Кбк обеспечение заявки. Коды бюджетной классификации (КБК) платежного поручения. Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

На 2017 год Министерством финансов были внесены изменения в КБК. Что такое КБК и что нам принесут изменения? Известно, что были введены новые и отменён ряд прежних. В этой статье можно найти данные об этих процессах. Прежде всего будет разъяснена аббревиатура КБК - это код бюджетной классификации, и его значение касается всей финансовой деятельности государства, от крупнейших корпораций до до каждого отдельного гражданина РФ.

Приказ

В 2016 году 20 июня был издан Приказ 90 Министерства финансов РФ, где содержались указания относительно порядка применения КБК, которые были утверждены в 2013 году. Этот нормативный акт установил конкретные изменения, которые вошли в применение при составлении бюджетной системы страны. Коды бюджетной классификации налогов, например, изменены значительно, и платёжные поручения должны быть скорректированы каждым предпринимателем, который в 2017 году будет платить налоги за 2016-й. Это особо касается частных фирм и индивидуальных предприятий, уплачивающих налоги по УСН (упрощённая система налогообложения). Именно с разъяснений того, как новый код КБК влияет на УСН, наверное, и нужно начать.

Зачем нужен КБК, что такое эти коды в бюджетной классификации? Это те самые счета, на которые уходят деньги предпринимателя, перечисленные целевым образом: это штрафы, налоги, взносы, сборы и тому подобное, направленное в адрес государства. Поэтому, когда бухгалтер предприятия или сам предприниматель заполняет платёжное поручение, он знает, что нужно правильно указать КБК, что такое заполнение очень важно, поскольку в специальном поле точного места назначения отправленных денег должно быть целых двадцать цифр. Ошибка здесь может стоить дорого: финансовое отправление может "заблудиться", даже навсегда.

КБК: расшифровка

Счёт, на который уйдут деньги предпринимателя, принадлежит государственному бюджету. Каждый такой "адрес" складывается из двадцати цифр, и все цифры несут определённую информацию. В первых содержится код данного государственного органа, который получит эту сумму, за ним следует код или группа данного дохода. После этого - код платежа со статьёй и подстатьёй дохода. Следом идут очень важные, разъясняющие цифры КБК, что такое представляет из себя новый хозяин этих денег, куда они уйдут из государственного бюджета. Может быть, эту сумму получит региональный бюджет, а может быть - пенсионный фонд, вариантов много.

Следующие цифры рассказывают о причинах данного платежа: сам это налог или пеня по нему, штраф, взнос и тому подобное. А вот последними тремя цифрами код бюджетной классификации объясняет вид дохода - налог от собственности или что-то другое. Поскольку жизнь течёт и изменяется, претерпевают постоянные изменения и КБК. Один код КБК может быть исключён, другой изменён, и этот процесс практически никогда не останавливается. Поэтому предприниматели должны постоянно следить за всеми этими изменениями и заполнять платёжные поручения без ошибок. Если КБК платежа заполнен неправильно, деньги будут долго "гулять", уйдя не в том направлении, а тем временем предпринимателя оштрафуют за неуплату сборов и налогов.

Изменения по УСН

Самые главные изменения КБК, расшифровка которых дана выше, коснутся всех налогоплательщиков. Первое основное изменение - новый код для налога на прибыль для организаций, которые контролируются как иностранные компании. Теперь нужно написать другие цифры: 182 1 01 01080 01 0000 110. Это отмечено в полном списке бланков, где обозначены все изменения форм сдачи отчётности за 2016 год - более двухсот изменений.

Второе из самого важного - отмена кода минимального налога для предприятий по УСН, теперь старым кодом пользоваться нельзя. Нужно перечислять налог на КБК со следующими цифрами: 182 1 05 010 50 01 1000 110. Один и тот же код - этот же - действует по УСН и при уплате в бюджет компаниями с объектом "доход минус расход" - один процент от выручки, то есть минимальный годовой налог, плюс авансовые платежи.

Причина этих изменений

Ранее КБК для данной системы налогообложения существовало два, и предприниматели по УСН раз в квартал платили налоговый минимум вместо авансов, поскольку предполагали, что выйдут по итогам года на запланированный минимальный налог.

Налоговые органы с трудом разбирались в путанице поступлений на два адреса, в итоге предприниматели вынуждены были платить пени за недоплату или штрафы за неуплату минимального налога. Теперь адрес для перечисления один. А минимальный налог взимается в двух случаях по УСН - если по итогам года фирма оказалась в убытке и если минимальный налог больше фактического.

Таблица

Сайт Министерства финансов Российской Федерации первого июля 2016 года уведомил предпринимателей обо всех изменениях: была опубликована таблица КБК, в которой сопоставлялись виды доходов бюджетной системы РФ соответственно с кодами подвидов, которые будут действовать в 2017 году.

Ознакомившись с данными этой таблицы, можно увидеть, какие именно изменения потерпели КБК, и что должно измениться в заполнении платёжных документов. Каждый предприниматель должен сделать это обязательно: уточнить коды и их правильные наименования. Тогда его платежи, штрафы. сборы и налоги будут уходить в бюджет чётко по назначению, и налоговые органы во время проверок не предъявят ему никаких нареканий.

КБК для юридических лиц

Юридические лица платят в числе прочих и налог на добавленную стоимость. Это изъятие в бюджет страны некоей части стоимости товара, услуги или работы, создающейся на каждой стадии производства. В России НДС появился в 1992 году, а в мире - значительно раньше, с облагороженного налога с оборота, предложенного Сименсоном, немецким экономистом, в 1919 году. Взимать его начали французы в 1954-м, но не у себя во Франции, а в колониях. Сейчас НДС и его модификации существуют в более чем пятидесяти странах мира. В России Налоговый кодекс предусматривает взимание НДС, закрепив это в главе 21.

Вносится такой налог по мере реализации. КБК для юридических лиц по НДС нужно обязательно указывать в декларациях и платёжных поручениях. Также КБК по НДС нужно знать на тот случай, если налоговое ведомство потребует штраф или пени за какое-либо нарушение законодательства по налогам. Кроме того, постоянно корректируются и разъясняются все поправки и действия, если ситуации не однозначны. В статье 143 Налогового кодекса рассматриваются организации, лица и предприниматели, освобождённые от такого налога. Это налогоплательщики из спецрежимов, организаторы крупных мероприятий (например, ЧМ по футболу 2018 года).

КБК детально

Есть механизм взаимодействия с бюджетом, который отражается в КБК: вместо сложных описаний в декларации или платёжном поручении особенностей налога и получателя, то есть - конкретной бюджетной организации, применяются цифровые коды, точно и строго регламентированные. Именно благодаря им отчёт или налог обрабатывается в чётком соответствии с адресом получателя декларации или налога.

Как уже было сказано, в КБК двадцать цифр, разбитые на четыре группы. И все они несут определённую информацию. Первые три рассказывают об администраторе, то есть о том, перед кем нужно держать отчёт. Налоговые органы обозначаются цифрами 182. Одна цифра далее - это вид поступления. Например: единица - это налог, двойка - поступление безвозмездное и так далее. Ещё две цифры обозначают вид дохода: 01 - на прибыль, 06 - налог имущественный, 08 - пошлины и так далее.

Следующие целых пять цифр - статьи и подстатьи бюджетного дохода. Далее - характеристика уровня бюджета (двенадцатая и тринадцатая цифры) - 01 - бюджет федеральный, 02 - субъекта РФ, 03 - местный бюджет и так далее. Потом идут четыре цифры, обозначающие тип платежа. Например, налоги - это 1000, пени - 2100, штрафы - 3000. И последние цифры КБК - их осталось три - это конечный адресат налога. Например: 110 - налог в госбюджет, 160 - отчисление на социальные нужды и так далее.

Пример

Возьмём такой код: 18210101000011000110. Первые три цифры - 182, это значит, что администрирует платёж ФНС. Единица следом говорит о том, что этот платёж - налог. Далее 03 обозначает то, что услуги или продукция предоставляются в РФ.

Пять цифр 01000 - подстатьи и статьи Бюджетного кодекса. Далее - 01 - получателем налога является федеральный бюджет. Далее 1000 - платёж прямой, не пени и не штраф. И, наконец, 110 - этот платёж пойдёт в доход государства.

Как правильно заполнить документы

Заполняется платёжное поручение сверху вниз, учитывая, что многие данные уже бухгалтерской программой проставлены: название компании налогоплательщика, КПП и ИНН, реквизиты банка и так далее. Поле со статусом налогоплательщика - 101 - меняется на 01, если он является юридическим лицом, и 09, если плательщик - индивидуальное предприятие. Если оплачивается НДС на ввоз импортных товаров, ставится 06 в поле 101, а если плательщик является налоговым агентом - код 02.

Сумму налога необходимо округлить до рубля. Реквизиты получателя уточняются в ИФНС. Вид операции - 01 для всех платёжных поручений, а например, по НДС, - 5. В поле 22 - УИН, нужно поставить 0. Поле 110 - тип платежа - не заполняется. Налоги можно перечислять по частям, а можно сразу полностью всю сумму.

Если в КБК ошибка

Человеческий фактор может повредить всюду - от управления авиалайнером до заполнения декларации на доходы. Не так редко случается, что налогоплательщики указывают в платёжном поручении ошибочный КБК. В декларации это маловероятно, потому что почти все компании формируют их посредством бухгалтерской программы, нацеленной на это специально. Она сама проставляет КБК и обычно без ошибок. Главное - вовремя обновлять программу. Тем более маловероятно, что неверный отчёт отправится в налоговую инспекцию. Если неверно даны коды, такое практически невозможно отправить.

А вот в платёжках ошибки совершаются сплошь и рядом. Перечисленные деньги попадают в бюджеты совершенно других уровней или вообще в невыясненные платежи. Эту оплошность исправлять трудно и долго, но можно и нужно. В налоговую инспекцию пишется заявление, уточняются реквизиты, на основании чего налог будет принят к зачислению и даже с датой дня уплаты. Даже если инспектор успел начислить пени, они будут аннулированы. И если платёж попал в какой-либо фонд вне бюджета, всё происходит так же. Если не произвести всех этих действий, инспекторы решат, что долг свой предприниматель не выполнил, а потому будут и пени, и штраф. А потому и призыв к предпринимателям: будьте внимательны, не путайте КБК!

Фиксированные платежи

Фиксированные взносы - это страховые платежи на пенсионное и медицинское обязательные страхования, которые перечисляются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими людьми, занятыми частной практикой. Вплоть до 2014 года эти взносы были одинаковы для всех лиц, и отличались действительной фиксированностью. Но после поступления поправок в законодательство, которые изменили сам порядок начисления этих платежей, фиксированными они быть практически перестали.

С 2017 года страховые взносы регулирует Налоговый кодекс (глава 34), а сами денежные потоки идут в налоговые инспекции, где зарегистрировано данное индивидуальное предприятие, то есть территориально, и не в фонды, находящиеся вне бюджета. Отдельный КБК для фиксированных платежей в качестве пенсионных взносов (один процент от дохода более трёхсот тысяч рублей) в 2017 году не предусмотрен. Код один для всех: 18210202140061110160. Дополнительный взнос за 2016 год - 18210202140061110160. Фиксированные платежи на медицинское страхование идут с кодом 18210202103081013160.

Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.

Как расшифровывается КБК

КБК — коды бюджетной классификации

КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

Актуальный перечень КБК на 2020 год

Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  • касающиеся государственных поступлений;
  • имеющие отношение к расходам;
  • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  • отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор» . Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Где взять КБК?

Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:

  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

  1. Инспекция начислила пени по неуплате налога . Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
  2. КБК не соответствует платежу, указанному в назначении . Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
  3. Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными . Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
  4. Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье . Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

  1. Регулярно уточняйте в налоговой, как отражаются проведенные платежи на вашем лицевом счете.
  2. Если вам поступило требование на уплату уже перечисленного вами налога, взноса и т.п., обращайтесь в соответствующий орган (налоговую, внебюджетный фонд) за сверкой расчетов.
  3. Если вы сами увидели допущенную ошибку в КБК, пишите заявление об уточнении.
  4. Старайтесь быть в курсе последних изменений в законодательстве, в частности, последней версии кодов.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

Указание о применении с 1 января 2005 г. новых кодов бюджетной классификации (КБК) утверждено Приказом Минфина России № 72н от 27.08.2004. А в соответствии с Указанием Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов.

КБК (поле 104) - это коды бюджетной классификации , заполняемые в поле 104 платежного поручения. По каждому виду налога в платежном поручении указывается свой код бюджетной классификации (КБК). Максимальная длина поля 104 (КБК) расчетного документа увеличились до 20 разрядов (символов).

Максимальное количество символов КБК проставляемых в реквизите 104 (поле 104) определено в количестве 20, и это указано в Приложении 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

А само значение КБК всегда можно уточнить по Таблице кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой, которая приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059@.

Структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) состоит из 20 разрядов, объединенных в 4 части, и имеет следующий вид:

Рассмотрим структуру кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации более подробно.

Часть 1: код администратора, состоящий из 3-х разрядов

Администратор - занимает 1-3 разряды КБК, состоящий из трех знаков (символов) и соответствующий номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета.

Администраторами поступлений в бюджет являются:


  • налоговые органы;
  • иные органы государственной власти;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения
Для примера приведем коды отдельных администраторов:

  1. код Федеральной налоговой службы России – 182-0-00-00-000…;
  2. код Федеральной таможенной службы России – 153-0-00-00-000…;
  3. код Пенсионного фонда РФ – 392-0-00-00-000…;
  4. код Фонда социального страхования РФ – 393-0-00-00-000…;
  5. код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000… и т.п.

Часть 2: код вида доходов с 4 по 13 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, который состоит из 10-ти знаков

Группа - занимает 4 разряд КБК (4 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации).
Четвертый разряд в коде видов доходов предусматривает следующие группы:

  • 000-1-00-00-000-00… - доходы;
  • 000-2-00-00-000-00… - безвозмездные перечисления;
  • 000-3-00-00-000-00… - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Итак, платежи, администрируемые налоговыми органами, относятся к группе 1 – «Доходы».

Подгруппа - занимает 5-6 разряды КБК (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации). Ее заполнение зависит от группы.

В группу "Доходы" (000-1-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:


  • 000-1-01-00-000-00 - налоги на прибыль, доходы;
  • 000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы на социальные нужды;
  • 000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход;
  • 000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество;
  • 000-1-07-00-000-00 - налоги за пользование природными ресурсами;
  • 000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
  • 000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 000-1-10-00-000-00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 000-1-12-00-000-00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 000-1-13-00-000-00 - доходы от оказания платных услуг;
  • 000-1-14-00-000-00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 000-1-15-00-000-00 - административные платежи и сборы;
  • 000-1-16-00-000-00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 000-1-17-00-000-00 - прочие неналоговые доходы;
  • 000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • 000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
В группу "Безвозмездные поступления" (000-2-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-2-01-00-000-00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • 000-2-02-00-000-00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • 000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
  • 000-2-05-00-000-00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 000-2-07-00-000-00 - прочие безвозмездные поступления.
В группу "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (000-3-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-3-01-00-000-00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 000-3-02-00-000-00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 000-3-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей;
Статья - занимает 7-8 разряды КБК (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Подстатья - занимает 9-11 разряды КБК (9 – 11 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Элемент - занимает 12-13 разряды КБК. В 12 и 13 разрядах КБК указывается код элемента доходов, закрепляемый:

  1. Для налоговых доходов закрепляется за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению налога:

    • федеральными органами власти;
    • органами власти субъектов Российской Федерации;
    • органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

  2. Для неналоговых доходов определяется в зависимости от принадлежности администратора неналоговых поступлений в бюджет к соответствующим уровням власти.
  3. Для безвозмездных поступлений определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.
Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 - местный бюджет;
  • 06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • 07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • 08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • 09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Часть 3: код программ доходов бюджетов с 14 по 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, т.е. состоящий из 4-х знаков

Программа - занимает 14-17 разряды КБК, который используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Код программ доходов бюджетов (14 - 17 разряды) состоит из 4-х знаков.

Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками, из которых первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому в 14−17 разрядах КБК следует указывать:
1000 - при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность);
2000 - пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.

Так, например:


  • КБК для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-1000-110
  • КБК для пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-2000-110
  • КБК для штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-3000-110

Часть 4: Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004_г. №249.

Экономическая классификация – занимает 18 – 20 разряды КБК и имеет следующие значения:

110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - перечисления международных финансовых организаций;
160 - взносы, отчисления на социальные нужд;
170 - доходы от операций с активами;
171 - доходы от переоценки активов;
172 - доходы от реализации активов;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

При заполнении поля 104 «Код бюджетной классификации» самой распространенной ошибкой является указание в 14-ом разряде КБК нулевого значения. Платежи по таким документам направляются Управлением федерального казначейства в категорию «неклассифицированные» поступления. Четырнадцатый разряд КБК - это символ, который определяется налогоплательщиком, и в расчетных документах не может принимать значение «0».

Кроме данного материала, информацию, связанную с платежными поручениями, можно просмотреть на сайте «