Конспект урока истории начало второй мировой войны. Разработка урока "начало второй мировой войны. Численность населения стран-участниц войны

Теориялық сабақ жоспары/План теоретического урока

Өткізу уақыты/ Дата проведения: 28.10.2015

Курс: первый

Маман/ Специальность: Фермерское хозяйство

Квалификация: Тракторист-машинист с/х производства

Пән/ Предмет: Всемирная история

Мұғалім/ Преподаватель: Осьмакова М.А,

Тақырып/ Тема урока: Вторая мировая война. Начало войны

1.Білімділік/ Образовательная: ознакомить студентов с началом Второй мировой войны, определить причину и ход войны до июня 1941 года

2.Дамушылык / Развивающая: развивать умение делать чёткий анализ событий, на основе этого делать выводы. Совершенствовать навыки обучения по интерактивному методу

3.Тәрбиелік/ Воспитательная: воспитывать у студентов уважение к историческому прошлому, патриотизм

Сабақтың типі/ Тип урока: комбинированный

Сабақтың әдісі/ Методы урока: технология ИКТ; приемы критического мышления: «ЗХУ», «Мозговой штурм»; активный (самостоятельная работа), интерактивный метод (работа в группах), оценочный лист.

Құрал жабуықтар/ Оснащение урока: карточка для самостоятельной работы студентов в группе, «ЗХУ», оценочный лист, учебник «Всемирная история» А. Чупеков, LCD панель, презентация Microsoft Office Power Point, видео-ролик «Начало Второй мировой войны», карты военных действий, опорный конспект

Сабақ Әтаптары/Этапы урока:

I . кезең. Мотивациялық-мақсаттық/ Мотивационно-целевой: 5 минут

Приветствие. Проверка наличия и готовности студентов к уроку.

Психологический настрой на урок.

Образование двух групп, выбор спикера . Спикеры заполняют оценочный лист.

II . кезең. Танымдық/ Операционно-познавательный: 60 минут

Актуализация знаний: «Мозговой штурм»

Какое влияние на международную обстановку оказал мировой экономический

кризис 1929-1933 гг.?

Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Назовите цели и действия Японии, Германии на кануне второй мировой войны.

- Кто являлся участниками Мюнхенского сговора, цель сговора (дата)?

- В чем суть Англо-франко-советских переговоров?

- Советско-германские переговоры, когда они состоялись, результат переговоров.

- «+» и «-» заключения договора между СССР и Германией?

Выход на тему: Сейчас мы будем смотреть рисунки. Вам необходимо подумать какая сегодня у нас будет тема занятия (Слайд №1,2 Актуальность темы: 70-летие Победы).

Тему записать в конспект. Обратить внимание на эпиграф (на доске).

«Войну начитают не военные. Войну начинают политики» У. Уэстморленд

Постановка проблемного вопроса: Была ли альтернатива войне? (Слайд №3)

В конце урока необходимо дать ответ на проблемный вопрос .
Заполнение таблицы: Знаю, хочу узнать, узнал о Второй мировой войне (обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение), студенты в начале урока заполняют первые две колонки (знаю, хочу узнать) Слайд №4

Введение новых знаний:

Студенты должны попытаться самостоятельно определить причины войны на основе предыдущей темы «Международные отношения между 2 мировыми войнами». Ответы записывают коллективно в карту (1 задание). Совещаются в группе, отвечают. Ответы студентов сверяются с правильными причинами (Слайд 5) . Записывают в тетрадь

Работа в группе. Заполнить таблицу и сравнить с военно–политическими блоками в I Мировой Войне (Слайд №6,7) .

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Ответы заносятся в карту (2 задание).

Знакомятся с масштабами Второй мировой войны (Слайд №8). Запись конспекта в тетрадь.

Работа в тетради - записываем, запоминаем, основные хронологические данные, они вам пригодятся, при закреплении мы будим составлять вопросы и отвечать на них сами.
(Слайд №9).

Итак, причины войны мы выяснили и даже сравнили ее с первой мировой войной, скажите мне когда, с какого события началась Вторая мировая война?

Рассказ учителя о начале Второй мировой войны (Провокация Германии, соотношение сил, захват Польши, военные действия против Финляндии) Слайд №10,11,13,14, 15

В истории Второй мировой войны есть понятие «странная война». Самостоятельная работа студентов в группах с учебником. Группы работают с темой «Положение на Западном фронте» стр 95-96, подготавливают 2 вопроса, от каждой группы выступает один студент. После выступления задает противоположной группе вопросы. Спикер своей группе ставит оценки за работу по данному заданию. Ответивший на вопрос зарабатывает дополнительный балл (3 задание) Слайд №16,17,18

Просмотр видеоролика «Начало второй мировой войны». Обсуждение

III . кезең. Рефлексия-бағалау/ Рефлексивно-оценочный: 15 мин

Заполнение последней колонки таблицы: узнал о Второй мировой войне (обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (обсуждение в группе

спикер озвучивает общее решение ). Слайд №19

Подведение итога урока. Оценка работы обучающихся.

Задание на дом: Записать в тетради конспект с раздаточного материала. Слайд №20


«раздаточный студентам»

Сравнительная таблица военно-политических блоков в I и во II Мировой Войне

Войны

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Масштабы Второй мировой войны

Продолжительность дней

Число стран участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили боевые действия

Численность населения стран-участниц войны

1700 млн. чел.

(80% населения Земли)

Число мобилизованных

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.

Периодизация Второй Мировой войны

Основное содержание периода

Первый период

От нападения на Польшу до начала Великой Отечественной войны

Второй период

Третий период

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период

Разгром фашистской Германии, окончание Великой Отечественной войны

Пятый период

Исторический календарь

30 ноября 1939г. - 12 марта 1940г. - советско-финляндский конфликт - «Зимняя война»

10 июня 1940г. - Италия объявляет войну Великобритании и Франции. Появление африканского театра военных действий

октябрь 1940 г. - нападение Италии на Грецию

Просмотр содержимого документа
«ЗХУ»

Стратегия «ЗХУ»

Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Оценочный лист

Имя студента

Какую оценку хотели бы получить

Задание

Оценка за урок

Мозговой штурм

Задание 1.

Участие в обсуждении причин 2 мировой войны

Задание 2.

Сравнение 1-ой и 2-ой мировой войны

Задание 3

Проблемный вопрос

Дополнительно

ФИО спикера ____________________________________

Просмотр содержимого документа
«инструкционная карта»

Карточка для самостоятельной работы студентов

Тема: Вторая мировая война


Проблемный вопрос: Была ли альтернатива войне?

1 задание. Заполните таблицу.

Причины возникновения войны


2 задание. Заполните таблицу.

Войны

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Тема урока: Вторая мировая война 1939-1945 гг.


Проблема


Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали


  • Территориальные споры и претензии, возникшие после Первой мировой войны. Страны, потерявшие свои территории - хотели их вернуть, а страны, получившие эти территории - хотели их сохранить.
  • Приход к власти в Германии и Италии фашизма.
  • Соперничество великих держав друг с другом
  • Конфликты и противоречия капиталистического мира с Советским Союзом.
  • «Политика умиротворения» и её последствия.

Причины Войны:


Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Заполните таблицу и сравните с военно-политическими блоками в I Мировой Войне

Противники Германии

I мировая война

Союзники Германии

Антанта (Россия, Англия, Франция)

Италия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария

II Мировая война

Польша, Франция, Великобритания. В 1941 г. в войну были втянуты СССР, США, Китай. Далее к коалиции присоединились Австралия, Норвегия, Канада, Непал, Югославия, Нидерланды, Чехословакия, Греция, Бельгия, Новая Зеландия, Дания, Люксембург, Албания, Южно-Африканский Союз, Сан-Марино, Турция. Союзниками по коалиции стали Гватемала, Перу, Коста-Рика, Колумбия, Доминиканская республика, Бразилия, Панама, Мексика, Аргентина, Гондурас, Чили, Парагвай, Куба, Эквадор, Венесуэла, Уругвай, Никарагуа, Гаити, Сальвадор, Боливия. К ним примкнули и Саудовская Аравия, Эфиопия, Ливан, Либерия, Монголия. За годы войны к антигитлеровской коалиции присоединились еще те государства, которые перестали быть союзниками Германии. Это Иран (с 1941 г.), Ирак и Италия (с 1943 г.), Болгария и Румыния (с 1944 г.), Финляндия и Венгрия (с 1945 г.). -

Япония, Словакия, Хорватия, Ирак и Иран (до 1941 г.), Финляндия, Болгария, Румыния (до 1944 г.), Италия (до 1943 г.), Венгрия (до 1945 г.), Таиланд (Сиам), Маньчжоу-Го.


Масштабы Второй мировой войны

Продолжительность дней

Число стран участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили боевые действия

Численность населения стран-участниц войны

1700 млн. чел.

Число мобилизованных

(80% населения Земли)

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.


Периодизация Второй Мировой войны

Период и хронологические рамки

Первый период

Основное содержание периода

От нападения на Польшу до начала ВОВ

Второй период

Оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана "молниеносной войны"

Третий период

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период

(ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.)

Разгром фашистской Германии, окончание ВОВ

Пятый период

Капитуляция Японии, окончание войны



Без объявления войны Германия напала на Польшу.

-потеря суверенитета

-эмиграция правительства в Лондон


ЗАХВАТ

ПОЛЬШИ


СООТНОШЕНИЕ СИЛ

Германия

Дивизий – 65

Военно-пехотных дивизий – 36

Моторно-танковых дивизий - 11

Моторных бригад – 2

Кавалерийских бригад – 11

Военно-пехотных дивизий - 41

Танков – 280

Легких танков – 82

Самолетов – 2000

Самолетов – 420

Военных кораблей - 100

Военных кораблей -12


Зимняя война 30.11 1939-12.03.1940гг

30 ноября 1939 г. Советский Союз, в одностороннем порядке прекратив переговоры о переносе советско-финской границы, начал боевые действия против Финляндии. Началась советско-финская война.

12 марта 1940 г. между СССР и Финляндией был подписан мирный договор, по условиям которого Финляндия уступала ряд районов Советскому Союзу. Советско-финская граница была отодвинута от Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги в глубь финской

территории.



«Странная война»

Противостояние 115 дивизий Франции и Англии 23 немецким.

Французы укрепляли «линию Мажино»

Весной 1940г. Гитлер отдал приказ о реализации планов по захвату Европейских стран




Была ли альтернатива Второй мировой войне?


Домашнее задание:

Записать в тетради конспект с раздаточного материала

Разработка урока истории в 9 классе Тема: Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества.

Тембаева Т.Н., учитель истории и географии Воскресенской СОШ, Качирского района, Павлодарской области, Казахстан
Описание материала: В данной разработке урока учащиеся познакомятся с ходом Второй мировой войны по плану:
1. Причины и характер войны. 2. Начало войны, этапы и сражения.

Предложенный мною материал будет интересен педагогам и учащимся старших классов.
Предмет : История
Класс: 9
Тема: Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества.
Цели изучения темы: Знакомство с ходом Второй мировой войны.
Задачи урока:
1. Раскрыть причины и характер Второй мировой войны. Ознакомить с действиями таких крупных государств, как Германия, Италия, Япония, которые явились причиной начала Второй мировой войны.
2. Развивать абстрактное мышление.
3. Воспитание гуманных качеств.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: карта “Вторая мировая война», «Великая Отечественная война».
План изучения темы:
1. Причины и характер войны.
2. Начало войны, этапы и сражения.
3. Великая Отечественная война Советского Союза.
4. Антигитлеровская коалиция.
5. Основные факторы победы СССР и его союзников, масштабы и итоги войны.

Ход урока:

I. Этап урока - организационный момент
Цель: эмоциональный, положительный настрой на урок
1. Стратегия «Самолетик с девизом» (лучше узнать друг друга, развитие критического мышления) – учащиеся пишут каждый сой девиз на листе, из листа складывают самолетик и запускают в классе, учащиеся отгадывают, чей самолетик им попался.
2. Построение по росту, расчет на 1,2 - образование двух групп, выбор спикера, название группы
3.Выход на тему: «Сейчас мы будем смотреть рисунки (на рисунках изображены картины войны, битвы, разрушенные города). Вам необходимо подумать какая сегодня у нас будет тема занятия.
Вступление Слайд №1: Актуальность темы: 70- летие Победы


II. Опрос домашнего задания: Стратегия «Снежный ком» (сначала каждый учащийся думает индивидуально, потом в паре, группе, и принимают общее решение). Задание: Охарактеризуйте международные отношения в 20-30 годы, отношения между СССР и западными странами.

III. Изучение новой темы
1. Заполнение таблицы: Знаю, хочу узнать, узнал о Второй мировой войне (индивидуально, обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение), учащиеся в начале урока заполняют первые две колонки (знаю, хочу узнать)
2. Работа в группах по вопросам - стратегия «Думай в паре – делись»:
1) Диапазон Второй мировой войны, состояния военной техники, стратегия и тактика войны.
2) Военные планы Германии, Италии, Японии.
З) Сопоставить и сравнить военную и экономическую мощь стран фашистского блока и западных стран.
4) Указать основные причины начала войны.
5) Выяснить причины победы Германии в 1939-1941 гг.
6) Политика Германии в регионах оккупации, их новом порядке в Европе, возникновение борьбы против фашизма.
Взаимное оценивание (использование «Оценочных листов»)
3. Работа в тетради - записываем, запоминаем, основные хронологические данные, они вам пригодятся, при закреплении мы будим составлять вопросы и отвечать на них сами.
Периодизация Второй мировой войны


Первый период (1 сентября 1939 г. - июнь 1942г.)- ________________.
Второй период (июнь 1942 г. – январь 1944г.)-___________________ .
Третий период (январь 1944 г. – 2 сентября 1945г.)- ______________ .
Перелом в ходе войны


1 янв. 1942г._________________________________________________.
4-7 июня 1942г.______________________________________________.
Окт. 1942г.__________________________________________________.
Коренной перелом на советско-германском фронте –
Сталинградская битва ________________________________________;
Битва на Курской дуге _______________________________________ ;
Крах фашистского режима Муссолини выход Италии из тройственного пакта и объявление войны Германии _________________________________;
Тегеранская конференция глав правительств США, СССР и Англии ____________________________________________________________;


4. Просмотр отрывка фильма - « Защита города Москвы»
5. Обсуждение в группе, составление вопросов по 4 каждая группа.
Взаимное оценивание (использование «Оценочных листов»)
6. Покажите на карте – места основных битв Второй Мировой войны


IV. Закрепление.
1. Стратегия «Время круга» - Дайте оценку и анализ Второй мировой войне.
2. Составление диаграммы Вена, Вторая мировая война и Великая Отечественная война.
3. Заполнение последней колонки таблицы: узнал о Второй мировой войне (индивидуально, обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение)
Домашнее задание:
1. Заполните таблицу «Хронологические события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны»
2. На контурной карте обозначьте места основных сражений.
3. Напишите реферат «Герои Великой Отечественной войны»

Презентация на тему: Вторая мировая война

УРОК ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Класс: 9

Тема : «Начало Второй мировой войны»

Учебник: Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов и др.Всеобщая исстория. История Новейшая история. 9 класс

Учитель : Белова О.Р.

Цель :

Образовательная: Раскрыть процессы I этапа Второй мировой войны и их детерминанты, сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Развивающая: Умение работать с текстом, находить информацию.

Воспитательная: Уважительное отношение к друг другу, умение работать в коллективе, воспитание патриотизма, любви к своей Родине.

. Ход урока

В начале урока проведём блиц-опрос, я буду задавать вопросы, а вам очень быстро на них нужно будет ответить, кто быстрее правильно ответить получит баллы для своей команды. Итак, начнём:

    Первая в мире международная организация, имевшей целью сохранение мира?

Ответ: Лига Наций

    Какие политические режимы установились в мире?

    В каких государствах Демократический?

Ответ: Англия, США, Франция;

Ответ: Япония, Испания;

    В каких государствах Тоталитарный?

Ответ: СССР, Германия, Италия

    Кто пришёл к власти в Италии в 1922 году?

Ответ: Бенито Муссолини

    Кто пришёл к власти в Германии в 1933 году?

Ответ: Адольф Гитлер

    Страны, избравшие агрессивную внешнюю политику?

Ответ: Германия, Италия, Япония.

    Какую часть Китая захватила Япония?

Ответ: Северный Китай (Маньчжоу-Го)

    Какое государство в Африке захватила Италия?

Ответ: Эфиопию.

    Что такое Аншлюс Австрии?

Ответ: присоединение.

    Передел какой территории произошёл по Мюнхенскому соглашению?

Ответ: Чехословакии.

    К чему привели советско-германские переговоры?

Ответ: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе).

Новый материал

Но повсюду клубится за нами,
Поколеньям другим не видна,
Как мираж, как проклятье, как знамя,
Мировая Вторая война”
Юлия Друнина

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войн. Сегодня на уроке мы начнём с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

Беседа о начале Второй мировой войны. Работа с хронологической таблицей «Вступление в войну мировых держав»:

Хронологическая таблица:

дата

событие

Вторжение Германии на территорию Польши

Вторжение Германии на территорию Дании и Норвегии

Апрель 1940г.

Вторжение Италии на территорию Греции

Вторжение германских войск на территорию Бельгии, Голландии, Люксембурга

Июнь 1940г.

Вторжение германских войск на территорию Франции

Лето 1940г.

Попытка захвата Италией британских колоний в Северной Африке

Апрель 1941г.

Вторжение Германии на территорию Югославии

Нападение германских войск на СССР

Нападение Японии на военно-морскую базу США на Гавайских островах (Пёрл-Харбор)

Объявление США войны Японии

Объявление войны Германией и Италией США

Какие выводы можно сделать по данным этой хронологической таблицы?

В начальный период войны успех сопутствовал странам-агрессорам. Германия смогла захватить практически всю Европу. Италия и Япония также вели захватническую политику. Несмотря на пакт о ненападении, Германия всё же напала на СССР. США гораздо позже вступила в войну.

2. Работа в группах по 3 человека с учебником.

Каждой группе раздаются карточки с вопросами. Группа работает над ответом на один вопрос.

Карточки:

    Что такое «странная война», чем она обернулась а) для Польши, б) для Франции? (уч. стр. 103)

    Причины и повод создания антигитлеровской коалиции (уч. стр. 112)

    За что СССР был исключён из Лиги Наций? (уч. стр. 104)

    Почему, в отличии от стран Европы, не удался блицкриг (план молниеносной войны) на территории СССР? (уч. Стр.110-111)

Домашнее задание. Читать параграф 7. Составить синхронистическую таблицу. Сравнение первой и второй мировой войны (повод, причины, начало войн).

3. Обобщение по вопросам – обязательная отработка ответов вслух. А также проверка на правильность выполнения задания.

4. Работа с дополнительной литературой (энциклопедиями). Обсуждение прочитанного текста.

5. А сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.

Оцени свою работу на уроке:

Фамилия Имя

«5»

«4»

«3»

«2»

Открытый урок по истории России в 9 классе на областном профессиональном конкурсе «Учитель года-2002»

ТЕМА: «НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».

Место данного урока в системе уроков по теме: это 1 урок в разделе «Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945)».

На уроке отрабатываются * знания по курсу «Внешняя политика СССР
накануне второй мировой войны»;

* умения самостоятельной работы, анализа
исторических фактов;

*навыки аналитического мышления.

Цели: 1. Уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовать идею создания системы коллективной безопасности, а с другой, решить все свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи.

2. Развивать умения учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать исторические факты на основе изучения исторических документов.

3. Воспитание интереса к отечественной истории.

Главный этап урока: * изучение новой темы.

Другие этапы урока: * постановка проблемы,

* актуализация опорных знаний,

* закрепление изученного.

Наиболее эффективные формы и методы: * беседа,

* самостоятельное планирование,

*самостоятельная работа с истори-

Ческими источниками и учебником * рассказ учителя,

*видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный, в технологии развивающего обучения:

* проэктивная технология,

*мозговой штурм – групповое регенерирование идей по

Проблеме,

* выявление причинно- следственных связей.

Оборудование: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « История России 20век», 9класс,

Настенная карта «Вторая мировая война»,

Раздаточный и иллюстративный материал,

Журнал «Родина» 1995г.№12,

Видеофрагменты из кинофильма « Г.К. Жуков».

СХЕМА – ОПОРА

(создаётся на доске по ходу урока).

ГЕРМАНИЯ СССР АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ

договор о ненападении срыв переговоров

Польша

договор «О дружбе и границах»

Апр.1940г.- Дания Западная Украина

Норвегия Западная Белоруссия ноябрь 1939г.

Май.1940г.- Бельгия Латвия, Литва

Голландия Эстония, Молдавия 1940г.

С июля1940г.- план

« Барбаросса»

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Подготовка к изучению новой темы.

Что это за дата? - начало Великой Отечественной войны. Отечественная война… Она живёт в каждом из нас. Она застряла осколками в моём дедушке, который был ранен под Ельней во время контрнаступления под Москвой. В результате этого наступления был освобождён 11января 1942г. город Киров Калужской области.

Вы уже правнуки тех, кто выстоял и выжил в этой войне. Поднимите, пожалуйста, руки те, через историю, чьей семьи прошла война, чьи близкие воевали на фронте или трудились в тылу?(учащиеся поднимают руки).

Да, эта война прошла через историю каждой семьи, через историю

не только нашего города, нашей страны, но и других государств.

Чтобы понять историю той войны, надо понять не только маршалов, генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война- это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции и амбиции вождей - без них мы вряд ли поймём, что и как происходило.

Сейчас появляется масса неизвестных ранее документов, возникает множество сложных вопросов. Ответы на них могут оказаться неожиданными. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ТЕМ БОЛЕЕ ВОЙНА, НЕ ДЕЛАЕТСЯ В БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ. /Учитель достаёт белые перчатки/

Белые перчатки - это элемент костюма дипломата, которые тоже творят историю.

Частью какого исторического события является Великая Отечественная война? - Второй мировой войны. У каждого события есть своё начало… И так, ТЕМА нашего урока

НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ /запись на доске/.

Чтобы изучить данную тему, какие вопросы мы с вами должны рассмотреть?

(В результате беседы учащиеся сами выделяют основные вопросы):

  1. международные отношения
  2. причины войны
  3. советско-германские отношения накануне войны
  4. проследить ход исторических событий.

Пусть эти вопросы будут планом нашего урока, более подробно мы остановимся на советско-германских отношениях, причинах сближения СССР и Германии. Изучая тему, мы будем составлять опорную схему: я - на доске, а вы – в тетради.

Какие события подвели мир к войне? / видео - фрагмент/.

Какие страны в 30-е годы преследовали агрессивные планы?

Германия – Италия – Япония (работа с картой).

Каким образом другие государства могли себя обезопасить, что предлагал создать Совет Безопасности? – Систему коллективной безопасности

  1. в чем ее суть? - (учащиеся рассказывают материал 1 раздела 28 параграфа).

После заключения какого соглашения СССР начал поиски новой внешнеполитической линии? –1938 г. Мюнхенское соглашение.

После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласили наступление в Европе «ЭРЫ МИРА».

Было ли это в действительности? – Слово нашему архивариусу (сотруднику архива), которым любезно согласился стать …(называется имя ученика, с которым до урока были согласованы действия).

Германия предъявила претензии Польше о присоединении Данцига.

Апрель 1939 г. – Италия оккупировала Албанию.

ВСЕ ЭТО ВЫНУДИЛО правящие круги Англии и Франции дать согласие на предложение СССР начать переговоры о мерах по пресечению агрессии.

Итак, слово «представителям стран». Организовывается самостоятельная работа учащихся с ДМК - поиск ответов на заранее заданные вопросы:

*В чем принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?

*Какую позицию занимала Польша и почему?

ДМК:

Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Великобритании, Франции и Польши от 21 марта 1939 года.

…Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления.

  1. Великобритания, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.
  2. Великобритания, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую поддержку, в том числе и военную помощь восточно- европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

Из меморандума английского правительства правительству Французской республики от 22 мая 1939 года:

Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет к нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине…что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод об отличии позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам.

11 августа 1939 года в Москву прибыли английская и французская Военные миссии, однако их руководители не имели мандатов на подписание договора.

Как вы думаете, смогут ли представители стран договориться между собой, если изначально они стоят на разных позициях и их интересы не совпадают? – учащиеся высказывают свое мнение. Переговоры заходили в тупик.

В это же время:

АРХИВАРИУС: Из шифрованной телеграммы №175 министра иностранных дел Германии фон Риббентропа германскому послу в СССР фон Шуленбергу от 14 августа 1939 года:

Нет никакого сомнения, что сегодня германо-советские пришли к поворотному пункту своей истории…

Кризис германо-польских отношений, спровоцированный политикой Англии…делает желательным скорейшее выяснение германо-русских отношений. В противном случае, независимо от действий Германии, дела могут принять такой оборот, что оба правительства лишаться возможности восстановить германо-советскую дружбу и совместно разрешить территориальные вопросы, связанные с Восточной Европой…

…Имперский министр иностранных дел фон Риббентроп готов прибыть в Москву с краткосрочным визитом, чтобы от имени фюрера изложить взгляды фюрера господину Сталину…

О чем свидетельствует эта телеграмма?

  1. Гитлер предложил Сталину начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния.
  2. Перед Сталиным стал нелегкий выбор.

Как вы думаете, к какому решению он придет и почему?

  1. обезопасить западные границы,
  2. Д. Восток (май 39 г., Халхин-Гол),
  3. срыв переговоров Англии и Франции.

СССР и Германия подписали договор о ненападении.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: перед вами текст договора, ознакомьтесь, и особое внимание обратите на дополнительный протокол к данному договору.

Почему дополнительный договор был засекречен?

Каких вопросов он касался?

Какие территории отходили в сферу влияния Германии (Литва, Польша), и СССР (Западная Украина, Западная Белоруссия, Восточная Польша, Прибалтика, Финляндия, Северная Буковина).

Почему данный договор был выгоден обеим странам?

Какое событие последовало?

Главные причины II мировой войны вы найдете в учебнике стр.196

(работа с текстом учебника, учащиеся называют причины).

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Как реализовывались секретные протоколы Германией и СССР?

  1. сентябрь 39 г. – Польша
  2. апрель 40 г. – Дания, Норвегия
  3. май 40 г. – Бельгия. Голландия
  4. июнь 40 г. – Франция (запись в опорную схему).

ЗАДАНИЕ: Из учебника – раздел «Секретные протоколы в действии»

(стр. 196-197) выясните:

Когда и какие территории вошли в состав СССР?- записать в опорной схеме.

Каковы причины советско-финской войны?

Как называлась самая укрепленная линия финской обороны? (линия Маннергейма).

Когда была прорвана данная линия обороны? (февраль 1940г.).

Войсками какого фронта и под чьим командованием? (Северо-Западного, Тимошенко).

Почему, как только Франция попросила мира, СССР пошел на его подписание?

Какие территории вошли в состав СССР (Карельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, зап. часть полуострова Рыбачий и Средний; создалось ВМБ на полуострове Ханко).

Что показала война с Финляндией?

Неподготовленность армии и государства к условиям современной войны.

Как вы думаете, что было необходимо предпринять для укрепления обороноспособности государства?

  1. увеличение бюджетных ассигнований на оборону
  2. ужесточение трудового законодательства
  3. новые виды и увеличение выпуска военной техники
  4. увеличение численности вооруженных сил

Приведите примеры из ДМК – Какую тенденцию отражают данные факты?

(Колосков А.Г. История России.XX век.11 кл.: Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2000, с.138.

Рост советских Вооруженных Сил в 1939-1941гг.

На 01.01.1939г. На 22.06.1941г.

Личный состав (тыс. чел.) 1943 5710

Дивизии 136 303

Орудия и минометы (тыс.) 55,8 115,9

Танки (тыс.) 18,4 23,3

Боевые самолеты (тыс.) 17,5 22,4

В это время в Германии (ВИДЕОФРАГМЕНТ-план Барбаросса)

Работа по карте: показать направление ударов на СССР.

Первоначально наступление планировалось на 15 мая 1941 года, затем оно было перенесено на 22 июня 1941 года. Как был осуществлен этот план, вы узнаете на следующем уроке.

Закрепление: I вариант.

Что мы усвоили сегодня на уроке?

  1. Работа по опорной схеме (даты, страны и территории).
  2. Схематично изобразить на дополнительной карте план «Барбаросса»: основные направления ударов, расположение армий (один ученик по желанию).
  3. П – позиция – я считаю … каждый из нас должен знать историю II мировой войны и Великой Отечественной войны.

О – обоснование – потому что… она коснулась судьбы каждой семьи, моей семьи.

П – пример – например…(обратится к началу урока).

С – следствие – следовательно…мы будем изучать историю Отечества, чтобы в будущем не допустить человечество к новой мировой войне.

II вариант.

Тестирование со взаимопроверкой (прилагается).

Д/З: §30. Подготовить сообщения: примеры героизма и мужества советских людей в первые месяцы Великой Отечественной войны.