Как обработать березовую кору для поделок. Тема "художественная обработка бересты". Предварительная очистка бересты

  1. Береста, иными словами, тонкая податливая березовая кора, - благодатная почва для творчества. Что можно сделать из бересты? Да что угодно, любые изделия, начиная от хлебниц и прочих бытовых предметов и заканчивая бижутерией. В статье мы покажем несколько примеров с мастер-классами по изготовлению простых, но очень красивых поделок из бересты своими руками.

  2. Друзья, в этой записи я собрала ценнейшие сведения по созданию поделок и изделий из бересты своими руками. Древнейший, исконно русский промысел, представляет огромный интерес для нас, ведь мы наследники великой культуры. С помощью этой публикации мне бы хотелось расширить ваш кругозор в области прикладного творчества.

    Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.

    Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная береста становится податливой и не коробится.

    Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.

    Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

    Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

  3. Время заготовки бересты.

    Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

    Теперь давайте поближе познакомимся с процессом изготовления изделий из бересты. На самом деле все просто, главное, узнать азы, как и в любом другом деле. Изучать технологию мы будем на примере создания туеса - традиционной емкости древней Руси.

    Как заготовить бересту для поделок?
    Тем, кто ни разу до сегодня не сталкивался с таким творчеством, следует знать, как заготовить и обработать бересту для поделок.

    Итак, существует несколько основных правил:

    1. Срезать кору с березы для поделок следует только в период сокотечения.
    2. Далее бересту следует тщательно высушить естественным способом, не применяя радиаторов и вентиляторов.
    3. После этого следует срезать с коры все неровности, сделав ее максимально гладкой.
    4. Далее связываем листы бересты пачками и кипятим 20-30 минут.
    5. Затем высушиваем и материал для работы готов.
  4. Основные инструменты для работы с берестой:
    1. Резак

    2. Пробойник из трубок различного диаметра, которым придают формы треугольника, круга, овала, ромба и т. д. (вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.)

    3. Чеканы - инструменты для, нанесения углубленного рельефа, из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника.

    4. Шило с притупленным концом.

    5. Подрезная доска из липы или осины.

    6. Молоток - желательно деревянный

    7. Проволока

    8. Металлическая линейка

    9. Ивовые прутья для туеса

    10. Еловый или кедровый кусок древесины для дна туеса.

  5. Технология работы с берестой.

    Внутреннюю сторону бересты считают лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

    Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

    Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

    Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.

    Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

    Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

    Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите её мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

  6. Мастер-класс по изготовлению туеса.

    Вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в качествах туеса его способность быть своего рода термосом. Например, вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает.

    Само устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

    Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой.

    Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

    Достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

    Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Нужно обязательно снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

    Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

    Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см.

    Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

    Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек.

    На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

    Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

    Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

    Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

    Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

    Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

    Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

    Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а). В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

    Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, - располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

  7. Испытание туеса на прочность.

    Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

    Открыть крышку можно лишь осторожно наклонив, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

  8. Сувенир - магнит из бересты своими руками.


    Мастер-класс для педагогов, детей школьного возраста и родителей.

    Назначение : подарок или украшение интерьера.

    Цель : Способствовать развитию творческой активности через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.

    Задачи:

    Обучить приёмам работы с берестой

    Развивать творческие способности

    Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.

    Оборудование: береста, плотный картон, клей «Мастер клей» (прозрачный), ножницы, фигурные дыроколы, берёзовая веточка, карандашная точилка, губка, акриловая краска «Сиена жженная», тонкий берёзовый срез, магниты.

    Береста необыкновенный и удивительный материал! Попробуем сделать сувениры-магнитики из бересты. На подготовленной к работе бересте вырезаем форму основы. Она может быть любая, по вашему замыслу.

    Чтобы береста не скручивалась, с обратной стороны приклеиваем плотный картон.

    Можно сразу приклеить магнит и положить основу под пресс.

    В центре композиции должны быть розочки, они делаются с помощью точилки из свежей веточки.

    Из тонких слоёв бересты вырезаем детали композиции или пользуемся дыроколом. Слегка тонируем края основы и деталей губкой с краской.

    Составляем композицию и аккуратно приклеиваем детали к основе.

    Другие варианты магнитиков.

    Основой может быть тонкий берёзовый срез. Получается вот так (фото14,15,16).

    Просто и доступно!

    Творческих успехов!

    Из бересты можно сделать чудные панно.

  9. Плетение из бересты

    Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

    Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

    Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

    При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

    Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

    Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой – в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами – г, прямоугольного – д.

    Изготовление дна изделия: а – начало плетения; б – готовое полотно; в – места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г – проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 – горизонтально расположенные полосы; 7-12 – вертикально вплетаемые полосы

    Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

    Изготовление изделия способом прямого плетения: а – выведение полос в вертикальное положение; б – фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в – образование края изделия; г – готовое изделие

    При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

    После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

    Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

    Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д – этапы образования края изделия; е – готовое изделие

  10. Работа с пластевой берестой

    Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

    Шкатулка украшенная прорезной берестой

    Чайный набор работы В. Махнюка

    Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

  11. Способы декорирования изделий из бересты

    Тиснение

    Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

    Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

    Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

    В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

    Туеса украшенные методом горячего прессования

    Гравировка выжиганием

    Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

    Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

    Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

    Лазерная резка и гравировка

    Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

    Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

    Выскабливание или Процарапывание

    Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

    Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

    Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

    Аппликация

    Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

    Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

    Картина выполненная аппликацией из бересты

    Резьба

    Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

    Изготовление прорезного орнамента

    Туес украшенный прорезной берестой

    Роспись

    Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

    Я люблю делать разные украшения из бересты, у нее бывает разнообразная фактура и очень красивые природные рисунки, которые можно обыграть. Предлагаю мастер-класс по украшению из бересты своими руками, это будет кулон с натуральным камнем.
    Изготовление украшения своими руками, этапы работы.
    1) Для работы нам понадобятся кусочки бересты (желательно с интересными природными наростами), клей ПВА, кусочек плотного картона, нож-косяк, ножницы, полукруглая стамеска, натуральный камешек-самоцвет, шило, линейка, а также несколько канцелярских скрепок, кожаные шнурки:

    И наклеиваем ее вокруг камня.
    9) теперь просверливаем или прокалываем шилом дырочки для декоративной «прошивки» украшения и для тесемок:

    12) Остается вырезать кожаные ленты для нашего украшения и для бусин-подвесок. Можно использовать ленточки из искусственной замши, которая продается в магазинах швейной фурнитуры:

    Наше оригинальное украшение-кулон своими руками готово:

Береста сразу пригодна только для строительных нужд (например, прослойка между фундаментом и срубом) и для растопки печей. Для производства изделий же нужна первоначальная обработка бересты и, в нашем конкретном случае, дальнейшая подготовка бересты к плетению . В данной статье я рассмотрю основные этапы, которые включает в себя обработка бересты.

Основные этапы подготовки бересты

  1. Первый этап - предварительная очистка бересты
  2. Второй этап - сортировка
  3. Третий этап - слоение
  4. Четвёртый этап - нарезка

Стоит оговориться, что первые два этапа подходят исключительно для листового материала, а не ленточного в клубках. Клубки же трогать не следует до самого использования. К тому же слоение и нарезка клубковой бересты гораздо проще, чем листовой.

Предварительная очистка бересты

Предварительная обработка бересты (очистка) может быть проведена и во время заготовки, чтобы не нести лишнюю грязь в дом. Но иногда время играет против нас, и такое мероприятие приходится делать позже. Однако, свежая заготовленная береста слоится в разы лучше той, которая успела полежать и просохнуть за несколько месяцев, поэтому не откладывайте этот процесс надолго. Как показывает практика - отложив обработку бересты в долгий ящик, вы рискуете потерять гораздо больше полезного материала.

Чистятся обе стороны листа ото мха, лишайника (насколько возможно), прилипших фрагментов растительности. Должно получиться примерно так, чтобы при тряске листа бересты от него не летели в стороны шелуха и прочие элементы. Обработка бересты на этом этапе будет более продуктивной, если использовать жёсткую щётку, но главное не переусердствовать и не повредить нежный слой свежей бересты.

Сортировка бересты

На этапе сортировки необходимо определить предназначение каждого листа. Хотя деление бересты на сорта довольно условно, я все равно опишу общие свойства бересты и объединю их в группы.

Масштабность операции «сортировка» зависит от количества всей собранной бересты. Если бересты всего пару листов, говорить о сортировке, наверное, не стоит. Однако этот этап никак нельзя пропустить, и если вы отложите его сейчас, то обязательно вернётесь к нему перед самым плетением.

Первый сорт - ровные, в меру плотные листы, с наименьшим количеством наростов и повреждений, с ровным приятным цветом лицевой стороны замечательно подходят для плетения. Обработка бересты такого типа не вызовет больших неприятностей в дальнейшем.

Важно обратить пристальное внимание на чечевички. Они не должны сильно по цвету отличаться от самой бересты. Хорошо если слегка зеленоватого оттенка и не трескаются при деформации.

Ещё одним важным моментом является способность к расслоению. С края листа попытайтесь отслоить примерно половину от толщины листа. Если слоится тяжело с чистой стороны, то это доставит ряд хлопот при подготовке, а если слишком легко - при плетении. Этот опыт можно получить только когда попробуешь плести из нескольких видов бересты, поэтому не стану здесь больше разглагольствовать.

Ко второму сорту можно отнести более заросшую и грубую бересту. На лицевом слое заметны некоторые вкрапления и пятна, береста сложно (или слишком легко) слоиться, а чечевички тёмные длинные и с трещинами. На такой бересте много наростов и уплотнений от сучков. Из этого материала тоже можно плести, но большие изделия вроде коробов, корзин и пестерей, где её грубость будет способствовать требованию нагрузки.

Подобную бересту вплетали у лаптей в подошву, когда родной слой начинал изнашиваться. Она имеет разнообразную фактуру и текстуру, может пригодиться также для производства сувенирной продукции и игрушек. Иногда чрезмерная обработка бересты второго сорта излишняя, так как можно лишить её имеющихся узоров и сделать непригодной для части продукции. Будьте внимательней.

Самой неудачной берестой считается толстая кора со старых берёз или снятая в ранние (или поздние) сроки периода сбора. На лицевом слое много разноцветных участков, фрагментов присохшего луба и прочих образований. Очень мало чистых участков белого материала. Чечевички черные или дырявые и их края деформированы и создают бугры на бересте. Для плетения чаще всего такая береста не пригодна, так как подготовка этой бересты займёт много времени, а брака и отходов будет очень много.

Но не стоит сразу выбрасывать эти листы. Мастера находят в такой поверхности свою неповторимую привлекательность, и иногда специально ведут сбор некачественной бересты. Из такой породы получаются удачные композиции в сочетании с другим материалом. А можно, обладая некоторым художественным талантом, писать живописные картины, если увидеть в текстуре некоторый образ.

Клубковый сбор бересты вообще имеет смысл только для первого и второго сорта. В таком случае сорт определяется ещё на этапе заготовки и для третьего сорта бересты данный способ сбора попросту невозможен или малоэффективен.

Расслоение бересты нужно для приведения её к требуемой толщине для конкретного вида и размера изделия. Данную обработку бересты можно проводить непосредственно перед плетением и в нужной дозировке.

Сложно объяснить в физических величинах подходящую толщину и плотность материала, пригодного для плетения. Все зависит от величины и рода изделий. Самой универсальной толщиной считается толщина 0,7 мм. - это примерно толщина фотобумаги или листа для черчения, но для мелких изделий можно чуть тоньше. Ощущение нужной толщины придёт с опытом, и потом будет казаться, что береста сама подсказывает как надо, потому что она разделяется проще на определённом слое - сопротивляться этому ни в коем случае нельзя, потом проблем не счесть.

Новичку для удобства стоит разлиновать лист на полоски одинаковой ширины и настричь необходимое их количество. Нарезать ленты обязательно вдоль волокон (определить по направлению чечевичек). У мастеров, постоянно занимающихся подобным ремеслом, должно имеется приспособление (станок) для нарезки полосок бересты. Это позволяет сократить время на подготовку и получить ровные одинаковые ленты. Разлинованный лист стрижётся обычными ножницами или нарезается ножом-косяком по линейке.

Когда получили нужное количество полосок, их края лучше обстричь в виде трапеции. Это делается для того, чтобы облегчить плетение, когда требуется продёрнуть одну ленту под другой. Не стоит делать слишком острые концы - они при плетении начнут загибаться и слоиться. Разумеется, эта процедура проделывается только для количества лент, участвующих в плетении.

Если делается не плетёное изделие, а, например, сувенир, тогда производится начертание и выстригание необходимых выкроек. Здесь удобно использовать шаблон, чтобы рациональнее тратить материал.

Особенности клубковой бересты

С собранной в клубки берестой дела обстоят куда проще. И слоится она легче, и длина ленты не ограничена шириной листа. Когда расслаиваешь такую бересту, то получается две ровные ленты, одна с важной лицевой поверхностью, а другая в отходы либо на изготовление менее качественных изделий. Но есть и пара минусов.

Первый заключается в ограничении видов изделий, которые возможно изготовить. Ведь ленты ограничены по ширине и редко превышают 4-5 сантиметров. Такая береста пригодна только для плетения. Возможно изготовление некоторых сувениров, не требующих широких выкроек.

Второй минус - чечевички. Их направление (как и волокон) не соответствует направлению самой ленты, и находится под некоторым углом. Поэтому, особенно когда чечевички черные и длинные, на ленте появляются заусеницы, которые могут вызвать обрыв ленты.

После расслоения бересты из клубка до нужной толщины производится нарезка лент. Разлиновка тут больше тормозит, чем помогает, а станок окажется бесполезным в силу своих технических возможностей. Опытные мастера «на глаз» настригают ленты обычными ножницами и те получаются достаточно ровными. После нарезки края также стоит обстричь трапециевидно.

Если расстригается большее количество, чем необходимо, или вся береста, то стоит полученные ленты скрутить снова в клубки или рулоны. В последнем случае нужно перевязать ниткой, чтобы рулон не распался, или использовать канцелярскую скрепку.

Нет специальных правил подготовки бересты к хранению, есть только рекомендации, потому что хранить бересту можно в любом виде: неочищенной и очищенной, отсортированной или нарезанной. Каждый способ хранения может быть подвержен критике, но все же можно дать несколько советов.

Листовой материал следует хранить под прессом между двух ровных поверхностей, не давая бересте возможности (для манёвра) скрутиться (это дело береста любит больше всего). Листы при таком способе хранения не должны содержать на поверхности жидкости (липкий берёзовый сок, например), так как это вызовет скорое появление плесени. Желательно предварительно такую бересту подвергнуть первоначальной обработке в виде грубой очистки. Сортировка тоже не будет лишней из рациональных соображений - из-под пресса каждый раз придётся выбирать подходящие листы, когда этого можно избежать.

Хранить листовую бересту можно в любом месте, но от условий хранения будет зависеть сохранение её свойств, таких как эластичность и прочность. В сухом помещении она быстро станет ломкой, а во влажном - не сгниёт, конечно, но вырастит на себе множество микроорганизмов.

Самым лучшим вариантом будет в меру сухое, тёмное и прохладное помещение, что-то вроде проветриваемого подвала. Но по сути можно даже зимой в неотапливаемом гараже хранить:)

Клубковая береста не менее прихотлива. Её можно подвесить или просто расположить на сухом и чистом полу. Однако из-за рыхлости клубка высыхает такая береста гораздо быстрее, так как листы под прессом лучше сохраняют влагу и к тому же они цельные, то есть имеют меньшее отношение периметра к площади.

Аналогичная ситуация с расслоений берестой - её следует как можно раньше израсходовать, чтобы она не успела иссохнуть.

Ни в коем случае нельзя бересту хранить с использованием полиэтилена. Высыхая, береста будет выделять влагу, которая сконденсируется на полиэтилене и будет накапливаться, создавая благоприятную среду для микроорганизмов, а это уже даже опасно. Минусовая температура, разумеется, скроет такой недостаток, но она в нашей полосе далеко не весь сезон, а выделять холодильник для бересты - смешно. Картонные коробки лучше всего подходят в качестве тары для бересты в любом виде.

Все этапы подготовки бересты выполнены. Теперь все готово и можно переходить непосредственно к производству.

Обработка бересты

Туески в плетеной, расписной и прорезной "рубашках". Русский Север. Современная работа

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Например, известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.

Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни в деревне Кузино под Великим Устюгом работает 99 цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

Основной инструмент для работы над прорезной берестой - резак. Потребуются и пробойники - их изготовляют из трубок различного диаметра. Трубкам придают разнообразные профили - треугольника, круга, овала, ромба и т. д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.

Неплохо сделать и чеканы - инструменты для нанесения углубленного рельефа. Их делают из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника. Чем больше чеканов и пробойников с различной конфигурацией вы имеете, тем интереснее можно получить рисунок.

Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линию. Шило следует слегка притупить, чтобы оно не царапало бересту.

Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

Внутреннюю сторону бересты мастера называют лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой.

Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

Для работы с берестой нужно изготовить подрезную доску, лучше всего из липы или осины. Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф.

Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение на бересту одинаковых элементов рисунка. Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите ее мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, обложку записной книжки, карандашницу, футляр для очков и множество других полезных предметов, с которыми мы сталкиваемся повседневно.

Приобретая некоторые навыки в работе с берестой, вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. До сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Внутри слои бересты имеют самую разнообразную окраску - от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа ладится берестяной туес.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью, другие - кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.

Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снять бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

Кто делал весной свистки из ивовой или липовой веток, хорошо знает, что достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется "чулком". Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня.

Все стволы деревьев имеют так называемую сбежистость - едва заметную конусность от комля к вершине. Нужно обязательно учитывать это и всегда снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

Сколотни можно заготовить впрок, храниться они могут несколько лет. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали слишком много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставить сколотни меньших размеров.

Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Пластовую бересту тоже можно заготовить впрок. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см. Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек. На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками. Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием. Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а).

В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение,- располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Чтобы испытать туес, налейте в чего воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

Как вы уже догадались, крышка и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Соединение это настолько прочно, что туес может выдержать тяжести намного больше, чем весит налитая в него вода. По этой же причине довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеса. Лишь тот, кто знает его "секрет", может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. Вместо того чтобы тянуть ручку вверх, ее нужно осторожно наклонить, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

В заключение следует упомянуть еще об одном виде туесов, предназначенных только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесов из сколотней.

Россия – страна с огромной территорией и многовековой историей. Среди других государств бытует большое количество стереотипов, связанных с ней. Некоторые имеют негативную окраску, например, про водку, морозы и матерное общение, другие, наоборот, раскрывают глубокий русский менталитет с положительной стороны: готовность помочь, обилие икры и красота природы.

Действительно сложно представить русские пейзажи без берез – тонких черно-белых красавиц. Эти деревья не только радовали глаз наших предков, но и служили сырьем для берестяного промысла.

До сих пор большой популярностью пользуется березовый сок, который обладает приятным вкусом, а кроме этого содержит десяток органических кислот и витамины В6 и В12, что безусловно говорит о его пользе для здоровья. На этом полезные качества дерева не заканчиваются, его кору – бересту, или берёсту – применяли во многих сферах жизни.


На бересте писали, делали из нее украшения для изб и посуду, использовали в рыболовном промысле для легких лодок, плели лапти и корзины, она также служила прекрасным природным антисептиком.

В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала.

Плюсы таких изделий несомненны: во-первых, это натуральность. Во-вторых, красота одновременно с функциональностью. И, в-третьих, но далеко не последних преимуществах – эти вещи используют по назначению, например, в емкостях из бересты можно хранить продукты, в лукошки собирать грибы и ягоды, а лапти использовать, как домашнюю обувь.

Народное творчество приобретает все большую популярность и многие интересуются, как сделать поделку из бересты своими руками. Статья, представленная ниже, поможет вам начать творческий путь.

Заготовка бересты для поделок

Если вы загорелись идеями поделок из бересты, вам необходимо узнать, как правильно подготовить ее для творчества.


Прежде всего следует помнить, что заготовка материала не должна навредить природе. Лучше собирать бересту с упавших или срубленных деревьев. Рассчитайте примерное количество сырья, потому что неиспользованная кора может испортиться и пропасть.

Сбор ведется в июне. Этот срок колеблется в зависимости от вашего места жительства.

Проще всего собирать бересту листами. На коре делается надрез вдоль ствола длиной от 40 до 70 см. Потом аккуратно отделите кору от ствола, в удачный сезон отслоение происходит с легкостью само по себе.

Для некоторых поделок тех, которые предполагают плетение, бересту нужно собрать лентами. Тогда делайте надрез вдоль ствола длиной 3-4 см, аккуратно отслаивайте кору и снимайте ее по спирали.

Хранение и подготовки бересты

  • пространство для хранения должно быть сухим и хорошо вентилироваться;
  • на свету береста теряет цвет, выгорает, поэтому место для нее выбирают темное;
  • тонкие ленты скручивают в моток белой стороной наружу;
  • между листами должна находиться прослойка, например, картон, а сверху их прижимают чем-нибудь тяжелым.


Обработку бересты для поделок начинают с очистки. Стряхивают пыль с желтой стороны и снимают грязь с другой, можно для этого использовать наждачную бумагу.

Следующий этап: расслаивание. Бересту делят на слои необходимой толщины. Если материал старый или кора толстая, его нужно размочить в солевом растворе в течение 2-3 суток. После этого она просушивается под грузом.

Берестяной кузовок своими руками

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.

Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.


Используйте берестяной лист нужного вам размера. Предположим его величина 40Х30 см. Подготовьте тонкие ленты для «шитья» изделия. Их длины должно хватить, чтобы соединить края кузовка. Толщину делайте примерно 0,5-0,7 см.

Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.

Используйте канцелярский нож или шило. Чтобы кузовок получился красивым и аккуратным, заранее отметьте места отверстий.

«Сшейте» цилиндр, используя приготовленные ранее ленточки из бересты. Зажимы теперь можно убрать. На тубе отметьте уровень дна в 10 см. Разрежьте бересту на 4 части до этой отметки на равном расстоянии друг от друга. Загните детали дна друг на друга и «сшейте» при помощи тонкой ленты.

Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.

В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!


Фото поделок из бересты

Бересту лучше всего обрабатывать сразу после снятия. В первую очередь очищаешь черные наросты. Тщательным трением материей удаляешь белый слой с поверхности. Если нужна тонкая береста, сразу расслаиваешь, т.к. позже она твердеет и процедура становится сложной. При расслаивании лучше всего держать поперек волокон, тогда легче поддается и не рвется. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как ровдуга, прочной. Приведу три способа обработки бересты:

  • 1. Тщательно очистив, обработав, натирали жиром или теплым маслом до полного впитывания. Особенно хорош для этой цели конский жир. Береста становится мягкой, податливой для иглы или шила.
  • 2. Варят бересту в ухе. Береста становится намного прочнее. Вываренная в ухе береста шла на изготовления лодки. Знаменитый осетровый клей изготавливали из плавательного пузыря осетра. Навар ухи придает бересте особую прочность, это издавна было известно нашим предкам.
  • 3. Бересту разогревают в разбавленном водой обезжиренной молоке и это придает эластичность и мягкость.
  • 4. Залежалую сухую бересту держат в теплой воде или на пару горячей воды. Береста становится мягким.

Обработанную бересту, туго свернув наружной стороной, хранили в темном и прохладном месте: погребке для молока, в яслях под охвостками. Сворачивали бересту в трубку по ходу волокон, в этом случае при изготовлении сосудов края не загибаются и стенки не сморщиваются.

При хранении большого запаса бересты для урасы ее кладут слоями крест - накрест, придавливают тяжелым бревном и забрасывают всяким хламом - мусором.

Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. Когда береста начнет скручиваться, скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совершать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.

Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от длины) его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.

Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часть можно встретить упавшие березы, у которых гнила древесина, а береста осталось целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом - трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний ее слой имеет различные оттенки красно - коричневого и используются для украшений изделий.

Техника безопасности - Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Хранение бересты.

Для работы с берестой готовят тупой и острый нож, ножницы, сухтряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени; где она и сушится.

Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают ее сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. Бересту нужно разделить несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным концом или руками.

Если береста тонкая, снятая с молодых берез или с верхней части ствола, ее не расслаивают на пласты. Такую березу можно заплетать с обеих сторон - с белой и темной все утолщения и наплывы, а также места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами. Обработанную бересту сушат в тени отдельными пластами. При этом следует, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жестким и хрупким. Работать с такой берестой уже невозможно. Когда берестяные пласты начнут слегка скручиваться, их собирают в рулоны, предварительно протерев тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.

Остается рассортировать бересту по цвету, завернуть в бумагу и указать на ней, какого цвета береста и дату ее заготовки. В прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью и пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли она и не отсырела.

Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проверить помещение, после чего просушить ее и с изнаночной стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечном маслом.

Пересохшую бересту отмочить в теплой воде или продержать над паром. После чего повторяют все операции, как при заготовке с дерева, - сушку и сворачивание в рулоны.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. От солнечных лучей у бересты через 3-4 дней меняется окраска, и она становится красноватой. От продолжительного нахождения на свету береста становится белой. Все изменение в цвете сопровождается потерей прочности, гибкости и растяжимости.

Для хранение бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом.

В настоящее время бересту можно сложить под прессом из толстых досок, скрепить болтами и хранить в темном и влажном месте. Сохраненная таким образом береста становится ровной, как картон или толстая бумага, и удобна для изготовления всякой утвари. Бересту, предназначенную для склеивания и окрашивания, не пропитывают маслом или жиром, хранят в первоначальном виде. Масло придает бересте определенный цвет и не позволяет склеиваться.

Организация рабочего места - В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. берестяный изделие береста якут

Техника безопасности и противопожарная профилактика - береста быстровоспламеняющимся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи ее хранения запрещается. Основные причины пожара курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, наращение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят специальное отведенное для этого место. Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. Котогчник, шило, ножи, лекторез должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей необходимо соблюдать в особую осторожно(12-15-16-17-19)