Введение полюдья на руси. Полюдье в древней руси - это вид налога Сбор полюдья

Люди, сталкивающиеся с историей возникновения государства у восточных славян, непременно встречали понятие «полюдье». Действительно, на раннем этапе существования страны этот процесс можно охарактеризовать как сбор налогов.

Формирование признаков государственности на Руси

Итак, что такое полюдье? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. В конце восьмого века на территории расселения складываются мощные межплеменные союзы, которые соперничали между собой за главенство. Наибольшее влияние и могущество приобрел племенной союз полян. Они постепенно подчинили себе большинство славян. Появились и первые признаки нарождающегося государства, как то: единый вождь, суд, законы, армия и, конечно, важнейший компонент этой системы - налоги. Вот что такое полюдье. Это - способ сбора налога с окружающих племен в пользу великого князя. Такая система была распространена во всех европейских странах на заре их появления, просто называлась по-разному в зависимости от национальных нюансов, но суть была одной у всех - это пополнение казны.

Система налогообложения у восточных славян

Русь не была в этом исключением. Дань, выраженная в обязательных налогах, была неотъемлемой частью государственного устройства. Однако князь, в свою очередь, также брал на себя определенные обязательства, в частности, он должен был охранять покой и мирную жизнь своих подданных от иноземных посягательств, защищать личность каждого человека, а на это все требовались значительные суммы денег. Что такое полюдье для жителя древней Руси? То же, что для современного населения нашей страны подоходный налог, с разницей лишь в способе отъема материальных ресурсов. Когда поляне освободили от хазар ряд то они обложили их обязательными выплатами в свою пользу. Но теперь, в отличие от хазарской дани, население могло вносить ее не только деньгами, но и продуктами, изделиями ремесленников.

«Подводные камни» полюдья

Таким образом налаживался необходимый для молодого государства приток необходимых финансово-денежных ресурсов. Эта система была далека от совершенства, тем не менее сохранялась в течение длительного периода. Поздней осенью великий князь вместе со своей дружиной начинал объезжать все свои владения, чтобы собрать положенные ему и его свите выплаты. «Ходить по людям» - вот что такое полюдье, определение очень точное, ведь во время этого путешествия князь останавливался в крупных населенных пунктах, в небольших поселениях. Так продолжалось до тех пор, пока все земли, принадлежащие киевскому князю, не были посещены им. При этом, помимо собственно выплат, население должно было содержать правителя и его свиту на протяжении всего времени их пребывания в той или иной местности. Разного рода несправедливость царила при сборе дани, а главной ее причиной было фактическое отсутствие фиксированной суммы налога.

Трагедия великого князя Игоря или неуемная жадность?

Именно это послужило причиной гибели Во время очередного полюдья он, взяв дань у племени древлян и поделив ее с дружиной, посчитал налог недостаточным. Тогда совместным решением князя и его воинов было решено вернуться за повторной данью. Они вновь приехали в земли древлян и потребовали заплатить еще раз. Конечно, это возмутило людей, и они просто перебили дружину вместе с князем. Так отсутствие порядка взимания налогов послужило причиной гибели Игоря. Смерть великого князя поставила государство на грань распада, однако жена Игоря, Ольга, оказалась очень умной и дальновидной женщиной. Она понимала, что этот способ налогообложения нужно изменить, и в первую очередь установить точную цифру необходимых платежей. Быстрыми и решительными шагами она усмирила взволновавшиеся племена и восстановила единство Руси.

Реформа взимания дани княгини Ольги

Затем Ольга приступила к первому серьезному реформированию системы сбора налогов с момента ее появления. Первым ее действием стало установление твердой суммы дани. Это в будущем позволит избежать многих злоупотреблений, и, как следствие, сделать этот процесс более законным. Кроме того, она понимала, что такое полюдье - это большая опасность для самого правителя, и поэтому решила, чтобы все собранные ресурсы свозились в определенное место, указанное из Киева. Такие места назывались погосты, именно туда свозили все собранные налоги разные племена, а затем уже оттуда их забирали представители княжеской власти. Таким образом одновременно и упростила систему налогообложения, и сделала ее более безопасной для самих сборщиков. Эта реформа позволила государству стать еще более консолидированным, все распри по поводу несправедливости дани постепенно уходят в прошлое.

Киевская Русь сделала важный шаг в своем дальнейшем развитии. Былая схема «данник-господин» уходила в прошлое. Вот что такое полюдье по истории России. Уход такой налоговой системы свидетельствует о прогрессе феодальных отношений внутри древнерусского общества, а реформы Ольги были велением времени, которые она очень точно уловила и не позволила государству разделиться на отдельные враждующие части.

Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава Цветков Сергей Эдуардович

Полюдье и дань

Полюдье и дань

Для упорядочения отношений с зависимым населением Русской земли в распоряжении князя находились два инструмента: дань и полюдье, при помощи которых «словене» и «языки» подразделялись на людей и смердов.

В исторической литературе широко распространено мнение, что полюдье было «способом сбора дани». Между тем это были различные институты родоплеменного общества, путать которые непозволительно. Основой даннической зависимости была «своеобразная собственность на племенной коллектив». Данью облагались чужаки, соседи (этнос, племя, союз племен), которые иногда становились данниками добровольно, но чаще бывали принуждены к этому при помощи военной силы. Таким образом, отношения даннической зависимости сосредоточивались всецело в области межэтнических и межплеменных отношений, где дань выступала эквивалентом военной добычи или «выкупа за несостоявшийся поход». Господствующий этнос (племя) вовлекал данников в орбиту своего внешнеполитического влияния, рассматривая их как «колониальный в сущности элемент».

Социально-политический характер полюдья был существенно иным. Оно возникло и развивалось вне всякой связи с военно-политическим насилием, и в основе его - по крайней мере с формальной стороны - лежали «отношения сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения». Полюдье было важнейшей и наиболее древней формой общения рядовых членов племени со своим правителем во время объезда последним племенной территории. В ходе этого путешествия, совершавшегося по кругу (обыкновенно посолонь), вождь чинил суд и расправу и принимал вознаграждение от людей, свободного и полноправного населения, за исполнение им общественно-полезных функций. Содержание («кормление») вождя и его двора, передача ему почетных и богатых даров были добровольной обязанностью его соплеменников, актом благодарности со стороны общины в целом и каждого ее члена в отдельности. Эта патриархальная сущность полюдья хорошо выразилась в польском языке, где поборы, взимаемые князем во время полюдья, назывались «гощеньем».

Кроме того, практика полюдья и данничества содержала сильно выраженный мистический элемент. Материальная сторона данничества зачастую отступала на задний план перед сакральной, ибо в основе стремления к накоплению богатств лежали религиозно-этические побуждения. Так же обстояло дело и с политическими отношениями господства-подчинения, которые были окутаны языческой мистикой власти. Сопричастность человека с принадлежавшими ему предметами - одеждой, украшениями, оружием, скотом и т. д. - была настолько интимной, что все они мыслились неотъемлемой частью самого человека, как в его настоящей жизни, так и в будущей. Насильственное их изъятие или добровольная отдача в качестве дани поражали личность в самых глубинных, сокровенных ее правах, ставя ее в сакральную зависимость от того, кто завладевал этими предметами и тем самым приобретал власть над самой личностью. Сам факт выплаты дани был важнее ее размера, «тяжести». Поэтому данничество, хотя оно, как правило, не предполагало существенного ограничения экономической, гражданской и личной свободы, все же приравнивалось к «рабскому» состоянию. Но это «рабство» было скорее мистического, чем социально-юридического свойства: человеком владели через принадлежавшую ему вещь.

Религиозная сторона полюдья была связана с сакральной ролью вождя, наделенного жреческими функциями. Совершая круговой объезд страны, он прилюдно исполнял религиозные ритуалы и обряды, которые были призваны обеспечить процветание и благосостояние соплеменников.

В Русской земле дань платили смерды. Этимология этого слова не вполне ясна. Филологи сближают его как с индоевропейским mard - человек, так и с праславянским smord - смрад (отсюда «смердеть»). В древнерусских памятниках «смерд» крепко связан с погостом как административно-фискальной единицей («...а кто смерд - а тот потягнеть в свой погост», грамота 1270 г.), то есть с различного рода повинностями и прежде всего с данью; иногда слово имеет пренебрежительный оттенок и употребляется как бранное прозвище. По справедливому замечанию Б.А. Тимощука, «термин „смерды" не мог сложиться в свободной общине». Данные сравнительного языкознания показывают, что славянский социальный термин смерд в период Средневековья сохранялся только на Руси и в славянском Поморье. Отсюда можно заключить, что это был древнейший вендский термин для обозначения подчиненного населения, данников, занесенный на восточнославянскую почву русами и «варяжскими» колонистами. В Повести временных лет встречается употребление слова «смерды» в этом старом значении: «подданные», «дающие дань». В 1071 г. Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича, отправился за данью на Белоозеро. Здесь он встретил ведомую волхвами толпу мятежных белозерцев. Осведомившись у них, «чья еста смерды», и получив ответ, что «Святослава», Ян потребовал выдачи волхвов, «яко смерда есть моя и моего князя».

В X в. смердами в таком смысле слова были преимущественно финские и балтские племена, жители древнерусского пограничья. Летописец Переславля-Суздальского называет окрестных финнов исконными русскими данниками. Показательно, что «смердья» топонимика почти отсутствует в Среднем Поднепровье и, наоборот, обильно отложилась в тех восточнославянских землях, где славяне соседствовали с «языками». Среди восточнославянских племен смердами в Русской земле князя Игоря, по всей видимости, считались угличи, «примученные» под дань в 930-х гг., и радимичи, которые, по словам летописца конца XI - начала XII в., «платять дань Руси и повоз везуть и до сего дни». К смердам князя Игоря принадлежали также крымские готы/«древляне».

Со второй половины X в. смердами стали также называться рабы-инородцы, посаженные на землю в княжьих селах. С этим значением термин «смерд» вошел в Русскую Правду.

Сбор дани осуществлялся в погостах, где размещались на постоянной основе или куда приезжали на время дружинные отряды. Это могли быть крупные поселения, вроде Гнездова в земле смоленских кривичей, Шестовиц и Седнева на Черниговщине, Михайловского центра и Тимерева в Ярославском Поволжье. Но были и такие крохотные погосты, как упоминавшаяся Векшенга, построенные, чтобы брать с местных жителей каких-нибудь «2 сорочка 80 шкурок» (новгородская грамота 1137 г.). Князь, разумеется, никогда не наведывался в эту дыру. Сама же летопись ясно указывает на то, что сбор дани поручался ближним людям князя: «В се же время [в 1071 г.] приключися прити [к белозерцам] от Святослава дань емлющи Яневи, сыну Вышатину...» Видимо, летописное сообщение о том, что Игорь «вдасть» Свенгельду «древлянскую» и угличскую дани, следует понимать в том же смысле: князь передал воеводе право на сбор дани в землях угличей и крымских готов. Саги утверждают, что Сигурд Эйрикссон, поступивший на службу к князю Владимиру Святославичу, от его имени собирал дани в Эстонии.

Княжой сборщик дани должен был управиться со своей работой за определенный срок, в течение которого данники обеспечивали его и прибывшую с ним дружину всем необходимым, «колико черево возметь». Прокормить эту прожорливую ораву было нелегко, недаром тот же Ян Вышатич пригрозил белозерцам, что просидит у них весь год («не иду от вас за лето»), если они не выдадут скрывавшихся от его преследования мятежных волхвов. Угроза подействовала безотказно: белозерцы тут же повязали смутьянов.

Часть дани поступала в Киев повозом, то есть ее привозили сами подвластные племена.

Единственный раз мы видим князя отправляющимся за данью только в случае с Игорем, захотевшим «примыслити большую дань» на «древлянах». Но его поход в «Деревьскую землю» выглядит явным нарушением договора о «подданстве».

Размеры выплат были строго определены и, вероятно, оставались неизменными в течение десятилетий. Дань выплачивалась в основном натурой, изделиями лесных промыслов: пушниной, воском, медом, - но не исключено, что племена-данники, причастные к торговле на Балтийско-Волжском пути, делились с русами арабскими дирхемами (один куний мех приравнивался тогда к двум с половиной дирхемам).

Классическое описание полюдья в Русской земле середины X в. принадлежит Константину Багрянородному: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется „кружением", а именно - в Славинии [племенные земли] вервианов [древлян днепровского правобережья], другувитов [дреговичей], кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами [союзниками] росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав».

Таким образом, подчеркнем еще раз, киевский князь отправлялся в полюдье не за данью. Простой здравый смысл подсказывает, что князь физически не мог за пять-шесть месяцев (с ноября до начала апреля) собрать, учесть и переправить в Киев огромное количество разнообразной снеди и «рухляди» со столь обширной территории. Ведь, по приблизительным подсчетам, князь с дружиной за время своего «кружения» должны были описать дугу длиной около полутора тысяч километров. К тому же со стороны князя было бы крайне неблагоразумно связывать поступление дани со своим личным присутствием среди данников, тогда как болезнь, внутренние и внешние неурядицы и множество других непредвиденных обстоятельств могли помешать ему посетить какое-нибудь из подвластных племен. Да и славянские племена в продолжение зимы были заняты отнюдь не сдачей дани князю - по свидетельству Константина Багрянородного, они рубили лес и делали лодки, которые весной сплавляли в Киев. Стало быть, отправляясь в полюдье, князь мог иметь в виду разве что проверить деятельность дружинных погостов, взыскать недоимки или произвести какой-нибудь внеочередной побор.

Основной материальный, потребительский интерес полюдья заключался в том, что весь осенне-зимний сезон князь и его дружина жили на чужой счет, побирались, получая корма от своих «пактиотов». В этом свидетельство Константина полностью совпадает с показаниями арабских авторов. По словам Ибн Русте, русы «питаются лишь тем, что привозят из земли славян». Гардизи пишет: «Всегда 100-200 из них [русов] ходят к славянам и насильно берут у них на свое содержание, пока там находятся».

Подарки «людей» князю, в отличие от натуральных даннических выплат, состояли из изделий ремесленного производства. Согласно показанию Ибн Русте, «царь славян» ежегодно объезжает своих подданных, «и если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, то дает по одному из платьев жены или рабыни в год».

Итак, полюдье и дань устанавливали внутри зависимого от Киева населения Русской земли довольно четкую политическую градацию. Часть его («языки», угличи, радимичи) была связана с Киевом только внешним образом, посредством унизительной даннической зависимости; в остальном это «племя смердье» было предоставлено самому себе. Большинство же «примученных» русами восточнославянских племен в ходе исторического развития Русской земли перестало платить дань киевскому князю. Отныне их зависимость от князя выражалась в обязанности «вознаграждения» его за общественную службу.

По-видимому, замену дани полюдьем можно рассматривать как свидетельство глубокого упадка «своих княжений» (племенных властей) у славян. Местные племенные «князья» северян, древлян, дреговичей, кривичей окончательно отказались от всяких претензий на объединяющее значение их власти в пределах племенной земли; они уступили киевскому князю свои функции военных сторожей, судей, устроителей «земляной правды», а вместе с этими функциями отдали ему и древнее право «гощения» у своих соплеменников. Конечно, полюдье Игоря во «внешней Росии» было лишено того патриархально-идиллического характера, каким оно отличалось в Среднем Поднепровье, где киевский династ «от рода русского» воспринимался здешними «людьми земли Русской» в качестве их «природного» правителя. В отношениях князя со словенами не было того политического равновесия и той взаимообусловленности положений, какими отличались его отношения с «кыянами». Грабительская сущность зимних наездов киевского князя в восточнославянские «Славинии» и «земли» напрасно рядилась в привычные родоплеменные покровы. Для восточнославянских племен «великий князь русский» оставался незваным гостем, пришлецом, «находником», столовавшимся у них по праву сильного (сообщение Гардизи). Ярко выраженный элемент насилия способствовал постепенному перерождению полюдья: из социально-политического и религиозного института родоплеменного общества оно превращалось в первую форму зарождавшегося государственного механизма. Хотя ритуально-обрядовая оболочка полюдья оставалась нетронутой, но в этих старых мехах пенилось новое вино. Полюдье «теряло архаическое религиозное содержание за счет расширения экономических, социальных, политических и тому подобных начал, относящихся не столько к сфере сверхчувственного, сколько к прозе реальных земных дел. Оставаясь средством общения князя с населением, а также способом властвования, полюдье вместе с тем превращалось в княжеский сбор, приближающийся к налогу». Объезд подвластных племен терял черты внешнеполитической акции и становился делом внутреннего управления. Отношения этнического господства-подчинения мало-помалу окрашивались в тона социальной эксплуатации, племенной термин русь приобретал также сословное значение («вся русь», то есть княжеская дружина), князь из завоевателя превращался в правителя, на котором в конце концов замыкались все токи и связи общественной жизни. Благодаря всему этому бывшие восточнославянские данники Киева переходили из разряда смердов, окольных племен, окружавших этнически и территориально обособленную общину полян/руси, в разряд людей Русской земли, непосредственно вовлеченных - пускай и насильственным образом - в исторический процесс образования древнерусской народности и древнерусского государства.

Из книги Рождение Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Полюдье Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Для нас чрезвычайно важно установление существования полюдья на уровне одного союза племен, то есть на более низкой ступени развития, чем "союз союзов" – Русь. Для племенного союза вятичей мы

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

Музыкальная дань Наполеону Так что же оставил Наполеон потомкам? Налицо, конечно, тенденция сравнивать с ним любого французского аристократа (а их немало). До сих пор живы и его законы, которые по-прежнему формируют французское мышление. И разумеется, тут как тут

автора

Хазарская дань (IX век) Иными словами, первые русские города владели огромными окрестными территориями, с которых собирали дань. Конечно, не стоит представлять себе первые города как каменные крепости с высокими стенами. Первоначально это были обнесенные частоколом

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Полюдье «Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья) выходят со всеми росами (со всей русью, то есть с дружиной) из Киава и отправляются в полюдия, что именуется „кружением“, а именно – в Славинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, севериев

автора

Из книги Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Хазарская дань «Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарин. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период

Из книги Властелины моря автора Хейл Джон Р.

Введение Впервые афинский флот вошел-вплыл в мое сознание одним зимним днем 1969 года, когда я столкнулся в Нью-Хейвене, на Колледж-стрит, с Доналдом Кэгеном. В заснеженном студенческом городке Йеля его фигуру боксера с походкой моряка легко было узнать еще издали. Я знал

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ В начале XIV века Сарай был действительным политическим центром Золотой Орды. Власть ханов была еще крепка, и это для большинства населения Золотой Орды было несомненным благом. Процветала торговля, мирное население могло спокойно работать, не опасаясь

Из книги Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение автора Бичурин Никита Яковлевич

VI. Дань и поздравительный адресъ При сношеніяхъ Европейскихъ державъ съ китайскимъ Дворомъ, открывшихся за 200 предъ симъ л?тъ, встр?тились два обстоятельства, которыя до сего времени полагаютъ неотвратимое препятствіе къ политическому сближенію Европы съ Китаемъ. Эти

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Дань Часто, не меньше одного раза в год, татары присылали своих послов собирать с русских дань.Послы (баскаки) ходили по дворам и брали все, что плохо лежало, ничем не брезгая.Увидят веревочку, и веревочку берут; увидят хорошо или даже плохо выпеченный хлеб – и сейчас в

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

ДАНЬ МОНГОЛАМ Монголо-татары провели на Руси в 1257 году перепись населения с целью упорядочить обложение населения данью. Перепись не затрагивала русскую, а точнее византийскую православную церковь. Византия была в дружеских отношениях с Ордой, а православная

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Полюдье Вот как рассказывает о полюдье трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей».«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья) выходят со всеми росами из

Из книги СССР: от разрухи к мировой державе. Советский прорыв автора Боффа Джузеппе

Дань села По крайней мере по одному пункту коллективизация все же изменила экономическое положение страны. В производстве сельскохозяйственной продукции, даже не обнаружившем роста, принимало участие теперь меньше работников, а объем продукции, предназначенной для

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Опять дань? В последующие после разгрома и подчинения Пскова двенадцать лет Василий III Иванович был полностью поглощен проблемами внешнеполитическими. Решал он их по-отцовски не спеша, осторожно, стараясь лишний раз не воевать, отстаивая всеми возможными способами

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Дань Пушкину Плыли как-то на одном корабле к берегам Кавказа генерал Раевский-младший, друг Пушкина, молодой Айвазовский и Лев Сергеевич Пушкин… И почему бы не домыслить к этому факту такое, вполне возможное: Левушка Пушкин тут же на шканцах под открытым и ясным небом

Все, кто изучают историю восточных славян, сталкивались с термином "полюдье". Что же это такое? И как можно охарактеризовать данный процесс? Читайте об этом в нашей статье.

Признаки ранней государственности

Как вы думаете, полюдье в Древней Руси - это что? Начнем разбираться с этим вопросом вместе. В восьмом веке на земле, занимаемой племенами восточных славян, уже образовались сильные межплеменные союзы. Они долгое время соперничали друг с другом за главенство. Как показала история, серьезное влияние на другие племена оказал союз полян. С годами они подчинили большую часть славян.

Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося государства:

  • единый вождь;
  • закон;
  • войско;
  • система сбора налогов.

А мы с вами переходим к обвыяснению того, каково определение полюдья. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя. Подобная система распространялась по всем европейским государствам в период их зарождения, но в силу национальных интересов имела разные названия. Однако суть их оставалась одной и той же - пополнение казны князя. Теперь вы знаете значение слова "полюдье".

Система налогов русских (восточных) славян

Как вы догадались, на Руси налоги тоже собирали. В принципе поборы, которые выражались в обязательных сборах, были частью устройства государственной системы. Ввиду того что князь собирал с людей золото, он перед ними нес определенные обязательства. Одно из них заключалось в том, что он должен был обеспечить мирную жизнь и покой для своих подданных. Иными словами, он должен был защищать свои племена от иноземных захватчиков. На протекцию каждого русича требовались средства.

Значит, для славянина полюдье в Древней Руси - это откуп или все-таки налог? Современным аналогом полюдья служит подоходный налог. Их разница заключается лишь в объеме и ресурсах. Например, однажды поляне отбили у хазар несколько славянских племен. За это они обложили их сборами в свою пользу. Однако эти поборы отличались гуманностью. Теперь славяне могли вносить плату не только золотом, а продуктами питания и самыми разнообразными изделиями ремесленников. Вот вам еще одно определение полюдья.

Скрытая опасность

Идет время. Крестьяне выращивают зерновые культуры и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена между собой торгуют. Дружина охраняет границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казна пополняется, а государство укрепляется. Однако система полюдья далека от совершенства, но она применялась ещё долгое время.

В осенний период князь вместе с дружиной начинал сбор дани. Полюдье в Древней Руси - это буквально означает ходить по людям, то есть ходить по дворам и собирать налог. Князь ходил до тех пор, пока не объедет все свои владения. Это было еще одно значение слова "полюдье".

Народ, помимо этой дани, платил ещё некоторую сумму для того, чтобы князь мог содержать дружину. Несправедливость царила повсюду, а всё потому, что отсутствовала конкретная сумма налога.

Жадность Игоря сгубила

Как оказалось, полюдье в Древней Руси - это не только налог, но и причина гибели одного из князей. В одном из таких походов князь Игорь поделил полюдье древлян с дружиной и посчитал, что налог оказался недостаточным. Вместе они решили, что нужно взять с них выплату ещё раз. Дружина вновь вторглась на территорию древлян и потребовала повторной выплаты! Естественно, древляне были возмущены. Итогом повторного побора стало убийство дружины и самого князя.

Смерть князя грозила распадом государства. Но его мудрая и дальновидная супруга - княгиня Ольга - быстро осознала, что это серьезный повод изменить систему налогообложения. Так она решила установить точную сумму для платежей. Ольга быстрыми и решительными мерами успокоила взволнованные племена, а также восстановила единство среди племен на Руси.

Реформа княжны

Итак, как уже было сказано выше, Ольга приступила к реформированию системы налогосбора. Первое, что она сделала, - это установила точную сумму. Как показала практика, данная мера позволила избежать злоупотреблений, а процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что хождение по людям - это опасность для будущего великого князя, поэтому очередным указом было утверждено решение, что ресурсы будут свозиться в определенное место, указанное из столицы. Так появилось явление погоста на Руси. Оттуда собранные средства переходили в руки представителей княжеской власти. Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для сборщиков.

Таким образом, реформы княжны еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, а споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.

Другими словами, полюдье - это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как реформы княжны Ольги были введены вовремя. Эти меры не позволили развалиться молодому государству на отдельные враждующие племена.

О полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла на торговлю с иностранными государствами. На них закупались дорогое оружие, заморские ткани, вина.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Из летописей известно, что князь Игорь был убит непокорными древлянами во время его поездки в соподчиненные земли. Древляне не участвовали в походах князя Игоря на Византию, и поэтому князь по требованию своих дружинников, недовольных содержанием, отправился к древлянам. Он увеличил размер дани с каждого «дыма». Дружинники бесчинствовали, грабили жителей, творили насилие. Наконец, дружина, подобно пиявке, насосавшейся крови, решила уйти домой. Но на пути князь решил вернуться. Ему показалось, что его доля чрезвычайно мала. Он взял малую часть своей дружины и вернулся к древлянам. Не выдержав подобной наглости от князя, и без того обобравшего людей до нитки, жители собрались на совет со своим князем Малом, и решили убить Игоря, воспользовавшись малочисленностью его войска.

1) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях с XII в. фиксированная денежная повинность.

2) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани, позже сама дань неопределенных размеров.

3) Полюдье - - система сбора дани с восточнославянских племен, использовавшаяся в X в. первыми князьями Киева. Дань собирали княжеские чиновники (тиуны) в специально отведенных для этого местах (погостах), где ее получали князья, совершая во главе своей дружины объезд подвластных им земель.

4) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже - сама дань неопределенных размеров.

5) Полюдье - - в Киевской Руси объезд князем подвластных земель для сбора дани; в X-XII вв. - фиксированная феодальная рента.

6) Полюдье - - сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял (IX - перв. пол. XII вв.). Размер дани первоначально не был фиксированным, что привело к столкновению князя Игоря с древлянами (945). Княгиня Ольга установила точный размер дани (" уроки ") и места ее сбора (" погосты "). В ходе полюдья князь выступал как военный предводитель, адресат дани, верховный судья и законодатель.

7) Полюдье - – в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты. С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Полюдье

В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях с XII в. фиксированная денежная повинность.

В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани, позже сама дань неопределенных размеров.

Система сбора дани с восточнославянских племен, использовавшаяся в X в. первыми князьями Киева. Дань собирали княжеские чиновники (тиуны) в специально отведенных для этого местах (погостах), где ее получали князья, совершая во главе своей дружины объезд подвластных им земель.

В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже - сама дань неопределенных размеров.

В Киевской Руси объезд князем подвластных земель для сбора дани; в X-XII вв. - фиксированная феодальная рента.

Сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял (IX - перв. пол. XII вв.). Размер дани первоначально не был фиксированным, что привело к столкновению князя Игоря с древлянами (945). Княгиня Ольга установила точный размер дани (" уроки ") и места ее сбора (" погосты "). В ходе полюдья князь выступал как военный предводитель, адресат дани, верховный судья и законодатель.

– в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты. С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...