Организация и методика проведения экологической экскурсии на водоем в начальной школе. Экскурсия на пруд с детьми средней группы Оборудование для экскурсии на водоем

Разделы: Начальная школа

Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

Задачи: Обучающая : познакомить детей с многообразием живых организмов, обитающих в озёрах нашего края.

  • Развивающая : развитие навыков самостоятельного наблюдения; развитие поэтического восприятия природы; развитие у детей внимания, воображения, восприятия, разных форм мышления.
  • Воспитательная : разрушение барьера эстетической глухоты и чёрствости ко всему живому; осознание детьми как соучастников происходящих природных явлений, уважающих права остальных обитателей этого мира;
    Оценка детьми своих поступков в природе; закладка основ экологической этики у детей..
  • Оборудование: сачки, полиэтиленовые мешочки, баночки, лупы, ботаническую папку (для сбора растений), альбомы, мольберты, краски, карандаши, ватман. Походный завтрак.

    Продолжительность занятия: 2 урока.

    План проведения экскурсии

    п/п

    Этапы Временная реализация Ответственные
    1 Определение места для экскурсии:

    Озеро “Окунёвое”. Решение о подвозке детей к месту назначения.

    Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    2 Проверка санитарных норм водоёма (чистое дно, лёгкий подход к воде, богатый набор животных и растений). Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    3 Подбор и изучение литературы по теме экскурсии. Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    4 Выбор конкретных объектов – обитателей озера – для поисковой самостоятельной работы по группам или индивидуально. Первая неделя сентября. Учитель,
    5 Составление конспекта: цели и задачи, вводная часть, исследование объектов наблюдения по заданию. Обобщающая беседа. Вторая неделя сентября Учитель,
    6 Разработка для учащихся доэкскурсионных, экскурсионных послеэкскурсионных карточек заданий. Вторая неделя сентября Учитель,
    7 Провести беседу о том, какая должна быть одежда во время экскурсии, познакомить с правилами поведения в природе. Вторая неделя сентября Учитель, родители,
    руководитель ОБЖ
    8 Подготовить и принести на экскурсию необходимое оборудование: сачки (водные и воздушные),банки, полиэтиленовые пакеты, лупы. Вторая неделя сентября Учащиеся.
    9 Самостоятельно попробовать собрать информацию о выбранных объектах (растениях и животных данного водоема); стихи, рассказы, загадки, пословицы, легенды. Стихи можно выучить наизусть. Первая и вторая неделя сентября Учащиеся.
    10 Экскурсия на озеро Окунёвое. Подвозка детей к месту назначения. 12 сентября Учитель, родители,
    учащиеся.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    • прибытие на озеро Окунёвое
    • расположение учащихся и родителей на берегу озера
    • проверка готовности к уроку

    2. Эмоциональное и поэтическое восприятие окружающего мира.

    Перед вами небольшое озеро. В народе его называют Окунёвое. Почему? Кто из вас знает? Оглянитесь вокруг, как кругом тихо и мирно. Давайте послушаем эту тишину. Попробуйте использовать во время молчания все свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. (После недолгого молчания рекомендуется задать вопросы).

    • Что слышали ваши уши?
    • Что видели ваши глаза?
    • Какие запахи вы ощутили?
    • Какие ваши ощущения? После ответов детей можно сделать вывод.

    Не слышно шума, глаза и уши отдыхают, воздух чист и свеж. Он напоён ароматом береговых трав.
    Вам здесь хорошо? Какое у вас настроение? В эти минуты хочется читать стихи, петь песни. Давайте тихо посидим и почитаем стихи.

    Прекрасный день!
    Такая чудная погода
    Бывает только дивною сентябрьскою порой.
    Ликует в праздничном наряде вся природа,
    И золотая осень кружит над землёй.

    А солнце светит ласково и нежно,
    Даря земле частичку теплоты,
    И над водой с изяществом небрежным
    Порхают бабочки, как поздние цветы.
    (В.Кочураев )

    Ясным утром на тихом пруде
    Резво ласточки реют кругом,
    Опускаются к самой воде,
    Чуть касаются влаги крылом.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    (И. Бунин )

    3. Самостоятельно-исследовательская работа.

    Ребята, обратите внимание, как водная гладь, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и познакомиться со всеми его обитателями. Но уже прохладно! Нельзя! А может быть, кто-то знает и расскажет нам, какие животные живут в озере? Сегодня мы с вами попробуем стать учёными-исследователями и познакомимся с жителями этого водного царства.

    По заданию учителя проводятся самостоятельные групповые наблюдения – исследования, т.е. учащиеся, разбиваются на группы, которые возглавляют взрослые. Получают карточки с заданиями.

    Первая группа обследует берег озера. Для этого потребуются баночки, воздушные сачки, мешочки.

    Вторая группа обследует, какие растения растут вокруг озера. Потребуется ботаническая папка, куда вкладываются растения для гербария.

    Третьей группе познакомиться с обитателями водоёма. Для этого потребуются водные сачки, баночки.

    Встречаемся через 10 минут.

    4. Обобщение сведений, полученных в ходе самостоятельно-исследовательских работ:

    – Какие животные живут в озере?
    – Назовите растения, которые растут в этом водоёме? Их роль в жизни озера?
    – Что обнаружили на берегу нашего озера?
    – Сравните строение тела и окраску карася и окуня? И т.д.

    Примечание . Чтобы получить полный объём знаний о растениях и животных мелких водоёмов, учитель и родители заранее подготавливают их, в случае, если дети не встретят этих животных во время самостоятельного наблюдения (улитка, ракушки, пиявки, дафния, паук-серебрянка, разнообразные жуки и пауки, окунь, карась).

    Вывод. Живут в мелких водоёмах разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Вот перед вами клоп-водомерка. Скажите, а почему не он не тонет? Верно их лапки покрыты тонкими волосками. Которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде.

    Послушайте загадку

    Что ещё вы узнали про клопа-водомерку? Он хищник. Ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

    Наше озеро покрыто разными растениями, среди которых много интересных.

    Перед вами элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро.

    Водоёмы быстро зарастают ею. За это в народе её называют “водяной чумой”.

    Между растениями и животными существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород и очищают воду от загрязнений и служат пищей и убежищем для животных.

    Что помогает жить животным в воде? Что произойдёт с ними, если озеро пересохнет или кто-нибудь выбросит их на берег? В природе всё связано. Вымирание одних живых существ ведёт за собой исчезновение других. Лягушка питается комарами, мухами, тем самым помогая человеку бороться с неприятными насекомыми. Если не будет лягушек, нас одолеют комары. Эту цепочку можно продолжить. Поэтому никогда не причиняй вреда всем животным. Все животные на Земле приносят пользу.

    5. Домашнее задание

    Рассказать о любом растении или животном мелких водоёмов. Сочините рассказ, сказку или загадку про насекомых.

    6. Пока ребята наблюдали за растениями и насекомыми, родители должны приготовить уху. Организовать отдых детей.

    7. Ребята, я предлагаю продолжить наш урок. Вам понравилось наше озеро?

    Давайте попробуем изобразить наше озеро. С чем можно сравнить его?

    На кого или на что оно похоже?

    (Зеркало, блюдце, аэродром для стрекоз – вертолётов, каток для водомерок).

    “И стоит, словно зеркало, пруд,
    Отражая свои берега”.
    (И. Бунин )

    Кому трудно нарисовать озеро, можно нарисовать насекомых или кувшинки на лоне воды. Проводится конкурс рисунков.

    8. Подводится итог экскурсии.

    Я знаю, вам очень понравилось занятие на природе. На берегу этого озера часто отдыхают дети и взрослые. Какую памятку вы хотели оставить людям, приходящим к водоёму? Какие плакаты вам бы хотелось нарисовать. Дети вместе с родителями рисуют и пишут правила поведения в природе.

    Если спросят вас друзья:
    “Где сегодня были?”
    Дружно отвечайте:
    “Были мы на озере-
    Окуней ловили.
    А ещё слыхали,
    Как квакали лягушки.
    Стрекозу поймали, –
    Крылья хороши!
    За кувшинкой лезли
    Через камыши.
    Ноги в иле завязили…
    Вот сегодня где мы были!

    Литература:

    1. Методика обучения “Окружающий мир”, Н.Ф.Виноградова, “Вентана-Граф”, 2006.
    2. Книга для учителя, 1–2 кл. “Методические беседы” Н.Ф.Виноградова. М., 2001.
    3. Научно-методический журнал “Сибирский учитель”, №4 2002.
    4. “Организация проведения экскурсий”.
    5. Благинина Е. “Угадайте, где мы были”.

    Аннотация: В ходе экскурсии учащиеся познакомятся с природным сообществом - водоёмом, расширят знания о растениях и животных, обитающих в водоёме. В полевых условиях ребята смогут изучить растения водоема и некоторые виды беспозвоночных. Работа адресована педагогам дополнительного образования экологического профиля, учителям биологии и учащимся 6-9 классов.
    Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Республика Беларусь
    Цель: Сформировать представления учащихся о водоёме, как о сообществе, в котором живут вместе растения, насекомые, рыбы, водоросли и т.д.
    Задачи:
    Образовательные: познакомить учащихся с растительным и животным миром водоёма, закрепить на практике их знание о живой природе этих биоценозов, их взаимосвязи; продолжить формирование у детей умения проводить простейшие наблюдения за природой, моделировать схемы экологических связей в природе.
    Воспитательные: показать учащимся на конкретных примерах значение чистоты окружающего мира; продолжить воспитание основ экологической культуры.
    Оборудование: компас, бинокль, увеличительное стекло, сачки, коробки и пробки для сбора коллекционного материала, блокнот, карандаш, дидактический материал, термометр, фотоаппарат.
    Место проведения: водоём.
    Время проведения: апрель-июнь.
    Возраст учащихся: 11-14 лет.
    1. Беседа о цели экскурсии и правилах поведения во время её.
    2. Учащиеся разбиваются по группам.
    3. Повторение зон распределения растений в воде (приложение №1).
    4. Вспомнить по иллюстрациям, какие животные могут встретиться на водоёме.
    5. Подготовка вопросов, загадок и заданий для детей.1.Беседа о важности воды.
    Сегодня наша экскурсия на водоём. Для начала послушайте «сказку». Однажды люди нашли нефть. Огромным фонтаном поднялась она над землей и начала хвастаться:
    - Я, самая сильная, я самая красивая. Меня называют все «чёрным золотом». Услышала это вода и говорит:
    - Если ты самая сильная, то попробуй жить без меня.
    - Подумаешь, - фыркнула нефть. – Ну и проживу.
    И стал фонтан нефти с каждым днём всё меньше и меньше, пока совсем не иссяк. И тогда послышался из земли тихий голосок:
    - Помоги мне вода. Без тебя нельзя мне жить, увидеть землю. Сжалась вода и поддержала нефть. И та опять поднялась над землёй фонтаном и прошептала:
    - Спасибо тебе вода. Нет тебя главнее на земле».
    Какой вывод можно сделать, прослушав эту историю? (Без воды жизнь на земле невозможна).
    2. Водная растительность.
    а\ Ребята, какие три основные зоны распределения водных растений вы знаете? (ответы ребят)
    б\ Вспомните, на какие группы делятся водные растения? (ответы ребят).
    Задания
    Задания выполняют все группы ребят.
    а\ Вычленить три зоны данного водоёма, измерьте температуру воды в них, отметьте характер берега. Полученные данные запишите.
    б\ Рассмотрите растения в каждой зоне водоёма, определите их, установите к какой группе относится каждое растение.
    в\ Посмотрите какие растения растут на берегу. Определите их и составьте список.
    Например:
    1. Плакучая ива
    2. Чёрная ольха
    3. Водные животные
    Для того чтобы вспомнить, какие животные обитают в водоёмах и рядом с ними, отвечаем на вопросы и отгадываем загадки:
    1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы, их чешуя)
    2. Драгун, забияка, живет в воде, а когти на спине – и щука не проглотит. (Ёрш)
    3. Какие рыбы имеют усики? (Сом, сазан, пескарь)
    4. Не шагом ходит, не бегает, только прыгает. (Лягушка)
    5. Не кузнец, а с клешнями. (Рак)
    6. Глаза на рогах, а домик на спине. Кто это? (Улитка)
    7. Как на речку прилетает, сразу в воду залезает.
    «Кря» - нырнула на минутку вы узнали? Это - (Утка)
    8. Какого зверя называют «речным строителем?» (Бобра)
    9. Какого кольчатого червя называют лекарем? (Медицинскую пиявку)
    10. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
    Таким образом, делаем вывод, что животный мир водоёма не менее богат и интересен, чем растительный.
    Задания
    Задания 1 выполняют все группы ребят, а задания 2, 3, 4 и 5 распределяются между группами.
    1.Визуально определите виды животных, которых увидите на водных растениях, на поверхности и в толще воды, над водой, и на дне водоёма.
    а/ отметьте, чем они заняты.
    б/ сделайте вывод о видовом составе животных данного участка.
    в/ составьте список.
    2.Наблюдение за водомерками.
    а/ Рассмотрите водомерку на поверхности водоёма. Обратите внимание на способ её передвижения. Отметьте особенности в строении тела и конечностей водомерки, позволяющие ей скользить по воде, как на лыжах. (Приложение № 2)
    б/ Пронаблюдайте, как водомерка захватывает добычу. Какие конечности она при этом используют? Какое значение имеет окраска её тела?
    в/ Зарисуйте внешний вид водомерки.
    3.Наблюдение за стрекозами.
    а/ Визуально определите виды стрекоз, летающих над данным участком.
    б/ Пронаблюдайте за охотой стрекоз.
    в/ Почему жизнь стрекоз тесно связана с водоёмом?
    4.Наблюдения за моллюсками.
    а/ Определите виды моллюсков находящихся на данном участке (Приложение №3). Соберите несколько улиток в банку.
    б/ Зарисуйте улиток.
    в/ Определите и сравните скорость движения улиток и через какой промежуток времени они поднимаются за новой порцией воздуха (7-9 раз в час). (после экскурсии)
    5.Наблюдения за пиявками.
    а/ Найдите и поймайте сачком пиявку, отсадите её в отдельную ёмкость. Определите, к какому виду она относится (Приложение №4).
    б/ Понаблюдайте за движениями пиявки: плавает, ходит.
    в/ Зарисуйте движения пиявки.1. Обсуждение выполненных заданий.
    2. Установление взаимосвязей между известными учащимся видами растений и животных водного биогеоценоза.
    3. Составление схем возможных целей питания в пресноводном водоёме.
    4. Раскрытие значения водоёмов в природе и жизни человека, а также необходимости принятия мер по их охране.
    Литература:
    1.В.В.Травникова «Биологические экскурсии» Санкт-Петербург, 2002г.
    2.Веремчук О.Н. Жуковский А.Т. Якимович И.К. «Природные сообщества Беларуси» Брест, из-во С.Лаврова 2003г.
    3.М.А. Козлов И.М. Олигер «Школьный атлас-определитель беспозвоночных» М.: «Просвещение», 1991г.
    4. «Зоопарк в твоей книжке» Сост. В.В. Никитина, В.И. Башарин, А.Г.Башарина, Харьков «Услуга», 1992г.
    Приложение № 1
    Зоны распределения растений водоёма
    Первая зона занимает ближайшую к берегу мелкую полосу водоёма, глубиной до 1м, и может быть названа земноводной. Она иногда пересыхает, и находящиеся здесь растения приспособлены к существованию в условиях перемежающихся затопления. Наиболее обычные представители здесь:
    осоки, стрелолист, вахта, сабельник.
    Вторая зона – идёт в глубину до 2 – 3 метров. Если водоем сразу от берега начинается такой глубины, то в подобном случае эта зона начинается от берега. В составе второй зоны встречаются тростник, камыш,рогоз.
    Третья зона – глубиной до 4-5 метров. Здесь растут кувшинки, кубышки, элодея, роголистник.
    Далее в глубь водоёма высшие растения не идут, и здесь могут развиваться водоросли.
    Растения не прикрепленные ко дну, т.е. свободноплавающие, как ряска, пузырчатка и др., не могут быть отнесены к одной какой-либо зоне: они плавают между растениями разных зон, в особенности более глубоких.
    Классификация водных растений.
    Гидрофиты – наземные растения влажных, переувлажненных и периодически затопляемых местообитаний с высокой влажностью воздуха.
    Они часто растут в руслах неглубоких рек и ручьёв, на сырых прибрежных отмелях, по берегам водоёмов. Например: аир болотный, незабудка болотная, чистец болотный.
    Гидрофиты – это настоящие водные растения, постоянно растущие в воде. Они делятся на три группы.
    1.Погружённые в воду растения – основная вегетативная масса находится в толще воды. (элодея канадская, пузырчатка обыкновенная)
    2.Плавающие растения – на поверхности воды плавают листья и другие фотосинтезирующие органы. (водокрас обыкновенный, кубышка жёлтая).
    3.Воздушно-водные растения - укореняющиеся на дне водоёма растения, часть побегов находятся в водной среде, а часть возвышается над поверхностью воды. (камыш озёрный, рогоз узколистный).
    Приложение № 2
    Водомерка.
    Водомерки живут на поверхностной плёнке стоячей воды. Передвигаются они, узким телом рассекая воздух и широко расставляя 4 длинных задних ноги. Питается водомерка насекомыми, высасывая хоботком содержимое добычи.
    Приложение №3
    Определение моллюсков
    Тип моллюски. Класс моллюски брюхоногие.
    Семейство прудовики. Раковина закручена спирально, в виде башенки.
    Прудовик обыкновенный. Наиболее крупный из прудовиков, высота раковины 45-55мм. Обитает в стоящих водоёмах обязательно хорошо заросших водной растительностью. С помощью ноги прудовик или скользи по поверхности подводных предметов и траве, или, подвесившись снизу к поверхности плёнки воды, скользит по ней.
    Прудовик болотный. Похож на обыкновенного, но раковина его имеет форму очень острого конуса и отличается более тёмной окраской.
    Прудовик ушковый. Раковина с коротким завитком и вздутым последним оборотом. По форме раковина напоминает человеческое ухо, отсюда и название вида. Встречается реже, чем обыкновенный.
    Семейство катушки . Витки раковины расположены в одной плоскости.
    Катушка роговая. У этого моллюска диаметр раковины до 35 мм. Обитает на растениях в стоячих водоёмах, там же, где обыкновенный прудовик, но к поверхности воды поднимается редко.
    Катушка окаймлённая. У окаймлённой катушки, раковина тёмно – коричневая, диаметром 20 мм, с 5-6 оборотами. На последнем обороте снизу имеется острый киль. Обитает в мелких водоёмах и в прибрежной части крупных водоёмов.
    Катушка закрученная. Раковина жёлтая, диаметром до 10 мм, с 6-7 оборотами. На последнем обороте острый, смещённый вниз киль. Обитает в прибрежных зарослях стоячих водоёмов, часто плавает на поверхности воды.
    Семейство лужанки. Устье раковины закрывается крышкой. Раковина с продольными полосами.
    Лужанка болотная. Раковина высотой до 43 мм. Обитант в озёрах, прудах, иногда даже в лужах с чистой водой. Держится на дне.
    Лужанка речная. Раковина более толстая и прочная, высотой 25мм, шириной – 26 мм, с менее выпуклыми оборотами, чем у болотной.
    Класс моллюски двухстворчатые.
    Семейство перловицы. Раковина удлинённо-овальная. На каждой створке видна наиболее выпуклая, выдающаяся часть – вершина.
    Перловица обыкновенная . Раковина длинная, узкая, до 145 мм. Окраска у молодых особей жёлто-зелёная, у старых зеленовато-бурая. Обитает в озёрах и реках, в местах с замедленным течением, на песчаном, не сильно заиленном грунте.
    Перловица вздутая. У этого вида раковина более короткая до 110 мм. Места обитания те же.
    Беззубка обыкновенная. Раковина длиной 10-15 мм, иногда до 20 мм. Обитает в сильно заиленных грунтах, песчаных, в озёрах, прудах и реках с замедленным течением.
    Семейство шаровка. Раковины сильно вздутые, почти шаровидные. Шаровка роговая. Раковина диаметром 10-15 мм, бурого цвета. Вершина створок раковины находится в её середине.
    Горошинка речная. Вершина створок сдвинута в сторону, раковина коротко - овальная. Диаметр раковины 10-11 мм.
    Приложение № 4
    Определение пиявок.
    Малая ложноконская пиявка. Длина тела 4-6 см. коричневая или жёлто-серого цвета с жёлтыми пятнышками, которые расположены поперечными рядами. Тело членистое с двумя присосками. Активный хищник. 4 пары глаз.
    Большая ложноконская пиявка. Крупная пиявка – длина тела до 15 см. диаметр задней присоски равен приблизительно половине ширины тела. Окраска от тёмно-зелёной до черной. Брюшная сторона светлее спинной – зеленоватая с крапинками. Тело членистое, с двумя присосками.
    Улитковая пиявка. Небольшая пиявка – длина тела 2-3 см, желтоватого или оливково-бурого цвета с множеством пятнышек и крапинок. Задняя присоска хорошо заметна. На переднем конце меленькая присоска.

    Переходные болота

    Низинные болота переходят в верховые. Это происходит в результате постепенного нарушения связи их с грунтовыми водами, вследствие увеличе­ния слоя торфа. По мере нарастания слоя торфа поступление грунтовых вод уменьшается, появляются ассоциации растений менее требовательных к минеральному питанию и способных развиваться на кислых субстратах. На лесных низинных болотах ель заменяется березой, затем сосной, изменяется кустар­никовая и травянистая растительность. Для переходных болот характерно со­четание признаков низинных и верховых болот.

    В природе существует большая группа высших и низших растений для которых средой обитания является вода. Это водные и прибрежноводные растения. Водная среда имеет свои специфические особенности, которые приводят к выработке оп­ределенных черт у растений этой группы.

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ:

    1. Яркая освещенность водного зеркала и резкое ослабление её с глубиной, что приводит к сокращению светового дня водных растений.

    2. Вода во много раз плотнее воздуха и сама поддерживает обитающие в ней растения. Это приводит к недоразвитию или исчезновению механических тка­ней. Поэтому стебли и листья водных растений мягкие и гибкие, легко перемеща­ются течением.

    3. В воде меньше кислорода, чем в воздухе, поэтому водные растения имеют ряд приспособлений, предохраняющих их от "кислородного голодания". Бла­годаря особому строению оболочек клеток покровных тканей, многие растения поглощают воду с растворенным в ней кислородом всей поверхностью. Улучшению газообмена служат сильная расчлененность подводных листьев, благо­даря чему увеличивается поверхность соприкосновения их с водой и развитие во всех органах межклетников и воздушных полостей (ткань аэ­ренхима) по которым поступает воздух.

    4. Поскольку обитатели водоемов поглощают питательные вещества, раство­ренные в воде, всей поверхностью, то у них слабо развита корневая система и проводящие ткани. Корни прикрепляют растение к грунту, а в некоторых слу­чаях исчезают совсем.

    5. Некоторые растения покрыты снаружи слизью, которую вырабатывают особые клетки, это предотвращает вымывание из растений солевых растворов.

    6. Температурный режим водоемов резко отличается от атмосферного. Летом температура воды ниже температуры воздуха, поэтому водные растения поздно зацветают, вегетативное размножение (корневищами, участками стеблей, специаль­ными почками) преобладает над семенным. Зимой глубокие водоемы не промерза­ют и температура воды в глубине остаётся более или менее постоянной всю зиму, поэтому на этот период растения "прячутся" под воду. Одни из них целиком погружаются, а весной всплывают (рясковые), другие зимуют в виде корневищ, стелющихся по дну или погруженных в грунт, третьи к осени образуют зимующие побеги или почки, которые также погружаются на дно, а весной всплывают и дают начало новым по­бегам.

    кристина багиева
    Конспект занятия-экскурсии на водоем (пруд) весной

    Конспект экскурсии на водоем (пруд ) .

    Средняя группа (2) .

    Воспитатель : Багиева К. В.

    Дата проведения : 06.04.2016 г.

    Место проведения : Деревня Захарьино

    Цель : познакомить детей с прудом – природным водоемом , с явлениями, происходящими весной у воды .

    Задачи :

    1. Закрепить представление детей о том, что весной солнце греет сильнее, снег и лед тают;

    2. Объяснить понятие «ледоход» ;

    3. Показать значимость и красоту водоёмов нашего поселка ;

    4. Обогащать словарный запас, связанный с наблюдениями;

    5. Вспомнить какие растения живут около пруда ;

    6. Вспомнить обитателей пруда ;

    7. Развивать наблюдательность;

    8. Закрепить правила поведения около водоемов .

    Методические приемы : беседа, игра, наблюдение.

    Организационная работа : предварительный осмотр места проведения экскурсии, знакомство с состоянием объекта; разработка маршрута экскурсии.

    Ход экскурсии:

    В : - Ребята, мы сейчас отправляемся на экскурсию. Скажите, какие достопримечательности есть в нашем поселке? (Отвечают) . Достопримечательностью нашего поселка, где многие жители отдыхают, является пруд . Летом люди купаются в жаркие дни, ловят рыбу, полощут белье и просто любуются красотой природы.

    Но, прежде чем мы пойдем на пруд , давайте вспомним как себя нужно вести на экскурсии (не надо бегать, не надо громко кричать, внимательно слушать воспитателя и т. д.).

    И запомните, пожалуйста, одно самое главное правило подходить к воде только с моего разрешения, в воду не заходить.

    (Отправляемся на экскурсию. По доге отмечаем весенние изменения в природе.)

    Картины далекого детства

    Порой предо мною встают…

    И вижу опять я знакомый,

    Весь в белых кувшинчиках пруд .

    Вокруг него темная чаща,

    И узкая вьется тропинка

    К нему между цепких кустов…

    Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду ? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду .

    Вдоль по речке, по водице

    Плывет лодок вереница.

    Впереди корабль плывет,

    За собою всех ведет.

    Вёсел нет у малых лодок,

    А кораблик больно ходок.

    Влево, вправо повернет

    Всю ватагу поведет. (утка с утятами)

    В воде купался

    Сухим остался. (гусь)

    Стоит над водой

    Трясет бородой.

    (камыш)

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    (рыбка)

    Летом в пруду и в болоте

    Вы её найдете.

    Зеленая квакушка-

    Это, конечно, … .

    (лягушка)

    Воспитатель останавливает детей за 20-30 м от пруда .

    Давайте остановимся здесь и издали полюбуемся прудом . Возле пруда всегда хорошо отдыхать, там всегда свежий воздух и легко дышится. Глазам приятно смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.

    Давайте подойдем чуть ближе. Пруд – это естественный водоем , это такая большая, глубокая яма, заполненная водой .

    Давайте посмотрим на поверхность пруда ? Какая она? Сейчас у нас весна и кое-где еще остался лед. Вспомните пожалуйста, как пруд выглядит зимой . Что изменилось и почему?

    Прислушайтесь. Что вы слышите? (дети слушают как поют птицы) .Назовите птиц, которые вернулись к нам после зимы? (дети перечисляют)

    Смотрите, какие кустарники растут по берегам пруда . А у нас на площадке растут такие же деревья? (нет) Здесь растут деревья и кустарники, которые очень любят влагу, у многих из них длинные корни, которые питаются водой пруда . Вот это дерево называется ива. Смотрите, какие у нее длинные корни. От других деревьев иву отличают свисающие к воде ветви.

    Обратите внимание, что на деревьях уже набухли почки, а это значит что скоро из них появятся первые листочки.

    Давайте посмотрим на берег пруда . Уже пробивается первая травка, видите?

    Как вы думаете, если деревья около пруда отличаются от тех , что растут около нашего детского сада, отличается ли трава, которая здесь растет?

    Давайте вспомним тех, кто живет в пруду ?

    Дидактическая игра : «Кто живет в пруду » .

    – Ребята, расскажите, как жители пруда связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

    Индивидуальная работа :

    Ребята, а что вы видите на берегу пруда ? (Камешки, песок) . Давайте рассмотрим песок, который лежит на берегу пруда .

    Педагог набирает песок в ведерко и раздает по чуть-чуть детям.

    Скажите, похож ли этот песок на тот, с каким вы играете в песочнице? Чем

    Потрогайте песок. Какой он на ощупь? Почему? (Ответы детей : песок мокрый и холодный, потому что рядом вода) .

    Но на берегу кроме песка еще и камешки. Давайте поиграем с ними.

    Подвижная игра : «Круги на воде»

    Воспитатель чертит на песке линию, за которую не могут заходить дети. Дети от линии должны кидать камешки в воду.

    Цель : учить метать камешки вдаль

    Ребята, давайте еще раз полюбуемся замечательной природой. Посмотрите, чисто ли вокруг? Нет ли мусора? Хорошо ли это? (ответы детей)

    – Возле пруда люди отдыхают , любуются водой , растениями, животными, рыбаки ловят рыбу. Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (пруд не следует засорять : в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать)

    Наша экскурсия подошла к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Но перед уходом посмотрим, не оставили ли мы после себя мусор.

    Трудовая деятельность : прибрать за собой мусор в пакет.

    Послеэкскурсионная работа : Нарисовать свои впечатления от экскурсии. Провести выставку рисунков «Пруд » .

    Публикации по теме:

    Мы с нашим воспитателем Миленой Сарабиевной первый раз этой весной взяли в руки лупы и пошли на мини-экскурсию по территории нашего детского.

    Конспект интегрированного занятия по физическому и познавательному развитию «Весной в лесу» Цель: Прививать интерес к физическому и познавательному развитию. Задачи: 1. Продолжать учить детей ходить в колонне по одному с выполнением.

    Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Зимой зайчик белый, весной серый» (познавательное + художественно -эстетическое развитие).

    Конспект комплексного занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Весной в лесу» «Весной в лесу» Направление «Познавательно-речевое» Направление: Познавательно – речевое. Образовательная область: «Познание». Интеграция.

    Конспект открытого занятия «Птицы весной» Конспект открытого занятия в средней группе «Птицы весной». Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах Образовательные задачи:.

    Мой конспект
    ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1 КЛАСС

    МОЯ СТРАНА - УКРАИНА

    УРОК 55 Экскурсия к водоему

    Тема. Экскурсия к водоему

    Цель: ознакомить учащихся с растительным и животным миром водоемов родного края; способствовать развитию наблюдательности, воображения; воспитывать бережное отношение к водоемам.

    ХОД ЭКСКУРСИИ

    I . Организационный момент

    II . Сообщение темы и цели экскурсии

    Отгадайте загадку.

    Стоит корыто, полное воды налито. (Озеро)

    Какие водоемы есть в вашем городе или селе?

    Инструктаж по технике безопасности во время пребывания у водоема

    Вспомните: каковы правила поведения среди природы?

    Сегодня мы будем наблюдать за растительным и животным миром водоема, вы узнаете больше интересного материала о водоемах родного края.

    III . Проведение экскурсии

    Проведем исследование водоема.

    Осмотрите водоем. Где мы находимся?

    Как называется водоем?

    Рассмотрите берега. Какова форма ее берегов?

    Что вы видите?

    Какие растения растут на берегах водоема?

    Какие деревья растут возле водоема?

    Посмотрите на те растения, которые растут в водоеме.

    Как вы думаете, почему они именно там растут? Назовите растения, которые вы узнали.

    Рассмотрите «зеленые островки» вдали. Из чего они образованы? Так, они образованы из мелких растений.

    Рассмотрим ряску. Она играет значительную роль в жизни водоема. Ряска впитывает углекислый газ и выделяет много кислорода, очищает воду стоячих водоемов. Еще это растение поедают водоплавающие птицы, ондатры, нутрии. А еще бывают «островки» из кувшинов желтых, стрелолиста обыкновенного и др.

    Есть ли на поверхности водоема такие растения: кувшинка белая, кувшины желтые, ряска?

    Понаблюдайте за животными водоема.

    Какие животные живут на поверхности воды?

    Кто увидел и может назвать насекомых?

    Давайте понаблюдаем за водомірною. Как она движется? Почему ее так назвали? Кого она вам напоминает? Так, паука, который движется по поверхности озера, как на коньках. Какие у нее конечности? Окрас и почему?

    Рассмотрите вертячку. На кого она похожа? Да, этот жук все время крутится. Движется вертячка значительно быстрее водомерки.

    Каких насекомых чаще всего можно встретить над озером? Так, это разнообразные бабочки, которые являются украшением внешней среды. А что они здесь делают?

    А сейчас перейдем в другое место справа, где меньше растительности, и попробуем понаблюдать за другими обитателями озера. За какими именно? Отгадайте!

    В воде она живет,

    Нет клюва, а клюет. (Рыба)

    Имеет клешни и длинные усы,

    Я и сам его боюсь;

    Он щиплет, словно гусь,

    Ну, а зовут щипаку... (рак).

    В водоеме проживает;

    Целый день песни поет.

    Все зеленое это малышка,

    Оно зовется... (лягушонок).

    IV . Итог экскурсии

    Где мы побывали на экскурсии?

    Какие изменения в природе вы заметили?

    Растительный мир водоема вы запомнили?

    Назовите представителей животного мира водоема.

    Каких насекомых и птиц можно встретить вблизи водоема?

    Как нужно заботиться об охране жизни у озера?

    Расскажите дома об экскурсии.

    Приложение к уроку 55

    Кроссворд «Украина»

    1) Не дед, а седой.

    Не спит, а стелется.

    Укрывает землю и океан,

    А зовут его... (туман).

    2) Между берегов текла, текла,

    Мороз окреп - под стекло легла. (Река)

    3) Не стеклянный он, не из металла,

    А прислушайтесь - звенит,

    Роет землю он розталу

    И к речке бежит. (Ручей)

    4) Растет она вниз головой,

    Растет она холодной зимой.

    А только солнышко засияет -

    Она заплачет и умирает. (Сосулька)

    5) Красивая звезда снежно-белая

    На мой рукав залетела, -

    Пока нес ее сюда,

    Стала каплей воды. (Снежинка)

    6) Пушинкою бывает,

    Бывает тучкой она,

    Бывало, как стекло,

    Хрупкая и твердая

    Обычная, подскажите... (вода).