Философские учения и биография джидду кришнамурти. Биография джидду кришнамурти Основная философия мудреца

Фигура современного индийского мыслителя Джидду Кришнамурти (1896-1986) вызывает немало споров, причиной которых служит неоднозначность восприятия идей этого мыслителя. Его учение до сегодняшнего момента остается недостаточно понято как историками философии, так и его последователями. Перед исследо­вателями его жизни и философии встает большое количество во­просов. Одним из первых приходится решить вопрос о принадлеж­ности Кришнамурти какой-либо философской традиции, но почти всегда ответ на поставленный вопрос звучит неопределенно. Фило­софское учение индийского мыслителя, безусловно, является одним из уникальных учений XX века. Именно в силу своего своеобразия философия Кришнамурти трудно причисляема к какому-либо опре­деленному направлению. По словам Г. С. Померанца, одного из исследователей Кришнамурти в России, «учение, рожденное на индийской почве, впоследствии перенесенное на Запад, становится поистине особенным» . Сложность в определении философской ориентации Кришнамурти, возникает в первую очередь из-за того, что сам мыслитель не только не причислял себя к представителям существующих направлений западной или индийской мысли, но и вообще отрицал любую попытку сравнения или сопоставления сво­их философских идей с идеями любого другого философа. На мой взгляд, все учение Кришнамурти представляет собой прямое про­должение его собственной жизни. «Почти невозможно описать его, так много зависит от его личности», писал Р. Ландау. «Многие учи­теля производят впечатление своим знанием, Кришнамурти - са­мой своей личностью, а не каким-либо особым видом мудрости» .

Джидду Кришнамурти родился в 1896 г. на юге Индии, в го­родке Маданапалле, в ортодоксальной брахманской семье. Криш­намурти рос слабым и болезненным ребенком, но в 1909 г. его жизнь резко изменилась, когда его случайно увидел один из руко­водителей Теософского общества Ч. Ледбитер: «Ледбитер был по­ражен необычной аурой мальчика, в которой совершенно отсутствовал эгоизм, и сразу предсказал ему будущее духовного учителя. Ледбитер решил, что Джидцу - тот самый человек, которого теософы искали- новый Учитель мира» . Теософы увезли Кришнамурти и его младшего брата в Англию для получения образования. Таким образом, английский язык становится «языком его мысли» . В начале 1911 г. был основан Международный Орден Звезды Востока с Кришнамурти во главе. Перед Орденом стояла задача объединить тех, кто верил в скорое пришествие Мирового Учителя. «Только постепенно - не ранее 1923 г. - начало складываться его собственное отношение к миру, выросшее из его собственных встреч с людьми и впечатлений от событий» . Теософы, охваченные энтузиазмом построения нового мирового порядка, не замечают, что Кришнамурти все дальше отходит от теософского учения. В 1929 г. в Оммене (Голландия), в присутствии трех тысяч членов Ордена Звезды мыслитель объявляет о своем решении распустить Орден. В возрасте 34 лет «Кришнамурти отошел от Теософского Общества, отказавшись от роли нового Мессии во имя проведения своей собственной философии, не связанной с какой-либо ортодок­сальной религией или философской школой» . Отказываясь от роли мирового Учителя, Кришнамурти заявил: «Истина - это страна без дорог: человек не может прийти к ней через организацию, убежде­ния, догму, церковную или ритуальную, философское знание или психологический метод. Он должен найти ее через зеркало взаимо­отношений, через понимание содержания собственного ума, наблюдение, а не интеллектуальный анализ или самоанализ» . Г. Померанц отмечал, что именно «с этого момента меняется внешнее поведение и речь Кришнамурти- он начинает говорить только своими словами» . Местом его постоянного пребывания сначала становится местечко Оджаи в Калифорнии, а затем и поместье на берегу реки Адьяр, на юге Индии. После окончания Второй Мировой войны Кришнамурти много времени проводил в Европе, чаще всего в Англии и Швейцарии. Даже внешне мыслитель не принадлежал определенной стране, хотя он сохранил свое индийское гра жданство. В течение 50 лет он ездил по миру с лекциями и выступал перед многочисленными аудиториями в Индии, США, Европе. Кришнамурти считал, что не имеет значения то, какой у человека пол, место жительства, социальный статус, уровень дохода, потому что проблемы, волнующие людей, относятся к категории вечных». О них он и старался говорить в своих публичных беседах. Он умер в 1986 г., «оставив нам загадочную философию» .

На мой взгляд, своеобразие философского учения Кришнамурти состоит в том, что оно, в сущности, не является ни восточным, ни западным по своему характеру: это учение, имеющие восточные корни, но представленное на Западе языком, понятным его представителям. «Творчество Кришнамурти- индийское только по истокам; по содержанию оно принадлежит современности в целом. Это своеобразное отражение общих противоречий цивилизации ХХв.» .

Историки философии как правило испытывают необходимость вписывать любого отдельного мыслителя в общую канву развития философской мысли. Но в случае с Кришнамурти есть уже отме­ченные выше сложности, потому что он - «одна из фигур, стоя­щих на перекрестке, в пункте встречи обеих волн: модернистского нигилизма Европы и традиционного негативизма Востока» . В целом подобное определение идет в противовес его стремлению быть свободным от всякого рода сопоставлений. По словам М. Латьенс, «Кришнамурти сам себя всегда называл «свободным исследователем темы», поэтому мы можем назвать его просто мыслителем и философом» .

Один из главных принципов философского учения Кришнамурти - стремление к свободе от любых авторитетов. Если мы хотим быть счастливыми, то мы должны быть свободными. Наш ум должен быть свободен от всяких образов, концепций и идеалов; между тем, внешние авторитеты влияют на ум и формируют eto . Мы ищем человека, который сказал бы нам, как жить, как поступать в каждой конкретной ситуации, во что верить. Мы надеемся, что он расскажет нам правду, но это ложный путь. Кришнамурти отрицал любой авторитет. Он не хотел, чтобы из него делали учителя, говорящего о том, кому и что делать, не хотел последователей: «Я ничему не учу вас, я только держу фонарь, чтобы вам было лучше видно, а захотите ли вы увидеть - ваше дело» . Мыслитель утверждал, что каждый человек может найти истину только самостоятельно, поэтому в его учении последовательно отрицается любая форма внешней религии.

Кришнамурти говорил о том, что источником всех социальных и психологических проблем в обществе является человек: «Вы есть общество» («You are the society»). Человек - это общество, в котором он живет. Окружающий мир зависит только от конкретного человека. Но каждый из нас разделяет себя на «наблюдающего» (эго) и «наблюдаемое», и на основе этой разделенности выстраивает свои отношения с другими людьми. Человек не может понять, кто он по своей сути, и поэтому пытается отождествить себя со своими чувствами и эмоциями. Кришнамурти утверждал, что на самом деле нет никакого разделения между «наблюдающим» и «наблюдаемым»: они едины. «Наблюдающий есть наблюдаемое! Реальность - это когда нет разделения между мыслящим и мыслью» . Каждый человек должен научиться просто смотреть за тем, что происходит внутри него, не разделяя это.

Кришнамурти признавал возможность единственного измене­ния в человеке - внутреннюю революцию «здесь и сейчас». Всю историю люди старались сделать мир лучше в поисках любви, счастья и процветания, но они не преуспели в этом, совершая фундаментальные изменения во внешнем мире. Все внешние изменения лишь замена одной системы верований на другую, одних знаний на другие, что не меняет человека фундаментально. Согласно Криш­намурти, так будет происходить всегда, пока люди не захотят совершить полную трансформацию в своем уме. Изменения может совершить человек только самостоятельно «здесь и сейчас», и тогда внутренние изменения повлекут за собой внешние. «Если человек не меняется коренным образом, внося в себя существенные изменения, не посредством бога, не посредством молитв - все это примитивно, незрело - он разрушает себя, сейчас возможна психологическая революция - сейчас, а не через тысячу лет...» .

Интересна концепция времени у Кришнамурти. Время в его философском учении соотносится с конкретным человеческим сознанием, с осознанием человеком самого себя. Время наполняется различным содержанием, точно так же, как сознания отдельных людей заполняются индивидуальными переживаниями, воспомина­ниями и знаниями. Кришнамурти отмечает в своих беседах, что время по своей природе имеет два аспекта: хронологический и психологический. С одной стороны, время как «вчера», отмеренное часами, с другой стороны, - как «вчера», запечатленное нашей памятью. Время в его психологическом аспекте определяется им как «результат деятельности нашего ума», как «акт памяти, осуществляющей воссоединение вчерашнего дня с днем настоящим» . Мы должны прекратить соотносить свою жизнь с психологическим временем, что означает перестать нести с собой в завтрашний день груз прошлых проблем. Каждый день мы должны воспринимать непосредственно, без искажений памяти, для чего необходимо остановить накопление различных реакций.

Самая главная тема, к которой Кришнамурти неоднократно об­ращался во время своих публичных выступлений, - тема постоянного конфликта между внутренним и внешним. Этот конфликт яв­ляется доминирующим фактором нашей жизни. Люди на протяже­нии всей жизни пребывают в нем, и все попытки избавиться от него мыслитель называет лишь бегством от «того, что есть».

Для объяснения и популяризации своих идей Кришнамурти использовал не категории западной или индийской философии» а образы; он создал собственный язык описания. Единственной целью всей философии Кришнамурти было полное изменение человека, с тем, чтобы тот был свободен. Мыслитель пытался показать, что именно радикальная трансформация каждого индивидуума В отдельности изменит и наше общество в целом. В своих выступлениях Кришнамурти часто повторял следующие слова: «Мы все стремимся изменить мир. Но никто не хочет начать с самого себя. Мы стремимся реформировать сложившиеся условия, но фундаментальные изменения сначала должны произойти в нас самих» .

+

Человек велик в своем потенциале, но так мало его использует. Увлекшись разумом, мы почти отказались от глубин и вершин собственного Духа.

Мы захлебываемся, бродя по колено в море информации, и отчаянно боимся упасть, если только поднимаем глаза к небу. Но тот же разум требует расширить взаимодействие с миром, смотреть и видеть, прикасаться и чувствовать, ощущать и переживать его во всей полноте.

ЭЗО-terra – территория тех, кто уже вдохнул воздух свободы и попытался рассказать об этом остальным. Это мир глазами видящих, зов в слове услышавших, воплощение Духа в сосудах человеческой смелости, безрассудства и мудрости.

ЭЗО-terra – взгляд на нашу жизнь со следующей ступени бытия, набор инструментов для будущего, оставленный нам Мастерами.

Пришло время действия со знанием!

Джидду Кришнамурти – рожденный Звездой Востока, облаченный именем Майтерйи, воплощения Будды, перешагнувший границу, отделяющую бога от человека и оставшийся свободным навсегда. Кто он? Что он? О чем он говорит?

Его судьба похожа на танец огня. То вспыхивая и освещая, то разбрасывая жгучие искры, он горел своей верой, своим сознанием свидетельствуя потенциал человеческого духа. Вплотную подойдя к истине, не пал ослепленной жертвой, а остался жить, неся в себе радость и боль собственного прозрения. Его слова – это речь свидетеля, который своей верой в человека открывал путь свободной истины каждому, никого не исключая и никому не закрывая путь.

Кто он, оставивший божественные доспехи на алтаре своей...

Джидду Кришнамурти (АЛКИОН) - один из наиболее выдающихся философов и духовных учителей нашего времени, человек, отказавшийся от роли Мессии из любви к истине, которую он назвал "страной без дорог". "Я ничему не учу вас, я только держу фонарь, чтобы вам было лучше видно, а захотите ли вы увидеть - ваше дело."

Явление Кришнамурти уникально по своей сути, отлично от всех Учителей, основателей учений, сект и даже религий. Кришнамурти - человек, который из любви к миру и истине отказался от роли живого Бога, мирового Учителя, роли, к которой он был предназначен с детства. Сделал он это, так как осознал, что истина, если она открыта не самостоятельно, а навязана авторитетом другого, пусть даже в высшей степени замечательного существа, не ведет ни к чему, кроме иллюзий, конфликта и страдания.

Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1896 года на юге Индии, в небольшом горном городке Маданапалле вблизи священной Долины Риши. Отец его, Джидду Нарианья, служил в департаменте налогов и сборов Британской администрации, поэтому эта брахманская, строго вегетарианская семья, была неплохо обеспечена по индийским стандартам. Нарианья был теософом, мать же Кришнамурти, Саньевамма, поклонялась Шри Кришне, именем которого, также восьмого ребенка в семье, она назвала собственное восьмое дитя. Ей было предсказано, что ребенок будет в чем-то особенным, и она настояла, чтобы он появился на свет в комнате для молитв. Это требование казалось кощунственным: невозможно было себе представить, чтобы в молельне, куда заходили только в чистых одеждах и после ритуального омовения, мог родиться ребенок. Но так и произошло. На следующее утро известный астролог составил гороскоп младенца, заверив Нирианью в том, что его сын станет великим. В течении долгих лет казалось невозможным, что предсказание сбудется.

Джидду рос слабым болезненным ребенком. Он был рассеянным, мечтательным мальчиком и до такой степени не интересовался учебой, что у учителей создалось впечатление о его умственной отсталости. Тем не менее, он был чрезвычайно наблюдательным. Он мог часами стоять, наблюдая за деревьями и облаками, или сидеть на корточках, разглядывая цветы и насекомых. У Кришны была еще одна черта, странно противоречащая его мечтательной натуре, - любовь к технике. Известен случай, когда он разобрал часы отца и отказывался идти в школу и даже есть до тех пор, пока не собрал часы снова. Кришна был очень щедрым, - еще одна отличительная черта, которую он пронес через всю жизнь. Часто возвращался он домой без книг или грифельной доски, отдав свои вещи более бедному ребенку, а когда мать давала детям сладкое, Кришна брал небольшую часть своей доли, отдавая братьям все остальное. Кришна любил ходить с матерью в храм, она знакомила мальчика с "Махабхаратой" и другими священными текстами.

После смерти старшей сестры у маленького Джидду впервые проявился дар ясновидения: они с матерью часто видели покойную девушку в одном и том же месте в саду. После смерти матери Кришна видел ее еще более отчетливо, чем сестру, как свидетельствует Нарианья. Интересно, что уже будучи юношей, Кришнамурти видел в траве и цветах маленьких фей и удивлялся, почему их не видят другие.

Жизнь Кришнамурти резко изменилась, когда в 1909 году его случайно увидел один из руководителей Теософического общества Ч.Ледбитер. Ледбитер был поражен необычайной аурой мальчика, в которой совершенно отсутствовал эгоизм, и сразу предсказал ему будущее духовного учителя. Представленный главе общества А.Безант и двум Тибетским Учителям - Кут Хуми и Мория, - четырнадцатилетний Кришнамурти был безоговорочно признан великим существом, в котором должен проявиться будущий Будда - боддхисаттва Майтрейя, пришествие которого уже было предсказано теософами. Учителя рекомендовали внешнее воспитание и образование в европейском духе, но запретили всякое вмешательство в духовную сферу.

Отец его, Нараяни Кришнамурти, охотно отдал сына на воспитание, но вскоре понял, что теософы отвратят его от ортодоксального индуизма и потребовал сына назад. Ледбитер, обвиненный в применении незаконных педагогических приемов, был вынужден уехать из Индии. Однако, теософы выиграли судебный процесс, и попечительницей мальчика стала глава общества Анни Безант.

В декабре 1906 года Кришнамурти был принят в эзотерическую секцию общества, а в январе 1906г. - учеником к Мастеру Кут Хуми. В 1911г. А. Безант, которая сразу и навсегда глубоко полюбила Кришнамурти и уверовала в него, основала от имени Теософского общества Орден Звезды Востока с отделениями по всему миру. Этот Орден должен был стать основой будущего миропорядка под руководством Кришнамурти (в Голландии, Индии, США, Австралии). До 1929г. Орден непрерывно расширялся и насчитывал десятки тысяч членов. В 1912г. теософы неофициально признали Кришнамурти главой Ордена. Некоторые теософы, во главе со Штейнером, образовали самостоятельную общину (антропософскую), не согласившись с таким решением. К этой общине примкнули наши соотечественники: М. Волошин, А. Белый, М. Чехов.

Сам Кришнамурти до 1921г. находился в Англии, где получил домашнее воспитание. Попытки поступить в Оксфорд или Кембридж были безуспешны. Кришнамурти ведет светскую жизнь в Лондоне, Париже. Знакомится с писателями, художниками, музыкантами, пользуется большим успехом у интеллигенции и снобов. На вопрос о том, трудно ли быть инкарнацией божества, он отвечал, что его сейчас больше всего волнует, кто выиграет Уимблдонский турнир.

В конце 1921 года Кришнамурти ненадолго приезжает в Индию, а затем, после Конгресса Теософического общества в Австралии, направляется в Калифорнию, где в Оджаи, недалеко от Санта-Барбары, поселяется в небольшом имении, которое потом купит для него А. Безант, и где ему суждено будет умереть через много лет. Здесь начинается для него интенсивное духовное пробуждение, связанное с полной трансформацией сознания и мучительными перестройками физического организма, которое полностью изменит весь ход его жизни и будет продолжаться до конца его дней.

В это время, и особенно после поездки в Италию, в 1924г., он, как никогда прежде, отвечает своей роли Мирового Учителя и Мессии, дает наставления своим последователям, излучает радость и сочувствие, поражает окружающих глубокими духовными прозрениями, собирается принять санньясу, убежден в своей способности сделать всех счастливыми. Теософы с радостью констатируют слияние сознания человека с сознанием Майтрейи. В апреле 1927г. А. Безант делает заявление для Ассошиэйтед Пресс: "Учитель Мира здесь". В начале 1929г. она пишет Кришнамурти, что хотела бы оставить пост главыТеософского общества, сидеть у его ног и слушать, что он говорит - но он ей этого не позволяет.

Ведущие теософы в своем энтузиазме не замечают, что уже три года Мессия говорит странные вещи, никак не укладывающиеся в теософическую доктрину. Наконец, 3 августа 1929г., в присутствии трех тысяч собравшихся послушать его членов Общества, Кришнамурти объявляет о своем решении распустить Орден Звезды.

Он говорит о безусловной вредности авторитета и подчинении ему, о том, что к истине нет дорог, и нелепо думать, что какая-либо организация способна вести или может заставить людей идти заданным путем. И тем, кто действительно хочет что-то понять и может сотрудничать, не нужна никакая организация и никакой авторитет, особенно авторитет Учителя Мира.

Будда и Христос не претендовали на божественность, ее навязывали им своим поклонением ученики. Он видит задачу в том, чтобы освободить человека от страхов, от обусловленности, от ограниченности, а не в том, чтобы строить ему новые клетки из религий, сект, теорий или философий. Чтобы понимать мир, нужно быть свободным. Теософское общество получило страшный удар и поспешило откреститься от Кришнамурти. Для Анни Безант это было крушением планов всей ее жизни, но ее вера в Кришнамурти и любовь к нему не поколебались, она до самой своей смерти, в 1933г., считала, что он лучше знает, что надо, и делала все, чтобы он мог продолжить свою деятельность. Вскоре все фонды Ордена были ликвидированы, а обширные владения и поместья возвращены первоначальным владельцам. Не все теософы смогли это принять, однако разрыв был не резким.

Теплые отношения с Анни Безант сохранились до конца ее жизни. Теософские залы всегда были открыты для Кришнамурти, теософские общества печатали его труды. Кришнамурти надолго поселяется в Калифорнии. До 1939г. он еще несколько раз приезжает в Индию, где, несмотря на противодействие теософов, особенно после смерти А. Безант, выступает перед достаточно большой аудиторией. Но похоже, что Индия еще не готова услышать его. Шум вокруг его имени утихает, мир и пресса забывают о нем. С начала войны и до 1947г. он живет в Калифорнии и ведет себя настолько скромно, что даже близко знакомые с ним люди не подозревают о той гигантской внутренней работе, которая идет в нем. Вторая мировая война изменила мир. Изменила она и Индию. В 1947г., через два месяца после объявления независимости Индии, Кришнамурти приезжает на Родину. Просыпающаяся после многовекового застоя страна в жесточайшем кризисе. Восторги по поводу свободы длились недолго, для многих они сменились разочарованием и отчаянием. Миллионы людей были вынуждены под страхом смерти бросить свой дом и имущество и отправиться неведомо куда. Многие интеллигенты с ужасом наблюдали результаты своей многовековой благородной борьбы. Что происходит? Как это получилось? Новая Индия уже готова услышать Кришнамурти. И он взрывается всем гигантским зарядом энергии любви, сострадания и истины, который накопился в нем за годы, проведенные во внешнем бездействии. Этот поток уже не иссякает до самой его смерти. В течение 40 лет он выступает перед многотысячными аудиториями в Индии, Швейцарии, Америке и других странах. К нему приходят со своими бедами и вопросами люди всех возрастов и сословий, и никто не встречает отказа. Он не обещает и не дает утешения, но в окружающей его атмосфере света и любви самая жестокая правда воспринимается как благо и способна произвести глубочайшие перемены в душах и умах людей. Представить систему взглядов Кришнамурти невозможно, потому что слово "система" неприемлемо применительно к его философии. Читая Кришнамурти, люди испытывают то великое потрясение, которое дает неожиданно открытая истина.

Философия Кришнамурти не является учением, имеющим определенные догматы.

Его представления о жизни и смерти, счастье и радости, пространстве и времени, о любви и т.д., которые обсуждаются в его беседах, не навязываются собеседнику, более того, они просто ставятся как предмет раздумий для каждого, и решение для каждого индивидуума свое. Доходите до всего сами, не верьте каким бы то ни было догмам, представлениям, шаблонам - эзотерическим, христианским, исламским и т.д. Основное положение - главное, что, на мой взгляд, можно положить в основу взглядов Кришнамурти, - это представление о свободе. Свободе от внешних и внутренних воздействий и побуждений, ограничивающих взгляд человека на жизнь, суживающих его кругозор. Но как суметь, пройдя через воспитание в семье, полученное в институтах образование, обретя определенные шаблоны мышления общества, в котором живет человек, сохранить чистоту восприятия ребенка? Кришнамурти не дает однозначного ответа на этот вопрос. Как, впрочем, и на все вопросы жизни, которые, по его мнению, не имеют однозначного ответа. Ответы Кришнамурти почти всегда парадоксальны, они лавируют на лезвии бритвы и необыкновенно точны, открывая глаза человека на вечное и непреходящее. Вот, например, понятие о жизни, как о чем-то изменчивом, динамическом потоке, с целью увидеть и оценить бессмертие и метапространство, не ограниченное временными параметрами. Он говорит об опыте, который вызывает окостенение нашего восприятия, образует определенные стереотипы поведения в уже известных ситуациях. Он указывает, что это необходимо осознавать, чтобы не ограничивать возможности восприятия каждого явления, воспринимать его как в первый раз. Необыкновенно ярко данное Кришнамурти определение истинно религиозного ума, как взрыва осознания, восстания против всех пут и систем. Кришнамурти занялся активной просветительной деятельностью в период 50-60гг., когда послевоенный кризис привел к распаду мировой системы, возник могучий поток национально-освободительных революций в разных странах. Он видел способ разрешения мировых конфликтов не в политике или религии, а в индивидуальной революции, в процессе самопознания индивидуума. "Если не произойдет преобразования индивидуума, который является продуктом общества, не знаю, как мы выйдем из этого хаоса". "Начинать надо с понимания рабства ума". "Что бы понимать страдание и беспорядок, которые существуют в нас, а поэтому и в мире, мы должны сначала найти ясность в себе, а эта ясность приходит через правильное мышление. Правильное мышление - это не результат просто развития интеллекта. Правильное мышление приходит с самопознанием. Без понимания себя, то что Вы думаете, не истинно". Эта фундаментальная тема развивается Кришнамурти последовательно, шаг за шагом, Этот Учитель делает ставку на отдельного человека, на развитие его сознания. "Надежда на человека, не на организованные религиозные системы. Организованные религии с их посредниками, священными книгами, догмами, иерархиями и ритулами предлагают только фальшивое решение основной проблемы. Вера в высшую ценность всякой данной системы ценностей ведет не к освобождению, а к еще большим старым несчастьям". И еще "верование неизбежно разделяет". Все организованные верования основанны на разделении, хотя и могут проповедовать братство. Человек, который успешно решил свои отношения с этим миром - это человек, у которого нет верований, "Только через творческое понимание себя может быть творческий, счастливый мир, в котором верований не существуют". Мир без религиозных идей был бы счастливым миром по Кришнамурти, потому, что это мир без могущественных сил, принуждающих к определенным действиям человека, без почитаемых догм, во имя которых оправдываются наихудшие преступления и величайшие глупости. Но что же предлагает нам Кришнамурти? Это не система верований, не религиозные догмы, не набор готовых правил и установок, не призывы к духовному подъему и не вдохновленная болтовня о сущесвовании в трансцендентальных мирах. Он не предлагает самодисциплины и молитвы, он не сторонник йоги. Он во всех своих лекциях говорит о развитии осознанности, о том, что жизнь- это трансцендентальная спонтанность, творческая Реальность". Только осознание такой реальности, открытость человека динамическому потоку опытов, без выбора, ведет к полному пониманию и полной любви. Это осознание без выбора в каждый момент, во всех жизненных обстоятельствах - есть единственная эффективная медитация.

Кришнамурти умер 17 февраля 1986 года, великое "Это" покинуло тело Кришнамурти оставив нам загадочную философию, к которой не применимы такие слова как: "метод", "система", "логический вывод", - вся его философия построена на "инсайте", на озарении, вспышке, освещающей истину как она есть и дающей непосредственное проникновение в нее.

Джидду Кришнамурти – это имя знакомо многим искателям истины и смысла жизни и людям, идущим по пути духовного развития. Этот человек считается одним из самых ярких философов и духовных наставников 20 века. Известен он также и тем, что в свое время отказался от возлагаемой на него роли Мессии, а среди его почитателей были известные государственные лица, лауреаты Нобелевской премии, люди из высшего общества, представители интеллектуальной и творческой элиты. Далее мы познакомим вас с краткой биографией Джидду Кришнамурти и наиболее значимыми событиями на его жизненном пути.

Детство и юность

Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1896 года в Маданапалле – маленьком городе в южной части Индии, неподалеку от священной Долины Риши. Его отцом был Джидду Нарианья – служащий Департамента налогов и сборов Британской администрации. Это послужило причиной тому, что брахманское семейство Кришнамурти было достаточно хорошо обеспечено по меркам Индии.

Отец Кришнамурти принадлежал к Обществу теософов, а его мать – Саньевамма – поклонялась Шри Кришне. В честь него и был назван Джидду, бывший, кстати, также как и Шри Кришна, восьмым ребенком своих родителей.

Однажды Саньевамме предсказали, что ребенок чем-то отличится в жизни, и она решила, что рожден он должен быть в молитвенной комнате. В то время это выходило за все рамки, ведь чтобы в молельне родился ребенок, даже представить было невозможно. Однако произошло именно так.

После рождения дитя приглашенным астрологом был составлен гороскоп для Джидду. Также астролог заверил мать, что Кришнамурти станет великой личностью. Несмотря на это, в течение многих лет верилось в это предсказание с трудом.

Кришнамурти не отличался крепким здоровьем, и рос слабым ребенком. Ему были свойственны рассеянность и мечтательность, а учеба была настолько ему неинтересна, что педагоги стали думать, что он умственно отсталый. Другой же его чертой была превосходная наблюдательность. Так, юный Кришнамурти мог подолгу наблюдать за облаками и деревьями или, сидя на корточках, созерцать цветы и различных букашек. Помимо прочего, окружающих поражала страсть мальчика к технике. Был даже случай, когда он разобрал отцовские часы и пошел на занятия в школе только после того как собрал их заново.

Щедрость стала качеством, перенесенным будущим философом через всю жизнь. Нередки были случаи, когда он приходил после учебы без учебников и грифельной доски – он отдавал их бедным детям. А когда мама раздавала в семье сладости, мальчик брал себе лишь скромную долю, а остальное отдавал братьям.

Когда Саньевамма ходила в храм, Кришна всегда ходил с ней. Благодаря этому он познакомился со многими священными писаниями, в том числе и с Махабхаратой – древнеиндийским эпосом. После смерти сестры у него проявился дар ясновидения – в саду в одном и том же месте Джидду и его мать видели усопшую девушку.

Когда же в иной мир отошла и мать Кришнамурти, он видел ее еще четче, о чем часто говорил его отец.

В юношеском возрасте Кришна мог наблюдать в цветах и растениях фей, и всегда удивлялся, как же их не могут видеть другие. Говоря проще, он рос очень необычным ребенком, и не стоит поражаться тому, что в его жизни рано начали происходить выдающиеся события.

В 1909 году река жизни Джидду Кришнамурти резко направилась в другое русло. Тогда его случайно заметил один из наиболее значительных людей в Теософском обществе – Чарльз Ледбитер. Его поразила необычная аура ребенка – он увидел, что в ней абсолютно нет эгоизма. Также он мгновенно предсказал, что Джидду станет духовным учителем.

В 14 лет Кришну представили руководителю Теософского общества Анни Безант, а также двум Учителям из Тибета – Махатме Кут Хуми и Махатме Мории. Они также признали его выдающимся и великим созданием, в котором в будущем проявится Будда – боддхисаттва Майтрейя – его пришествие теософы предсказывали уже много лет. Наставники посоветовали воспитывать и давать образование Кришне на европейский манер, однако строго запретили любое воздействие на духовную сферу мальчика.

В декабре того же года Кришна стал членом эзотерической секции Теософского общества. А в ночь на 1 августа вышеназванный Ледбитер отправил астральные тела Кришнамурти и его брата на проверку в дом Махатмы Кут Хуми. После этого на протяжении 5 месяцев Лебдитер вместе с Джидду совершал астральные путешествия для инструктажа у Учителя, завершением которого были несколько простых итоговых предложений. По утрам Кришнамурти записывал то, что ему запомнилось. Впоследствии данные записи стали основой небольшой книги «У ног Учителя», переведенной на 27 языков.

11 января 1910 года стало днем Посвящения. Практически без перерыва две ночи и один день Ледбитер и Кришнамурти находились за пределами своих физических тел. На утро 11 числа Кришна пробудился, крича: «Я помню! Я помню!» Джидду рассказал, что Махатма Мория был в жилище Махатмы Кут Хуми вместе с Ледбитером и Безант. Собравшись, они отправились в обитель Господа Майтрейи. Там Кришнамурти правильно ответил на все заданные ему вопросы, после чего его пригласили в Великое Белое Братство. Следующей ночью Кришна отправился к Господину Мира. Это астральное путешествие произвело на него сильнейшее впечатление. Позже о нем он также писал в упомянутой выше книге.

Орден Звезды

В 1911 году состоялось основание Международного Ордена Звезды Востока, во главе которого стал Джидду Кришнамурти, а покровителями явились Анни Безант и Чарльз Ледбитер. Задачей Ордена стало объединение людей, верующих в пришествие Мирового Учителя, и подготовка общества к этому событию.

Организация постоянно расширялась до 1929 года, и стала насчитывать тысячи людей во многих странах. Сам же Кришнамурти вместе с братом с 1911 по 1921 года продолжали образование в Англии. Интересно, что Джидду не удалось устроиться ни в Кембридж, ни в Оксфорд, т.к. там отказывались иметь дело с «коричневым Мессией». В Лондоне и Париже Кришна вел светскую жизнь, узнал многих литераторов, музыкантов и художников; его особо почитали представители интеллигенции.

В конце 1921 года Кришнамурти на короткий период времени посещает Индию, а по завершении Конгресса Теософского общества отправляется в Калифорнию.

Там он обосновывается неподалеку от Санта-Барбары в имении Оджаи. Именно в Оджаи началось наиболее интенсивное духовное пробуждение Кришнамурти, которому сопутствовали тотальная трансформация сознания и серьезнейшие изменения физического организма.

В тот же период, и особенно после посещения Индии в 1924 году, Кришна максимально соответствует возложенной на него роли Мессии и Мирового Учителя. Он наставляет последователей, проецирует сочувствие и радость, делится с людьми поразительными духовными прозрениями, а также планирует принять саньясу (отказаться от мира материальной жизни и сконцентрироваться на духовном аспекте бытия), убежденный в том, что способен подарить человечеству счастье. Члены Теософского общества радостно констатируют факт того, что сознание человека сливается с божественным.

В апреле 1927 года Анни Безант сделала официальное заявление для издания Associated Press , в котором говорилось, что Мировой Учитель пришел. Теософы были охвачены энтузиазмом в предвкушении создания нового религиозного учения и нового мирового порядка. Из-за этой «пелены на глазах» они совершенно упустили из виду, что Учитель Мира уже на протяжении трех лет говорит нечто странное, а также не заметили, как начала проявляться его философия, идущая вразрез с доктриной теософии.

Кришнамурти заявил, что для познания истины человек не нуждается ни в гуру, ни в наставниках, ни в учителях, ни в каких бы то ни было иных посредниках. Он утверждал, что истинная Свобода может быть обретена на любой стадии эволюции, и нет смысла поклоняться этим стадиям. Джидду стал убежден, что для духовного роста церемонии не значат ничего.

Роспуск Ордена Звезды

На одном из собраний, в присутствии нескольких тысяч членов Ордена Звезды Джидду Кришнамурти объявил о том, что решил распустить Орден. Он сказал, что к истине не существует путей, а потому приблизиться к ней не поможет ни религия, ни секта, а также отметил, что вера является глубоко индивидуальной субстанцией, и организовать ее не нужно и нельзя.

Кроме того, Кришнамурти сказал, что коллективные поиски истины не имеют смысла, а сам Орден стал определенным фетишем. Организация стала существовать ради самой себя, а ее члены находятся в ожидании: когда же пришедший Мессия поднимет их на новый уровень. Вместо этого лучше бы заглянуть внутрь своего существа, чтобы отыскать там и свободу и истину.

Данное событие стало тяжелым ударом для Теософского общества. Немногим позже оно, за исключением единиц, отреклось от Кришнамурти. Хотя Анни Безант, несмотря на то, что разбились все ее планы жизни, осталась вместе с ним – до последних дней она верила в Кришнамурти и помогала ему.

В итоге Орден Звезды был распущен, а Кришнамурти поселился в Калифорнии, где вплоть до 1947 года жил скромной жизнью, не привлекая внимания общественности. Шумиха вокруг него затихла, однако многие продолжали к нему тянуться. Есть даже нашумевшая история о том, как местным шерифом была арестована так называемая группа бродяг, во главе которой был Кришнамурти. «Бродягами» были Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Бертран Рассел, Чарли Чаплин, Грета Гарбо и другие известные личности.

Заключительный этап жизни

До 1939 года Джидду Кришнамурти еще несколько раз приезжал на родину и выступал перед множеством людей, но, к сожалению, люди в Индии не могли в то время понять его идеи и смысл слов. Только в 1947 году, когда закончилась Вторая мировая война, изменившая мир, Индия стала независимой и готовой к речам своего великого сына. Кришна вернулся в родную страну и обрушил на людей мощнейший поток своей энергии – энергии истины, сострадания и любви.

Этот поток не иссякал до самой смерти Кришнамурти. Сорок лет этот выдающийся человек выступал с лекциями перед тысячами слушателей в Индии, США, Швейцарии и других государствах. К нему постоянно приходили самые разные люди, и он никогда никому не отказывал, независимо от возраста, пола, сословия, вероисповедания и т.д. Кришнамурти никому не обещал утешения, но излучаемая им энергия любви и добра всегда воспринималась как благость и производила в душах, сердцах и умах людей самые сильные перемены.

Джидду Кришнамурти умер 17 февраля 1986 года. В тот день «Это» покинуло его тело, а нам оставило таинственную философию, по отношению которой невозможно применить термины «система», «метод» и т.п. Философия Кришнамурти основывается на внутреннем озарении, прозрении – вспышке, открывающей сознанию истину во всей своей красе. И великое счастье, что сегодня мы можем знакомиться с тем, что говорил и чему учил человечество Джидду Кришнамурти, из сохранившихся уникальных видеозаписей его лекций и нескольких замечательных книг.

Представленные нами книги можно найти на русском языке в интернете и книжных магазинах. Каждая из них представляет собой собрание высказываний Кришнамурти, а также стенограммы его частных бесед или открытых лекций. Некоторые работы содержат записи из его личных дневников.

Книги Джидду Кришнамурти на русском языке:

  • Записные книжки
  • Немедленно измениться
  • Свобода от известного
  • Первая и последняя свобода
  • Вне насилия
  • Единственная Революция
  • О самом важном. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом
  • Беседы с Кришнамурти: Избранное

ДЖИДДУ КРИШНАМУРТИ (АЛКИОН) - один из наиболее выдающихся философов и духовных учителей нашего времени, человек, отказавшийся от роли Мессии из любви к истине, которую он назвал "страной без дорог". "Я ничему не учу вас, я только держу фонарь, чтобы вам было лучше видно, а захотите ли вы увидеть - ваше дело."
Среди сторонников Кришнамурти были видные государственные деятели и интеллектуалы, представители творческой элиты и нобелевские лауреаты. Самым прекрасным из всех человеческих существ, каких он когда-либо видел, назвал Бернард Шоу Кришнамурти, встречавшийся с ним в начале тридцатых годов.

Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1896 года на юге Индии, в небольшом горном городке Маданапалле вблизи священной Долины Риши. Отец его, Джидду Нарианья, служил в департаменте налогов и сборов Британской администрации, поэтому эта брахманская, строго вегетарианская семья, была неплохо обеспечена по индийским стандартам. Нарианья был теософом, мать же Кришнамурти, Саньевамма, поклонялась Шри Кришне, именем которого, также восьмого ребенка в семье, она назвала собственное восьмое дитя.

Ей было предсказано, что ребенок будет в чем-то особенным, и она настояла, чтобы он появился на свет в комнате для молитв. Это требование казалось кощунственным: невозможно было себе представить, чтобы в молельне, куда заходили только в чистых одеждах и после ритуального омовения, мог родиться ребенок. Но так и произошло. На следующее утро известный астролог составил гороскоп младенца, заверив Нирианью в том, что его сын станет великим. В течении долгих лет казалось невозможным, что предсказание сбудется.

Кришна рос слабым болезненным ребенком. Он был рассеянным, мечтательным мальчиком и до такой степени не интересовался учебой, что у учителей создалось впечатление о его умственной отсталости. Тем не менее, он был чрезвычайно наблюдательным. Он мог часами стоять, наблюдая за деревьями и облаками, или сидеть на корточках, разглядывая цветы и насекомых.

У Кришны была еще одна черта, странно противоречащая его мечтательной натуре, - любовь к технике. Известен случай, когда он разобрал часы отца и отказывался идти в школу и даже есть до тех пор, пока не собрал часы снова. Кришна был очень щедрым, - еще одна отличительная черта, которую он пронес через всю жизнь. Часто возвращался он домой без книг или грифельной доски, отдав свои вещи более бедному ребенку, а когда мать давала детям сладкое, Кришна брал небольшую часть своей доли, отдавая братьям все остальное. Кришна любил ходить с матерью в храм, она знакомила мальчика с "Махабхаратой" и другими священными текстами.

После смерти старшей сестры у маленького Кришны впервые проявился дар ясновидения: они с матерью часто видели покойную девушку в одном и том же месте в саду. После смерти матери Кришна видел ее еще более отчетливо, чем сестру, как свидетельствует Нарианья. Интересно, что уже будучи юношей, Кришнамурти видел в траве и цветах маленьких фей и удивлялся, почему их не видят другие.

Теософское Общество


Жизнь Кришнамурти резко изменилась, когда в 1909 году его случайно увидел один из руководителей Теософического общества Ч.Ледбитер. Ледбитер был поражен необычайной аурой мальчика, в которой совершенно отсутствовал эгоизм, и сразу предсказал ему будущее духовного учителя.
Представленный главе общества А.Безант и двум Тибетским Учителям - Кут Хуми и Мория, - четырнадцатилетний Кришнамурти был безоговорочно признан великим существом, в котором должен проявиться будущий Будда - боддхисаттва Майтрейя, пришествие которого уже было предсказано теософами. Учителя рекомендовали внешнее воспитание и образование в европейском духе, но запретили всякое вмешательство в духовную сферу.

В декабре 1909 года Кришнамурти был принят в эзотерическую секцию общества. В ночь на 1 августа Ледбитер послал астральные тела Кришны и его младшего брата для проверки в дом Учителя Кут Хуми; затем в течение пяти месяцев Ледбитер совершал с Кришнамурти астральные путешествия на пятнадцатиминутный инструктаж к Учителю, по окончании которого Учитель подводил итог разговору в нескольких простых предложениях. Утром Кришна имел обыкновение записывать запомнившиеся ему слова учителя. Именно эти записи вошли потом в небольшую книгу Алциона "У ног Учителя", которая переведена на 27 языков и переиздается по сей день.

11 января 1910 года состоялось Посвящение. В течение двух ночей и одного дня почти непрерывно Ледбитер и Кришна оставались вне своих физических тел. Утром 11 января Кришна пробудился с криком: "Я помню! Я помню!" Кришна поведал, что Учитель Мория находился в доме Учителя Кут Хуми, равно как Ледбитер и мадам Безант; затем все они отправились в жилище Господа Майтрейи, где Кришна, правильно ответив на поставленные ему вопросы, был приглашен в Великое Белое Братство. На следующую ночь он был перенесен к Господину Мира, что произвело на него неизгладимое впечатление, так как "тот был подростком... необыкновенной красоты, весь сияющий и восхитительный, с улыбкой, подобной солнечному свету. Он сильный, словно море, ничто не устоит перед ним, и тем не менее Он - воплощение Любви, поэтому я совсем не боялся его". ("У ног Учителя".)

В начале 1911 года был основан Международный Орден Звезды Востока с Кришнамурти во главе и мадам Безант и Ледбитером в качестве покровителей. Перед орденом стояла задача объединить тех, кто верил в скорое пришествие Мирового Учителя, и подготовить общество к его приятию. Орден непрерывно расширялся, вплоть до 1929 года, и насчитывал десятки тысяч членов по всему миру. Между тем Кришнамурти с братом выезжают в 1911 году для продолжения образования в Англию, где находятся до 1921 года. Попытки устроить Kpишнамурти в один из колледжей Оксфорда или Кембриджа ни к чему не привели: там не хотели иметь дело с "коричневым Мессией". Кришнамурти ведет светскую жизнь в Лондоне и Париже, знакомится с писателями, художниками и музыкантами, пользуется большим успехом у интеллигенции и снобов. На вопрос о том, трудно ли быть инкарнацией божества, он отвечает, что его сейчас больше волнует, кто выиграет Уимблдонский турнир.

В конце 1921 года Кришнамурти ненадолго приезжает в Индию, а затем, после конгресса Теософического общества в Австралии, направляется в Калифорнию, где поселяется в небольшом имении в Оджаи, недалеко от Санта-Барбары. Здесь начинается для него интенсивное духовное пробуждение, связанное с полной трансформацией сознания и мучительными перестройками физического организма.

В это время, и особенно после поездки в Италию в 1924 году, он как никогда прежде отвечает своей роли Мирового Учителя и Мессии: дает наставления своим последователям, излучает радость и сочувствие, поражает окружающих духовными прозрениями, собирается принять саньясу, убежден в своей способности сделать всех счастливыми. Теософы с радостью констатируют слияние сознания человека Кришнамурти с сознанием божества Майтрейи.

В апреле 1927 года А.Безант делает заявление для Ассошиэйтед Пресс: "Учитель Мира здесь". Теософы, охваченные энтузиазмом построения новой религии и нового мирового порядка, не замечают, что Кришнамурти уже три года говорит странные вещи и что его собственная философия, далекая от теософической доктрины, уже начала проявляться. Он заявляет, что для постижения истины не нужны ни учителя, ни гуру, ни какие-либо посредники вообще. " Я говорю, что Освобождение можно обрести на любой ступени эволюции, а не поклоняться этим этапам, как это делаете вы", - декларирует он. "Все церемонии ничего не дают для духовного роста".

Роспуск Ордена Звезды

И наконец, в присутствии трех тысяч собравшихся его послушать членов Ордена Кришнамурти объявляет о своем решении распустить Орден Звезды. Он говорит о том, что к истине нет дорог, и поэтому "к ней нельзя приблизиться ни через религию, ни через секту"; что "вера - глубоко индивидуальна, ее нельзя и не должно организовывать", коллективные поиски истины ни к чему не приводят; что Орден превратился в некий фетиш, и организация стала самоцелью, а члены ее ждут, когда пришедший Мессия поднимет их на более высокий план, вместо того, чтобы заглянуть внутрь себя и найти там истину и свободу.

Он говорит о безусловной. вредности любых авторитетов, ниспровергая тем самым институт Учительства. "Вы можете образовать новые организации и ждать кого-то еще, - заявляет Кришнамурти, - меня это не волнует, - ни создание новых клеток, ни украшения к ним. Единственное, что довлеет надо мной - освободить людей полностью и безусловно".
Теософическое общество получило страшный удар и поспешило, за немногими исключениями откреститься от Кришнамурти. Для Анни Безант это было крушением планов всей ее жизни, но она не отступилась от Кришнамурти и продолжала верить в него и помогать ему до самой своей смерти.

После роспуска Ордена Кришнамурти поселяется в Калифорнии, где живет до 1947 года скромной частной жизнью. Шум вокруг его имени затихает, но знаменитостей по-прежнему тянет к нему. Известна история о том, как местный шериф арестовал группу расположившихся на пикник "бродяг" во главе с Кришнамурти. Среди "бродяг" были Грета Гарбо, Чарли Чаплин, Б.Рассел, К.Ишервуд, О.Хаксли и др.

До 1939 года Кришнамурти несколько раз приезжает на родину в Индию и выступает перед достаточно большой аудиторией, но похоже, что Индия еще не готова его понять. Лишь в 1947 году, после Второй мировой войны, изменившей весь мир, получившая независимость Индия оказывается готова услышать Кришнамурти. Он возвращается на родину и взрывается всем гигантским зарядом энергии любви, сострадания и истины, который накопился в нем за годы, проведенные во внешнем бездействии.

И этот поток уже не иссякает до самой его смерти в 1986 году. В течение сорока лет он выступает перед многотысячными аудиториями в Индии, в Швейцарии, в Америке и других странах. К нему приходят люди самых разных возрастов и сословий, и никто не встречает отказа. Кришнамурти не обещает и не дает утешения, но в окружающей его атмосфере добра и любви самая жестокая правда воспринимается как благо и способна произвести глубочайшие перемены в душах и умах людей.

Кришнамурти умер 17 февраля 1986 года, великое "Это" покинуло тело Кришнамурти оставив нам загадочную философию, к которой не применимы такие слова как: "метод", "система", "логический вывод", - вся его философия построена на "инсайте", на озарении, вспышке, освещающей истину как она есть и дающей непосредственное проникновение в нее.

Видео:

Осознание — это путь истины. Осознавать что-либо — это изумительное переживание.

Добро и зло являются разновидностями рабства. Свободна только любовь.

Счастливый человек никогда не пожелает счастья.

Мысль не может прекратить страдание. Мысль создаёт его.

Вопрос к зашедшему йогину:

Подходящая ли для вас данная философия? Можете что-то добавить?