Человек в экономических отношениях кратко. Экономический человек - краткая характеристика. Модель экономического человека. II. Модель экономического человека - материалиста с ограниченной рациональностью

Человек - чрезвычайно сложное существо, которое объединяет в себе биологическое и социальное.
Как биологическое явление человек - уникальный продукт природы, мыслящее существо, наделенное совокупностью физических и умственных способностей, позволяющих ему взаимодействовать с природой и жить по ее законам.
Человек как социальное существо выступает частью общества, живет в социуме, имеет многогранные отношения с друми людьми (экономические, политические, нацио-яльные, семейные), выполняет и подчиняется юридическим законам, соблюдает определенные моральные нормы и правила социального поведения, принятые в обществе, т.е. является человеком разумным (Homo sapiens). В диалектическом взаимодействии биологической и социальной сторон человека, возможности использовать в своей деятельности естественные и экономические законы и заключается глубинная сущность человека как биосоциального существа (рис. 3.14).

Человека изучают многие науки, в том числе и экономическая наука, которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в экономической системе, нуж-ды, интересы, хозяйственное поведение, т. е. человека экономического (Homo economicus).
Человек экономический - главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и Ринимает экономически рациональные и оптимальные рвения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, гласно своим личным
интересом, целям и приоритетам.

На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как работник, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства (рис. 3.15).

Человек-работник в экономической системе выступает как рабочая сила.
Рабочая сила - это способность человека к труду.
Успех производства на всех уровнях определяется прежде всего людьми, занятыми в производственном процессе. Все другие факторы производства действуют не сами по себе, их приводит в движение человек. Человеку, его труду, при - надлежит центральное место в производстве не только как наиболее активному фактору производства, но и как источнику, творцу других факторов производства - материальновещественных, научно-исследовательских и организационноуправленческих.
В историческом плане человек-производитель прошел в своем развитии стадию индивидуального (единоличного)ра- ботника и стадию совокупного работника.
На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были развиты общественное разделение труда и хо-

хозяйственные СВЯЗи (в условиях натурального хозяйства и мелкотоварного производства), когда вещи изготовлялись с чала до конца одним рабочим, последний выступал как работник-индивид.
В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда, развития специализации и кооперации производства, труд каждого производителя все меньше выступает как индивидуальный труд независимого, экономически обособленного товаропроизводителя, но является частью совокупного труда, а отдельный работник - частью совокупного работника.
Совокупный работник - это совокупность работников разных специальностей, которые являются участниками совместного производства определенного товара на основе разделения труда между ними.
В современных условиях главной фигурой хозяйственной жизни является не индивидуальный, а совокупный работник, который привлекается к общественному производственному процессу благодаря кооперации труда. Ныне практически любое экономическое благо является результатом работы не одного, а десятков, сотен и тысяч работников, занятых в разных сферах производства. Современный автомобиль собирается в среднем из 15 тыс. деталей, в производстве которых заняты тысячи работников огромного количества больших и мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет "Боинг-748" состоит из 4,5 млн разнообразных деталей, которые производят рабочие 16 тыс. компаний.
Совокупный работник является новой производительной силой кооперированного труда, способного решать задачи, которые не под силу сумме обособленных индивидуальных работников.
Уровень развития совокупной рабочей силы можно оха- рактеризовать определенными количественными и качественными показателями (рис. 3.16).
в условиях развития научно-технического прогресса требования к уровню подготовки работников возрастают. Без постоянного повышения уровня образования, квалифика-ции культуры, укрепления здоровья, поддержания психо-


логического состояния работники не способны эффективно взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных сил - новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и организации производства. Поэтому в современном развитом обществе инвестиции в "человеческий капитал", т. е. в развитие знаний, способностей, в укрепление здоровья человека, считаются наиболее эффективными и гуманными вложениями.
В Украине на современном этапе численность работников с высшим профессиональным образованием стала значительной (табл. 3.2). Именно такие работники являются глав-

Таблица 3.2. Уровень образования наемных работников в Украине по видам экономической деятельности (на начало 2006 г.)


виды экономической деятельности

Количество штатных работников, тыс. чел.

Из них имеют высшее образование

неполное и базовое высшее | полное высшее

Всего, тыс. чел.


Всего, тыс. чел.

К штатной численности работников, %

Всего

11 574,5

2 855,6

24,7

3 154,1

27,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

892,1

133,5

14,9

77,6

8,7

Рыболовство, рыбоводство

13,8

2,5

18,2

1.7

12,6

Промышленность

3 370,9

806,3

23,9

594,4

17,6

Строительство

477,0

89,7

18,8

75,6

15,9

Торговля и ремонтные услуги

820,7

221,7

27,0

231,6

28,2

Деятельность гостиниц и ресторанов

84,6

23,9

28,2

14,5

17,1

Транспорт и связь

1 000,7

220,5

22,0

166,4

16,6

Финансовая деятельность

278,3

71,3

25,6

158,2

56,8

Операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг, предоставление услуг предпринимателям

603,6

123,0

20,4

227,3

37,7

Государственное управление

610,7

148,3

24,3

362,2

59,3

Образование

1 705,1

330,1

19,4

861,2

50,5

Здравоохранение и социальная помощь

1 329,6

566,7

42,6

267,1

20,1

Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта

387,4

118,1

30,5

116,3

30,0

ной основой эффективного развития экономики и важным элементом национального богатства страны.
Человек как субъект экономических отношений
Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые он вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Субъектами экономических отношений являются отдельный индивид, семья, коллектив, государство. Основа экономических отношений - отношения собственности, которые характеризуют способ соединения работника со средствами производства.
Органическое соединение двух характеристик человека: человека-работника и человека-собственника образует экономическую сущность современного экономического человека.
Природе человека в наибольшей мере отвечает индивидуальная частная собственность, которая формирует как единое целое человека-труженика и человека-собственника. Она является основой его экономической независимости и свободы. Другие формы собственности (коллективная, кооперативная, корпоративная и т. п.) в большей мере отражают социальнообщественную суть человека, раскрывают его место и роль в обществе.
Сегодня в развитых странах мира все большее распространение приобретают корпоративные (ассоциированные) формы собственности, которые объединяют индивидуальные и коллективные принципы управления производством и распределения доходов.
Роль человека как субъекта экономических отношений состоит также в том, что объективные экономические законы выявляются и реализуются через его хозяйственную деятельность.
Человек как потребитель
В этой роли человек реализует себя через удовлетворение своих различных нужд. Потребности человека можно раз-

делить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя.
Потребности человека-работника связаны с воспроизводством своей рабочей силы, т. е. с личным потреблением.
В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого он должен иметь набор экономических благ, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Удовлетворяя данные потребности, человек воссоздает себя как работника.
Потребности человека-предпринимателя заключаются в воспроизводстве материально-вещественных факторов производства. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п., предприниматель должен их приобрести на рынке ресурсов (факторов производства).
Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.
Человек как конечная цель общественного производства
Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена, завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство существовать не может, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями естественная и конечная цель общественного производства и одновременно главный фактор его функциони - рования.
таким образом, функционирование и развитие любой экономической системы невозможно оценивать вне существова - ния человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, по-
требностей, интересов, мотиваций. Человек является центральным элементом экономики, активным участником хозяйственной деятельности как наемный работник, а также как субъект-потребитель, вступающий в экономические отношения ради производства и потребления жизненных благ.

Основным вектором развития современной экономики и общества, которые в последние годы все чаще обозначают как экономику и общество знании, выступает перемещение человека в центр экономической системы, рост внимания к человеческому фактору, доминирование гуманитарных целей и ценностей во всех сферах общественного производства. Исследователи и специалисты отмечают, что ведущей идеей социально-экономических преобразований становятся изменения в самом человеке, переосмысление его места и роли в системе общественных институтов, приоритет его личностного, профессионального, социального развития .

Исследования позволяют выделить три основные характеристики экономики и общества знаний, которые ученые рассматривают как детерминанты их трансформации и развития.

Во-первых, расширение сферы интеллектуального труда , появление и рост ценности так называемых работников знаний (knowledge workers - термин предложен Питером Друкером в 1959 г. ), которых от всех остальных работников отличают две важнейшие черты:

  • 1) он «сам, причем безраздельно, владеет своими собственными “средствами производства”: неразрывно принадлежащими ему интеллектом, памятью, знаниями, инициативой, личным опытом;
  • 2) вне зависимости от квалификации, может эффективно работать только в составе коллектива...» .

Во-вторых, доминирование сектора услуг над сектором производства , где знание все больше начинает выступать рыночным товаром .

В-третьих, повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий , которые в существенной мере меняют содержание и характер труда .

Новая экономика требует новых работников. При этом стоимость высококвалифицированной рабочей силы повышается, в результате чего возникла устойчивая тенденция: большая часть стоимости (цены) создаваемого продукта приходится на затраты труда и выплачивается работнику в виде заработной платы. В развитых странах ее доля достигает 80-85% стоимости вновь создаваемого продукта. В экономической системе это свидетельствует о преобладающей роли человеческого фактора по отношению к материальной базе производства.

В развитых экономиках на современном этапе происходит активное формирование образа «нового работника» с такими основными признаками:

  • 1) высокие профессиональные качества, навыки и творческие способности, проявляющиеся в чувстве нового, умении критически оценивать достигнутые результаты, видеть проблемы и находить пути их устранения, в желании постоянно повышать уровень профессионального мастерства, образования и квалификации;
  • 2) экономическое мышление, свидетельством которого является умение демонстрировать рациональное экономическое поведение, находить оптимальные варианты повышения эффективности труда, овладение приемами технологических разработок, высокая технико-технологическая культура, экологическое сознание и ориентация на рациональное использование природных и других видов ресурсов;
  • 3) готовность к участию в организационной и управленческой деятельности, умение работать в команде, осуществлять проектную деятельность, организовывать групповую работу, выстраивать эффективные коммуникации с другими работниками;
  • 4) психологические качества: целеустремленность, добросовестность, ответственность и др.

Вместе с тем развитие личности работника, формирование у него новых свойств и качеств сопровождается ростом и возвышением ее потребностей. При этом характер и структура потребностей претерпевают значительную трансформацию. Простые потребности сменяются сложными, биологические - социальными. В ряду последних также происходит восхождение к их высшим формам - потребностям в самореализации, самоутверждении, самоактуализации.

Современная экономическая система характеризуется тем, что традиционное производство материальных благ, оставаясь основой хозяйства развитых стран, перестает быть его центральным элементом. Данные качественные изменения также накладывают отпечаток на положение человека в экономической системе. Становление экономики и общества знаний со всей очевидностью привело к пониманию необходимости формирования и развития человеческого капитала.

Под человеческим капиталом понимается совокупность интеллектуальных способностей, знаний, профессионально значимых компетенций, мотиваций и систем ценностей, получаемых в процессе образования и практической деятельности человека.

По мнению Э. Г. Скибицкого и Л. Ю. Татариновой , в наиболее полном виде человеческий капитал представлен в теориях и концепциях школы поведенческих наук, ориентирующейся на личность как на приоритетный ресурс, на взаимодействие индивидов в процессе трудовой деятельности. Специфика данного ресурса определяется его сложной природой и способностью личности:

  • к изменению своих свойств и своего поведения;
  • постановке собственных целей, инициированию и проявлению активности в различных областях деятельности;
  • адаптации к меняющимся условиям;
  • обучению, саморегулированию, самоконтролю, саморазвитию, сотрудничеству, самоорганизации.

Теория человеческого капитала получила развитие в США с конца 1950-х гг. Толчком к се возникновению послужили работы американского ученого Т. Шульца, который в поисках источника роста производительности труда выделил в самостоятельный фактор неизвестный параметр, назвав его «остаточным фактором», и который впоследствии был идентифицирован как приобретаемые и развиваемые человеком способности к труду.

Понятие «человеческий капитал» рассматривают в узком смысле и широком. В узком смысле человеческий капитал есть образование, накопленный человеком профессиональный и жизненный опыт. По мнению Г. Беккера, под человеческим капиталом понимается комплекс таких приобретенных и унаследованных качеств, как образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и многие другие . Подобной точки придерживался и Т. Шульц, отмечая, что «образование - это одна из форм человеческого капитала. Она является человеческой потому, что становится частью человека, и она капитал, поскольку представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе» . Вместе с тем такая трактовка представляется недостаточно всеохватывающей: во-первых, человеческий капитал - это многогранное явление и несводим только к образованию, а во-вторых, необходимо разделять возможность участия в трудовой деятельности и фактическое участие в ней. Например, готовность к труду есть и у безработных, они могут обладать сколь угодно большим трудовым потенциалом, но никак его не применять, не оказывая влияния на экономику.

Все это заставляет рассматривать понятие человеческого капитала в более широком смысле. Так, Д. Грейсон определяет человеческий капитал как наиболее важный общественный ресурс: «...человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности» . Некоторые исследователи включают в понятие человеческого капитала не только способность индивидов к производительному труду и получению дохода, но и социальные, психологические, мировоззренческие, культурные качества людей . Так, по мнению Л. Туроу, «человеческий капитал... включает такие свойства человека, как уважение к политической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспитания и образования... Все общества хотят создать индивидуума с определенными будущими предпочтениями... Общество может рассчитывать на получение известных выгод от различных проектов инвестиций в человека именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества (или большинства в обществе). Такие изменения в предпочтениях имеют ценность для общества, но не обязательно для индивидуума» .

Применительно к конкретной организации эти качества могут проявляться через трудовой потенциал и лояльность работника, которые при наличии соответствующего уровня компонентов человеческого капитала (профессиональных знаний и навыков, физических и психологических возможностей человека и др.) позволят существенно повысить ценность конкретного сотрудника для организации.

К основным элементам, формирующим структуру человеческого капитала, по версии Всемирного банка относят:

  • капитал образования (знания, умения, навыки - общие и специальные);
  • капитал подготовки на производстве и повышения квалификации в процессе трудовой деятельности (квалификация, навыки, практический опыт);
  • научный и инновационный капитал (инновации, научно-исследовательские работы);
  • капитал здоровья и здорового образа жизни (а более широко - качества жизни);
  • обладание экономически значимой информацией (знание о состоянии рынков, цен, доходов);
  • капитал мобильности работников (трудовой миграции);
  • капитал культуры (воспитание, самовоспитание, саморазвитие);
  • мотивация трудовой деятельности .

Многие исследователи отмечают, что человеческое измерение в современной экономике и обществе проявляет себя в двух основных формах: человеческого и социального капитала. Понятие «социальный капитал» было предложено в 1990-е гг. Р. Патнэмом для обозначения тех личностных качеств и характеристик (доверие, эмпатия, законопослушание и т.д.), которые неотделимы от индивида, по проявляются только в коллективной деятельности. Согласно П. Бурдье социальное положение индивида есть совокупность его статусов в социальном пространстве - «ансамбль невидимых связей», формирующих «пространство позиций, внешних по отношению друг другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними...» . Эти «невидимые связи» и образуют социальный капитал.

Понятие социального капитала впервые было введено Г. Лури и развито Дж. Колеманом . Под социальным капиталом понимается «вклад социальной организации общества в общественное производство» . Социальный капитал увеличивает отдачу от инвестирования в физический и человеческий капитал, причем эти инвестиции дополняют друг друга, а не выступают конкурирующими альтернативами.

Понятие социального капитала находит применение и на уровне организации. Например, О. Нордхог отмечает, что использование концепции социального капитала позволяет охарактеризовать конгломерат социальных отношений и неформальные связи между различными подразделениями фирмы . Социальный капитал характеризуется, в частности, таким понятием, как «организационная социализация», означающая степень совпадения ценностей, отношений и норм у работников со средними для организации в целом значениями. Сильные социальные связи между работниками и подразделениями организации создают социальный контроль, который снижает необходимость прямого руководства и излишней регламентации деятельности работников.

Социальный капитал имеет отношение к таким элементам общественной организации, как социальная структура, социальные нормы, связи и взаимодействия, социальные отношения, которые создают условия для координации и кооперации людей ради достижения общих целей. Вклад человеческого капитала в результаты деятельности организации может быть достаточно высоким, но низкая социальная значимость этих результатов будет негативно сказываться на величине социального капитала. Недостаточная социальная ориентация и социальная ответственность организации, а иногда и откровенно антигуманная направленность ее деятельности также приводят к различным оценкам человеческого и социального капиталов.

Социальный капитал, воплощенный в нормах и различных формах гражданского участия, признается важным условием экономического процветания и эффективного самоуправления. Дж. Колеман приходит к выводу о том, что «подобно другим формам капитала, социальный капитал продуктивен, делая возможным достижение целей, иными способами недостижимых» .

Так же как физический и человеческий капитал, социальный капитал обладает свойством воспроизводиться и накапливаться. Следовательно, успешное сотрудничество и взаимодействие работников организации порождают новые социальные активы, которые стимулируют развитие человеческого капитала не только в собственной организации, но и в орга- низациях-партнерах. В отличие от капитала физического социальный капитал - это ресурс, который количественно увеличивается, а не уменьшается при употреблении, и который истощается, если его не использовать.

Таким образом, понятие социального капитала позволяет включить в рассмотрение фактор «социальной организации», «социального порядка», «социальной ответственности» наравне с другими факторами производства.

Еще одним взаимосвязанным с человеческим капиталом понятием выступает понятие «интеллектуальный капитал», осмысливаемый также в терминах капитала отношений (relationship capital), организационного (organizational capital), структурного (structural capital), инновационного капитала (innovation capital), капитала процесса (process capital), экономического (economic capital), информационного капитала , капитала , определяемого организационной культурой (cultural capital) и т.д. Эти компоненты интеллектуального капитала служат основным источником устойчивых конкурентных преимуществ и затрагивают такие характеристики организации, как:

  • организационные границы, формально выполняющие роль организационной идентификации и стратегических инициатив;
  • цели, определяющие экономическую, социальную и историческую значимость организации;
  • структуру управления, задающую формы разделения труда, системы и процедуры управления, механизм распределения функций и т.п.;
  • механизмы адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде;
  • систему взаимоотношений (организационная культура и социально- психологический климат);
  • систему мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
  • лидерство, позволяющее удерживать организацию и ее подсистемы в равновесии (власть и полномочия, методы принятия решений, стили руководства и т.п.).

По определению В. Гойло, «материальной сущностью интеллектуального капитала выступает невещное, но реальное творческое достояние отдельного человека, коллективов и всего общества. Социальной же сутью здесь предстает характер владения, распоряжения и пользования этими достояниями. То есть, другими словами, интеллектуальный капитал - это знания, информация» . Специфика интеллектуального капитала состоит, по мнению автора, в том, что знания не подвержены физическому отчуждению или экспроприации, и информация может выноситься на рынок бесчисленное множество раз .

Ряд авторов утверждают, что понятие «интеллектуальный капитал» как составляющая человеческого капитала включает в себя объем знаний и информации, накопленный человеком, однако наибольшее распространение получила более расширительная его трактовка, включающая в его структуру :

  • человеческие активы (человеческий капитал как коллективное знание и творческие способности сотрудников);
  • совокупные компетенции как формы проявления человеческого капитала сотрудников;
  • инфраструктурные активы (технологии, информационные системы и базы данных, управленческие ноу-хау, организационную структуру, информационные сети и электронные ресурсы и т.д.).

По утверждению Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна, понятие интеллектуального капитала начинает доминировать в методах стоимостной оценки организаций, поскольку именно оно отражает динамику организационного развития и созидания стоимости. Только оно учитывает тот факт, что изменения современных предприятий происходят так быстро, что все, на что остается полагаться, - это талант и преданность сотрудников компаний . Эта простая констатация приводит к парадоксальному выводу: человеческий капитал не может быть отнесен не только к собственным средствам организации, но и, вопреки распространенному убеждению, лишь достаточно условно может рассматриваться в качестве ее активов. Он должен быть отнесен к временно привлеченным средствам, принадлежащим к пассивам подобно долговым обязательствам или выпущенным акциям. Это во многом объясняет нежелание организаций инвестировать в человеческий капитал своих сотрудников (например, в повышение их квалификации, стажировки), так как отдача от этих инвестиций может быть присвоена другой организацией.

Существует также проблема нерационального использования человеческого капитала в организации, связанная с чрезмерной загрузкой наиболее ценных сотрудников, способных решать широкий круг задач и, следовательно, быстрее и эффективнее справляющихся с постоянно возрастающим потоком служебных заданий. В результате нерациональной загруженности капитал здоровья данного сотрудника снижается, что, в свою очередь, отражается на его работоспособности.

Таким образом, в современных условиях проблема человеческого капитала отражает переориентацию экономической науки с вопросов использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно новой рабочей силы, удовлетворяющей растущим требованиям, предъявляемым экономикой знаний к уровню компетентности, мобильности, креативности и трудовой мотивации работника.

Для оценки эффективности процесса воспроизводства человеческого капитала применяют ряд известных моделей. Общее для них - констатация того факта, что в формировании человеческого капитала участвуют физический капитал, природные ресурсы и накопленный ранее человеческий капитал, которые рассматриваются в этих моделях, как основные факторы производства. Модели различаются по основному фактору воспроизводства. Некоторые исследователи (Л. Туроу, С. Боулс) в качестве него выдвигают человеческое время и природные способности, а другие (например, Т. Шульц, Г. Беккер) - человеческую деятельность.

Л. Туроу исходит из посылки, что индивиды представляют собой основной источник ресурсов при формировании инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы и располагают некоторым первоначальным запасом этого времени. За счет наличия этого ресурса (человеческого времени) индивид может приобрести другие активы человеческого капитала. В модели Туроу допускается, что вложения в производство человеческого капитала подобны вложениям в любой другой производственный процесс, а сами процессы производства человеческого капитала аналогичны процессам производства товаров и услуг и показывают количественные отношения между факториальными вложениями и объемом произведенного человеческого капитала . Следовательно, в рамках модели Туроу можно оценить эффективность осуществленных инвестиций в человеческий капитал с учетом вероятностного поведения персонала по накоплению и использованию этого капитала.

Т. Шульц предположил, что далеко не все экономические способности даны людям от рождения, многие из них развиваются посредством определенных видов деятельности, за счет конкретных инвестиций . Категория времени рассматривается им как единица учета деятельности человека, но нс как само вложение.

Дж. Хэкман и О. Олдрин при оценке человеческого капитала предложили учитывать такой актив, как «мотивационный потенциал» человека, который, по их мнению, находится в тесной корреляционной зависимости с приростом производительности .

Позднее были разработаны и другие модели, однако общим для всех них является то, что все они подчеркивают активную роль человека в формировании человеческого капитала, а эта активность в существенной мере зависит от мотивации трудовой деятельности.

Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности и поведения обусловливают необходимость разработки концептуальных моделей человека , т.е. унифицированных представлений об индивиде, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и любая другая, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: потребности, мотивы, цели, формы активности, а также потенциал и возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. Экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов трудовой деятельности, т.е. из их стремления добиться максимального результата при наименьших затратах.

Экономический человек (homo economicus , economic man) - это типичный рационально действующий субъект экономических отношений, ориентированный на максимальное удовлетворение личных потребностей за счет выгодного вложения собственного капитала, в том числе интеллектуального, человеческого.

Разумный экономический человек (rational economic man) - индивид, использующий свой труд и (или) свои ресурсы в условиях рынка в собственных интересах. В узком смысле - это разумный эгоист, в широком - разумный человек, но не обязательно эгоист, действующий в соответствии с общепринятыми принципами конформистской экономической теории.

Экономический человек, как правило, действует в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов ограничено. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор. Среди факторов, обусловливающих этот выбор, выделяются предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения - его объективные возможности. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и стоимость отдельных благ и услуг, а также действия других участников рынка. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям (К. Бруннер и У. Меклинг - «человек оценивающий» - evaluating man). Предпочтения экономического человека более устойчивы, чем его ограничения, поэтому экономическая наука рассматривает их как относительно постоянные и акцентирует внимание на реакциях индивида на изменение ограничений.

Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из доступных (и известных) вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям (максимизировать его целевую функцию).

Рассмотрим эволюцию модели экономического человека.

Адам Смит. Понимание экономических выгод от инвестиций в человеческий капитал характерно еще для предложенной А. Смитом модели экономического человека. Главным элементом этой модели выступает специфическая мотивация: собственный интерес или стремление к богатству как главный мотив поведения. В то же время в «Богатстве народов» А. Смит подчеркивает, что поведение человека направляется «симпатией», т.е. умением поставить себя на место другого и желанием заслужить одобрение «беспристрастного наблюдателя», т.е. Смит подчеркивает ограниченность собственного интереса определенными социальными рамками .

Таким образом, с одной стороны, А. Смит утверждает, что не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов , именно потому, что развитая система разделения труда ставит человека в отношения с другими людьми, к которым он может и не испытывать симпатии, с другой стороны, рациональность экономического поведения не распространяется на отношения, не согласующиеся с общечеловеческими этическими ценностями. Честность, порядочность, трудолюбие, ответственность перед обществом, умеренность в потреблении являются нравственной основой экономической модели Смита.

Смит не сводит собственный интерес людей исключительно к получению денежных доходов наподобие максимизации прибыли: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе и, наконец, большая или меньшая вероятность успеха.

Иеремия (Джереми) Бентам. Бентам исходит из того, что интересы общества есть сумма интересов граждан, поэтому, если возникает конфликт интересов разных общественных групп, приоритет отдается тем, у кого потенциальное количество благосостояния в случае удовлетворения их интересов будет больше, а если эти количества равны, следует предпочесть более многочисленную группу. В отличие от Смита Бентам считает, что согласование индивидуальных «стремлений к благосостоянию» - эго прерогатива не рынка и конкуренции, а законодательства, которое должно награждать тех, кто способствует общественному благу, и наказывать тех, кто ему мешает.

В сфере мотивации - эго гедонизм, т.е. сведение всех мотивов человека к достижению удовольствий и избеганию огорчений. Необходимым следствием подобного трудового поведения является пассивно-потребительская ориентация.И. Бентам подчеркивает, что всякая реальность интересует человека лишь тогда, когда ее можно с пользой для себя употребить. «Стремление к труду, - пишет Бентам, - не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» .

Маржиналисты. Целью трудовой деятельности для каждого из ее участников у маржиналистов выступает получение максимальных наслаждений или наибольшее удовлетворение потребностей. Однако сам характер потребностей конкретизируется в соответствии с законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) .

В области мотивации трудовой деятельности здесь можно отметить ограничение эгоизма: экономический человек, по словам Альфреда Маршалла, не только подвергает себя лишениям в бескорыстном стремлении обеспечить будущее своей семьи, ему свойственны и другие альтруистические мотивы деятельности . Описывая многообразие человеческих мотивов и потребностей, А. Маршалл называет в их числе стремление к разнообразию, жажду привлечь к себе внимание, потребности, удовлетворяемые той или иной деятельностью (спортом, путешествиями, научным и художественным творчеством, стремлением к признанию и совершенству). Однако в то же время он делает вывод о том, что экономическая теория должна главным образом заниматься мотивами, которые наиболее сильно и устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Таким образом, единой, классической модели человека в современной экономической науке не существует. В общем виде можно утверждать, что каждая модель экономического человека содержит три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, благодаря которым средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов являются производство и потребление).

Выводы

  • 1. Главным вектором развития экономики и общества знаний выступает перемещение человека в центр экономической системы, рост внимания к человеческому фактору, при этом стоимость квалифицированного труда повышается.
  • 2. Основными характеристиками «нового работника» являются: высокие профессиональные и личностные качества, креативность, готовность к непрерывному образованию, развитое экономическое мышление, экологическое сознание, социальная активность.
  • 3. Нод человеческим капиталом понимается совокупность интеллектуальных способностей, знаний, профессионально значимых компетенций, мотиваций и систем ценностей, получаемых в процессе образования и практической деятельности человека.
  • 4. Социальный капитал является продуктом общественного производства, средством достижения групповой солидарности, выступает не только и не столько причиной экономических выгод, сколько проявлением социально-экономических условий и обстоятельств, является групповым ресурсом и не может быть измерен на индивидуальном уровне.
  • 5. Интеллектуальный капитал - это знания, навыки и производственный опыт конкретных людей, а также нематериальные активы организации.
  • 6. Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности и поведения обусловливают необходимость разработки концептуальных моделей человека, т.е. унифицированных представлений об индивиде, действующем в определенной системе социально-экономических отношений.
  • 7. В большинстве существующих моделей экономического человека сохраняется приверженность усредненному подходу к работнику как к носителю рационального экономического поведения, действия которого определяются предпочтениями человека и его стремлением к максимизации цели при существующих ограничениях.

Практикум

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Какие тенденции определяют характер современной экономики? Раскройте подробно каждую из выделенных характеристик.
  • 2. Какие факторы определяют требования к современному работнику? Назовите эти требования. Одинаково ли они актуальны для различных сфер производства?
  • 3. Дайте определение человеческого капитала. Что входит в структуру человеческого капитала? Чем данное понятие отличается от понятий «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила»? Поясните свой ответ.
  • 4. Дайте определение социального капитала, интеллектуального капитала. В каком соотношении находятся эти понятия с понятием «человеческий капитал»?
  • 5. Как вы понимаете, что такое «экономический человек»? В чем состоит рациональность экономического поведения? Почему люди иногда ведут себя иррационально? Приведите примеры.
  • 6. Перечислите основные направления исследований модели экономического человека. В чем состоит сходство различных моделей? Какова их специфика? Какое значение данные модели имеют для построения системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности?

Ситуационные задачи и задания

А. Биологическая и социальная сущность человека

Человек – основной субъект экономических отношений, которые изучает экономическая теория. Однако человек – существо биосоциальное, т. е. с одной стороны, биологическое, с другой – социальное (общественное).

Биологическая сущность человека выражается в его непрерывном воспроизводстве: рождении, развитии, старении, умирании. Человек обладает определенным здоровьем, физическими и духовными способностями и потребностями и т. д. Именно как биологическое существо человек обладает индивидуальностью.

Биологической сутью человек неразрывно связан с природой (он ее часть), с естественной средой обитания, которая является основой всей его жизнедеятельности. Среда обитания включает в себя климатические и почвенные условия, количество и качество пищи, воды, жилище и т. д.

Ресурсы и жизненное пространство ограничены. Площадь земного шара составляет 510,2 млн. км2, причем большая часть (3/4) – это моря. Различны плодородие почвы, флора и фауна, полезные ископаемые, климатические условия в тех или иных регионах Земли. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный – 38,5, а холодный – 12,2%, что определяет продолжительность произрастания сельскохозяйственных культур. В Европе она составляет от 4 до 11 месяцев, в том числе в России и Республике Беларусь – 4 месяца, Германии – 7, Италии, Испании – 11 месяцев.

С позиций современной науки о жизнедеятельности человека, говоря о среде обитания, надо учитывать и связь человека с космосом, о чем говорил еще в XVII в. голландский ученый Х. Гэйгенс в работе “Космотеорос”, подчеркивая, что жизнь – это космическое явление. Данная идея получила развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере – царстве человеческого разума, новом состоянии биосферы земли.

Согласно теории Вернадского человек своим трудом и мыслью может перестроить свою жизнь. Мощь человека на Земле не в физической силе, а в его разуме и труде, который направляется разумом. Мозг – закономерный продукт материи и Вселенной. Активность (инициатива) человека требует мысли и дела, а экономической системой в целом надо управлять, иначе в обществе наступает беспорядок (хаос), происходит потеря энергии и распад. Земля и другие планеты взаимосвязаны. Дыхание земли – результат жизнедеятельности людей – уходит в космическое пространство, а космическое вещество, попадая на Землю, оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Таким образом, состояние биосферы Земли, ее ноосфера зависят от жизнедеятельности человека.

Люди как существа биологические равны между собой. Это закон природы. Видимо, отсюда вытекает идеал равенства и братства в различных учениях, а в хозяйственной деятельности – принцип социальной справедливости. В то же время каждый человек обладает индивидуальностью, он – личность.

В XXI в. человечество вошло с таким уровнем цивилизации (особенно с помощью средств массовой информации), когда люди на Земле становятся единым целым. Идет процесс, который называется глобализацией мирового социально-экономического устройства. Это выражается в усилении взаимозависимости национальных экономик стран мира, в качественном ускорении в масштабах всей планеты процессов обмена товарами, услугами, капиталами, информацией и т.

П. В результате происходит конвергенция (сближение) национальных экономических систем, возникновение единого мирового хозяйственного комплекса, развивающегося по унифицированным социально-экономическим законам.

Подобные процессы происходят и с человеком как биологическим существом, отличающимся индивидуальностью. Глобализация унифицирует личность, лишает ее индивидуальности. Этому способствуют не только средства массовой информации, способные внушить человеку любые взгляды, мораль, нравственность, но и некоторые методы обучения, например, тестирование, не позволяющее человеку рассуждать, высказывать свою точку зрения.

В основе данных процессов лежит глобализация собственности, когда дальнейшее приращение финансовой и производственной мощи крупных фирм и корпораций происходит уже главным образом за счет актов, находящихся за рамками национальных границ. Основными формами глобализации собственности является создание транснациональных банков (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК).

Для формирующейся мировой системы глобальной экономики необходимо манипулировать сознанием в мировом масштабе, недопустимо наличие индивидуумов способных к системному анализу, т. к. глобальная система в основе своей – это высокоорганизованный социально-экономи- ческий механизм, построенный на принципах стопроцентной предсказуемости и управляемости поведением каждого индивидуума в производстве и потреблении. Человек становится винтиком в системе с продиктованными ему потребностями через СМИ, рекламу, обучение и т. д.

Глобализация социально-экономической системы – объективный процесс, в котором заинтересованы самые богатые группы людей на Земле. Вместе с тем биологическая сущность человека с ее индивидуальностью тоже объективное явление. Таким образом, назревает конфликт, противоречие между биологической сущностью человека и процессами унификации личности как социального существа.

Экономическую теорию интересует в большей степени социальная сущность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, национальные, экономические, социальные и т. д.

Из всей системы отношений основными являются экономические и социальные, т. к. они определяют тип социально-экономической системы общества, в котором живет человек.

Экономические отношения, в которые вступает человек, связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Причем, люди включаются в содержание самих экономических отношений одновременно в качестве субъектов и экономических, и социальных отношений. А в основе этих отношений лежат отношения собственности. Поэтому, чтобы понять социальную сущность человека, надо его изучать в неразрывной связи с социально-экономической средой, в которой он живет и работает.

Если экономические отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то социальные отношения – это отношения друг к другу, статус людей в обществе, возможности получения благ, доходов, прав, свободы личности, равноправия и т. д.

Экономические отношения развиваются по объективным экономическим законам, социальные – испытывают влияние институционных структур: юридических законов, норм, правил, традиций, общественных и политических организаций и учреждений. Сбалансированность экономических и социальных отношений влияет на социальную сущность человека.

В экономической науке существует такое понятие, как социально-устойчивое экономическое развитие общества, в рамках которого формируется устойчивое человеческое развитие. Данная проблема изучается в рамках ООН. Согласно теории человеческого развития, устойчивым является такое развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, которое восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее; повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности. Такое развитие – это развитие для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе.

Таков современный взгляд на место и роль человека в экономической системе.

Б. Человек как субъект экономических отношений

Как субъект экономических отношений человек является одновременно и производителем, и потребителем благ и услуг.

Как производитель материальных благ человек является основным элементом производительных сил, основной движущейся силой НТП. При изучении человека с этой точки зрения возникает два вопроса (аспекта анализа):

1. Что создает человек, как (какими ресурсами, технологией), для кого, т. е. кто потребляет создаваемые блага?

2. Сколько стоит все то, что создается, каковы затраты и что получает человек; каково его вознаграждение за труд, в какой форме он вознаграждается; каковы движущие силы его деятельности?

Ответ на первый вопрос сводится к следующему. Человек создает блага и услуги для удовлетворения своих потребностей и потребностей других членов общества.

Все блага и услуги создаются трудом и средствами производства.

Необходимость труда для человека обусловлена двумя причинами.

Во-первых, он не может жить не потребляя, а для этого надо производить. Еще в XVIII в. Д. Рикардо отмечал, что если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить. А К. Маркс писал, что всякий ребенок знает, что любая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила производство не только на год, а хотя бы на несколько недель.

Во-вторых, необходимость труда объясняется самой природой человека. Человек обладает разумом, который он приобрел в ходе длительной эволюции. Дарвин считал, что в мире идет процесс развития с усовершенствованием вида. Хотя существует и другое мнение – мы пришельцы из космоса и разум сотворен кем-то, идет процесс инволюции, т. е. упрощения вида.

В любом случае человек обладает разумом, поэтому труд для него является жизненной потребностью (для некоторых в силу ряда причин – тягостной необходимостью). В процессе труда, начиная с младенчества, человек самосовершенствуется, развивается как личность.

Труд – естественное условие человеческого существования. Самым счастливым человеком является тот, кто занимается любимым, творческим трудом, просыпаясь с мыслью, что он будет продолжать начатое дело.

Труд – исключительное достояние человека, хотя, если понаблюдать за животными, они тоже трудятся (пчела, муравей, паук, бобер и т. д.). Однако труд человека отличается от так называемого труда животных. Во-первых, осмысленностью, целесообразностью. Человек заранее ставит цель, намечает план своих действий и обязательно контролирует их, сравнивает результат труда с заранее сконструированным в голове идеальным образцом (планом). Человек не будет продолжать трудиться, если положительный результат не предвидится, чего не скажешь о животных. Во-вторых, только человек создает совершенные орудия труда и при этом совершенствуется сам. Современный работник должен быть не только грамотным (уметь читать, писать), он должен владеть новейшей техникой и технологиями. Поэтому мы говорим, что человек – критерий научно-технического прогресса.

Все, что создает человек, распределяется по-разному, в зависимости от экономической системы общества. Принцип распределения может быть разным: поровну между членами общества, по труду, по факторам производства и т. д.

Второй аспект изучения человека как производителя материальных благ требует ответа на вопросы, сколько стоит создание благ и как вознаграждаются трудовые затраты.

Создание благ и услуг стоит определенных затрат труда и других ресурсов. Человек всегда стремится минимизировать затраты. Еще первобытный человек, добывая пищу и понимая, что на это надо затратить определенные усилия, стремился их минимизировать. Для этого он изобретал орудия труда: топор, лопату, колесо, экскаватор, стиральную машину и т. д.

Труд – это вид издержек, которые несет человек, создавая блага. Ничто в мире ограниченных ресурсов не дается даром.

Если же человек работает, он желает получить вознаграждение. Чем больше это вознаграждение, тем активнее и качественнее человек трудится. Хотя лозунгом коммунистического общества является принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”, при социализме в людях воспитывали трудовой энтузиазм, который поощрялся не только материально, но и морально (присвоением почетных званий, награждением почетной грамотой, занесением на доску почета и т. д.).

В каком размере труд должен вознаграждаться? Предположим, что речь идет о наемном труде. Еще представитель физиократов А. Р. Тюрго говорил о минимуме средств существования. Каждый должен получать столько, чтобы ему хватило на воспроизводство способности к труду, т. е. рабочей силы. Для этого необходимо иметь средства, чтобы удовлетворить ряд потребностей: материальных – в пище, одежде, жилище; духовных – литература, кино, театр, спорт и т. д.; профессиональных – образование, повышение квалификации, а также для покрытия расходов, связанных с рождением и воспитанием детей.

Человек должен полностью удовлетворять эти потребности, что признают представители всех школ в экономической науке, а на практике для этого рассчитывается стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, потребительский минимальный бюджет и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда сравнивает затраты на производство и доход, который он получает.

Каковы движущие силы, побуждающие человека заниматься трудовой деятельностью?

Истории становления и развития цивилизации известны два основных стимула к труду: внеэкономический и экономический.

Внеэкономический стимул действует, когда работник находится в физической и юридической зависимости (раб, крепостной, заключенный).

Экономический стимул предполагает материальную заинтересованность в труде, когда человек юридически свободен, но он либо не имеет своего дела и вынужден продавать свою способность к труду, либо имеет свое дело и заинтересован лично в получении предпринимательского дохода (наемный работник, предприниматель). Самыми высокими побудительными мотивами деятельности обладает предприниматель, т. к. размер его дохода целиком зависит лично от него, от его способности и активности.

Кроме того, стимулом к труду может быть интерес, связанный с самим процессом труда, его содержанием, престижностью, условиями, склонностью человека к данной деятельности и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда является носителем определенных социально-экономических отношений и всегда осуществляет свою жизнедеятельность в рамках определенной общественной системы, и поэтому представляет определенный социально-экономический тип (раб и рабовладелец, крепостной и феодал, наемный работник и предприниматель, купец, ростовщик, священнослужитель, колхозник, помещик, арендатор и т. д.).

Человек как потребитель наиболее подробно рассматривается в разделе “Микроэкономика”. Конечная цель производства – потребление. Поэтому производство должно служить потреблению, а его содержание (количество и качество) определяется потребителями. Человек как потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности, получить максимум полезности.

Еще по теме 1. Человек в системе экономических отношений:

  1. 4.2. Собственность и ее место в системе экономических отношений
  2. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  3. Фирма (предприятие) в системе экономических отношений. Производственная функция фирмы
  4. Экономические реформы и дисциплинарные пространства российского общества
  5. 4. Человек в системе рыночных отношений. Концепция человеческого капитала
  6. ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
  7. 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
  8. К теме 12. «Мировое хозяйство и международные экономические отношения»
  9. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
  10. 1.1. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений
  11. 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
  12. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  13. § 1. Система законодательства, регулирующего отношения общего землепользования
  14. Проблема отношения справедливости и естественного закона в современной философии права
  15. § 3.1. Система сущностных и природных функций правовой идеологии в контексте объектов ее воздействия

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

1.Рынок труда и его основ. участники

2.Человек производитель.

3.Характер причин безработицы

а)фрикционная б)структурная в)циклическая

4.Гос.политика в области безработицы

5.Нормативно-правовые основы деят.органов по вопросам

безраб. а)Конституция Рф б)законы Рф в)трудовой кодекс РФ

6.Человек потребитель.

Мировая экономика

1.Международные эконом. отнош. а)межд.разделение труда б)межд.движение труда в)валютные отношения

2.Международная торговля а)экспорт

в)сальдо торгового баланса

3.Гос.политика в области межд.торговли

4.Методы гос. политики

5.Регулир. торг. со стороны межд. организаций

Механизмы гос. регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования а)фискальная политика

б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?

Предпринимательство

1.Определение предпринимательства.

2.Формы предпринимательства а)индивидуальное б)юридическое лицо

в)физическое лицо

3.Виды предпринимательства

4.Орг.формы коммерч.юр.лиц указанные в Гражданском кодексе Рф. а)товарищество

б)общество в)кооперативы

5.Издержки и прибыли фирм

6.Принципы предприн. деят. в Россий. законодательстве


Роль экономики в жизни общества

1. Экономика. Понятие.

2. Потребность. Понятие. Виды.

2.1 по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные)

2.2 по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические)

2.3 по сферам деятельности (труда, общения, рекреации)

3. Средства производства. Рабочая сила. Понятия.

4. Производительные силы. Понятие.

5. Сферы экономики

5.1 непроизводственная (духовные, культурные ценности и т.д.)

5.2 материальное (торговые, коммунальные, транспортные) Материальное производство: товарное, натуральное.

6. Техническая революция.

6.1 неолитическая

6.2 промышленная

6.3 научно-техническая

7. Технологические отношения. Понятие.

8. Роль экономической сфера в системе общественных отношений.

Производство

1. Производство. Понятие.

2. Уровни общественного производства.

2.1 трудовая деятельность индивидуального работника -

первый уровень.

2.2 Производство в рамках фирмы или предприятия – второй уровень

2.3 Производство в рамках общества – третий уровень

3. Факторы производства.

3.1 рабочая сила

3.2 средства производства

3.3 организация

3.4 технология производства

3.6 энергетический фактор

3.7 экологический фактор

3.8 инфраструктура(производственная и социальная)

4. Производительность. Понятие.

5. Ресурсы (природные, произведенные)

6. Капитал. Понятие. Формы: Виды:

6.1 реальный

6.2 денежный(инвестиции)

6.3 основной и оборотный(виды)

7. Научные исследования. Направления.

7.1 фундаментальные

7.2 прикладные

7.3 научно- исследовательские

8. Роль производства в жизни общества.

Экономика: наука и хозяйство

1. Определение.

Хозяйственная система

2. Экономическая наука.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика.

3. Экономическая деятельность.

Составляющие экономической деятельности.

Измерители экономической деятельности

Рынок и рыночный механизм

1. Определение рынка.

2. Признаки рынка.

3. Функции рынка.

Посредническая

Ценообразующая

Информационная

Регулирующая

Санирующая (оздоровительная)

4. Виды рынков.

Чистой конкуренции

Чистой монополии

Монополистической конкуренции

Олигополии

3. Рыночный механизм:

Закон спроса

Закон предложения

Финансовые институты

1.Определение финансового института.

2. Банковская система.

Центральный банк

Коммерческие банки

Другие финансово-кредитные учреждения

3. Функции банка.

4. Другие финансовые институты

Пенсионный фонд

Инвестиционные компании

Фондовые биржи

Страховые компании

Экономическая свобода и социальная ответственность

1)Экономическая свобода и её границы: исторический аспект:

2)Социальная ответственность: в чём она проявляется?

Выполнение нравственного долга;

Соблюдение законов;

Обеспечение экологической безопасности;

Повышение уровня образования и культуры.

3)Экономическая свобода и социальная ответственность в

современном мире:

Принцип «ничего сверх меры»

Регламентация законом и традицией прав собственника

Сознательное выполнение морально-правовых требований

Изменение отношения предпринимателей к окружающей

среде: устойчивое развитие.

Основные типы экономических систем

1) Понятие об экономической системе.

2) Основные типы экономических систем:

а) традиционная;

б) рыночная (классический рынок);

в) плановая (командная);

г) смешанная (социально-ориентированный рынок).

3) Основные отличия между экономическими системами:

а) формы собственности на средства производства;

б) механизмы, способы регулирования экономических отношений.

4)Экономика как система общественного производства

А)материальное производство

Б) нематериальное(духовное) производство

5) Особенности экономической системы и перспективы ее развития современной России

Государство в рыночной экономике

1. Рынок и его функции

а) регулирование производства и потребления б) информационная

в) санирующая

г) посредническая и др.

2. Сильные и слабые стороны рынка

3. Экономические функции любого государства а) производство общественных благ

б) фискальная

в) установление правовых рамок экономической деятельности

4. Функции государства в условиях рынка

Фирма в экономике

1 Понятие фирма

2 виды фирмы

а частные коммерческие предприятия

б частные не коммерческие предприятия в Государственные предприятия

г смешанные (частно-госуд.) предприятия

3 цели деятельности фирмы

4 организационно-правовые формы предприятия

а полное товарищество

б товарищество не вере(командное)

в общество с ограниченной ответственностью

г общество с дополнительной ответственностью

д акцизное общество

5 внутренние и внешние ресурсы фирмы

6 Фирма в условии рыночной конкуренции

7 затраты фирмы

8 виды прибыли фирмы: А)бухгалтерская Б)экономическая


Место информации в современной экономике.

1) Экономика: понятие, значение для общественного развития.

2) Исторические ступени развития экономических отношений:

а) традиционная (аграрная) экономика;

б) экономика индустриального общества;

в) экономика постиндустриального (информационного)

общества.

3) Факторы производства в современной экономике:

а) капитал;

в) трудовые ресурсы;

г) предпринимательские способности;

д) информация.

4) Значение информации в современных экономических отношениях:

а) "ноу-хау";

б) информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

в) патентоведение.

5) Обмен опытом, знаниями, информацией в условиях глобализации экономики.

Деньги. Инфляция

1. Понятие денег.

2. Виды денег:

Натуральные;

Бумажные;

Электронные.

3. Функции денег:

Мера стоимости;

Средство обмена (обращения);

Средство платежа;

Средство накопления;

Мировые деньги.

4. Закон денежного обращения

5. Понятие и виды инфляции:

Умеренная;

Галопирующая;

Гиперинфляция.

6. Социально-экономические последствия инфляции.

7. Антиинфляционная политика.

Фирма как субъект рыночной экономики

1. понятие фирма

2. классификация фирм по размеру:

а) мелкие

б)средние в)крупные

г)крупнейшие (монополии)

3. признаки фирмы:

а)создание и реализация продуктов и услуг

б)фирма – производственный кооператив в)получение прибыли

4. формы гражданского имущества согласно кодексу РФ

а)фирма – собственник имущества

б)фирма имеет имущество в хозяйственном ведении

в)имущество находится в оперативном управлении фирмы

5. цели деятельности фирмы: а)увеличение объема продаж б)достижение более высоких темпов роста в)увеличение доли рынка

г)увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу

6. значение фирм в современной рыночной экономике

Понятие и механизм рынка

1. понятие о рынке

2. спрос и предложение как основа рыночного механизма, закон спроса и предложения

а)понятие и виды конкуренции: б)внутриотраслевая в)межотраслевая

г)ценовая

д)неценовая е)совершенная ж)несовершенная

3. функции рынка а)информационная б)посредническая в)контролирующая г)ценообразующая

4. виды рынков а)конкурентный

б) монополистическая конкуренция в) монополия

г) монопсония д) олигополия

5. достоинства и недостатки рыночного механизма в

современном российском обществе

Конкуренция

1.Понятие Конкуренции.

2. 2вида: а)ценовая. Б)неценовая.

3. 4 вида рыночной структуры. а)Совершенная.

Б)Монополия.

В)Олигархия. Г)Монополистическая-

1.чистая монополия.

2.абсолютная монополия.

3. Монопсония.

4.Конкуренция в России, сегодня.

Тема урока: Человек в системе экономических отношений.

О чём должен знать грамотный потребитель?

В неравных условиях с продавцом (они профессионалы. Их цель – продать больше и подороже) потребителю (любителю) необходимо знание основных норм законодательства. В РФ действует закон «О защите прав потребителя

Потребитель имеет право

на информацию; на качество, на безопасность, на возмещение ущерба

в паре потребовать у каждого предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре

Но вернёмся к выбору нашей покупки. Мы сделали выбор.

Всегда ли мы можем купить желаемое?

Увы, нет. Наши действия ограничивают наши доходы.

2. Доходы и расходы.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ полученных или произведённых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. В то же время доход – это доля субъекта в ВНП, доставшаяся ему в процессе распределения и выражения преимущественно в денежной форме.

Структура доходов

Натуральные доходы - это продукция произведённая домашними хозяйствами для собственного потребления

Денежные доходы Включают в себя: - заработную плату, доход от собственности (арендная плата, процент а денежный капитал, дивиденды по акциям)- социальные выплаты (пенсии, стипендии, соц. пособия) - выигрыши, гонорары, наследство

Виды доходов: номинальные (начисляется без налогов), реальные (на которые мы живем); легальные (получаемая заработанная плата), нелегальные (заработанные не честным трудом, криминальные)

Динамика их разная: номинальные доходы могут расти, а реальные падать и наоборот. Почему? (рост цены на товары)

Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решения, какую часть дохода израсходовать (т.е. потребить) сегодня, а какую отложить на будущее на непредвиденный случай (на случай нетрудоспособности, оплаты образования, повышения профессионального уровня и др.). Определенная часть дохода откладывается в виде сбережения.

Сбережения – доходы неизрасходованные на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления.

Сбережения осуществляют как домохозяйство (люди), так и фирмы, и страны. Например: сбережения нашего государства – это золотовалютный запас страны (= 107 млрд. $), стабилизационный фонд.

В условиях экономической и финансовой нестабильности в стране при высоком уровне инфляции есть один надежный способ размещения сбережений потребителю – это приобретение недвижимости (квартира дом, дача), цены на которые растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Экономисты делят потребительские расходы на:

обязательные произвольные

(фиксированные - питание, квартплата) (переменные - одежда, обувь, транспортные услуги, мебель, отдых и т.д.)

Для наиболее полного удовлетворения потребностей требуется четкое планирование расходов. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы.

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь – статист Эрнест Энгель (1821-1896 гг.) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления.

Закон Энгеля гласит:

«С ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, увеличивается часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров и услуг, являющихся продуктами не первой необходимости».

При дальнейшем повышении доходов увеличиваются затраты на высокооплачиваемые товары и услуги. По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран..

США 10-15 % Франция 12-15% РФ 40-48%

Многие люди (особенно молодёжь) стремятся найти высокооплачиваемую работу. Между ищущими возникает конкуренция. Кто будет больше конкурентоспособен? На рынке труда существует важная особенность – это предел падения цены на товар (рабочую силу), т.е. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый минимум зарплаты. Он должен определятся прожиточным минимумом – минимумом средств необходимых, чтобы прожить.

Прожиточный минимум определяется в расчёте на среднестатического жителя страны и рассчитывается по т. н. потребительской корзине – минимальный набор промышленных и продовольственных товаров и услуг необходимых для обеспечения физического выживания (= 300 наименований) Прожиточный минимум так мал, что является объектом сатиры. На протяжении многих лет на цветном телевидении выходит сатирический журнал «Фитиль».

Многие страны в т.ч. и Россия законодательно определяют МРОТ и его обязательность для всех работодателей. Почему? Рынок жесток и не знает благотворительности. Для обеспечения социальной стабильности общества необходимо поддержка государством беднейших слоев населения. Но в условиях современной экономической ситуации в России МРОТ оказался ниже прожиточного минимума.

В экономической литературы часто встречается выражение за «чертой бедности». В России принято считать, что границы бедности проходят на уровне от 2 до 1 прожиточного минимума, ниже начинается нищета.

Чтобы поднять заработную плату до равновесного состояния российское правительство взяло курс на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни в стране.

Что влияет на зарплату? Качество работы, квалификация, производительность труда работника

Существуют несколько систем оплаты труда:

1) повременная зарплата (зависит от величины проработанного времени);

2) сдельная зарплата (зависит от количества выполненных работ);

3) смешанная (сочетание элементы повременной и сдельной оплаты труда).

Выбери ответ.

1) семейный бюджет;

2) накопительный фонд;

3) семейные сбережения;

4) бессмысленные траты.

1) к обязательным;

2) к переменным;

3) к коммунальным;

4) к нереальным.

1) физическим минимумом;

2)социальным минимумом;

3) потребительская корзина;

Закончите предложения:

Тест по теме Человек в системе экономических отношений

Выбери ответ.

1. Совокупность доходов и расходов семьи составляют...

1) семейный бюджет;

2) накопительный фонд;

3) семейные сбережения;

4) бессмысленные траты.

2. Расходы на оплату жилья относятся:

1) к обязательным;

2) к переменным;

3) к коммунальным;

4) к нереальным.

3. Количество товаров и услуг, необходимых для нормальной жизни, определяется:

1) физическим минимумом;

2)социальным минимумом;

3) для каждого человека индивидуально;

4) в зависимости от возможностей социальных служб.

4. Физическое выживание обеспечивает:

1) произвольный набор продуктов;

2) помощь благотворительных организаций;

3) потребительская корзина;

4) взаимопомощь членов общества.

Закончите предложения:

1. Доходы семьи бывают номинальными и …

2. Расходы на продукты питания относятся к…

3. Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающий физическое выживание человека, составляет…