Скандинавские славяне. Славянский след в скандинавии и двойные стандарты интерпретаций. Скандинавы и Древняя Русь

Annotation

Wikinger und Slawen ZurFriihgeschichte der Ostseevolker

СЛАВЯНЕ И СКАНДИНАВЫ

От издательства

Введение

Йоахим Херрман.Племена и народы Балтики на рубеже античности и средневековья

Новые основы истории

Год 793-й - походы викингов

Проблемы навигации

В. В. Седов. Племена восточных славян, балты и эсты

Кривичи и словене

Летто-литовские племена

Эсто-ливские племена

А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)

Верхняя Русь

Путь из варяг в греки

Эпилог: феодальное средневековье

Б. А. Рыбаков. Культура средневекового Новгорода

Витольд Гензель. Культура и искусство Польского Поморья в эпоху раннего Средневековья (VII - XI вв.)

Иоахим Херрман. Ободриты, лютичи, руяне

Послесловие

Приложение. Цветные иллюстрации

Список сокращений

Источники и литература

Wikinger und Slawen ZurFriihgeschichte der Ostseevolker

Ioachim Herrmann in Verbindung mit Aarni Era-Esko, Witold Hensel Wilhelm Holmqvist

Ole Klindt-Jensen, Niels-Knud Liebgott Erik Nylen, Else Roesdahl Boris Aleksandrovic Rybakov Valentin Vasil’evic Sedov

AKADEMIE-VERLAG BERLIN 1982

СЛАВЯНЕ И СКАНДИНАВЫ

Перевод с немецкого

Общая редакция

кандидата филологических наук

Е. А. Мельниковой

МОСКВА ПРОГРЕСС 1986

ББК 63.4 С 472

Перевод с немецкого Г. С. Лебедева

Славяне и скандинавы: Пер. с нем./Общ. ред. Е. А. Мельниковой.-М.: Прогресс, 1986. 416 с. с илл., 24 с. цв. илл.

Авторы книги известные ученые из СССР, ГДР, Польши, Швеции, Дании и Финляндии на основе обширного круга письменных, археологических источников VI - XII веков прослеживают историю возникновения и становления первых государств у славянских и скандинавских народов.

В книге дана подробная характеристика экономики, культуры, искусства, нравов и обычаев славян и скандинавов, исследуются их взаимосвязи. Обосновывается тезис о равноправном и творческом вкладе этнических, национальных культур в создание общеевропейской культуры.

ББК 63.4

с 0507000000- 675 5 fjf) 006(01)-86

Редакция литературы по истории

© Akademie Verlag Berlin 1982

Перевод на русский язык, глава «Русь и варяги», послесловие и примечания издательство «Прогресс», 1986

От издательства

Введение

Йоахим Херрман. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона

Племена и народы Балтики на рубеже античности и средневековья

Новые основы истории

Социальные условия и формы развития культуры и искусства в странах Балтийского региона

Социальный строй и художественное творчество Скандинавии эпохи викингов

Общественные основы культуры и искусства славянских племён

Скандинавия и Северо-Западная Европа

Тенденции художественного развития на южном побережье Балтики

Сферы проявления балтийской культуры

Славяне и викинги как торговцы и воины

Год 793-й - походы викингов

Становление феодальных государств

Раннегородские центры и международная торговля в Восточной и Северо-Западной Европе

Купец и воин в балтийской торговле

Три этапа раннегородского развития

Эпоха расцвета раннего города и торговли в IX-X вв.

Социально-политическая структура раннегородских центров

Ранние города и бурговые города

Торговый транспорт и структура товарооборота в экономике Балтики

Корабли и судоходство в Балтийском море

Проблемы навигации

Организация торговли, тоннаж судов

Экономические зоны Балтийского региона

Структура товарооборота балтийской торговли

Странствующие мастера и унификация культуры

Общие и особенные черты в балтийской культуре. Этапы её развития

Дания и даны

Оле Клиндт-Енсен. Рунические камни - зеркало социальных отношений

Оле Клиндт-Енсен. Ранние города и укрепления

Эльза Рёсдаль. Язычество, христианство и международные связи

Оле Клиндт-Енсен. Искусство и художественный стиль

Нильс-Кнуд Либготт. Керамика - свидетельство связей со славянским побережьем

Швеция и шведские племена

Вильгельм Хольмквист. Начальные века: культура и искусство вендельского периода

Эрик Нюлен. Эпоха викингов и ранее средневековье в Швеции

Племена Финляндии

Аарни Эря-Эско. Племена Финляндии

В. В. Седов. Племена восточных славян, балты и эсты

Кривичи и словене

Летто-литовские племена

Эсто-ливские племена

А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)

Верхняя Русь

Ростовская земля - «Арса» арабских географов

Путь из варяг в греки

Новые аспекты культурно-исторического процесса и новые виды источников

Уровни и этапы развития славяно-скандинавских отношений IX-XI вв.

У меня накопилось довольно много материала о славянах в Скандинавии. И я решил собрать его вместе и немного упорядочить. Картина предстаёт довольно любопытная. Думаю, особенно интересно это будет почитать френдам, которым скандинавы видятся, по определению на порядок выше, сильней и "развитей" других жителей балтийского региона - источником всего прогрессивного, эдакими чуть ли не сверхлюдьми-германцами, а сама Скандинавия представляется их священной обителью.

Действительность куда интересней! Судя по всему - балтийские славяне принимали самое активное участие в жизни не только Балтийского региона как такового, в целом, но и конкретно Скандинавии. В том числе и новых её приобретений, таких как Исландия. И на самом деле, это, конечно, совершенно логично. Удивляться этому можно только если придерживаться некоторых мифологических представлений, обоснованность и адекватность которых, на самом деле, очень сомнительна. Хотя они и достаточно распространены.

Итак, для начала приведу информацию, и размышления предоставленные уважаемым френдом aloslum .

В сборнике «Славяне и скандинавы» (М. 1986) датский археолог Н.-К. Либготт в статье «Керамика – свидетельство связей со славянским побережьем» пишет о славянах в Дании:

«Такие названия, как Крамнице, Корзелице, Тиллице и Биннице (датское -itze, слав, -ice), позволяют рассматривать южно-датские острова как область славянского расселения. Не всегда ясно, когда именно оно происходило. Предполагается, что оно началось в IX в. Однако до сих пор нет хорошо датированных археологических находок, которые могли бы доказать это. Можно указать в этой связи на неисследованное кольцевое укрепление Ревсхалеборг непосредственно к востоку от Марибо на Лоланде, которое по своей полностью развитой форме ближе всего к славянскому городищу Даргун в округе Мальхин, Мекленбург. Следующая возможная дата славянского переселения - XI в., время правления Свена Эстридссена. За такое предположение говорит обширный археологический материал, особенно из поселений на Лоланде. Здесь встречается исключительно славянская керамика, которая без труда отождествляется с керамическими сериями как из Волина, так и из Мекленбурга, но прежде всего с керамикой випперовской и тетеровской групп» (с. 143-144).

Там же он описывает крупнейшее городище Дании Педерсборг близ Сорё: «По типу фортификации Педерсборг – единственное в своем роде укрепление в Дании. Ближайшие параллели имеются на славянской племенной территории. С середины XII в. крепость принадлежала Педеру Торстенсону» (с. 144). При этом «Здесь встречены сосуды всего нескольких основных типов, которые все без исключения имеют славянские прототипы» (с. 145).
Вместе с тем, его основание приписывается владевшим им в 12 веке датским феодалам, активным участникам войн со славянским Поморьем, вдруг ставших завзятыми славяноманами и в строительстве и в быту (керамике): «Независимо от того, сам ли Педер Торстенсон построил крепость, что наиболее вероятно, либо же его тесть Скьяльм Хвиде, феодальные права которого распространялись не только на о. Зеланд, но и на о. Рюген, прототипы этого зеландского сооружения, весьма возможно, находятся на славянском побережье Балтики» (с. 144).

При этом по замечанию Н.-К. Либготта: «Как этот, так и остальные типы сосудов из Педерсборга по своей форме выглядят много старше, чем это следует из исторических и археологических данных, что может означать своего рода стилистический застой в окраинных областях славянского керамического производства, возникший, может быть, при втором или третьем поколениях переселившихся славянских гончаров» (с. 145).

Не будет ли более естественным пересмотреть «исторические» и ориентированные на них археологические данные, подтягивающие основание крепости к её первым известным владетелям, и допустить, что характерное для славян укрепление с архаичной славянской керамикой ещё до них основали сами славяне.

В том же сборнике в статье «Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона» немецкий археолог Й. Херрманн писал : «Со второй половины XI в. рюгенские славяне и поморяне снаряжали крупные флотилии, многократно отражали набеги датчан и в свою очередь нападали на датские острова, даже заселив некоторые из них. С поморянского побережья Балтики в это время были организованы подобные же экспедиции против Готланда, Эланда и в южную Швецию. Во второй половине X в. местное население восстанавливало такие старинные оборонительные сооружения, как в Экеторпе на Эланде; и здесь нередки были поселения славянских военных дружин. Известный шведский исследователь М. Стенбергер пришел к выводу, что многочисленные славянские элементы в материалах поздних слоев Экеторпа могут указывать не только на торговые связи, но и на то, что Эланд в это время был занят славянами с южного побережья Балтики, о чем сообщают Саксон Грамматик и датская "Сага о Кнютлингах" »

На что ссылается Стенбергер (Stenberger М. Eketorp in Öland. Ancient Village and Trading Settlement. – Acta Archaeologica. København, 1973, v. 44, p. 14) проверить не удалось. Но в «Саге о Кнютлингах» вроде есть сообщение, в котором упоминаются и Эланд (Eyland), и славяне (в конце 76 главы ):

Eptir þetta setti Eiríkr konungr menn til landsgæzlu á Vinðlandi, ok heldu þeir ríki þat undir Eirík konung. Síðan fór Eiríkr konungr til skipa sinna ok sigldi síðan heim til Danmerkr með sigri miklum. Hann kom fyrst við Eyland skipum sínum, er hann kom sunnan af Vinðlandi, sem Markús segir.

Здесь речь о том, что после победы датского короля Эрика над славянами, «когда он пришёл с юга из Виндланда, сперва он привёл свои корабли к Эйланду (Эланду)».

Ещё один раз Эланд упоминается в 123 главе : «Кристофор, епископ Абс алон и Асбьёрн отправились туда и поплыли к Эйланду; там захватили они много денег, так и людей», но в этой главе описывается война с курами-куршами, а не с руянами, что подтвердил переводчик Т. Ермолаев.

Об укреплениях, характерных для славян писал А. Я. Гуревич статье «Существовал ли Йомсборг?» :
«Примитивные круговые укрепления строились в Скандинавии еще в V в. Укрепление Исманторп на о-ве Эланд (Швеция), которое археологи относят к периоду «Великих переселений» (по другим предположениям, к более позднему времени) … Остатки кольцевых поселков, относящихся к эпохе переселений народов и к более позднему времени, найдены и в Юго-Западной Норвегии (Рогаланд) и в Северной Норвегии (Халогаланд). Укрепления в виде концентрических валов строились и в Европе в VIII в. Достаточно указать на разрушенный Карлом Великим знаменитый «Ринг» (кольцо) аварского кагана на Дунае, в Паннонии, в котором насчитывалось до девяти валов, вписанных кругами один в другой. Славянские укрепления также были кольцевыми. Известны тесные связи датчан со своими соседями – прибалтийскими славянами. Наконец, кольцевые укрепления сооружались на Британских островах. Больше того, если прежде английские археологи относили их ко времени, предшествовавшему походам викингов, то ныне раздаются голоса в пользу датского происхождения некоторых английских лагерей».

Интересно, что жителей Рогаланда ещё в 10 веке Эйвинд Погубитель Скальдов называл хольмрюгами (Речи Хакона. 3 ) , то есть именно «островными ругами», возможно, тогда ещё сохранялась память об их связи с Руяном-Рюгеном. При этом хольмрюги упомянуты вместе с халейгами, то есть жителями Халогаланда, где, так же как и в Рогаланде найдены круглые укрепления.

Л. Прозоров отмечал, что в Вендельской культуре 6-8 веков наряду с германскими чертами встречаются и славянские (например, бритые лица и стрижка в кружок на изображениях), он же приводил четырёхликий посох из погребения в Саттон-Ху (Восточная Англия, но тоже относится к Вендельской культуре). Четырёхликое изображение - это более чем прозрачная отсылка к Свантевиту. Наконец, само поселение в Средней Швеции, по которому названа культура, по-видимому, связано именно с венделями (которые упоминаются на службе у конунгов данов ещё в «Беовульфе»).

Теперь приведём несколько цитат из польской статьи, посвящённой славянскому пиратству на Балтике: (Mariusz Zulawnik, PIRACTWO SLOWIANSKIE NA BALTYKU DO 1184 ROKU, 1999 TEKA HISTORYKA,1999.- zeszyt 16. -S.5-18.) :

«Пираты организовывали экспедиции ради захвата добычи или невольников. Богачи были ценной добычей, поскольку за них эти морские разбойники могли получить большой выкуп. Остальные пленные продавались на торгах. Большое количество пленных после каждой экспедиции приводило к тому, что цены на невольников на славянских рынках резко снижались. Иначе дела обстояли, например, в Дании, где цены немедленно взлетали вверх. Причиной этого была нехватка рабов после славянских атак. Пленных, захваченных в столкновениях с поляками, продавали либо в Данию, либо на Руян, а пленных с Севера (датчан) – преимущественно, на Запад и Юг Европы. К более ценным невольникам, например, богачам, относились лучше, чем к остальным, которых использовали, среди прочего, на тяжелых работах, например при строительстве судов. Над ними часто издевались. У Титмара мы можем прочесть как поступали с некоторыми заложниками: «их гнев передался остальным корсарам. Наутро отсекли они нос уши и руки священнику (...) и остальным заложникам; затем выбросили их за борт в залив (...).»

Вот описание последствий славянской корсарской экспедиции предпринятой в 1136 году под предводительством поморского князя Ратибора I на Конунгхале (в то время датский город, ныне принадлежит Швеции, расположен на границе с Норвегией) из той же статьи: «(...) язычники слова не сдержали, забрали всех людей, мужчин, женщин и детей, многих поубивали, особенно тех, кто был слаб, низкого происхождения и тех, кого трудно было увести за собой. Забрали все деньги, которые были в городе.»

Это то, как источники характеризуют ситуацию вызванную систематическими славянскими пиратскими нападениями на Данию, незадолго до походов Вальдемара I на Руяну: «В это время пираты распоясались от границ славян аж по Эидору, все деревни с востока, оставленные жителями (…), лежали в руинах с невозделанной землей. Зеландия, от востока до юга, зияла пустотой (…), на Фионии не осталось ничего, кроме нескольких жителей».

Ещё один интересный факт: На рынке в Мекленбурге в 1168 г. после победоносного похода ободритов были выставлены на продажу 700 датчан.

Как тут не вспомнить знаменитую цитату из « Славянской хроники » , Гельмольда : «Нападения данов они ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя вступать с ними в рукопашный бой» .

Напомним также, что по сообщениям Датских Анналов, до Вальдемара, Лолланд платил руянам дань.

« Сага о Хаконе Добром » сообщает о нападениях викингов-вендов на скандинавские земли (совместно c датчанами). Цитируем: «Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов».

Как видим - славянские следы вполне отчётливо видны в Скандинавии, и в качестве военной силы, нападавшей, грабившей и разорявшей поселения, а то и целые провинции, и в качестве мирных переселенцев, торговцев и ремесленников обосновывавшихся на её землях.

Более того - следы славянских переселенцев видны даже в новых, осваиваемых скандинавами в средневековье территориях, таких как Исландия.

Славянские поселенцы в Исландии (Słowiańscy osadnicy na Islandii)

Очередное славянское жилище – полуземлянку 10 века - открыли польские археологи у озера Myvatn в северо-восточной Исландии, сообщил Польскому агентству печати руководитель исследований, профессор Przemysław Urbańczyk (Пшемыслав Урбаньчик) из Института Археологии и Этнологии Польской Академии Наук.

Польские исследования, проводившиеся в этом году со второй половины июня до половины августа, были сконцентрированы в районе Sveigakot у озера Myvatn в северо-восточной части острова, где на переломе 9-10 веков появились первые поселенцы с европейского континента.

«С самого начала в наших исследованиях в Исландии был обнаружен славянский след. Мы открыли уже третье в этом регионе славянское жилище – квадратную полуземлянку. Такие жилища в 9-10 веке были характерны для территорий по рекам Эльбе, Одеру и Висле, а также для Руси. Они не имеют никаких аналогий со скандинавскими постройками. Точно такие же славянские жилища, отличные от скандинавских, я обнаружил ранее в Норвегии» , сообщил профессор Урбаньчик.

« Неизвестно, какие именно славяне проникали так далеко на Север, в Исландию. Весьма вероятно, что это были полабские славяне, а не наши предки с берегов Вислы. Они селились вместе с викингами на пустынных в то время землях Исландии. Ранние средневековые сообщества не были настолько этнично однородными, как это ныне считается. Общество викингов было открытым – они ценили хороших мореплавателей и воинов, принимая в свои ряды представителей разных народов, в том числе славян, германцев и кельтов» , говорит профессор Урбаньчик.

Исследования нынешнего года подтвердили имевшееся ранее предположение о том, что первые поселенцы в течение всего лишь нескольких поколений уничтожили окружающую среду северо-восточной части острова. Был вырублен лес, поскольку древесина была необходима для строительства и отопления жилищ, и на его месте образовались луга.

Колонисты привезли коров, овец и свиней. Чрезмерно интенсивный выпас скота, а особенно разрывавшие землю свиньи, стали причиной уничтожения лугов. В результате последующей эрозии исчез тонкий слой почвы, и образовалась песчано-каменистая пустыня.
.
Международная экспедиция собирается в следующем году начать – в рамках 4 Международного полярного года – поиск следов поселений викингов в Гренландии.

«Это была бы интересная программа и для польских археологов. Возможно, что славяне добирались и до тех мест» , отметил профессор Урбаньчик. (Перевод с польского С.Базлова.)

В нём также упоминают о славянских первопоселенцах в Исландии. Причём рассказывает об этом, сам лично профессор Урбаньчик, тот самый, который цитируется в предыдущей статье. Материал о славянах начинается с 11:20.

Итак, археологические следы совместных путешествий скандинавов и балтийских славян в новые земли достаточно очевидны. Здесь также, думаю уместно напомнить, что ещё С.Гедеонов утверждал, что в некоторых жалостливых английских текстах, повествующих о нападениях норманнов на Англию и Ирландию, среди этих свирепых варваров перечисляются и венды.

Кстати, хорошо бы подтвердить эту информацию. Ибо она очень любопытна. И, судя по наблюдаемой картине - совместное участие балтийских славян и скандинавов в норманнских походах было бы вполне логичным. Балтийские славяне были плоть от плоти частью того мира, и, судя по всему, очень важной частью! Хотя, к сожалению, это совершенно незаслуженно забыто в рамках современных представлений, или правильней сказать, современной мифологии о том периоде истории. Полагаю - об этом следует напомнить!

С удовольствием почитал бы комментарии и вопросы.

По пути из варяг в греки могли ходить только русские

По пути из варяг в греки могли ходить только русские

Писатель-сатирик Михаил ЗАДОРНОВ выступил в необычной для себя роли - снял документальный фильм «Откуда есть и пошла земля русская». Его покажут в середине октября по каналу РЕН ТВ. В своем историческом исследовании Задорнов попытался опровергнуть культивируемую чудовищную ложь о том, что до образования Российского государства и крещения Руси славяне были дикими людьми, чуть ли не зверьми, а первыми князьями были скандинавы.

Это первый всенародный документальный фильм. Я на него дал свой миллион, и два с половиной миллиона по Интернету собрали люди, которые не верят сегодняшней, переписанной по заказу политиков на деньги торгашей истории, - говорит Михаил Николаевич. - Большая часть съемок проходила на острове Рюген, который принадлежит сегодня Германии. В свое время, когда там жили славяне, он назывался Руян, а мы все знаем его по сказкам как Буян. Это прозвище было дано после того, как его в «буйстве» крушили племена данов с королем Вальдемаром I , а славян поработили и превратили в христиан.

На Рюгене был последний оплот ведического славянства. Сакральным животным там считали белого коня. Верховный мудрец спрашивал у него о будущем урожае, о войнах. Если конь ступит вперед левой ногой - жди беды. Отсюда появилось - встать не с той ноги. От этого коня пошло слово «канон» - изначально установленные Всевышним правила. Когда язычники несколько деградировали, они стали называть коном место, где приносили жертву, в частности коней. Поэтому «кон», «конь», «икона», «испокон веков» - это параллельные слова. И даже, простите, выражусь как сатирик, но очень может быть, что и Ватикан от двух слов - «батя» и «канон». «В» и «б» взаимозаменяемы. Короче, «пахан в законе».

- Обычай ставить коньки на крышах тоже с тех времен?

Конек на крышах домов первыми стали ставить лютичи. Этот славянский народ образовался от смеси венедов и македонцев. Есть такая легенда, что часть войска после смерти Александра Македонского рванула от новой власти на север, где и смешалась с местными праславянами, образовав племя лютичей. Это самоназвание: мол, «люто дрались на войне». Они и принесли оберег - изображение коня Александра Великого и стали обозначать им свои дома. Лютичи потом предали отца Рюрика Годслава, но их самих сместили германские племена, и они, уйдя на восток, стали Лютвой - Литвой. Вот когда первый раз этот народ предал славян в угоду будущим тевтонцам-натовцам.

Руян был для славян, как сейчас Мекка для мусульман. Там находилось капище Свентовита . Свент - свет, вита - жизнь. Причем живительным светом он освещал все стороны, поэтому изображался с четырьмя лицами.

Завоевав Руян, даны взяли из разрушенного храма Свентовита его изображение. Вмонтировали его в строящуюся христианскую церковь. Таким хитрым образом они привлекали в церковь оставшихся на острове славян. Пусть молятся не важно кому, но главное, что под христианской крышей.

Норманнская теория

- То есть вы хотите сказать, что…

Варяги, венеды и русы - это все один народ, один язык - славянский. В то время Балтийское море называлось Варяжским. Его контролировала наша славянская братва. Викинги боялись их как огня и, когда шли разбойничать в Европу, обходили его по Ютландскому полуострову. Еще раньше море называлось Янтарным или Венедским. Теперь откроем любую энциклопедию и читаем: венеды - это славяне. (2500 лет до н. э.) По другим летописным источникам мы знаем, что и с Древним Римом, и с Древней Грецией венеды торговали янтарем - венедским камнем. Название камня - «янтарь» произошло от слова «Алатырь». Так на Рюгене-Руяне-Буяне называлась гора-утес, у подножия которой было много янтаря. Германцы до сих пор называют эту гору Троном Всевышнего, а славяне в те древние времена считали, что это - пуп земли. Горам и камням поклонялись, считали их священными. Священный камень называли «камнем Алатырь». Отсюда и произошло слово «алтарь».

В Лаврентьевском своде XIV века написано, что варяги, русы и славяне одного были языка. Никто не обращает внимания на этот факт. Кстати, если обратиться к летописям, то увидим еще больше. Греки не различали венедов и кельтов. Считали, что они говорят на одном языке. Юлий Цезарь писал, что трудно различить кельтов и германцев. Овидий пишет, что эти народы поклонялись одним богам.

- То, что кельты - славяне, действительно для многих будет открытием.

Я бы не называл их славянами, назвал бы нашими двоюродными братьями. Хотя язык действительно был так же схож, как сегодня белорусский с украинским.


Наш фильм как раз о том, что славяне были самым большим народом, населявшим Европу от Рейна до Урала. И первые русские князья, в частности Рюрик из бодрического города Рарог (у других народов название города звучало как «Рарог», «Рурик», «Рюрик» - сокол по-славянски), были из славян, а не из каких-то там шведов. При раскопках в Рароге нашли пряжки с изображением сокола - племенным знаком князей Рюриковичей, таким же, какой украшает герб Украины.

Я стоял на автобусной остановке неподалеку от города Рерик и читал названия соседних городов: Раков, Костин, Рантов, Бантов, Пепелов, Буков и тут же Ньюбуков, наконец, Роггов и… Руссов!

Эльба называлась Лаба. «Лаба» на современном латышском значит «хорошо», но любой русский услышит в нем знакомое - «любо». Между Эльбой и Одером жили бодричи. Бодричи - от «по Одеру». Там немцы уже раскопали 500 поселений славян, датируемых VI - VII веками. Осталось в пять раз больше. Как при всем этом кто-то мог поверить в версию о скандинавском происхождении Рюрика?

- Откуда же это пошло, что варяги - это скандинавы?

Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Байером и Миллером во второй четверти XVIII века. Оба работали в Петербургской академии наук.

Политический смысл норманнской теории заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов - силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, ее экономику и культуру. В ней доказывалось, что Киевскую Русь основали варяги, скандинавы.

Это еще тогда возмутило Михаила Ломоносова , и он во время спора сломал нос Миллеру . Тот, между прочим, перед смертью написал, что пришел к выводу о ложности своей теории. И признал, что Рюрик и его братья никогда не были скандинавами.

Варяжская группировка

Первые купцы были те, которые торговали солью. В Германии есть речка Ильменау, а на ней разлив-озерцо. Там с незапамятных времен варили соль. Позже, когда германские племена начнут выдавливать славян на восток, такое название - Ильмень-озеро появится недалеко от Новгорода, и варить на нем будут соль. Тот, кто трудится, - трудяга, ходит - ходяга, варит соль - варяга. И провинция в Германии неподалеку от этого места до сих пор называется Варин, а соседняя Померания тоже, кстати, славянской этимологии - «по морю расположенная». И название известного в мире портового города Росток означает растекшуюся в лиман реку. Широкое устье удобно для порта.

Конечно, среди варягов служили и скандинавы, но их нанимали как дополнительную охрану купцов. Я во время съемок фильма разговаривал с одним немецким археологом. Он изучает путь из варяг в греки и поднимает со дна рек корабли того времени. Так вот: ни одного скандинавского судна он ни разу не находил. Только варяжские - славянские. Викинги никогда славянскими реками не ходили на юг. Кроме того, они и не смогли бы перетащить волоком свои скандинавские драккары (от 15 до 18 тонн!), да еще через днепровские пороги.

В нашей истории нет ни одного следа хоть какого-нибудь скандинавского присутствия. Например, нет капищ скандинавских богов. Слишком много доказательств, чтобы перестать даже думать о шведах. Хотя бы потому, что никакой Швеции тогда не было. Как королевство Швеция организовалась только в XII веке. Название их стране дало племя свеев. И город в то время там был всего один, а нашу землю уже называли Гардарикой - страной городов. Изборск, Белозеро, Смоленск, Детинец, Детище: 20 с лишним городов стояло! Ну как при таком явном культурном различии славяне могли пригласить на княжение недоразвитых викингов?

- Похоже, что никак?

Наоборот, викинги, когда собирались грабить Европу, посылали разведчиков, которые называли себя россами. Во французских хрониках описан примечательный случай о том, как к королю прибыло посольство, назвавшееся россами, но тот не поверил и дознался, что они свеи. Есть множество свидетельств, что викинги называли себя россами, когда попадали к франкам. Так как Карл Великий подписал договор о ненападении с бодричами.

Но есть еще одно доказательство - и вот тут я припас сенсацию! Норманисты утверждают, что слово «рус», упомянутое Нестором , пришло от скандинавов. Потому что там была провинция Рослаген - лоскуток земли на берегу Балтийского моря.

Это чушь. Я нашел научное доказательство у ученого-историка Лидии Грот , живущей в Швеции. Она в своих работах указывает, что впервые Рослаген встречается в летописях только в XIII веке. Во время Рюрика Рослаген лежал под водой! Балтийское море мелеет, отчего Скандинавия постепенно поднимается из воды. Острова Рослагена начали появляться и присоединяться к суше только в XII веке. В это же время туда стали переселяться западные славяне, которых выживали немцы, завоевывая хорошие земли. Рослаген - это «россов лагерь», место, куда переселялись беженцы от бесконечных войн, которые затеяли в средневековой Европе будущие тевтонцы-натовцы.

Когда говорят о расово-этнической принадлежности какого-либо народа, сразу всплывают множество версий и гипотез, некоторые из которых просто несопоставимы со здравым смыслом. Например, немцы. Кто-то относит их к расе германцев, а кто-то считает, что они смесь нескольких непонятных родов, которые к европейской расе не имеют никакого отношения. Массовый славянский обыватель даже не догадывается о том, что «германская» раса в неком смысле принадлежит славянской, и причем это не просто какой-то домысел, а официальный научный взгляд. Мало кто знает, что «германами» или «германцами» было принято считать все расы без исключения.

Советские переводчики явно допустили ошибку, переводя такие немецкие слова, как «германцы» и «германская раса» как «немцы» и «немецкая раса». Они будто не замечали, что для русского слова «немцы» в немецком языке есть единственно правильный аналог: дойчен. Именно поэтому многие считают, что самый яркий представитель национал-социалистов в истории Адольф Гитлер провозглашал исключительно «немецкую нацию» как высшую нацию мира, хотя он говорил о «германцах», т.е. о всех индо-европейских расах, включая и славян.

Как мы уже убедились, между славянами и немцами существует генетическое единство, которое доказано даже наукой. Таким образом выходит, что немцы – это отчасти славяне. Но обратимся к истории и вспомним ещё один народ, который также подвергся исправлению фактов от фальсификаторов истории. Речь идет о представителях германской расы, которая считалась чуть ли не элитой рас – скандинавов.

О скандинавских викингах мы смотрели множество фильмов и читали книги. Авторы всегда описывали их как безжалостных завоевателей, морских пиратов, дикими и безнравственными людьми одетых в шлемы с рогами и в звериные шкуры, обитающие в самых холодных землях.

О них на протяжении сотен лет сочинили множество легенд и всяких небылиц. Кто-то даже утверждал, что скандинавы – беженцы из затонувшей Атлантиды, и причем эта версия не одна из самых невероятных. Многие считают викингов выходцами из иных миров, которые, по странной и непонятной простым людям прихоти, решили спуститься на землю.

Обратимся к фактам истории скандинавского народа. Почему его стоит считать славянским народом? Русскоязычный человек, которому доводилось побывать в скандинавских странах или даже пожить там какое-то время, не мог не заметить, что их язык, который приписывают к «германской» лингвистической семье, наполнен множеством славянских слов, славянин может их понять и без помощи каких-либо словарей или переводчиков.

Скандинавский язык даже в наше время имеет в своем языке такие суффиксы, как –ск, -ске, -ска в прилагательных, что является свойственным именно для славянского языка. Помимо этого, современный скандинавский язык сохранил несколько слов из «материнского» славянского языка. Например, Danska, Svinsk Hotel, Gadske Kriminellе или же словосочетание Vrede Skole. Славянин, который владеет белорусским языком, сможет понять эти слова без всякой помощи переводчика. Настолько очевидная вещь вызывает вопрос, неужели славяне и скандинавы действительно единый народ?

Если обратиться к историческим исследованиям, то мы узнаем, что жители Скандинавии на самом деле не является коренным народом. Согласно некоторым источникам, скандинавы проживали раньше возле долины реки Дон, в юго-восточной части современной Украины, и даже на краю юго-востока Беларуси. В древней скандинавской мифологии упоминается, что великий бог Один правил городом под названием Асгард, который являлся городом асов. Получается, в этом городе проживали славяно-арии.

В древней легенде есть повествование, где Один собирается колонизировать придонное государство Великой Швеции, которое известно под названием «Водзин», а также северную часть современной Европы. Дальше в саге рассказывается, что Одину для осуществления своих планов пришлось пересечь дружественную страну, которую скандинавы называли Гардарика – эта страна включала в себя территории современной Беларуси, Украины, Новгорода, Пскова, часть Польши и нескольких других небольших земель южной Прибалтики, до границы Франции. Подобное переселение примерно датируется XIII веком до н.э. Очевидно, что Гардарика – это ничто иное, как территория, где проживали славяно-русы, которые также являются исконными обитателями Европы.

В итоге Один все же сумел дойти до земель, которые только недавно освободились от льда. Там божество создало столицу своего нового государства, которое называется Оденсе (этот город до сих пор существует). Само название говорит об его основателе.

Подводя итог, можно сделать вывод, что жители Великой Швеции пришли в современную Скандинавию из придонских просторов, и совсем не наоборот, как учит нас официальная версия. Один знаменитый норвежский исследователь по имени Тур Хейердал также является приверженцем данной версии истории о происхождении скандинавов и об их связи со славянами. Он прошелся по всему Причерноморью, изучил несколько тысяч найденных исторических артефактов, и пришел к заключению, что шведы и скандинавы пришли именно из земель славяно-русов, и никак иначе! Такой же теории придерживался и русский исследователь Михайло Ломоносов. Самым достоверным источником переселения скандинавов из земель славяно-ариев в Великую Швецию и Скандинавию является Сага об Инглингах.

О том, что скандинавы – выходцы из славянских народов, говорят не только уникальные свойства их языка и мнение авторитетных ученых, но и древние саги, писания. Чтобы убедиться окончательно, достаточно просто сравнить внешность скандинавов и славян. Северо-западные славяне и скандинавы обладают высоким ростом (фактически они все на одном уровне, если у человека не наблюдается генетической предрасположенности к низкому росту), сложение тела пропорционально, кожа светлого оттенка, глаза, как правило, голубые или серые, полное отсутствие или же самое малое число наличия круглого лица и «утиного» носа, которые свойственны скандинавским соседям – угро-финнам.

Даже на генетическом уровне скандинавы и славяне обладают одной и той же композицией генетических Y-гаплогрупп, которые имеются у жителей Украины, северо-восточной части Польши и Беларуси. Аналитической генетической композицией обладают и жители бывшей Западной Германии. Таким образом, проживающие народы в разных странах являются на самом деле одной единой расой, и корнями уходят к одному народу. Но, к сожалению, большинство исследований и результаты генетических анализов переиначиваются так, чтобы скрыть следы родства славян и скандинавов.

Кто такие Русские, кто такие Славяне

Скандинавы и Древняя Русь

Говоря о расово-этнической принадлежности того либо иного народа, на свет всплывает куча самых разношерстных мнений, подавляющее число которых, тем не менее, находится далеко за пределами здравого представления.

К сожалению, массовый славянский обыватель совершенно не догадывается о том, что к так называемой "германской" расе принадлежит в большинстве случаев и он сам.

Тайна скандинавских просторов, населенных "викингами" пожалуй, любого из нас с детства. Кто эти красивые люди? Откуда они пришли на этот живописный полуостров, окаймленный свинцовой водой, туманами и бесчисленным числом тайн?

Если мы обратимся к историческим первоисточникам, так или иначе истолковывающим историю Скандинавии, то мы очень быстро обнаружим, что многие из них прямым текстом указывают на то, что жители Скандинавии не коренной там, а пришлый народ. Откуда же он тогда пришел? Ответ не заставит себя долго ждать. Вот вам отрывок из "Саги об Инглингах": "...От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Асией (страна Асов - Славян-Ариев; отсюда и нынешнее название части света: Азия прим. авт. , а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а другие сравнивают ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. ... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (Танаис - латинское название реки Дон - прим. авт.). Она впадает в Черное море. Без всяких пояснений из этого фрагмента ясно, что речь здесь идет о территории, где ныне лежит долина реки Дон, а также юго-восточные области нынешней Украины и, возможно, даже крайнего юго-востока Беларуси. Говорится, что Один правил в городе, который назывался Асгард - город асов, т. е., Славян-Ариев. Сага повествует о колонизации Одином, предводителем славянского населения античного придонского государства Великой Швеции, известным также под именем Вод(з)ин, северных просторов Европы.

В литературе не счесть рассуждений о лидерстве скандинавов и о заимствовании другими жителями Балтики у них всего, чего угодно. Говорят либо о лидерстве скандинавов, либо просто ни о чём, кроме них не упоминают.

Несмотря на то, что сейчас этому уделяется гораздо меньше внимания, чем настоящим, или даже мнимым подвигам скандинавов - существует много разных свидетельств о славянах не просто на Балтийском море, но и в самой Скандинавии.

Судя по всему - балтийские славяне принимали самое активное участие в жизни не только Балтийского региона как такового, в целом, но и конкретно Скандинавии. В том числе и новых её приобретений, таких как Исландия.

Конечно, правда о нашем прошлом далеко не всем приходится по вкусу, отчего ее и тщательно прячут, начав делать это сразу после введения так называемого "христианства" на Славянской Земле. Поэтому, дорогой читатель, ты никогда, возможно, и не слышал ни о Саге об Инглингах, ни об открытии Тура Хейердала, превозносящих твою Славянскую Историю, ставя ее на надлежащее ей место, ни о исторических трудах Ломоносова, которые, в лучшем случае, можно частично почитать лишь на задвинутых на самые задворки сайтах. Как бы то ни было, после всего увиденного и услышанного легенда о призвании варягов больше не кажется нам такой одиозной, поскольку "призвание", как оказывается, если оно имело место, происходило в пределах одного и того же государства и среди одного и того же народа.

Говоря о древних скандинавских сагах, я считаю уместным напомнить, что далеко не все из них дожили до наших дней в первозданном виде. Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад.

О том, что скандинавы являются выходцами из славянских земель, говорят не только уникальные свойства их языка, не только мнение авторитетных ученых и не только древние саги и предания. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на внешность северо-западных славян и скандинавов. Их делают похожими или даже неотличимыми высокий рост, пропорциональное сложение, светлая кожа, голубые глаза, отсутствие или же малое число "утиных" носов и круглых лиц, свойственных живущим по соседству угро-финнам.

Чем же обуславливается такое сходство "потомков беглецов с Атлантиды" с "прозаическими" славянами, обитающими, к примеру, среди полесских топей и болот? Ответ на этот вопрос дает генетическая наука, результаты исследований которой почему-то либо упрямо прячутся от русскоязычного читателя, либо доходят до него в экстремально искаженном пересказе тенденциозных СМИ, из которого вообще трудно что-то понять. Налицо вырисовывается группа людей, принадлежащих генетически к одному роду, но проживающая в разных странах. Именно это обстоятельство является главной причиной того, почему результаты генетических исследований всячески искажаются, если дело касается донесения их до русскоязычной публики. Исторически сложилось так, что кому-то очень хочется видеть русскоязычного человека и СЛАВЯНИНА вообще в списке совершенно других племен и народов. Предполагается, что оно началось в IX в. Однако до сих пор нет хорошо датированных археологических находок, которые могли бы доказать это. Можно указать в этой связи на неисследованное кольцевое укрепление Ревсхалеборг непосредственно к востоку от Марибо на Лоланде, которое по своей полностью развитой форме ближе всего к славянскому городищу Даргун в округе Мальхин, Мекленбург. Следующая возможная дата славянского переселения - XI в., время правления Свена Эстридссена. Говоря о древних скандинавских сагах, я считаю уместным напомнить, что далеко не все из них дожили до наших дней в первозданном виде. Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад. Во-первых, саги, являющиеся по-сути многотысячелетними сказаниями славян, были переписаны со славянской руницы в латиницу ватиканских "цивилизаторов" и потому их возраст несказанно "помолодел", перенеся свой "день рождения" на 10-12 столетия. При этом сам рунический алфавит скандинавских славян подвергся полнейшему уничтожению, а люди его знавшие - физической ликвидации. К счастью, лапы "христианизаторов" не смогли дотянуться до шведских чащоб и болот, которые в превеликом множестве сохранили для нас камни с руническими славянскими текстами из дохристианской эпохи. Во-вторых, сам текст саг был изменен и изуродован до такой степени, что из него уже, в большинстве случаев, невозможно было понять, о чем, собственно, идет речь. Особенно тщательной редакции подверглись названия географических мест, где происходили летописные события.

Как видим - славянские следы вполне отчётливо видны в Скандинавии, и в качестве военной силы, нападавшей, грабившей и разорявшей поселения, а то и целые провинции, и в качестве мирных переселенцев, торговцев и ремесленников, обосновывавшихся на её землях.

Более того - следы славянских переселенцев видны даже в новых, осваиваемых скандинавами в средневековье территориях, таких как Исландия.

А выше мнение други?