Урок политическая культура ее типа. "политическая культура". Структура политической культуры


1. Основные приёмы и методы работы, используемые в ходе изучения данной темы.

Главной целью данного урока является


  • формирование целостного представления о политической культуре,

  • развитие умений анализа письменных источников, сравнения исторических событий и явлений, типов политической культуры, систематизации полученной информации в виде тезисов, схем, таблиц.
Взаимодействие в малых группах позволяет решать задачу

  • формирования коммуникативной культуры учащихся,

  • углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
Основные методы и приёмы организации:

Работа над понятиями;

Обучение составлению аналитических, сравнительных схем и таблиц;

Анализ конкретных ситуаций политической истории и реальности;

Постановка проблемных вопросов.

Оборудование и материалы:


  • Учебник

  • Словарные мтериалы с разными определениями понятий темы

  • Таблицы «Классификация политической культуры». «Структура политической культуры», «Показатели политической культуры»

  • Документы, предложенные в данной теме

  • Компьтер с доступом в интернет

  • УЭИ «Обществознание -11класс»

Содержание изучаемой темы необычное для восприятия и учителем и учащимися, так как базируется не на привычных классификациях типов политической культуры, а строится на основе альтернативных взглядов и представлений. Поэтому требуется предварительная работа с учащимися по теоретическому осмыслению понятий «политическая культура», «типы политической культуры и их признаки»,

«политическая преемственность», «политическая активность» и др.

Перед учащимися ставится проблема « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»

2.Организационный этап.


  • Сообщение темы занятия,

  • формирование групп учащихся,

  • выдвижение учебных проблем;

  • определение форм самостоятельной работы;

  • разъяснение алгоритма действия каждой группы;

  • предъявление требований к оформлению результатов лабораторной работы.
В каждой группе по 4 человека. Названия групп условно ассоциируются с названиями типов политической культуры.

I группа – «Политическая культура и её виды»;

II группа – «Демократическая политическая культура»;

III группа – «Патриархальная политическая культура»;

V группа – «Революционная политическая культура»;

VI группа – «Мессианская политическая культура».

Алгоритм работы группы №1.

«Политическая культура и её типологии».


  1. Прочитать текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 211;

  2. Прочитать текст Книги для учителя, стр. 289-292;

  3. Составить схему «Элементы политической культуры»;

  4. Составить схему «Типология политической культуры» по Л.Т. Ионину;

  5. Найти общие черты и различия политических культур;

  6. Составить таблицу «Основные признаки политической культуры».
Для сокращения времени весь объём работы разделить на части и выполнять индивидуально.

Алгоритм работы группы №2.

«Демократическая политическая культура».

«Демократическая – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».У. Черчилль


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»,стр. 212-213;

  2. Выделите основные признаки демократической культуры по заданным параметрам таблицы;



  3. Работая с текстом, найдите примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории;

  4. Сделать вывод о наличии или отсутствии демократической культуры в истории России;

  5. Выразите своё отношение к высказыванию У. Черчилля

Алгоритм работы группы №3.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы действуют».Саади


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 213-214;

  2. Выделите основные признаки авторитарной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом, найдите примеры присутствия авторитарной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии авторитарной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Саади.
Алгоритм работы группы №4.

«Патриархальная политическая культура».

«Целью политики является общее благо: народ и власть должны подчиняться закону».Аристотель


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 214-215;

  2. Выделите основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия патриархальной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии патриархальной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Аристотеля.

Алгоритм работы группы №5.

«Революционная политическая культура».

«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».

В. Короленко


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 215-216;

  2. Выделите основные признаки революционной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии революционной культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия революционной культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию В. Короленко.

Алгоритм работы группы №6.

«Мессианская политическая культура».

«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».А. Сумароков


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 216-217;

  2. Выделите основные признаки мессианской политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии мессианской культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия мессианской культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию А. Сумарокова.

Каждая группа работает по собственному алгоритму действий, время работы – 20 минут. В ходе работы учащиеся заполняют графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории. После выполнения задания каждая группа представляет своё выступление. По ходу выступления группы один из её участников заполняет графы таблицы на доске.

Работа первой группы проходит под руководством учителя и является самой сложной по характеру. Поэтому в данную группу целесообразно ввести сильных учащихся. Они изучают текст учебника, знакомятся с дополнительной литературой и в результате составляют схему « Типы политической культуры» и таблицу « Признаки политической культуры».

В ходе выступления первой группы учащиеся знакомятся с понятиями «политическая культура: типы, признаки, особенности», используя дополнительные источники знаний.

К защите проектов

1наш мини проект называется …..

2гланая цель нашей работы….

3 в результате мы создали «продукт»

4 данная работа:

А) дала возможность совершенствовать навыки работы в группах

Б)дала простор нашему творческому воображению и т.д
3. Обсуждение теоретических аспектов изучаемой темы.

Цель нашего урока: создать и защитить мини – проекты по теме «Особенности русской политической культуры»


  • Проект – завершенная и завершающая форма творчески организованной самостоятельной работы уч-ся.
Учитель: Политическая культура – это явление динамическое, развивающееся, её содержание и формы постоянно обогащается историей. Она чутко реагирует на изменение в реалиях окружающего мира. Участники группы №1 представят вам результаты домашней работы. Они расскажут, что такое политическая культура, каковы её типы, характерные признаки.
Выступление группы №1

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки политической культуры».

1 слайд - название.

Группа 1: Ученик: Все народы земли, которые создавали свою государственность, имеют собственные традиции организации власти и государственного управления. В этих традициях можно выделить нечто общее, но в то же время остаётся и то своеобразие которое отличает любой данный народ от другого. Особое сочетание таких традиций у данного народа принято называть политической культурой.

2 слайд. Политическая культура - совокупность специфических для страны, региона, социальной группы или класса и принимаемых большинством граждан или членов сообщества как привычные и правильные форм и методов политических действий.

3 слайд

Политическая культура - одно из главных понятий современной политологии. Автором егосчитается немецкий философ XVIII в. И. Гердер, но формирование теории политической культуры и её

исследование начинается лишь во второй половине ХХ в. Классическоеопределение

политической культуры предложили американские политологи Г. Алмонд иС. Верба. Они определили «политическую культуру как систему ценностей, глубокоукоренившихся в сознании, ориентаций и установок, регулирующих поведение людейв ситуациях, имеющих отношение к политике». Это определение утвердилось в политической науке, однако сохраняются разногласия по многим другим вопросам.

Что включать в политическую культуру? Как соотносятся политическая культура и политическое поведение? Какие существуют типы политических культур?


4 слайд . Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей – нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы: Элементы политической культуры.

  1. Формы политической деятельности – способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги, участие в выборах, референдумах) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства).

  2. Стереотипы – образцы политического поведения в той или иной ситуации . Они могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьёзных злоупотреблений властей практически никогда не обращаются в суд, как на Западе, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.

  3. Политические знания – теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений; доступ к информации о происходящих политических событиях.

  4. Идеалы – оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие либеральных, третьи – националистических.

  5. Ценности – внутренние привязанности, политические ориентиры . Представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать терпимость к различным мнениям, равенство граждан. Поиск компромиссов, патриотизм.
Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы.

5 слайд Типология политической культуры по Л.Т. Ионину презентация

6 слайд
Представление схемы «Структура политической культуры».

презентация

7 слайд


8 слайд

Представление таблицы «Признаки политической культуры». презентация

Учитель: Ещё до возникновения российской государственности, в раннем Средневековье на Руси начали формироваться основы демократической политической культуры.

Участники группы №2 дадут характеристику демократической политической культуре. Приведут примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории.


Выступление группы №2

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки демократической политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Работа сУЭИ.

Учитель: Собирание русских земель московскими государями привело к ужесточению политической власти. Это время рождения российского самодержавия, просуществовавшего вплоть до н20 века и породившего собственную авторитарную политическую культуру.

Участники группы №3 дадут характеристику авторитарной политической культуре

Выступление группы №3. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки авторитарной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


Ученик: Может возникнуть закономерный вопрос: почему влияние авторитарной политической культуры в российской истории в целом гораздо выше, чем в большинстве стран Запада?

Установление самодержавия и крепостного права в России в значительной мере объяснялось потребностями страны от нападений с Запада, востока и юга. Выдающийся историк Вернадский писал, что «самодержавие и крепостное право были ценою, которую русский народ должен был заплатить за своё национальное самосохранение».

Перед Советским Союзом стояли во многом похожие проблемы: требовалось осуществить индустриализацию и тем самым защитить страну от военных угроз. Эта задача была в конечном счёте решена, более того, страна поднялась до уровня сверхдержавы. Перефразируя Вернадского, можно сказать, что авторитарное коммунистическое господство стало ценой, которую Россия, как часть СССР должна была заплатить за величие.

Учитель: 15-16вв это время рождения российского самодержавия и патриархальной политической культуры. Участники группы №4 выделят основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы.

Выступление группы №4. Ученик: патриархальный характер этой политической культуры выражался в том, что государь воспринимался, как отец, строгий, но заботящийся о своих чадах – детях. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки патриархальной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Ученик: «Царь-батюшка» оставался «батюшкой» до тех пор, пока за безграничную любовь своих подданных он платил народу любовью и заботой. Если этого не происходило или народ считал, что этого не происходит, неписаный моральный контракт считался разорванным и начинались крестьянские войны, восстания и бунты.

Учитель :20 век с его тремя русскими революциями: революцией 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской революциями 1917гг – полностью реализовал потенциал революционной политической культуры России.

Участники группы №5 дадут характеристику революционной политической культуре

Выступление группы №5. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки революционной политической культуры».

Ученик: Революционная политическая культура полностью сложилась в Россиик к 19 в. и сочетала в себе три главных направления:


  1. анархизм

  2. народничество

  3. революционный марксизм, основанный на учении Карла Маркса о социалистической революции и возглавляемый В.И. Лениным.
Диск.

Ученик: Роль революционной политической культуры всегда двусмысленна. С одной стороны революции несли огромные жертвы и страдания народы. Но с другой стороны –призыв к революции – это всегда призыв к борьбе против очередного зла во имя свободы и справедливости. Ясно одно: опыт революций всегда обогащает политическую культуру народа.
Учитель: Революция меняет страны и цивилизации. Открывает новые, неведомые доселе исторические горизонты. Так произошло с Советским государством, которое оказалось наследником Российской империи. Участники группы №6 выделят основные признаки мессианской политической культуры.

Выступление группы №6. Ученик: В первые годы советской власти для страны было характерно своеобразное сочетание революционного и мессианского типов политической культуры. Революционность заключалась в разрушении всего старого – старых социальных иерархий, старых классовых разделений, старой культуры, старого образа жизни, религиозных догм, старого искусства, старой школы, старого отношения к труду, старого понимания любви и брака и т.д. В то же время Российская революция претендовала на открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества, на создание всемирного царства свободы и справедливости. слайд

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки мессианской политической культуры».

Ученик: мессианская политическая культура несёт в себе сильный заряд авторитаризма и почти неизбежно ведёт к появлению авторитарных вождей. Это и произошло в Советском Союзе, когда в начале 30-х годов прошлого века под воздействием политики Сталина революционный запал и мессианские ожидания сошли на нет. Их место заняли представления и образцы действий, характерные для авторитарной политической культуры.

На основе всего вышеизложенного можно прийти к следующим важным выводам:


  • Существует преемственность в политической культуры России, т.е. эта политическая культура имеет в основном одни и те же характеристики на всём протяжении российской истории.

  • Постоянно наблюдаются, хотя в разных соотношениях пять основных типов политической культуры.

  • На разных этапах российской истории на передний план общественного сознания выдвигается один или несколько различных типов политической культуры.

  • Из совокупности всех разных типов политических культур ныне складывается национальная русская политическая культура, в становлении которой мы сами принимаем непосредственное участие.

Решение проблемы урока « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»
4.Доказательства результативности деятельности учащихся.

В качестве основного вывода по результатам работы группы проводится анализ высказывания, характеризующего особенность каждой политической культуры.

В заключительной части урока проводится рефлексия учащихся по вопросам:


  • что узнал ранее;

  • что узнал новое для себя;

  • что предстоит узнать.
Работа групп обязательно оценивается.

Критерии оценки: умения

Найти ответ на поставленный проблемный вопрос:

Правильно использовать термины:

Дать развёрнутый анализ проблемы, темы, философского взгляда:

Способность к творческой самореализации:

Развитие устной речи.

При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объёмом информации. Указанные темы даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину изучаемой темы.


Признаки политической культуры

Роль и функция государства

Понимание политической свободы

Права народа по отношению к власти

Характер и границы политического протеста

Исторические периоды.

Факты проявления политической культуры

1. Демократическая политическая культура.

Народное установление и инструмент реализации воли народа.

Свобода граждан выражать собственное мнение и влиять на решения принима-

емые государством


Влиять на решения, принима-

емые именем государства.


Законные и правомерные средства выражение недовольства властями и противодействие властям, использование которых не идёт в разрез с демократическим принципом.

11-14 вв. –период политической раздробленности.

16-17вв-Российское централизованное государство.

19в –эпоха «Великих реформ».

1905-1907гг-первая русская революция.

1917-1991гг –Советский период.

Россия на современном этапе.


Устройство новгородской и псковской республик.

Организация народного самоуправления на разных уровнях (посадские и волостные миры)

Организация земств - органов местного самоуправления.

Учреждение народного представительства -

Государственной думы.

Создание системы демократических политических институтов. Существование множества форм культурного протеста.

Современные организации гражданского общества.


2. Авторитарная политическая культура..

Господствующая сила, решения и указания которой всегда правильны и обязательны для исполнения.

Высказывание мнений, не противореча-

щих точке зрения властей.


Права народа по отношению к властям, даже если они записаны в основополагающих

государственных документах не могут быть реализованы. Подданные принимали идею безграничности верховной власти за счёт умаления собственных прав.


Установленные процедуры выражения протеста и недовольства носят формальный характер.

15-нач20 вв. –период российского самодержавия.

кое господство


Установление самодержавия и крепостного права.

Эпоха Н.С. Хрущева, Л.И.Брежнева.


3 Патриархальная политическая культура.

Государство – заботливый отец, поданные - дети.

Ограничение политической свободы, так же как ограничены права детей

в патриархальных традициях семьи.


Послушание и следование указаниям властей, обеспечиваются изначальным почтением и уважением к мнению отца.

Противодействие властям карается санкциями со стороны государства и моральным негодованием со стороны подданных.

16-нач20 вв. –период российского самодержавия.

20-50гг. 20века - режим личной власти Сталина.


Государь восприни-

мался как царь-батюшка, строгий, но заботящий-

ся о своих подданных.

Сталин – «Отец народов»


4. Революционная политическая культура.

Тотальный слом старого государства и построение нового.

Чужды стабильность и организация. Её идеал - анархия и разрушение.

Относительность любых правил и норм.


Пренебрежительное отношение к власти. Декларативный характер народовластия.

Анархия и разрушение всего старого, призыв к революции.

20 век

Революция 1905 года и последующее свержение самодержавия в 1917 году,

Октябрьская революция.

80-е годы 20века-горбачёвская перестройка.


5. Мессианская политическая культура.

Изначальная предназначенность государства к осуществлению некой миссии, его признанность встать во главе человечества

Создание всемирного царства свободы и справедливости

Человек целиком во власти государства.

Тотальный государственный контроль


Разрушение всего старого.

Открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества


Советское государство в 20-30 годы

Идея мировой революции.

учащиеся заполняют две последние графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чебаркульский профессиональный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема учебного занятия:

Политическая культура

(Размышления о времени и о себе)

Горюнова Нонна Петровна

2015, Чебаркуль

Тема учебного занятия:

Политическая культура. (Размышления о времени и о себе).

Время, предусмотренное на учебное занятие - два академических часа.

Цели учебного занятия:

1. Дидактическая.

Сформировать знания:

О типологии политической культуры,

О причинно - следственной взаимосвязи между политической культурой граждан РФ и особенностями современного российского общества.

2. Развивающая.

Способствовать развитию умений: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, конструировать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, формулировать собственные суждения, оценивать работу своих товарищей.

3. Воспитывающая.

Способствовать воспитанию способности проявлять в деятельности

следующие профессионально важные личностные качества:

активность гражданской позиции, коммуникабельность, критическое отношение к социально – политической действительности, тактичность и деликатность при оппонировании собеседнику.

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала.

Внутрипредметные связи: темы «Деятельность и мышление»,

«Философские представления о социальных качествах человека».

Межпредметные связи: дисциплина – история,

тема «Российская Федерация на современном этапе».

Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебные пособия, памятки по работе в группах; карточки-подсказки, оценочные таблицы; АРМ, ЦОР.

Методы и приемы в соответствии с уровнями усвоения материала обучающимися:

I УРОВЕНЬ (микрогруппы № 1, 2, 3)

информационно – знаковый, объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа;

II УРОВЕНЬ (микрогруппа № 4)

отражательно-преобразующий, репродуктивный: работа по алгоритму, выполнение практических заданий;

III УРОВЕНЬ (микрогруппа № 5)

духовно - практической деятельности: анализ, эвристическая беседа, обобщение, рецензирование;

частично – поисковый: решение нестандартных ситуационных задач.

Модель обучения: развивающая

Технология: ролевое моделирование

Учебно-методическое и информационное обеспечение

К данному занятию обучающиеся должны выполнить опережающее домашнее задание - самостоятельно ознакомиться с содержанием темы «Политическая культура» и составить развернутый план ответа. Задание выдается за 10 дней до дня проведения занятия.

Выполнение домашнего задания должно осуществляться в соответствии со следующим планом:

1. Понятие «политическая культура» и его содержание.

2. Типы «политической культуры».

3. Особенности политической культуры в России.

При выполнении домашнего задания обучающимся рекомендуется воспользоваться:

ЦОРом, который преподаватель со своего компьютера переносит на электронный носитель каждого обучающегося,

Учебной литературой:

Боголюбов Л. Н. Обществознание М., 2013 с.262-272;

Козырев Г.И. «Основы социологии и политологии» М., 2010 с. 186-190;

Барышева А.Д. «Политология. Курс лекций» М., 2010 с.124-130.

Ресурсами Интернета

http ://el /integrum .ru /

http ://www .machaon .ru /hist /

http ://hronograf .narod .ru /main .html

http ://www .russ .ru /antolog /

http ://www .afghanwar .spb .ru :8101/

http ://www .cossaks /info /

http ://soyuzssr .narod .ru /obsssr .html

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1.1. Организационный момент: проверка готовности обучающихся к занятию, проверка посещаемости.

1.2. Целевая установка.

Мотивация целей (формирование познавательных потребностей)

Сообщение преподавателя. В настоящее время является очевидным, что фактические результаты реформ, проведенных в РФ после распада СССР, оказались далеки от желаемых. Общество столкнулось с рядом непредвиденных проблем. Одна из причин этих проблем, кроется в особенностях российского общества, на протяжении всей своей истории развившегося в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, следовательно, не имевшего политико-правовых возможностей для формирования полноценного гражданского общества. Сегодня такие возможности впервые есть, и многие граждане не только интересуются политикой, но и проявляют политическую активность, тем не менее, у большинства уровень политической грамотности невысок и именно это обстоятельство является одной из причин различных социальных проблем.

Почему:

1) граждане по-разному относятся к выборам: одни приходят на избирательный участок, другие нет, а есть и такие, которые приходят с целью нарушить общественный порядок,

2) молодые люди по-разному относятся к ветеранам войны: одни проявляют уважение, другие равнодушие, а порой и цинизм.

3) граждане по-разному относятся к беженцам: одни чувствуют чужую боль как свою, другие нет.

1.3 Постановка дидактической цели урока совместно с обучающимися.

Чем объясняются различия в политическом поведении граждан в указанных ситуациях?

Оказывает ли влияние политическое поведение граждан страны на деятельность национального правительства и политический режим?

Завершает беседу преподаватель совместно с обучающимися формулируя дидактическую цель учебного занятия.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

2.1.Объяснение нового материала с применением ЦОР.

2.2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученных опорных знаний, подготовка обучающихся к исполнению игровых ролей.

Разделение учебной группы на микрогруппы осуществляется посредством следующего методического приема: преподаватель последовательно задает указанные ниже вопросы всем обучающимся. Желающие ответить поднимают руку. На вопрос могут последовательно отвечать несколько обучающихся, уточняя правильный ответ. Каждый ответ преподаватель оценивает жетоном. Каждый обучающийся должен заработать и получить на руки только один жетон.

Подготовлены жетоны пяти цветов, причем каждый цвет символизирует определенную оценку: красный -1 балл, синий -2 балла, зеленый -3 балла, желтый - 4 балла, бежевый -5 баллов. Преподаватель учитывая психолого-педагогические требования, не сообщает обучающимся какое количество баллов заработают они, получив жетон, того или иного цвета.

Когда каждый обучающий получил жетон, преподаватель, руководствуясь разноуровневым подходом в обучении, формирует пять микрогрупп, в зависимости от цвета полученных жетонов:

красный - микрогруппа № 1,

синий - микрогруппа № 2,

зеленый - микрогруппа № 3,

желтый - микрогруппа № 4,

бежевый - микрогруппа № 5.

Вопросы и задания: (как аукцион):

1. Дайте определение понятию «политика».

(Политика – это деятельность по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации общественно – значимых потребностей людей).

2. Какова структура политики?

(Политические организации, политическая деятельность, политические отношения, политический интерес, политическое сознание).

3. Дайте определение понятию «политическое поведение».

(Качественная характеристика политической деятельности, т.е. поведение человека при участии в том, или ином политическом событии).

4.Что определяет политическое поведение человека или социальной группы? (Политическое сознание).

5. Раскройте содержание понятия «политическое сознание».

(Система знаний, оценок, чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики отдельными людьми или социальными общностями).

6. Объясните, что такое «интересы субъектов политики».

(Это, прежде всего, интересы определенных социальных групп причем каждая социальная группа стремится обеспечить себе такие общественные условия, которые делают более доступными для неё материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей, входящих в эту группу людей. В повседневном общении выражение «интересы субъектов политики» часто заменяют словосочетанием «политические интересы»).

7. Широко известно выражение «Политика – дело грязное». Как соотносятся между собой политика и мораль? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью?

(Мораль и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления различаются. Мораль опирается на убеждения, а критерием оценки проступка является совесть или порицание окружающих. Политика опирается на использование принудительных мер, а критерием оценки проступка является суд. Мораль имеет ценностно - нормативную основу, а в основе политики лежат интересы различных социальных групп, которые трансформируются в законы. При этом правящая элита может навязывать обществу законы, которые защищают интересы самой элиты и ущемляют потребности других. Там, где власть политиков не ограничена со стороны общества, может иметь место аморальная политика элиты. Следовательно, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью, политическая власть должна находиться под контролем гражданского общества).

8. Назовите ведущие демократические ценности.

(Правовое государство, гражданское общество).

(Это общество, в котором сформированы негосударственные отношения и институты выражающие разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи и отношения между людьми, взаимодействующими как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнёры).

Обобщение преподавателя . Итак, неотъемлемой чертой каждой человеческой личности является политическая культура. Даже если человек далек от политики, совсем не интересуется политическими событиями в стране и мире, то он все равно обладает определенным

Людей с идентичными типами политической культуры можно обозначить как отдельные социальные группы. Сегодня мы попробуем примерить роль представителей той или иной социальной группы на себя.

2.3 Ориентировочные основы действий (ООД)

Преподаватель объясняет содержание и правила игры, знакомит с раздаточным материалом, оценочной таблицей.

Сообщение преподавателя . Собравшиеся в этой аудитории, играют роль всех граждан РФ. Все общество нашей страны (т. е. учебную группу) мы условно разделили на три социальные группы. Соответственно, игровые роли первой, второй и третьей микрогрупп заключаются в том, что обучающиеся-представители каждой микрогруппы исполняют игровые роли граждан с разными типами политической культуры и в своем устном выступлении должны отразить политические взгляды, ценности, убеждения, представления людей именно той социальной группы, тип политической культуры, который указан в листе – подсказке.

При подготовке к выступлению предлагается воспользоваться листами – подсказками, схемами, текстом учебного пособия. Вопросы, содержащиеся в листе – подсказке носят рекомендательный характер, т. е. необязательно отвечать на каждый вопрос, ответ также может содержать дополнительную информацию.

2.4 ФОРМИРОВАНИЕ ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Подготовка микрогрупп к выступлению.

Участникам игры предлагается пересесть на другие места, объединившись в микрогруппы в зависимости от цвета полученных жетонов (белые с белыми, красные с красными и т. д.)

Преподаватель сообщает, что те микрогруппы, которые наиболее быстро и дисциплинированно проведут этот этап, получат 1 дополнительный балл.

Участники игры пересаживаются, сформировав микрогруппы.

Преподаватель знакомит участников с «гостями»:

У нас сегодня присутствуют специалисты, изучающие общество. Это «социологи»

(микрогруппа № 4). Мы пригласили их с той целью, чтобы они определили типы политической культуры социальных групп представленных участниками игры;

«политологи» (микрогруппа № 5). Мы пригласили их с той целью, чтобы они, проанализировав состояние политической культуры граждан РФ сегодня, высказали собственные суждения о её особенностях и проблемах с ней связанных.

Кроме того, «политологам» предоставлена почетная обязанность - оценить работу 1- 4 микрогрупп по критериям, указанным в оценочной таблице и мотивировать свои оценки, а работу «политологов» мы оценим открытым общим голосованием всех присутствующих в аудитории (голосование за оценки 3, 4 или 5).

Игровые роли:

Микрогруппа № 1 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным патриархальным типом политической культуры.

социальной группы.

Микрогруппа № 2 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным подданическим типом политической культуры.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 3 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированной демократической политической культурой.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 4 - «социологи» исполняют роль экспертов.

Они определяют типы политической культуры, представленные в выступлении

каждой микрогруппы, характеризуют их.

Микрогруппа № 5 – «политологи» исполняют роль аналитиков: они анализируют и обобщают прозвучавшую информацию, вносят собственные предложения и рекомендации по дальнейшему развитию демократическойполитической культуры в России, делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества.

Перед началом работы каждая микрогруппа выбирает спикера.

Он руководит работой микрогруппы.

После завершения выступлений и оценки «политологами» работы микрогрупп,

каждому спикеру предоставляется право по своему усмотрению добавить 1 балл к оценке рекомендованной «политологами» одному участнику своей микрогруппы или снять 1 балл с одного учасника своей микрогруппы. После завершения игры он подает список фамилий своей микрогруппы с оценками преподавателю.

Микрогруппы готовятся к выступлениям, в которых должны отразить «собственную» политическую позицию с учетом правил игры.

Выступления микрогрупп.

Последовательно выступают с сообщениями микрогруппы №№ 1, 2, 3.

После каждого выступления любой участник игры может задать выступавшим вопросы, если их политическая позиция представляется не совсем понятной.

На основании выступлений микрогрупп №№ 1,2,3 «социологи» в своих выступлениях делают выводы, какой тип политической культуры представила каждая из микрогрупп. Сообщают, что данные типы в чистом виде встречаются редко т. к. на их формирование оказывают влияние различные факторы. Перечисляют факторы, оказывающие влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера и т. п.).

Затем «политологи» в своем выступлении указывают объективные исторические причины, под влиянием которых формировалась политическая культура граждан РФ, высказывают свои точки зрения на проблему развития политической культуры граждан России, указывают её особенности. Они определяют, как влияет преобладающий тип политической культуры граждан на решение основных задач, которые стоят сейчас перед РФ в области внутренней политики, устанавливают логическую связь, отражая критическое отношение к действительности на основе, понимания важности преобладания демократического типа политической культуры, у большинства граждан РФ для дальнейшего развития гражданского общества в России; предлагают методы формирования демократического типа политической культуры и делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Все участники имеют право задавать вопросы «социологам» и «политологам», уточнять их позиции, участвовать в обсуждении спорных моментов.

2.5 Закрепление компетенций. Рефлексия.

Заключительная беседа.

Всем обучающимся предоставляется возможность (по желанию) выступить и отразить свои знания на высоком уровне.

В своем выступлении им необходимо сравнить мнения политологов, сформулировать собственную точку зрения, указав пути преодоления обсуждаемых проблем.

Обобщение преподавателя.

Известно, что только при наличии гражданского общества с высокой п к возможно успешное функционирование федеративного демократического государства. Одним из важнейших условий формирования гражданского общества и решения многих социальных проблем, является высокий уровень развития политической культуры граждан и именно к такому уровню нам в России необходимо стремиться.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

3.1 Выставление отметок .

Оценка работы микрогрупп №№ 1, 2, 3, 4 осуществляется микрогруппой № 5 - по пятибалльной системе с учетом критериев, указанных в оценочной таблице.

Отметки, полученные каждой микрогруппой, суммируются – получается итоговое количество баллов. Это количество делится на 5 оценочных критериев – получается рекомендуемая итоговая отметка. Таким образом, микрогруппа № 5 выставляет рекомендуемую итоговую отметку как среднеарифметическую. Отметки выставляются в таблицу и передаются спикеру. Спикер снимает или добавляет 1 балл «балл спикера» одному из игроков своей микрогруппы в соответствии с условиями игры, затем сдает преподавателю список своей микрогруппы с отметками.

Работа микрогруппы № 5 оценивается открытым голосованием всех остальных обучающихся за предложенные преподавателем варианты «3»,«4» или «5». Преподаватель имеет право на собственную корректировку отметки, и в этом случае обязательно мотивирует свое решение, указав, что необъективность отметки, выставленной самими обучающимися в данном случае иллюстрирует явление политической тенденциозности, часто имеющей место при оценке деятельности политиков коллегами и гражданами.

3.2 Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Напишите мини-сочинение на тему: Политическая культура граждан РФ

в условиях современного российского общества.

Завершите свое сочинение ответом на вопрос: Какие средства и методы повышения уровня политической культуры граждан России, предложили бы лично вы ?

3.3 Подведение итогов занятия.

Преподаватель сообщает о достижении целей занятия.

На основании заключительной беседы с обучающимися преподаватель делает вывод,

о том насколько в процессе изучения темы их интерес к политической сфере общества повышается.

Преподаватель спрашивает:

Что понравилось обучающимся в процессе занятия,

Что обучающиеся предложили бы изменить на последующих занятиях. Благодарит за ответы.

Приложение 1

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

микрогруппа

микрогруппа

3 микрогруппа

4 микрогруппа

1. Полнота отражения содержания

2. Аргументированность изложения

3. Логичность изложения

4. Коллективность работы

5. Корректность поведения

Итоговая оценка

Приложение 2

Карточка подсказок для микрогруппы №1 «Граждане»

патриархальный тип политической культуры.

Приложение 3

Карточка подсказок для микрогруппы № 2 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался подданический тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 4

Карточка подсказок для группы №3 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался активистский (демократический) тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 5

Первая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

1. Какие типы политической культуры сформированы у представителей выступавших групп?

2. Часто ли встречаются на практике идеальные «чистые» типы политических культур?

3. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера

и т. п.).

4. Приведите примеры смешанных типов политической культуры.

Приложение 6

Вторая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ГРАЖДАН С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Личностные ценности и убеждения граждан с патриархальным типом политической культуры:

Собственная жизнь,

Жизнь близких людей, семейные ценности,

Национальные ценности (культура, язык, традиции, религия своей национальности).

Крепкая семья – крепкое государство.

Политикой интересуются мало, т. к. считают, что от того примут т участие или нет, в выборах в федеральные органы власти, все равно ничего не изменится.

В выборах в местные органы власти как правило принимают участие т. к. считают это важным для себя.

Личностные ценности и убеждения граждан с подданическим типом политической культуры:

Свобода и независимость Родины.

Светлое и обеспеченное будущее для своих детей и для следующего поколения граждан нашей страны.

Понимают, что интересоваться политикой и принимать участие в выборах надо, но уверены, что в нашей стране все зависит от центральной власти, которая заботится и об обороноспособности страны, и, исходя из экономических возможностей о благосостоянии граждан. Центральная власть обязана заботиться о населении страны и в будущем: повышать уровень благосостояния народа.

В целом поддерживают власть, но если в чем – то не согласны с её решениями, то свое мнение открыто не выражают в какой либо форме политического участия, так как считают, что за это можно пострадать.

Личностные ценности и убеждения граждан с активистским (демократическим) типом политической культуры:

Суверенитет и независимость своей страны,

Демократические права и свободы (свобода слова, печати, собраний и т. д.),

Гордость за свой народ, свое государство,

В целом положительно оценивают значение деятельности национального правительства,

считают себя обязанными:

Интересоваться политической деятельностью правительства РФ и других стран.

Принимать участие в выборах, референдумах и т. п., причем выбор делают осознанный и обоснованный.

Открыто выражают свои оппозиционные взгляды, в формах разрешенных законом,

Убеждены, в том, что если их гражданские права и свободы будут нарушены, то смогут использовать правовые установления с целью успешного противодействия актам произвола, убеждены, что в нашей стране власти придерживаются установления: перед законом все равны.

Приложение 7

Третья карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

Типы политической культуры

Приложение 8

Первая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

Типы политической культуры

1. Патриархальная политическая культура.

Интерес личности к политической жизни отсутствует, главную роль играют семейные ценности. Важнейшие политические роли практически не выполняются.

Личность верна сложившимся политическим институтам, подчинена государству, проявляет низкую политическую активность, чтит традиции, верит в лучшее будущее и готова подчинить настоящее мечтам о грядущем.

3. Активистская (демократическая) политическая культура.

Личность проявляет высокую политическую активность, стремится воздействовать на политические процессы в стране, обладает достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни.

Приложение 9

Вторая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

В своем устном выступлении:

Объясните, какие исторические факторы оказали влияние на формирование политической культуры граждан РФ? Назовите смешанные типы политической культуры, характерные для россиян.

и сформулируйте собственную точку зрения по этому вопросу.

Перечислите задачи, которые стоят сейчас перед страной в области внутренней политики. Объясните, как влияет политическая культура граждан на успешность решения этих задач.

Объясните, как влияет политическая культура граждан на стабильность общества в целом.

Сформулируйте собственную точку зрения о том, каковы дальнейшие перспективы формирования гражданского общества в России?

открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему:

«Участие граждан в политической жизни страны.»

Цель :создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМ.(технологии развития критического мышления)

Задачи:

Обучабщая-научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.

Развивающая -отработка универсальных учебных действий:

Выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

Умения договариваться,находить общее решение,

Умение самоконтроля и самооценивания.

Воспитательная-воспитание толерантности в межличностных отношениях.

Метод обучения -продуктивно-практический.(по Махмутовой)

Приёмы:

Фаза вызова-рефлексивный лист,кластер.

Фаза осмысления-составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт»

Фаза рефлексии-рефлексивный лист.

Фаза вызова:

Учитель:Обществознание,как и история,предметы гуманитарного цикла.Они содержат очень большой объём информации,который необходимо запомнить.особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно,а других ставят в тупик.Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?

Ученики:кластер,план,конспект.

Учитель:вспомните,

1.что такое план?(сжатые записи,передающие основные мысли.)

2.Виды плана?(повествовательный,вопросительный,простой,сложный.)

3.Алгоритм составления плана.

4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана?(текстовую,схематическую,из таблицы.)

5.В чём преимущества плана?(раскрывает содержание,позволяет глубже проследить за ходом мысли автора.)

Учитель:перед вами рефлексивный лист-заполните пожалуйста первые три графы.

На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме -? (Политическая сфера общества.)

Как вы думаете,какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок?(пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)

Цель прописываю на доске .(Получить знание понятий-выборы,референдум и отработать умение по составлению плана.)

Фаза осмысления:

Работа с кластером.

Перед вами кластер-проанализируйте его текст.Что вы можете сказать?(признаки,функции,формы государства.)Мы можем каждый блок обозначить другими словами?Какими?(признаки,функции,формы государства)Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.Сделайте это в левой части листа.

Проверяем,что у кого получилось?(ответы).Переработайте простой план в сложный-сделайте это в правой части листа.Проанализируем -у кого,что получилось?

1.Сколько пунктов?

2.Вид плана-простой или сложный?

3.Тип плана-повествовательный или вопросительный?

4.На сколько точно он передает информацию?

Работа с текстом.

Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».Перед вами текст по теме «Выборы».Вам необходимо составить план текста. Каковы будут ваши шаги?(Проговариваем алгоритм-затем открываю запись алгоритма на доске.)

2.Разделить текст на смысловые части.

3.Проверить,как они соотносятся между собой.

4.Определить количество пунктов.(по количеству главных мыслей)

5.Сформулировать пункты планы.

Вначале ребята работают самостоятельно,а затем-работа в группе.

Групповая работа.

1.Обсудите планы в группе и выберите самый на ваш взгляд правильный.

2.Перед вами на доске план этого же текста-проанализируйте его и соотнесите с вашим.

3.Ваши выводы? (найдены ошибки-один пункт лишний,одного не хватает,один стоит расширить.

4.Исправьте ошибки прямо в тексте.

На какие две группы можно разделить граждан нашей страны,если в качестве критерия взять участие их вполитической жизни страны?(те кто участвует и не участвует).Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.

Сравните определения понятий- «выборы» и «референдум».Что в них общего и что отличное?

(выборы-волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой-либо партии или человека.

Референдум- волеизъявление всех граждан государства

Существует понятие-АБСЕНТЕИЗМ -уклонение от участия в политической жизни страны.

Фаза рефлексии.

Какова была наша цель?(умение составлять план,т.е.выделять главное и второстепенное,перерабатывать информацию)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.

У кого 100% совпадение?

У кого все ответы в графе- «умею»?

У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?

Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.

Д/З параграф № -составить сложный план и ответ по нему.

Закончить наш урок я хочу словами М.Твена «Кто не знает куда он направл яется,очень удивится,придя не туда»,которые подтверждают значимость данного умения не только в учебе,но и в жизни.Желаю всем,чтобы все ваши планы сбывались

Приложения

№1 рефлекcивная таблица

№2 текст (по книге К.С.Гаджиева «Политология».М.,2002.С.246-247.)

В современных условиях для большинства населения основной,а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс.Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного.Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом,вотдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии,её лидерам.Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны,который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий:кандидат обязуется не допускать фальсификаций,оскорблений своих оппонентов.И,наконец,государственный аппарат в этот период должен сохранять неитралитет,не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность.Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,ценз оседлости,профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.Вместе с тем в ряде государств голосование не только право,но и обязанность.За её невыполнение предусмотрено наказание,чаще всего-это штраф.

Технологическая карта урока

Этапы урока

задачи

Методы и приемы

Формы работы

Результаты предметные

Результаты в формировании УУД

1.Стадия вызова

1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

2. Определение цели и темы урока.

3.Определение затруднений

1.Рефлексивный лист.

2. «побуждающий диалог»

3. «ставим цель»

1.Фронтальная.

2.Индивидуальная

Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»

1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность.

2.Стадия осмысления

1.Получение новых знаний.

2.Отработка имеющихся умений:

Умение перерабатывать и структурировать текст,

Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

Умение договариваться и находить общее решение.

1.Составление плана.

2. «Кластер»

3. «Инсерт»

4. «Лови ошибку»

5. «Лишний пункт»

Индивидуальная

Групповая

Первичные знания о характеристике выборов,как формы участия граждан в политической жизни страны;знакомство с понятиями:выборы,референдум,абсентеизм.

1.Умение перерабатывать и структурировать текст,

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

3.Умение договариваться и находить общее решение.

3.Стадия рефлексии

Отработка умения самоконтроля и самооценки.

1. «Возврат к цели»

2. Рефлексивный лист

Индивидуальная

Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны.Знание понятий:выборы,референдум,абсентеизм.

Умение самоконтроля и самооценки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура и политика

1. Понятие культуры

Слово«культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом - о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, чтокультура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры (1, С. 147).

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношении. Его главные проблемы -- понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость (3,С. 69).

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно -- к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.

Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, она понимается как «технология производства и воспроизводства человека и общества», своего рода «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе (5, С. 78). Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрения роли знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу (6, С. 17).

При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» -- носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п.), но без учета личного фактора.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе (5,С. 98).

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждой из них обращено внимание на существенную сторону культуры.Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

2.Культура и сферы человеческой деятельности

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен - политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно,в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы (1,С. 153).

Существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека.

Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традициейи, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке (3, С. 69).

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер.Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.

Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре -- это традиция: элементы культурного наследия -- идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.-- сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память (2, С. 34).

Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры.

Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться, что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.

культура политика общество

3. Культура и политика. Влияние культуры на политику

Культура сопутствует человечеству на всем протяжении его исторического пути. С исторической точки зрения, политика - явление более позднего периода общественного развития.

В разные времена отношения между культурой и политикой складывались по-разному.

Пожалуй, лишь в марксистской доктрине делается наиболее рельефный прогноз отношений между политикой и культурой. Согласно ей, пространство политики будет, постоянно видоизменяясь, сворачиваться, - в связи с исчезновением при коммунизме государства как института, - а пространство культуры непрерывно расширяться, заменяя своими специфическими способами регулирования социальных отношений способы чисто политические. Под такого рода специфическими способами регулирования понимаются знания, нормы, ценности, воспроизводимые в обществе через систему образования, музеи, театры, кинематограф, книги, средства массовой коммуникации, праздники, язык и т.д. в отличие от политических способов, реализуемых с помощью партий, госаппарата, суда, полиции, службу безопасности, армию, тюрьмы и пр. (1,С. 183)

В каком-то смысле получается, что Человек Культуры, Человек Будущего стоит вне политики по определению. Конкретно - исторически, конечно, преждевременно говорить об актуальности постановки проблемы в таком аспекте в силу существующей социально-экономической дифференциации, как всего человечества, так и отдельных типов общества.

Вместе с тем политологи сегодня уже не могут игнорировать культурологического аспекта функционирования общества в целом и политической сферы жизни в частности. И дело не в том, что очень часто упрощенно понимают политику как "дело грязное", замешанное на насильственных методах, а культуру как нечто "сеющее разумное, доброе, светлое" (5, С. 56).

Заблуждение, кроящееся в формулировании оппозиции "культура-политика" на таком основании, базируется на недопонимании того, что и культура, в свою очередь, может заключать в себе репрессивное начало, если она складывается как монополия знаний, норм и ценностей, обслуживающей существующий истэблишмент. Такая ситуация характерна, например, для тоталитарных режимов, жестко регулирующих информационные и межкультурные потоки. Чрезмерная монополизация системы социальной регуляции может возникать и в рамках демократических режимов. То есть характер самого политического режима не является гарантом культурного плюрализма, а лишь указывает на масштабы его границ и динамику поступательного развития общества.

Культура и политика взаимодействуют между собой как регуляторы жизнедеятельности общества. Политика может прибегать и к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре: столкновение христианства и язычества, колонизаторский опыт ассимиляции, большевистская политика 20-х годов, ставящая в жесткие идеологические рамки деятелей культуры и т.д.

Культура, в свою очередь, не оставаясь "беззубой", воздействует на политику через критику, духовные принципы, мировоззренческие представления, ценности, традиции. Политики, не учитывающие культурологический аспект в своей деятельности, обречены.

Выбор пути, политической системы, стоящий перед обществом, непосредственно связан также скультурной и цивилизационнойсамоидентификацией (самоопределением).

Россия в конце XX столетия решает ту же проблему: каким путем идти, какие политические механизмы использовать для достижения целей модернизации? "Взять все лучшее" у Запада и применить к своей ситуации не удастся в силу социокультурных особенностей российского образа мысли, традиций русской культуры. Каждый народ должен пройти свой путь с учетом культурных традиций. Баланс мирового опыта развития и особенностей национально-культурных традиций определяет, в конечном итоге, успешность процесса модернизации общественной жизни.

Религиозная культура, религиозные традиции непосредственно результируют в политической сфере общественной жизни. Говоря об "исламском факторе", мы вспоминаем иранскую революцию с ее лидером аятоллой Хомейни, события в Афганистане, пакистанско-индийский конфликт, Югославию, Чечню. Ислам становится одним из мобилизующих факторов нации, народа в культурной самоидентификации в контексте претензий на политическое самовыражение (5, С. 58).

Европа стала свидетельницей религиозных войн. Походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь - эти страницы истории хорошо знакомы.

В условиях идеологического вакуума, идеологического плюрализма может усиливаться роль религиозного фактора как мобилизующего и столь необходимого политикам для реализации своих программ или даже просто для улучшения своего имиджа. Так, позиция Ватикана, скажем, по вопросу об абортах, не может игнорироваться политическими лидерами Италии, если они не хотят лишиться поддержки изрядной доли электората.

Культурные традиции зачастую самым парадоксальным образом опосредуются политикой. В 70-е годы в Заире членом Народной партии вслед за отцом, матерью, братьями и сестрами становился каждый новорожденный, исходя из живучих традиций родоплеменной организации общественной жизни этой африканской страны: если ты из нашего племени - значит ты член этой партии. Каждый получал значок с изображением своего вождя, т.е. лидера партии. В политической картине Африки, истоках многих возникающих там кровопролитных столкновений, трудно разобраться без учета действия данного фактора.

Столкновение различных культурных систем может принимать межгосударственную или внутригосударственную окраску, может глобализироваться или иметь локальный характер. Таким образом, заявляет о себе ислам, являясь политикообразующим фактором или в рамках одного государства или в межгосударственных отношениях. Примером другого рода являются отношения Восток-Запад, как отношения цивилизационных систем во многом с не совпадающими основополагающими культурными ценностями. Развивающийся капитализм XIX столетия в своей колонизаторской практике зачастую исходил из представлений о местном населении как о варварах, дикарях, которых необходимо "окультуривать". Навязывание стандартов и ценностей чужого образа жизни не могло не встретить сопротивления, со временем политизированного в виде национально-освободительных движений и революций.

Этнографы, социологи (Н.Миклухо-Маклай, Дж. Фрезер, М. Мид и др.) своей исследовательской работой по изучению культуры первобытных народов, аборигенов внесли огромный вклад в просвещение самих "просветителей", и в формирование общественного мнения. Гуманистический пафос их трудов состоит в указании на самоценность любой, даже самой небольшой, культурной системы как частички разноликого человечества, понимании того, что мировая культура существует благодаря такому разнообразию, недопустимости их унификации в угоду политической конъюнктуры (4,С. 97).

Идея эпохи Просвещения о благородном политике, "просвещенном монархе" в XX веке начала осуществляться в виде системы специальной подготовки образования будущей политической элиты. Впервые в истории человечества общество стало целенаправленно прилагать усилия в подготовке политических лидеров, учить политической деятельности. Культура через систему образования напрямую начинает оказывать влияние на кадровую политику, систему продвижения политических лидеров, цивилизованность политических отношений. Образовательный ценз сегодня во многом является определяющим профессиональную пригодность к политической деятельности того или иного кандидата в глазах электората, гражданского общества в целом.

Одним из знаменательных итогов XX столетия является то обстоятельство, что в современном мире культурная политика составляет неотъемлемый атрибут политики любого государства.

Еще в XVIII веке государство не имело регулярной полиции, армии, базировалось на исключительном праве мужчин участвовать в выборах. В XIX в. государство не имело в своей собственности фабрик, заводов, не содержало университетской системы образования, не отвечало за национальную экономическую политику или за качество системы снабжения.

Сегодня мы наблюдаем процесс, как культура из прерогативы отдельного индивида становится предметом, за состояние дел которого публичную ответственность несет и государство.

По-разному в разных странах решались и решаются эти задачи. Большевистская культурная политика 20-х годов, идеи Мао-Цзедуна, известные как культурная революция (перестройка системы производства, распространения и использования культурных ценностей, изменение функций, содержания и форм культуры, обусловленное революцией в экономической и политической системе), - являют собой пример жесткой политизированности культуры в целях "революционного преобразования" общества.

Декрет Совета народных комиссаров "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", подписанный Лениным 26 декабря 1919 г., излагал сначала цель: "предоставление всему народу возможности сознательного участия в политической жизни страны", а затем и средства: "Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет,не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте..." Параграф 8 декрета предупреждал: "Уклоняющиеся от установленных повинностей... привлекаются к уголовной ответственности".(2, С. 61)

"Восстание парижского пролетариата с захватом власти произошло 18 марта 1871, а пала Парижская Коммуна 22 мая того же года. Как долго просуществовала она?" Автор методики добавляет: "Естественно, что в этом случае арифметика перестает служить оружием в руках буржуазных идеологов". Досталось даже Бабе-Яге, "хозяйке леса и зверей", изображавшейся как настоящий эксплуататор, угнетающий своих слуг-зверей.

Вся мировая культура рассматривалась через идеологическую призму с определенной классовой позиции. Политически оформлялось "закрытое общество", ориентированное на мировую революцию.

Ни в Китае, ни в России эта политическая доктрина не выдержала испытания временем. Культура, следуя своим законам, вновь заставила вернуться к поиску механизмов, отвечающих законам разнообразия в единстве, динамики через взаимодействие и взаимообогащение.

"Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету", - говорил И. Геббельс, министр информации и пропаганды в гитлеровской Германии. За словами последовали дела: жгли книги И. Гете, Г. Гейне, Ф. Шиллера Вызов, брошенный фашизмом Культуре, Человечество огромной ценой преодолело, отстояв право каждого Человека на движение к Свободе через Красоту.

Идеологизированность отношений политики и культуры в годы "холодной войны" (40-е - 60-е гг. XX в.) не способствовала развитию межгосударственных, межкультурных отношений.

Увлечение молодежью музыкой Биттлз политизировано рассматривалось тогда как "влияние буржуазной пропаганды", а гастроли Большого театра за рубежом, - в свою очередь как "демонстрация достижений советского образа жизни".

В исламских государствах очень жестко регулируются процессы потребления и воспроизводства культурных ценностей. В Иране, например, к таким вопросам относится даже женская мода (длина юбки, ношение чадры, допустимая степень обнаженности тела и пр.). Западная рок-музыка здесь расценивается с позиций тлетворного влияния на молодежь и не поощряется духовными руководителями этой страны.

Современный мир в культурном отношении становится более интегрированным, менее разобщенным не в последнюю очередь под воздействием средств массовой коммуникации и информации, а также процессу демократизации образования. Знакомство с культурами других народов, понимание особенностей их образа мышления помогает осознать единство человеческого рода во всем многообразии его проявлений как особо значимую ценность планетарного масштаба.

Культура показывает свою самодостаточность в отношении государства, определяя действие интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в рамках его границ. Разнородность культур явилась фактором распада Османской империи, Британской империи, Югославии, Чехословакии, СССР. Напротив, в Италии и Германии XIX в., Германии XX в. культура выступила интегрирующим основанием для национального воссоединения.

В отличие от государства, культура не нуждается в границах, политической независимости. Многие народы по политическим причинам оказываются разбросанными по всему миру, но они организуются через землячества, национальные школы, диаспоры, поддерживают связи с соотечественниками, не желая терять культурной самоидентификации,

Список использованной литературы

Кин Ц. Политика и культура: уроки истории // Вопросы литературы.- 1991. - №1. С. 146-191.

Культурология. Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

Плиев А. Политика и художественная культура. // Вопросы литературы.- 1989. - №10. С. 67-87.

Политическая социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Сморгунов Л. Политология. - СПб.: Питер, 1995.

Ширяев Л.А. Политика и судьбы отечественной культуры // Диалог. - 1998. - №7. С. 16-18.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Взаимосвязь культуры и общества. Анализ основных подходов к пониманию культуры и ее функций. Социальные функции культуры. Совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культурные различия и взаимопонимание между людьми.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Понятие о культурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс). Культурные процессы - изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Наука в системе культуры. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Понятие культуры. Социализация - функция культуры. Отбор культурных форм. Общие черты различных культур. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры. Культура как основа общества. Структура культуры. Роль языка в культуре и жизни общества.

    реферат , добавлен 12.11.2003

    Культура как одно из древнейших явлений человеческой жизни. Этапы становления древнейшей культуры, характерные особенности искусства на самых ранних стадиях человеческой цивилизации. Материальная культура первобытных людей, анализ архаичной культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Ранние и поздние исторические слои этноса. Структура национальной и мировой культуры, ее социальное влияние на человека и общество.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    творческая работа , добавлен 01.05.2009

    Происхождение и смысл термина культура. Культура как необходимое условие человеческой жизни. Характеристика пранародов, культурных народов. Методы постижения смысла истории. Многообразие локальных цивилизаций. Возможности будущего славянской культуры.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Культурные нормы и их соблюдение. Функции, классификация, основные виды культурных норм. Привычки и манеры, этикет, обычаи, традиции и обряды, церемония и ритуал, нравы и запреты, закон и право, верования, знания и мифы. Нормативная система культуры.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

Политическая культура. Функции и типы политической культуры.

учитель истории и обществознания высшей категории.

Новосибирск, МБОУ СОШ №7


План презентации:

  • 1) определение понятия

«политическая культура»;

  • 2) структура политической культуры;
  • 3) функции политической культуры;
  • 4) типы политических культур.

1. Политическая культура.

  • Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения.

2. Структура политической культуры:

  • знания и представления о политике;
  • политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения);
  • политическое сознание;
  • способы практических политических действий;
  • политическое поведение.

3. Функции политической культуры:

  • Идентификация - раскрывает потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в политике.
  • Ориентация - стремление человека к смысловому отображению политических явлений.
  • Адаптация - выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
  • Интеграция - обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и общества.
  • Коммуникация - связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования символов, стереотипов и других средств информации и языка общения

  • а) Патриархальный тип.

1. Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.

2. Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

3. Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.


4. Типы политических культур:

  • б) Подданнический тип.

1. Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.

2. Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе.


4. Типы политических культур:

  • в) Активистский тип.

1. Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.

2. Человек стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборы, демонстрации и т. д.).

3. Человек активно, сознательно участвует в политических процессах в обществе.


Абсентеизм -