Более десяти веков минуло с той поры, когда совершилось величайшее событие в истории нашего народа - крещение Руси. От воды и Духа заново родился русский народ. Просвещённые Божьей благодатью, вышли из Днепровской купели новые чада Божий. Возрастали, крепли и утверждались в вере Христовой, покрываемые заботой и любовью своего Небесного Отца. Вера, в которой крестились, стала основой жизни людей. Верой руководствовались в делах и поступках. За веру и отечество жизни свои полагали на полях бранных.
Столетиями возносятся молитвы к Небесам на Святой Руси, в которых прославляется имя Творца и Создателя вселенной. Да и возможно ли не славить Пресвятую Троицу, не благодарить за ту любовь, милосердие и щедроты, которые изливает Всеблагий Бог на свой народ.
Во всех печалях, нуждах, скорбях и бедах всегда обращались люди за помощью к Подателю всякой благости и не оставались неуслышанными. А находясь в радости и благополучии, не забывали благодарить Того, кто подал им эту радость и благоденствия.
Многовековая история оставила множество свидетельств такой взаимной любви между Богом и народом Божьим. Сколько человеческих сердец пламенело горячей любовью к Богу. Эта любовь была им путеводной звездой, помогающей пройти земные тернии и достигнуть желаемой цели - Царствия Небесного. Сколько их угодников Божиих, которые теперь являются молитвенниками у Престола Господня за нас грешных и немощных.
А вот ещё одно драгоценное сокровище, дарованное нам Небесной любовью. Ещё одно сердце. Сердце просторнее небес, исполненное неизреченной любовью, всепрощением и великим состраданием к роду людскому. Это сердце Божией Матери. «Царица моя Преблагая, Надежда моя Богородице…» - поет народ Той, которая и теперь является Предстательницей и Заступницей за грешный род человеческий пред Престолом Всевышнего.
И спешит православный люд в святые храмы Божий под покров Царицы Небесной и защиту угодников Божиих, чтобы получить утешение своим исстрадавшимся душам и сердцам. Спешит к Тому, кто вот уже более двух тысяч лет призывает со Креста: «Приидте ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы». /Мф. 11, 28/.
Храмы Божий - свидетели людской радости и печали, благодарности и слез. Храмы и монастыри, древние и новые - множество их воздвигнуто на святой Руси за долгие тысячелетия. Они, как связующие звенья между небом и землёй, как свечи, горящие огнём молитв людских, возносящихся на Небеса. Известные всему миру монастыри и маленькие сельские храмы - все они являются для нас ступенями ведущими в Царство Небесное.
Свято-Троицкая Браиловская женская обитель - это одна из тех множества свечей, зажженных во славу Божию на нашей земле, одна из ступеней лестницы, возводящей людей к Богу.
Прекраснейший уголок Украины - Подолье. Густые леса и зелёные рощи, бескрайние поля и луга, серебристые реки и озёра, поросшие по берегам густым ивняком, где звучат сладкоголосые песни соловушки. В очарованных необыкновенно-прекрасной природой подольской сердцах поэтов, писателей и композиторов, рождались чудные слова, волшебные звуки музыки, в которых выражалось восхищение и любовь к этому райскому уголку на Украине.
Но за долгую многовековую историю Подольского края, как и всей многострадальной украинской земле, пришлось пережить немало бед и скорбей. Чья только конница не топтала нашу землю, кто только не посягал на право быть здесь хозяином. Но всегда находились верные сыны Отечества, которые очищали родную Подолию от непрошеных гостей.
Браилов - совсем небольшое местечко на Подолье. Но в его истории, как в маленьком осколке зеркала отражается история многих городов и всей Украины. Возникший в месте слияния двух рек Браги и Рова, откуда и получил своё название, Браилов принадлежит к старейшим поселениям Подолии. В начале XVII ст. он уже является довольно известным и важным пунктом. Но XVII в. был очень неспокойным для Браилова. Многие владельцы местечка за это время сменили один другого, а со сменой владельцев большие перемены происходили и в самом местечке. Тяжело эти перемены отражались на Православии. Были времена, когда казалось, что процветавшие католицизм и уния совсем заглушили Православную веру. Но нет, она порою тлела, как маленькая искорка, готовая в любой момент разгореться в большое пламя, что и произошло в последствии.
И свидетельством того, что пройдя через многие испытания Православие утвердилось в этом месте, является драгоценнейшая жемчужина, которая своей чистотой и благодатью привлекает к себе народ со всей округи. Свято-Троицкая женская обитель. Как к благоуханному цветку слетаются пчёлы, так и к этому святому месту собираются боголюбивые сердца из ближних и дальних селений.
Красивые кованые ворота обители гостеприимно распахнуты. Но прежде, чем войти и насладиться нынешним благоустроенным видом монастыря, вдохнуть аромат, исходящий от цветников разбитых по обе стороны дорожки, ведущей от главного входа к собору Пресвятой Троицы прежде, чем войдя в храм, обретём упокоение своей душе в молитве, давайте отворим ещё одну дверь - дверь в историю создания Браиловского монастыря. Для этого нам придется вернуться в далёкое прошлое.
1635 год. Времена нелёгкие, для Православия. В юго-западной Руси победоносно распространялась уния, введённая в 1596 году.
Болью отозвались эти события в сердце человека, глубоко преданного православию. И вот королю Владиславу VI подают прошение, в котором подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий ходатайствует о создании в г. Виннице девичьего монастыря. Высочайшее разрешение получено. Главным мотивом для устроения монастыря было, как говорится в королевской грамоте: «старание об увековечении и распространении славы Святаго Величия Божия, поелику всякая помощь получается от Бога, Который есть Верховный Распорядитель всего».
Желание М.С. Кропивницкого исполнилось. С целью поддержания православия в Брацлавщине благочестивым фундатором устрояется в Виннице Православный женский монастырь.
Как вспыхивает в ночном небе яркая звёздочка, так среди тьмы отступления от веры отеческой воссияла новая обитель.
С радостью встретили её появление окрестные жители: соседние земледельцы и Винницкие мещане наделили обитель землёю и разными угодьями. Обеспеченный материально, монастырь стал крепнуть и возрастать. Вот уже его территорию украшает деревянная трёхкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии; заведено в монастыре общежитие по уставу святого Василия Великого. Теплятся лампады перед святыми образами, возносятся к Небесам сердечные молитвы. Казалось бы, что всё складывается благополучно. Но никогда не была простой и лёгкой дорога, ведущая вслед за Господом. Ещё во дни своей земной жизни Спаситель говорил о том, что все, кто хочет за Ним идти будут гонимы и притесняемы. То же произошло и с новоустроенной Благовещенской обителью. Не мог враг рода человеческого потерпеть света благодати Божьей воссиявшего в новом православном монастыре для просвещения и спасения людей. Под ударами унии и латинства пала молодая неокрепшая ещё обитель. Неизвестно в каком именно году произошёл захват Винницкого девичьего монастыря униатами, но новую монастырскую церковь освящал в 1723 году уже униатский епископ Афанасий Шептицкий. Но не суждено было развиться и окрепнуть на этом месте и униатскому монастырю. Произвол и насилие, царившие в то время в Польше подорвали чувство всякой законности. Частная собственность, имущество храмов и монастырей сделались предметом насильственного захвата любителей наживы. Земли и угодья, когда-то дарованные Винницкому православному девичьему монастырю, подверглись той же участи. Поэтому стал постепенно приходить в упадок и униатский женский монастырь. В 1780 году униатские монахини покинули опустошенный и расстроенный ими когда-то цветущий монастырь.
Целых шесть лет находился монастырь в полном запустении. В 1786 году в нём поселились четыре монахини-базилианки. Печальная картина полной разрухи и убожества предстала их взору.
Но наступили времена, которые обещали для обедневшей обители лучшее будущее. В 1793 году Подолия вошла в состав государства Российского, а в 1795 году и Винницкий униатский женский монастырь был воссоединён с Православием. Для Православия на Подолии облегчение наступило не вдруг. За долгие годы в окатоличенном крае, где православие притеснялось, много нужно было потрудиться для возрождения, укрепления и процветания правой веры наших предков.
Самая трудная, но и наиболее почётная миссия выпала на долю архиепископа Иоанникия (Никифорович-Полонский) - первого Подольского архипастыря. Задача не из лёгких: в ополяченном, окатоличенном крае воскресить Православие, в запущенные, разрушенные храмы вдохнуть новую жизнь, воспитав активных борцов за прадедовскую веру.
Четверть века изо дня в день нёс он людям слово Христово, обращая в лоно Русской Церкви заблудшие души, стоял на страже интересов своей многострадальной паствы. За годы служения на Брацлавско-Подольской кафедре (1795 - 1819 гг.) трудами Владыки были открыты Шаргородская, а затем Подольская духовные семинарии, два духовных училища. Архиепископ Иоанникий и почитается, как первый просветитель Подолии. Произошли изменения к лучшему и в Винницкой обители по возращении её в Православие.
Первой игуменьей монастыря была назначена насельница Чигиринской обители Палладия. Она управляла монастырём до 1798 года, а после попросилась на покой обратно в Чигирин. Но Преосвященный Иоанникий оставил её пока на месте, предложив избрать себе в сотрудницы по управлению монахиню Елену. В том же 1798 году была назначена в Винницкую обитель новая игуменья - Вера.
Дворянка по происхождению она была пострижена в рясофор в 1766 голу в Киевском Богословском монастыре архимандритом Тарасием, а в 1768 году архимандритом Амфилохием в мантию. С 1766 по 1790 гг. несла клиросное послушание в Богословском монастыре, затем митрополит Самуил перевёл её во Флоровский монастырь. Здесь матушка Вера пребывала до 1798 года, пока не была назначена игуменьей в Винницу.
Материальное положение Винницкой обители теперь немного улучшилось. После прибавки сделанной императором Павлом I , годовой бюджет монастыря увеличился от 701 р. 80 коп. до 1200 р. Также материальной поддержкой для монастыря послужило присоединение к нему упразднённого монастыря Рожецкого.
Монастырская утварь несколько пополнилась Высочайшим пожертвованием в 1799 году. Но не оставляли обитель и трудности. Насельницы испытывали большую скудость. По штату, например, ничего не полагалось на общую трапезу и монахини уделяли для этого из своего крохотного содержания по 3 рубля в год. Понятно, на такую сумму нельзя было прокормиться, поэтому игуменья Вера просила в 1800 году разрешения взять на эти нужды денег из других монастырских сумм.
И всё же не смотря на трудности монастырь не оскудевал инокинями. В конце XVIII ст. монастырский штат состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц. Насельницы были разных национальностей: 12 польской, 8 российской, 4 украинской. Многие из них были пострижены православными иерархами ещё во время унии (большей частью в Молдавии).
Игуменья Вера чрезвычайно энергичная и деятельная, управляла монастырём до 1814 года. Затем до 1832 года монастырь не имел игуменьи и делами обители правили казначеи:
Серафима (1815 — 1821 гг.)
Антония(1822 — 1825 гг.)
Досифея(1826 — 1827 гг.)
Поликсения (1828 — 1832 гг.)
После правления монастырём казначеями в 30-е годы снова начальствует в Винницкой обители очень деятельная игуменья Анфиса, много потрудившаяся для благоустроения монастыря. При ней количество насельниц увеличивается.
Правящим архиереем Подольской епархией в то время был архиепископ Кирилл. Он приступил к выполнению своих обязанностей в 1832 году и десять лет пребывал на этой нелёгкой и ответственной должности. Он трудился не покладая рук, продолжая укреплять в Подольском крае основы Православия, обращая к вере предков тех, кто поддался влиянию иезуитов, которые удерживали на Подолии ещё достаточно крепкие позиции. Вот с ними и повёл решающую борьбу Владыка уже с первых дней своей деятельности.
Архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) был известным проповедником, человеком высокообразованным. Кроме того, он обладал такими качествами как доброта, щедрость, открытость, доступность и деловитость. Как правило, все дела рассматривал незамедлительно, а потому двери его приёмной были всегда открыты для всех.
Результатом трудов Владыки стало то, что за время его служения увеличилось количество присоединений к Православию из унии и католицизма. И в скором времени уния полностью приостановила свою деятельность, соединившись с Православной церковью.
Трудами преосвященного Кирилла небольшие, ветхие деревянные храмы, неприглядные внешне и убогие внутренним убранством, сменялись новыми крепкими и каменными. Пополнялись церковной утварью и богослужебными книгами.
Дальнейшее развитие получило духовное образование. Открываются новые училища, укрепляется материальная база семинарий, при храмах создаются библиотеки.
Владыка Кирилл большим вниманием окружал сирот и вдов, престарелых, инвалидов и убогих. Для облегчения их жизни он создал особый фонд из добровольных пожертвований. Чуткий и внимательный к чужой беде Владыка отдавал сиротам почти все свои сбережения. Вообще, «доброта была характерной чертой преосвященного Кирилла, - отмечал историк В. Лосицкий. - Она была видна в его лице, светилась в его глазах, чувствовалась в его мягком, симпатичном голосе. Эта доброта помимо воли притягивала к нему не только прихожан, но и иноверцев».
Почил Владыка Кирилл в Петербурге, куда был командирован по делам Священного Синода. Поехал уже больным, и как описывает В. Лосицкий, на границе родной епархии преосвященный долго беседовал со своими почитателями, а потом обращаясь к Подольской земле, поднял руки и благословляя сказал: «Прощай, любезная Подолия, мне уже не видеть тебя более».
Похоронили четвертого Подольского архипастыря в Никольском храме Свято-Александро-Невской лавры.
Именно Владыка Кирилл ещё в 30-е годы отозвал из Чигиринского монастыря м. Анфису для игуменского служения в Виннице. Её трудами в обители были воздвигнуты дом с игуменскими кельями, корпус для сестёр, а также предположена была постройка церкви. Особенно содействовала игуменья Анфиса поднятию материального благосостояния монастыря тем, что выиграла процесс с помещиком с. Вороновицы гр. Грохольским и взыскала с него 15 тыс. рублей, составивших основной капитал монастыря.
После игуменьи Анфисы настоятельницейВинницкого монастыря стала игуменья Таисия. При ней и произошло перемещение монастыря из Винницы в Браилов. Совершилось это событие в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 н.ст.) 1845 года.
Правящим архиереем в то время был Архиепископ Арсений, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. И мысль о перенесении монастыря всецело принадлежала ему. Преосвященный Арсений был стойкого нрава, непреклонной воли, высокой мудрости, крепко державший бразды правления в своих руках. Он был настоящим отцом, хотя и строгим, но горячо любящим свою церковную паству. Много трудов было положено его священством для ограждения православного народа от произвола католиков-помещиков. При Преосвященном Арсении улучшилось положение православного духовенства. Владыка обратил своё внимание и на стеснительное положение монастыря в Виннице. Он предложил игуменьи монастыря м. Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались пустыми после выселения отсюда в 1832 году католических монахов-тринитариев.
Ходатайство игуменьи было решено положительно, и вот 30 сентября (13 окт. н.ст.) 1845 года в Винницкой монастырской церкви была отслужена в последний раз Божественная Литургия и напутственный молебен, после которого сестры обители с крестным ходом и со своими древне-чтимыми святынями вышли из Винницы в местечко Браилов.
Утром 1 октября (14 окт. н.ст.) монастырский крестный ход прибыл в Браилов. На заставе местечка его встречало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. Отсюда все вместе проследовали к отведенным для монастыря зданиям. В воротах обители встретил будущих насельниц сам архиепископ Арсений и после каждения и архипастырского благословения отслужил торжественный молебен перед древне-чтимой в обители иконой Божьей Матери. Затем крестный ход проследовал в большую монастырскую церковь, где была совершена Божественная Литургия с благодарственным молебном, и лишь после этого сестры стали устраиваться на новом месте.
С этого момента начинается новая страница жизни Винницко-Браиловского монастыря. Сестры обители непрестанно трудились, благоустраивая свой новый дом.
Монастырские здания были величественные и вместительны, но много нужно было приложить усилий и труда, чтобы привести их в надлежащий вид после тринадцатилетнего запустения. Вместо иконостаса, алтарь от средней части храма отделяла небольшая каменная стена; штукатурка обваливалась; обваливались некогда украшавшие храм живописные изображения; разрушались церковные стены и снаружи. Монастырские корпуса стояли по местам без крыши, окон и дверей. Но монахини трудились неустанно над обновлением и украшением монастырских зданий, придавая своей обители благолепный вид.
Проходили, сменяя друг друга, дни, месяцы, годы. Прилагая труды к трудам, вознося горячие молитвы, сестры возрождали свою обитель. В главном монастырском храме восстановлены уже все три предела: главный центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. Теперь алтарь отделяет не каменная стена, а великолепной работы иконостас. Над Царскими Вратами центрального престола помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в своё время подарил для новосозданной Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.
Поскольку размеры храма достаточно велики, то зимой в нём бывало очень холодно. Игуменья Таисия приняла решение строить тёплую церковь под помещениями главного храма. И вот уже в 1847 году закончилось строительство храма в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Тёмные краски иконостаса, массивные столбы, низкие своды и полумрак напоминает о жизни и подвигах первых христиан.
После открытия монастыря, спустя 13 лет, в северной части монастырского корпуса открыла свои двери для молящихся ещё одна тёплая церковь- в честь святителя Николая. Небольшой по размерам уютный храм был украшен простым деревянным, но весьма изящным позолоченным с резьбой иконостас.
Под кровом Браиловской обители находили приют не только ушедшие из мира и посвятившие себя Богу сестры. С 1864 года при монастыре существовала богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе расположилось училище для девиц-сирот, где девочек обучали Закону Божию, письму, географии, чтению русского и церковно-славянского языка, арифметике, истории и черчению, а также рукоделию и церковному пению.
Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная школа для взрослых женщин г. Браилова. Занятия проходили по воскресным и праздничным дням в монастырской столовой. В школе учили, как правильно произносить молитвы и объясняли их смысл. Рассказывали о происхождении церковных праздников, христианскую историю, обучали чтению.
Шли годы. Святая обитель процветала, мирно и тихо протекала жизнь сестёр. По-прежнему творили они дела любви и милосердия. Множество паломников из ближних и дальних селений стекались в монастырь для облегчения и утешения своей наболевшей души. А если посетить монастырь в летние праздники - Вознесения Господня, Пятидесятницы, в неделю всех святых, в день святых апостолов Петра и Павла, в праздники Успения и Рождества Пресвятой Богородицы, то можно было увидеть тысячи народа, собравшегося в обитель для молитвы.
Мирные времена сменились военным лихолетьем. Но и тогда монастырь не прекращал своей благотворительной деятельности. Во время Первой Мировой войны 1914 года в Браиловской обители был открыт военный лазарет на 50 коек. Заботу о раненных проявлял правящий епископ Митрофан, который лично посещал лазарет. А в мае следующего года император Николай II за помощь фронту наградил игуменью Екатерину золотым крестом.
В январе 1915 году настоятельница Браиловского монастыря игуменья Екатерина обратилась в Земское управление с просьбой открыть приют для девочек-сирот погибших на фронтах воинов. На Земском заседании просьба была рассмотрена, разрешение получено, и, кроме того, Земское управление обязалось выплачивать на содержание приюта ежемесячно 200 рублей. Так Браиловский женский монастырь своей благотворительностью старался помогать не только воинам, полагавшим жизнь свою за веру и отечество на полях бранных, но и их детям, которые так нуждались в помощи.
Наступил год, который кровью обозначился на черной странице истории нашего Отечества - год 1917. Пришло время испытаний. Наступили дни, когда скорбями, притеснениями, гонениями, угрозой лишения жизни проверялась твёрдость веры людей.
Один за другим принимаются антирелигиозные законы: декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви», декрет «о земле», по которому у церквей и монастырей отбирались все земельные наделы. Запрещалось совершение церковных таинств и обрядов, крещения, погребения без предварительной регистрации в ЗАГСе.
В Браиловский женский монастырь священником переводится протоиерей Иван Шипович. Отличный педагог, человек большого ума и глубокой веры. Он с июня 1893 года преподавал Закон Божий в Винницком реальном училище. Всю свою жизнь изучал историю края, оставил много публикаций по истории Подолья. Был награжден как церковными так и светскими наградами. В декабре 1932 года батюшку осудили по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и в возрасте 75 сослали в Сибирь. По возвращении из Сибири он вскоре скончался.
В Браилове под духовным окормлением о. Иоанна находилась 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря состояла из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу.
В конце 20-х в начале 30-х гг. повсеместно началось закрытие храмов, а затем стали закрывать и монастыри. В 1929 г. был закрыт Немировский монастырь. Арестовывали и ссылали в лагеря священников и архипастырей.
Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель всё-таки ещё некоторое время просуществовала. Но повод для закрытия монастыря нашёлся очень скоро.
Во время коллективизации и искусственного голода люди приходили тайком в монастырь, чтобы спрятать там часть урожая. После обыска из монастыря был вынесен весь спрятанный урожай и в 1932 году в декабре постановлением Винницкого областного исполкома монастырь в Браилове закрыли.
На десять лет умолк звон монастырских колоколов и перестала возноситься молитва в стенах обители.
И только во время немецкой оккупации в 1942 г. Свято-Троицкий женский монастырь снова открывается.
Опять возродилась жизнь в обители. Затеплились лампады перед образами, замерцали огоньки свечей и вознеслись к Небесам из уст насельниц молитвенные прошения и благодарения. Вновь зазвучали в стенах монастырских храмов нежные звуки церковных песнопений.
Но в скором времени, словно чёрная туча, надвинулась на Церковь война гонений. Уже в 50-м году закрыли Немировский женский монастырь, а монастырские помещения были отобраны для размещения в них детского дома. Немировских монахинь перевели в Браиловскую обитель.
Оставляя монастырь монахини подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой монахини на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родную обитель.
На новом месте изгнанные монахини нашли приют, утешение своей скорби и любовь Браиловских сестёр.
Жизнь продолжалась. И не взирая на все трудности и препятствия со стороны властей, с 1953 по 1955 гг. был проведён даже капитальный ремонт монастыря, на который за это время было потрачено почти 100 тыс. руб. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата. Полностью был отреставрирован храм внутри и снаружи. В церкви Святой Троицы постелили деревянный пол, которого до ремонта не было вообще. Со временем была заменена стропильная система и отремонтировано перекрытие. Восстановлена ограда вокруг монастыря и отремонтированы въездные ворота.
Все эти нелёгкие труды по устройству обители проводила игуменья Глафира, занимавшая в то время пост настоятельницы монастыря. После матушки Глафиры, которая по состоянию здоровья больше не могла управлять монастырскими делами, с августа 1957 года настоятельницей становится игуменья Зоя. Ей пришлось управлять обителью в самый трудный период жизни монастыря, но как трудолюбивая пчела она трудилась на благо родной обители.
Архиепископ Симон (Ивановский) любил приезжать в Браиловский монастырь. Он часто совершал здесь богослужения, на которые стекалось множество народа. Так на Пасхальную заутреню 1956 года, возглавляемой Владыкой Симоном, собралось около двух тысяч человек.
1 июня 1956 года Владыка Симон назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. Отца Михаила, твёрдого борца за Православие, Владыка знал ещё с 1936 года, когда посетил приход на Волыни, где батюшка был настоятелем. Тогда отец Михаил произвёл на Владыку неизгладимое впечатление. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так Владыка охарактеризовал батюшку.
В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию, чтобы всех подчинить папе Римскому.
В такой обстановке довелось жить и трудиться батюшке. Кроме совершения богослужений и треб, он шёл к людям с миссионерской проповедью. В Браиловском монастыре начался новый подвиг о. Михаила - ежедневное служение с сестрами обители и многочисленное исполнение треб для прихожан.
Владыка Симон и отец Михаил вместе прошли многое и научились видеть духовное в суете мирской. И видели они, что начинается новая эпоха гонений и новое поколение должно пройти новые испытания.
В 1961 году Владыка Симон отказался подписать постановление, передающее власть в приходах их старостам, назначенных местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил он. За этот возглас Владыку Симона тут же отправили на покой. Теперь, казалось всё пошло под откос. Без разрешения уполномоченных по делам религии священникам запрещалось совершать требы «на людях», а тем более нелегально. Начались гонения со стороны властей и на отца Михаила.
Переживая, отец Михаил всё больше терял здоровье. Уже 15 ноября 1962 г. чувствуя слабость и недомогание он пишет Владыке Иоасафу (Лелюхин) о своём уходе на пенсию с просьбой о назначении пенсии «…за 45 лет моего священнического сана».
Браиловский Свято-Троицкий женский монастырь был уже на грани закрытия.Предвидято,чтонекому будет окормлять монахинь в случае гонений, отец Михаил переводится на приход Малых Хуторов города Винницы, а получив долгожданную пенсию, присматривает дом на Винницких Хуторах, выкупает его и тут же переделывает его на общежитие. Потом ещё подыскивает несколько домов с этой же целью недалеко от Иоанно-Богословского храма на тех же Малых Хуторах города Винницы.
13 октября 1962 года Браиловский монастырь закрыли, монахинь разогнали, но верных чад уже ждали «монастыри в миру». «Скиты», как называл их батюшка, вместили около пятнадцати монахинь.
Не до отдыха на пенсии было отцу Михаилу: он продолжает духовно окормлять Браиловских сестёр и остаётся их духовником до самой смерти. Отошел ко Господу батюшка 2 февраля 1967 года.
После закрытия Браиловской обители монастырские строения стали приходить в упадок. Уже в 1970 году железное покрытие монастыря было в ужасном состоянии, значительная его часть была просто сорвана ветром. Внутри Свято-Троицкого храма все настенные фрески постепенно разрушались. Как всегда средств на реставрацию памятника архитектуры XVIII ст. не нашлось, и потому монастырь постепенно разрушался.
В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы.
В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, устроили тир для стрельбы.
Но не суждено было туристической базе долго здесь находиться. Благодаря многочисленным обращениям верующих Браилова и Винницкой области, а так же просьбам Митрополита Винницкого и Брацлавского Агафангела и духовенства Винницкой епархии 4 сентября 1989 года монастырь передан Православной Церкви. И вот наступил тот великий радостный день, которого ждали, о котором молились тысячи верующих сердец.
19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел совершил освящение и первую Божественную Литургию в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, в храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа.
Из Пюхтицкого монастыря на Винничину была переведена монахиня Неонилла (Ярешко). Возведённая в сан игуменьи, она стада настоятельницей Браиловской обители. Матушке предстояла огромная работа по к восстановлению монастыря. После закрытия монастыря в помещении, где располагалась просфорня, держали скот. От этого фундамент здания осел и просфорня почти разрушилась. Настенные фрески были уничтожены.
Войдя в середину монастырского корпуса паломников встречает икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими - единственная фреска сохранившаяся с тех времён.
Постепенно в помещениях проводился ремонт, монастырь обзаводился необходимым инвентарем и подсобным хозяйством. Митрополит Агафангел приобрёл для обители грузовой автомобиль. А вскоре и Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю ещё один грузовик.
Матушка Неонилла (Ярешко) была настоятельницей до 1991 года. Некоторое время (с 1992 по 1994 года) сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).
В каждом уголке обители ощущается мир, благодать, любовь. А всё это потому, что монастырём с 1994 года управляет матушка мудрая, с любящим и заботливым сердцем. Знает она простую истину: где Бог, там любовь, а где любовь, там и Бог. Вот и старается она сохранить в мире и любви вверенных ей Богом сестёр обители.
Матушка Антония (Стеценко) в монастыре с первых дней его открытия, и уже 15 лет, как несёт в монастыре самое трудное послушание - игуменство. Нелегко смотреть за большим хозяйством, заботиться о нуждах обители. А самое трудное и ответственное дело - это вести ко спасению сестёр, которые ради этого и пришли в монастырь. И в исполнении самого трудного послушания помогает матушке сама Царица Небесная. При ней 13 июня 1995 г. совершилось ещё одно радостное событие. В стены родной обители вернулась икона Божьей Матери Браилово-Ченстоховская. Икона эта после закрытия монастыря в 1962 г. бесследно исчезла. И вот уже более чем через три десятка лет её снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной Литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Винницы, в Браилов вышел крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы.
Нескончаемый поток верующих с пением акафиста, составленного в 1931 г. игуменьей Софией (Рачинской), и молитв в честь чудотворной иконы Божией Матери, направился в г. Браилов. В десятом часу вечера крестный ход подошёл к Браилову. Идут люди, из уст и самого сердца льётся молитва, глаза наполнены слезами радости. Теперь уже ничего не страшно, когда Матерь Божия снова со своим народом, когда опять Богородица полноправной хозяйкой входит в свой дом. И всю эту радость умножает торжественный звон монастырских колоколов.
Из ворот обители со свечами в руках вышли монахини встречать свою Заступницу и Покровительницу.
Под Её покровом когда-то сестры перешли из Винницы в Браиловский монастырь. Под Её защитой долгие столетия инокини переносили все тяготы и беды. К Ней обращались за помощью и благодарили за оказанную милость не только насельницы обители. Отовсюду стекался народ в это святое место, чтобы поклониться чудотворному образу.
Икона Божией Матери Браилово-Ченстоховская находится в монастыре с давних пор, и многие предполагают, что этим образом благословил Винницкую обитель её основатель Михаил Кропивницкий. Похожа она на Ченстоховскую икону и, думается, что это один из древнейших её списков. В 1860 году на образ была возложена серебрено-позлащенная риза, а по бокам были расположены металлические привески, представляющие то отдельные члены человеческого тела, то всего человека: знак благодарности тех, кто получал от неё благодатное исцеление. Но всего этого не сохранилось.
Знаменательна история другой чтимой в монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской. В 1672 году при взятии Подолии турки осаждают местечко Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. С этого времени исчезает особо чтимая в народе икона Божией Матери. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из Лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись этой иконой, он пришел к выводу, что это копия, бывшая некогда в Браилове чудотворной иконы. Тогда же он сообщил это игуменьи женской обители. И по разрешению Лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1 июня/14 июня 1888 года). В 1890 году на неё была возложена серебрено-позлащенная риза, но в первоначальном виде она не сохранилась.
Собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений совершавшихся от икон Божией Матери. Чудеса эти происходили во времена былые, происходят они и в настоящее время.
Источник милосердия Пресвятой Богородицы неисчерпаем. Не иссякают являемые Пресвятой Девой чудеса и в наши дни. Как и много столетий тому назад, так и сегодня Царица Небесная готова прийти нам на помощь. Только бы мы сами стремились к Ней, только бы открыли Ей свои сердца, только бы не переставали прибегать к Ней с верой и горячей молитвой.
Прошли долгие годы со дня основания Свято-Троицкой обители. Были и радостные моменты в её истории, были и смутные времена лихолетий. Всё пережила святая обитель: и разорения и восстановление. И вот уже 20 лет открыты монастырские врата для всех, кто любит Бога и стремится к Нему.
Войдёмте и мы с вами в этот кусочек рая на земле. Войдём и сердце наше пусть наполнится любовью и благодатью, душа покоем и тишиной, очи насладятся красотой и благолепием.
Под звон колоколов войдите в величественный собор, который покорит вас своей белоснежной чистотой и блеском позолоты. А вам навстречу, словно с небес, сойдёт на лентах образ Царицы Небесной. Сойдёт для того, чтобы исполнить ваши прошения, чтобы подать утешение в скорбях и исцеление в болезнях. Взгляните Ей в глаза - вы не сможете не поверить Ей и не любить Её. И тогда молитва сама польётся из вашего сердца.
Живут в обители, творят молитву и трудятся 65 сестёр, 4 священника, 2 диакона. Что привело их в это святое место? Любовь к Богу и людям. По любви к Богу они оставили мир и родных, пришли сюда, чтобы посвятить всю свою жизнь Тому, Кто её даровал - своему Создателю.
А любовь к людям побуждает их молиться не только о своём спасении и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - и днём и ночью.
Чтимые святыни обители:
Браиловская Ченстоховская икона Божией Матери
Браиловская Почаевская икона Божией Матери
Частицы мощей :
Вмц. Татианы
Равноап. Марии Магдалины
Первомученика архидиак. Стефана
Адрес обители:
Украина, 23130, Винницкая обл., Жмеринский район, пгт. Браилов, ул. Монастырская, 1
Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)
Прошел год с тех пор, как 28 ноября, на 93 году жизни, после продолжительной болезни, отошел ко Господу старейший клирик Винницкой епархии, старец Свято -Троицкого Браиловского монастыря схиархимандрит Кирилл (Соколов). Перестало биться огромное, любяшее сердце, без остатка отданное Богу и людям.
С 1992 года отец Кирилл был духовником Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря.
Духоносный старец. Схиархимандрит Кирилл (Соколов), игумения монастыря Антония и келейник, иеродиакон Давид
За молитвенной помощью и советом к нему приезжали многие священники и миряне из Украины и других стран.
Батюшка был одним из редких в наши лукавые времена людей, способных одной фразой дать понять, что такое Любовь, и ее самим обликом своим являющих. Это действительно чудо - своими глазами видеть Любовь, воплощенную в человеке
Заупокойную Божественную литургию и чин погребения почившего схиархимандрита Кирилла совершил в Свято-Троицком Браиловском монастыре 30 ноября Высокопреосвященнейший Симеон, Митрополит Винницкий и Барский. монастырь)
Обратимся к воспоминаниям иеродиакона Давида (Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь), опубликованным в книге «Послушник N. Плач о духовной жизни» .Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)
Радость неизреченная. Схиархимандрит Кирилл (Соколов) со своим келейником, иеродиаконом Давидом в келье Браиловского монастыря после праздника святым мученикам Маккавеям
Свидетельствует иеродиакон Давид
Схиархимандрит Кирилл, в миру Андрей Андреевич Соколов, родился в селе Волчинец Молдавской ССР в семье
священника и сельской учительницы - преподавательницы младших классов. Отец его, иерей Андрей, был коренным
россиянином, а мама Вера - украинка. Невдалеке от их села находился православный Карлашовский монастырь.
* * *
Будущий старец учился в сельской школе. А от родителей он получал, в те безбожные годы, ещё и знания по За-
кону Божьему. Батюшкины детские воспоминания больше связаны с мамой: «Я очень люблю Украину и украинцев -
это у меня от мамочки. Так она учила в Молдавии меня и всех деток», - рассказывал он. У старца с тех далёких вре-
мён, благодаря родителям, сформировалась отзывчивая на всякую боль душа. О таких обычно говорят: «Да он и мухи
не обидит». Для батюшки этот фразеологический оборот не является преувеличением, он действительно даже муху не
желает убить: «Ей же больно. Вон она как лапками шевелит и жужжит. Надоела муха - гони её» - так примерно го-
ворит батюшка своим духовным чадам. Из животного мира больше всех батюшка Кирилл любит птиц. Но не в клетках
или домашних - а вольных. Особенно певчих. Всегда через окошко что-то им подбросит в кормушку.
Духоносный старец
* * *
Вспоминал старец, что дома в Молдавии у них было пианино. Отец музицировал сам, обучал нотам и пению детей.
Сам батюшка, несмотря на почтительный возраст, тоже хорошо играл и на пианино и на фисгармонии. Мама его, по-
мимо школы, принимала на дому учеников - подтягивала отстающих по различным предметам. Также и своего сына
она обучила молдавскому языку - он им владеет в совершенстве. Но говор у батюшки чисто русский и очень прият-
ный - такого в наших местах не услышишь.
* * *
Что можно ещё рассказать о детстве батюшки? Мама умерла очень рано, и отец один воспитывал детей. Однажды,
когда они всей семьей работали на огороде, к хате подъехал крытый «воронок» - из него вышли люди в штатском. Они
позвали хозяина, и повели его под руки к машине. Больше отца своего дети не видели и, даже спустя многие годы, не
могли узнать о его судьбе. Батюшка Кирилл считает своего отца, иерея Андрея Соколова, мучеником за веру. Далее
малолетних детей воспитывали родственники.
* * *
После армии батюшка устроился на работу ретушером в фотоателье (с детства ему очень нравилось раскрашивать
картинки). И здесь пригодились его навыки и прилежность. Он стал незаурядным мастером. Из обычной чёрно-белой
фотографии он анилиновыми красками создавал целое произведение. Если это был портрет, то превращался в художе
ственную картину, а фотография некоего ландшафта - в живописное полотно. В нижнем храме у нас в монастыре,
да и в келии батюшки, есть иконы, которые он написал сам, но уже масляными красками, копируя репродукции. Эти ра-
боты выполнены в своеобразной манере - больше похожи на детские. Но духовность и любовь к творчеству, видны в
каждом образе.
* * *
После перенесения нескольких операций в конце 80-х батюшке становится всё тяжелее и тяжелее служить одному
на двух сельских приходах. Когда Винницкую кафедру возглавил архиепископ Агафангел (Саввин), батюшка просит
владыку постричь его в монашество. Постриг совершается в кафедральном соборе с наречением имени Игнатий - в
честь Игнатия Богоносца.
* * *
Вскоре, в начале 90-х годов, игумена Игнатия (Соколова) направляют во вновь открытый Браиловский Свято-Троиц-
кий женский монастырь штатным священником.
Браиловский монастырьБраиловский монастырь
Служил батюшка седмицы, говорил проповеди. Здесь я впервые, ещё молодым хлопчиком, увидел его и услышал.
Очень мне нравилось, что отец игумен не читал, как наши священники, проповеди с листочка, а говорил по памяти -
кратко, но очень доходчиво и, главное, таким голосом, который слушаешь с замиранием сердца.
Ежегодно батюшка ездил в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру к своему брату. Однажды, вернув-
шись, это был 1998 или 1999 год, он говорит мне: «Я вам что-то хочу сказать, только никому об этом пока не сообщайте.
Я, милостию Божией, пострижен в чин великой схимы и наречен именем в честь прп. Кирилла Белоезерского. Постриг
совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин)». Но эта «тайна»быстро разошлась по монастырю. Все батюшку поздрав-
ляли, а он от смущения не знал, куда спрятаться, и очень переживал, как отреагирует преосвященный. Но владыка
благосклонно принял новость, что в Браиловском монастыре появился схимник. Ещё через несколько лет батюшке Ки-
риллу совсем стало тяжело служить. Годы брали свое - ему уже и чашу со Святыми Дарами было тяжело подымать, и
всю седмицу служить. После перенесённого микроинсульта, когда жизнь старца, казалось, «висела на волоске», батюшка немного окреп и начал говорить в манере, свойственной людям, получившим некое откровение.
Два старца. Отец Кирилл (Соколов) с архимандритом Ионой (Игнатенко)
* * *
Была у старца примечательная черта истинного христианина - он никогда не позволял себе кого-то обидеть. И более того, если о. Кириллу покажется что кто-то, даже мало-мальски знаемый или вовсе незнакомый человек, по какой-либо неизвестной причине обидится на него, батюшка не успокоится, пока не загладит свою мнимую вину. Часто это простые житейские недоразумения: кто-то долго ожидал приёма или старец по немощи забыл, о чём его просили. А порой ему просто показалось, что некий человек мог на него обидеться. Батюшка не будет кушать, не будет читать монашеское правило, даже не заснёт (чему я неоднократно был свидетелем), пока к нему в келию не приведут «обиженного»
человека, - порой эту его просьбу исполняли я или матушки. Когда вводили в келию раба Божия, старец, воздевши
руки, а он только сидит или лежит на кровати, восклицает:«Прости, прости меня!» И никогда не отпустит, не облобы-
зав по-христиански в обе щеки, да ещё и руку постарается поцеловать. Многие, конечно, от такого приёма у батюшки,
как говорят, на седьмом небе. Особенно, если старец попросит: «А батюшку, а батюшку поцеловать», - и подставляет
свою украшенную благообразной сединой, щеку. Получив желаемое, старец расцветает. И по его улыбке, блестящим
от слёз глазам видно, что это очень искренний поступок.
Икона святого страстотерпца Царя Николая написана старцем Кириллом
Тут же поднимается у батюшки настроение, появляется аппетит. А ест он очень мало - кашку в основном. Когда кто-то принесёт что-то вкусненькое - грушу, персик, виноград, - старец с благодарностью принимает, и… отдает лакомство
следующему посетителю: «Это вам от меня гостинец, я очень рад, что вы посетили меня». Речь у батюшки, милостью Бо-
жией, сохранилась. Разговор чёткий. Слова он подбирает очень образные - чувствуется очень хорошее литературное
образование. Есть такие редкие натуры, что рождаются,воспитываются и живут до глубокой старости. Как невинные дети. Таков был наш батюшка.
* * *
По натуре своей старец наш был очень скромный и стеснительный. Не только лишнего себе не попросит, но даже из
необходимого не берёт. В трапезную батюшка ходил самостоятельно до тех пор, пока в 2015 году у него полностью не
отказали ноги, а сейчас даже в храм его привозят на инвалидной коляске.
До болезни батюшка никогда не оставлял рукоделия. Писал иконы и украшал их бисером. Выкладывать мелкие бу-
синки его научили сёстры нашего монастыря.
Икона св. апостола Петра, украшенная батюшкой
* * *
Отец Кирилл, узнав о страшной беде противостояния и братоубийства на Украине, благословлял молиться о враждующих, как о заблудших.
* * *
Даже спустя два месяца я не могу без слез вспоминать о смерти батюшки. Не скрою, в обители понимали, что старец
все приближается и приближается ко встрече с Господом, но мы молили Создателя оттянуть это время на сколько воз-
можно еще, т. к. нам был дорог отец Кирилл.
* * *
Когда батюшке в очередной раз стало плохо, мы, признаться, сильно не переживали. Такие приступы у него за
последние год-два происходили почти регулярно. В этих случаях батюшка впадал в забытье и почему-то говорил по-
румынски. Возможно, старцу являлись его родители или перед мысленным взором проходили картины детства. Обычно
в течение получаса батюшка, повитав в неведомых весях, возвращался к нам, но, очнувшись, ничего не рассказывал.
* * *
Блаженная кончина старца
Под вечер 28 ноября, спросили батюшку, будет ли он что-нибудь кушать, и, получив кивком головы утвердительный
ответ, очень обрадовались, потому что накануне двое суток он почти не спал и поел от силы три ложки каши. Старец
все повторял: «Побудь со мной, побудь со мной», - как бы чувствуя скорое расставание. А у меня по молодости и тер-
пения нет, и долг послушания - свечи делать - отвлекает,- всегда на полдня убегаю. В этот раз, не знаю, почему,
не пошел на послушание, остался при батюшке. После начала приступа матушка, дежурившая при старце, побежала
за медсестрой. Та скоро пришла и стала проверять пульс. Старец задышал чаще, чаще, судорожно хватая ртом воз-
дух. Сестра говорит: «Отходит». Я вижу: глаза у батюшки пленкой покрываются. Взял его за его руку теплую, он дру-
гой мою руку гладит, как будто сказать что-то хочет. И в этот момент по лицу судорога пошла - это, понял я впервые
в жизни, смертушка свой сигнал подала. Святой водой тут же батюшкино лицо отер, но старец уже отошел в мир иной.
Было 18 часов 20 минут.
Сестры сразу весть печальную по монастырю разнесли. Матушка игумения благословила читать отходную.
Погребение отца Кирилла
Прощание с отцом Кириллом
* * *
За несколько дней до смерти батюшке было видение: престол в храме как бы плавал в крови, а вокруг было множе-
ство частичек, которые священники вынимают на проскомидии. Я по своей греховности предположил: «Может быть,
батюшка, Вы во время своей немощи и болезни, после таинства Евхаристии, с антиминса, случайно где-то обронили
хоть крошку Тела Христова?». «Да-да, может быть, надо исповедаться».
Сразу же пригласили священника нашего. Старец поисповедался и причастился за сутки до своей кончины. Может
быть, и Господь не забирал его, ожидая исповеди последнего, по немощи и забывчивости нераскаянного греха.
* * *
Скончался наш батюшка на 93 году жизни. Заупокойная Божественная литургия состоялась на третий день, 30 ноября
в Свято-Троицком соборном храме обители. В богослужении, которое возглавил митрополит Симеон, приняли участие 80 священников из Винницкой, Могилев-Подольской, Тульчинской, и других епархий УПЦ. Вместе с архипастырем и священнослужителями молились около 10 тысяч человек. Похоронили старца на монашеском кладбище возле старинного дореволюционного склепа.
* * *
В навечерие Рождества Христова, 6 января по новому стию, исполнилось сорок дней со смерти старца, спустя два дня
после дня его рождения. В это время в храмах поется тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш». А накануне сво-
ей смерти старец тихонько, полушепотом пропел полностью этот тропарь, и теперь все наши монастырские, кто знал об
этой маленькой тайне, во время службы плакали от радости.
Фотографии Сергея Фрича с сайта fotopaterik.org
Местечко Браилов, что неподалеку от Жмеринки, примечательно в отечественной культуре более всего тем, что в 1868 году новоиспеченный миллионер Российской Империи и предприниматель, инженер Карл фон Мекк выстроил здесь дворец...
Супруга барона, Надежда Филаретовна фон Мекк, по кончине мужа организовала здесь военный лазарет на 200 коек, и построила небольшую церковь Всех Святых, каменную часовню в Москалевке, стала покровительствовать искусствам. В 1875 году среди ее стипендиатов был Николай Рубинштейн, создавший в 1866 году Московскую Консерваторию. И именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Весной 1878 года Чайковский получил приглашение приехать в Браилов и прибыл сюда 17-го мая. Свидетельствуют, что визит оставил у него неизгладимые впечатления. Дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями - рай для творческой натуры. Все мелочи быта были продуманы, управляющий имением и прислуга заранее были проинформированы о привычках и вкусах композитора. Период покровительства со стороны фон Мекк - самый благотворный период в жизни композитора. «Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет. - Никогда-никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Кстати, французский импрессионист Клод де Бюсси (Дебюсси) - еще один знаменитый композитор, побывавший в Браилове.
Однако в этой статье мы более подробно поговорим о древнем Браиловском монастыре и двух его чудотворных иконах.
Браиловская обитель
Иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898 годах, писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня. Грязный еврейский городок на некоторое время уменьшает ваш восторг. Зато потом еще отраднее становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает недвижимая тишина. Вместо грязной улицы вы видите чистый и просторный монастырский двор, украшенный недавно посаженной зеленью. Главный монастырский храм расположен прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигеля, а еще далее хозяйственные помещения. Везде чистота и порядок».
Перелистаем более ранние страницы истории. В 1845 году в местечко Браилов утром 1 октября (14 октября по новому стилю) крестным ходом, со своими древне-чтимыми святынями, прибыли монахини из Винницы. На заставе местечка их ожидало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. В воротах обители ход был встречен архиепископом Арсением, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Владыка в свое время обратил внимание на стесненное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье матушке Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались в тот момент пустыми.
Небольшой, но показательный статистический срез прошлого: в конце XVIII столетия монастырский штат Винницкой обители состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц - 12 полек, 8 русских, 4 малороссок.
И вот с тех пор винницкие монахини обосновались в Браилове. В течение нескольких лет в главном монастырском Троицком храме были восстановлены все три придела: главный, центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. В великолепный иконостас над Царскими вратами центрального престола была помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в свое время подарил Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.
Обратите внимание, читатель, на показательный факт: это именно подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий получил у Польского короля Владислава VI в 1635 году разрешение на создание в Виннице православного девичьего монастыря. Напомним, что в 1596 году в юго-западной Руси была насаждена уния и что не раз за историю монастыря он был занимаем иноверцами.
Под холодными помещениями главного храма к 1847 году закончилось строительство храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В северной части монастырского корпуса открыли небольшую церковь в честь святителя Николая, с деревянным изящным, позолоченным с резьбой иконостасом.
С 1864 года при монастыре находилась богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе располагалось училище для сирот, где девочек обучали закону Божию, письму, географии, чтению на русском и церковно-славянском языках, арифметике, истории, черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная православная школа для взрослых женщин.
Во время Первой Мировой войны с 1914 году в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 года года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом. В том же году в Браиловском монастыре был открыт приют для девочек-сирот - детей погибших на фронтах защитников Отечества.
Во времена безбожных испытаний в Браиловский женский монастырь священником был переведен протоиерей Иван Шипович - человек большого ума и глубокой веры, краевед Подолья, с 1893 года преподававший Закон Божий в Винницком реальном училище. История обители гласит, что под духовным окормлением отца Иоанна находилась в Браилове 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря стала состоять из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу. Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время просуществовала. В декабре 1932 года и сам 75-летний батюшка Иоанн, осужденный по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), был сослан в Сибирь, а по возвращении из мест заключения вскоре скончался. Обитель решением Винницкого облисполкома закрыли.
Женский монастырь снова открылся лишь в 1942 году...
В 1950-м, по закрытии Немировской женской обители, в Браиловский монастырь были переведены монахини из Немирова. Оставляя Немиров, они подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой из сестер на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родной Немировский монастырь.
Удивительно, но в 1953-1955 годах, в период новых гонений, был проведен капитальный ремонт Браиловского монастыря, на который было потрачено почти 100 тысяч рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата.
Врата Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря
Руководила ремонтом игумения Глафира; а с августа 1957 года занемогшую матушку сменила игумения Зоя.
1 июня 1956 года Архиепископ Симон (Ивановский) назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так владыка характеризовал батюшку.
В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию. Батюшка пошел к людям с миссионерской проповедью.
В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, по которому власть в приходах передавалась старостам, назначавшихся местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил владыка Симон, после чего был отстранен от служения. А отец Михаил отбыл на пенсию, на приход в винницкие Малые Хутора.
13 октября 1962 года Браиловский монастырь был закрыт второй раз за историю безбожной власти, так сказать, к тридцатилетию первого закрытия. «Скиты», как называл их батюшка, вместили полтора десятка монахинь. Отец Михаил оставался духовником Браиловских сестер до самой своей кончины, 2 февраля 1967 года.
Уже к 1970 году монастырь оказался в ужасном состоянии. Обветшала кровля, фрески Свято-Троицкого храма разрушались. В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - тир.
Свято-Троицкий храм сегодня
Тем не менее, по многочисленным обращениям православных Браилова и Винницкой области монастырь был, наконец, передан Православной Церкви.
19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа совершил освящение и первую Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Из Пюхтицкого монастыря (Эстония) сюда была переведена игуменией Неонила (Ярешко), руководившая Браиловской обителью в течение года. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль, а Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста.
С 1992 по 1994 год сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).
13 июня 1995 года в стены родной обители вернулась икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская», которая бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1962 году. И вот через 33 года ее снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Винницы, вышел крестный ход во главе с архиепископом Винницким и Могилев-Подольским Макарием с иконой Пресвятой Богородицы и подошел к Браилову в десятом часу вечера.
Крестный ход в Браиловской обители с иконой Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»
Об истоках этого образа можно сказать, что Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше, где икону называют «Черной Мадонной», поскольку от древности икона сильно потемнела.
«Черная Мадонна». Образ Божией Матери «Ченстоховская»
Этот «объединительный» для христиан образ имеется практически во всех католических и православных храмах Польши. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Дары покрывают все стены помещения. В России список Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесен поляками российским казакам в 1813 году при взятии русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.
Указывают, что Богородица кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. Наряду с Браиловской к ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Озерянская, Рудненская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.
Икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»
Знаменательна история другой чтимой в здешнем монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской.
Икона Божией Матери Браилово-Почаевская
В 1672 году при взятии Подолии турки осадили Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Икона исчезла. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшей некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игуменьи обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1/14 июня 1888 года), где икона заняла почетное место слева от Царских врат главного монастырского храма. В 1890 году на нее была возложена серебряно-позолоченная риза от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным. Однако после революционных событий 1917 года образ был утрачен.
Подлинный Браилово-Почаевский образ Матери Божией был написан на липовой доске. Сочными яркими красками и самим способом их нанесения он приближался к иконописи эпохи Возрождения. На светлом фоне образа Лик Богоматери казался особенно живым и выразительным.
Икона Божией Матери Браилово-Почаевская. Современный вид
В декабре 1931 года игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) сложила акафист, первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, а вторая - Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 года этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Бар Винницкой области.
Как водится, собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершавшихся от этой Богородичной иконы. Чудеса происходят и теперь.
Нынешняя игуменья обители Антония (Стеценко) молода - 1 января 2010 года матушка отметила свое 40-летие.
Настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря игумения Антония
В Свято-Троицкой Браиловской обители она провела больше половины своей жизни. Еще в 1989 году в числе первых - в то время сестер было всего девять - она, послушница Елена, пришла сюда. В 1991 году приняла иноческий, а в 1993 году монашеский постриг. Игуменьей стала в 1996 году. Под ее руководством монастырь активно развивается: реставрируются храмы, строятся новые хозяйственные корпуса и гостиницы для паломников, приезжающих со всей Украины и из-за границы.
Сегодня в Браиловской обители почти семь десятков сестер (средний возраст 30 лет), 4 священника, 2 диакона.
В Браиловском монастыре сегодня
Любовь к людям побуждает их молиться не только о спасении своём и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - днём и ночью.
В праздник Благовещения, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон посетил Свято-Троицкую Браиловскую женскую обитель в поселке Браилов Жмеринского района
Женский монастырь во имя Святой Троицы в Браилове Винницкой епархии .В году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан , собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно монастырь пришел в упадок, в году его покинула последняя монахиня. Однако в году униаты снова вернулись.
В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам года монастырь был возведен в 1 класс.
Причиной переселения монастыря в году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда, в году, монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем, монастырь был полностью восстановлен на новом месте.
К началу века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары . В году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца . В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.
С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.
Весной года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.
Территория Браилова во время Второй Мировой войны входила в зону оккупации Румынии . В году оккупационная власть открыла монастырь.
В году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.
В году монастырь был возвращен Православной Церкви, а 19 марта года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.
К началу году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.
Святыни
- ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.
Храмы
- Свято-Троицкий собор (1778)
- во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
- в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца
Настоятельницы
- Палладия (? - 1798), игумения
- Вера (1798 - 1814), игумения
- (1814 - 1832) управляли казначеи
- Анфиса (1832 - ?), игумения
- Таисия, игумения
Виннице-Браиловский Свято-Троицкий монастырь, 1 класса, в местечке Браилове, в 25 верстах от города Винницы. Основан в 1848 году. Сюда переведены инокини из существующего с 1635 года благовещенского монастыря в городе Виннице. В соборном монастырском храме находится чтимая Браиловская икона Божией Матери, по преданию, пожертвованная в 1635 году основателем Благовещенского монастыря, вельможей Михаилом Крапивицким. Богоматерь на этой иконе изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукою; изображение это начертано на холсте, наклеенном на кипарисной доске; живопись - в строго византийском стиле; празднование в честь этой святой иконы совершается 1 октября. В том же монастыре имеется другая Браиловская икона, принесенная сюда в прошлом столетии из Почаевской лавры и по своему изображению отличающаяся от вышеописанной иконы. При монастыре двухклассная школа и с 1898 года санитарные курсы для послушниц. В 1891 году близ села Рожка, Литинского уезда, в хозяйственной усадьбе монастыря - Рожецком монастырище (где прежде существовал православный женский монастырь, упраздненный в конце прошлого столетия с переведением иноков в Винницкий монастырь, которому передано движимое и недвижимое имущество Рожецкой обители), в память о чудесном событии 17 октября 1888 года, устроен храм во имя святого благов. князя Александра Невского, для преимущественной молитвы о здравии и благоденствии Государя Императора России и всего Царствующего Дома и для непрерывного чтения псалтири об упокоении погибших при крушении Императорского поезда; в этом храме две древних святыни: 1) сохранившийся от древнего Рожецкого монастыря Казанской иконы Божией Матери и 2) так называемая Рожецкая икона Божией Матери, бывшая заветною святынею древней Рожецкой обители; по упразднении ее она перенесена была в Винницкий монастырь, а отсюда возвращена в Рожок, в новопостроенный храм.
Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"
Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. Вероятно, главный храм монастыря был освящен в честь Благовещения.
В 1723 году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким. Постепенно монастырь пришел в упадок, в 1780 году его покинула последняя монахиня. Однако в 1786 году униаты снова вернулись.
В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в 1850 году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В 1795 году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам 1842 года монастырь был возведен в 1 класс.
Причиной переселения монастыря в 1845 году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем монастырь был полностью восстановлен на новом месте.
К началу XX века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары. В 1847 году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.
С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в 1923 году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.
Весной 1932 года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.
Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в зону оккупации Румынии. В 1942 году оккупационная власть открыла монастырь. В 1962 году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.
В 1989 году монастырь был возвращен Православной Церкви. 19 марта 1990 года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.
К началу 2003 году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.