Презентация на тему "жизнь пресного водоема". Жизнь в пресных водоёмах Жизнь в пресных водах 4
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).

Приведите примеры экологических связей луга.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик )

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел )

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка )

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк )

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (жук )

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка )

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )

Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный... (водоём).

О чём будем говорить на уроке?

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

Что такое водоём?

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

Кого можно увидеть на поверхности воды?

В толще воды?

На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка )

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак )

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба )

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом )

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры )

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка )

V. Обобщение знаний.

Кто где живёт

На поверхности воды

-> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

-> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

-> головастики лягушек и жаб

-> разные виды рыб

-> водоросли

-> моллюски: перловица, прудовик, катушка

-> речные раки

Связаны с водоёмами

-> птицы: утки, цапли

-> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

Озеро Ханка, река Раздольная.

Слайды 13-18.

Озеро Ханка.

  • Расположение: Дальний Восток
  • Высота: 68-70 м
  • Площадь: 4070 км?
  • Объём: 18,3 км?
  • Наибольшая глубина: 10,6 м
  • Средняя глубина: 4,5 м
  • Площадь водосбора: 16 980 км?
  • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
  • Вытекающая река: Сунгача

Слайды 19-21.

Река Раздольная.

  • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
  • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
  • Устье: Амурский залив Японского моря.
  • Длина: 245 км
  • Площадь бассейна: 16 830 км?

VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
  • Не разрушай жилища животных!
  • Береги лягушек и головастиков!
  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

Какова была цель урока?

Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
  • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.

Жизнь пресного водоема

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Жизнь пресного водоема

Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи

обучающие:

    ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

развивающие:

    развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

    учить детей понимать красоту пресного водоема;

    воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формируемые УУД:

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения

Ход урока

I. Орг. момент (1 мин.)

Мы начнем урок с разминки

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам урок пора начать.

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест (на карточках) (5 мин.)

Слайд № 1-6

1. На лугу растут:

А) только травянистые растения

Б) мхи и лишайники

В) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

А) лебеди, рябчики, шелкопряды

Б) шмели, совы, глухари

В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

А) тимофеевка, клевер, нивяник

Б) ландыш, осока, ягель

В) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

А) жуков навозника и могильщика, дятла

Б) пчёл, кабанов, соек

В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

А) жёлуди→мыши→совы

Б) мятлик→мыши→совы

В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка 

Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

2. Сообщения, кроссворды, цепочки питания (5 мин.)

III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

Посмотрите на экран. (на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

Слайд № 8

Исключите лишнюю иллюстрацию.

Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

- О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

Слайд № 9

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Записываю на доску.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа. (2 мин.)

Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

А по составу воды? (пресные и соленые.)

Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

2. Работа в группах (10 мин.)

Сегодня у нас будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь пресного водоема».

Условия игры:

    Класс поделим на три отдела.

    Каждый отдел получает карточку – задание.

    Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

    1 отдел работает по теме «Растения водоема»

    2 отдел работает по теме «Животные водоема»

    3 отдел работает по теме «Человек и водоем»

Карта №2

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

Животные водоёма

Карта №3

Выяснить:

Человек

Физминутка

Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

V. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование. В парах (3 мин.)

Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

ПРОВЕРКА

2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

ПРОВЕРКА

VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

VII. Рефлексия (2 мин.)

ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

На выбор:

Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

Составить кроссворд «Жизнь водоёма»

Приложение

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные водоёма»

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

    Богат ли водоём разнообразием животных? (Составьте схему «Животные водоёма»)

Животные водоёма

    Особенности жизни некоторых животных водоёма.

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и водоём»

Выяснить:

    Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек

    Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

    Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит, словно голубой шар. И это неудивительно, ведь 70% Земли занимает вода: в морях и океанах вода соленая, непригодная для питья. Наибольшую ценность для человека и большинства живых существ представляют пресные воды.

Источники пресной воды

Вода играет важнейшую роль, ведь благодаря ей возможна жизнь на нашей планете. Огромные территории земного шара занимают соленые воды морей и океанов, и лишь совсем немного, около 3% - пресные воды, но и их достаточно для поддержания жизнедеятельности.

Главное отличие пресной воды от морской - ее соленость. Концентрация соли в такой воде не должна превышать 0,1%.

Как известно, вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом (лед) и газообразном (пар).

Самый большой запас пресной воды - более 90% – сосредоточен в полярных льдах. Остальная часть сконцентрирована в ручьях, озерах и реках.

Рис. 1. Полярные льды.

Доказано, что самой чистой и полезной является талая вода. При замерзании вся грязь и иные посторонние примеси замерзают в самых верхних или нижних слоях, а в центре формируется кристальной чистый слой. Примечательно также, что соленая вода, превратившись в глыбу льда, вновь становится пресной.

Источники пресной воды на Земле являются возобновляемыми. Это стало возможным благодаря круговороту воды в природе:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • испаряясь с поверхности Мирового океана, вода в виде пара собирается в тучи и облака;
  • тучи, достигнув суши, посылают на землю осадки в виде дождя, снега, града;
  • происходит наполнение пресных водоемов, подземных вод, ледников.

Важнейшая особенность пресной воды - способность самоочищаться. Это происходит благодаря естественным биохимическим процессам и реакциям. У каждых источников пресной воды время на самоочищение разное: полярным льдам на это потребуется 8 тысяч лет, в озерах этот процесс происходит гораздо быстрее, а реки способны восстанавливать чистоту своих вод всего за 10-12 суток.

Рис. 2. Горная река.

Жизнь в пресных водах

В пресноводных водоемах всегда бурлит жизнь, а местная флора и фауна отличается большим разнообразием.

На мелководье и берегу растет камыш, рогоз, тростник, стрелолист. На глубине до одного метра растут очень красивые водные растения: кубышка желтая и кувшинка белая. Их корни крепятся на дне водоемов, а головки цветов покоятся на водной глади. Также на поверхности можно увидеть сальвинию - небольшой водяной папоротник, занесенный в Красную книгу.

Рис. 3. Кубышка желтая.

Самым популярным растением всех пресноводных водоемов является ряска - крошечное водяное растение, которое служит кормом для многих речных и озерных животных. В толще воды в большом количестве обитают одноклеточные водоросли.

Фауна водоемов представлена многочисленными беспозвоночными, насекомыми, микроскопическими организмами. Широко распространены различные виды лягушек, ужи, гадюки, черепахи. В реках и озерах много пресноводной рыбы: щука, судак, сазан, плотва, сом, окунь и другие.

Такое обилие различных растений и мелких животных привлекает к пресноводным водоемам много птиц и более крупных животных, которые живут и охотятся в прибрежной зоне: ондатра, выдра, бобр.

1. Запиши, о каких животных рек и водоёмов говорится в загадках.

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Ответ: Бобр

В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
Ответ: Рыба

В речке купается,
В тине копается:
Голову - в лужу,
Хвостик наружу.
Ответ: Утка

Подрастала - хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла - зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
Ответ: Лягушка

Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад.
Ответ: Рак

2. Соедини стрелками изображения растений мелководья с их названиями.

3. Составь и запиши 2 - 3 цепи питания, характерные для пресных вод.

Комар - Клопы-водомерки - Карась
Зелёные водоросли - Прудовик - Лещ
Головастики - Жук-плавунец - Утка-кряква

4. Закрась кружочки около рисунков растений, которые взяты человеком под охрану. Если сомневаешься, найди информацию об этих растениях в атласе-определителе.


5. Заполни таблицу.

6. Прочитай текст.

Улитки

Как передвигается улитка, если у неё нет ног? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет из себя сплошную "ногу"! Эта нога имеет плоскую и гладкую поверхность, и в ней есть мышцы, которые позволяют улитке скользить по земле. Для облегчения её передвижения на этой ноге есть крошечные железы, в которых вырабатывается слизь, и улитка буквально скользит по влажной поверхности с помощью волнообразных движений. Это её "нога" прямо-таки удивительна - улитка без малейших повреждений может проползти по лезвию самой острой бритвы!
Улитки живут на суше или в пресной воде. Язык улитки напоминает напильник. На нём расположены сотни маленьких зубок, и улитка им срезает и переламывает пищу. (А. Ликум)

Что ты узнал из текста об улитке? Озаглавь текст. Напиши название.

Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай эти вопросы соседу по парте.

Как передвигается улитка?
Где живут улитки?
Что помогает скользить улитке по земле?
Есть ли у улитки зубки?

7. На дополнительном листе нарисуй экологические знаки, призывающие к охране животных и растений рек и водоёмов. Устройте в классе конкурс на лучший экологический знак.

8. Соедини стрелками изображения моллюсков с их названиями.


9. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

У многих растений рек и водоёмов корни прикрепляются ко дну, а листья поднимаются над водой.
- Жук-плавунец хорошо бегает по поверхности воды.
- Двустворчатые моллюски питаются растениями.
+ Болота - хранилища воды.
+ Росянка - хищное растение.
+ Щука относится к хищным рыбам.
+ Бактерии перерабатывают мёртвые остатки растений и животных.
+ Зимой во льду рек и водоёмов надо делать лунки.
- Клюква хорошо растёт на берегах рек.
- Человек должен осушать все болота.

10. Найди в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или животном реки, водоёма. Расскажи о нём на уроке.