Стратегия шведской политики в отношении российской федерации. Стратегия. шведской политики в отношении. Российской Федерации. Наибольший интерес для Российской Федерации представляет шведская модель и современные попытки ее реформирования

Транскрипт

1 ОБЪЕДИНЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВ ШВЕЦИИ Министерство иностранных дел Швеции Стратегия шведской политики в отношении Российской Федерации

2 Исходные положения Европейская безопасность Развитие Российской Федерации и развитие отношений Швеции и ЕС с Российской Федерацией важный фактор будущей стабильности и безопасности в Европе. Швеция и ЕС сами глубоко заинтересованы в укреплении связей и модернизации Российской Федерации. Расширение ЕС к востоку, естественно, еще более повысит интерес Союза и Швеции к Российской Федерации. Цель дальнейшая интеграция Российской Федерации в общеевропейское сотрудничество. Обмен должен быть взаимовыгодным и основываться на реальных достижениях. Традиционно приоритетная роль, отдаваемая России в шведской внешней политике, давнее сотрудничество и географическое соседство вот составляющие шведского опыта, который следует учесть при формировании политики ЕС в отношении России. Экономическое развитие Модернизация России и раскрытие потенциала российской экономики повысят привлекательность российского рынка для шведских предприятий и способны положительно повлиять на состояние шведской экономики. Швеция заинтересована в развитии российской экономики и в том, чтобы в перспективе Россия смогла экспортировать более совершенные товары. Государство с сильной экономикой, предлагающее разнообразные и передовые товары, с намного большим удельным весом малых и средних предприятий более надежный и привлекательный торговый партнер, нежели государство с преобладающей сырьевой экономикой.

3 План действий План действий рассчитан на выполнение в краткосрочной и среднесрочной перспективе. План будет корректироваться по мере необходимости. Политика безопасности В целом, Швеция стремится, как двусторонне, так и во взаимодействии с другими странами, развивать связи и углублять сотрудничество с Россией и российскими компетентными органами, направленное на устранение существующих угроз в области безопасности и, по мере возможностей, предотвращение возникновения новых угроз. Приоритет отдается прямым контактам между компетентными органами, установлению контактных пунктов и других форм прямого, оперативного взаимодействия. Благодаря распространению деятельности, направленной на поддержание мер безопасности, на восток, в том числе на Россию, укрепится двустороннее сотрудничество Швеции по вопросам политики безопасности. Сотрудничество должно основываться на широком понимании безопасности и охватывать такие сферы, как охрана границ, предоставление убежища, спасательные операции, защита демократии, в т. ч. миротворческие операции, ядерная, биологическая и химическая защита, а также установление контактов и доверительных отношений. Экология Следует поощрять усилия, направленные на повышение экологического сознания в российском обществе и более бережное отношение к окружающей среде. Задача Швеции более четко обозначать экологические вопросы в сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией. Швеция добивается скорейшего признания Балтийского моря "Особо Чувствительной Морской Зоной" (ОЧМЗ). Россия не присоединилась к заявке, поданной странами региона Балтийского моря в Международную морскую организацию ООН. По этой причине необходимо использовать другие возможности сотрудничества с Россией в области охраны морской среды. Вопрос ратификации Россией Киотского протокола будет решаться как в рамках ЕС, так и в двусторонних отношениях. Швеция направит дополнительные силы на разъяснение пользы от присоединения к протоколу.

4 Швеция должна стремиться к расширению сотрудничества с Россией в области ядерной безопасности в рамках двусторонних и многосторонних программ, - такая возможность появилась благодаря подписанию соглашения "Многосторонняя программа по защите окружающей среды в области ядерной энергетики России (MNEPR) в мае 2003 года. Инфекционные заболевания В рамках сотрудничества в области развития с Российской Федерацией Швеция будет, по-прежнему, поддерживать борьбу с инфекционными заболеваниями. При содействии Всемирного банка ведется работа по профилактике ВИЧ/СПИДа и туберкулеза. В поддержку социальноустойчивых экономических преобразований входит развитие инфраструктуры первичной медицинской помощи и учреждение центров приема молодежи. Борьба с организованной преступностью Швеция будет и в дальнейшем участвовать в успешной деятельности Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью (Task Force) в регионе Балтийского моря и развивать сотрудничество в этом регионе. Общие экономические вопросы Швеция должна, в двустороннем и многостороннем планах, содействовать макроэкономической стабильности и экономическому росту в Российской Федерации. Важно ускорить проведение структурных реформ в сферах, стержневых с точки зрения долгосрочного экономического развития. За счет технического сотрудничества Швеция и ЕС будут способствовать модернизации российской экономики и максимально возможному ее приведению в соответствие с европейскими и международными стандартами. В рамках "Европейской политики добрососедства" (European Neighbourhood Policy) Швеция должна стремиться к созданию новых рыночных связей между ЕС и Россией, чтобы в долгосрочной перспективе создать зону свободной торговли, куда войдут все страны, граничащие с ЕС.

5 Швеция должна содействовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации с целью обеспечения роста российской экономики и улучшения возможностей для деловой деятельности шведских предприятий. Посредством активного обсуждения с международными финансовыми организациями их политики Швеция должна способствовать созданию крепких финансовых институтов и борьбе с коррупцией. Торговая политика Швеция должна, как и прежде, активно выступать за принятие России в ВТО и оказывать конкретную помощь, направленную на приведение российского законодательства в соответствие с нормативной базой ВТО. Швеция должна выступать за улучшение условий торговли и поощрять деятельность шведских предприятий в России, в том числе, малых и средних предприятий, которые часто не имеют достаточных средств, например, на юридическую помощь при оформлении предприятия. Развитие торговли Дальнейшая работа будет направлена на распространение информации о российском рынке и поиск перспективных инвестиционных проектов. Шведские промышленники, по-прежнему, имеют ограниченное представление о России. Богатый потенциал для шведских предприятий представляет российский рынок ИТ и телекоммуникаций. Дальнейшая информатизация важный инструмент развития по существу всех общественных сфер в России. В общих интересах России и Швеции продолжать сотрудничество по этому вопросу. Швеция должна активно улучшать возможности для общения между людьми. Большим потенциалом обладает российский рынок туризма. Калининград Швеция усилила свое присутствие в области, открыв здесь генеральное консульство, и тем самым создала более благоприятные условия для поддержки социально-экономического и экологического развития, а, в дальнейшем, также для улучшения торговли, интеграции и обмена с близлежащими странами.

6 Швеция должна и в дальнейшем привлекать внимание ЕС к Калининграду и заручаться поддержкой Москвы для экономического и социального сотрудничества в этом регионе. Возможности, открывшиеся в связи с расширением ЕС, нужно использовать для развития Калининградской области. Миграция Необходимо продолжать и расширять шведско-российское двустороннее сотрудничество по вопросам миграции, способствуя установлению в России работающего миграционного порядка и сокращению потока необоснованных заявлений о предоставлении убежища. Швеция должна выступать за облегчение режима перемещения между Россией и шенгенскими странами. Улучшение возможностей для личных контактов имеет большое значение для интеграции Швеции/ЕС и России. Упрощение визового режима предполагает выполнение необходимых условий и должно основываться на принятии взаимных обязательств. Чечня Швеция должна стремиться в двусторонних отношениях, в рамках ЕС и на международных форумах привлекать Россию к более конструктивному и конкретному обсуждению положения в Чечне. Политика в отношении Чечни должна быть более нацеленной на результат. В дальнейших отношениях с Россией необходимо учитывать тот факт, что чеченский конфликт имеет также международные последствия и тем самым создает угрозу международной безопасности. Права человека и общественное развитие В целях лучшего соблюдения прав человека и правовых принципов в российском обществе Швеция должна активнее привлекать Российскую Федерацию к обсуждению, идущему в рамках международных организаций: Совета Европы, ОБСЕ и ООН. Следует оказывать содействие свободным средствам массовой информации, в частности, повышать уровень образования журналистов. Свободная и независимая работа прессы - важный залог утверждения российской демократии.

7 Культурный и научный обмен Необходимо поощрять двусторонний культурный и научный обмен. Будет рассмотрен вопрос о выделении отдельных средств на презентацию шведской культуры и других областей ее жизни в России, в частности, на проведение Года Швеции. Учреждение Шведского культурно-информационного центра в Санкт- Петербурге поможет укрепить имидж Швеции в России. Необходимо повысить уровень знаний о российской жизни в шведских ВУЗах и заинтересованных учреждениях. Швеция должна расширять преподавание шведского языка за рубежом и учебный обмен не только между студентами, но и между представителями различных профессий. Один из способов достичь этого увеличение количества стипендий по программе Висбю, предназначенных для России, и расширение группы, из которой набираются стипендиаты. Многостороннее сотрудничество Помимо диалога между ЕС и Россией, необходимо расширить двусторонние консультации и обмен мнениями с Россией по многосторонним вопросам, которые имеют первоочередное значение для Швеции (с течением времени они будут меняться). В частности, Швеция будет стремиться к усилению взаимодействия в рамках ООН по вопросам разоружения. Сотрудничество в области развития До принятия новой шведской стратегии в отношении Российской Федерации, намеченного на 1 января 2005 года, будут тщательно проанализированы новые предпосылки для сотрудничества, которые появятся в результате разработки новой коллективной стратегии ЕС в отношении Российской Федерацией и выполнения совместной цели, предусматривающей развитие сотрудничества в области экономики, правовой и правоохранительной деятельности, внешней безопасности, науки и культуры.

8 Региональное сотрудничество Региональное сотрудничество должно в большей мере способствовать выполнению приоритетных задач шведской политики в отношении России. Россия участвует в работе Совета государств региона Балтийского моря, Совета Баренцева Евро-Арктического региона и Арктического совета на равных условиях с остальными государствами и, таким образом, имеет возможность влиять на выборный процесс и принятие решений по конкретным вопросам. Швеция должна стремиться к усилению чувства причастности России также в тех вопросах, которым шведская сторона отдает приоритет в плане действий по инициативе "Северное Измерение", выполняемой в рамках ЕС. Швеция будет выступать за углубление и расширение сотрудничества Северных стран с Российской Федерацией, в частности, в области культуры и научных исследований. Трансграничное сотрудничество Насущная задача, входящая в приоритеты шведской политики установить более тесное, равное и реальное сотрудничество между приграничными областями ЕС и России (а также других государств, прилегающих к новым границам ЕС). Трансграничное сотрудничество и выравнивание уровня жизни в соседних регионах важное условие благоприятного развития отношений России с ее соседями.


Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ИНТЕГРАЦИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ С ЗАДАЧАМИ, СТОЯЩИМИ ПЕРЕД ОБСЕ ДОКЛАД ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НА ЛИССАБОНСКОЙ ВСТРЕЧЕ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

1 Совместное заявление участников Парижского форума Европейского союза и стран Центральной Азии, посвященного вопросам безопасности 18 сентября 2008 г. Исходя из совместной решимости развивать и выстраивать

РЕЗОЛЮЦИЯ 5-Й ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ БАРЕНЦЕВА РЕГИОНА Лулео, 20 мая 2011 года По приглашению парламента Швеции представители национальных парламентов Норвегии, России и Швеции, представители восьми

КОМИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЯ-ЕС 13-е заседание 15-16 декабря 2010 года СТРАСБУРГ Сопредседатели: А.А. Климов и К. Флекенштайн Итоговое заявление и рекомендации 15-16 декабря 2010 года в

Копенгагенская декларация по политике здравоохранения, 1994 г. Мы, делегации государств - членов Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, встретившись в Копенгагене в период с 5 по 9

Неофициальный перевод с английского языка РЕКОМЕНДАЦИЯ СОВЕТА ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ

Bruxelles 20/11/2017-09:00 FACTSHEETS Мифы о Восточном партнерстве 5-й Саммит Восточного партнерства (EaP) в Брюсселе Мифы о Восточном партнерстве МИФ 1 Участие в Восточном партнерстве ведет к членству

NSK 70/2004 Reg. No 730101400404/10.12.04 Не официальный перевод Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Эстонией Латвией и Литвой на 2006-2008 гг. C середины 1990-х годов

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПАЧЭС МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕКРЕТАРИАТ Док.: GA48/CC47/REC154/16/r РЕКОМЕНДАЦИЯ 154/2016 1 «Образование и наука в интересах устойчивого развития

Перевод с норвежского языка NSK 69.2004 Рег. 730101400404/20.10.04 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом Российской Федерации на 2006-2008 годы

EURONEST PARLIAMENTARY ASSEMBLY ASSEMBLÉE PARLEMENTAIRE EURONEST PARLAMENTARISCHE VERSAMMLUNG EURONEST ПАРЛАМЕНТСКАЯ AССАМБЛЕЯ ЕВРОНЕСТ Пленарное заседание 22.03.2016 РЕЗОЛЮЦИЯ по многолетним финансовым

Программа Интеррег Региона Балтийского моря 2014-2020 Территория сотрудничества Программы 11 государств в регионе Балтийского моря Дания Эстония Финляндия Латвия Литва Польша Швеция Германия (Северная

План действий EUBAM на 10-ю фазу Подробное описание деятельности Цель 1 1.1. Содействие в улучшении сотрудничества по вопросам управления границей в Республике Молдова и Украине, в частности, в интегрированном

Общее пространство Соседства Данная Программа финансируется из средств Европейского Союза ENPI CBC Kolarctic Программа «ИЕСП-ПС Коларктик» содействует развитию трансграничного сотрудничества между Северным

Стратегия ЦАРЭС 2030 ---Соединяя людей, политики и проекты для совместного развития Предлагаемый план Темы презентации Введение 1 4 Проект плана Зачем нужна новая Стратегия ЦАРЭС? 2 5 Сроки Страновые консультации

Выступление г-на Норимаса Шимомура, Странового директора ПРООН Международная конференция по торговле и инвестициям Хаят Редженси Душанбе, 1 июня 2015г. Ваше Превосходительство Хикматуллозода, Си Си Ю и

Седьмая конференция парламентариев Арктического региона Кируна, Швеция, 2-4 августа 2006 г. ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Мы, выборные представители Канады, Дании/Гренландии, Европейского Парламента,

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА AM036r-X 1 Заявление Управляющего ЕБРР от Кыргызской Республики Ежегодное Собрание Управляющих ЕБРР, Пленарное заседание Кипр, Никосия, 9-11 мая 2017 г. Уважаемый г-н Президент ЕБРР

Реализация Стратегии Европейского Союза по сотрудничеству со странами Центральной Азии I. ЕС и Средняя Азия - Новое партнерство (2007 -) II. Двухстороннее и Региональное Сотрудничество Новое партнерство:

Совет Министров Северных Стран: Сотрудничество на Северо-западе России Мика Бёдекер Директор Информационного бюро Совета Министров Северных Стран (СМСС) в Санкт-Петербурге V ежегодная международная конференция

4-ая Программа сотрудничества по вопросам здравоохранения и связанным с ними социальным вопросам в Баренцевом Евро-Арктическом Регионе на 2012-2015 гг. Баренцев Евро-Арктический Совет, БЕАС Рабочая Группа

Инструменты и программы ЕС для областей Республики Беларусь Проект МТП ЕС «Механизм развития потенциала по поддержке внедрения отраслевых программ в рамках ежегодного плана действий для Беларуси» 1 СРЕДСТВА

ПРОЕКТ СЕКТОРНОЙ ЗАПИСКИ ПО ОБЛЕГЧЕНИЮ ТОРГОВЛИ Развитие транзита: Стратегия и План действий по региональному сотрудничеству в Восточной и Центральной Азии Для обсуждения: Сессия сектора по облегчению

Mon, 13/11/2017-07:23 ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ В Самарканде состоялось 13-е заседание министерской встречи «ЕС- Центральная Азия» В пятницу, 10 ноября, Верховный Представитель ЕС по иностранным делам и политике

Приложение V ПРИЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Статья 1 ЦЕЛЬ Цель настоящего Приложения заключается в изложении руководящих принципов и механизмов

СТАТЬЯ 16 Конвенции Проект оперативных руководящих принципов Преференциальный режим для развивающихся стран Утверждены Конференцией участников на второй сессии (июнь 2009 г.) Статья 16 Преференциальный

Подготовка коммюнике «Местные органы управления в развитии: Исследовательский доклад» Содержание Участники Местные органы управления Ассоциации местных органов управления Предпосылка Структурный диалог

Совет Министров Северных стран (Справочная информация) Совет Министров Северных стран (СМСС), созданный в 1971 году, является межправительственным форумом сотрудничества пяти Северных стран Дании, Исландии,

1 КАЛИНИНГРАД 18 октября 2013г. Встреча Главы Представительства Европейского Союза в России, Посла Вигаудаса Ушацкаса с Ректором Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, профессором

PC.DEC/959 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Постоянный совет RUSSIAN Original: ENGLISH 835-е пленарное заседание PC Journal No. 835, пункт 5 повестки дня РЕШЕНИЕ 959 ТЕМА, ПОВЕСТКА

Ежегодное мероприятие INOGATE 22 октября 2014 года Механизмы поддержки ЕС по вопросам энергетической безопасности в Странах-партнерах INOGATE 22 октября 2014 года 1 Что такое энергетическая безопасность

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА Distr. LIMITED 17 December 2004 RUSSIAN Original: ENGLISH КОНФЕРЕНЦИЯ СТОРОН Десятая сессия Буэнос-Айрес, 6-17 декабря 2004 года Пункт

Страсбург, 16 апреля 2010 года AP/CAT (2010) 10 rev. Or. Eng. ЕВРОПЕЙСКОЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О КРУПНЫХ КАТАСТРОФАХ (ЧОС-СЕ) ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИИ 2010-1 О СНИЖЕНИИ УРОВНЯ УЯЗВИМОСТИ ПЕРЕД ЛИЦОМ

Обзор МВФ ПРОГРАММА РАБОТЫ МВФ планирует активную работу для поддержки мирового подъема Обзор МВФ онлайн 26 мая 2011 года Строительство дороги в Джакарте, Индонезия. Новая программа работы МВФ направлена

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД БИШКЕКСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ «УКРЕПЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НАРАЩИВАНИЕ ВСЕСТОРОННИХ УСИЛИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ» 13-14 декабря

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ ИКАО ПО ВОПРОСАМ АВИАЦИИ Проводится в Бразилии Содействие инвестициям в развитие авиации Для участия в работе четвертого Всемирного форума по вопросам авиации (IWAF/4) приглашаются

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Совет министров Мадрид, 2007 год MC.DEC/4/07 Второй день пятнадцатой встречи MC(15) Journal No. 2, пункт 8 повестки дня РЕШЕНИЕ 4/07 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Меморандум о взаимопонимании между Постоянным международным секретариатом Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и KfW и Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности

План действий на Фазу 8 Подробное описание деятельности цель 1 Задача 1.1. Оценить меры пограничного контроля и охраны границы, предпринимаемые пограничными и таможенными службами Республики Молдова и

Россия-ЕС: продолжение диалога на новом уровне Анатолий Чубайс Сопредседатель Круглого стола промышленников России и ЕС 21/03/2013 Россия и ЕС стратегические партнеры 300 200 100 0 Экспорт из России в

Региональное устойчивое развитие на примере Евразийского экономического союза Департамент макроэкономической политики Иссык-Куль, 2017 г. Л.Ю. Плачинда План презентации Экономико-правовая база устойчивого

Б.А. Хейфец профессор, д.э.н., главный научный сотрудник ИЭ РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Новый формат глобальной экономики - взгляд из БРИКС II Международный экономический

ENVIRONMENT FOR EUROPE UN ENVIRONNEMENT POUR L EUROPE ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ გარემო ევროპისათვის БАТУМИ, 8 10 июня 2016 года Восьмая Конференция министров «Окружающая среда для Европы» Батуми, Грузия

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Челябинской области и Правительством Курганской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах Правительство

Eurostat 9-й транш проекта Счета развития ООН: Стартовое совещание 10-11 декабря 2014 г. Алматы Европейская политика добрососедства - Восточные страны и за их пределами: содействие Евростата в наращивании

Российское содействие международному развитию Партнерство с Таджикистаном Структура презентации 1. О Российском СМР в цифрах и фактах 2. Государственная политика России в сфере СМР 3. Партнерство с Таджикистаном

Мнения высказанные относительно презентации являются исключительно мнением их авторов и не отражают взгляды и принципы Азиатского Банка Развития (АБР) как и точку зрения Совета Управляющих либо той страны,

Программа Всемирного банка в Армении 1992-2013 годы Презентацию подготовили: Наира Мелкумян, Старший операционист, Офис Всемирного банка в Армении 25 марта 2013 года С момента начала реализации программы

УТВЕРЖДЕНО Правлением Международного инвестиционного банка (Протокол от 18 декабря 2015г. 58) ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА 2016 2017 ГОДЫ СОДЕРЖАНИЕ I. Введение... 3 II. Цели и задачи

Чэн Хуэйфан студент Восточно-Сибирского государственного университета технологий управления Россия, г. Улан-Удэ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕМ ВЫСОКОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ И ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИК

Общественная палата Российской Федерации Европейский социально-экономический комитет 4 й Совместный семинар Общественной палаты Российской Федерации и Европейского социально-экономического комитета Брюссель,

Неофициальный перевод ДЕКЛАРАЦИЯ МИНИСТРОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ СТРАН БРИКС КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА И ИНКЛЮЗИВНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ Введение 1. Мы, Министры труда и занятости Федеративной

Седьмая Конференция государств участников Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении по рассмотрению

Неофициальный перевод осуществлен Региональным офисом по институциональному развитию в Баку, Азербайджан, с целью повышения знаний русскоязычной аудитории. Английские и французские версии, доступные на

УДК 378.4 Развитие сотрудничества в области образования и экологии между европейским союзом и Россией д-р. техн. наук, профессор Савин И.К. [email protected] старший преподаватель Устинов А.С. [email protected]

ТУРИНСКИЙ ПРОЦЕСС 2014 ДЕКАБРЬ 2013 ТУРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ТУРИНСКИЙ ПРОЦЕСС основывается на широком участии заинтересованных сторон и состоит в проведении документально подтвержденнного анализа политик ПОО

Господин Ариф Ибишов Отдел статистики устойчивого развития Государственный Комитет по Статистике Email: [email protected] (+994 012) 5387048 Готовность к реализации ЦУР Национальный механизм мониторинга

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 августа 2017 г. 574 Об одобрении Национальной программы международной технической помощи до 2020 года В целях привлечения международной технической

Рабочая группа ЕС-ЦА по окружающей среде и изменению климата Техническое задание 6-ая Конференция высокого уровня ЕС- Центральная Азия по сотрудничеству в области окружающей среды и водных ресурсов Ташкент,

М Е М ОРАНДУМ о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Европейской экономической комиссией ООН Евразийская экономическая комиссия и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН),

Экономический эффект от вступления России в ВТО: оценка ожиданий и объективные последствия Главными экономическими задачами, которые ставит государство в настоящее время, являются обеспечение макроэкономической

ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ WHA63.3 Пункт 11.8 повестки дня 20 мая 2010 г. Продвижение инициатив по безопасности пищевых продуктов Шестьдесят третья сессия Всемирной ассамблеи

Региональная европейская конференция 15 16 января 2018 г. Гент, Бельгия 15 и 16 января 2018 года в Генте, Бельгия, состоится первый Европейский региональный Форум по вопросам политики в области развития

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Совет министров Хельсинки, 2008 год MC.DEC/7/08 RUSSIAN Original: ENGLISH Второй день шестнадцатой встречи MC(16) Journal No. 2, пункт 8 повестки дня

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Выступление г-жи Аурелии Бушез, Посла, Главы Представительства Европейского Союза в Республике Казахстан, на Мировом тематическом заседании высокого

ДЕКЛАРАЦИЯ 25-го ЮБИЛЕЙНОГО САММИТА ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (Стамбул, 22 мая 2017 года) Мы, главы государств и правительств государств-членов Организации Черноморского экономического

Программа по сотрудничеству с Российской Федерацией 2006-08 Вводная часть В период с 1 мая 2004 года после принятия в Европейский союз девяти новых стран-членов ситуация в сопредельном с Северными странами

Поддержка Миссии Таможенным Службам Молдовы и Украины в развитии мер по содействию торговле Андрей Виденов Эксперт по пост-таможенному контролю и аудиту в Кишинев, 06.11.2012 Общая информация о Миссии

Комплексный диалог по вопросам соответствия торговой политики целям продовольственной безопасности и питания СЕМИНАР ФАО, Рим, 16-17 декабря 2014 года ПРЕДПОСЫЛКА Ключевая идея доклада «Положение дел в

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕДНОСТИ, СОДЕЙСТВИЮ РОСТУ И ДОСТИЖЕНИЮ УСТОЙЧИВОЙ ДОЛГОВОЙ СИТУАЦИИ СТРАН СНГ-7 С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДОВ 1. Признавая необходимость неотложных мер по сокращению

CBD Distr. LIMITED CBD/COP/DEC/XIII/2 12 December 2016 КОНФЕРЕНЦИЯ СТОРОН КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ Тринадцатое совещание Канкун, Мексика, 4-17 декабря 2016 года Пункт 10 повестки дня RUSSIAN

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 2018-2019 КОНФЕРЕНЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ «ВОСТОЧНОГО ПАРТНЁРСТВА» ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА 2018-2019 ГГ. ВВЕДЕНИЕ Конференция региональных и местных органов власти «Восточного

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О КУЛЬТУРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Вена, 27 октября 1998 года) Правительство Российской Федерации и Правительство

Региональный центр ООН по Превентивной Дипломатии для Центральной Азии Программа действий (январь 2009 декабрь 2011 гг.) Введение В мире немного регионов, где страны так тесно взаимозависимы, как Центральная

2004-06-01T12:59+0400

2008-06-06T10:24+0400

https://сайт/20040601/602331.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

Посол Швеции в Москве отмечает близость позиций России и Швеции в отношении военных действий в Ираке

МОСКВА, 1 июн - РИА "Новости". Россия и Швеция имеют схожие позиции в отношении военных действий в Ираке. Об этом заявил во вторник посол Швеции в Москве Свен Хирдман, представляя новую стратегию шведской политики в отношении Российской Федерации. "Мы полностью разделяем все формулировки, высказанные главой МИД РФ Сергеем Лавровым по поводу ситуации в Ираке", - подчеркнул Хирдман. Он отметил, что в настоящее время задача международного сообщества - помочь Ираку в восстановлении, а не "обвинять друг друга в прошлых ошибках". "Необходимо определить роль нового правительства в Ираке и того, кто будет принимать решения о военных операциях. В этом отношении нет разницы между нашими странами", - сказал посол. По его словам, позиции двух стран по большинству международных проблем, в частности ближневосточной и иракской, а также проблеме нераспространения, практически совпадают. В то же время Хирдман еще раз подчеркнул, что политика шведского нейтралитета, которой в этом году исполняется...

МОСКВА, 1 июн - РИА "Новости". Россия и Швеция имеют схожие позиции в отношении военных действий в Ираке. Об этом заявил во вторник посол Швеции в Москве Свен Хирдман, представляя новую стратегию шведской политики в отношении Российской Федерации.

"Мы полностью разделяем все формулировки, высказанные главой МИД РФ Сергеем Лавровым по поводу ситуации в Ираке", - подчеркнул Хирдман.

Он отметил, что в настоящее время задача международного сообщества - помочь Ираку в восстановлении, а не "обвинять друг друга в прошлых ошибках".

"Необходимо определить роль нового правительства в Ираке и того, кто будет принимать решения о военных операциях. В этом отношении нет разницы между нашими странами", - сказал посол.

По его словам, позиции двух стран по большинству международных проблем, в частности ближневосточной и иракской, а также проблеме нераспространения, практически совпадают.

В то же время Хирдман еще раз подчеркнул, что политика шведского нейтралитета, которой в этом году исполняется 190 лет, не изменилась.

"У Швеции нет никаких планов входить в НАТО. Шведский парламент и народ очень ценят самостоятельность такой политики, - сказал посол. - У нас есть прямые контакты со странами альянса, но Швеция не собирается и не стремится вступать в эту организацию".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов (ФИНЭК)

Факультет регионоведения, информатики, туризма и математических методов

Кафедра региональной экономики и природопользования

Курсовая работа по дисциплине

Региональная экономика

Сравнение социальной политики России и Швеции

Выполнил: Вдовина Александра, группа Р-312

Санкт-Петербург 2011

  • Введение
    • Социальная политика России: проблемы развития
      • Шведская модель социальной политики
      • Выводы
      • Список использованной литературы

Введение

Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.

Но, следует заметить, что фундаментальная конституционная характеристика нашего государства - "социальное" - не соответствует действительности. По разным причинам государственное регулирование экономики не помогает ее превращению в социально ориентированную.

На мой взгляд, это крайне важный вопрос на сегодняшний день. И его понимание обостряется при виде, например, Скандинавской (Шведской) модели социальной политики, которую иначе называют "Общество бесчисленных пособий". В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния. Оно отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей: образовании, здравоохранении, заботе о детях и пожилых, на рынке труда.

В связи с чем, я хотела бы рассмотреть и Шведскую, и Российскую модель социально-экономической политики, заведомо предполагая преимущество первой, и предположить возможные пути преобразований в этой сфере в нашей стране.

социальный политика финансовых страховой

Социальная политика России: проблемы развития

Прописанное в Конституции РФ определение "социальное" применительно к нашему государству, к сожалению, на сегодняшний день не имеет подтверждения на практике. Реалии же выглядят следующим образом:

1. Прогрессирующая деградация основных фондов, износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. В настоящее время физический и моральный износ основных фондов достиг 60%, быстро возрастает технологическое отставание практически всех отраслей народного хозяйства от мирового уровня. При этом практически не происходит обновления оборудования, за 2007-2008 гг. в два раза сократилась инвестиционная активность, в несколько раз снизились затраты на НИОКР, большая часть амортизационных отчислений не направлялась на инвестиции, а фактически изымалась из воспроизводственного процесса. Углубляющийся спад производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, повсеместно привел к значительной недогрузке производственных мощностей, не позволяющей поддерживать их эффективную эксплуатацию и технологический режим. Резко снизилась эффективность общественного производства (удельный расход электроэнергии на единицу ВВП вырос на 23%, производительность труда упала на 28%), что отражает общее снижение конкурентоспособности российской экономики. Фактически экономика вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны, происходит нарастающая деградация производственного аппарата в отраслях материального производства.

2. Деиндустриализация народного хозяйства, отчетливый сдвиг в направлении утяжеления его структуры за счет опережающего спада в наукоемких отраслях промышленности и производства товаров народного потребления, повышение доли сырьевых отраслей (прежде всего ТЭК) и сферы услуг (финансового и торгового секторов) в структуре производства и инвестиции, сокращение доли машиностроения в структуре общественного производства и повышение доли топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о структурной деградации российской экономики, прогрессирующем сокращении производства товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, являющихся основой современного экономического роста и поддержания занятости населения.

3. Угроза массовой безработицы и обнищания значительной массы населения вследствие как абсолютного сокращения производства, так и деиндустриализации, в ходе которой создание новых рабочих мест в сырьевых отраслях и в сфере услуг не компенсирует высвобождение занятых из отраслей обрабатывающей промышленности. При дальнейшем углублении промышленного спада скрытая безработица, достигающая в настоящее время до 20% занятых, неизбежно перейдет в открытую форму, что создаст серьезную угрозу неконтролируемого роста социальной напряженности и дальнейшего разрушения человеческого потенциала.

4. Вывоз капитала, его связывание в спекулятивных и посреднических операциях, обусловленное образовавшейся изоляцией торгово-финансового капитала от производственных мощностей, а также высокой неопределенностью эффективности капитальных вложений вследствие галопирующей инфляции и неопределенности прав собственности, неразвитости правовой системы обеспечения инвестиционной активности и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной величине ввоза, а также концентрация банковской активности в финансировании спекулятивной деятельности делают невозможным поддержание расширенного воспроизводства и обновление производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими хозяйствующими субъектами валютных резервов, выведенных из хозяйственного оборота нерациональной экономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим с годовым фондом накопления.

5. Утечка умов и деградация человеческого потенциала, дезинтеграция общества и возникновение угрозы развертывания классовых конфликтов, разрушение основ социальной стабильности. Растущая поляризация населения (разрыв в уровне доходов между верхним и нижним десятипроцентными уровнями населения достиг 11 раз и продолжает возрастать) сопровождается обнищанием значительной части населения (27% населения живет ниже уровня бедности), резким снижением уровня социального обеспечения и государственных расходов на социальные гарантии.

6. Криминализация хозяйственной деятельности, подрывающая рыночную конкуренцию и государственное регулирование, обусловливающая быстрое увеличение веса теневой экономики, степени реальной монополизации народного хозяйства. По официальным оценкам, сфера теневой экономики охватила 40% товарооборота и 28% услуг населению общественного производства, под влиянием криминальных структур находится значительная часть предприятий финансового и торгового секторов, сферы услуг. Криминализация общественного производства серьезно затрудняет создание новых предприятий, подавляет конкуренцию, сопровождается коррупцией в органах государственной власти. Значительный размах коррупции, в свою очередь, резко снижает эффективность работы государственного аппарата, в том числе и деятельности правоохранительных органов, делает невозможным продуктивное использование большого арсенала методов государственного регулирования экономики, в том числе правовое обеспечение механизмов рыночной конкуренции. Сращивание госаппарата с криминальными структурами резко осложняет достижение целей экономической стабилизации, активной структурной политики и социальной защиты.

7. Галопирующая инфляция, колеблющаяся в пределах 10-25% в месяц, крайне затрудняла долгосрочную хозяйственную деятельность, развитие производства, инвестиционную и инновационную активность.

8. Угроза разрушения транспортной и энергетической инфраструктуры страны, повышение вероятности аварий на энергетических и транспортных сетях вследствие длительного отсутствия инвестиций в их поддержание, обновление и развитие.

При оценке современного состояния социальной политики в России и особенностей ее социально-экономической трансформации особо выделяются два аспекта:

· социально-экономический по критерию постиндустриальных перемен, происходящих в развитых странах мира, а также по отношению к собственному историческому опыту и традициям;

· геоэкономический - по месту и роли страны в современном мировом хозяйстве, в глобальных и региональных экономических структурах и институтах.

Эти две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса при определяющем значении первой стороны показывают, что вопросы социальной политики, особенно на долгосрочную перспективу, нельзя рассматривать в отрыве от перспектив экономического развития страны. Невозможно проводить в жизнь эффективную и результативную социальную политику без достижения высоких устойчивых темпов экономического роста. Если социальные реформы не будут увязаны с экономическими и нацелены на достижение динамичного развития российского общества, то, конечно, и основные меры социальной политики будут обречены на неудачу.

Разумеется, перечисленные проблемы, часть из которых достигла остроты, угрожающей экономической безопасности страны, взаимосвязаны и вызваны неадекватностью проводимой экономической и социальной политики. Необходимо проведение соответствующей активной экономической и социальной политики, направленной на решение перечисленных выше проблем и устранение обусловливающих их причин.

Шведская модель социальной политики

В начале двадцать первого века на ход развития передовых стран доминирующее влияние оказывают социальные факторы, воздействие которых охватывает все сферы экономики и приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности и общечеловеческих ценностей.

История свидетельствует, трансформационный процесс перехода от командно-административной системы к социально - рыночному хозяйству опирается на различные экономические модели развития. Известны американская (США, Канада), японская (Япония, Южная Корея) модели, а также континентальная (Германия, Австрия, Швейцария, Франция) и скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Универсальной модели трансформации не существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и практический опыт этих процессов имеют значение для разработки концепции социализации национальной российской экономики, создания механизмов и финансовых инструментов ее реализации.

Наибольший интерес для Российской Федерации представляет шведская модель и современные попытки ее реформирования.

"Шведская модель" характеризует тип экономической системы, в которой:

· существенное влияние на развитие рыночной экономики оказывает государство

· конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются посредством проведения коллективных переговоров при активном участии профсоюзов

· цель социальной политики государства -- достижение высокого качества жизни всех слоев населения

Это обусловлено следующими причинами:

· в качестве главных приоритетов социально-экономического развития выбраны показатели полной занятости и выравнивания уровня доходов населения

· с 1932 года (за исключением периода с 1976 по 1982 год) в Швеции у власти находятся социал-демократы

· сильную позицию имеют профсоюзы, оказывающие существенное влияние на уровень и динамику роста доходов населения

· шведы, как и россияне, близко воспринимают идею равенства

Швеция явилась первой страной во многих социальных начинаниях. Это касается, прежде всего, института социального партнерства, начало которому было положено в 1938 году, когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерации работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения коллективных договоров. Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия, перераспределяя через государственный бюджет огромные средства.

Результатом проведения последовательной социальной политики явился высокий уровень политической культуры, который позволил:

· сформировать общественную систему диалога и корпоративный характер отношений между различными слоями общества

· достичь реализации таких важных экономических задач социально-экономического развития, как полная занятость, стабильный уровень цен, долговременный динамичный экономический рост, высокий уровень жизни и социальных гарантий для большей части населения, развитие экономики без социальных потрясений и политических конфликтов

Это способствовало в свою очередь развитию приоритета человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции "человеческого капитала".

Анализ развития шведской экономики позволяет сделать вывод, что она построена, в первую очередь, на идеях кейнсианства относительно места и роли государства в экономической системе.

Первая реформа экономики в этом государстве была проведена в условиях Великой депрессии 1930-х годах. Выход из создавшейся ситуации был найден за счет усиления государственного регулирования экономики, причем в Швеции с самого начала государство было ориентировано на выполнение социальных функций.

Основоположником шведской модели считается Г. Мюрдаль, который обосновал и доказал тесную связь развития техники и технологии с прогрессом социума, ибо все, что делается, имеет своей целью благо для человечества.

Стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предприятиями и наемными работниками, которые предприняли взаимные уступки друг другу. Рабочие отказались от проведения широкомасштабных политических акций, общенациональных забастовок и призывов к национализации собственности, а работодатели признали за государством право на осуществление социальных реформ. В результате сформировалась особая культура, в рамках которой все проблемы общества решались только мирным путем. Была достигнута, по сути, максимальная степень государственного вмешательства в рыночную систему.

В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния, которое отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей образования, здравоохранения, заботе о детях и пожилых людях.

Основной элемент шведской социальной политики - страхование. Его цель - удовлетворение общественных потребностей в надежной страховой защите от случайных рисков: обеспечение граждан экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (страхование от несчастных случаев на производстве), безработицы (страхование по безработице и материальная помощь). Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи независимо от причины обращения (страхового случая), известной как "общественная помощь". Ключевым в этом подходе следует считать универсальность: подобная защита распространяется на всех жителей Швеции независимо от рода занятий и потому именуется "всеобщая социальная политика". Однако право на ряд социальных выплат зависит от оценки их необходимости, занятости и добровольности участия. Социальная политика Швеции обеспечивает высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

В шведской модели полная занятость населения достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя справиться только путем снижения заработной платы, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не могут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями прибавки к заработной плате. Поэтому центральным пунктом в первоначальном варианте шведской модели (еще в 50-е годы прошлого века) стала ответственность правительства за экономическую стабильность и полную занятость населения, а профсоюзы совместно с организациями предпринимателей отвечали за уровень заработной платы.

По мнению Ёсты Рена, ведущего экономиста Центрального объединения профсоюзов Швеции и одного из создателей модели Рена-Мейднера, решение дилеммы "безработица-инфляция" сводится к следующему: необходимо применять такой набор всеобщих налоговых ограничений, которые стимулируют предпринимателей удерживать цены на низком уровне относительно заработной платы и тем самым эффективно противостоять инфляционным процессам. Полная занятость населения обеспечивается специальными мерами, особой политикой на рынке труда. Сочетание общих экономических мер по поддержанию общего спроса на рабочую силу несколько ниже уровня, гарантирующего работу всем и везде, и активной селективной политики на рынке труда, а также в области социальных гарантий, направленных на поддержку слабых групп населения, отраслей и регионов, стало сущностью шведской модели. Этот пункт модели объясняет и ту роль, которая была предназначена социальной политике на рынке труда, задача которой - помочь тем, кто ищет работу, занять вакантные места. Поэтому естественно, что шведский рынок труда весьма развит и гибок, а доля расходов на эту сферу в государственном бюджете очень высока. Причем характерно, что на меры, предусматривающие в основном подготовку и переподготовку кадров, приходится значительно больше расходов, чем на выплаты пособий по безработице.

Право на бесплатное медицинское обслуживание или на оплату части суммы на лечение гарантировано в Швеции органами, не входящими в систему здравоохранения. Каждый ландстинг (областной орган власти) отвечает за то, чтобы любой его житель имел свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. На финансирование здравоохранения идет примерно 80% собранных налогов с доходов. Государство оплачивает от 30 до 100% расходов на медицинское обслуживание и лекарства. При этом Национальная система страхования компенсирует два вида расходов: оплату назначенных врачами лекарств и стоматологических услуг. Однако, существуют некоторые ограничения. В среднем шведы платят за лекарства не более 900 крон (около 120 долларов) в год, страховые выплаты выше этой суммы, но не более 1800 крон за12 месяцев. Выплаты производятся не наличными денежными средствами, а перечислением средств непосредственно в аптеки из фондов страхования. С января 1999 года в Швеции были введены новые правила субсидирования лечения зубов, которые стимулируют людей регулярно заниматься профилактикой и не запускать болезни.

Кроме того, все жители страны с годовым доходом не менее 6 тыс.крон охвачены национальной системой страхования, гарантирующей пособие в случае болезни. Пособие по временной нетрудоспособности в настоящее время составляет 80% от суммы потерянного дохода, хотя еще не так давно его размер достигал 90%от заработной платы. В течение первых трех недель болезни работники получают компенсацию от работодателей, по их истечении - пособие гарантировано государством в размере77,6% от суммы потерянного дохода, но не более 598 крон в день, при этом количество дней болезни работников не ограничено.

В современной Швеции существуют и другие виды социального обеспечения. Так, страхование от несчастных случаев на производстве предполагает в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, сначала выдачу пособия на общих основаниях, а затем в качестве дополнительных выплат может быть назначено специальное страховое обеспечение в зависимости от тяжести последствий - оно распространяется на всех работающих по найму. Если полученная травма ведет к полной потере трудоспособности, пострадавшему назначается пособие в размере 100% утраченного трудового дохода вплоть до достижения пенсионного возраста. Из фонда медицинского страхования оплачиваются расходы на лечение, превышающие размеры выплат. Фонд страхования от несчастных случаев на производстве создан за счет взносов, перечисляемых работодателями в размере 1,38% от фонда оплаты труда.

В Швеции существуют две системы выплат пособий по безработице. Первая (добровольная) называется страхованием на случай потери работы и финансируется (при поддержке и надзоре государства) специальными страховыми фондами, связанными с профсоюзами. В этих фондах состоит почти 90% всех трудящихся. Условиями позволяющими получать пособие являются: членство в страховом фонде не менее одного года и не менее шести месяцев работы за предшествующий год; регистрация в качестве безработного на бирже труда; участие в программе подготовки и переподготовки кадров; обязательство занять предлагаемое рабочее место.

С января 1998 года в Швеции действует новый государственный страховой фонд, за счет которого любой дееспособный гражданин может получать пособие по безработице. Эта система именуется материальной поддержкой рынка труда и включает всех, кого не охватывает деятельность страхового фонда при потере работы. При этом безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда и отработать до увольнения не менее шести месяцев.

Действующая система страхования предоставляет равные права для родителей, как матери, так и отцу ребенка. Можно выделить две разновидности пособия родителям. Первая - пособие по случаю рождения ребенка, которое, как правило, выплачивается в течение480 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то за каждым из родителей резервируется по 60 дней из 480, а средства за оставшийся период может востребовать любой из них. Причем, в первые 390 дней размер выплачиваемого пособия равен пособию по болезни (80% потерянного дохода), а затем предоставляется в размере 60 крон за день. Другая разновидность - пособие по уходу за больным ребенком, которое обычно выплачивается в течение не более 60 дней на ребенка в год.

Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является пособие на детей в возрасте до 16 лет (из расчета 950 крон на ребенка в месяц). Причем это пособие, в отличие от большинства других, не облагается налогом, а его размер определяется решением риксдага. Семьи, в которых детей, более трех, получают дополнительные выплаты.

Для семей с детьми предусмотрена компенсация части коммунальных платежей, ее величина зависит от числа детей, размера доходов и суммы оплаты за коммунальные услуги.

На протяжении десятилетий в Швеции действовали две взаимосвязанные схемы пенсионного обеспечения. Первая, вступившая в силу еще в 1913 году (и модернизированная в 1946-м), была призвана гарантировать социальное обеспечение каждого жителя, и предполагала выплату так называемой базовой (народной, или основной) пенсии. В 1960 году было принято решение о выплате государственных пенсионных надбавок, или дополнительной (служебной, трудовой) пенсии, что гарантировало связь между размером пенсии и прежними трудовыми доходами. Пенсии по старости, инвалидности ("досрочные пенсии") и в случае потери кормильца выплачивались в соответствии с положениями обеих схем. С 1999 года началась пенсионная реформа, обусловленная современным состоянием экономики: по мнению авторов реформы, она имеет возможность решить назревшие демографические, финансовые, политические проблемы. Прежняя система финансирования пенсий по старости стала испытывать затруднения из-за демографических проблем (непрерывного роста доли пенсионеров), и средства Всеобщего пенсионного фонда вскоре могли оказаться в дефиците. Необходимо было либо сокращать объемы пенсионных выплат, либо увеличивать взносы. Кроме того, система ущемляла интересы лиц с низкими доходами, и риксдаг после длительной дискуссии в 1994 году принял решение о проведении реформы, начатой пять лет спустя.

Новая пенсионная система, во-первых, учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, во-вторых, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто получал очень низкие доходы или их вообще не получал, а в-третьих, включает систему обязательных взносов в негосударственные пенсионные фонды на индивидуальные счета (взносы в пенсионную систему составляют 18,5% от полученных доходов, в том числе 2,5% на индивидуальные счета). В отличие от прежней системы в пенсионный стаж включается время, проведенное дома по уходу за ребенком или потраченное на образование и воинскую службу. Изменены сроки выхода на пенсию, хотя пенсионный возраст сохранился прежним - 65 лет. До реформы можно было выходить на пенсию в возрасте от 60 до70 лет (если до 65 - размер пенсии меньше, если позже - больше). Согласно новой системе досрочный выход на пенсию возможен при достижении 61 года, а крайний срок - 67 лет.

Пенсионная система предусматривает также выплату пенсий инвалидам и вдовам. Эти нововведения вызвали в стране волну дискуссий, которые обсуждаются до настоящего времени. Сторонники реформ считают, что новая система гарантирует более высокий уровень стабильности в случае экономических потрясений. Говоря о недостатках системы, ее противники отмечают рост различий в размерах пенсий, что ведет к усилению неравенства между пенсионерами. Вместе с тем эта радикальная реформа привлекла внимание других стран и стимулировала схожие процессы.

Избрав принцип всеобщего благосостояния, шведы постепенно расширили государственный сектор экономики до размеров, сделавших страну уникальной в этой области: занятость в государственном секторе достигла одной трети дееспособного населения. Естественно, это нашло отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие затраты на содержание государственного сектора и трансфертные платежи, превысили 60% ВВП Швеции, что вывело ее по этому показателю на первое место в мире. Высокий уровень налогообложения позволил государству сосредоточить в своих руках значительные финансовые средства и направить их на решение социальных задач.

В настоящее время доля социальных расходов в ВВП колеблется в пределах 31 -35%, выплаты по социальному страхованию составляют до 30% совокупных доходов населения.

Система социального страхования финансируется за счет государственных и местных налогов. Основной источник (свыше 40%) - взносы с работодателей, исчисляемые от фонда оплаты труда. В 70-е годах взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися, были заменены взносами, осуществляемыми за счет средств работодателей. С 1970-го по2007 год, согласно действующему налоговому законодательству, они возросли с 14 до 37,5% от фонда оплаты труда для физических лиц - работодателей, для коллективных договоров - до 43,6% для рабочих и 46,4% для служащих. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, сами оплачивают расходы на свое социальное страхование.

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономический практике общие закономерности развития социально-ориентированной рыночной экономики, присущие и другим странам постиндустриального общества, проявились наиболее ярко.

Изучение закономерностей и особенностей становления социальной работы и социальной политики Швеции, вычленение движущих факторов формирования эффективной модели и механизмов регулирования интересов различных общественных групп и слоев населения, при их умелой адаптации к российским условиям, могут способствовать созданию сбалансированной социальной политики в Российской Федерации.

Выводы

Подводя итоги, могу отметить, что мои прогнозы подтвердились: Российская система социальной политики кардинально отличается со знаком минус от системы Шведской и нуждается в незамедлительном реформировании.

Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства перед его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.

Социальная политика и идеология России переходного периода должна исходить из догоняющей концепции, учитывающей опыт и ошибки других стран, прогрессивные тенденции социального и мировоззренческого развития. Основными принципами социальной стратегии должны стать следующие:

· трудовая мораль и деловая этика, соединение личного и общественного интереса, союз труда и собственности;

· сочетание всеобщности с дифференцированным подходом к различным группам населения, баланс во взаимоотношении семейного и государственного бюджета при решении социальных проблем (жилья, коммунально-бытовых, транспортных услуг и т.д.) по мере роста уровня трудовых доходов и повышения эффективности производства;

· сочетание комплексности с целевым, адресным подходом к решению социальных проблем, установление минимальных жизненных стандартов на федеральном и региональном уровнях, в том числе общественно приемлемых норм обеспечения социально значимых услуг в сочетании с целевой, адресной помощью особо нуждающимся группам населения;

· усиление превентивного адресного характера социальной политики с помощью использования социального мониторинга и анализа социальных индикаторов с выделением тех, которые показывают ситуацию социального взрыва.

В связи с этим необходимо повышение гибкости и динамизма в проведении социальных мероприятий и усиление роли социального прогнозирования.

Чрезвычайно важной проблемой становится выбор правильных социальных ориентиров. Анализ современной социально-экономической ситуации и хода реформирования в России свидетельствует о сложности выбранной стратегии и тактики социально-экономических преобразований и прежде всего - определения конечной цели реформирования. Расширение зоны социальных бедствий стало закономерным результатом осуществления стратегии развития, основной целью которой являлось формирование рыночной экономики. Создание рыночного хозяйства выступило как самоцель, а не средство достижения более эффективной экономики и повышения на этой основе уровня и качества жизни населения.

К сожалению, отношение к экономическому развитию и реформам как самоцели продолжает доминировать при выработке, обосновании и принятии решений в социальной политике государства.

При определении социальных приоритетов, на мой взгляд, теоретико-методологической основой должна служить теория социального государства, которая является официальной доктриной, определяющей формирование государственного устройства Российской Федерации. Однако, как отмечают большинство исследователей, на практике осуществляются принципы не социального государства, а государства эпохи "классического либерализма", основанного на идеологии индивидуализма и невмешательства в экономическую и социальную жизнь. И, соответственно, Россия не отвечает пока критериям, используемым в мировой практике при характеристике социального государства.

Согласно теории социального государства программной целью государства является обеспечение достойных условий жизни населения. Государство обязано создавать условия для развития человека. Механизм государственного регулирования должен быть направлен на обеспечение благосостояния всего населения. Задачей государственных органов управления при этом становится нахождение баланса между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, дозирование объемов хозяйственной свободы и государственных социальных гарантий. В этой связи особое значение приобретает проблема встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов. Регулирование социальных процессов и проведение социальной политики, направленной на снижение социальных издержек, становится одной из основных функций государства.

Главная цель социальной политики - значительное сокращение масштабов бедности; повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:

· достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;

· обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;

· обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;

· развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.

Список использованной литературы

· Триценко Н.Н. Выбор - социальное государство: Материалы междунар. конференции "Социальные модели общества в период перехода к социально ориентированной рыночной экономике: принципы, практика, перспективы". М, 1999.

· Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1997.

· Андре А. Принцип социального государства и его закрепление в конституции // Социальный прогресс. Бонн, 1990.

· Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт.- 2006.- № 3.

· Ламеко П. Шведская модель экономической реформы // Белорусский банковский бюллетень. - 2001 -- № 2.

· Пагротски Л. Европейскую модель необходимо модернизировать //Дипкурьер.- 2001.- №10

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальное рыночное хозяйство и его становление на территории двух высокоразвитых стран: Австрии и Швеции. Особенности социально-ориентированной экономики этих государств, их положение на мировом рынке. Экономические отношения России с Австрией и Швецией.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Основные характеристики социально-ориентированной экономики, признаки и принципы ее развития. Цели, задачи и направления ее формирования в России. Анализ функционирования такой модели в Швеции и Беларуси. Индикаторы эффективности экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Общая характеристика основных проблем развития институтов в социально-экономической системе России. Н. Кондратьев как один из представителей российской школы экономической мысли. Рассмотрение этапов развития институционализма в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2014

    Ознакомление с научными изобретениями Швеции. Наиболее известные открытия. Реализация шведскими строителями уникальных проектов энергосбережения при возведении общественных и промышленных зданий. Направления государственной инновационной политики.

    презентация , добавлен 26.09.2014

    Изучение сущности, основных целей, направлений и принципов социальной политики Российской Федерации. Экономическая, идеологическая и распределительная функция социальной политики. Методы поддержки доходов населения через систему социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2013

    Теоретические основы социальной политики государства, ее основные принципы и функции. Типы социальной политики государства, ее основные направления. Особенности социальной политики в Российской Федерации. Ключевые проблемы социальной политики в России.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2014

    Концепция справедливого распределения доходов. Задачи и направления социальной политики. Классификация ее моделей в странах Западной Европы (на примере Германии и Швеции). Использование опыта Западных стран в социально-экономическом развитии России.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Специфика трансмиссионных механизмов реализации денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях. Анализ государственной денежно-кредитной политики в Российской Федерации в период экономической нестабильности, направления ее развития.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2016

    Региональное социально-экономическое развитие Российской Федерации в посткризисный период. Российский опыт применения федеральных целевых программ как инструмента региональной политики федерального уровня. Особенности программно-целевого бюджета.

Реалии вынуждают Стокгольм быть прагматичным

В ходе состоявшегося недавно совещания глав правительств североевропейских стран премьер-министр Швеции Стиефан Левен заявил, что «нужно искать разные возможности для диалога с Россией, чтобы уменьшить напряженность в регионе». Означает ли это, что политический климат в Швеции и даже в Скандинавии начинает меняться? Причем, в контексте продолжающихся попыток втянуть Швецию в НАТО, а в перспективе - и Финляндию?

Увы, сегодня очевидных предпосылок к тому, чтобы ответить на эти вопросы положительно, вряд ли удастся найти. Но с большой долей вероятности можно предположить, что все-таки прорабатываются варианты изменения наших взаимоотношений к лучшему.

Так, по словам шведского премьера, целесообразно выстраивать диалог не только между Евросоюзом и РФ, но и между североевропейскими странами и Россией.

При этом он отметил «… востребованность диалога в разных форматах». И подчеркнул тот момент, что «президент Финляндии встречается с российским коллегой, и это, конечно, тоже важный форум».

Левен также уточнил, что «мы стремимся к хорошему диалогу с президентом России: это крайне необходимо. Россия является нашим соседом, и мы должны рассматривать меры по уменьшению напряженности в регионе и увеличению безопасности граждан». Такая позиция Стокгольма была озвучена, повторим, в ходе встречи премьер-министров североевропейских стран на Аландских островах (Финляндия), находящихся, кстати, на полпути между Россией и Швецией.

Ранее, в августе, шведский премьер, отмечал его финляндский коллега Юха Сипиля, «сказал мне, что Швеция поддерживает политику Финляндии в отношении России».

Заметим в этой связи, что политический диалог и экономическое сотрудничество Финляндии и России традиционно наиболее активны в сравнении с взаимоотношениями РФ с другими странами региона.

Реалистичные тенденции в отношении России проявляются и в Швеции, скажем, в торговой сфере. Шведский бизнес вообще не склонен прекращать взаимовыгодную торговлю с Россией, несмотря на предписанные извне антироссийские санкции.

Так, по данным Федеральной таможенной службы РФ, во 2-м квартале 2016 г. стоимость товарооборота России со Швецией сократилась на 18% в сравнении тем же периодом 2015 г. В то же время сокращение этого показателя с другими странами Запада превысило 25%. Особенно важно, что стоимость шведского экспорта в РФ – а это в основном высокотехнологичное оборудование и комплектующие различного профиля - осталась почти на прежнем уровне. То есть она сократилась, конечно, но на символические 0,65% (в сравнении с тем же кварталом 2015 г.). Одновременно стоимость экспорта из других стран Запада в РФ уменьшилась минимум на 15%. Швеция, следовательно, заняла первое место среди западных стран по экспорту в Россию.

Явно реалии политико-экономической географии вынуждают Стокгольм и Хельсинки быть прагматичными. Особенно с учетом того обстоятельства, что шведский остров Готланд находится недалеко от территориальных вод РФ, а остров Готска-Сандё расположен к ним ещё ближе. А сам Стокгольм - непосредственно на балтийском побережье.

И совсем нетрудно представить себе возможные последствия для Швеции от превращения ее в балтийскую «передовую линию НАТО»... Это, похоже, начинают понимать и шведские политики.

К тому же в истории наших взаимоотношений есть и положительный опыт. Не стоит, прежде всего, забывать о плодотворном советско-финляндском и советско-шведском противодействии наступлению НАТО на Балтийский регион в 1950-х - середине 1980-х. СССР был одним из важнейших торговых партнеров Швеции и Финляндии после 1945-го, а некоторые шведские СМИ и поныне вспоминают, что в годы Второй мировой войны именно советское сопротивление германской агрессии не позволило ей распространиться на нейтральную Швецию.

Возродятся ли упомянутые тенденции, обретут ли второе дыхание - вопрос стратегической важности для всего североевропейского региона и, разумеется, для России - тоже.

Специально для «Столетия»



По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 21 февраля Россию с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел Маргот Вальстрём. В ходе переговоров главы внешнеполитических ведомств обсудят актуальные вопросы российско-шведских двусторонних отношений, взаимодействия России и Швеции в региональных структурах на Севере Европы и в международных делах.

Россия выступает за развитие отношений со Швецией на основе взаимного уважения и учета интересов. Состоявшийся в 2009-2011 гг. обмен визитами на высшем и высоком уровне придал весомый импульс развитию российско-шведского практического сотрудничества, прежде всего, в торгово-экономической и инвестиционной сферах. В 2012 г. был достигнут рекордный показатель взаимного товарооборота – 10 млрд. долларов США.

С началом украинских событий Стокгольмом был взят курс на сворачивание российско-шведских контактов по линии глав министерств и ведомств, приостановлены межпарламентское сотрудничество и работа по укреплению договорно-правовой базы отношений.

Российская сторона исходит из того, что различие в оценках тех или иных событий не должно быть препятствием для диалога и конструктивного поиска решений имеющихся вопросов. Эта принципиальная позиция неоднократно доводилась до шведских партнеров,

Швеция традиционно проводит активную внешнюю политику, выступает за укрепление роли Евросоюза в международных делах, проведение единой политики ЕС в отношении Российской Федерации. Россия взаимодействует со Швецией в различных международных организациях, в том числе , включая его Совет безопасности с учетом начавшегося 1 января с.г. двухгодичного членства в нем этой страны. Осуществляется сотрудничество по линии региональных структур на Севере Европы и в Арктике – , « ».

Важной основой российско-шведских отношений традиционно является торгово-экономическое сотрудничество. Несмотря на антироссийские санкции, шведские предпринимательские круги сохраняют заинтересованность в работе на российском рынке. В числе основных направлений – проекты в области транспортного машиностроения, автомобильной и фармацевтической промышленности. Согласно опросу, проведенному Шведским агентством содействия торговле и инвестициям «Бизнес Свиден», об уходе с российского рынка задумывается не более 5% из работающих в России 400 шведских компаний, а 63% предприятий планируют расширить свои операции.

Швеция занимает 15-е место в списке стран-прямых инвесторов в российскую экономику. По данным Банка России , по итогам первого квартала 2016 г. приток прямых шведских инвестиций в Россию составил 32 млн. долларов США, объем накопленных шведских инвестиций достиг 2,67 млрд. долларов. Совокупный объем инвестиций шведских компаний в экономику России составляет к настоящему времени около 15 млрд. долларов. Число созданных рабочих мест – более 30 тысяч. Крупнейшим частным инвестором остается компания «ИКЕА». 7 сентября 2016 г. введена в эксплуатацию новая мебельная фабрика в Новгородской области. Строительство предприятия было начато в 2014 г., выход на полную мощность запланирован на 2018 г., общий объем инвестиций – 3,9 млрд. рублей.

При этом с 2013 г. продолжается снижение объемов взаимной торговли, что обусловлено как рядом объективных макроэкономических факторов, прежде всего падением цены на основную статью российского экспорта – нефть, так и негативным влиянием санкционной политики ЕС и ответных ограничительных мер России. В 2015 г. товарооборот сократился до 4,3 млрд. долларов. С января по август 2016 г. этот показатель уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 16,2% – до 2,4 млрд. долларов. Российский экспорт – 1,4 млрд. долларов (-19,8%), а импорт – 1 млрд. долларов (-10,6%).

Важная роль в координации двустороннего взаимодействия принадлежит российско-шведскому межправительственному Наблюдательному комитету по торговле и экономическому сотрудничеству (НК), учрежденному в 1993 г. Председателем российской части НК является Министр промышленности и торговли Д.В.Мантуров, шведской - Министр по делам ЕС и торговли Швеции А.Линде. 16-ая сессия НК состоялась 4 октября 2013 г. в Санкт-Петербурге. Проведение очередной сессии было отложено в силу занятой шведской стороной позиции. При этом продолжается деятельность рабочих групп НК: по инвестиционному сотрудничеству, по финансам и банкам; по сотрудничеству в сфере космоса, по сотрудничеству в сфере информационных технологий и связи, по сотрудничеству в сфере здравоохранения, по сотрудничеству в сфере энергетики. На 6-м ежегодном российско-шведском инвестиционном форуме в Стокгольме 24 ноября 2016 г. шведская сторона выразила готовность организовать в 2017 г. встречу сопредседателей НК, в том числе для обсуждения перспектив организации его очередной полноформатной сессии.

В настоящее время действует порядка 50 межгосударственных и межправительственных соглашений, а также целый ряд межведомственных документов и соглашений о сотрудничестве на уровне регионов. Важнейшие из подписанных в последнее время (в 2009-2011 гг.) – межправительственные соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании на Балтийском море, в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в области здравоохранения и социального обеспечения, в области культуры и искусства, Декларация о партнерстве во имя модернизации, соглашение о шведском военном транзите через территорию России в Афганистан.

В плане развития региональных связей следует отметить визит в Швецию 17-21 мая 2016 г. делегации Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Были организованы встречи членов делегации с руководством Государственной службы занятости Швеции. В начале февраля с.г. Швецию посетили делегации Ульяновской области и Правительства Хабаровского края.

Продолжается практика проведения Дней Швеции в российских регионах, основная цель которых – укрепление экономических и культурных межрегиональных связей. Очередные такие мероприятия прошли в октябре 2016 г. в Ростове-на-Дону и в ноябре 2016 г. в Архангельске. На март с.г. планируется проведение Дней Швеции в Самаре.

Серьезным отягощающим моментом в российско-шведских отношениях продолжает оставаться ситуация вокруг жилого дома Торгового представительства России в Швеции. В сентябре 2014 г. по решению шведских судебных властей здание в нарушение норм международного права было продано на аукционе шведской компании «ЛКО Фастигхетс АБ» во исполнение иска немецкого бизнесмена Ф.Зедельмайера к Российской Федерации (в 1998 г. Стокгольмский международный арбитраж вынес решение в его пользу). Российская Федерация не признает действий шведских властей в отношении здания Торгпредства и требует безусловного и полного выполнения шведским государством его обязательств по защите помещений российского дипломатического представительства, вытекающих из положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.