрасте обратиться в органы опеки с жалобой и заявлением. Однако вопрос защиты свобод несовершеннолетних осложняется тем, что сам ребенок крайне редко самостоятельно обращается за помощью. Специалисты предполагают, что это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в общественных детских организациях.