Поведение детей в храме святые отцы. Пасхальная служба в день Воскресения Христова: главные правила поведения в церкви. Сборы и вход в церковь

Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие , принятые в Церкви.

Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

1. Правила поведения в храме.

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам и все смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к .

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала , а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону . Нельзя проходить между и центральным , когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.

За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.

Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.

Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.
Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.

И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.

В одну из литургий вышел на проповедь и сказал:
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм ». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать "бесчинных воплей".

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш"). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно , а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

"Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. "Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр". К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".

В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом "матушка".

К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать "Ваше преподобие", протоиереев ~ "Ваше Высокопреподобие", епископов - "Ваше Преосвященство", архиепископов и митрополитов - "Ваше Высокопреосвященство", Патриарха - "Ваше Святейшество".

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: "И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах" (Мф, 23, 9). Но ясно, что "не называйте" имеет смысл "не поклоняйтесь", иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам "дети". Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

"Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему "папа". Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни".

"Благословите, батюшка!"

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается", как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: "Мир всем", "Благословение Господне на вас...", "Благодать Господа нашего...", осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова "благословите, батюшка" всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее - "о здравии" или "о упокоении".

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос "кого"?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет - отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов"воина", "монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".

10. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего", "озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы", "вдовицы", "беременной".

11. В заупокойных записках отметьте "новопреставленного" (усопшего в течение 40 дней по кончине), "приснопамятных" (усопших, имеющих в этот день памятные даты), "убиенных".

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению - поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать.


«Вот вы, батюшки, спрячетесь в алтаре и не знаете, как дети себя ведут в храме во время службы…» Подобные упреки я слышал много раз, конкретно этот – несколько дней назад.

Знаем, знаем, как ведут себя многие дети во время службы. Пытаемся исправить это положение, но без помощи их родителей мы ничего сделать не сможем.

…Как-то раз во время чтения Канона Андрея Критского стою и молюсь со свечой в руке на середине храма. Передо мной – фолиант церковной книги. Хор поет умилительные песнопения. В это время трехлетний малыш подходит к огромному подсвечнику, обхватывает его и начинает раскачивать. Понимаю, что скоро подсвечник упадет на ребенка. Прерываю чтение и спасаю малыша. Мама все это время была погружена в молитву и ни на что не обращала внимание. Видимо, следить за порядком во время богослужения и за всеми малышами, тоже входит в компетенцию батюшки…

Представим крайнюю ситуацию: малыш совсем «трудный». Допустим даже, что у него проблемы с нервами. И вот он в храме не может побыть спокойно и пяти минут. Бегает, кричит, все хватает, везде норовит залезть. Что делать родителям? Искушать прихожан поведением ребенка или есть какой-то иной вариант?

Я бы дал такие советы:


  • не оставлять ребенка без присмотра ни на минуту.
  • чередовать пребывание в храме с выходами на улицу...
Елизавета: Главное – добиться от своего ребенка хорошего поведения в храме, а каким образом этого достичь, зависит от темперамента ребенка. Одного ребенка достаточно попросить, от другого потребовать, но для кого-то и то, и другое будет мало действенным: на минуту угомонится и опять начнет баловаться. Хорошее, спокойное, благоговейное поведение в храме должно быть законом, но иной ребенок просто не в состоянии справиться с собой, и требовать это от него – значит, требовать невозможного. Тогда родители должны постараться так организовать недолгое, именно недолгое пребывание ребенка в храме, чтобы он не заскучал и не начал безобразничать. В такой ситуации главное – не доводить дело до конфликтов.

Бывает, родители требуют от такого ребенка спокойного поведения, а для него это невозможно. В конце концов, родители сдаются и их чадо бегает по храму или увлеченно играет со сверстниками. Такое лишенное благоговения отношение к храму и богослужению безусловно вредно.

А некоторые родители не сдаются, принуждают ребенка вести себя спокойно, и тогда он начинает вредничать, капризничать, и родителям приходится принимать какие-то меры. А что тут можно предпринять? Остаться в храме невозможно: ребенок должен знать, что тот, кто так себя ведет, отлучает себя от Бога. Но и выводить из храма, не допускать до Причастия – тоже не выход. Это возможно как исключительный вариант, но мы говорим о ситуации, которая будет повторяться из раза в раз. И кто сказал, что ребенку не покажется более приятным гулять во дворе, нежели маяться от скуки в храме?

Еще раз скажу: тут важно не доводить до конфликта, приходить на такое время, которое для малыша будет не слишком тягостным, а мама сможет придумать подходящие для храма интересные и приятные занятия.

Малыш будет расти, и такие занятия, как разговор об иконах, целование их, короткие молитвы, ставление свечей и т.д., можно будет разбавлять моментами спокойного стояния, сначала минутку-две, со временем – дольше...

Отец Константин: …можно написать записку «О здравии», получить за записку просфорку (или купить ее – в разных храмах по-разному)… Есть много способов заинтересовать ребенка в храме. Продумав это применительно к своей ситуации, к своему храму, вы можете этот благочестивый ритуал повторять каждый раз.

Елизавета: Я бы добавила: дети вообще любят ритуал. Поэтому занять их написанием записки, ставлением свечи, целованием икон легко, но я бы не советовала родителям этим увлекаться и сводить все времяпрепровождение ребенка в храме к разным обрядам. Тут есть опасность, что для ребенка богослужение, молитва свяжется исключительно с ритуалом. Как потом, когда он подрастет, мы будет призывать его молиться, а не отвлекаться на неспешное писание записок, хождение за свечками во время Литургии?

Я бы советовала такие ритуалы чередовать и даже делать акцент на более родственных молитве моментах. Например, подойти к иконе, сказать вслух несколько молитвенных слов, может быть, про какого-то святого кратко рассказать. Наблюдая за службой, объяснить, зачем вышел священник, что у него в руках. На доступном ему уровне это можно делать с ребенком где-то от одного года. А можно какое-то время службы просто вместе походить по храму.

Отец Константин: Погоди, ты говоришь о нашем огромном соборе, где помещается какое угодно количество людей и еще остается место. Да, у нас есть целый придел, в котором службы совершаются по будням. А по воскресеньям и праздникам в этом приделе обитают дети (некоторые мамы его так и называют – Детский придел). Но в реальности большинство храмов небольшие. И люди туда набиваются вплотную. Там и свечку не поставить, и к иконе не подойти. Уж тем более не погулять по храму.

Елизавета: Да, мне известна такая ситуация даже на собственном опыте. Душно, жарко. Ребенка либо нужно раздевать (и куда в таком случае девать одежду), либо стоять у двери, но от двери дует. А если ребенок захочет выйти? В общем, мучение. Но что же делать? Надо искать какие-то выходы… Приходится либо искать другой храм, где условия более подходящие для посещения с детьми, либо ходить в будние дни или в субботу, либо, что же поделаешь, сокращать до минимума время пребывания на службе.

Отец Константин: Я хочу коснуться еще одного вопроса. Во всех храмах были и будут дети, родители которых не собираются активно заниматься своими детьми. Родители приходят в храм и предоставляют ребенка самому себе. Дети собираются в стайки, сидят, беседуют, ходят по храму. Обычно они собираются в притворе или в приделе. Иногда оттуда до молящихся доносится визг или шум детской возни. Не устаю объяснять родителям-прихожанам: нельзя оставлять своего ребенка без присмотра. Если он усвоит, что во время службы можно слоняться по храму или сидя на лавочке болтать ногами и разговаривать с приятелем, у него никогда не будет благоговейного и серьезного отношения к богослужению.

Елизавета: В храме рядом с нашим домом детям разрешают брать в ларьке и смотреть книги. И во время богослужения можно наблюдать такую курьезную картину. Дети сидят на чем только можно (скамьях, сундуках, катафалках) недалеко от ларька и читают книги; самые маленькие рассматривают картинки, старшие погрузились в интересный сюжет. А книги в этом храме продаются, и правда, очень хорошие. Начинается Евхаристический канон, все дети, не отрываясь от чтения, встают, – сразу видно: выросли в храме. Прямо-таки юмористическая зарисовка для какого-нибудь православного журнала. Лучше уж, чтоб дети пришли к самому Причастию, нежели так.

Правила поведения в обществе описывает светский этикет. Деятельность сообществ, порядок проведения обрядов и служб, взаимодействие прихожан и священнослужителей регламентирует церковный этикет.

Отправляясь в православный храм, познакомьтесь с правилами поведения. Не бойтесь делать ошибки, а осознав свои промахи, не стоит их стыдиться. Люди приходят в церковь не для демонстрации своих умений или за оценкой ближних, а для молитвы, общения с Господом и участия в Таинствах. Не обижайтесь, если вас поправят или сделают замечание – со временем вы поймете, какие существуют правила в церкви, и как следует себя вести.

Как одеваться для посещения храма

Придя в церковь, остановитесь перед входом, трижды перекреститесь и осознайте, куда и зачем вы пришли. Войдите в святой храм благоговейно, с духовной радостью. Одежда должна быть аккуратной и скромной. Она может быть и яркой, и спортивной, и даже не идеально чистой. Намного важнее, чтобы в душе не было грязи. По правилам, не следует приходить в храм в пляжной и вульгарной одежде. Если вы заранее планируете посещение церкви, наденьте удобную обувь, чтобы смогли простоять службу, которая длится 2-3 часа.

Как одеваться в церковь женщине

В православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. По правилам, это должен быть платок – не шапка, панамка или капюшон куртки. Соблюдая правила церковного этикета, для посещения храма нужно выбрать скромную одежду. Не стоит надевать короткие юбки, шорты, платья без рукавов, майки, кофточки с декольте, брюки. Одежда не должна быть яркой, богато украшенной, прозрачной. Также лишними считаются косметика и драгоценности, не желательно сильно душиться.

Для женщин, которые собираются на службу, соблюдение перечисленных правил является обязательным. Если вы зашли в храм по пути, помолиться и поставить свечку, допускаются послабления в одежде, но не забудьте стереть губную помаду – нельзя целовать иконы накрашенными губами. Иногда бывает так, что заехать домой перед службой и переодеть брюки нет времени. Для такой ситуации можно купить длинную юбку и в церкви надевать ее поверх брюк.

Правила для мужчин

Правила для мужчин так же предполагают скромное поведение, в церкви не следует разговаривать, если нужно что-то спросить, то делают это шепотом. Если встретились знакомые мужчины, они здороваются поклоном или кивком головы – в стенах храма рукопожатия не приняты.

По правилам, перед входом в церковь мужчина сначала должен снять головной убор и только после этого трижды перекреститься.

Внешний вид должен быть опрятным, нельзя приходить в храм в шортах и майках. Тем более, недопустимо находиться в церкви в нетрезвом виде.

Правила поведения во время богослужения

  • Приходить на Богослужение следует за 15-20 минут до начала, чтобы поставить свечи, постоять у икон.
  • Церковный этикет не приветствует хождение по храму во время Богослужения, так как это отвлекает прихожан и нарушает общую молитву.
  • По правилам, во время Богослужения в православном храме прихожане должны стоять, сидеть позволено тем, кто не может стоять из-за старости и болезни.
  • При открытых Царских вратах никому не дозволено сидеть, даже больным и немощным.
  • В церкви нельзя вести себя шумно, смеяться, громко разговаривать.
  • Соблюдайте принятые правила — не забудьте выключить .
  • Без серьезной причины не следует уходить из церкви до окончания Богослужения.
  • Зайдя под своды храма, следует трижды перекреститься с поясным поклоном.
  • После этого, по правилам, нужно подойти к главной иконе, расположенной напротив Царских врат — ведущих к алтарю двустворчатых дверей. Стоя перед ней, надлежит дважды перекреститься, поцеловать угол иконы и еще раз перекреститься.
  • Во время службы религиозные правила предписывают стоять на одном месте, не озираться по сторонам, молиться тихо и благоговейно.
  • Недопустимо находиться спиной к алтарю.
  • Находясь внутри, смотрите, как ведут себя прихожане и повторяйте за ними. Это позволит быстрее освоиться.
  • За время службы священнослужитель несколько раз проходит по храму с кадилом, окуривая прихожан. По правилам поведения в церкви во время каждения принято расступаться, и, повернувшись к нему лицом, кланяться.
  • Перед иконами в церкви надлежит стоять смиренно, молитвы произносить про себя.
  • Свечку зажигают от горящих свечей. Перед образами святых стоят большие круглые подсвечники – если вы хотите поставить свечу кому-то конкретно, то, по правилам, она ставится в подсвечник у его образа.
  • В центре храма, напротив алтаря, стоят два круглых подсвечника – сюда ставят свечи за здравие. Свечи ставятся на квадратный подсвечник, расположенный под малым распятием.

По православным правилам крестное знамение совершается тремя пальцами в следующем порядке: ко лбу – освящая ум, к животу – освящая внутренние чувства, к правому и левому плечу – освящая телесную силу. Потом нужно опустить руку и поклониться.

По церковным правилам нельзя делать крестное знамение одновременно с поклоном. Во время поста положено делать земные поклоны, в остальное время – в пояс. Православный этикет предписывает креститься (совершать крестное знамение) в церкви без перчаток.

По правилам, креститься нужно в следующих случаях:

  • при входе в церковь;
  • прикладываясь к кресту;
  • в начале и в конце молитвы;
  • перед иконой;
  • в ходе богослужения;
  • при выходе из церкви.

Особые случаи

По правилам поведения, на территории церкви запрещается курить, мусорить, плевать на землю, шуметь, а также выгуливать домашних животных. Если вы хотите сделать фотографии, нужно попросить разрешения. Приводя в храм детей, взрослым надлежит следить за их поведением, не позволять бегать, шуметь, громко смеяться. Если ребенок начал плакать и капризничать, это будет мешать прихожанам молиться. Поэтому правила рекомендуют вывести ребенка на улицу и там его успокоить. В церкви не принято бурно проявлять эмоции во время молитвы, следует вести себя сдержанно.

Причастие

Евхаристия (причастие) — это главное таинство христианства, во время которого хлеб и вино освящаются и подаются как Плоть и Кровь Господа. Через причащение в церкви православный человек соединяется с Богом. По правилам, причащаться надлежит 1 раз в месяц, если нет возможности, то 4 раза в год. Перед причастием следует поститься (1-3-7 дней), читать определенные молитвы, посетить вечернюю службу в церкви, исповедоваться. Готовиться к обряду необходимо осознанно — очистить свою душу от гнева, зависти, помириться с людьми. По правилам, причастие совершается утром, во время Божественной Литургии.

К Чаше подходят по очереди, сложив руки на груди в виде креста, правая рука сверху. По правилам, сначала взрослые с младенцами, затем дети, потом все остальные. Перед Чашей нужно назвать свое имя и открыть рот. Священник вложит в рот лжицу с частью Крови и Тела – ее следует хорошо облизать. После этого надлежит поцеловать край Чаши, взять «запивку» (вода с вином и просфора). Пройдя обряд, по православным правилам нужно остаться до конца службы.

Крестины

Принятие христианской веры происходит через обряд крещения. По религиозным правилам, совершить таинство Крещения, которое приравнивается к духовному рождению, можно только один раз. Провести церемонию крещения (крестин) можно в любом возрасте, младенцев крестят с сорокового дня жизни – к этому дню матери разрешается переступить порог церкви. Если ребенок родился слабым, крестить можно сразу после рождения.

Церемония крещения младенца совершается его крестными родителями, которые берут на себя обязанность воспитать крестника в соответствии с православными правилами. Во время крестин священник производит троекратное погружение тела в воду, призывая в свидетели Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух. Согласно правилам, родители отвечают за своего ребенка перед «миром», а воспреемники (крестные родители) — перед Богом.

Праздники

Церковные праздники формировались постепенно, в их основе лежат события Священного Писания и жития православных святых. Есть 12 праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы – Пасха, Рождество Христово и Пресвятой Богородицы, крещенские праздники, Вознесение Господне и др.

Особое место среди православных традиций занимает родительский день – Радоница, который приходится на девятые сутки от Пасхи. В этот день поминают усопших родственников. По православным правилам в Родительскую субботу нужно посетить богослужение и кладбище.

Взаимодействие со священнослужителями

Церковный этикет предписывает обращаться к священнослужителям только на «вы», используя имя на церковнославянском языке. Например, отец Иоанн. Во время посещения церкви и при общении со священниками принято брать благословение, говоря при этом: «Благословите, батюшка». По православным правилам креститься при этом нельзя – нужно сложить ладони, правую сверху, и подойти к святому отцу, чтобы получить благословение священника. Он совершит над человеком Крестное знамение, произнесет «Бог благословит» и накроет его ладони своей правой рукой.

После получения благословения по правилам следует поцеловать правую руку священнослужителя в знак почтения не к его личности, а к Богу, который наделил его священным саном. Некоторые батюшки обходятся без лобзания руки – они крестят склоненную голову прихожанина и кладут на нее ладонь.

Пребывая в церкви, со священником можно обсуждать приходские дела. По правилам поведения в православном храме духовные вопросы надлежит обсуждать только на исповеди.

Церковный этикет — Запреты

Церковный этикет не только рассказывает, как правильно себя вести в храме, но и содержит ряд запретов, которые необходимо соблюдать:

  • недопустимо приходить в церковь после употребления алкоголя;
  • нельзя посещать службу в пляжной и вульгарной одежде;
  • следует выключать мобильный телефон;
  • нельзя целовать святыни храма накрашенными губами;
  • запрещено принимать пищу, громко разговаривать, смеяться;
  • нельзя мешать прихожанам.


Выход из церкви

По правилам, перед выходом из церкви нужно повернуться лицом к алтарю и трижды перекреститься с поясным поклоном. Выйдя на территорию, нужно повернуться лицом к входу и еще раз перекреститься.

Каждый верующий человек должен придерживаться предписаний церковного этикета: не нарушать заповедей, молиться, регулярно посещать храм, причащаться, исповедоваться, соблюдать посты. Такие важные события в жизни православного человека, как крещение, венчание, похороны проходят по церковным правилам.