В каком государстве появились первые монеты. Первые монеты. Монеты в Древнем Риме

До того как появились первые монеты, их функцию выполняли другие различные предметы: ракушки, зерно, скот и т.д. По мере того, как развивалась торговля, роль денег перешла к металлическим изделиям: их высоко ценили, поскольку они были изготовлены из драгоценных пород и имели разнообразные форму и вес.

Древние греки верили, что впервые монеты изобрели их мифические герои. Римляне же полагали, что авторство создания первых денежных знаков принадлежит их богам. По их представлениям именно богом Янусом были изготовлены самые первые монеты: на них он отчеканил корабельный нос в честь Сатурна, бога времени.

Латинское слово «монета» можно перевести как «предостерегающая». Этим эпитетом римляне сопровождали имя Юноны – богини брака и рождения, жены Юпитера. Она не раз предостерегала жителей Рима о надвигающихся катастрофах или врагах. По близости ее храма работали мастера по изготовлению металлических денег, именно отсюда произошло название монет. Слово «мантия» имеет тот же корень. Оно символизирует предопределение судейскими решениями человеческой судьбы.

Версия Геродота

Геродот был древнегреческим ученым, который занимался историей и жил в 5-м столетии до нашей эры. В своих работах он заявлял, что первые монеты появились в Лидии. Эта страна располагалась в Малой Азии.
Учеными-современниками однозначно установлен тот факт, что монеты действительно впервые были изготовлены здесь примерно в 685г. до нашей эры. Это пришлось на период царствования Ардиса; государство занималось самостоятельным изготовлением монет. Материалами для их производства служили золотые и серебряные сплавы. С лицевой стороны монеты выбивалась проба, с противоположной – ассирийский лев, точнее его голова.

Денежная история

Спустя много десятков лет монеты стали изготавливать в греческой Эгине. Считается, что в этом городе денежные знаки появились позже, чем в Лидии, но самостоятельно и независимо от малайзийской страны. Эгинские монеты были серебряными и имели отличную от монет Лидии форму.

Монеты вскоре появились на всей греческой территории, а затем и в Персии. Потом они пришли в Римскую империю. Индийские и китайские монеты появились отдельно и независимо. И лишь царем Лидии, которого звали Крёз, был принят стандарт – 98 процентов драгоценных металлов. Также была установлена царская печать с гербом на аверсе. Это были головы быка и льва.

Монеты стали удобным предметом обмена, поэтому они получили большую популярность

Их форма была самой разной: круглая, четырех- или многоугольная и т.д. Кроме того, их было легко хранить, они имели достаточно малый вес и размеры, причем условная ценность оставалась такой же высокой.

В те времена Лидия лежала на перекрестке многих дорог. Через ее территорию проходили все торговые пути в страны Востока и Древнюю Грецию. Именно здесь возникла острая потребность в упрощении торговых сделок. А этому служили серьезной помехой тяжеловесные слитки, которые выступали в качестве денежной массы. Изобретательные лидийцы первые догадались изготавливать металлические монеты из электрума, который является природным сплавом золота с серебром. Небольшие фрагменты этого металла, по форме напоминающие бобы, стали расплющивать, нанося на их поверхность знак города. Этими символическими кусочками металла стали пользоваться как разменной монетой. Свое название первые лидийские монеты получили в честь лидийского царя Крёза, который, если верить легендам, обладал несметным богатством. Так мир увидел крёзеиды – первые металлические деньги с изображением.

Денежный оборот

Спустя несколько десятилетий правители греческого города Эгины начали чеканить свои монеты. Внешне они были совсем не похожи на лидийские крёзеиды и отливались из чистого серебра. Поэтому историки утверждают, что металлические монеты в Эгине были изобретены самостоятельно, но немного позже. Монеты из Эгины и Лидии очень быстро начали передвигаться по территории всей Греции, перебрались в Иран, а потом появились и у римлян, под конец завоевав многие варварские племена.

Постепенно на рынок зашли монеты многих городов, которые отличались друг от друга по весу, виду и стоимости. Отчеканенная монета одного города могла стоить в несколько раз дороже монет другого, потому что могла быть вылита из чистого золота, а не из сплава. При этом монеты с изображением или эмблемами ценились гораздо выше, т.к. отличались чистотой металла и полновесностью. Клеймо монетного двора, чеканившего деньги пользовалось непоколебимым авторитетом среди всех жителей.

Греческие монеты

На территории Древней Греции размещалось несколько городов-государств: Коринф, Афины, Спарта, Сиракузы, и в каждом из них был свой монетный двор, чеканивший свои монеты. Они были разной формы, на них наносились различные и клейма, но чаще всего это были изображения священных животных или богов, которых почитали в том городе, где чеканилась монета.

Так, например, в Сиракузах на монетах был изображен бог поэзии Аполлон, а на монетах Коринфа парил крылатый Пегас.

Нумизматы считают, что первые крупные монеты появились в Лидии. Так называлось небольшое древнее государство на западном берегу современной Турции. Оно возникло еще в VII веке до н.э.


Через Лидию проходили оживленные торговые пути в Древнюю Грецию и страны Востока. Здесь рано понадобилось упростить торговые сделки, чему тяжеловесные слитки были помехой. Лидийцы догадались изготавливать самые первые монеты из электрума - природного сплава серебра и золота. Кусочки этого металла, похожие по форме на бобы, которыми они пользовались как разменной монетой, стали расплющивать и при этом наносить на них знак города.


Назывались эти монеты крёзеидами, по имени легендарного несметно богатого лидийского царя Крёза, который жил в 595-546 годах до н.э., больше двух с половиной тысяч лет назад.


Несколькими десятилетиями позднее стали чеканить монеты в греческом городе Эгине. Они имели совсем другой вид, чем лидийские, и чеканились из серебра. Поэтому можно предположить, что в Эгине монета была изобретена хотя и позднее, но самостоятельно. Из Лидии и Эгины монеты очень быстро распространились по всей Греции, в её колониях, в Иране, а затем у римлян и у многих варварских племен.


Чуть позже круглых крёзеидов появились круглые монеты и в далеком Китае. Там долгое время в семи китайских государствах были широко распространены бронзовые деньги в виде различных предметов обихода: ножей, колокольчиков, лопаток, мечей, мотыг. Многие такие монеты имели отверстия для нанизывания на шнур. Особенно любили древние китайцы монеты «рыбы-лопатки». Однако такому разнообразию денег в III веке до н.э. пришел конец.


В это время Цинь-шихуанди - Первый циньскии государь (он жил в 259-210 годах до н.э.) объединил весь Китай под своей властью в империи Цинь... Кроме многих важных дел, таких, как строительство Великой Китайской стены, защищавшей Китай от набегов кочевников, Цинь-шихуанди упразднил все ходившие ранее бронзовые деньги - все эти колокольчики и ножи - и ввел единые для всего государства деньги - лян. Это была круглая монета с квадратным отверстием по центру... Ляну тоже было суждено дожить до нашего времени.


На рынке в обороте находились монеты десятков городов, отличающихся по виду, весу и стоимости. Монета одного города стоила нескольких монет другого, так как могла быть сделана из чистого золота, а не из сплава золота и серебра. Монеты с некоторыми эмблемама пользовались особым преимуществом, так как отличались полновесностью и чистотой металла.


Монеты древних греков

В Древней Греции было нескольк городов-государств: Афины, Спарт; Коринф, Аргос, Сиракузы... В каждом из них отливали свои монеты - прямоугольные, и круглые. Самые разные на них были клейма и изображения. Чаще всего изображали богов или священных животных, почитаемых в том городе, где была выпущена монета. Ведь каждому городу-государству покровительствовал свой небожитель.


Так, в Олимпии, в той самой, где впервые проводились Олимпийские игры, изображали бога-громовержца - Зевса. Часто с орлом на ладони. В Афинах на монетах на одной стороне помещали профиль мудрой дочери Зевса Афины, а на другой - сову, которую считали священной птицей. По ней эти монеты так и назывались совы.


Монеты Ольвии, греческого города на северном берегу Черного моря, отливали в форме дельфина, а потом на круглых монетах этого города изображали орла, терзающего когтями дельфина. В Херсонесе была почитаема богиня Дева. Её изображение также помещали на первых монетах.


В других городах, в Сиракузах, к примеру, на монетках был бог света и поэзии Аполлон в лавровом венке. На монетах Коринфа чеканился крылатый конь Пегас. По нему их называли жеребятами. Еще изображались на монетах покровитель пастухов и охотников Пан а также могучий герой Геракл...


У древних греков был свой монетный счет. Мелкую серебряную монету они называли оболом. Шесть обломов составляли драхму, две драхмы - статер. Самая мелкая монета была лепта (сто лепт составляли драхму).

Монеты в Древнем Риме.

В старину говорили: «Все дороги ведут в Рим». Древний Рим - это было могучее государство. Оно славилось не только доблестными когортами воинов, которые покорили многие страны и племена, но и роскошью римских дворцов, богатством знати, сооружением гигантских акведуков (по ним в Рим текла вода), великолепных терм (общественных бань) и, конечно, торговлей.


На римский рынок привозили самые разные товары купцы из Африки и Азии, из Британии и Скифии. Тут были и ткани, и ковры, и зерно, и фрукты, и украшения, и оружие. Торговали здесь и живым товаром - рабами, ведь Рим был государством рабовладельческим. Из своих многочисленных походов римские воины пригоняли в Рим огромные толпы рабов.


Какие же деньги «ходили» в Древнем Риме? Самые первые римские монеты назывались ассы. Их отливали из меди, и они имели еще прямоугольную форму. Со временем ассы стали круглыми, и на них появилось изображение двуликого бога Януса. Он считался богом всяческих начал (например, первый месяц года - январь - назван в честь Януса).


Вслед за ассами в Риме стали чеканить серебряный денарии, равный стоимости 10 ассам (denarius - состоящий из десяти). В ходу была и другая серебряная монета - систерций (одна четвертая часть денария). На этих монетах изображались римские боги, герои мифов, орудия монетного дела: наковальня, молот, клещи.


Часто на монетах Римской империи чеканился портрет императора, помещались его титулы, а иногда и слова, носившие пропагандистский характер, прославлявшие политику этого правителя. Теперь уже не божеством и не городской эмблемой ручался монетный двор за качество монеты. За ней стояло могучее государство, олицетворяемое императором.

Монеты-украшения.

Вслушаемся в слово «монисто». Правда же, есть в нем связь с «монетой» ? Монисто - это украшение в виде бус или ожерелий из монет. Исстари такие украшения, нанизав монеты на тонкие шнуры (гайтаны), носили на шее славянские женщины. Можно смело утверждать, что первыми коллекционерами монет и были как раз славянские модницы.


Ведь находились в их ожерельях монеты арабские, греческие, римские, Киевской Руси, венгерские. Не удивительно ли это?.. Монетами украшали также головные уборы, платья. Во многих семьях такие украшения переходили из поколения в поколение, «обрастая» и пополняясь все время новыми экземплярами.


Поэтому платье, к примеру, от большого количества монет становилось тяжелым, будто рыцарские латы. Чем же привлекали монеты модниц? Блеском? Мелодичным звоном? Конечно. Но и тем, что каждая из них - изящное произведение искусства. Каждую можно рассматривать часами. Именно поэтому мастера украшали монетами и ювелирные изделия.

Помощница Юпитера

Наверняка, в кошельке у каждого человека можно обнаружить пару монет. Ими удобно расплачиваться в транспорте или покупать кофе в автомате. И далеко не многие задумывались о том, где и как была сделана самая первая монета.

Само слово «монета» пришло к нам с латыни и переводится, как «советница». Именно этот титул имела Юнона, супруга Юпитера. Считалось, что Юнона предсказывала нападения врагов или природные катаклизмы римлянам. Возле храма Юноны (находился около Рима) были расположены мастерские, где чеканились металлические монеты. Однако это не самые первые монеты.

Древняя находка

В результате множественных раскопок было установлено, что самой первой монетой является статер. Эта монета была обнаружена на территории древней Лидии. Теперь эта территория принадлежит Палестине и Турции. Археологи установили, что возраст этой монеты составляет не менее 3200 лет. Исследования привели археологов к тому, что создателем монеты был Фи Дон (VII в. до н. э.) . Фи Дон был правителем острова Эгина. Именно на этом острове был расположен один из самых древних монетных дворов. Также, существует мнение, что первая монета появилась при царе Ардисе (685 г. до н. э.) .

Статер был сделан из сплава серебра и золота. Такой сплав принято называть электрум. На одной из сторон монеты был изображен лев, а другая сторона была пустой. Из других источников можно узнать, что на обратной стороне был штамп, который говорил о стоимости монеты. Форма статера была овальной, а не круглой, как теперь. Изначально, статер изготавливался из золота или серебра. Один золотой статер был равен стоимости от 20 до 28 драхм. Также, один золотой статер можно было обменять на 2 серебряных статера. Примерно в этот же период (V в. до н. э) начали появляться дарики - монеты из высокопробного золота. Есть мнение, что дарик является самой первой монетой из чистого золота. Исходя из этого мнения, первая монета из чистого золота появилась при лидийском царе Крезе.

Лев дороже черепахи

В дальнейшем было установлено, что были монеты с изображением морской черепахи. Эти монеты имели меньшую стоимость, чем те, где изображен рычащий лев (статер) . Также, были найдены монеты с изображением различных мифических существ, однако эти монеты не имели большой ценности и представляли редкость.

Главной причиной появления монет на территории Лидии было то, что там велась активная торговля между странами и различными племенами. Об этом свидетельствует то, что статеры до сих пор находят при исследованиях и раскопках на территории кельтских поселений. Изначально, в качестве монет, использовались обычные кусочки золота или серебра. Однако кусочки имели разный вес и, соответственно, стоимость. Поэтому появилась необходимость стандартизировать деньги.

Монета-долгожитель

Также, стоит отметить, что статер был достаточно популярным. Это подтверждает письменное упоминание, которое можно встретить в Евангелии от Матвея (17: 24-27) . Там речь идет о чуде Иисуса, связанное со статером. Это упоминание позволяет убедиться в возрасте статера. Еще одним подтверждением является то, что статер был в обороте около 8 веков!

Однако не все признают статер самой первой монетой. Некоторые заявляют, что самая первая монета была отчеканена на территории Китая (XII век до н. э) . В отличие от статера, эти монеты были в обороте только на территории Китая и обладали специальной царской печатью, которая свидетельствовала о ее подлинности. Печать имела рисунок головы быка или льва.

Другие утверждают, что самая древняя монета принадлежит территории Северной Америки и ее возраст составляет 50 тысяч лет. Однако ни одна из данных монет так и не найдена. А посему – это лишь предположения.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.