Русско английская конвенция. Отношения между шведским государством. О разграничении владений России и Великобритании в Северной Америке

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Англо-русская конвенция (1825)
Дата подписания 16 февраля (28 февраля) 1825 года
- место Санкт-Петербург , Российская империя
Вступление в силу 3 марта (15 марта) 1825 года
Подписали Чарльз Стратфорд-Каннинг ,
Карл Васильевич Нессельроде ,
Пётр Иванович Полетика
Стороны Соединённое королевство Великобритании и Ирландии
Российская империя Российская империя
Языки русский , французский

Англо-русская конвенция 1825 года или Санкт-Петербургский договор о границе в Северной Америке 1825 года (франц. Traité de Saint-Pétersbourg en 1825 année) - конвенция между Россией и Великобританией о разграничении их владений в Северной Америке (в Британской Колумбии).
Язык документа: Договор составлен на русском и французском языках.

Условия соглашения

1. Устанавливалась пограничная черта, отделяющая владения Британии, граница проходила по хребту Скалистых гор , западные склоны которых находились в области русских владений, а восточные - британских .

2. Разграничительная конвенция, наряду с территориально-пограничными вопросами, включала, как это было и в других британских международно-правовых актах с Россией, и вопросы чисто экономические:

См. также

Напишите отзыв о статье "Англо-русская конвенция (1825)"

Примечания

Источники

  • В. В. Похлёбкин . Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Справочник. - Международные отношения, 1995. - 782 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-7133-0801-4 .
  • Текст конвенции на и языках

Отрывок, характеризующий Англо-русская конвенция (1825)

– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.

Божию поспешествующею милостию (следуют титулы Его Величества Императора) объявляем через сие, что, вследствие взаимного соглашения между нами и Правительством Северо-Американских Соединенных Штатов, Полномочные наши заключили и подписали в Вашингтоне 18(30) апреля сего 1867 года договор об уступке наших Северо-Американских колоний; договор сей от слова до слова гласит так:

Его Величество Император Всероссийский и Северо-Американские Соединенные Штаты, желая упрочить, если возможно, существующее между ними доброе согласие, назначили на сей конец своими Полномочными, а именно: Его Величество Император Всероссийский - Эдуарда Стекля, Своего Тайного Советника, Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра в Соединенных Штатах, а Президент Северо-Американских Соединенных Штатов - Статс-Секретаря Вильяма Сюарда. Каковые Полномочные, по взаимном сообщении своих полномочий, найденных в доброй и надлежащей форме, постановили и подписали нижеследующие статьи:

Статья I

Его Величество Император Всероссийский сим обязуется уступить Северо-Американским Соединенным Штатам, немедленно по обмене ратификаций, всю территорию с Верховным на оную правом, владеемым ныне Его Величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. Указанная территория заключается в нижеозначенных географических границах, а именно: восточною границею служит линия разграничения между Российскими и Британскими владениями, в Северной Америке, как таковая линия постановлена конвенцией, заключенной между Россией и Великобританией 16(28) февраля 1825 года (30233а) и как оная определена в статьях III и IV указанной конвенции, а именно:

"Начиная с самой южной точки острова, именуемого Принц Валлийский (Рrinсе оf Wales), каковая точка находится под 54 градусом 40 минутами северной широты и между 131 и 133 градусом западной долготы (считая от Гринвичского меридиана), вышеуказанная черта протянется к северу вдоль по проливу, называемому Портландский канал (Portland Channel), до той точки твердой земли, где она касается 56 градуса северной широты. Отсюда черта разграничения последует по хребту гор, простирающихся в параллельном направлении с берегом до точки пересечения на 141 градус западной долготы (от того же меридиана), и наконец от сей точки пересечения та же меридиальная линия 141 градуса составит, в своем продолжении до Ледовитого моря, границу между Российскими и Великобританскими владениями на твердой земле северо-западной Америки.

"Ст. IV. В отношении к черте разграничения, определенной в предыдущей статье, разумеется: 1) что остров, именуемый Принц Валлийский (Рrinсе оf Wales), принадлежать будет России весь без изъятия; (но с сего числа в силу сей уступки, Соединенным Штатам)".

"2) Что везде, где хребет гор, простирающихся в параллельном направлении с берегом от 56 градуса северной широты до точки пересечения под 141 градусом западной долготы, отстоять будет далее 10 морских миль от океана, граница между владениями Великобританскими и вышеозначенным берегом, яко долженствующим принадлежать России (т.е. граница владений, уступленных настоящей конвенцией), проведена будет параллельною чертою с кривизнами берега и не может идти далее десяти морских миль от оного".

Западная граница уступленных территорий проходит через точку в Беринговом проливе под шестьдесят пятым градусом и тридцатью минутами северной широты в ее пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна или Игналук от острова Ратманова или Нунарбук и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане. Начиная с той же исходной точки эта западная граница идет оттуда почти в юго-западном направлении через Берингов пролив в Берингово море, так что она проходит в равном расстоянии между северо-западной оконечностью острова Св.Лаврентия и юго-восточною оконечностью Чукотского носа до меридиана ста семидесяти двух градусов западной долготы; от сего пункта, начиная от точка пересечения этого меридиана, граница идет в юго-западном направлении, проходя на равном расстоянии между островом Атту и островом Куппера, лежащим в группе малых островов Командорских в Северном Тихом океане до меридиана сто девяносто трех градусов западной долготы, и таким образом включает в уступленную территорию все Алеутские острова, лежащие к востоку от сего меридиана.

Статья II

С территорией уступленной, согласно предыдущей статье, верховной власти Соединенных Штатов, связано право собственности на все публичные земли и площади, земли никем незанятые, все публичные здания, укрепления, казармы и другие здания, не составляющие частной собственности. Однако постановляется, что храмы, воздвигнутые Российским Правительством на уступленной территории, остаются собственностью членов Православной церкви, проживающих на этой территории и принадлежащих к этой церкви. Все дела, бумаги и документы Правительства, относящиеся до вышеозначенной территории и ныне там хранящиеся, передаются уполномоченному Соединенных Штатов; но Соединенные Штаты, во всякое время, когда встретится надобность, выдают Российскому Правительству, Российским чиновникам или Российским подданным, которые того потребуют, засвидетельствованные копии с этих документов.

Статья III

Жители уступленной территории могут, по своему желанно, возвратиться в Россию в трехгодичный срок, сохраняя свою национальность; но если они предпочитают оставаться в уступленной стране, то они, за исключением, однако, диких туземных племен, должны быть допущены к пользованию всеми правами, преимуществами и льготами, предоставленными гражданам Соединенных Штатов, и им должны быть оказываемы помощь и покровительство в полном пользовании свободою, правом собственности и исповеданием своей веры. Дикие же племена будут подчинены законам и правилам, которые от времени до времени могут быть постановляемы Соединенными Штатами в отношении к туземным племенам этой территории.

Статья IV

Его Величество Император Всероссийский назначит в возможно скором времени уполномоченного или уполномоченных для формальной передачи уполномоченному или уполномоченным от Соединенных Штатов вышеуступленных: территории, Верховного права и частной собственности, со всеми принадлежностями, и для всяких других действий, которые окажутся нужными по сему предмету. Но уступка с правом немедленного вступления во владение, тем не менее должна считаться полною и безусловною со времени обмена ратификаций, не дожидаясь формальной передачи оных.

Статья V

Немедленно после обмена ратификаций сей конвенции всякие укрепления или военные посты, находящиеся в уступленной территории, передаются уполномоченному Соединенных Штатов, и все русские войска, расположенные в этой территории, выводятся в удобный для обеих сторон срок.

Статья VI

На основании вышеустановленной уступки Соединенные Штаты обязываются заплатить в Казначейство в Вашингтоне в десятимесячный срок со времени обмена ратификаций сей конвенции дипломатическому представителю или иному Его Величеством Императором Всероссийским надлежаще уполномоченному лицу семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою. Вышепостановленная уступка территории и Верховного на оную права сим признается свободною и изъятою от всяких ограничений, привилегий, льгот или владельческих прав Российских или иных компаний, законным порядком, или иным образом учрежденных, или таковых же прав товариществ, за исключением только прав собственности, принадлежащих частным лицам, и уступка эта, сим установленная, заключает в себе все права, льготы и привилегии, ныне принадлежащие России в указанной территории, ее владениях и принадлежностях.

Статья VII

По надлежащей ратификации сей конвенции Его Величеством Императором Всероссийским с одной стороны, и Президентом Соединенных Штатов, с надлежащего разрешения Сената, с другой стороны, ратификации будут обменены в Вашингтоне в трехмесячный срок от сего числа или ранее, буде возможно.

В удостоверение чего обоюдные Уполномоченные подписали сию конвенцию с приложением печатей своих гербов.

Учинено в Вашингтоне 18(30) марта тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года.

Эдуард Стекль
(М.П.) (подп.)

Вильям Г.Сюард
(М. П.) (подп.)


Того ради, при довольном рассмотрении сего договора, Мы приняли оный за благо, подтвердили и ратификовали, яко же сим за благо приемлем, подтверждаем и ратификуем во всем его содержании, обещая Императорским Нашим словом за Нас, Наследников и Преемников Наших, что все, в помянутом договоре постановленное, соблюдаемо и исполняемо будет ненарушимо. В удостоверение чего Мы сию Нашу Императорскую ратификацию собственноручно подписав, государственною Нашею печатью утвердить повелели. Дана в С.-Петербурге мая 3-го дня в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят седьмое, Царствования же Нашего в тринадцатое.

На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано тако:

"АЛЕКСАНДР".
(М.П.)


КОНТРАСИГНИРОВАЛ:
Вице-Канцлер
Князь А.Горчаков



Текст документа сверен по:
"Полное собрание
Законов Российской Империи
Том XLII, 1867",
С.-Петербург, 1871 год

Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств было подписано в Вашингтоне 1 июня 1990 г.: от СССР - министром иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе, от США - государственным секретарем США Дж. Бейкером. Статья 7 Соглашения предусматривает, что оно «подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами ». Не дожидаясь исполнения этой статьи Соглашения, однако, в день его подписания госсекретарь США направил министру иностранных дел СССР дипломатическую ноту, в которой предлагалось, чтобы правительство СССР и правительство США «договорились взять на себя обязательства выполнять положения указанного Соглашения до его вступления в силу, начиная с 15 июня 1990 года ». В тот же день - 1 июня 1990 г. - министр иностранных дел СССР направил госсекретарю США ответную ноту, содержащую запрашиваемый положительный ответ . Соглашение 1990 г. стало исполняться на такой временной основе , хотя оно и не вступило в силу в порядке, предусмотренном в его статье 7, цитированной выше.

Разграничиваемый по Соглашению район - по площади самый большой (в сравнении с районами делимитации морских пространств, ранее обозначенными в международных договорах СССР). А предусмотренная Соглашением линия, разграничивающая между СССР и США районы континентального шельфа - самая протяженная в мире. С учетом такой масштабности объекта Соглашения 1990 г. понятен современный интерес к реальным перспективам Соглашения: а) будет ли оно и в будущем временно исполняться Россией; б) вступит ли Соглашение в силу в порядке, в нем предусмотренном (т.е. будет ли оно ратифицировано Россией); в) будет ли оно прекращено Россией в порядке, предусмотренном для такого рода случаев Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.

Суть Соглашения 1990 г.: использование линии русско-американской конвенции 1867 г. в новых целях

В соответствии со ст. 1 Соглашения 1990 г. линия, описанная как «западная граница» русско-американской конвенции 1867 г. об уступке Аляски, «является линией разграничения морских пространств» между СССР и США, т.е. линией разграничения между этими двумя соседними государствами: - территориальных морей; - исключительных экономических зон; - континентальных шельфов. Такое предназначение линии, обозначенной Конвенцией 1867 г., не имели в виду , конечно же, Император Всероссийский и Северо-Американские Соединенные Штаты. В 1867 г. в международном праве не было институтов исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Исходя из объекта и целей русско-американской конвенции 1867 г., обозначенная в ней линия необходима была для того, чтобы четко отграничить уступаемые в пользу США Императором Всероссийским земли Аляски от тех, которые остаются российскими. В русско-американской конвенции 1867 г.:

Линия разграничения обозначена относительно точно лишь для Северного Ледовитого океана , именно, как проходящая от исходной точки в Беринговом проливе находящейся «на равном расстоянии» от российского острова и от острова, уступленного Соединенным Штатам Америки) по меридиану к северному полюс у - «по прямой линии безгранично к северу»;

Для Берингова моря линия разграничения точно не была обозначена ; скорее, четко обозначены лишь три точки : кроме первой (исходной) в Беринговом проливе, отмеченной выше - вторая точка, находящаяся на «равном расстоянии между северо-западной оконечностью острова Св. Лаврентия и юго-восточною оконечностью Чукотского носа»; и третья точка, находящаяся «на равном расстоянии» между уступаемым американцам островом Атту и островом Куппера (о. Медный, лежащим в группе остающихся у России Командорских островов).

Зафиксированная в русско-американской конвенции 1867 г. линия не предназначалась для делимитации исключительной экономической зоны, континентального шельфа . Но в международном праве нет и запрета сторонам договора придать новое предназначение разграничительной линии, согласованной ранее. Более того, такая разграничительная линия может быть применима и к юрисдикции, которая не осуществляется по современному международному праву, но может осуществляться в будущем . Так, в деле о единой морской границе в заливе Мэн Международный Суд ООН отметил, что по обоюдной воле спорящих сторон - США и Канады - разграничительная линия в этом заливе, которую Суд определит, применима не только к юрисдикции прибрежного государства «в его нынешнем состоянии, но также к юрисдикции, которая будет определена в будущем».

Участники Соглашения 1990 г. , приняв «западную границу», описанную в конвенции 1867 г., в качестве «линии разграничения морских пространств между СССР и США», согласованно уточнили местоположение этой разграничительной линии.

В статье 2 Соглашения 1990 г. даны точные координаты линии Конвенции 1867 г. Это, конечно, достоинство Соглашения 1990 г., поскольку большая точность в договорах о разграничении сужает вероятность конфликтов между сторонами, причиной или поводом которых является разное понимание ранее достигнутой договоренности. Вместе с тем, некоторые эксперты отметили ухудшение для СССР (России ) здесь правовой ситуации, существовавшей до Соглашения 1990 г. Согласно его статье 2, от указанной точки «линия разграничения морских пространств идет на север по меридиану » 168 градусов 58 минут 37 секунд «западной долготы через Берингов пролив и Чукотское море по Северному Ледовитому океану, насколько допускается по международному праву ». Последнее словосочетание - юридически не тождественно тому, которое предусмотрено в тексте Конвенции 1867 г.: «направляется по прямой линии безгранично к северу». Привнесенную в текст Соглашения 1990 г. новую формулировку можно, по мнению некоторых аналитиков, толковать в том смысле, что стороны Соглашения считали, что международное право не допускает , чтобы линия, разграничивающая пространства двух государств в Северном Ледовитом океане, простиралась до северного полюса . Но такого ограничения Российская Империя и США в 1867 г. не предусматривали. Именно в точке Северного географического полюса пересекаются секторальные границы, установленные русско-английской конвенцией 1825 г. и русско-американской конвенцией 1867 г.

По мнению других экспертов, однако, слова «насколько допускается по международному праву» отражают в Соглашении 1990 г. тот факт, что эта разграничительная линия едина - и для делимитации исключительной экономической зоны , и для континентального шельфа , а их допустимая ширина - разная в соответствии с международным правом. То есть эти слова ограничивают удаленность от побережья только исключительных экономических зон двух государств; допустимая ширина исключительной экономической зоны - до 200 морских миль (норма, которая предусмотрена в ст. 57 Конвенции по морскому праву 1982 г. и которая признавалась уже на тот период в качестве обычно-правовой нормы). При таком толковании цитированные слова Соглашения 1990 г. не ограничивают возможность прохождения разграничительной линии между континентальными шельфами двух государств до северного полюса. Это имеет практическое значение и для США, которые сегодня претендуют на районы континентального шельфа севернее Аляски на удалении 600 и более морских миль.

Эйфория победы над МИДом СССР

Самая высокая оценка Соглашению была дана при его ратификации Сенатом США в 1991 г. В послании президента США Сенату от 26 сентября 1990 г. Дж. Буш (старший) рекомендовал «дать согласие на ратификацию» Соглашения 1990 г. В послании отмечалось, что «Соглашение полностью соответствует интересам Соединенных Штатов Америки» . Главный довод - это результаты сопоставления разграничения морских пространств СССР и США в Беринговом море : 1) и 2) по линии, обозначенной русско-американской конвенцией 1867 г. В случае разграничения между СССР и США в Беринговом море по принципу равного отстояния , Советский Союз получил бы дополнительно значительный по площади район. Так и доказывалась в Сенате «победа» над советским МИДом: «настоящее соглашение подводит под юрисдикцию США около 70 % площади Берингова моря и дает Соединенным Штатам дополнительно 13200 кв. морских миль … по сравнению с самым благоприятным разграничением по линии равного отстояния » - доложено с гордостью на слушаниях. О «дополнительных 13200 квадратных милях», полученных США в Беринговом море, сказано и в документе, направленном Сенату губернатором штата Аляски.

Ложка дегтя в бочке меда

Доложив Сенату о пространственных приращениях в Беринговом море, администрация США не доложила о некоторых потерях (в сопоставлении с разграничением по равному отстоянию) в Северном Ледовитом океане. Вместо администрации США об этом - в гипертрофированном виде - заявила американская независимая группа «надзора за внешней политикой США». 18 декабря 1997 года она распространила заявление под заголовком «Государственный департамент прошел длительный путь, чтобы передать русским 9 американских островов; обширное, богатое нефтью морское дно; осуществить новую передачу 150 тысяч тонн рыбных запасов; население Аляски выражает резкий протест». Заявление подкрепляется специальным изданием журнала «Орбис», в котором подробно излагаются обвинения в адрес Государственного департамента США за «уступки» в пользу России при подписании Соглашения 1990 г. о линии разграничения морских пространств, имея в виду уступки в Северном Ледовитом океане.

Негативные оценки Соглашения в СССР и в России

Обоснованные возражения в адрес МИД СССР в связи с подготовкой Соглашения - задолго до 1990 года - были направлены ИМЭМО АН СССР (академиком Примаковым Е.М.) и Минрыбхозом СССР (министром Котляром Н.И.). И институт АН СССР, и союзное министерство не видели оснований в утрате Советским Союзом района в Беринговом море вследствие отказа от делимитации по равному отстоянию . Кроме того, оппоненты ратификации Соглашения 1990 года отмечали, что к США, помимо указанного выше морского района (где традиционно промысел вели отечественные рыбаки), отошла по Соглашению также и часть исключительной экономической зоны СССР в виде «специальных восточных районов».

В материалах законодательного органа России отражена жесткая критика этого договорного результата работы МИДа СССР (в основном, руководства МИДа, лично Министра Э.А. Шеварднадзе). Как следствие, логичным выглядел отказ в законодательном согласии на продление срока временного применения Соглашения. Примечательно, что это Постановление принято при редком единодушии различных фракций в Государственной Думе.

Nemo sine voce dixisse existimatur

Вместе с тем, некоторые из обвинений в адрес МИДа, выдвинутые в стенах отечественного парламента в связи с подписанием Соглашения 1990 г., носят не правовой характер и даже не соответствуют фактам. Среди них - приписывание лично Э. А. Шеварнадзе, в обход высшего руководства СССР, инициативы заключить Соглашение с США в его нынешнем виде, т.е. на основе линии Конвенции 1867 года. Документы свидетельствуют, что это не так. Задолго до прихода Э. А. Шеварнадзе к руководству МИДом СССР, а именно, 24 января 1977 года в МИД СССР была передана нота посольства США в Москве , в которой, в связи с установлением США 200-мильной рыболовной зоны, указывалось, что при осуществлении юрисдикции в области рыболовства правительство США «намерено уважать линию, установленную Конвенцией, подписанной 30 марта 1867 г. в Вашингтоне », и что правительство США ожидает, что правительство СССР «будет следовать аналогичной практике при осуществлении своей юрисдикции в области рыболовства» . Именно тогда у союзного МИДа была первая возможность ответить , что линия, установленная Конвенцией 1867 г., имеет иное предназначение , и предложить осуществить разграничение в Беринговом море 200-мильных районов юрисдикции США и СССР в соответствии с современным международным правом , в первую очередь, на основе принципа равного отстояния . А в Северном Ледовитом океане разграничение по равному отстоянию было не целесообразно и для США, и для Советского Союза: оба государства заинтересованы в незыблемости Конвенции 1867 г. и меридиональной (секторальной) линии, установленной этой Конвенцией. Вместо этого в ноте МИД СССР посольству США в Москве от 24 февраля 1977 года выражено согласие с предложением США : «Правительство СССР при осуществлении мер, вытекающих из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1976 г. «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР», намерено придерживаться в Северном Ледовитом океане, Чукотском и Беринговом морях той же линии конвенции от 18 (30) марта 1867 года ». Понятно, что в 1977 г . МИД СССР мог принять такое решение только по согласованию с высшим руководством страны.

Надо учесть и то, что принцип равного отстояния сам по себе не является обязательным по смыслу упоминавшихся Женевских морских конвенций 1958 г.: в них этот принцип сочетается с обязательством учитывать наличие особых обстоятельств при делимитации на море. На III Конференции ООН по морскому праву высказались мнения как в пользу подтверждения этого принципа, так и в пользу того, что равностоящая линия является не правовым принципом, а лишь одним из методов разграничения, который может быть использован только тогда, когда он ведет к справедливому решению вопросов делимитации. Статьи 74 и 83 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматривают, что делимитация исключительной экономической зоны, континентального шельфа осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда , в целях достижения справедливого решения. А Суд в ряде своих решений подчеркнул, что «метод равного отстояния » не является юридически обязательным. Поэтому разграничение по Соглашению 1990 года, произведенное с отступлением от принципа равного отстояния, не может само по себе расцениваться как нарушение норм международного права.

Не имеют оснований упреки в адрес СССР и США и в том, что по Соглашению 1990 г. ширина их исключительной экономической зоны в обозначенных сторонами «специальных районах» превысила 200 морских миль. А согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. «ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль» (ст.57) и никаких исключений не предусмотрено. Но смысл этой статьи - в том, чтобы исключительная экономическая зона не прирастала за счет открытого моря . По Соглашению 1990 г. - не прирастает: ширина исключительной экономической зоны не превышает 200 миль. Норма Конвенции 1982 г. не нарушена . Но Конвенция не запрещает прибрежным государствам договориться о признании суверенных прав и юрисдикции кого-то из них в конкретных районах исключительной экономической зоны. Договорной практике известны примеры, когда одно государство осуществляет четко обозначенные государственные функции даже в пределах государственной территории другого государства. Это - объект двусторонней договоренности суверенных государств, а не многосторонней конвенции.

Не правы и те, кто обвиняют СССР и США в том, что они разграничили по Соглашению 1990 г. районы континентального шельфа за 200 мильным расстоянием от исходных линий без всякого обращения к Комиссии по границам континентального шельфа , предусмотренной Конвенцией 1982 г. А ее статья 76 предусматривает, что «данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль… предоставляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа». Во-первых, эта статья устанавливает границу между континентальным шельфом прибрежного государства и международным районом морского дна . Последний является новым институтом в морском праве, представленным нормами об «общем наследии человечества». Это - нормы Конвенции 1982 г ., а не общего международного права . Они не применимы к отношениям с США, не являющимся участником Конвенции 1982 г. Во-вторых, и для участников Конвенции 1982 г. статья 76 (о границе между шельфом и районом «общего наследия человечества») применима лишь постольку, поскольку она «не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями» . СССР и США осуществили такую делимитацию. И в этом аспекте Конвенция 1982 г. не нарушена. В-третьих, в 1990 г. Конвенция 1982 г. еще не вступила в силу как международный договор, а ее положения о районе «общего наследия человечества» не составляли (как не составляют и в настоящее время) часть международного обычного права.

Следовательно:

  • обозначенное в 1977 г. и в 1990 г. согласие СССР и США разграничивать морские пространства по линии русско-американской конвенции 1867 г. соответствует общему международному праву;
  • решение о согласии с предложением США придерживаться для целей разграничения 200-мильных рыбоохранных районов юрисдикции , в т.ч. в Беринговом море, не линии, равноотстоящей от побережий двух соседних государств, а линии конвенции 1867 года , было принято советским руководством и оформлено МИДом СССР еще в 1977 г. В 1990 г. эта линия была уточнена и, кроме того, принята для разграничения континентального шельфа между СССР и США;
  • это решение в части Берингова моря экономически более выгодно США , чем СССР;
  • экономическая выгода, полученная в 1977 г. США в Беринговом море, отчасти «компенсировалась» совместным подтверждением двумя государствами восточной секторальной границы между зонами юрисдикции и суверенных прав СССР и США в Северном Ледовитом океане.

СУБСИДНЫЕ КОНВЕНЦИИ - особый вид союзного договора, предусматривающий, что одна из договаривающихся сторон предоставляет войска, а другая берёт на себя их содержание. Петербургские субсидные конвенции 1747 года . Заключение в 1742 году союзного договора между Россией и Англией не привело к окончательному закреплению отношений обеих держав. Франция и Пруссия стремились привлечь Россию на свою сторону, чтобы обеспечить беспрепятственный раздел австрийских владений. Англия и Голландия со своей стороны не могли допустить усиления Франции и Пруссии и расчленения Австрии. Без участия России ни та, ни другая группировка не могла рассчитывать на успех, и каждая из них добивалась союза с Россией или по крайней мере благожелательного нейтралитета с её стороны.

Внешнеполитическая позиция России в это время не выявилась ещё с достаточной определённостью. Канцлер А. П. Бестужев-Рюмин (...) отстаивал необходимость союза с Англией и Австрией, а вице-канцлер М. И. Воронцов (...) выступал за союз с Францией и Пруссией.

Между тем положение в Европе всё более обострялось. Фридрих II, не дожидаясь определения окончательной позиции России, напал в 1745 году на Саксонию. Быстрое усиление Пруссии угрожало безопасности России и вызвало беспокойство русского правительства, которое решило в начале 1746 года придвинуть войска к границам Лифляндии, чтобы в случае надобности выступить против Пруссии. В июне 1746 года был подписан Петербургский союзный договор (...) с Австрией. Вслед за тем начались русско-английские переговоры, в результате которых 12. VI 1747 года в Петербурге А. Бестужевым-Рюминым, Воронцовым и английским посланником Гиндфордом была подписана союзная субсидная конвенция. Россия обязалась выставить 30-тысячный корпус на лифляндской границе и 40-50 галер в курляндских портах, за что Англия выплачивала единовременно за текущий 1747 год 100 тыс. ф. ст. (450 тыс. руб.). В случае необходимости выступления русских войск в поход должно было быть подписано особое соглашение о дальнейшем их содержании.

В начале сентября 1747 года, одновременно с вручением ратификационной грамоты этой С. к., английский посланник сделал русскому правительству новое предложение - о предоставлении Англии и Голландии русского вспомогательного корпуса в 30 тысяч человек для ведения военных действий на Рейне или в Нидерландах, т. е. для использования его против Франции. Английское правительство подчёркивало, что субсидные конвенции, заключённая в июне, должна сохранить свою силу. Русское правительство приняло предложение при условии выполнения следующих двух требований: 1) русский вспомогательный корпус всегда должен действовать как единое целое; 2) в случае выхода из союза Англии или Голландии оставшаяся держава обязуется выплачивать субсидию полностью и в том же порядке. Английское и голландское правительства согласились на эти поправки, и 19. XI 1747 года вторая субсидная конвенция была подписана в Петербурге А. Бестужевым-Рюминым, Гиндфордом и голландским резидентом Свартом. Согласно её условиям Россия обязалась предоставить в распоряжение английского и голландского правительств 30-тысячный корпус на 2 года за ежегодную субсидию в размере 300 тыс. ф. ст. (1 350 тыс. руб.).

20. XII 1747 года по просьбе английского правительства субсидная конвенция между Россией и Англией о содержании русских войск на лифляндской границе была продлена на 1748 год. В случае необходимости использования этого русского корпуса за границей английское правительство обязалось выплачивать по 300 тыс. ф. ст. ежегодно, без зачёта 100 тыс. ф. ст., выплачиваемых за содержание его на границе. Использование Англией и Голландией русского вспомогательного корпуса в войне за австрийское наследство способствовало скорейшему заключению Аахенского мирного договора 1748 года (...).

Петербургская субсидная конвенция 1755 года . Переговоры о заключении новой англо-русской субсидной конвенции начались при активном содействии Австрии ещё в 1750 году. В 1753 году благодаря настояниям канцлера А. Бестужева-Рюмина, бывшего сторонником англо-русского союза, эти переговоры приняли более определённый характер, но завершились лишь после приезда в Петербург в июне 1755 года нового английского посла У. Уильямса. 30. IX 1755 года субсидная конвенция между Россией и Англией была подписана в Петербурге А. Бестужевым-Рюминым, М. Воронцовым и Уильямсом.

Первым пунктом субсидной конвенции восстанавливался союзный оборонительный договор 1742. Россия обязалась в течение 4 лет содержать на лифляндской границе 55-тысячный корпус и 40-50 галер. Субсидия за содержание этого корпуса определялась в 100 тыс. ф. ст. (450 тыс. руб.). В случае нападения на Англию или на кого-либо из её союзников корпус должен был немедленно быть введён в действие. В период действия корпуса Англия должна была выплачивать за него России ежегодную субсидию в 500 тыс ф. ст. (2 250 тыс. руб.).

Однако ратификация субсидной конвенции задерживалась. Русское правительство потребовало от Англии заверений в том, что корпус будет использован только против Пруссии. 9. II 1756 года благодаря настояниям Бестужева-Рюмина субсидная конвенция была ратифицирована, но одновременно английскому послу в Петербурге была вручена декларация, в которой русское правительство категорически заявляло, что русские войска могут быть использованы в войне только против Пруссии, и подчёркивало, что это явствует из самой субсидной конвенции. Твёрдая позиция русского правительства полностью разрушила планы Англии, которая, подписав 27. I 1756 года Уайтхоллский союзный договор (...) с Пруссией, рассчитывала использовать объединённые русско-прусские силы против Франции.

В начавшейся Семилетней войне Россия и Англия оказались во враждебных лагерях, хотя дипломатические отношения между ними и не были прерваны. Англия поддерживала Пруссию; Россия, выполняя союзные обязательства перед Австрией, выступила в войне на её стороне и сблизилась с Францией, присоединившись к австро-французскому Версальскому союзному договору 1756 года (...). Субсидная конвенция 1755 года практических результатов не имела. Все попытки английского правительства перетянуть Россию в ходе Семилетней войны на свою сторону потерпели неудачу.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Введение

Англо-русская конвенция 1825 года - конвенция между Россией и Великобританией о разграничении их владений в Северной Америке (в Британской Колумбии).

1. Условия соглашения

1. Устанавливалась пограничная черта, отделяющая владения Британии от русских владений на западном побережье Северной Америки, примыкающем к Аляске так, что граница проходила на всем протяжении береговой полосы, принадлежащей России, от 54° с.ш. до 60° с.ш., на расстоянии 10 миль от кромки океана, учитывая все изгибы побережья. Таким образом, линия русско-британской границы была в этом месте не прямой (как это было с линией границы Аляски и тогдашних Северо-Западных территорий), а чрезвычайно извилистой.

2. Разграничительная конвенция, наряду с территориально-пограничными вопросами, включала, как это было и в других британских международно-правовых актах с Россией, и вопросы чисто экономические:

    Определялись правила русско-английской торговли в Северной Америке.

    Устанавливались правила судоходства у русско-американского побережья, в русских территориальных водах для английских судов, получавших такие же льготы, как и русские судовладельцы.

    Определялись правила рыбных промыслов для русских и британских подданных в русских прибрежных районах Аляски и североамериканского Западного побережья, в водах русских колоний и на Алеутах.

Список литературы:

    Hrono.ru О разграничении владений России и Великобритании в Северной Америке

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Англо-русская_конвенция_(1825)