Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло. Повседневная жизнь народов украины, поволжья, сибири и северного кавказа Место проживания украинцев в 17 веке

В XIV веке территория Южной Руси перешла под контроль Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. В XVI-XVII веках развернулось противоборство за украинские земли между Польско-Литовским государством, великим княжеством Московским и турецко-татарскими силами. Завоевание Москвой в 1500-1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.

Со времён Люблинской унии (1569 год) Украина почти целиком находилась в административном подчинении Речи Посполитой. При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно инкорпорировалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами. Оставила свой след в политической истории Украины и европейская Реформация, которая в Польско-Литовском государстве потерпела поражение. Проблему православного населения католическая элита пыталась решить с помощью Брестской унии 1596 года, которая подчинила православную церковь Украины Римскому Папе. В результате возникла униатская церковь, которая имеет также ряд отличий от православия в ритуале. Наряду с униатством и католичеством сохраняется православие. Киевская Коллегия (высшее духовное учебное заведение) становится центром возрождения украинской культуры.

Усиливающийся гнёт шляхты вынуждал украинские крестьянские массы бежать на юг и юго-восток региона. В нижнем течении Днепра, за Днепровскими порогами, в начале XVI века возникло казацкое сообщество, находившееся в относительной зависимости от Польско-Литовского королевства. По своей социально-политической организации это сообщество было аналогично образованиям русских казаков на Дону, Волге, Яике и Тереке; между военной организацией днепровских казаков — Запорожской Сечью (возникла в 1556 году) — и русскими казацкими образованиями существовали отношения братства по оружию, и все они, в том числе Запорожская Сечь, являлись важнейшим политическим и военным фактором на границе со Степью. Именно это украинское казацкое общество сыграло в середине XVII века решающую роль в политическом развитии Украины. В начале XVII века под руководством гетмана Сагайдачного (гетманство с перерывами в 1605-1622 годах) Сечь превратилась в мощный военно-политический центр, действующий в целом в русле польской политики. Сечь представляла собой республику во главе с гетманом, опиравшимся на казацкую старшину (верхи, противостоящие «голытьбе»).

В XVI-XVII веках на стремление поляков установить более полный контроль над Сечью казаки ответили рядом мощных восстаний против шляхты и католического духовенства. В 1648 году восстание возглавил Богдан Хмельницкий. В результате нескольких успешных походов войску Б. Хмельницкого удалось распространить влияние Запорожской Сечи на большую часть Украины. Однако возникшее украинское государственное образование было слабым и не могло в одиночку противостоять Польше. Перед Б. Хмельницким и офицерами высшего казацкого крута встал вопрос выбора союзников. Первоначальная ставка Б. Хмельницкого на Крымское ханство (1648 год) не оправдалась, поскольку крымские татары были склонны к сепаратным переговорам с поляками.

Союз с Московским государством после нескольких лет колебаний царя Алексея (нежелание вступать в новый конфликт с Речью Посполитой) был заключён в 1654 году в Переяславле (Переяславская Рада). Казацкому войску как основному военно-политическому институту Украины гарантировались его привилегии, собственное право и судопроизводство, самоуправление со свободными выборами гетмана, ограниченная внешнеполитическая деятельность. Привилегии и права самоуправления гарантировались присягнувшему на верность русскому царю украинскому дворянству, митрополиту и городам Украины.

Начавшаяся в 1654 году война России с Польско-Литовским государством в целом негативно сказалась на союзе днепровских казаков с русским царём. В условиях перемирия Москвы с Польско-Литовским государством Б. Хмельницкий пошёл на сближение со Швецией, Бранденбургом и Трансильванией, вступившими в вооружённую борьбу с поляками. При этом роль казаков Б. Хмельницкого была весьма весомой. Так, в начале 1657 года 30-тысячное войско киевского старшины Ждановича, соединившись с армией трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, достигло Варшавы. Однако закрепить данный успех не удалось.

В середине XVII века развернулась ожесточённая борьба за территорию Сечи между Россией, Польшей и Османской империей. В этой борьбе гетманы занимали различные позиции, иногда действовали самостоятельно. Гетман И. Выговский (1657-1659 годы) заключил союз со Швецией, которая господствовала в это время в Польше (предвосхитив политику Мазепы). Одержав победу над пророссийскими силами под Полтавой в 1658 году, Выговский заключил Годячский мир с Польшей, предполагавший возвращение Украины под власть польского короля в качестве Великого княжества Русского. Под Конотопом войска Выговского в 1659 году одержали победу над войсками Московского царства и его союзниками. Однако следующая рада поддержала пророссийски настроенного Ю. Хмельницкого (1659-1663 годов), который сменил Выговского и заключил новый Переяславский договор с Россией. По этому договору Украина стала автономной частью Московского царства.

Однако после неудач в войне с Польшей в 1660 году был заключён Слободищенский договор 1660 года, превративший Украину в автономную часть Речи Посполитой. Левобережная Украина не признала соглашение и присягнула царю. Не желая продолжать гражданскую войну, Ю. Хмельницкий постригся в монахи, а гетманом Правобережья был избран П. Тетеря (1663-1665 годы), а Левобережья — И. Брюховецкий (1663-1668 годы), которого сменил Д. Многорешный (1669-1672 годы).

Восстание 1648-1654 годов и последовавший за ним период смуты («Руина») иногда трактуется в историографии как раннебуржуазная или национальная революция (по аналогии с другими революциями XVI-XVII веков).

Андрусовское перемирие Москвы с поляками (1667 год) институционализировало раскол Украины: регионы на левом берегу Днепра отошли Московскому государству, а право-бережные вновь попали под политико-административный контроль поляков. Этот раздел, равно как и установленный над Запорожской Сечью по Андрусовскому договору протекторат обеих держав, вызвал многочисленные восстания казаков, безуспешно пытавшихся достичь объединения обеих частей Украины.

В 1660-1670-х годах на Украине шла ожесточённая гражданская война, в которой участвовали Польша, Россия, а затем и Османская империя, под покровительство которой перешёл правобережный гетман П. Дорошенко (1665-1676 год). Эта борьба разорила Правобережье, нанесла большой ущерб левому берегу и завершилась разделом Украины по Бахчисарайскому договору 1681 года России с Турцией и Крымским ханством и «Вечному миру» России с Польшей 1686 года. Территории трёх государств сходились в районе Киева, который остался за Россией и входившей в её состав гетманской Украиной (гетман И. Самойлович, 1672-1687 годы).

Украина была разделена на ряд территорий:

1) левобережное Гетманство, сохранявшее значительную автономию внутри России;

2) Запорожскую Сечь, сохранявшую автономию в отношении гетмана;

3) правобережное Гетманство, сохранявшее автономию в составе Речи Посполитой (к 1680-м годам фактически разделено между Польшей и Турцией);

4) Галицию, интегрированную в Польское королевство с конца XIV века;

5) венгерскую Карпатскую Украину;

6) принадлежавшую Османской империи Буковину и Подолье (до 1699 года);

7) очищенные от украинского населения районы Степи и нейтральные территории, вплоть до Киевщины;

8) Слободскую Украину — восточные районы левобережного Гетманства, чьи полки непосредственно подчинялись московским воеводам в Белгороде.

Институтами московского контроля за сохранявшими значительную автономию левобережным Гетманством и Слободской Украиной были: учреждённый в 1663 году Мало-российский Приказ, небольшие российские гарнизоны в отдельных украинских городах. Между Гетманством и Московским государством (в допетровский период) существовала таможенная граница.

Более жёсткое институциональное закрепление Левобережья и Слободской Украины, а затем и части Правобережной Украины происходит в царствование Петра I. В 1708 году украинский гетман Иван Мазепа вступил в союз с военно-политическим противником Петра — королём Швеции Карлом XII. В ответ русская армия сожгла гетманскую столицу Батурин. Победа Петра I над шведами под Полтавой (1709 год) означала существенное ограничение широкой политической автономии Украины. Институционально это выражалось в расширении административной и правовой компетенции Малороссийской Коллегии, управлявшей делами на Украине, ликвидации таможенной границы, ростом экономических изъятий прибавочного продукта с украинских территорий для нужд расширявшейся Российской империи.

Стабилизация института гетманства при императрице Елизавете Петровне сменилась резкой политикой централизации во времена правления Екатерины И. В 1765 году Слободская Украина стала обычной провинцией Российской империи. В 1764 году был ликвидирован институт гетманства, а в начале 1780-х годах введена российская система управления и сбора налогов. В 1775 году русские войска разрушили Запорожскую Сечь, часть запорожских казаков переселилась на Кубань, а часть казачества в более северных районах перешла в категорию государственных крестьян. Одновременно с раздачей земель русским помещикам происходит включение части казацкой верхушки в состав российского дворянства. Территория Украины стала именоваться Малороссией. В 1783 году к России было присоединено Крымское ханство.

В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы) почти вся территория Украины вошла в состав Российской империи. Галиция, Закарпатье и Буковина стали частями Австрийской империи.

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР. Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются следующие наречия: северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Письменность с 14 века на основе кириллицы. Распространены также русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей - польский языки. Верующие Украинцы - в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере - к Украинской православной церкви - Киевский патриархат и Украинской автокефальной православной церкви. На Западной Украине имеются также католики. 90% их - католики византийского обряда (греко-католики, униаты), остальные - католики латинского обряда. Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского. Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель. В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства Украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в 19 веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца 17 века - кукурузу, табак, со 2-й половины 18 века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала 19 века - помидоры и перец. Для Украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).

Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге - также катком и лошадьми, изредка молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье - в гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках.

Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и ремёсла - ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный, сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др.

Традиционные сельские поселения - сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства - избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата - сени - хата или хата - сени - комора), а в бедняцких хозяйствах - однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище оставалось вплоть до начала 20 века курным или полукурным. При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда - сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался "миснык" для посуды. Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге - загончики для скота и т.п. Украинцы жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных.

Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

В общественной жизни украинского села до конца 19 века сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община - громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха ("парубочи громады" - объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей формой семьи Украинцев была малая, с выраженной властью её главы - мужа и отца, хотя вплоть до начала 20 века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество Украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с её традиционными видами - занизування, заволикання и настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп Украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых Украинцы потеряли свыше 5 млн. человек.

Тяжёлым испытанием для Украинцев явилось нападение в 1941 фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность Украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отливу сельского населения в города, ликвидации многих деревень. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития; приостановился естественный прирост населения. Установка на приоритетное развитие в культуре интернационального в ущерб национальному привела к сокращению сферы употребления украинского языка. В то же время в 1960-80-е годы наблюдался быстрый рост научно-технической и гуманитарной интеллигенции, профессиональной культуры и науки. В 1991 Украина стала независимым государством, начался процесс расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни (принятой в июне 1996 Конституцией он признан государственным), активизировались контакты с украинской диаспорой, часть Украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР переселились на Украину. Главным образом по политическим причинам проявились противоречия между двумя православными церквами, а также между Украинцами западных областей и остальной Украины.

В.Ф. Горленко

По данным Переписи населения 2002 года численность украинцев, проживающих на территории России, составляет 2 миллиона 943 тысячи человек.

В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.

Полещуки, бойки, гуцулы, лемки - все эти этнографические группы относятся к украинской народности.

Народы, населяющие Украину


На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.

Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.

Украинскую народность также составляют зарубежные русины - словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.

Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.

В советские времена состав населения Украины несколько изменился - евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.

Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов - вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.

Культура и быт Украины

Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.

Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой. Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду. Головной убор имеет особое значение - незамужние женщины носили цветочный венок, замужние - высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.

Традиции и обычаи в Украине

Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.

Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.

Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.

Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли - береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.

Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.

Пасхальный обычай - красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: "Христос Воскрес!", а в ответ слышат: "Воистину воскрес!".

Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье - это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник - день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день - Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.

Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.

Во второй половине XIX - начале XX вв. Украина оставалась в основном аграрной, а сельское население, составлявшее подавляющее большинство, занималось хлебопашеством, животноводством, садоводством.

В течение XIX в. усиливается процесс обезземеливания не только в связи с захватом пахотных земель и лугов помещиками, но и в результате усиления социального расслоения государственных и крепостных крестьян. Накануне реформы 1861 г. на Левобережной Украине в пользовании у крестьян было только 38%, а в степных районах 15% обрабатываемых земель. Подобное положение было и в других районах.

В XIX - начале XX вв. в большинстве районов Украины основной системой земледелия было трехполье, а также перелог, известные у восточных славян еще со времен Киевской Руси. Огненно-подсечная и двухпольная система, развитые в прошлом, до XIX в., из-за малой эффективности и трудоемкости почти не применялись.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Было широко распространено удобрение полей навозом. Твердых правил применения системы севооборота не существовало. Очередность посева на различных участках поля к выбор сельскохозяйственной культуры определялись хозяином поля или арендатором.

В южных районах Украины, где еще в конце XIX в. были значительные площади целинных и передоговых земель, сразу же после поднятия целины трехполье применялось редко. Здесь в течение длительного времени высевались одни и те же культуры.

По традиции большая часть пахотных земель засевалась озимой я яровой рожью - основными злаковыми культурами на территории Украины с древнейших времен. Пшеницу сеяли не везде и шла она в основном на продажу. До революции на Украине били распространены сорта пшеницы: яровая - "полтавка", озимая - "банатка", "ледянка горькая". Пшеница издавна занимала основное место среди посевов зерновых в южных степных районах, в Закарпатье и частично в Лесостепной зоне, на богатых черноземах. На Слобожанщине и Полтавщине сеяли преимущественно яровую пшеницу, на Киевщине, Подолии и Волыни - озимую. Сеяли также ячмень, особенно на юге Украины, гречиху, просо, горох, фасоль, лен, коноплю. Волынь славилась хмелем.

В конце 17 в. на Украине в основном на юге появляется кукуруза, не получившая впрочем в дореволюционный период широкого распространения. С конца 18 в. выращиваются картофель и подсолнух.

Из овощных культур наиболее распространенными были свекла, морковь, огурцы, капуста, лук, чеснок, петрушка и бахчевые. Одной из характерных черт украинского села, которую отмечали многие путешественники еще в 16-17 вв., было обилие садов (яблони, груши, сливы, вишни). Сады выращивались преимущественно при усадьбах. 1ироко применялись народные методы прививки лучших сортов: разведение молодых деревьев "из пня", отсадка присыпанных ранее веток и т.д. В бедняцких хозяйствах вследствие малоземелья сад был нередко одновременно лугом, сенокосом и огородом.

Важное место в сельском хозяйстве Украины занимало животноводство. Разводили преимущественно коров красной степной породы, холмогорку, ярославскую и пр. Выращивали также породистых лошадей: степную украинскую , русскую рысистую, орловскую и т.д. Издавна на Украине было развито овцеводство. Среди множества пород овец предпочтение отдавалось решетиловскоя (черной) и сокольской (серой). Разводили также свиней, коз, домашнюю птицу, занимались пчеловодством. Пчел держали в ульях-дуплянках, "соломянках", "мазанках". К концу XIX в. появляются рамочные ульи.

Во многих районах Украины была развито рыболовство, преимущественно речное. Рыбу ловили плетеными из лозы вершами, а также сетями, ятерями, подсаками, саками, переметами и т.д.

Охота большого значения в хозяйстве украинцев не имела. Орудия охоты были такими же, как у русских и белорусов. Применялись "тенета" и "перевисищи" - сети для ловли птиц и мелких животных, использовалось и огнестрельное оружие. В лесах Карпат и Полесья охотились на оленей, косуль, диких свиней, волков.

В тяжелейших социально-экономических условиях феодального, а позднее капиталистического гнета крестьянство Украины развивало и совершенствовало орудия труда, создавало различные приемы обработки почвы, обогащаю сельское хозяйство новыми сортам и видами полевых, огородных и садовых культур, развивало животноводство.

Хозяйственному и культурному обмену между Россией и Украиной, а также Левобережьем и Правобережьем заметно содействовало воссоединение Украины с Россией. Для хозяйства Украины открылись широкие возможности использования достижений русской земледельческой культуры, в частности разведения новых овощных культур и культурных трав.

Этнокультурные связи в сфере сельского хозяйства имели характер взаимовлияний. Так, пшеница "полтавская" была исходным сортом "саратовской", в то же время метод добычи масла из семян подсолнуха украинцы переняли у русских; на Украине разводили завезенных из русских и белорусских губерний лошадей и крупный рогатый скот.

На Украине издавна известны три вида тягловых пахотных орудий: плуг, рало и соха. Для большинства районов Украины характерны плодородные, но тяжелые для обработки почвы. Наиболее распространенным пахотным орудием здесь издавна были плуг и рало.

Рало является одним из древнейших пахотных орудий. Железные наральники выявлены археологами на территории современной Украины в поселениях первых веков нашей эры. Если же учесть, что для некоторых видов рала, распространенных в прошлом на территории Украины , Белоруссии и Литвы, наральник делался из твердых, обожженных для прочности пород дерева, то вполне вероятно, что рало могло появиться намного раньше. В процессе эволюции от простейших форм к более сложным рало приобрело некоторые специфические конструктивные черты. Варианты рала, бытовавшие на Украине в ХУШ-ХІХ вв., сводятся к двум основным разновидностям: однозубые и многозубые. Однозубое делалось без полоза и с полозом. Рало с полозом отличалось от бесполезного положением ральника, его формой, способом соединения с грядильо ("стебло"). В первом случае ральник забивали в грядиль, а во втором - грядиль забивали в отверстие в ручке, составлявшей единое целое с ральником. Широко распространены были также типы рала, переходные между полозовым и бесполозовым. Однозубим ралом в XIX в. пахали, как правило, мягкий грунт, пар под озимые, землю для баштана, гречихи, картофеля, проса, конопли. Тягловой силой была пара волов «воловье рало», или один вол, которого запрягали в ярмо «бовкун», а также пара лошадей «киньске рало», запряженных в шлею «до штельваги з орчиками». Запрягали и одного коня

с хомутом или дугой. В бедняцких хозяйствах рало, требующее меньшей тягловой силе было основным пехотным орудием. В зажиточных хозяйствах для повторной обработки почвы как культиватор использовалось более производительное многозубое рало. В зависимости от тягловой силы это рало делали большим (воловое) или меньшим (лошадиное). По конструктивным особенностям различались три основных типа многозубого рала: граблеподобное с прямоугольной раной и боронообразное. Граблеподобное рало по форме напоминало грабли, хотя и отличалось от них размерами, количеством зубьев -колышков (от 2 до 20) и их формой. Рало с треугольной рамой находилось в генетической связи с граблеподобнык ралом, представляя собой его более поздний тип. Древнейший тип бороноподобного рала был конструктивно сходен с бороной-смыком. Он сформировался, очевидно, на основе бесполозового рала и бороны.

В каждой этнографической зоне Украины были распространены свои варианты рала. В южных и западных районах Полесья и Лесостепи бытовали древнейшие типы бесполозового однозубого и многозубого рала с прямоугольной рамой; на Подолни - однозубое с полозом-, сходное с ралом молдаван, южных и западных славян. Ег Украины был районом распространения преимущественно нногозубых типов рала (граблеподобного о треугольной рамой). На Левобережье и Слобожанщяне бытовали разные виды и однозубого и многозубого рала. На севере Полесья и в некоторых районах центральной Украины пахали сохой (литовка, украинка, одноконха, паро-конка и т.д.). Д.К.Зеленин указывал на неточность названия сохи "литовка", поскольку эта соха не характерна для литовцев, предложил назвать эту соху "полесской".

Вторым важнейшим пахотным орудием украинцев бнл деревянный плуг с железным лемехом и череслом.

До революции на Украине в основном применялись плуги трех видов: традиционные деревянные на колесном передке с железным лемехом и череслом, различные модификации традиционного плуга и фабричные. Последние получили распространение с конца XIX в. Все разнообразие вариантов традиционного плуга украинские этнографы сводят к двуя типам: с неподвижной и передвижной полицей. Второй из них был меньше распространен, только в горных районах Карпат. Плуги были разных размеров и в зависимости от этого в них запрягали от 2 до 4 пар волов. Более тяжелыми пахали в степных районах, а легкие применяли в зоне лесостепи и в южных районах Полесья. На стыке зон применялись плуг и соха.

Бытовавшие на Украине в конце XIX - начале XX вв. традиционнее сохи по конструктивным признакам подразделяются на два " типа: I) беспередковая соха с непереставной полицей, в которой грядиль отсутствовала, а рассоха (кусок дерева с развилиной на конце, служившей для надевания сошников) забивалась задним концом в отверстие поперечного валика; 2) передковая соха - рассоха забивалась снизу в отверстие на грядиле. Каждый из этих типов сох имел ряд названий. Первый тип называли московской, односторонкой, плашкой и пр. Наиболее приемлем; очевидно, термий "односторонка", так как подобные сохи, с непереставной полицей, отвал земли производили только на одну сторону. Другой тип известен под названием полесская, "двухпалицева", "п1дляськая в т.д. Крестьяне часто называли ее сохой-рогачом или паристой сохой. Соха-рогач или же полесская была распространена на правобережном украинском Полесье. Для Левобережья более характерна сохводносторовка. Оба типа сохи были двузубые.

В каждом из этих типов сох можно выделить ряд вариантов. На Левобережье и Слобожанщине, в районе, где помещики вводили соху принудительно, крестьяне вносили в ее конструкцию ряд изменения, заимствуя некоторые детали из плуга. В результате возникли переходные формы и варианты от сохи к плугу.

Одновременно с тягловыми украинское крестьянство применяло и разнообразные ручные орудия обработки земле - мотыгу; сапу, заступ и т.д. В ХУ1-Х1Х вв. эти орудия использовались главным образом для обработки огородных участков.

Традиционным способом сеяния у украинцев как и у других земледельческих народов Восточной и Центральной Европы, было сеяние вручную. На большинстве территории Украины полевые культуры сеял из мешка ("сіва"). На Полесье, в некоторых районах Лесостепи, Левобережья украинцы как и русские и белорусы сеяли из специальных сеялок - коробок из дерева, коры, лозы или соломы ("сіваньки", "сіяника", "сенника"). На Буковине для этой цели употреблялось деревянное ведро с длинной дужкой ("скокец").

Огородные и пропашные культуры сажали в борозды или в небольшие ямки, бросая в них семена или сажая рассаду. Это делали обычно женщины.

При обработке земли значительную роль играла борона. Борову использовали для разрыхления пахоты, очищения почвы от сорняков перед посевом ("скородіння") к прикрывания семян после посева (волочіння). На Украине делали преимущественно трапецевидные бороны с прямой или округлой передней планкой. В бедняцких хозяйствах, вплоть до революции, пользовались простевшей бороной волокушей ("гілляка") - деревом, которое волочили комлем вперед, и "вершалиною" - верхушкой дерева с обрубленными ветками. В некоторых районах Юга Украины и Закарпатья в качестве бороны применялись ветки терна, привязанные к палкам или соединенные вместе. На севере Украины применялась борона из лозин, перевязанных "калачиками" в виде рамы ("лозоватка"). В месте перевязки вставлялись деревянные колья ("чопи"). На Полесье даже в брусковую борову колья не всегда вбивали, а привязывали лозою. Более совершенной была брусковая борона, которая делалась в виде рамы с бруском с забитыми в них деревянными гвоздями. Этот тип бороны, известный славянам еще со времен Древней Руси, в XIX в. был наиболее распространен на территории Украины. При бороновании украинцы , в отличие от западных славян, брусковую борову обычно цепляли углом вперед, что уменьшало нагрузку на лошадь и обеспечивало более широкий захват. При одновременном боронованяя несколькими боронами применялись различные приемы их крепления: при одноконной упряжке (Левобережье и Восточное полесье) - "ключом", на Правобережье - в ряд, углом вперед.

Основным орудием уборки колосовых у украинцев , как и у других европейских народов, был серп. В XIX в. серпами жали рожь, пшеницу, ячмень, реже - просо, остальные злаки собирались преимущественно косой, оборудованной "грабками", прикрепленными к косе зубьями в виде грабель. Сено косилось без грабок. В конце XIX в. все больнее распространение получает коса "литовка", хотя серп еще длительное время бытовал в ряде районов, особенно на Полесье и Лесостепи, для ковения камыша и некоторых зерновых.. В некоторых районах Подолии и Юга Украины применялся "тирпан" -самодельное орудие с коротким держаком из укороченной косы. На Украине зафиксировано три способа самодельных приспособлений к косам: коса с грабками, "на крюк" и "на лучок".

Повсеместно в сельском хозяйстве применялись разнообразные грабли, вилы, мач, сохар, грибачки, сукачки.

Скошенный хлеб - рожь, пшеницу, ячмень, а также гречиху, просо, овес на Украине вязали в снопы. Для перевесел использовалась влажная солома. Сноп был как бы единицей измерения зажиточности. Снопами расплачивались с бедняками за работу на поле. Складывались снопы в копны по 10, 30 и более снопов, преимущественно крестом. Бобовые культуры в снопы не вязали. Подсохшие в, поле снопы доставлялись на глиняные утрамбованные токи. Первый обмолот у бедных крестьян был особенно долгожданным для изголодавшейся семьи.

Основным орудием обмолота у украинцев , как и у большинства европейских народов, был цеп ("ціп"). В разных районах Украины его размеры и название отдельных частей были различны. Держак, например, назывался на Закарпатье "ручник", "держано",бич назывался "бичук" - на Сумщине и Черниговщине, "билень на Винничине и Житомирщине, "биях", "ціпець" - на Закарпатье, "б"ях" - на Волыни я т.д.

Наиболее распространенным на Украине в 18-19 вв. был цеп с ременной связью (капици, увязь). Капица крепилась на биче, как правило неподвижно, рипица на держаке двигалась вокруг "узголовья". На Юге Украины применялась молотьба чаще деревянным или каменным катком ("гарман") с продольными ребрами, который волочили лошади. На Юге применялась также молотьба гоном ~ ногами домашних животных и молотильной доской ("чертка", "деканка").

При веянии зерно обычно подбрасывали лопатой на ветру.

Зимой веяли на лед, чтобы зерно было чистым. Мололи хлеб на ручных жорнах (беднейшее крестьянство) или на мельницах. В XIX в, на Украине были распространены преимущественно стержневые ветряные мельницы с 1, 6 или 8 крыльями ("раменами"), а на реках водяные ("млини"). В конце XIX в. появляются у богатых крестьян паровые мельницы.

В этот же период прежде всего У зажиточных крестьян а частично середняков, появляется и другая сельскохозяйственная техника фабричного производства: культиваторы, конные молотилки, сеялки, веялки и т.д. При этой модификация и усовершенствование сельскохозяйственных орудий и машин проходили в тесной связи с развитием традиционных орудий и использованием многовекового народного опыта. Примером народной переработки фабричных плугов может служить так называемый "беспередковый" полесский плуг. Он имел деревянную прямую или выгнутую грядиль, деревянную или железную подошву и железный лемех треугольной формы.

Из фабричных плугов наиболее приемлемым среди крестьян считались плуги Вржесинского и Васильчикова, культурный Ь I, Рязанского общества. Гене, "ОКС" и др. Выбор плуга во многой зависел от качества грунта. Например, пахота тучных черноземов с большим эффектом проводилась тяжелыми плугами. Распространение на Украине в конце XIX в. фабричных культиваторов (экстирпаторов, грубберов и др.), дорогих и малодоступных для широких крестьянских масс, содействовало усовершенствованию традиционного многозубого рала. Изготовленные в мастерских и сельских кузницах культиваторы, сконструированные на основе рала, пользовались большим спросом.

На Югe Украины покупные машины распространялись в большей мере. Здесь (проникновение капитализма в сельское хозяйство шло интенсивнее, чем в других районах Украины, особенно в Полесье и Карпатах, где пережитки феодально-крепостнических отношений были особенно сильны. Однако и здесь бедняцкая часть крестьянства продолжала пользоваться в значительной мере примитивными сельскохозяйственными орудиями.

Итак, в XIX - начале XX вв., несмотря на ряд технологических нововведений я внедрение более совершенных земледельческих

машин, качественных изменений сельскохозяйственной техники у основной массы украинского крестьянства не произошло, вследствие сохранения значительных пережитков феодализма - малоземелье, отработки, тяжелые налоги и подати.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции национализация земли и другие социально-экономические преобразования оказали решающее влияние на подъем сельскохозяйственного производства, развитие и усовершенствование сельскохозяйственной техники. Процессы эти ускорились после проведенной в стране коллективизации сельского хозяйства. Колхозы и совхозы стали центрами распространения передовой агротехнической культуры и новой сельскохозяйственной техники.

Большую роль в социалистическом преобразовании украинского села сыграли рабочие, которые постепенно передавали крестьянству знания и опыт овладения техникой. Крестьянская молодежь сама активно взялась за учебу, стремясь овладеть новой техникой. Среди колхозного крестьянства особенно почетной становится профессия механизатора.

Если при капитализме, а тем более в феодальный период, конструкция земледельческих орудий в значительной степени зависела от характера почвы, то в наше время созданы благоприятные возможности для вспашки самых тяжелых почв современной сельскохозяйственной техникой. Достижения советской агрономической науки обеспечили значительное повышение качества почв даже в ранее малопригодных для земледелия районах.

Колхозный строй открыл путь к ведению хозяйства на основе достижений современной науки. Современное сельское хозяйство Украинской ССР многоотраслевое, его успехи определяются не только благоприятными природными и климатическими условиями республики, но и плановым развитием экономики.. В то же время сохраняется региональный аспект сельскохозяйственной специализации. Лесостепь - район, где в основном выращивают свеклу, озимую пшеницу, рожь, садовые культуры. Здесь развито птицеводство, полутонкорунное овцеводство. Южные и центральные районы специализируются на производстве товарного зерна (озимая пшеница, кукуруза). Важную роль здесь играют садоводство, выращивание бахчевых культур, винограда, животноводство и скотоводство. В Полесье развивается мясо-молочное животноводство, свиноводство.

Это основной район выращивания картофеля и льна-долгунца. В районах Карпат специализируется также на мясо-молочном животноводстве и разведении овец. В Закарпатье развиты садоводство и виноградарство. Несколько специализированных конных заводов Украинской ССР разводят лошадей, которые еще используются, в незначительно« количестве, в сельской хозяйстве. Наиболее распространены породы лошадей - рысистая, орловская, рысистая российская, буденовская, донская, тяжеловозы и т.д.

На Украине многие хозяйства специализируются на выращивании технических культур, сырья для парфюмерии. В колхозах и совхозах продолжает развиваться и такая высокодоходная отрасль хозяйства, как пчеловодство. На Юге культивируется новая для Украины отрасль хозяйства - шелководство.

Значительно развито рыболовство, особенно в искусственных морях - водохранилищах. На промышленную основу поставлено разведение пушного зверя. Проводятся крупные мероприятия по охране окружающей среды и животного мира. На Украине создана целая сеть заповедников - Аскания-Нова (Херсонская обл.), Хомутовская Степь (Сумская обл.). Каменная Могила (Запорожская обл.), Черногорский (Закарпатская, Львовская и Иввно-Франковская обл.), Велико-Анадольский лес, Стрилецкая степь (Донецкая обл.), Крымский государственный заповедник им.Куйбышева и др. Создано несколько дендрариев: Александрия (Киевская обл.), Софиевка (Черкасская обл.), Конча-Заспа (Киевская обл.), Конотопское (Сумская обл.), Печенеги (Киевская обл.), Диканкское(Полтавская обл.), Тростянецкий (Черниговская обл.) и др.

Описание

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР.

Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

Историческая справка

Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.

Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям.

С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало.

Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

Национальные праздники

Традиции, культура

Разнообразен и красочен украинский народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки.

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.