Повышение качества жизни входит в. Показатели качества жизни населения. Положение сельских тружеников

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.

Качество жизни предполагает:

Чистую окружающую среду;

Личную и национальную безопасность;

Политические и экономические свободы;

Другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

Качество жизни - это категория не столь стандартизованная, как понятие "качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.

Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей:

Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.

С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:

степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;

удовлетворенность качеством жизни самих людей.

В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.

Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.

Достижение максимально высокого качества жизни населения является приоритетной целью социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.

Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.

При этом возможны два подхода:

· составление сводного перечня показателей в соответствии со структурой потребностей и интересов;

· более предпочтительный аналитический подход, при котором показатели качества жизни прежде всего группируются по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим синтетическим обобщением.

И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.

К таким сферам относятся:

· трудовая жизнь;

· сфера развития способностей людей;

· семейная жизнь;

· быт и поддержание здоровья;

· жизнь нетрудоспособных;

· окружающая среда;

· жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

Особую сферу жизни людей образует забота о будущем.

Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.

Список стран по качеству жизни составленный ООН

Россия открыла шестой десяток в списке стран мира, составленном ООН по целому ряду критериев, в совокупности названных “качеством жизни в них”. Первое место уже, который год подряд в этом перечне занимает Норвегия. Второе, третье, четвертое и пятое, соответственно, - Швеция, Канада, Бельгия и Австралия. На шестом месте - США. Исландия - на седьмом, Нидерланды - на восьмом, Япония занимает девятое место, замыкает первую десятку Финляндия.

Во второй десятке - страны, жизнь в которых не так хороша и безоблачна, как в государствах первой десятки, но все-таки на достаточно высоком уровне для XXI века. В ней места с 11 по 20 достались соответственно Швейцарии, Франции, Великобритании, Дании, Австрии, Люксембургу, ФРГ, Ирландии, Новой Зеландии и Италии.

Замыкает список на 173 месте Сьерра-Леоне. Согласно данным ООН, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР, а также во многих государствах Африки сейчас уровень жизни ниже, чем в конце “холодной войны” (т.е. в конце 80-х - начале 90х гг.). Люди там живут беднее и умирают раньше.

Официально список ООН называется “списком стран, в которых лучше всего жить”. При его составлении учитывались такие факторы, как уровень образования, продолжительность жизни и доход на душу населения.

Список используемой литературы:

1. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.

2. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

3. Институт качества жизни, адрес в интернете http://qol.ur.ru/index.html

Уровень жизни – это социально-экономическая характеристика степени обеспечения физических, духовных и социальных потребностей людей. Определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, с другой – количеством и качеством жизненных благ и услуг, исполь­зуемых для их удовлетворения. Среди личных потребностей людей раз­личают:

1) материальные. К ним относятся потреб­ности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.;

2) духовные. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искус­ства, образования, детского воспитания;

3) социальные. К ним относятся потребно­сти в обеспечении старости, в увеличении свободного вре­мени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщно­сти труда, в единстве коренных общественных интересов.

Уровень жизни можно оценивать в глобальном масштабе; в целом по стране (с учетом величины ее национального богатства); в отношении определенных регионов, социальных и демографических групп и слоев населения, отдельных людей.

Уровень жизни в широком смысле характеризуется совокупностью условий жизнедеятельности людей: реальными доходами населения, размерами потребления продовольственных и непродовольственных товаров, уровнем заработной платы и выплат из общественных фондов потребления, условиями труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, жилищными условиями, развитостью систем образования, здравоохранения, культуры, состоянием окружающей среды и др.

Уровень жизни в узком смысле – это величина реальных доходов. Зная их размеры, можно судить о многих сторонах жизни человека. От величины реальных доходов зависит качество питания, условия жизни, полноценность отдыха и даже убеждения. Уровень жизни семьи зависит от уровня доходов членов семьи и от ее состава.

Различают четыре уровня жизни населения :

достаток – пользование благами, создающее возможности для всестороннего развития человека;

нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее полное восстановление интеллектуальных и физических сил человека;

бедность – потребление благ, лишь позволяющее сохранить работоспособность (низшая граница воспроизводства трудовых ресурсов);

нищета – потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг для поддержания жизнеспособности человека.

Существуют различные определения бедности. Согласно концепции ООН, бедность – состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. В настоящее время под бедностью понимают не только нехватку денег, но и ограничение возможностей реализации потенциала человека из-за отсутствия достойной работы, удобного жилища, доступа к адекватному образованию и здравоохранению.



Бедным считается тот, кто имеет доход ниже черты бедности. Порог (черта) бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, на который индивид или семья способны приобрести продукты питания, одежду и жилье. Порог бедности зависит от экономического уровня развития страны: в развитых странах он выше, в развивающихся – ниже. Чем ниже уровень требований, тем меньше людей оказывается за чертой бедности, и наоборот.

Выделяют абсолютную и относительную концепции бедности.

Под абсолютной бедностью понимается состояние, при котором человек на свой доход не может удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле или может удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Количественным критерием является порог бедности. В странах Восточной Европы и СНГ в большинстве случаев используется абсолютная черта бедности, определенная на базе минимальной потребительской корзины , содержание которой варьируется в зависимости от страны. Всемирный Банк в качестве пороговых значений абсолютной бедности использует 1 (минимальный стандарт уровня жизни) или 2 (черта бедности в странах со средним уровнем дохода на душу населения) доллара США в день по паритету покупательной способности (ППС). ППС – ценовой индекс, характеризующий соотношение между двумя (или несколькими) валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг. В 2001 г. 1,1 млрд. чел. жили менее чем на 1$ в день, менее чем на 2$ в день – более половины населения развивающихся стран (или 2,7 млрд. чел.).

Относительная бедность предполагает возможность удовлетворения физиологических потребностей, но наличие проблем в сфере социальных или политических отношений, проведении отдыха и т.п. В концепции относительной бедности за границу бедности принимается определенное соотношение между наиболее низкими доходами и размером среднего (медианного) дохода. Лица, чьи доходы по отношению к среднему (медианному) уровню окажутся ниже установленного соотношения, относятся к бедным слоям. Так, в США семья считается бедной, если она тратит на питание более одной трети своих доходов.

Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В стране может быть ликвидирована абсолютная бедность, но останется относительная. Неравенство неизбежно присуще развитым обществам. Относительная бедность сохраняется даже в том случае, если стандарты жизни всех слоев общества повышаются.

Для оценки бедности используются следующие показатели :

1. Дефицит дохода бедных домохозяйств – это сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домохозяйств до границы бедности. Показатель используется для оценки стоимости мероприятий по социальной поддержке и рассчитывается по домохозяйствам разных типов, так как для каждого домохозяйства существует своя граница бедности из-за неодинакового состава и сочетания половозрастных характеристик ее членов;

2. Промежуток низкого дохода – это отношение дефицита дохода к границе бедности (прожиточному минимуму). Показатель рассчитывается в процентах и используется при хронологических и территориальных сопоставлениях. Произведение промежутка низкого дохода на численность бедных показывает величину социальных трансфертов, необходимых для того, чтобы покончить с абсолютной бедностью;

3. Индекс FGT (Foster-Greer-Thorbecke) – один из синтетических индексов бедности, позволяющих дать ее многомерную оценку:

где Y i – душевой доход;

Z – величина прожиточного минимума (черта бедности);

N – численность отдельной социально-демографической группы или населения в целом;

n – численность бедных;

Q – степень индекса.

Рассчитываются три варианта индекса. Индекс нулевой степени (Q=0), или коэффициент бедности, определяет долю населения с доходами ниже прожиточного минимума; показатель показывает только распространение бедности, но не позволяет определить, насколько доходы (расходы или потребление) бедных ниже границы бедности. Индекс первой степени (Q=1) – это средняя величина недостающего дохода (в % к прожиточному минимуму), то есть дохода, который необходимо доплатить каждому бедному, чтобы преодолеть бедность, это показатель остроты бедности. Индекс второй степени (Q=2) отражает глубину бедности: этот индекс очень чувствителен к доле самых малообеспеченных в общей совокупности бедных, так как здесь величина индивидуального недостающего дохода возводится в квадрат. Показатели глубины бедности (степени обеднения) и остроты бедности характеризуют не только распространение бедности, но и дефицитность материального состояния этой части населения;

4. Уровень бедности (коэффициент бедности, или масштаб бедности) – это удельный вес бедных в общей численности населения;

5. Синтетический индикатор бедности (Sen-индекс):

, (16.8)

где S – Sen-индекс;

L – доля бедного населения;

N – промежуток низкого дохода;

– средний доход бедных домохозяйств;

Р – граница бедности;

G p – коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Sen-индекс представляет собой взвешенную сумму дефицитов доходов домохозяйств, отнесенных к бедным. Показатель оценивает воздействие на бедность таких факторов, как уровень нехватки материальных средств бедных, степень расслоения бедных по доходам и распространение данного явления, и варьирует от 0 до 1. При S = 0 в группе бедных нет ни одного домохозяйства либо бедные имеют равные доли доходов. При S = 1 все домохозяйства включаются в группу бедных либо все доходы бедных семей принадлежат одному домохозяйству.

Для всех бедных или бедствующих стран характерен так называемый «порочный круг нищеты ». Поскольку доход населения в этих странах очень низок, людям хватает средств только на удовлетворение самых насущных потребностей. Поэтому у них не остается денег на сбережения и накопление капиталов. Без сбережений нет инвестиций. А там, где нет инвестиций в наукоемкие технологии, производительность труда будет оставаться крайне низкой. Низкая производительность общественного труда, в свою очередь, ведет к низкому уровню доходов населения и экономическому отставанию страны.

Показатели уровня жизни подразделяют на общие и частные, экономические и социально-демографические, объективные и субъективные, стоимостные и натуральные, количественные и качественные.

Количественные показатели уровня жизни показывают объем потребления материальных благ и услуг. Качественные показатели отражают качественную сторону благосостояния населения (уровень образования, квалификация, структура потребления благ, услуг, питания, обеспеченность предметами длительного пользования).

К стоимостным показателям уровня жизни относятся все показатели в денежной форме (объем услуг, перевозок, товарооборот, денежные вклады и накопления и т.п.). Натуральные показатели имеют натуральные единицы измерения (кг, шт., кв.м, куб.м и т.д.) – обеспеченность жильем, имуществом, товарами культурно-бытового назначения, потребление продуктов питания, энергии.

Общие показатели отражают общие достижения социально-экономического развития страны. Это размеры (на душу населения) национального дохода, фонда потребления (продукция отраслей экономики, идущая непосредственно на потребительские цели) и др. Частные показатели определяются уровнем развития общества, но имеют бóльшую детализацию и конкретизируются по отдельным группам населения, территориям и т.д. (уровень потребления продовольствия и других товаров и услуг; обеспеченность жильем и благоустройство быта; уровень социально-культурного обслуживания; условия труда; социальное обеспечение; условия воспитания детей).

Деление показателей уровня жизни на объективные и субъективные связано с характеристикой изменений в жизнедеятельности людей: первые имеют объективную (техническую, экономическую и т.д.) базу, вторые – субъективное мнение, субъективную оценку удовлетворенности доходами, работой, семейными отношениями, образом жизни отдельных лиц и групп населения. Субъективную оценку отражает концепция качества жизни.

Экономические показатели уровня жизни дают представление об уровне экономического развития общества и благосостоянии каждого человека (занятость, номинальные и реальные доходы) и проявляются в величине и дифференциации доходов населения. Социально-демографические показатели характеризуют профессионально-квалификационный и половозрастной состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы и связаны с развитием социальной сферы экономики (изменение численности населения, продолжительности жизни).

Для сравнения уровня жизни при международных сопоставлениях используются такие показатели, как:

1.Величина душевого потребления ВВП по паритету покупательной способности (ППС). За 2001 г. по данному показателю среди стран СНГ первое место занимает Республика Беларусь. По сравнению с ней душевой фонд личного потребления России по ППС составлял 75,3 %, Украины – 50,8, Казахстана – 79,4, Узбекистана – 87,4, Кыргызстана – 37,0, Таджикистана – 21,1 %. Среди стран с развитой рыночной экономикой первые три места занимают США, Швейцария и Великобритания. Душевой фонд личного потребления в этих странах превышает аналогичный показатель Республики Беларусь в 5,1, 4,2 и 3,4 раза соответственно.

2. Среднемесячная заработная плата с учетом ППС национальных валют. Так, в 2001 г. ее уровень по сравнению с Республикой Беларусь составлял в России 84,0 %, Казахстане – 103,1, Украине – 66,0 %.

3. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития (ИЧР), – это средняя арифметическая из трех индексов (уровень страны соотносится с наивысшими уровнями соответствующих показателей):

1) ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (максимальный уровень – 40000 долларов США);

2) ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (считается равной 85 годам);

3) уровень образования (характеризуется грамотностью взрослого населения и охватом образованием всех ступеней на уровне 100 %).

Величина индекса изменяется от 0 до 1. Если ИЧПР (ИЧР) меньше 0,5, страна относится к группе стран с низким уровнем развития; от 0,5 до 0,8 – со средним; от 0,8 до 1,0 – с высоким уровнем развития. По оценкам ПРООН в 1997 г. первые три места по данному показателю занимали Канада, Норвегия и США. Россия находилась на 71-ом месте, Литва – 62-ом, Беларусь – 60-ом, Эстония – на 54-ом месте.

Система показателей уровня жизни, разработанная ООН в 1978 г., включает 12 основных групп показателей: 1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) транспортные средства; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) свобода личности.

В Беларуси основными социально-экономическими показателями уровня жизни служат номинальные и реальные доходы на душу населения, номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата, средний и реальный размер назначенной месячной пенсии.

Наряду с понятием «уровень жизни», ключевыми для понима­ния путей развития любого общества является понятие «качество жизни». Качество жизни – это оценка совокупности условий социального, умственного и физического благополучия, как они понимаются отдельным человеком или группой людей. Качество жизни населения того или иного государства определяется эконо­мическими, социальными, демографическими, экологическими, географическими, политическими и моральными факторами.

К объективным факторам можно отнести: потребление продуктов питания, обеспеченность товарами и услугами, жилищные усло­вия, уровень занятости, образования, социального обеспечения и др.

Среди субъективных факторов выделяют: удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным стату­сом, финансовым положением и др. Организация экономического сотрудничества и развития, ха­рактеризуя качество жизни, выделяет восемь основных аспектов жизнедеятельности человека: здоровье, развитие через образова­ние, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состоя­ние потребительского рынка товаров и услуг, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная ак­тивность.

Качество жизни определяется также уровнем физического и психического здоровья, культурного и интеллектуального потен­циала. Оно зависит от количества свободного времени, расходов на услуги, отдых, культурный досуг, туризм и путешествия. Одним из индикаторов качества жизни является благополучие семьи, в формировании которого важную роль играют психосоциальные и духовно-нравственные аспекты. Важное влияние на качество жиз­ни оказывают уровень информированности населения и доступно­сти информации, степень гражданских и политических свобод.

Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с об­разом жизни людей. Образ жизни – это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (обще­ства, социального слоя, личности) в национальном и миро­вом сообществе. Образ жизни охватывает различные сторо­ны жизнедеятельности человека:

Ø труд, формы его социальной организации;

Ø быт, формы использования свободного времени;

Ø участие в политической и общественной жизни;

Ø формы удовлетворения материальных и духовных по­требностей;

Ø правила и нормы поведения людей, вошедшие в по­вседневную практику.

Поэтому на образе жизни сказываются не только эко­номические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей в той или иной формации, на той или иной стадии общественного роста. В свою очередь, образ жизни оказывает активное влияние на экономические и общественно-политические процессы в об­ществе.

Понятия образа жизни и уровня жизни взаимосвязаны, но не являются тождественными. Например, показатели уровня жизни могут характеризовать и образ жизни. Одна­ко уровень жизни представляет собой только одно из усло­вий формирования образа жизни, активно воздействует на жизнедеятельность людей. Вместе с тем при одном и том же уровне жизни образ жизни может существенно отличаться.

Введение

1.2 Индикаторы измерения уровня и качества жизни

Глава 2. Основные показатели уровня и качества жизни населения

2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России

2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России

Заключение

Список литературы

Введение

В эпоху глобализации и углубления интеграционных процессов, расширения внешнеэкономических связей и различных форм экономического сотрудничества наличие сопоставимой информации является необходимым условием для оценки экономического и социального положения страны в мире. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями, национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, журналистами и учеными для аналитических и практических работ.

Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения предопределяют актуальность моего исследования и его практической значимости.

Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды К. Маркса. Исследованиями в этой области занимались С.Л. Брю, Дж.М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.

В нашей стране развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых - Вайнштейну

Немалый вклад внесли: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством В.Н. Бобкова. В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни.

В последние десятилетия смысл, который ученые придают термину "уровень жизни", и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные изменения. До недавнего времени специалисты в области измерения уровня жизни располагали всего двумя давно сложившимися, традиционными подходами к решению этой задачи. Оба подхода, как выяснилось, имеют серьезные недостатки, осмысление которых позволило поставить вопрос об идеальном с теоретической точки зрения показателе уровня жизни, т. е ориентире, к которому следует стремиться в прикладных исследованиях и практических измерениях. Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.

Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия как определенный срез социально-экономических отношений.

Курсовая работа состоит из 4 глав, введения, заключения, списка литературы и необходимого приложения.

Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения

1.1 Понятие уровня и качества жизни населения

Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.

Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: "… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил" .

Несколько иной подход к пониманию уровня жизни населения определяет И.И. Елисеева: "Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни" .

Директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков рассматривает уровень жизни с точки зрения потребления: "В современной интерпретации понятием "уровень жизни" характеризуются доходы, людей не как таковые, а выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов"

А.Г. Крыжановская дает следующее определение: "Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека".

Представляется достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком и широком смысле.

В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления населением благ и услуг). Потребность можно определить как непосредственное выражение необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. Но на формирование потребностей оказывают влияние не только субъективные факторы. В качестве объективного "раздражителя" потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей .

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные) .

При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях.

К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей .

Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.

В широком понимании уровень жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения .

Центральное место в исследованиях качества жизни отводится разработке методологии оценки качества жизни, объясняющей решение таких вопросов, как построение показателей качества жизни, определение значений этих показателей, выбор методов их оценки с получением в итоге обобщенного суждения об уровне жизни отдельного индивида, группы людей, конкретного региона или страны в целом. Исследования дают основание полагать, что экономическая категория "качество жизни населения" может быть определена как "сформировавшаяся в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения".

Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:

1. Качество населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.).

2. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности.

3. Условия жизни населения. Понятие "условия жизни" включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.

4. Информированность населения, характеризующая доступность к средствам телекоммуникации и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, Интернет-технологии и т.д.).

5. Социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность.

6. Качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биологического разнообразия территории и т.п.

7. Природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими условиями, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий).

Поговорим о показателях.

Показатели качества жизни имеют объективный и субъективный характер.

Объективные показатели: природные и социальные. Они отражают такие величины, как доход на душу населения, миграция населения, процент смертности, или такие явления, как преступность, алкоголизм, разводы, самоубийства и прочее. Объективные показатели также относительны, когда материальное положение потребителя определяется уже не абсолютной суммой его дохода, а относительным положением по шкале доходов, положением в обществе. Человек может выиграть от роста абсолютного уровня своего дохода, но если доход других возрастает в той пропорции, то он в конечном счете будет считать свое положение не изменившимся по шкале доходов-расходов. Понятие "необходимые товары" и "товары роскоши" со временем становятся в высокой степени взаимозаменяемыми как при сравнении стран с различным уровнем развития, так и при сравнении различных этапов развития одной и той же страны.

Субъективные показатели отражают оценки восприятия, которые присутствуют в различных обзорах или в опросах общественного мнения.

Существует ряд признаков, по которым можно сгруппировать показатели качества жизни:

1. В зависимости от иерархического уровня. Их называют макропоказатели. Они характеризуют удовлетворение потребностей на уровне индивида или семьи. К ним относят ВВП, ВНП; номинальные или реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и прочие.

2. В зависимости от характера отражения сущности категории - уровень жизни. Они бывают прямые и косвенные. Прямые характеризируют непосредственно сам уровень жизни. Например, уровень потребления продуктов питания.

Косвенные показатели. Косвенно характеризируют уровень жизни. К таким показателям можно отнести демографические показатели.

3. В зависимости от характера расчета. К ним относят уровневые показатели, которые показывают абсолютные значения; структурные, они являются составляющими уровневых показателей, а так же динамические. Они характеризуют изменение абсолютных показателей.

4. В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризирует тот или иной показатель. Выделяют три основные группы потребностей: физические, духовные (или их еще называют интеллектуальными) и социальные.

Одним из самых важных показателей качества жизни является ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала). Он вычисляется ежегодно и показывает уровень жизни, грамотности и образованности населения. Он служит для сравнения уровня и качества жизни различных стран.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

· Ожидаемая продолжительность жизни -- оценивает долголетие.

· Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

· Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

По данным 2013 года, индекс ИРЧП Казахстана равен 0,8 и Казахстан занимает 69 место в списке стран с очень высоким индексом развития.

Мировая карта ИРЧП членов ООН за 2013 год. [Приложения, карта 1]

Также для оценки удовлетворения различных потребностей используются различные группы показателей и их индикаторов [Приложения, табл. 1]

Также существуют различные системы показателей качества жизни. Все они разные, так как охватывают лишь определенные группы показателей.

Одной из самых первых, эффективных и знаменитых систем показателей является система, разработанная в США. Эта система называется системой "Социальных показателей". Она состоит из 7 блоков (здоровье, общественная безопасность, образование, труд, доход, жилище, досуг). Эти блоки включают в себя 167 показателей. Например, в блоке "труд" имеются такие показатели как удовлетворенность трудом, качество трудовой жизни и другие. Эта система эффективно отражает качество жизни в различных сферах жизнедеятельности.

Также одной из известных систем является система разработанная Европейской комиссией ООН. В этой системе было выделено 8 групп: здоровье, качество рабочего места, качество физической окружающей среды, чувство социальной уверенности и др.

Таким образом, мы видим, что существуют различные группы и системы показателей качества жизни. Вообще собрать все показатели и стандартизировать их все в какую-то одну систему достаточно трудно. Ведь само понятие качества жизни очень обширно. Можно, к примеру, создать систему экономических показателей качества жизни, которые дадут нам возможность оценить качество жизни именно с экономической точки зрения. А можно создать систему социальных показателей.

Разнообразна также и структура самих показателей - от нескольких обобщенных, которые охватывают только существенные стороны жизни, до многоуровневых систем, включающих подробные перечисления различных факторов и компонентов. Все они по-своему отражают цели классификаций, и подходы к пониманию проблемы качества жизни.

Стандарты качества жизни

Стандарт - это документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности и их результатов.

Стандарты неизменно влияют на управление качеством жизни человека.

Высокие стандарты качества жизни воспринимаются как единственно возможные и оправданные по всему миру.

Исходя из вышесказанного, проблема согласования интересов предполагает изучение систем интересов отдельных участников совместной деятельности, выявление характера их взаимодействия и поиск путей согласования на основе взаимо-поддерживающих (совпадающих) интересов.

Традиционно выделяют три основные группы носителей экономических интересов в сфере хозяйственной деятельности: собственники капитала, менеджеры и наемные работники. Проблема согласования интересов данных субъектов на уровне предприятия является наиболее типичным объектом изучения экономической науки. При этом из сферы изучения выпадают интересы потребителей и общества. В связи с этим представляется важным изучение интересов всех субъектов в отраслевом разрезе. Важнейшей отраслью, обеспечивающей увеличение человеческого капитала, является сфера образования.

Общество представляет собой многоэлементную систему, в которой каждому субъекту присущи свои собственные интересы. Взаимореализация интересов различных субъектов обеспечивает обществу экономический рост, тогда как подавление интересов отдельных субъектов ведет к неустойчивости всей системы, повышает уровень конфликтности и снижает уровень эффективности ее функционирования. Согласование и интеграция личных интересов в сопряжении с государственными или корпоративными представляется важной и актуальной задачей.

Список литературы

1 Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах. - М., 1940. - С. 236.

2 Маркс, К. Соч. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 18. С. 271.

3 Там же. Т. 2. - С. 535, 538.

4 Там же. Т. 4. - С. 330.

5 Веблен, Т. Почему экономическая наука не является эволюционной дисциплиной? / Т. Веблен // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. - М. : ГУВШЭ, 2006. - С. 28.

6 Веблен, Т. Ограниченность теории предельной полезности / Т. Веблен // Вопросы экономики. - 2007. - № 7. - С. 86-98.

7 Нуреев, Р. Торстейн Веблен: взгляд из XXI века // Вопросы экономики. - 2007. -№ 7. -С. 75.

8 Веблен, Т. Ограниченность теории предельной полезности / Т. Веблен // Вопросы экономики. - 2007. - № 7. - С. 92-93.

9 Котенкова, С. Н. Реализация личных экономических интересов в современной экономике: дис. ... канд. экон. наук / С. Н. Котенкова. - Казань: РГБ, 2006. - С. 24.

10 Михайлов, А. М. Природа экономических и институциональных интересов /

А. М. Михайлов // Экономические науки. - 2004. - № 8. - С. 35.

11 Михайлов, А. М. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений / А. М. Михайлов // Экономические науки. - 2003. - № 5.

Е. А. Чуличков

УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье проводится анализ понятий «благосостояние населения», «образ жизни», «уровень жизни», «стоимость жизни», «качество жизни», в результате

которого разграничены такие понятия, как «уровень жизни» и «качество жизни».

Ключевые слова: благосостояние населения, образ жизни, уровень жизни, стоимость жизни, качество жизни.

Учеными многих стран достаточно продолжительное время ведется поиск показателей, которые бы наиболее полно отражали реальное социально-экономическое состояние общества.

Только количественных оценок уровня и условий жизни для характеристики экономического и социального развития страны оказывается недостаточно. Очень важно знать, от каких показателей зависит качество и уровень жизни. Прослеживая эволюцию определений уровня и качества жизни, следует отметить, что понятия «уровень жизни», «качество жизни», «образ жизни»» и другие используются для характеристики благосостояния населения. «Под народным благосостоянием понимался сложный социально-экономический феномен, интегрирующий характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма1. «Благосостояние населения - это характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения»2.

В 70-80-е годы XX века широко использовалось понятие «образ жизни». Как отмечает В. Н. Бобков, А. П. Починок и коллектив авторов: «образ жизни - совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом на определенном этапе его развития в единстве с условиями жизни»3.

При всей, казалось бы, очевидности общепринятого понятия «уровень жизни», которое относится к числу достаточно установившихся и которому соответствует сравнительно узкий и определенный круг количественных показателей, имеются существенные различия в трактовке этого понятия. Многие авторы включают в понятие «уровень жизни» то, что должно быть отнесено к близким, взаимосвязанным, но особым понятиям «качество жизни» и «образ жизни», аккумулирующим влияние на население природно-климатических, экологических и социальных факторов.

Н. А. Г орелов рассматривает категорию «уровень жизни» в узком и широком смыслах:

В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (измерение доходов, расходов и потребления населением благ и услуг);

В широком понимании - через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения)4.

Таким образом, по его мнению, в узком смысле слова, уровень жизни выражается в количестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни. При этом в широком смысле фактически он склоняется к характеристике качества жизни.

Имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни исходят из различных понятий: производства, потребления, доходов, стоимости жизни, потребительских нормативов и стандартов, - или имеют комплексный многоаспектный характер. В данном случае мы солидарны с теми авторами, которые ограничивают содержание понятия «уровень жизни» сферой потребления. Само же потребление населения определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень жизни

чаще всего рассматривается в экономической системе ресурсы - потребление. Ограничение категории «уровень жизни» сферой потребления является важным конструктивным подходом с точки зрения практических задач оценки, сравнения и прогнозирования.

Согласно данной точки зрения, «уровень жизни - это комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, проявляющегося в масштабе развития потребностей людей и характера их удовлетворения. Системообразующей основой при этом выступают разнообразные человеческие потребности и нужды, возникающие и реализующиеся в сфере потребления»5.

Приоритетность характеристик потребления при исследовании уровня жизни признается и другими учеными. По мнению И. И. Елисеевой, «под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей»6.

Отдельные исследователи развивают понятие «стоимость жизни» и практически приравнивают его к понятию «уровень жизни». Так, авторы работы «Стоимость жизни и ее измерение» считают, что в «классическом» понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Согласно такой трактовке изменение стоимости жизни связано не только с динамикой потребительских цен, но и со структурными изменениями в потреблении людей в результате возвышения их потребностей, с состоянием рыночной конъюнктуры (имеется в виду предлагаемый ассортимент товаров и услуг, их доступность потребителю, состояние сбалансированности спроса и предложения) и с другими факторами. При таком понимании термин «стоимость жизни» в наибольшей степени соответствует содержанию понятий уровня жизни или благосостояния населения, уровень и структура которых максимально возможным образом учитывают наряду с непосредственным изменением цен совокупное влияние целого ряда существенных факторов: динамику различных видов доходов, сбережений, улучшение системы бесплатного обслуживания, изменение налогообложения личных доходов, прогресс в структуре потребления населения и т. д.»7.

Когда стало очевидно, что категория уровень жизни всесторонне не всесторонне отражает благосостояние населения, появился термин «качество жизни». Существующие трактовки и определения самого понятия «качество жизни» весьма неоднозначны и, несмотря на большой интерес к этой проблематике у зарубежных исследователей, остаются дискуссионными. Главное, на чем надо концентрировать внимание и с чем, собственно, и связано понятие качества жизни - не только обладать вещами, но и получить доступ к благам культуры, развитию человеческой личности, возможности получения образования, движения вверх по социальной лестнице, участию в решении социальных вопросов, обеспеченности в старости, удовлетворенности трудом и т. д.

Современный экономический словарь дает следующее определение понятию «качество жизни»: Качество жизни - обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт8.

Понятие качества жизни имеет довольно сложную структуру. Ряд авторов отмечают, что в него, с их точки зрения, включаются качество здоровья популяции,

качество образования, качество природной среды, духовность9. Отсюда, на наш взгляд, качество жизни - это совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей.

В связи с формированием рыночных отношений и появлением человека как субъекта хозяйствующей деятельности в настоящее время не только понятие «потребности», но и понятие «интересы» активно используются экономической наукой, предметной областью которой являются рациональные действия хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей.

Диалектическое единство и противоречие потребностей и интересов человека находится в основе всего социального развития. Именно процесс возвышения потребностей и расширение свободы выбора человеком способа их удовлетворения являются основной движущей силой и целью развития современного общества. Поэтому в самом общем виде мы рассматриваем качество жизни как «степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся в различных формах деятельности, так и в самом жизнеощущении»10.

Существуют и другие определения качества жизни, выходящие за рамки проблем потребностей и интересов. Так, специалисты различных отраслей знаний, исследующие под эгидой Всеросссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) эту проблему, рассматривают содержание понятия «качество жизни» как совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой». Более конкретно в их методике качество жизни рассматривается как комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время, в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.)11.

Примечания

1 Санникова, Е. С. Оценка качества жизни населения на основе развития промышленного комплекса региона: дис. . канд. экон. наук / Е. С. Санникова. - Красноярск, 1997. - С. 89.

2 Абалкин, Л. И. Заметки о российском предпринимательстве / Л. И. Абалкин. - М. : Прогресс-Академия, 1994. - С. 76.

Социальная политика, уровень и качество жизни: словарь. - М. : Издательство ВЦУЖ, 2001. - С. 57.

4 Политика доходов и качество жизни населения / Н. А. Горелов. - СПб. : Лидер, 2003. - С. 75.

5 Римашевская, Н. М., Опиков, Л. А. Народное благосостояние. Тенденции и перспективы. - М. : Наука, 1991. - С. 9.

6 Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред. П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. - М. : Юристъ, 2000. - С. 67.

7 Стоимость жизни и ее измерение / под ред. В. М. Рутгайзера, С. П. Шпилько. - М. : Финансы и статистика, 1991. - С. 6.

8 Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. /

Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2007. - С. 209.

9 Бойцов, Б. В. Антология русского качества / Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев // Редакция журнала Стандарта и качества. - 2003. - С. 207.

10 Жеребин, В. М. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня /

В. М. Жеребин, Н. А. Ермакова // Вопросы статистики. - 2000. - № 8. - С. 3-11.

11 Баженов С. А. Качество жизни населения: теория и практика / С. А. Баженов, Н. С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России. - 2002. - № 10. - С. 19.