Особенности психологического консультирования подростков. Психологическое консультирование подростков и старших школьников Консультативная работа с подростками

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Название работы: «Психологическое консультирование подростков и старших школьников» Автор презентации: Нармаева Альман Владимировна, педагог-психолог 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и специалистов по организации индивидуальной консультативной работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении. Материалы могут быть полезны педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Цель: определение эффективных форм и методов психологического консультирования подростков и старших школьников. Психологическое консультирование - это специально организованная беседа психолога с клиентом для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Индивидуальная консультация имеет возможность индивидуального персонифицированного глубинного общения с учеником, применения индивидуализированных средств психолого-педагогического воздействия.

3 слайд

Описание слайда:

Принципы психологического консультирования в школе Принцип конфиденциальности. Школьный психолог должен быть предельно требовательным к самому себе и осторожным в плане «утечки информации». Принцип нейтральности и открытости. Психолог должен выработать в себе нейтральное открытое отношение к клиенту. Принцип персонифицированности. Форма беседы, ее продолжительность, манера вести беседу, разработанные советы и рекомендации в значительной степени зависят от клиента. Принцип профессиональной настойчивости. Клиент сам должен быть внутренне готов к беседе с психологом. Однако есть случаи, когда психолог может и должен провести консультацию: факты насилия, стойкие невротические реакции, опасная и угрожающая жизненная ситуация.

4 слайд

Описание слайда:

Как начать разговор? В первые минуты подросток нередко ждет инициативы от психолога. Не знает, как начать, боится, вообще не знает, как надо говорить с психологом. Как действовать психологу в первые минуты разговора? Фразы и формы, которые могут помочь: «Я понимаю, тебе трудно говорить сейчас. Давай забудем, что ты сейчас в кабинете психолога. Ты бываешь у врача и рассказываешь, что у тебя болит, что беспокоит? Расскажи мне, что тебя беспокоит, что тревожит? Я слушаю…» «Конечно, тебе трудно говорить о себе. Смотри я нарисовала человека, он твой ровесник, давай дополним его образ, как он выглядит? Какие у него друзья? Чем он увлекается? Какие у него проблемы?». «Я вижу, ты чувствуешь себя неуютно, неуверенно. Попробуй сесть как я: свободно, раскованно. Давай просто поговорим».

5 слайд

Описание слайда:

Диагностика при консультировании Методики должны быть не трудоемкими, непродолжительными по времени. Использование диагностических методик может помочь начать диалог. Необходимо учитывать эмоциональное состояние клиента, если подросток возбужден или, наоборот, подавлен, то следует отложить диагностику на следующую встречу. Рисуночные тесты можно успешно использовать с подростками, испытывающими трудности в общении.

6 слайд

Описание слайда:

Методические приемы Прием «Зеркало». Психолог начинает рассказывать историю о другом ребенке, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией клиента. В книге австралийского детского психолога Д. Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя..." психолог найдет целую россыпь примеров, рецептов и рекомендаций для многих проблемных ситуаций. Сочиняя по предложенной Дорис Бретт модели «терапевтические истории» взрослый (бывший ребенок) действительно может помочь другим детям - своим или чужим - справиться с разными трудностями и печалями.

7 слайд

Описание слайда:

Методические приемы Прием «План квартиры/дома». Психолог просит подростка нарисовать план квартиры, дома и описать, где он любит проводить свободное время, чем он там занимается, где он может побыть один, где общается с другими членами семьи и т.д. Данный прием позволяет не только диагностировать особенности детско-родительских отношений, но и помогает ребенку увидеть внутренние ресурсы, которые ему помогают справится с трудностями. Прием «Образы конфликта». Психолог предлагает ребенку вспомнить конфликт, который у него произошел, сделать из фольги участников конфликта в виде образов, символов. Далее следует составить и рассказать эту историю. В ходе беседы подросток может увидеть данную конфликтную ситуацию с разных сторон, понять причины, выработать тактику поведения.

8 слайд

Описание слайда:

Способы оказания психологической помощи В рамках консультирования психолог оказывает помощь и поддержку в решении разнообразных психологических проблем и преодолении трудных жизненных ситуаций. При неумении владеть собой и сдерживать свои негативные эмоции используются: Дыхательные упражнения («Выдыхая черное» и др.) Визуализация («Любимое место», «Зернышко») Интенсивная физическая нагрузка (бег, быстрая ходьба и т.д.) При неуверенности, скованности, зажатости в первую очередь следует использовать телесные упражнения, которые снимают мышечные зажимы, также эффективны упражнения, помогающие разобраться в самом себе («Кто я?», «Я - хороший, я - плохой», «Письмо к самому себе»).

9 слайд

Описание слайда:

Способы оказания психологической помощи При неспособности справляться с переживаниями депрессивных состояний для регуляции внутреннего состояния важно использовать не только сугубо психотехнические способы, но и просто бытовые, житейские. Индивидуальные приемы: спорт, музыка, общение, прогулки, приготовление еды, домашние животные, пение, рисование и т.д. Работа человека над собой – трудный и длительный путь. Очень важно заканчивать консультацию теплыми и энергичными словами: «Какой ты, оказывается, интересный человек!» «У тебя все будет хорошо!» «Действуй!»

10 слайд

Описание слайда:

Литература 1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 2009. 2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. –М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. - М.: Феникс, 2006. 4. Немов P. C. Психологическое консультирование. - М., 2003. 5. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии. М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. 6. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". - М.: Ижица, 2002. 7. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2001.

В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.

Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с крайне негативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальную направленность консультирования).Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти такое поведение объясняется социоэкономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди из этих семей – выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материально обеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители безработные или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах – занимаются малоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурньй уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования.

Работа психолога в такой ситуации требует от него специальных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами.

Особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей

1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах – сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).

2) Психологу необходимо смотреть на ситуацию глазами подростка.

3) При консультировании диады родитель-подросток действуют многие особенности, характерные для консультирования супружеской пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных в совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).

4) Важность анализа случая через призму индивидуального жизненного пути ребенка (учет прошлого и будущего ребенка, генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и др.). Психологические трудности в настоящем – отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования.

5) Психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной.

Этапы работы с родителями подростков

На каждом этапе консультационного процесса (подготовки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с родителями – выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей.

Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них.

Первый этап

(Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)

Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая информация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии в отношении предполагаемой консультации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать некоторые справочные сведения о специалистах, фамилия и регалии консультанта, к которому они записаны, и т.п.

Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информация в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов.

Второй этап

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.

Эффективность проведения этого сеанса во многом зависит от возможностей и навыков специалистов, ведущих прием. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение – это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение.

Особенностью консультационной работы психолога образования в такой ситуации является то, что практически одновременно с консультированием родителей он должен оценивать характер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состояния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются один на другой и порой работу с родителями, видя их состояние, приходится начинать задолго до того, как проведена углубленная диагностика иможно что-либо определенное сказать о состоянии ребенка.

Одним из важных компонентов психотерапевтической работы на этом этапе является способность к конфронтации. Консультант должен указывать родителям на непоследовательность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше – она показывает консультирующимся то, что консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь необходимо ввести такое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, если родители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет иго опасения.

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть даже в виде семейного "мифотворчества"). Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные с ними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния – реконвалесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в ее конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования.

Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные с ними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния – реконвалесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования.

Третий этап.

(Этап принятия решения)

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.

Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто может повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сделали такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие комментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии проблемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.

Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, – это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консультацию. Вмешательство консультанта в этот этап признания или вообще пропуск его в работе приводит к снижению эффективности последующих вмешательств. Часто так случается, что консультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактительности в различных учреждениях образования показала, что подобные методы и приемы коррекционной работы с родителями применимы к самым различным ситуациям консультирования родителей с детьми с различными видами отклоняющегося развития. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностями субъективного восприятия родителями своего ребенка.

Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что необходимо разработать алгоритм консультирования детей и родителей, т.к. с проблемами, связанными с особенностями подросткового возраста, сталкиваются все участники образовательного процесса. Необходимо говорить родителям о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Ведь все дети разные и по-разному переживают этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.

Программа психологического консультирования по проблемам, связанным с трудным поведением в подростковом возрасте.

Цель программы: оказание консультативной помощи подросткам с оказавшимся в трудной ситуации, помочь им осознать и научиться управлять поведением, включить в процесс консультирования всех участников учебно-воспитательного процесса, контактирующих с подростками в трудной ситуации.

Задачи программы:

Сформировать умение понимать особенности своего внутреннего мира;

Научить способам конструктивного поведения;

Помочь подростку осознать причины поведения;

Способствовать повышению контроля над своими эмоциями;

Обучить способам снятия напряжения, в том числе и в стрессовых ситуациях;

Развить навыки уважительного отношения к людям и самому себе, а также навыки конструктивного общения;

Способствовать повышению у подростков уверенности в себе.

Направления программы:

1. диагностика уровня тревожности, аддитивного поведения подростка;

2. понимание и осознание подростком наличия у себя проблемы;

3. повышение уровня уверенности в себе, самоуважения, а также уважительного отношения к другим людям;

4. обучение техникам расслабления, снятия мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек;

5. проработка причин нарушения поведения, обучение новым способам взаимодействий.

Направления работы

Психодиагностика

Опросник Басса–Дарки на определение уровня агрессии

Методика "Шкала тревожности" Филипса

Консультативная работа по проблемам поведения учащихся

По результатам диагностики:

Формирование групп для групповых консультаций. Составление плана индивидуальных консультаций.

Тренинговая программа с родителями.

Психологическое просвещение по проблемам учащихся

Круглый стол для родителей, тематика:

"Психологические особенности подростков",

Психокоррекционная работа

Консультирование родителей, (Приложение 2).

Алгоритм психологического консультирования родителей

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтический ориентированный процесс консультирования – предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В толи время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им тактики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конечном итоге – и судьбы семьи.

Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли "чайника", ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти – не маски (главное – ничего не "играть"), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности.

Вам придётся признать, что период "непререкаемого авторитета родителей" больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это – абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново "заслужить" былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ ваши действия, стратегии, статус.

Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: "ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?", "Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?". Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает Вас последовать за ним.

Не планируйте конкретного результата "воспитательного воздействия", и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это ПАРНЫЙ танец взаимоотношений (см. п. 1). Вы задумывали одно, а получилось совсем другое – радуйтесь. Ваш ребёнок избавил Вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он способствует вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.

Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если Вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы Вы будете в своём желании опробовать НОВЫЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее Вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться вашей изобретательности.

Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так и духовные, ваш подросток воспринимает очень трагично. Если Вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание. Для того чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с изрядной долей юмора. "Большое видится на расстоянии", желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка, гораздо эффективнее сыронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет немножко разрядить обстановку.

Старайтесь "фильтровать" информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали "страшилки". Поверьте, что далеко не всё, что Вы прочли, относится именно к вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и Вы увидите, что "костюмчик" не всегда приходится впору. Далеко не все "ужастики", которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с вашим ребёнком.

Вспомните о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в вашей семье. Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для Вас и вашего ребёнка, а где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление и сравнение двух точек зрения на извечный ценностный вопрос: "Что такое хорошо и что такое плохо?". Морально-нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего детства. И если, какие-то, очень значимые для вас ценностные ориентиры, оказались для ребёнка в списке чужих, не хватайтесь за голову и не "пилите". Подумайте, не как рассказать и продекларировать, а как показать и убедить в преимуществах того или иного качества или свойства. Проанализируйте, что бы могли Вы позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться.

Одно из главных стремлений подростка – стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других "маловыгодных", на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.

Подросток – не глина, да и Вы – не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру "идеального" ребёнка, воплощающую все ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него – совсем другое "идеальное – Я". Ваша цель – помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.

Подростковый период – это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий – это результат, объединяющий в себе все компоненты.

Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное выражение "не ошибается только тот, кто ничего не делает" помогает это осознать. Желательно показывать опыт "падений и взлётов" на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном "разборе его полётов".

Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро – зло, неудачник – победитель, свобода – зависимость, воля – безволие, правда – ложь и т. д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция "все через это проходят" гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция "я такой непоследовательный".

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЯ ПОДРОСТКА, СВЯЗАВШЕГОСЯ С ПЛОХОЙ КОМПАНИЕЙ

Цель: помочь родителю осознать причины, толкнувшие подростка к изменениям в поведении и смене круга общения.

1.Выявить причины смены круга общения.

2. Определить пути преодоления изменившегося поведения подростка.

Ресурсы: Время – 50 мин.

Количество клиентов: 1 человек.

Возраст: 40 лет

Ход программы:

Алгоритм консультирования

К консультанту пришла мама ученика 10 класса.

0 этап – установление контакта с клиентом на трех уровнях: биологическом, невербальном и вербальном.

Консультант: Добрый день. Давайте познакомимся. Меня зовут Надежда. Как Вам удобно, чтобы я Вас звала?

Клиент: Здравствуйте. Меня зовут Наталья.

Консультант: Наталья, вы работаете?

Клиент: Да, я работаю в школе учителем русского языка.

Консультант: Скажите пожалуйста, Наталья, Вы замужем и где работает Ваш муж?

Клиент: Да, я замужем уже 22 года. Мой муж работает на заводе

Консультант: Наталья, с какой проблемой вы ко мне пришли?

Клиент: На моего сына Артема в последнее время поступают жалобы от учителей, он прогуливает уроки, не выполняет домашние задания, связался с плохой компанией. Помогите мне, я не знаю, что мне делать.

Консультант: Что вы чувствуете и ощущаете сейчас, когда это говорите?

Клиент: переживание за сына, и хочу найти причины такого поведения. Раньше он отлично учился, занимался спортом. У нас благополучная семья.

Консультант: правильно ли я вас понимаю, что Вы не понимаете причин отрицательного поведения вашего сына?(установление интеллектуального контакта). Вы хотите помочь своему ребенку, но не знаете, как это сделать и чувствуете переживание за него?

Клиент: да Вы правы. Я переживаю за сына и понимаю, что необходимо что-то делать, но как увести его из этой компании?

Консультант: Подскажите мне: как вы себе представляете, как я Вам буду помогать? (введение клиента в состояние замешательства)

Консультант: давайте постараемся уточнить, чего вы хотите достичь в конечном итоге?

Клиент: я хочу, чтобы мой сын перестал общаться с этими ребятами, стал вновь таким, каким он был.

Консультант: Расскажите, что могло спровоцировать вашего сына на общение с этими ребятами, на прогулы уроков.

Клиент: Мой муж, также как и я, постоянно на работе. Понимаете, мы стараемся обеспечить нашему сыну материальное благополучие, хотим, чтобы он ни в чем не нуждался, поэтому очень много работаем. Я работаю на 1,5 ставки. Но Артем находится под присмотром бабушки и дедушки, моих родителей.

Консультант: скажите, раньше Ваш сын отдалялся от Вас?

Клиент: Нет. Мы постоянно с мужем и сыном выезжали на природу, гуляли вместе. У нас с сыном были доверительные отношения. А сейчас он как будто закрылся от меня.

Консультант: Каким образом он Вам показывает, что закрыт от Вас??

Клиент: Он довольно часто стал закрываться в своей комнате, уходит гулять, не отпрашиваясь у нас с мужем. На вопросы отвечает односложно или спрашивает, зачем нам нужно знать что-либо о нем.

Консультант: что вы испытываете в такие моменты?

Клиент: Мне очень жаль, что отношения с сыном стали хуже. Мне страшно, что он начнет пить или курить…

Консультант: И как давно продолжается такое поведение Вашего сына?

Клиент: Довольно давно, несколько месяцев.

Консультант: Вы пытались поговорить с Вашим сыном о его поведении? Спрашивали ли о его чувствах?

Клиент: И я и муж пытались, но он молчит и ничего не говорит, только "Идите на свою работу, без Вас разберусь"

Консультант: Как вы думаете, почему он Вам так отвечает?

Клиент: Не знаю, возможно на что-то обижен.

Консультант: Как Вы думаете, за что Ваш сын может обижаться на Вас?

Клиент: даже не представляю, ведь у него все есть: компьютер, новый телефон, одежда…...

Консультант: А как по-вашему, этого достаточно подростку для того, чтобы чувствовать себя счастливым?

Клиент: Наверное нет…

Консультант: Насколько хорошо вы знаете вашего сына? Что вы ощущаете в этом момент, какие испытываете чувства?

Клиент: … (пауза) Вы знаете, я только сейчас осознала, что мы с сыном практически не понимаем друг друга…Мне очень грустно и стыдно…

Консультант: Отчего вы испытываете чувство стыда?

Клиент: мне стыдно перед сыном, ведь мы с мужем практически не уделяем ему внимания, занятые своей работой…

Консультант: а что вы хотите сделать сейчас?

Клиент: … я хочу сейчас прийти домой, обнять Артема.

Консультант: Вы считаете это поможет?

Клиент: Я поняла, что нам необходимо делать. Я поговорю с мужем о том, что необходимо снизить время работы, нужно больше времени проводить со своим сыном.

Консультант: Что Вы чувствуете сейчас?

Клиент: Я испытываю чувство облегчения и радости.

Консультант: замечательно, что вы пришли к такому выводу. Вы рады!

Клиент: да!

Консультант: теперь, будет очень хорошо, если большую часть времени Вы и Ваш муж будете проводить с Вашим сыном, вернете к себе доверие и расположение своего ребенка.

Мне очень интересно, как будут складываться ваши семейные взаимоотношения! Если у Вас будут вопросы – звоните и мы договоримся о новой встрече!

Литература

1. Бруменская Г.В., Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Академия, 2002.

2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2000.

3. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф.Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006.

4. Психология подростка / Под. ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2004.С.96

Подростковый возраст в психологическом консультировании – один из самых сложных. Статистика подтверждает, что количе­ство случаев обращения за психологической помощью в этот период резко увеличивается, при этом резко рас­ширяется диапазон запросов родителей. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психо­логического консультирования то, что теперь сам подросток впер­вые становится клиентом – субъектом обращения в психологи­ческую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в извест­ность своих родителей.

Психическое развитие в подростковом возрасте разворачивается на фоне целого ряда противоречий или даже парадоксов:

1) подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников;

2) эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности) тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям;

3) стремление подростка показать свою независимость, делая прямо противоположное требуемому и не отдавая себе отчета в том, что тем самым на деле он показывает свою зависимость от родителей: решение не должно совпадать с решением взрослых, следовательно оно полностью не свободно;

4) романтизм идет рука об руку с цинизмом;

5) волевые устремления могут реализовываться как в «воспитании характера», так и в упрямстве и негативизме;

6) подросток стремится иметь близкого, верного друга и одновременно лихорадочно меняет друзей;

7) самооценка может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой;

8) стремление к активной деятельности и созерцательности.

Все это делает задачу описания особенностей консультирова­ния родителей детей подросткового возраста и самих подростков очень сложной.

Во-первых , возрастной психолог-консультант в своей дея­тельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста. Психологические задачи подростков – это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуаль­ной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоцио­нальной) и социальной.

Во-вторых , как подчеркивает А.Г. Лидерс, возрастной психолог-консультант в случае консультирования родителей детей любого возраста, а тем более – подростков, обязательно должен посмотреть на предъяв­ляемую ему ситуацию глазами ребенка, в данном случае – подрос­тка. Эта особенность является одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей. Эта позиция основывается на известном положении теоретической возраст­ной психологии: объективная социальная ситуация развития ре­бенка (подростка) детерминирует его психическое развитие и оп­ределяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных пере­живаниях, опосредованной его позицией в этой социальной си­туации.

Реализация этого принципа в отношении подросткового возраста – задача не из простых. Если детей до шестого класса включи­тельно родители совершенно спокойно приводили в консульта­цию, и дети полно и содержательно отвечали на вопросы психо­лога, то подростки в условиях консультирования, инициа­торами которого были родителей, чувствуют себя «не у дел». «Разговорить» такого подростка, как правило, весьма трудно, достоверность выполнения психодиагностических процедур оставляет желать лучшего. В итоге кратковременное пси­хологическое консультирование родителей подростков не дает возможности психологу надежно взглянуть на заявленные проблемы гла­зами самого ребенка. Возможный способ решения проблемы – работа в группе.

В-третьих , при консультировании диады родитель – под­росток вступают в действие многие рекомендации и особенно­сти, характерные и для консультирования супружеской пары. Вот как их описывает Ю.Е. Алешина (Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994).

Преимущества работы с парой:

Большая диагностичность беседы с супружеской парой, нагляд­ность проблем в паре;

Работа с обоими супругами позволяет уже в ходе консульти­рования непосредственно апеллировать к паттернам их отноше­ний «здесь и теперь», прямо в условиях консультации, что все­гда более убедительно, чем анализ того, что происходит за ее пределами;

Присутствие пары позволяет использовать некоторые техни­ки консультирования и психологической интервенции: – пси­ходрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр., что просто невозможно при работе с одним клиентом;

Приход пары в консультацию означает более серьезную мотива­цию на работу; предполагается, что такая работа будет более глу­бокой и длительной;

Консультирование пары облегчает клиентам обсуждение про­исходившего во время консультации: они оба были участниками консультативной работы и изменения в одном из супругов более понятны и принимаемы другим.

Трудности при работе с парой:

Вести консультативный прием сразу двух клиентов труднее, чем одного: их еще надо научить сотрудничать в консультировании, а не перебивать друг друга или не становиться в позу обиженного и пр.;

Работая с парой, необходимо всеми силами не давать клиентам повод упрекать психолога в коалиции с одним из них;

Работа с парой более уязвима: нежелание работать одного суп­руга мешает работе с парой в целом;

Работая с парой, необходимо особым образом решать проблему конфиденциальности.

В-четвертых , при консультировании родителей детей под­росткового возраста особым образом срабатывает такой принцип возрастно-психологического консультирования как анализ случая через призму целостного жизненного пути личности. При работе с родителями детей подросткового возраста часто приходится признаваться в том, что трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителя, есть за­кономерное отдаленное следствиепроблем давно минувших возра­стов его жизни.

Иллюстрацией является следующий консультативный случай. Мама обратилась с жалобой на низкую успеваемость сына 12,5 лет. Подросток плохо учится, не справляется со школьной программой. Диагностика познавательной сферы не показала никаких отклонений: развитие памяти, внимания, мышления – низкая норма. Вместе с тем, в картине личности подростка наблюдались выраженные страхи (хотя жалоб в этой связи не было), а именно – страх темноты. Дальнейший анализ структуры психических функций показал, что именно страхи влияли на все виды деятельности подростка, энергетически обкрадывая познавательные процессы и деструктивно влияя на эмоционально-мотивационную структуру личности. В результате сбора анамнеза, беседы с подростком и мамой выяснилось, что еще в детском саду мальчика напугала няня, заперев его в виде наказания в темной кладовой.

Таким образом, проблема, берущая начало в дошкольном возрасте, со всей очевидностью проявила себя в подростковом периоде развития. Эта закономерность – влияние особенностей прохождения пре­дыдущих возрастов на последующие – имеет место во всех возрастах, но именно в подростковом возрас­те это влияние становится отдаленным следствием,более трудным для восстановления в условиях консультирования. К тому же под­росток в несравненно большей степени является субъектом своего целостного жизненного пути, чем дошкольник и даже младший школьник.

Необходимость учитывать влияние отдаленного прошлого на проблемы подростка или проблемы родителей с подростком уди­вительно корреспондирует с необходимостью учитывать также и влияние отдаленного будущего на эти проблемы. Для подростка вообще характерно расширение рамок «здесь и теперь» в прошлое и в будущее. Многие конкретные техники психологического кон­сультирования подростков используют именно приемы работы с ориентировкой подростка во времени – в будущем и прошлом, в индивидуальном и родовом для подростка.

Наконец, в-пятых , отличительной особенностью психоло­гической консультативной работы с родителями подростков и самими подростками является значительно большее, чем в пре­дыдущие возрасты, внимание со стороны психолога к зарождаю­щейся сексуальности подростка. Дети младшего школьного и до­школьного возраста – не бесполые существа, но только при работе с подростками психологу-консультанту впервые приходится вести себя с ними в каждый момент времени как с нарождаю­щимся мужчиной или с нарождающейся женщиной.

Подростковый возраст интересен тем, что он находится на гра­нице между эпохой детства и эпохой взрослости, зрелости. По сути, психологически это самая важная характеристика подрост­ка: он одновременно еще ребенок, но уже и становящийся взрос­лым. Удачной представляется метафора «соизмеримости» А.Г. Лидерса (Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2002) для пси­хологической характеристики подросткового возраста.

Введение

§1 Особенности подросткового возраста

§2 Типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки

§3 Способы проведения консультирования подростков

Заключение

Список литературы


Введение

В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть, и сопровождался определенными обрядами, называемыми сегодня инициационными. Прохождение подростка через комплекс таких обрядов означало его полную социализацию с получением прав и обязанностей взрослого человека.

Во время инициаций подростки впервые сталкивались с жестким принуждением, которое имело определенный смысл. Через длительные, связанные с сильными потрясениями, обряды формировались те психические волевые качества, которые считались необходимыми для взрослого.

Кроме того, завершая первичную социализацию в столь напряженной обстановке, подросток проникался сознанием того, что нарушение ряда правил повлечет за собой суровое наказание, и принимал социальную роль взрослого человека. Таким образомЮ он впитывал социальные и духовные ценности своего общества .

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15-16 лет, что соответствует возрасту 4- 9 классов. Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка, и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, все виды его деятельности.

Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

Рассматриваемый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в развитии личности. Это эпоха активной индивидуализации, этап обостренно переживаемого стремления к самоутверждению.

Цель контрольной работы – описать способы проведения консультирования подростков.

Задачи контрольной работы:

1. Охарактеризовать особенности подросткового возраста.

2. Описать типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки.

3. Изучить способы проведения консультирования подростков.

Метод изучения – анализ научной литературы.


§1 Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам .

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне .

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды .

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста .

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте


§2 Типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Понятно, что он является только одной стороной единого процесса: разделения подростка и семьи. Другая сторона этого – отделение самой семьи от подростка.

Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя. В случае нарушения этого процесса впоследствии можно предполагать либо полное эмоциональное отстранение молодого человека, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь – чувствую вину – присоединяюсь обратно – чувствую гнев – отделяюсь и т.п. «При всей важности этого процесса нужно иметь ввиду, что он редко протекает без осложнений, поскольку семье довольно трудно отпустить ребенка». Это может происходить по разным причинам. Во многих семьях ребенок выполняет функцию смысла жизни для матери. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной, ей некого опекать, соответственно незачем жить. Помимо возможного решения через ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о ребенке могут стоять стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже. Иногда ребенок сглаживает своим присутствием проблему нарушенных взаимоотношений между родителями.

Затруднено отделение и в том случае, если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Наиболее частый вариант этого – проигрывание ребенком роли отсутствующего или плохо играющего свою роль члена семьи. Например, в семье с эмоционально отстраненным отцом мать подключает на его роль сначала старшего, а после его отделения - младшего сына. Или же в неполной семье меняются ролями дочь и мать. Соответственно мать в детской позиции отчаянно сопротивляется отделению дочери, служащей ей опорой. Причин возможного нарушения так много, что в редкой семье отделение подростка осуществляется совсем бесконфликтно.

Выделяют четыре этапа отделения подростка от семьи.

Первый этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Трудность его состоит в том, что подросток амбивалентен в своих ожиданиях в отношении родителей. Он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали.

Второй этап – когнитивная реализация отделения (трудно указать возраст, так как переход к этой стадии может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем: миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации у подростков. Длительность этой стадии определяется временем, необходимым родителям для принятия факта взросления подростка.

Третий этап – аффективные реакции на отделение. Здесь могут возникать чувства вины, гнев, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

Четвертый этап – идентификация. Взрослые уже признают за подростком право на самостоятельность, исчезает внешнее буйство и ранимость. Подросток сосредотачивается на своей индивидуализации. Здесь очень важно, чтобы подросток имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых. Таким образом, завершением интегрированного состояния завершается процесс отделения подростка от семьи .

На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Обычно в половой идентификации выделяют две линии, взаимосвязанные между собой: развитие половой роли и половой идентичности. Половую роль следует понимать как поведенческие характеристики человека, обусловленные принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции.

В этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым хотелось бы стремиться. «В особенности восприимчивы подростки к транслируемым через СМИ общественным стереотипам мужественности и женственности. Однако представления о мужественности и женственности, сформировавшиеся только на основе некритичного впитывания эталонов, транслируемых СМИ и присутствующих в общественных стереотипах, могут существенно осложнить развитие подростка» .

Проблема формирования половой идентичности – одна из важнейших линий развития подростков. На развитие половой идентичности оказывают существенное влияние социально-культурные факторы.

Прежде всего, это изменение социальной функции семьи: снижение значимости ее социально-экономической функции и повышение эмоционально-психологической, т.е. сексуальная удовлетворенность признается одним из главных факторов успешности брака и его прочности. Следствием этого является отделение сексуального поведения от репродуктивного. Становятся возможными так называемые свободные отношения, которые устанавливаются в более раннем возрасте, чем браки. Половая идентичность многих современных подростков представлена зрелыми формами сексуального поведения при недостаточно созревшем сознании.

Следующее изменение – это сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике. Информированность общества в сексуальных вопросах возрастает. Следствием этих изменений можно назвать достаточно противоречивую позицию взрослых по отношению к подростковой сексуальности: повышение терпимости к ней со стороны общества, с одной стороны, и увеличение разрыва в сексуальных установках, поведении внутри семьи, с другой .

Соответственно подростки, обладающие обширными сексуальными знаниями и фактическим разрешением со стороны общества на их применение, сталкиваются с запретительной позицией близких взрослых.

Помимо этих факторов осложнить развитие половой идентичности может чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность. Часто подростки не имеют возможности обсудить происходящие в них изменения со взрослыми или же слышат от них только устрашающую и запретительную информацию о том, что все это стыдно, вредно и т.п. От сверстников они также получают неверные сведения. Возникает возможность формирования у подростка острого чувства своей сексуальной неполноценности, которое вызывает различные защитные формы поведения: от полного избегания близости с противоположным полом до излишней грубости или неразборчивости в контактах.

Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности .

Говоря о типичных проблемах, с которыми сталкивается подросток, следует особо остановиться на проблеме их общения со сверстниками.

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.

Общение может содействовать реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижения и поддержания высокого общественного статуса.

Однако часто группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отделения от семьи эго-идентичностью, не прошедшие этапа идентификации с родителями.

Иллюзия собственной силы ощущается подростками при наличии рядом с собой более слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.

Другой вариант – это вступление в неформальные группы, т.е. стихийно образующиеся компании подростков на основе общих интересов, увлечений, подражания выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки» и т.п.) .

Большинство трудностей в общении у подростков связано с нарушениями в прохождении ими нормативного кризиса и формирования эго-идентичности. Если результатом кризиса явится формирование у подростка слабой идентичности, то он прибегнет к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками.

Чаще всего трудности в общении появляются у подростков с неуверенной идентичностью. В этом случае подросток недоволен собой в целом, может быть своей внешностью, ощущает свое отличие от сверстников. Другие кажутся ему более уверенными и привлекательными. Свое чувство неполноценности подросток иногда пытается компенсировать через конфликты с родителям, т.е. в атмосфере безопасности доказать свою полноценность.

Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

§3 Способы проведения консультирования подростков

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств.

Диагностическая беседа с подростком. Наиболее быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например, с помощью методики «Кот в сапогах».

Далее консультант вместе с психологом продумывают, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация – его собственный кот в сапогах. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.

Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком .

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка.

Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.

Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее.

Консультанту также нужно показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.

Необходимо помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности во всех основных жизненных сферах. Это возможно с использованием метода «Чужие рассказы». Консультант рассказывает или читает родителям протоколы бесед с другими подростками, имеющими «похожие трудности», предлагает взглянуть на трудности глазами этих подростков и обсудить возможные ошибки их родителей .


Заключение

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.

С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.

В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

Установление контакта с подростком;

Запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

Диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

Реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Консультирование подростков проводится с использованием методик: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.


Список литературы

1. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2004.

4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986.

5. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

7. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Подростковый возраст называют критическим (в ши­роком смысле слова). Статистика свидетельствует, что ко­личество обращений за психологической помощью, свя­занных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами (детей). Рез­ко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликт­ного характера до опасности наркомании и алкоголизма, существует и такой феномен как самоубий­ство подростков, юношей и девушек.

Этот период жизни выделяется также с точки зрения особенностей психологического консультирования благо­даря тому обстоятельству, что сам подросток впервые ста­новится клиентом: он может обратиться в психологичес­кую консультацию лично, поставив или не поставив об этом в известность своих родителей.

Консультируя подростков, возрастной психолог-кон­сультант исходит, в том числе, из психологических нор­мативных задач возраста. Они противоречивы, и это важ­но учитывать. К этим задачам обычно относят:

Отделение от родителей и обретение подлинной пси­хологической независимости.

Профессиональное самоопределение (получение про­фессии или выбор направления дальнейшего обучения).

Преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности (самоидентификация»).

Новыйвиток социализации в среде сверстников, ос­нованныйна установлении более глубоких эмоциональ­ных отношений.

Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адапта­ция к этому новому состоянию (обретение друга противо­положного пола).

Попытки осознания своего предназначения, экзис­тенциальный анализ своей судьбы.

Психологические задачи подрост­ка связаны, прежде всего, с самоопределением в трех сфе­рах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.

Центральное новообразование раннего юношеского воз­раста - это самоопределение. В качестве главного признака этого явления обычно выделяют потребность юноши (де­вушки) занять внутреннюю позицию взрослого челове­ка, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое мес­то и назначение в жизни).

Для этого возраста типичны поиск понимания в обще­нии, постоянная готовность к контактам, потребность по­лучить «подтверждение» со стороны другого.

Соответственно проблемы могут касаться:

· взаимоотношений в группе сверстников;

· взаимоотношений с лицами противоположного пола;

· взаимоотношений с родителями;

· взаимоотношений с учителями;

· вопросов осознания собственной личности;

· трудностей в учебе;


Опыт консультирования родителей и подростков пока­зывает, что если детей до 12 лет родители совершенно спокойно приводят в консультацию и они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, то подростки в ситуации консультирования, инициатива которого исхо­дит от их родителей, чувствуют себя неуютно. Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность вы­полнения ими психодиагностических процедур находится на низком уровне.

Как правило, на первичный прием приглашается роди­тель, обратившийся в консультацию по телефону. Кроме типичного анализа жалобы одного родителя (локус, само­диагноз и т.п.) важно, придет ли второй родитель, при­дет ли сам подросток, что они скажут по поводу обраще­ния.

В связи с этим возможны несколько вариантов работы:

/ вариант. Оба родителя и подросток идут на консульта­цию. Родители говорят о трудности понимания взрос­леющего ребенка. Здесь можно проводить совместное се­мейное консультирование.

В. В. Столин и А. А. Бодалев приводят следующий пример.

В консультацию обратились родители в связи с наруше­ниями в повелении 17-летнего сына (приходит домой поздно, друзья на учете в милиции, не хочет учиться, в больнице поставлен диагноз - шизофрения). Первоначальная причина обращения, объединяющая семью, - «снимите диагноз». В до­верительной атмосфере консультирования она очень быстро уступила место взаимным обвинениям в непонимании, не­уважении, неприятии... Благодаря слаженной работе двух пси­хологов, постоянно поддерживающих доброжелательную ат­мосферу, члены семьи объединились с ними в группу под лозунгом: «Ничего страшного, будем разбираться». Консуль­тантам необходимо было следить за равными эмоциональны­ми вкладами каждого из участников в общий процесс и, эмпатически слушая каждого, переводить его слова на «язык чувств» для остальных. После взаимного сведения счетов на этапе осознания семейного мифа («наш сын болен») была использована техника «семейнойскульптуры», где каждый член семьи мог и показать другим, как он видит ситуацию в семье, и увидеть ее глазами других. Использовались также психодраматические игры с обменом ролями, позволяющие по­чувствовать себя на месте другого человека и отреагировать собственные обиды. В результате работы родители смогли убе­диться в абсолютной нормальности сына. То, что раньше на­зывалось ими ненормальным - агрессия, нежелание общать­ся - оказалось обычной защитной реакцией человека подро­сткового возраста на давление родителей...

2 вариант. Подросток и родители готовы прийти, но основная проблема заключается не в их взаимоотношени­ях, а втрудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т.д.). На следующую за первой беседой встречу приглашается один подрос­ток - для консультирования и диагностики. Задачи кон­сультанта - выяснить, насколько обоснованы жалобы и, принять решение о том, какая требуется работа (на­пример, группа общения, индивидуальное консульти­рование или психотерапия). Родители могут быть при­влечены для работы в параллельной родительской груп­пе, либо консультироваться отдельно от ребенка.

3 вариант. Родитель жалуется, что не понимает ребенка.

Сообщает, что ребенок придет, но под другим пред­логом, например якобы для помощи в выборе про­фессии. То есть родителю трудно честно сказать под­ростку, зачем он должен консультироваться. Наблю­дается утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем, выясняя причины амбивалентных чувств к ребенку, уточняя характер недовольства родителя и, постепенно завоевывая доверие ребенка, переори­ентировать его на работу с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консуль­тирование, обучать основам разрешения конфликтов и т.п.

4 вариант. Родитель проецирует на ребенка только собственные проблемы (страхи и т.п.). Следовательно, не­обходима работа с родителем.

5 вариант. Полная потеря контакта и взаимного доверия.

Подросток не идет в консультацию ни под каким пред­логом. Он воспринимает как преследователей родителей и остальных взрослых (в т.ч. консультанта) тоже. Важно понять, что лежит в основе (возможно, снова речь долж­на идти, прежде всего, о проблемах самого родителя - суп­ружеской неудовлетворенности, отсутствии любви к ре­бенку, собственном самоутверждении и т.д.). Консультирование может пойти примерно по такой схе­ме:

а) клиент рассказывает об «ужасных деяниях» под­ростка» всячески его обвиняя. Консультант ему сочув­ствует;

б) наконец, высказавшись, клиент обращается за советом: «Что же делать?». Консультант может отве­тить: «Давайте посмотрим, а что вы делали?». Начина­ется этап совместного анализа поведения родителей, их целей и способов достижения воспитательного эффекта (могут быть использованы психотерапевтические при­емы: например, гештальтистский «пустой стул»);

в) на заключительном этапе происходит «вскрытие» чувств клиента, возникших во время консультирования. Через несколько встреч у клиента, как правило, наступает осознание некоторых собственных проблем, он начина­ет искать их причины. Параллельно меняются и отно­шения с подростком. Они становятсяменее импульсив­ными и жесткими.

6 вариант. Без предварительной беседы клиент приходит на прием вместе с подростком. Консультант должен быстро оценить ситуацию и выбрать тактику поведения.

В.В.Бодалев и А.А.Столин приводят 2 примера: Клиентка приводит с собой 15-летнюю дочь. Войдя в ка­бинет, психолог видит, что мать и дочь сидят рядом, на ли­цах приветливые улыбки. Консультант принимает решение беседовать вместе.

Другая мать с дочерью, также 15-летней. Видно, что де­вочка насторожена, на лице презрительно-высокомерное вы­ражение. Мать не может найти себе места, готова взорваться. Психолог просит мать подождать в коридоре и разговаривает сначала с дочерью, а потом с мамой. При этом поведение девочки резко меняется, она не ожидала теплого участия к себе и сама готова прийти еще раз (Ремшмидт, 1994).

Может быть использована парадоксальная техника «отсыла» клиента: психолог заявляет, что не намерен работать с подростком. Нередко в таких случаях у подро­стка появляется интерес к консультации.

Работая с юношами и девушками, консультанты дол­жны рассчитывать на то, чтобы такой клиент сам принял решение об обращении за помощью. Однако, например, в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. Подобное возможно и в социальной работе.

Тем не менее, если заинтересованность психолога под­линна, проявляется в тактичной, а не в принудительной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. Так как для молодого человека проблемы могут оставаться неосознаваемыми, необходимо научить­ся видеть эти проблемы, чувствовать, понимать их.

В ряде случаев консультант должен обеспечить психо­логическую поддержку, которая отсутствует или приня­ла искаженные формы в реальных жизненных отношени­ях, - психолог-консультант принимает на себя роль по­средника, содействует восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, переда­ется близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам.

Консультант может выступать и в роли тренера, спо­собствуя развитию навыков общения, приемов саморегу­ляции, самопознания. В данном возрасте также актуальна профконсультация.

В основе работы с юношами и девушками должны ле­жать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с це­лью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диа­лог, который рассматривается как важнейший фактор развития. Необходимо затем перевести его в диалог внешний.