Свято-георгиевский собор. "20 хвилин" в гостях у одного из "семи чудес Винниччины" - Свято-Троицком Браиловском монастыре Браиловский женский монастырь расписание богослужений

Более десяти веков минуло с той поры, когда совершилось величайшее событие в истории нашего народа - крещение Руси. От воды и Духа заново родился русский народ. Просвещённые Божьей благодатью, вышли из Днепровской купели новые чада Божий. Возрастали, крепли и утверждались в вере Христовой, покрываемые заботой и любовью своего Небесного Отца. Вера, в которой крестились, стала основой жизни людей. Верой руководствовались в делах и поступках. За веру и отечество жизни свои полагали на полях бранных.

Столетиями возносятся молитвы к Небесам на Святой Руси, в которых прославляется имя Творца и Создателя вселенной. Да и возможно ли не славить Пресвятую Троицу, не благодарить за ту любовь, милосердие и щедроты, которые изливает Всеблагий Бог на свой народ.

Во всех печалях, нуждах, скорбях и бедах всегда обращались люди за помощью к Подателю всякой благости и не оставались неуслышанными. А находясь в радости и благополучии, не забывали благодарить Того, кто подал им эту радость и благоденствия.

Многовековая история оставила множество свидетельств такой взаим­ной любви между Богом и народом Божьим. Сколько человеческих сердец пламенело горячей любовью к Богу. Эта любовь была им путеводной звез­дой, помогающей пройти земные тернии и достигнуть желаемой цели - Царствия Небесного. Сколько их угодников Божиих, которые теперь являются молитвенниками у Престола Господня за нас грешных и немощных.

А вот ещё одно драгоценное сокровище, дарованное нам Небесной любовью. Ещё одно сердце. Сердце просторнее небес, исполненное неизреченной любовью, всепрощением и великим состраданием к роду людскому. Это сердце Божией Матери. «Царица моя Преблагая, Надежда моя Богоро­дице…» - поет народ Той, которая и теперь является Предстательницей и Заступницей за грешный род человеческий пред Престолом Всевышнего.

И спешит православный люд в святые храмы Божий под покров Царицы Небесной и защиту угодников Божиих, чтобы получить утеше­ние своим исстрадавшимся душам и сердцам. Спешит к Тому, кто вот уже более двух тысяч лет призывает со Креста: «Приидте ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы». /Мф. 11, 28/.

Храмы Божий - свидетели людской радости и печали, благодарности и слез. Храмы и монастыри, древние и новые - множество их воздвигнуто на святой Руси за долгие тысячелетия. Они, как связующие звенья между небом и землёй, как свечи, горящие огнём молитв людских, возносящихся на Небеса. Известные всему миру монастыри и маленькие сельские храмы - все они являются для нас ступенями ведущими в Царство Небесное.

Свято-Троицкая Браиловская женская обитель - это одна из тех множества свечей, зажженных во славу Божию на нашей земле, одна из ступеней лестницы, возводящей людей к Богу.

Прекраснейший уголок Украины - Подолье. Густые леса и зелёные рощи, бескрайние поля и луга, серебристые реки и озёра, поросшие по берегам густым ивняком, где звучат сладкоголосые песни соловушки. В очарованных необыкновенно-прекрасной природой подольской сердцах поэтов, писателей и композиторов, рождались чудные слова, волшебные звуки музыки, в которых выражалось восхищение и любовь к этому рай­скому уголку на Украине.

Но за долгую многовековую историю Подольского края, как и всей многострадальной украинской земле, пришлось пережить немало бед и скорбей. Чья только конница не топтала нашу землю, кто только не пося­гал на право быть здесь хозяином. Но всегда находились верные сыны Оте­чества, которые очищали родную Подолию от непрошеных гостей.

Браилов - совсем небольшое местечко на Подолье. Но в его истории, как в маленьком осколке зеркала отражается история многих городов и всей Украины. Возникший в месте слияния двух рек Браги и Рова, откуда и получил своё название, Браилов принадлежит к старейшим поселениям Подолии. В начале XVII ст. он уже является довольно известным и важным пунктом. Но XVII в. был очень неспокойным для Браилова. Мно­гие владельцы местечка за это время сменили один другого, а со сменой владельцев большие перемены происходили и в самом местечке. Тяжело эти перемены отражались на Православии. Были времена, когда казалось, что процветавшие католицизм и уния совсем заглушили Православную веру. Но нет, она порою тлела, как маленькая искорка, готовая в любой момент разгореться в большое пламя, что и произошло в последствии.

И свидетельством того, что пройдя через многие испытания Право­славие утвердилось в этом месте, является драгоценнейшая жемчужина, которая своей чистотой и благодатью привлекает к себе народ со всей округи. Свято-Троицкая женская обитель. Как к благоуханному цветку слетаются пчёлы, так и к этому святому месту собираются боголюбивые сердца из ближних и дальних селений.

Красивые кованые ворота обители гостеприимно распахнуты. Но прежде, чем войти и насладиться нынешним благоустроенным видом монастыря, вдохнуть аромат, исходящий от цветников разбитых по обе стороны дорожки, ведущей от главного входа к собору Пресвятой Троицы прежде, чем войдя в храм, обретём упокоение своей душе в молитве, давайте отворим ещё одну дверь - дверь в историю создания Браилов­ского монастыря. Для этого нам придется вернуться в далёкое прошлое.

1635 год. Времена нелёгкие, для Православия. В юго-западной Руси победоносно распространялась уния, введённая в 1596 году.

Болью отозвались эти события в сердце человека, глубоко преданного православию. И вот королю Владиславу VI подают прошение, в котором подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий ходатайствует о созда­нии в г. Виннице девичьего монастыря. Высочайшее разрешение полу­чено. Главным мотивом для устроения монастыря было, как говорится в королевской грамоте: «старание об увековечении и распространении славы Святаго Величия Божия, поелику всякая помощь получается от Бога, Который есть Верховный Распорядитель всего».

Желание М.С. Кропивницкого исполнилось. С целью поддержания православия в Брацлавщине благочестивым фундатором устрояется в Виннице Православный женский монастырь.

Как вспыхивает в ночном небе яркая звёздочка, так среди тьмы отступления от веры отеческой воссияла новая обитель.

С радостью встретили её появление окрестные жители: соседние земледельцы и Винницкие мещане наделили обитель землёю и разными угодьями. Обеспеченный материально, монастырь стал крепнуть и воз­растать. Вот уже его территорию украшает деревянная трёхкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии; заведено в мона­стыре общежитие по уставу святого Василия Великого. Теплятся лампады перед святыми образами, возносятся к Небесам сердечные молитвы. Каза­лось бы, что всё складывается благополучно. Но никогда не была простой и лёгкой дорога, ведущая вслед за Господом. Ещё во дни своей земной жизни Спаситель говорил о том, что все, кто хочет за Ним идти будут гонимы и притесняемы. То же произошло и с новоустроенной Благове­щенской обителью. Не мог враг рода человеческого потерпеть света бла­годати Божьей воссиявшего в новом православном монастыре для просве­щения и спасения людей. Под ударами унии и латинства пала молодая неокрепшая ещё обитель. Неизвестно в каком именно году произошёл захват Винницкого девичьего монастыря униатами, но новую монастыр­скую церковь освящал в 1723 году уже униатский епископ Афанасий Шептицкий. Но не суждено было развиться и окрепнуть на этом месте и униатскому монастырю. Произвол и насилие, царившие в то время в Польше подорвали чувство всякой законности. Частная собственность, имущество храмов и монастырей сделались предметом насильственного захвата любителей наживы. Земли и угодья, когда-то дарованные Вин­ницкому православному девичьему монастырю, подверглись той же уча­сти. Поэтому стал постепенно приходить в упадок и униатский женский монастырь. В 1780 году униатские монахини покинули опустошенный и расстроенный ими когда-то цветущий монастырь.

Целых шесть лет находился монастырь в полном запустении. В 1786 году в нём поселились четыре монахини-базилианки. Печальная картина полной разрухи и убожества предстала их взору.

Но наступили времена, которые обещали для обедневшей обители лучшее будущее. В 1793 году Подолия вошла в состав государства Рос­сийского, а в 1795 году и Винницкий униатский женский монастырь был воссоединён с Православием. Для Православия на Подолии облегчение наступило не вдруг. За долгие годы в окатоличенном крае, где право­славие притеснялось, много нужно было потрудиться для возрождения, укрепления и процветания правой веры наших предков.

Самая трудная, но и наиболее почётная миссия выпала на долю архиепископа Иоанникия (Никифорович-Полонский) - первого Подольского архипастыря. Задача не из лёгких: в ополяченном, окатоличенном крае воскресить Православие, в запущенные, разрушенные храмы вдохнуть новую жизнь, воспитав активных борцов за прадедовскую веру.

Четверть века изо дня в день нёс он людям слово Христово, обращая в лоно Русской Церкви заблудшие души, стоял на страже интересов своей многострадальной паствы. За годы служения на Брацлавско-Подольской кафедре (1795 - 1819 гг.) трудами Владыки были открыты Шаргородская, а затем Подольская духовные семинарии, два духовных училища. Архи­епископ Иоанникий и почитается, как первый просветитель Подолии. Произошли изменения к лучшему и в Винницкой обители по возра­щении её в Православие.

Первой игуменьей монастыря была назначена насельница Чигиринской обители Палладия. Она управляла монастырём до 1798 года, а после попросилась на покой обратно в Чигирин. Но Преосвященный Иоанни­кий оставил её пока на месте, предложив избрать себе в сотрудницы по управлению монахиню Елену. В том же 1798 году была назначена в Вин­ницкую обитель новая игуменья - Вера.

Дворянка по происхождению она была пострижена в рясофор в 1766 голу в Киевском Богословском монастыре архимандритом Тарасием, а в 1768 году архимандритом Амфилохием в мантию. С 1766 по 1790 гг. несла клиросное послушание в Богословском монастыре, затем митрополит Самуил перевёл её во Флоровский монастырь. Здесь матушка Вера пре­бывала до 1798 года, пока не была назначена игуменьей в Винницу.

Материальное положение Винницкой обители теперь немного улуч­шилось. После прибавки сделанной императором Павлом I , годовой бюджет монастыря увеличился от 701 р. 80 коп. до 1200 р. Также мате­риальной поддержкой для монастыря послужило присоединение к нему упразднённого монастыря Рожецкого.

Монастырская утварь несколько пополнилась Высочайшим пожертвованием в 1799 году. Но не оставляли обитель и трудности. Насельницы испытывали большую скудость. По штату, например, ничего не полага­лось на общую трапезу и монахини уделяли для этого из своего крохотного содержания по 3 рубля в год. Понятно, на такую сумму нельзя было прокормиться, поэтому игуменья Вера просила в 1800 году разрешения взять на эти нужды денег из других монастырских сумм.

И всё же не смотря на трудности монастырь не оскудевал инокинями. В конце XVIII ст. монастырский штат состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц. Насельницы были разных национальностей: 12 польской, 8 российской, 4 украинской. Многие из них были пострижены православными иерархами ещё во время унии (большей частью в Молдавии).

Игуменья Вера чрезвычайно энергичная и деятельная, управляла монастырём до 1814 года. Затем до 1832 года монастырь не имел игуменьи и делами обители правили казначеи:

Серафима (1815 — 1821 гг.)

Антония(1822 — 1825 гг.)

Досифея(1826 — 1827 гг.)

Поликсения (1828 — 1832 гг.)

После правления монастырём казначеями в 30-е годы снова началь­ствует в Винницкой обители очень деятельная игуменья Анфиса, много потрудившаяся для благоустроения монастыря. При ней количество насельниц увеличивается.

Правящим архиереем Подольской епархией в то время был архиепи­скоп Кирилл. Он приступил к выполнению своих обязанностей в 1832 году и десять лет пребывал на этой нелёгкой и ответственной должности. Он трудился не покладая рук, продолжая укреплять в Подольском крае основы Православия, обращая к вере предков тех, кто поддался влиянию иезуитов, которые удерживали на Подолии ещё достаточно крепкие позиции. Вот с ними и повёл решающую борьбу Владыка уже с первых дней своей деятельности.

Архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) был известным проповедником, человеком высокообразованным. Кроме того, он обладал такими качествами как доброта, щедрость, открытость, доступность и деловитость. Как правило, все дела рассматривал незамедлительно, а потому двери его приёмной были всегда открыты для всех.

Результатом трудов Владыки стало то, что за время его служения увеличилось количество присоединений к Православию из унии и католи­цизма. И в скором времени уния полностью приостановила свою деятель­ность, соединившись с Православной церковью.

Трудами преосвященного Кирилла небольшие, ветхие деревянные храмы, неприглядные внешне и убогие внутренним убранством, сменя­лись новыми крепкими и каменными. Пополнялись церковной утварью и богослужебными книгами.

Дальнейшее развитие получило духовное образование. Открываются новые училища, укрепляется материальная база семинарий, при храмах создаются библиотеки.

Владыка Кирилл большим вниманием окружал сирот и вдов, преста­релых, инвалидов и убогих. Для облегчения их жизни он создал особый фонд из добровольных пожертвований. Чуткий и внимательный к чужой беде Владыка отдавал сиротам почти все свои сбережения. Вообще, «доб­рота была характерной чертой преосвященного Кирилла, - отмечал историк В. Лосицкий. - Она была видна в его лице, светилась в его глазах, чувствовалась в его мягком, симпатичном голосе. Эта доброта помимо воли притягивала к нему не только прихожан, но и иноверцев».

Почил Владыка Кирилл в Петербурге, куда был командирован по делам Священного Синода. Поехал уже больным, и как описывает В. Лосицкий, на границе родной епархии преосвященный долго беседовал со своими почитателями, а потом обращаясь к Подольской земле, под­нял руки и благословляя сказал: «Прощай, любезная Подолия, мне уже не видеть тебя более».

Похоронили четвертого Подольского архипастыря в Никольском храме Свято-Александро-Невской лавры.

Именно Владыка Кирилл ещё в 30-е годы отозвал из Чигиринского монастыря м. Анфису для игуменского служения в Виннице. Её трудами в обители были воздвигнуты дом с игуменскими кельями, корпус для сес­тёр, а также предположена была постройка церкви. Особенно содействовала игуменья Анфиса поднятию материального благосостояния монастыря тем, что выиграла процесс с помещиком с. Вороновицы гр. Грохольским и взыскала с него 15 тыс. рублей, составивших основ­ной капитал монастыря.

После игуменьи Анфисы настоятельницейВинницкого монастыря стала игуменья Таисия. При ней и произошло переме­щение монастыря из Винницы в Браилов. Совершилось это собы­тие в праздник Покрова Пресвя­той Богородицы 1 октября (14 н.ст.) 1845 года.

Правящим архиереем в то время был Архиепископ Арсе­ний, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. И мысль о перенесении монастыря всецело принадлежала ему. Преосвящен­ный Арсений был стойкого нрава, непреклонной воли, высокой мудрости, крепко державший бразды правления в своих руках. Он был настоящим отцом, хотя и строгим, но горячо любящим свою церковную паству. Много трудов было положено его священством для ограждения православного народа от произвола католиков-помещиков. При Преос­вященном Арсении улучшилось положение православного духовенства. Владыка обратил своё внимание и на стеснительное положение мона­стыря в Виннице. Он предложил игуменьи монастыря м. Таисии ходатай­ствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Вин­ницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались пустыми после выселения отсюда в 1832 году католических монахов-тринитариев.

Ходатайство игуменьи было решено положительно, и вот 30 сентября (13 окт. н.ст.) 1845 года в Винницкой монастырской церкви была отслу­жена в последний раз Божественная Литургия и напутственный молебен, после которого сестры обители с крестным ходом и со своими древне-чти­мыми святынями вышли из Винницы в местечко Браилов.

Утром 1 октября (14 окт. н.ст.) монастырский крестный ход прибыл в Браилов. На заставе местечка его встречало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. Отсюда все вместе проследовали к отведенным для монастыря зданиям. В воротах обители встретил будущих насельниц сам архиепископ Арсений и после каждения и архипастырского благословения отслужил торжественный молебен перед древне-чтимой в обители иконой Божьей Матери. Затем крестный ход проследовал в большую монастырскую церковь, где была совершена Божественная Литургия с благодарственным молебном, и лишь после этого сестры стали устраиваться на новом месте.

С этого момента начинается новая страница жизни Винницко-Браиловского монастыря. Сестры обители непрестанно трудились, благоуст­раивая свой новый дом.

Монастырские здания были величественные и вместительны, но много нужно было приложить усилий и труда, чтобы привести их в надлежа­щий вид после тринадцатилетнего запустения. Вместо иконостаса, алтарь от средней части храма отделяла небольшая каменная стена; штукатурка обваливалась; обваливались некогда украшавшие храм живописные изо­бражения; разрушались церковные стены и снаружи. Монастырские кор­пуса стояли по местам без крыши, окон и дверей. Но монахини трудились неустанно над обновлением и украшением монастырских зданий, прида­вая своей обители благолепный вид.

Проходили, сменяя друг друга, дни, месяцы, годы. Прилагая труды к трудам, вознося горячие молитвы, сестры возрождали свою обитель. В главном монастырском храме восстановлены уже все три предела: глав­ный центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь велико­мученицы Варвары. Теперь алтарь отделяет не каменная стена, а велико­лепной работы иконостас. Над Царскими Вратами центрального престола помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в своё время подарил для новосозданной Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Поскольку размеры храма достаточно велики, то зимой в нём бывало очень холодно. Игуменья Таисия приняла решение строить тёплую цер­ковь под помещениями главного храма. И вот уже в 1847 году закончилось строительство храма в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Тёмные краски иконостаса, массивные столбы, низкие своды и полумрак напоминает о жизни и подвигах первых христиан.

После открытия монастыря, спустя 13 лет, в северной части монастыр­ского корпуса открыла свои двери для молящихся ещё одна тёплая цер­ковь- в честь святителя Николая. Небольшой по размерам уютный храм был украшен простым деревянным, но весьма изящным позолоченным с резьбой иконостас.

Под кровом Браиловской обители находили приют не только ушед­шие из мира и посвятившие себя Богу сестры. С 1864 года при монастыре существовала богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе расположилось училище для девиц-сирот, где девочек обучали Закону Божию, письму, географии, чтению русского и церковно-славянского языка, арифметике, истории и черчению, а также рукоделию и церковному пению.

Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная школа для взрослых женщин г. Браилова. Занятия проходили по воскресным и праздничным дням в монастырской столовой. В школе учили, как правильно произносить молитвы и объясняли их смысл. Рассказывали о происхожде­нии церковных праздников, христианскую историю, обучали чтению.

Шли годы. Святая обитель процветала, мирно и тихо протекала жизнь сестёр. По-прежнему творили они дела любви и милосердия. Множество паломников из ближних и дальних селений стекались в монастырь для облегчения и утешения своей наболевшей души. А если посетить мона­стырь в летние праздники - Вознесения Господня, Пятидесятницы, в неделю всех святых, в день святых апостолов Петра и Павла, в праздники Успения и Рождества Пресвятой Богородицы, то можно было увидеть тысячи народа, собравшегося в обитель для молитвы.

Мирные времена сменились военным лихолетьем. Но и тогда мона­стырь не прекращал своей благотворительной деятельности. Во время Первой Мировой войны 1914 года в Браиловской обители был открыт военный лазарет на 50 коек. Заботу о раненных проявлял правящий епи­скоп Митрофан, который лично посещал лазарет. А в мае следующего года император Николай II за помощь фронту наградил игуменью Екате­рину золотым крестом.

В январе 1915 году настоятельница Браиловского монастыря игуменья Екатерина обратилась в Земское управление с просьбой открыть приют для девочек-сирот погибших на фронтах воинов. На Земском заседании просьба была рассмотрена, разрешение получено, и, кроме того, Земское управле­ние обязалось выплачивать на содержание приюта ежемесячно 200 рублей. Так Браиловский женский монастырь своей благотворительностью старался помогать не только воинам, полагавшим жизнь свою за веру и отечество на полях бранных, но и их детям, которые так нуждались в помощи.

Наступил год, который кровью обозначился на черной странице истории нашего Отечества - год 1917. Пришло время испытаний. Насту­пили дни, когда скорбями, притеснениями, гонениями, угрозой лишения жизни проверялась твёрдость веры людей.

Один за другим принимаются антирелигиозные законы: декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви», декрет «о земле», по которому у церквей и монастырей отбирались все земельные наделы. Запрещалось совершение церковных таинств и обрядов, крещения, погре­бения без предварительной регистрации в ЗАГСе.

В Браиловский женский монастырь священником переводится про­тоиерей Иван Шипович. Отличный педагог, человек большого ума и глу­бокой веры. Он с июня 1893 года преподавал Закон Божий в Винницком реальном училище. Всю свою жизнь изучал историю края, оставил много публикаций по истории Подолья. Был награжден как церковными так и светскими наградами. В декабре 1932 года батюшку осудили по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и в возрасте 75 сослали в Сибирь. По возвращении из Сибири он вскоре скончался.

В Браилове под духовным окормлением о. Иоанна находилась 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря состояла из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу.

В конце 20-х в начале 30-х гг. повсеместно началось закрытие храмов, а затем стали закрывать и монастыри. В 1929 г. был закрыт Немировский монастырь. Арестовывали и ссылали в лагеря священников и архипастырей.

Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были аре­стованы, обитель всё-таки ещё некоторое время просуществовала. Но повод для закрытия монастыря нашёлся очень скоро.

Во время коллективизации и искусственного голода люди приходили тайком в монастырь, чтобы спрятать там часть урожая. После обыска из монастыря был вынесен весь спрятанный урожай и в 1932 году в декабре постановлением Винницкого областного исполкома монастырь в Браилове закрыли.

На десять лет умолк звон монастырских колоколов и перестала возно­ситься молитва в стенах обители.

И только во время немецкой оккупации в 1942 г. Свято-Троицкий женский монастырь снова открывается.

Опять возродилась жизнь в обители. Затеплились лампады перед образами, замерцали огоньки свечей и вознеслись к Небесам из уст насельниц молитвенные прошения и благодарения. Вновь зазвучали в стенах монастырских храмов нежные звуки церковных песнопений.

Но в скором времени, словно чёрная туча, надвинулась на Церковь война гонений. Уже в 50-м году закрыли Немировский женский мона­стырь, а монастырские помещения были отобраны для размещения в них детского дома. Немировских монахинь перевели в Браиловскую обитель.

Оставляя монастырь монахини подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой монахини на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вер­нулся в родную обитель.

На новом месте изгнанные монахини нашли приют, утешение своей скорби и любовь Браиловских сестёр.

Жизнь продолжалась. И не взирая на все трудности и препятствия со стороны властей, с 1953 по 1955 гг. был проведён даже капитальный ремонт монастыря, на который за это время было потрачено почти 100 тыс. руб. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриар­хата. Полностью был отреставрирован храм внутри и снаружи. В церкви Святой Троицы постелили деревянный пол, которого до ремонта не было вообще. Со временем была заменена стропильная система и отремонти­ровано перекрытие. Восстановлена ограда вокруг монастыря и отремонтированы въездные ворота.

Все эти нелёгкие труды по устройству обители проводила игуменья Глафира, занимавшая в то время пост настоятельницы монастыря. После матушки Глафиры, которая по состоянию здоровья больше не могла управлять монастырскими делами, с августа 1957 года настоятельницей становится игуменья Зоя. Ей пришлось управлять обителью в самый труд­ный период жизни монастыря, но как трудолюбивая пчела она трудилась на благо родной обители.

Архиепископ Симон (Ивановский) любил приезжать в Браиловский монастырь. Он часто совершал здесь богослужения, на которые стекалось множество народа. Так на Пасхальную заутреню 1956 года, возглавляемой Владыкой Симоном, собралось около двух тысяч человек.

1 июня 1956 года Владыка Симон назначил на служение в Браилов­ский монастырь священника Михаила Иваськова. Отца Михаила, твёр­дого борца за Православие, Владыка знал ещё с 1936 года, когда посетил приход на Волыни, где батюшка был настоятелем. Тогда отец Михаил произвёл на Владыку неизгладимое впечатление. «Самоотверженно пре­данный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так Владыка охарактеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раз­давались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию, чтобы всех подчинить папе Римскому.

В такой обстановке довелось жить и трудиться батюшке. Кроме совер­шения богослужений и треб, он шёл к людям с миссионерской пропове­дью. В Браиловском монастыре начался новый подвиг о. Михаила - еже­дневное служение с сестрами обители и многочисленное исполнение треб для прихожан.

Владыка Симон и отец Михаил вместе прошли многое и научились видеть духовное в суете мирской. И видели они, что начинается новая эпоха гонений и новое поколение должно пройти новые испытания.

В 1961 году Владыка Симон отказался подписать постановление, передающее власть в приходах их старостам, назначенных местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил он. За этот возглас Владыку Симона тут же отправили на покой. Теперь, казалось всё пошло под откос. Без разрешения уполномочен­ных по делам религии священникам запрещалось совершать требы «на людях», а тем более нелегально. Начались гонения со стороны властей и на отца Михаила.

Переживая, отец Михаил всё больше терял здоровье. Уже 15 ноября 1962 г. чувствуя слабость и недомогание он пишет Владыке Иоасафу (Лелюхин) о своём уходе на пенсию с просьбой о назначении пенсии «…за 45 лет моего священнического сана».

Браиловский Свято-Троицкий жен­ский монастырь был уже на грани закрытия.Предвидято,чтонекому будет окормлять монахинь в случае гонений, отец Михаил переводится на приход Малых Хуторов города Винницы, а получив долгожданную пенсию, присматривает дом на Винницких Хуторах, выкупает его и тут же переделывает его на общежитие. Потом ещё подыскивает несколько домов с этой же целью недалеко от Иоанно-Богословского храма на тех же Малых Хуторах города Винницы.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь закрыли, монахинь разогнали, но верных чад уже ждали «монастыри в миру». «Скиты», как называл их батюшка, вместили около пятнадцати монахинь.

Не до отдыха на пенсии было отцу Михаилу: он продолжает духовно окормлять Браиловских сестёр и остаётся их духовником до самой смерти. Отошел ко Господу батюшка 2 февраля 1967 года.

После закрытия Браиловской обители монастырские строения стали приходить в упадок. Уже в 1970 году железное покрытие монастыря было в ужасном состоянии, значительная его часть была просто сорвана ветром. Внутри Свято-Троицкого храма все настенные фрески постепенно разру­шались. Как всегда средств на реставрацию памятника архитектуры XVIII ст. не нашлось, и потому монастырь постепенно разрушался.

В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы.

В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, устроили тир для стрельбы.

Но не суждено было туристической базе долго здесь находиться. Бла­годаря многочисленным обращениям верующих Браилова и Винницкой области, а так же просьбам Митрополита Винницкого и Брацлавского Агафангела и духовенства Винницкой епархии 4 сентября 1989 года монастырь передан Православной Церкви. И вот наступил тот великий радостный день, которого ждали, о котором молились тысячи верующих сердец.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел совершил освящение и первую Божественную Литургию в Свято-Тро­ицком Браиловском женском монастыре, в храме прпп. Антония и Фео­досия Киево-Печерских в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа.

Из Пюхтицкого монастыря на Винничину была переведена монахиня Неонилла (Ярешко). Возведённая в сан игуменьи, она стада настоятель­ницей Браиловской обители. Матушке предстояла огромная работа по к восстановлению монастыря. После закрытия монастыря в помещении, где располагалась просфорня, держали скот. От этого фундамент здания осел и просфорня почти разрушилась. Настенные фрески были уничтожены.

Войдя в середину монастырского корпуса паломников встречает икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими - единственная фреска сохранившаяся с тех времён.

Постепенно в помещениях проводился ремонт, монастырь обзаво­дился необходимым инвентарем и подсобным хозяйством. Митрополит Агафангел приобрёл для обители грузовой автомобиль. А вскоре и Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю ещё один грузовик.

Матушка Неонилла (Ярешко) была настоятельницей до 1991 года. Некоторое время (с 1992 по 1994 года) сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

В каждом уголке обители ощущается мир, благодать, любовь. А всё это потому, что монастырём с 1994 года управляет матушка мудрая, с любящим и заботливым сердцем. Знает она простую истину: где Бог, там любовь, а где любовь, там и Бог. Вот и старается она сохранить в мире и любви вверенных ей Богом сестёр обители.

Матушка Антония (Стеценко) в монастыре с первых дней его откры­тия, и уже 15 лет, как несёт в монастыре самое трудное послушание - игу­менство. Нелегко смотреть за большим хозяйством, заботиться о нуждах обители. А самое трудное и ответственное дело - это вести ко спасению сестёр, которые ради этого и пришли в монастырь. И в исполнении самого трудного послушания помогает матушке сама Царица Небесная. При ней 13 июня 1995 г. совершилось ещё одно радостное событие. В стены родной обители вернулась икона Божьей Матери Браилово-Ченстоховская. Икона эта после закрытия монастыря в 1962 г. бесследно исчезла. И вот уже более чем через три десятка лет её снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной Литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Винницы, в Браилов вышел крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы.

Нескончаемый поток верующих с пением акафиста, составленного в 1931 г. игуменьей Софией (Рачинской), и молитв в честь чудотворной иконы Божией Матери, направился в г. Браилов. В десятом часу вечера крестный ход подошёл к Браилову. Идут люди, из уст и самого сердца льётся молитва, глаза наполнены слезами радости. Теперь уже ничего не страшно, когда Матерь Божия снова со своим народом, когда опять Бого­родица полноправной хозяйкой входит в свой дом. И всю эту радость умножает торжественный звон монастырских колоколов.

Из ворот обители со свечами в руках вышли монахини встречать свою Заступницу и Покровительницу.

Под Её покровом когда-то сестры перешли из Винницы в Браиловский монастырь. Под Её защитой долгие столетия инокини переносили все тяготы и беды. К Ней обращались за помощью и благодарили за ока­занную милость не только насельницы обители. Отовсюду стекался народ в это святое место, чтобы поклониться чудотворному образу.

Икона Божией Матери Браилово-Ченстоховская находится в мона­стыре с давних пор, и многие предполагают, что этим образом благосло­вил Винницкую обитель её основатель Михаил Кропивницкий. Похожа она на Ченстоховскую икону и, думается, что это один из древнейших её списков. В 1860 году на образ была возложена серебрено-позлащенная риза, а по бокам были расположены металлические привески, представ­ляющие то отдельные члены человеческого тела, то всего человека: знак благодарности тех, кто получал от неё благодатное исцеление. Но всего этого не сохранилось.

Знаменательна история другой чтимой в монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской. В 1672 году при взятии Подолии турки осаждают местечко Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. С этого времени исчезает особо чтимая в народе икона Божией Матери. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из Лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись этой иконой, он пришел к выводу, что это копия, бывшая некогда в Браилове чудотворной иконы. Тогда же он сообщил это игуменьи женской обители. И по разрешению Лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1 июня/14 июня 1888 года). В 1890 году на неё была возложена серебрено-позлащен­ная риза, но в первоначальном виде она не сохранилась.

Собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений совершав­шихся от икон Божией Матери. Чудеса эти происходили во времена былые, происходят они и в настоящее время.

Источник милосердия Пресвятой Богородицы неисчерпаем. Не исся­кают являемые Пресвятой Девой чудеса и в наши дни. Как и много сто­летий тому назад, так и сегодня Царица Небесная готова прийти нам на помощь. Только бы мы сами стремились к Ней, только бы открыли Ей свои сердца, только бы не переставали прибегать к Ней с верой и горячей молитвой.

Прошли долгие годы со дня основания Свято-Троицкой обители. Были и радостные моменты в её истории, были и смутные времена лихо­летий. Всё пережила святая обитель: и разорения и восстановление. И вот уже 20 лет открыты монастырские врата для всех, кто любит Бога и стре­мится к Нему.

Войдёмте и мы с вами в этот кусочек рая на земле. Войдём и сердце наше пусть наполнится любовью и благодатью, душа покоем и тишиной, очи насладятся красотой и благолепием.

Под звон колоколов войдите в величественный собор, который поко­рит вас своей белоснежной чистотой и блеском позолоты. А вам навстречу, словно с небес, сойдёт на лентах образ Царицы Небесной. Сойдёт для того, чтобы исполнить ваши прошения, чтобы подать утешение в скорбях и исцеление в болезнях. Взгляните Ей в глаза - вы не сможете не поверить Ей и не любить Её. И тогда молитва сама польётся из вашего сердца.

Живут в обители, творят молитву и трудятся 65 сестёр, 4 священника, 2 диакона. Что привело их в это святое место? Любовь к Богу и людям. По любви к Богу они оставили мир и родных, пришли сюда, чтобы посвятить всю свою жизнь Тому, Кто её даровал - своему Создателю.

А любовь к людям побуждает их молиться не только о своём спасе­нии и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - и днём и ночью.

Чтимые святыни обители:

Браиловская Ченстоховская икона Божией Матери

Браиловская Почаевская икона Божией Матери

Частицы мощей :

Вмц. Татианы

Равноап. Марии Магдалины

Первомученика архидиак. Стефана

Адрес обители:

Украина, 23130, Винницкая обл., Жмеринский район, пгт. Браилов, ул. Монастырская, 1

Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)

Прошел год с тех пор, как 28 ноября, на 93 году жизни, после продолжительной болезни, отошел ко Господу старейший клирик Винницкой епархии, старец Свято -Троицкого Браиловского монастыря схиархимандрит Кирилл (Соколов). Перестало биться огромное, любяшее сердце, без остатка отданное Богу и людям.
С 1992 года отец Кирилл был духовником Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря.

Духоносный старец. Схиархимандрит Кирилл (Соколов), игумения монастыря Антония и келейник, иеродиакон Давид
За молитвенной помощью и советом к нему приезжали многие священники и миряне из Украины и других стран.
Батюшка был одним из редких в наши лукавые времена людей, способных одной фразой дать понять, что такое Любовь, и ее самим обликом своим являющих. Это действительно чудо - своими глазами видеть Любовь, воплощенную в человеке

Заупокойную Божественную литургию и чин погребения почившего схиархимандрита Кирилла совершил в Свято-Троицком Браиловском монастыре 30 ноября Высокопреосвященнейший Симеон, Митрополит Винницкий и Барский. монастырь)

Обратимся к воспоминаниям иеродиакона Давида (Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь), опубликованным в книге «Послушник N. Плач о духовной жизни» .Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)

Радость неизреченная. Схиархимандрит Кирилл (Соколов) со своим келейником, иеродиаконом Давидом в келье Браиловского монастыря после праздника святым мученикам Маккавеям

Свидетельствует иеродиакон Давид

Схиархимандрит Кирилл, в миру Андрей Андреевич Соколов, родился в селе Волчинец Молдавской ССР в семье
священника и сельской учительницы - преподавательницы младших классов. Отец его, иерей Андрей, был коренным
россиянином, а мама Вера - украинка. Невдалеке от их села находился православный Карлашовский монастырь.
* * *
Будущий старец учился в сельской школе. А от родителей он получал, в те безбожные годы, ещё и знания по За-
кону Божьему. Батюшкины детские воспоминания больше связаны с мамой: «Я очень люблю Украину и украинцев -
это у меня от мамочки. Так она учила в Молдавии меня и всех деток», - рассказывал он. У старца с тех далёких вре-
мён, благодаря родителям, сформировалась отзывчивая на всякую боль душа. О таких обычно говорят: «Да он и мухи
не обидит». Для батюшки этот фразеологический оборот не является преувеличением, он действительно даже муху не
желает убить: «Ей же больно. Вон она как лапками шевелит и жужжит. Надоела муха - гони её» - так примерно го-
ворит батюшка своим духовным чадам. Из животного мира больше всех батюшка Кирилл любит птиц. Но не в клетках
или домашних - а вольных. Особенно певчих. Всегда через окошко что-то им подбросит в кормушку.

Духоносный старец
* * *
Вспоминал старец, что дома в Молдавии у них было пианино. Отец музицировал сам, обучал нотам и пению детей.
Сам батюшка, несмотря на почтительный возраст, тоже хорошо играл и на пианино и на фисгармонии. Мама его, по-
мимо школы, принимала на дому учеников - подтягивала отстающих по различным предметам. Также и своего сына
она обучила молдавскому языку - он им владеет в совершенстве. Но говор у батюшки чисто русский и очень прият-
ный - такого в наших местах не услышишь.

* * *
Что можно ещё рассказать о детстве батюшки? Мама умерла очень рано, и отец один воспитывал детей. Однажды,
когда они всей семьей работали на огороде, к хате подъехал крытый «воронок» - из него вышли люди в штатском. Они
позвали хозяина, и повели его под руки к машине. Больше отца своего дети не видели и, даже спустя многие годы, не
могли узнать о его судьбе. Батюшка Кирилл считает своего отца, иерея Андрея Соколова, мучеником за веру. Далее
малолетних детей воспитывали родственники.
* * *
После армии батюшка устроился на работу ретушером в фотоателье (с детства ему очень нравилось раскрашивать
картинки). И здесь пригодились его навыки и прилежность. Он стал незаурядным мастером. Из обычной чёрно-белой
фотографии он анилиновыми красками создавал целое произведение. Если это был портрет, то превращался в художе
ственную картину, а фотография некоего ландшафта - в живописное полотно. В нижнем храме у нас в монастыре,
да и в келии батюшки, есть иконы, которые он написал сам, но уже масляными красками, копируя репродукции. Эти ра-
боты выполнены в своеобразной манере - больше похожи на детские. Но духовность и любовь к творчеству, видны в
каждом образе.
* * *
После перенесения нескольких операций в конце 80-х батюшке становится всё тяжелее и тяжелее служить одному
на двух сельских приходах. Когда Винницкую кафедру возглавил архиепископ Агафангел (Саввин), батюшка просит
владыку постричь его в монашество. Постриг совершается в кафедральном соборе с наречением имени Игнатий - в
честь Игнатия Богоносца.
* * *
Вскоре, в начале 90-х годов, игумена Игнатия (Соколова) направляют во вновь открытый Браиловский Свято-Троиц-
кий женский монастырь штатным священником.

Браиловский монастырьБраиловский монастырь

Служил батюшка седмицы, говорил проповеди. Здесь я впервые, ещё молодым хлопчиком, увидел его и услышал.
Очень мне нравилось, что отец игумен не читал, как наши священники, проповеди с листочка, а говорил по памяти -
кратко, но очень доходчиво и, главное, таким голосом, который слушаешь с замиранием сердца.
Ежегодно батюшка ездил в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру к своему брату. Однажды, вернув-
шись, это был 1998 или 1999 год, он говорит мне: «Я вам что-то хочу сказать, только никому об этом пока не сообщайте.
Я, милостию Божией, пострижен в чин великой схимы и наречен именем в честь прп. Кирилла Белоезерского. Постриг
совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин)». Но эта «тайна»быстро разошлась по монастырю. Все батюшку поздрав-
ляли, а он от смущения не знал, куда спрятаться, и очень переживал, как отреагирует преосвященный. Но владыка
благосклонно принял новость, что в Браиловском монастыре появился схимник. Ещё через несколько лет батюшке Ки-
риллу совсем стало тяжело служить. Годы брали свое - ему уже и чашу со Святыми Дарами было тяжело подымать, и
всю седмицу служить. После перенесённого микроинсульта, когда жизнь старца, казалось, «висела на волоске», батюшка немного окреп и начал говорить в манере, свойственной людям, получившим некое откровение.

Два старца. Отец Кирилл (Соколов) с архимандритом Ионой (Игнатенко)
* * *
Была у старца примечательная черта истинного христианина - он никогда не позволял себе кого-то обидеть. И более того, если о. Кириллу покажется что кто-то, даже мало-мальски знаемый или вовсе незнакомый человек, по какой-либо неизвестной причине обидится на него, батюшка не успокоится, пока не загладит свою мнимую вину. Часто это простые житейские недоразумения: кто-то долго ожидал приёма или старец по немощи забыл, о чём его просили. А порой ему просто показалось, что некий человек мог на него обидеться. Батюшка не будет кушать, не будет читать монашеское правило, даже не заснёт (чему я неоднократно был свидетелем), пока к нему в келию не приведут «обиженного»
человека, - порой эту его просьбу исполняли я или матушки. Когда вводили в келию раба Божия, старец, воздевши
руки, а он только сидит или лежит на кровати, восклицает:«Прости, прости меня!» И никогда не отпустит, не облобы-
зав по-христиански в обе щеки, да ещё и руку постарается поцеловать. Многие, конечно, от такого приёма у батюшки,
как говорят, на седьмом небе. Особенно, если старец попросит: «А батюшку, а батюшку поцеловать», - и подставляет
свою украшенную благообразной сединой, щеку. Получив желаемое, старец расцветает. И по его улыбке, блестящим
от слёз глазам видно, что это очень искренний поступок.

Икона святого страстотерпца Царя Николая написана старцем Кириллом
Тут же поднимается у батюшки настроение, появляется аппетит. А ест он очень мало - кашку в основном. Когда кто-то принесёт что-то вкусненькое - грушу, персик, виноград, - старец с благодарностью принимает, и… отдает лакомство
следующему посетителю: «Это вам от меня гостинец, я очень рад, что вы посетили меня». Речь у батюшки, милостью Бо-
жией, сохранилась. Разговор чёткий. Слова он подбирает очень образные - чувствуется очень хорошее литературное
образование. Есть такие редкие натуры, что рождаются,воспитываются и живут до глубокой старости. Как невинные дети. Таков был наш батюшка.
* * *
По натуре своей старец наш был очень скромный и стеснительный. Не только лишнего себе не попросит, но даже из
необходимого не берёт. В трапезную батюшка ходил самостоятельно до тех пор, пока в 2015 году у него полностью не
отказали ноги, а сейчас даже в храм его привозят на инвалидной коляске.
До болезни батюшка никогда не оставлял рукоделия. Писал иконы и украшал их бисером. Выкладывать мелкие бу-
синки его научили сёстры нашего монастыря.

Икона св. апостола Петра, украшенная батюшкой
* * *
Отец Кирилл, узнав о страшной беде противостояния и братоубийства на Украине, благословлял молиться о враждующих, как о заблудших.
* * *
Даже спустя два месяца я не могу без слез вспоминать о смерти батюшки. Не скрою, в обители понимали, что старец
все приближается и приближается ко встрече с Господом, но мы молили Создателя оттянуть это время на сколько воз-
можно еще, т. к. нам был дорог отец Кирилл.
* * *
Когда батюшке в очередной раз стало плохо, мы, признаться, сильно не переживали. Такие приступы у него за
последние год-два происходили почти регулярно. В этих случаях батюшка впадал в забытье и почему-то говорил по-
румынски. Возможно, старцу являлись его родители или перед мысленным взором проходили картины детства. Обычно
в течение получаса батюшка, повитав в неведомых весях, возвращался к нам, но, очнувшись, ничего не рассказывал.
* * *

Блаженная кончина старца

Под вечер 28 ноября, спросили батюшку, будет ли он что-нибудь кушать, и, получив кивком головы утвердительный
ответ, очень обрадовались, потому что накануне двое суток он почти не спал и поел от силы три ложки каши. Старец
все повторял: «Побудь со мной, побудь со мной», - как бы чувствуя скорое расставание. А у меня по молодости и тер-
пения нет, и долг послушания - свечи делать - отвлекает,- всегда на полдня убегаю. В этот раз, не знаю, почему,
не пошел на послушание, остался при батюшке. После начала приступа матушка, дежурившая при старце, побежала
за медсестрой. Та скоро пришла и стала проверять пульс. Старец задышал чаще, чаще, судорожно хватая ртом воз-
дух. Сестра говорит: «Отходит». Я вижу: глаза у батюшки пленкой покрываются. Взял его за его руку теплую, он дру-
гой мою руку гладит, как будто сказать что-то хочет. И в этот момент по лицу судорога пошла - это, понял я впервые
в жизни, смертушка свой сигнал подала. Святой водой тут же батюшкино лицо отер, но старец уже отошел в мир иной.
Было 18 часов 20 минут.
Сестры сразу весть печальную по монастырю разнесли. Матушка игумения благословила читать отходную.

Погребение отца Кирилла

Прощание с отцом Кириллом
* * *
За несколько дней до смерти батюшке было видение: престол в храме как бы плавал в крови, а вокруг было множе-
ство частичек, которые священники вынимают на проскомидии. Я по своей греховности предположил: «Может быть,
батюшка, Вы во время своей немощи и болезни, после таинства Евхаристии, с антиминса, случайно где-то обронили
хоть крошку Тела Христова?». «Да-да, может быть, надо исповедаться».
Сразу же пригласили священника нашего. Старец поисповедался и причастился за сутки до своей кончины. Может
быть, и Господь не забирал его, ожидая исповеди последнего, по немощи и забывчивости нераскаянного греха.
* * *
Скончался наш батюшка на 93 году жизни. Заупокойная Божественная литургия состоялась на третий день, 30 ноября
в Свято-Троицком соборном храме обители. В богослужении, которое возглавил митрополит Симеон, приняли участие 80 священников из Винницкой, Могилев-Подольской, Тульчинской, и других епархий УПЦ. Вместе с архипастырем и священнослужителями молились около 10 тысяч человек. Похоронили старца на монашеском кладбище возле старинного дореволюционного склепа.
* * *
В навечерие Рождества Христова, 6 января по новому стию, исполнилось сорок дней со смерти старца, спустя два дня
после дня его рождения. В это время в храмах поется тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш». А накануне сво-
ей смерти старец тихонько, полушепотом пропел полностью этот тропарь, и теперь все наши монастырские, кто знал об
этой маленькой тайне, во время службы плакали от радости.

Фотографии Сергея Фрича с сайта fotopaterik.org

Местечко Браилов, что неподалеку от Жмеринки, примечательно в отечественной культуре более всего тем, что в 1868 году новоиспеченный миллионер Российской Империи и предприниматель, инженер Карл фон Мекк выстроил здесь дворец...

Супруга барона, Надежда Филаретовна фон Мекк, по кончине мужа организовала здесь военный лазарет на 200 коек, и построила небольшую церковь Всех Святых, каменную часовню в Москалевке, стала покровительствовать искусствам. В 1875 году среди ее стипендиатов был Николай Рубинштейн, создавший в 1866 году Московскую Консерваторию. И именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Весной 1878 года Чайковский получил приглашение приехать в Браилов и прибыл сюда 17-го мая. Свидетельствуют, что визит оставил у него неизгладимые впечатления. Дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями - рай для творческой натуры. Все мелочи быта были продуманы, управляющий имением и прислуга заранее были проинформированы о привычках и вкусах композитора. Период покровительства со стороны фон Мекк - самый благотворный период в жизни композитора. «Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет. - Никогда-никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Кстати, французский импрессионист Клод де Бюсси (Дебюсси) - еще один знаменитый композитор, побывавший в Браилове.

Однако в этой статье мы более подробно поговорим о древнем Браиловском монастыре и двух его чудотворных иконах.

Браиловская обитель

Иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898 годах, писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня. Грязный еврейский городок на некоторое время уменьшает ваш восторг. Зато потом еще отраднее становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает недвижимая тишина. Вместо грязной улицы вы видите чистый и просторный монастырский двор, украшенный недавно посаженной зеленью. Главный монастырский храм расположен прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигеля, а еще далее хозяйственные помещения. Везде чистота и порядок».

Перелистаем более ранние страницы истории. В 1845 году в местечко Браилов утром 1 октября (14 октября по новому стилю) крестным ходом, со своими древне-чтимыми святынями, прибыли монахини из Винницы. На заставе местечка их ожидало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. В воротах обители ход был встречен архиепископом Арсением, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Владыка в свое время обратил внимание на стесненное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье матушке Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались в тот момент пустыми.

Небольшой, но показательный статистический срез прошлого: в конце XVIII столетия монастырский штат Винницкой обители состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц - 12 полек, 8 русских, 4 малороссок.

И вот с тех пор винницкие монахини обосновались в Браилове. В течение нескольких лет в главном монастырском Троицком храме были восстановлены все три придела: главный, центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. В великолепный иконостас над Царскими вратами центрального престола была помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в свое время подарил Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Обратите внимание, читатель, на показательный факт: это именно подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий получил у Польского короля Владислава VI в 1635 году разрешение на создание в Виннице православного девичьего монастыря. Напомним, что в 1596 году в юго-западной Руси была насаждена уния и что не раз за историю монастыря он был занимаем иноверцами.

Под холодными помещениями главного храма к 1847 году закончилось строительство храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В северной части монастырского корпуса открыли небольшую церковь в честь святителя Николая, с деревянным изящным, позолоченным с резьбой иконостасом.

С 1864 года при монастыре находилась богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе располагалось училище для сирот, где девочек обучали закону Божию, письму, географии, чтению на русском и церковно-славянском языках, арифметике, истории, черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная православная школа для взрослых женщин.

Во время Первой Мировой войны с 1914 году в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 года года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом. В том же году в Браиловском монастыре был открыт приют для девочек-сирот - детей погибших на фронтах защитников Отечества.

Во времена безбожных испытаний в Браиловский женский монастырь священником был переведен протоиерей Иван Шипович - человек большого ума и глубокой веры, краевед Подолья, с 1893 года преподававший Закон Божий в Винницком реальном училище. История обители гласит, что под духовным окормлением отца Иоанна находилась в Браилове 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря стала состоять из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу. Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время просуществовала. В декабре 1932 года и сам 75-летний батюшка Иоанн, осужденный по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), был сослан в Сибирь, а по возвращении из мест заключения вскоре скончался. Обитель решением Винницкого облисполкома закрыли.

Женский монастырь снова открылся лишь в 1942 году...

В 1950-м, по закрытии Немировской женской обители, в Браиловский монастырь были переведены монахини из Немирова. Оставляя Немиров, они подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой из сестер на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родной Немировский монастырь.

Удивительно, но в 1953-1955 годах, в период новых гонений, был проведен капитальный ремонт Браиловского монастыря, на который было потрачено почти 100 тысяч рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата.

Врата Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря

Руководила ремонтом игумения Глафира; а с августа 1957 года занемогшую матушку сменила игумения Зоя.

1 июня 1956 года Архиепископ Симон (Ивановский) назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так владыка характеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию. Батюшка пошел к людям с миссионерской проповедью.

В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, по которому власть в приходах передавалась старостам, назначавшихся местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил владыка Симон, после чего был отстранен от служения. А отец Михаил отбыл на пенсию, на приход в винницкие Малые Хутора.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь был закрыт второй раз за историю безбожной власти, так сказать, к тридцатилетию первого закрытия. «Скиты», как называл их батюшка, вместили полтора десятка монахинь. Отец Михаил оставался духовником Браиловских сестер до самой своей кончины, 2 февраля 1967 года.

Уже к 1970 году монастырь оказался в ужасном состоянии. Обветшала кровля, фрески Свято-Троицкого храма разрушались. В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - тир.

Свято-Троицкий храм сегодня

Тем не менее, по многочисленным обращениям православных Браилова и Винницкой области монастырь был, наконец, передан Православной Церкви.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа совершил освящение и первую Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Из Пюхтицкого монастыря (Эстония) сюда была переведена игуменией Неонила (Ярешко), руководившая Браиловской обителью в течение года. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль, а Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста.

С 1992 по 1994 год сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

13 июня 1995 года в стены родной обители вернулась икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская», которая бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1962 году. И вот через 33 года ее снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Винницы, вышел крестный ход во главе с архиепископом Винницким и Могилев-Подольским Макарием с иконой Пресвятой Богородицы и подошел к Браилову в десятом часу вечера.

Крестный ход в Браиловской обители с иконой Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Об истоках этого образа можно сказать, что Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше, где икону называют «Черной Мадонной», поскольку от древности икона сильно потемнела.

«Черная Мадонна». Образ Божией Матери «Ченстоховская»

Этот «объединительный» для христиан образ имеется практически во всех католических и православных храмах Польши. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Дары покрывают все стены помещения. В России список Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесен поляками российским казакам в 1813 году при взятии русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

Указывают, что Богородица кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. Наряду с Браиловской к ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Озерянская, Рудненская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.

Икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Знаменательна история другой чтимой в здешнем монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская

В 1672 году при взятии Подолии турки осадили Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Икона исчезла. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшей некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игуменьи обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1/14 июня 1888 года), где икона заняла почетное место слева от Царских врат главного монастырского храма. В 1890 году на нее была возложена серебряно-позолоченная риза от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным. Однако после революционных событий 1917 года образ был утрачен.

Подлинный Браилово-Почаевский образ Матери Божией был написан на липовой доске. Сочными яркими красками и самим способом их нанесения он приближался к иконописи эпохи Возрождения. На светлом фоне образа Лик Богоматери казался особенно живым и выразительным.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская. Современный вид

В декабре 1931 года игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) сложила акафист, первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, а вторая - Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 года этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Бар Винницкой области.

Как водится, собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершавшихся от этой Богородичной иконы. Чудеса происходят и теперь.

Нынешняя игуменья обители Антония (Стеценко) молода - 1 января 2010 года матушка отметила свое 40-летие.

Настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря игумения Антония

В Свято-Троицкой Браиловской обители она провела больше половины своей жизни. Еще в 1989 году в числе первых - в то время сестер было всего девять - она, послушница Елена, пришла сюда. В 1991 году приняла иноческий, а в 1993 году монашеский постриг. Игуменьей стала в 1996 году. Под ее руководством монастырь активно развивается: реставрируются храмы, строятся новые хозяйственные корпуса и гостиницы для паломников, приезжающих со всей Украины и из-за границы.

Сегодня в Браиловской обители почти семь десятков сестер (средний возраст 30 лет), 4 священника, 2 диакона.

В Браиловском монастыре сегодня

Любовь к людям побуждает их молиться не только о спасении своём и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - днём и ночью.

В праздник Благовещения, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон посетил Свято-Троицкую Браиловскую женскую обитель в поселке Браилов Жмеринского района

Женский монастырь во имя Святой Троицы в Браилове Винницкой епархии .

В году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан , собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно монастырь пришел в упадок, в году его покинула последняя монахиня. Однако в году униаты снова вернулись.

В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам года монастырь был возведен в 1 класс.

Причиной переселения монастыря в году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда, в году, монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем, монастырь был полностью восстановлен на новом месте.

К началу века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары . В году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца . В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.

Весной года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.

Территория Браилова во время Второй Мировой войны входила в зону оккупации Румынии . В году оккупационная власть открыла монастырь.

В году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.

В году монастырь был возвращен Православной Церкви, а 19 марта года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.

К началу году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.

Святыни

  • ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (1778)
  • во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца

Настоятельницы

  • Палладия (? - 1798), игумения
  • Вера (1798 - 1814), игумения
    • (1814 - 1832) управляли казначеи
  • Анфиса (1832 - ?), игумения
  • Таисия, игумения


Виннице-Браиловский Свято-Троицкий монастырь, 1 класса, в местечке Браилове, в 25 верстах от города Винницы. Основан в 1848 году. Сюда переведены инокини из существующего с 1635 года благовещенского монастыря в городе Виннице. В соборном монастырском храме находится чтимая Браиловская икона Божией Матери, по преданию, пожертвованная в 1635 году основателем Благовещенского монастыря, вельможей Михаилом Крапивицким. Богоматерь на этой иконе изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукою; изображение это начертано на холсте, наклеенном на кипарисной доске; живопись - в строго византийском стиле; празднование в честь этой святой иконы совершается 1 октября. В том же монастыре имеется другая Браиловская икона, принесенная сюда в прошлом столетии из Почаевской лавры и по своему изображению отличающаяся от вышеописанной иконы. При монастыре двухклассная школа и с 1898 года санитарные курсы для послушниц. В 1891 году близ села Рожка, Литинского уезда, в хозяйственной усадьбе монастыря - Рожецком монастырище (где прежде существовал православный женский монастырь, упраздненный в конце прошлого столетия с переведением иноков в Винницкий монастырь, которому передано движимое и недвижимое имущество Рожецкой обители), в память о чудесном событии 17 октября 1888 года, устроен храм во имя святого благов. князя Александра Невского, для преимущественной молитвы о здравии и благоденствии Государя Императора России и всего Царствующего Дома и для непрерывного чтения псалтири об упокоении погибших при крушении Императорского поезда; в этом храме две древних святыни: 1) сохранившийся от древнего Рожецкого монастыря Казанской иконы Божией Матери и 2) так называемая Рожецкая икона Божией Матери, бывшая заветною святынею древней Рожецкой обители; по упразднении ее она перенесена была в Винницкий монастырь, а отсюда возвращена в Рожок, в новопостроенный храм.

Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"



Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. Вероятно, главный храм монастыря был освящен в честь Благовещения.

В 1723 году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким. Постепенно монастырь пришел в упадок, в 1780 году его покинула последняя монахиня. Однако в 1786 году униаты снова вернулись.

В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в 1850 году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В 1795 году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам 1842 года монастырь был возведен в 1 класс.

Причиной переселения монастыря в 1845 году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем монастырь был полностью восстановлен на новом месте.

К началу XX века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары. В 1847 году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в 1923 году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.

Весной 1932 года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.

Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в зону оккупации Румынии. В 1942 году оккупационная власть открыла монастырь. В 1962 году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.

В 1989 году монастырь был возвращен Православной Церкви. 19 марта 1990 года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.

К началу 2003 году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.