Способы печати фотографий. Фотопечать на стекле — безграничные возможности декора Виды распечатки фотографий

Яркое изображение на
стеклянной столешнице
обеденного стола
нанесено методом фотопечати

Фотопечать на стекле - один из трендовых декоративных приемов художественного оформления стеклянных изделий и мебели. Этот способ позволяет получить красивые высокоточные полноцветные изображения.

Существуют разные способы фотопечати на стекле - прямая фотопечать, пленочная фотопечать и триплексная.

Прямая печать , когда изображение наносится непосредственно на стеклянную поверхность, производится ультрафиолетовыми (УФ) чернилами либо керамическими запекаемыми красками .

Сущность технологии УФ фотопечати заключается в переносе изображений на стекло посредством принтера, оснащенного ультрафиолетовыми лампами. Предварительно стеклянная поверхность обрабатывается особыми химическими веществами - праймерами, чтобы краска лучше проникла в материал, а рисунок был более устойчивым. Затем специальные фиксирующие фотополимерные чернила наносятся на стеклянную поверхность и подвергаются воздействию УФ-излучения для так называемой «сушки». Изображения фотографического качества, полученные таким образом, износоустойчивы и долговечны. Недостаток УФ печати - высокая стоимость по сравнению с сольвентной печатью, про которую речь пойдет чуть позже. Однако, определяющим фактором при выборе УФ печати становится качество и долговечность.

При использовании керамических красок изображение, нанесенное на широкоформатном цифровом принтере, подвергается обязательной закалке. Под действием высокой температуры краска впекается в стеклянную поверхность и становится ее частью. Изображение, полученное этим способом, устойчиво к внешним воздействиям (перепаду температур, влаге, химически агрессивной среде) и истиранию - краску, ставшую частью верхнего слоя стекла тяжело повредить. Закаленное безопасное стекло со стойким изображением фотографического качества находит широкое применение при наружном остеклении.

Прямая печать может выполняться как с лицевой стороны стекла, так и с изнаночной. Безусловно, печать с обратной стороны безопаснее для всех видов стекол и красивее для прозрачного стекла. Иногда для защиты рисунка с лицевой стороны используют ламинацию (покрывают пленкой) или покрытие лаком.

Более простой способ фотопечати - печать на пленке . Для нее используется специальный принтер и сольвентные краски, которые нанося в жидком виде на прозрачную пленку, высыхают естественным путем, а затем наклеиваются на стеклянную поверхность с обратной стороны. В этом случае применяется зеркальный метод печати. Однако, несмотря на то, что пленка располагается с изнаночной стороны изделия, при неаккуратном обращении ее можно поцарапать острым предметом, со временем края пленки могут отслаиваться от стекла или скручиваться. Иногда поверх изображения на прозрачной пленке, может наклеиваться белая матовая пленка. Например, для стеклянного фартука - прозрачные участки, которые некрасиво будут выглядеть на фоне стены, будут естественно смотреться на белом фоне.

Несмотря на выше описываемые недостатки, в этом способе фотопечати на пленке есть одно несомненное достоинство - надоевшее изображение можно менять так часто, как захочется. Однако эту работу лучше доверить профессионалам. Клеить самим, если Вы не специалист, не стоит, можно потратить время, нервы и деньги, заплаченные за пленку, а в итоге результат может разочаровать.

Сольвентная печать позволяет создавать яркие и сочные цветные образы, которые по сравнению с УФ печатью обойдутся намного дешевле. Но если не стоит вопрос об экономии, то предпочтение лучше отдать УФ печати с более лучшей цветопередачей.

Пленка с фотопечатью может использоваться при триплексовании. В этом случае высококачественная пленка с изображением помещается между двух стеклянных листов, которые склеивают между собой посредством температурной обработки и высокого давления. Полученное таким образом стеклянное изделие отличает высокая устойчивость к механическим воздействиям, перепадам температур, выцветанию и абсолютно безопасно для человека.

Фотопечать может наноситься на любые стекла - , и пр. Изображение может быть плоским, когда наносится на гладкую поверхность, и объемным, когда печатается на рельефной поверхности. Также рельеф рисунку можно придать посредством краски, выступающей над поверхностью стекла.

Метод нанесения термостойкого
изображения фотопечатью
на стекле

Выбор изображения для фотопечати чрезвычайно широк. Перенести на стекло можно любую личную фотографию или понравившийся рисунок - репродукцию известных картин, пейзаж, портрет, природные мотивы, графику, узоры, орнамент, абстракцию и многое другое. С помощью фотопечати можно создать имитацию различных природных материалов (дерево, мрамор, камень и пр.) и 3D рисунки различной сложности.

Высокое качество и четкость изображения, цветопередача, устойчивость к солнечному свету позволяют методу переноса фото на стекло сохранять актуальность при декорировании мебели и изделий из стекла. Фотопечать украшает межкомнатные двери, стеклянные перегородки, столешницы, стеклянную мебель (столы, подвесные шкафы и полки), стеклянные панели, потолки, полы, ограждения лестниц, окна. Способом фотопечати можно оформить стекло с логотипом или фирменной символикой организации для офиса. Оригинальный фартук для кухни из стекла с фотопечатью стал достойной альтернативой традиционной кафельной плитке, а водонепроницаемость стеклянных изделий с фото позволяет декорировать кухни, душевые и ванные комнаты. Фотопечать оживит и украсит любое изделие из стекла - посуду, светильники, картины, сувениры.

Давайте раз и навсегда поставим точку в спорах о том, что, де, без
фотошопа было чистое искусство, фотографии вообще не обрабатывались,
ничего с ними не делалось, а печатали их "как есть", что все дело
только в съемке, а кто не снял как следует и вздумал потом фотографию
обработать, тот не фотограф, а мошенник и трюкач. Для этого почитаем
вот такую вот статью Игоря Ильинского о холокопии и той самой
знаменитой unsharp mask (нерезкой маске), но только не в фотошопе,
а в темной комнате за увеличителем. И таких приемов там просто масса.
Некоторые из них упоминаются в статье. Это то, чем реально пользовались
и пользуются профи в лабораториях.

Получение качественного отпечатка с чёрно-белого негатива требует выполнения
целого ряда условий, основным из которых является правильный подбор фотобумаги.
Известно бытующее среди фотографов требование на зтот счёт: контрастный нега­тив
требует для печати мягкой по контрастности фотобумаги, а мягкий, наоборот,
контрастной.

Методы нерезкой маски и холокопии

В статье «Чёрно-белая печать без секретов» (ФМ № 5, 6"02) было
уточнено это требование, исключающее субъ-ективизм как при оценке контраста
негатива, так и при выборе фотобумаги для него. В статье было указано условие
(выведенное на основе сенситометрического метода как наи­более объективного),
позволяющее из большого ассортимен­та чёрно-белых фотобумаг выбрать именно ту,
которая наилуч­шим образом подходит к конкретному негативу. Таким усло­вием
является соответствие контраста негатива, численно вы­раженное интервалом его
оптических плотностей (ΔD H), кон­трасту используемой фотобумаги,
выраженному интервалом её полезных экспозиций (L ф/б). Это
соответствие, характеризую­щее правильность подбора фотобумаги к негативу,
выражает­ся известным равенством: ΔD н = L ф/б. В
статье указывалось также, как определить численное значение ΔD H
негатива и найти интервал L ф/б фотобумаги. Сенситометрический способ
подбора фотобумаги к негативу является наиболее правильным, теоретически
обоснованным и практически проверенным. В большинстве случаев он даёт хоро­шие
результаты, позволяя получить вполне качественный с техни­ческой точки зрения
отпечаток.

ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ ОТПЕЧАТОК. КАКОВ ОН?

Одним из критериев высокого технического качества снимка является позитивное
изображение, света которого имеют максимальную деталированность (например,
хорошо вос­произведена мелкая фактура светлой ткани, светлого меха и т. д.) и
переданы чистым, почти белым тоном. Глубокие тени хороше­го снимка, при наличии
деталей в них, наоборот, должны быть пе­реданы плотностями, близкими к
максимально возможному по­чернению используемой фотобумаги. Естественно, должны
быть проработаны детали и в полутонах снимка. Для иллюстрации сказанного
рассмотрим снимки, представ­ленные на фото 1а, б. Отпечаток на фото 1а можно
считать более удачным, поскольку при хорошей деталированности его градация
максимальна, она соответствует возможностям используемой фо­тобумаги, т. е. на
отпечатке есть как чистые, почти белые тона (участки кожи на лице, теле), так и
почти чёрные (ткань). От ис­пользования полной градации тонов отпечаток как бы
серебрит­ся, «звенит». Отпечаток на фото 1б имеет невысокое
качество. При нали­чии деталей в светах, тенях и полутонах он воспринимается тем
не менее серым и тусклым. Причина этого - неполное использо­вание градационных
возможностей фотобумаги, т. к. для печати была выбрана фотобумага, не
соответствующая негативу по конт­растности. Отпечаток снимка был выполнен на
мягкой фотобума­ге, у которой интервал полезных экспозиций значительно превы­шал
интервал оптических плотностей негатива. Поэтому диапазон экспозиций, сообщённый
этой фотобумаге при печати с негатива, оказался значительно меньше необходимого,
что и привело к не­полному использованию градационных возможностей фотобума­ги
и, как следствие, к невысокому качеству снимка. Для получения отпечатка,
представленного на фото 1а, усло­вие соответствия контраста негатива и
фотобумаги было выпол­нено, т. е. ΔD H = L ф/б. В
результате сообщённый фотобумаге при печати диапазон экспозиций оказался
соответствующим диапазо­ну экспозиций, при котором фотобумага позволяет получить
на отпечатке полную градацию тонов - от почти белых (света на снимке) до почти
максимально чёрных (тени). Из приведённого примера мы можем сделать очень важный
практический вывод: хороший отпечаток отличает как наличие деталей в светах,
тенях и полутонах, соответствующее нашему восприятию объекта, так и полная
градация чёрно-белых тонов используемой фотобумаги. Здесь уместно заметить, что
отпечат­ки на глянцевой фотобумаге имеют лучшую градацию тонов, чем на матовой.
Таким образом, сенситометрический способ подбора фото­бумаги к негативу даёт
хорошие результаты, позволяющие, как правило, получать вполне качественные
отпечатки.

B БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, НО НЕ ВСЕГДА...

К сожалению, довольно часто не удаётся получить хороший отпечаток и с вполне
качественного негатива. Правильный подбор фотобумаги к такому негативу, точно
найденная вы­держка при печати и тщательно проведённая химико-фотографи­ческая
обработка снимка ещё не гарантируют получение отпечат­ка, удовлетворяющего
взыскательного фотографа. Если же имеются негативы, не отвечающие необходимым
требованиям качества (например, очень контрастные или вялые, очень плотные или
прозрачные и т. д.), то с них сложно получить даже удовлетворительные снимки.
Недаром чёрно-белая фотопечать считается среди фотогра­фов не менее, а часто и
более сложной, чем фотопечать цветная. В чём причина этих сложностей и какова их
природа? Как их пре­одолеть? Ответам на эти вопросы и посвящена настоящая
статья. В ней будут рассмотрены некоторые из нетрадиционных, а пото­му не
имеющих широкого применения способов фотопечати. Они позволяют получать хорошие
отпечатки не только с не вы­зывающих каких-либо претензий негативов, но и с
негативов, по­лучение отпечатков с которых без использования специальных приёмов
печати практически невозможно. В практике съёмки достаточно часто получаются
негативы с большим общим контрастом, интервал плотностей которых
(ΔD H) порой превышает интервал полезных экспозиций
(L ф/б) Да­же самой мягкой фотобумаги. Появление подобных негативов
вы­звано такими причинами, как неправильное определение экспози­ции при съёмке,
большой интервал яркостей объектов съёмки, од­новременная химико-фотографическая
обработка всей экспони­рованной плёнки с изображением различных по контрасту
объек­тов и др. Подбор бумаги для печати с таких негативов или изменение режимов
обработки фотобумаги не всегда дают положительные результаты. Объясняется это
тем, что каждый негатив характеризуется не только величиной общего контраста,
определяемого разностью между максимальной D H max и
минимальной D H min плотностями изображения, т. е. значением
ΔD H , но и так называемым микрокон­трастом δD, т. е.
контрастом между любыми отдельными деталями негативного изображения. Поэтому при
печати, например, на мягкой фотобумаге, интер­вал полезных экспозиций которой
соответствует общему контра­сту негатива (т. е. выполняется условие:
ΔD H = L ф/б), микроконт­раст позитивного изображения
может уменьшиться по сравне­нию с микроконтрастом негатива, и отдельные
малоконтрастные детали, имеющиеся на негативе, могут вообще на отпечатке не
воспроизвестись. При печати же на контрастной фотобумаге мы получим хорошую
проработку малоконтрастных деталей негати­ва, но при этом потеряем детали в
светах или тенях позитивного изображения, поскольку в этом случае
ΔD H превышает L ф/б, а значит, не выполняется условие
соответствия друг другу двух этих параметров. Таким образом, возникает
противоречивое требование, когда для получения деталей в светах и тенях позитива
требуется более мягкая фотобумага, чем для воспроизведения участков того же
негатива, имеющего малоконтрастные детали. Разумеется, это противоречие может
возникать не только при печати с контраст­ных и высококонтрастных негативов, но
с любых других. Следовательно, основная причина трудности получения хоро­шего
отпечатка заключается не только в выборе необходимой фо­тобумаги, но и в
особенностях самого негативного изображения. Рассмотрим пример. Показанный на
фото 2а негатив имеет очень высокий контраст. Интервал его оптических плотностей
ра­вен 1, 6. Для фотопечати с этого негатива нужна мягкая фотобума­га с L = 1,
6. В то же время микроконтраст между некоторыми де­талями негатива (булыжная
мостовая, тротуар, кирпичная поверх­ность здания и др.) очень низок и не
превышает 0, 6-0, 8 (δD = 0, 6-0, 8). Поэтому если печатать на мягкой
бумаге, малоконтраст­ные участки негатива окажутся плохо проработанными (фото
2б). При печати на контрастной фотобумаге с L ф/б = 0, 7
микро­контраст позитивного изображения возрос, значительно улучши­лась
проработка малоконтрастных деталей. Однако пропали де­тали в тенях и ухудшилась
их проработка в светах, поскольку фо­тобумага в этом случае не соответствует
общему контрасту нега­тива (фото 2в). Для получения качественных отпечатков в
подобных случа­ях, а также в случаях, когда контраст негатива столь велик, что
для печати с него не существует необходимой по контрастно­сти фотобумаги,
прибегают к нетрадиционным способам фото­печати. Большинство таких способов
фотопечати позволяет умень­шить или скомпенсировать общий контраст негатива, не
влияя при этом на его микроконтраст, что позволяет использовать при печати
контрастный позитивный материал и тем самым значитель­но улучшить качество
отпечатка. Наибольшее применение имеют способы выравнивания кон­траста негатива
по принципу маскирования, основанные на уменьшении эффективного интервала
оптических плотностей не­гатива за счёт применения дополнительного поглощающего
слоя (маски), который используется вместе с оригинальным негативом. Это, прежде
всего, способ нерезкой маски, способ «мок­ рой» печати,
метод сине-жёлтого тонирования и метод фильтрации деталей проявлением (ФДП).

Используются также способы, влияющие как на изменение свойств и фотографических
характеристик используемой для пе­чати фотобумаги, так и градационных параметров
негатива. Это метод предварительной засветки фотобумаги и холоко- пия.
Два из перечисленных методов мы сейчас и рассмотрим.

СПОСОБ НЕРЕЗКОЙ МАСКИ

Этот способ является одним из наиболее распространённых нетрадиционных методов
фотопечати. Он заключается в том, что с негатива, имеющего большой общий
контраст ΔD H , изготавливается нерезкая позитивная копия (маска)
на фо­томатериале с прозрачной подложкой и с контрастом ΔD н.
Пе­ред печатью маска точно совмещается с негативом, что позволя­ет снизить его
общий контраст, т. к. при накладывании диапозити­ва-маски против прозрачных
участков негатива будут находиться плотные участки маски, а против тёмных
участков - прозрачные. Экспонирование через такой совмещённый с маской негатив
при­водит к уменьшению интервала экспозиций, сообщаемых пози­тивному материалу
при печати. Выгодно при помощи маски так уменьшить контрастность негатива, чтобы
при печати можно бы­ло взять контрастную бумагу, о преимуществах использования
ко­торой говорилось выше. Изготовление маски осуществляют путём контактной
печати с негатива на малоконтрастную и малочувствительную фотоплён­ку. Для этого
рекомендуется применять фототехническую плён­ку ФТ-10 или ФТ-11, но не
контрастнее плёнки ФТ-20. Можно применять и другие плёнки, но проявлять их надо
особенно мяг­ко. Контактную печать для получения нерезкой маски проводят через
стекло, помещённое между негативом и фотоплёнкой (рис. 1). Хорошие результаты
получаются при толщине стекла 3 мм. Если стекло тоньше, труднее совмещать
контуры негативного изображения и маски. Печатать следует при рассеянном свете
«молочной» лампы. Чем больше интервал оптических плотностей маски,
тем меньше будет общий контраст негатива при их совмещении, тем более
контрастная фотобумага понадобится для получения отпе­чатка. Интервал оптических
плотностей маски ΔD н можно опреде­лить, исходя из контраста
негатива (ΔD H) и полезного интервала экспозиций фотобумаги
(L ф/б). выбранной для печати, по следу­ющей формуле:
ΔD M = ΔD H - L ф/б.

Как правило, фотолюбитель не располагает измерительными приборами, поэтому
интервал плотностей маски можно оценить визуально. Изготовив несколько масок с
разным контрастом, можно выбрать ту, которая позволит получить отпечаток
наилуч­шего качества на имеющейся контрастной фотобумаге. Маски с разным
контрастом (интервалом плотностей) можно получить или путём изменения времени
проявления плёнки, используемой для их изготовления, или путём изменения
выдержки при кон­тактной печати через стекло. Изготовив несколько масок, можно
выбрать ту, которая поз­волит получить отпечаток наилучшего качества на
используемой фотобумаге. На фото 3 представлены контрастный негатив (а) и
нерез­кая позитивная маска с этого негатива (б). Интервал оптиче­cких плотностей
негатива (AD) равен 1, 9, что требует приме-нения для печати очень мягкой
фотобумаги, отсутствующей в ассортименте. Кроме того, печать на очень мягкой
фотобума­ге, даже при её наличии, привела бы к неизбежной потере множества
малоконтрастных деталей, имеющихся на негати­ве. Поэтому для печати решено
использовать контрастную фотобумагу с L = 0, 8, а из серии изготовленных
нерезких ма­сок была выбрана та, у которой ΔD M = 1, 1. Это
значение ин­тервала плотностей маски найдено по формуле, приведённой выше.
Использование маски позволило получить отпечаток с выров­ненным контрастом,
хорошей градацией и максимальной детали- рованностью (фото Зв), в отличие от
отпечатка, полученного на той же контрастной фотобумаге без использования
нерезкой по­зитивной маски (фото Зг).

Способ нерезкой маски достаточно трудоёмок, но он даёт, как видим, хорошее
выравнивание контраста негатива, позволяет производить печать с очень
контрастных негативов на контраст­ной фотобумаге и получать позитивное
изображение с высокой степенью деталированности.

МЕТОД ХОЛОКОПИИ

Качество позитивного изображения часто зависит от того, на­сколько велика
плотность участков негатива, соответствую­щих его светам. При обычной фотопечати
для копирования используются лишь относительно прозрачные участки негатива, где
количество серебра, образующего изображение, сравнитель­но невелико. Большие
плотности негатива, соответствующие его светам, содержат значительно больше
серебра, а, следовательно, и больше информации об объекте съёмки, т. е. больше
деталей.

Однако при обычной печати не удаётся воспроизвести всю имеющуюся информацию из
плотных участков негатива: детали в светах упорно не пропечатываются. Это
происходит потому, что одни зёрна проявленного серебра экранируют во время
печати другие, более мелкие, содержащие информацию о мельчайших деталях объекта.
Высокие плотности светов характерны для высококонтраст­ных негативов с большим
значением ΔD н, когда трудно извлекае­мая информация содержится в
верхней части характеристической кривой негативного материала (рис. 2). На
рисунке характеристи­ческой кривой штриховой линией показан участок негативного
изображения, детали которого обычной печатью извлечь не уда­ётся. Для того чтобы
изменить положение характеристической кривой, нужно увеличить прозрачность
негатива на участках, име­ющих большую плотность и находящихся в верхней части
кри­вой. Метод холокопии (от греч. holos - совершенный) позволяет это сделать.
Он даёт возможность выполнить не только качест­венную печать с контрастных
негативов, но и значительно умень­шить зернистость негатива и получить очень
деталированное, с большим числом полутонов позитивное изображение. Он на­столько
улучшает передачу деталей на отпечатке, что малофор­матный негатив практически
делается равноценным негативу бо­лее крупного формата. Технология обработки
методом холокопии состоит в следу­ющем. Высококонтрастный негатив с участками
большой плотно­сти обрабатывают в отбеливающем растворе такого состава:

Длительность отбеливания до полного исчезновения тёмных пятен в наиболее плотных
участках негативного изображения со­ставляет 4-10 мин. Наблюдать за ходом
процесса необходимо со стороны основы. Затем негатив промывают и сушат.
Фотопечать производят с отбелённого негатива обычным способом. Отбелённый
негатив, в котором металлическое серебро пере­ведено в хлорид (AgCI), имеет
повышенную прозрачность. Поэто­му при печати свет пройдёт через все
микрокристаллики хлорида серебра, отчего на позитиве будет передано значительно
больше деталей, чем при печати с обычного чёрно-белого негатива. Кро­ме того,
кристалл хлористого серебра более компактен и занима­ет меньшую площадь, чем
исходные частицы металлического се­ребра. Это позволяет получить более
мелкозернистое изображе­ние, чем с неотбеленного негатива. При необходимости
отбелённый негатив можно восстано­вить вновь, проявив его на свету в любом
мелкозернистом прояви­теле. Практическое использование рассматриваемого метода
про­иллюстрировано на фото 4. Фото 4а выполнено с оригинального негатива на
особо контрастной фотобумаге с выдержкой по те­ням (прозрачным участкам)
негатива. Детали и фактура в тенях по­зитивного изображения получились очень
хорошо проработан­ными и нормальными по плотности, тогда как света оказались
сильно недоэкспонированными с потерей деталей и качества. Фото 4б напечатано по
светам (самым плотным участкам) не­гатива. При этом света на отпечатке
получились всё равно недос­таточно проработанными, с плохо выраженной фактурой
из-за их высокой плотности на негативе. В светах изображения появилось зерно.
Тени на отпечатке из-за большой передержки почти не де-талированы. Отпечаток,
представленный на фото 4в, получен с холокопи-рованного негатива (фото 4г). Для
печати использовалась та же особо контрастная фотобумага, что и для двух
предыдущих сним­ков, но качество полученного отпечатка намного выше. Как све­та,
так и тени на отпечатке хорошо проработаны и деталированы. Чётко выявлена
фактура кожи модели. Зерно, в отличие от преды­дущего снимка, практически
отсутствует. Метод холокопии может с успехом применяться при печати не только с
контрастных негативов, но и с негативов нормальной контрастности, имеющих
участки с большой плотностью. Высо­кокачественный отпечаток на контрастной
фотобумаге получает­ся почти всегда.

РЕЗЮМЕ

Умелое использование предложенных нетрадиционных спо­собов фотопечати позволяет
квалифицированному фотогра­фу, уже прошедшему начальные этапы овладения
искусством черно-белой фотографии, получать снимки технически ещё более
совершенные, а значит, и оказывающие на зрителя более сильное эмоциональное
воздействие. В дальнейшем предполагается рассмотреть и другие из упо­мянутых
методов нетрадиционной фотопечати. Фото автора.

Все больше людей при отделке потолка отдают предпочтение натяжным конструкциям. У них есть множество преимуществ. Прежде всего, натяжные потолки имеют богатую цветовую гамму. У них может быть разная фактура. Однако особое внимание привлекают натяжные потолки с фотопечатью.

Применение в интерьере

Все реже потолки жилых помещений отделывают белыми материалами. Все чаще вместо обычных обоев, красок, побелки и потолочных плит используют тканевые полотна, на которые нанесено изображение. Такой способ отделки позволяет дизайнерам дополнить стилистику помещения, придать необходимый акцент в дизайне.

Для фотопечати, в принципе, подходят любые изображения. Однако наиболее эффектно будут смотреться наброски с высоким разрешением. Иногда в продаже можно найти полотна, на которые уже нанесен рисунок. Однако в таком случае продавец должен хорошо разбираться во вкусах потребителей. Поэтому чаще всего покупатели заказывают печать индивидуально.


Стоит отметить, что раскрашивание пленочного или тканевого покрытия не сокращает срок его службы. Сами же краски со временем не тускнеют, следовательно, изображение не утратит своей четкости и яркости, оно всегда будет привлекать внимание.

О видах фотопечати

Существуют разные виды фотопечати. Это и односложная печать, и 3D-печать. Разберемся более подробно, чем они отличаются.

Односложная стандартная печать подразумевает, рисунок будет распечатываться на одном слое полотна. В таком случае изображение получится двухмерным. То, насколько качественной будет передача цвета, зависит от выбранного вида красок, от оборудования и материала. Цвет последнего должен быть либо белым, либо молочным. Однако базовый цвет может быть любой, если речь идет об однотонном орнаменте.


3D-печать выполняется двумя методами. Первый метод подразумевает, что рисунок трехмерного типа будет создавать из нескольких слоев фотопленки. В данном случае подразумевается:

  1. Использование одного слоя полотна.
  2. Рисунок подбирается так, чтобы он выглядел трехмерным.
  3. Изображение можно наносить на любую поверхность. Фактура в данном случае не имеет значения.

Второй метод подразумевает применение нескольких слоев пленки. В этом случае:

  1. Используется несколько слоев прозрачной пленки.
  2. На каждом из слоев отпечатывается отдельный фрагмент изображения.
  3. Уровень потолка при этом значительно снижается из-за того, что монтируется сразу несколько полотен.


То, как визуально будет восприниматься изображение, зависит от качества рисунка. При сравнении этих двух способов становится понятно, что у второго способа имеются очевидные преимущества. Ведь он гарантирует, что изображение получится более глубоким и реалистичным.

Об оборудовании

Для выполнения фотопечати на полотне натяжного потолка применяют следующее оборудование:

  1. Рулонные принтеры.
  2. Планшетные плоттеры.

Первый вид оборудования удобен тем, что с его помощью можно наносить рисунок на рулонное полотно. Такой аппарат без проблем справится с материалом, ширина которого равняется пяти метрам.


В планшетных плоттерах полотно фиксируется все целиком. Размер полотна на таком оборудовании получается намного меньше, чем при использовании первого вида оборудования.

Что касается краски, то в отдельных видах рулонных принтеров используют красящие составы с содержанием сольвента. Конечно, такие краски отличаются яркостью и качеством. Однако они больше подходят для наружного декорирования. Проблема заключается в том, что в составе таких красок имеются вредные вещества, которые будут выделяться в процессе эксплуатации. Кроме того, они могут иметь неприятный запах.

Для фотопечати лучше использовать экосольвентные краски. Они стоят дороже, но дают более качественный результат, так как содержат более мелкие пигментные частички. Красящие составы такого рода являются экологически безопасными, поэтому они не будут оказывать вредного воздействия на организм человека. Однако наличие качественной вентиляции все же является обязательным.


Но наиболее подходящими для оформления натяжных потолков в жилом помещении являются УФ-чернила. Такие краски абсолютно нетоксичны и позволяют создавать изображения в самом высоком разрешении. Когда изображение будет нанесено на полотно, то его сушат под ультрафиолетовыми лучами. Для полного высыхания потребуется совсем немного времени. Отсюда следует, что сроки изготовления оригинального полотна тоже небольшие. УФ-чернила проникают в основной материал не слишком глубоко, поэтому и цветопередача получается максимально точной.

О подборе рисунка

Есть несколько советов, о которых следует помнить при выборе рисунка для декорирования натяжных потолков.

  1. Если интерьер помещения классический, то в качестве изображения лучше использовать фрески.
  2. Для отделки натяжных потолков в зале или в ванной комнате больше подходят витражные изображения.
  3. А вот изображение неба и облаков является универсальным.
  4. Изображения космоса или ночного неба придадут помещению шарма и таинственности.
  5. Для оформления потолка в детской комнате лучше использовать рисунки с бабочками, цветами, мультипликационными героями и так далее.

Если потолок невысокий, то он должен быть светлее стен. Если же необходимо разделить помещение на функциональные зоны, то разумнее будет создать двухуровневый натяжной потолок с разным цветовым оформлением.


Если площадь потолка небольшая, то лучше, чтобы изображение имело единичные объекты. Тогда натяжной потолок не будет утяжелять пространство. Для создания эффекта воздушности и визуально увеличить объем помещения разумнее будет использовать прозрачное полотно.

Чтобы изображение смотрелось гармонично, нужно предварительно создать схематические варианты и выбрать наиболее подходящий из них:

  1. На всю поверхность – полная заливка.
  2. По периметру полотна – изображение отдельных орнаментов.
  3. Произвольное изображение.
  4. По центру полотна.
  5. В одном углу или же в нескольких углах.

В большинстве случаев, чтобы интерьер полностью преобразился, будет достаточно одного орнамента, расположенного в одном углу. Стоит учесть, что стоимость печати напрямую зависит от площади заливки. Чем меньше площадь, тем ниже цена.

Выбор материала

Установить натяжной потолок с фотопечатью можно практически в любом помещении. Самое главное – это правильно подобрать материал, из которого будет изготовлено покрытие. Кроме того, необходимо учитывать не только сам материал, но и то, какую поверхность он будет иметь. От фактуры покрытия будет зависеть то, насколько хорошо будет выглядеть готовая иллюстрация.


Если покрытие глянцевое, то изображение будет выглядеть красиво только в случае правильной организации освещения и подсветки. Под определенным углом отдельные участки пленки могут остаться вне поля зрения. Все потому, что глянцевым поверхностям свойственно отображать свет.

Самые яркие и реалистичные изображения получаются на сатиновых полотнах. Но такой материал тоже может отражать свет. Из-за этого цвета могут немного искажаться.

Идеально подходят для фотопечати матовые покрытия. Они прекрасно подчеркивают фактуру изображений. В результате картинка получается предельно четкой.

Подготовка макета

Когда изображение выбрано, его подготавливают. Делается это с помощью компьютера. Изображение загружают в специальную программу, с помощью которой создается макет. Далее по готовому макету выполняется пробная печать отдельного элемента в натуральную величину. Материал при этом используется тот, из которого будет создаваться натяжная конструкция.


Это необходимо для того, чтобы проверить качество цветопередачи и четкости рисунка. Если контур изображения не четкий, то лучше выбрать другое фото с большим разрешением. Тусклые краски свидетельствуют о том, что изображение слишком растянуто. Чтобы исправить это, можно немного уменьшить масштаб рисунка.

О печати и организации дополнительной подсветки

Итак, рисунок подогнан. Теперь готовый макет в электронном формате отправляют на печатающее устройство. Когда процесс нанесения красок будет завершен, готовое изделие сушат, а после раскраивают и упаковывают для дальнейшей перевозки.

Чтобы фотопечать выглядела более эффектно, ее можно дополнить особым освещением. Подсветку можно установить по периметру, тогда меньше всего будет освещена центральная часть потолка. Для акцентирования отдельного элемента подсветку располагают там, где это нужно. Внутренняя подсветка сделает рисунок более глубоким и объемным. Особенно, если это 3D-печати. Можно также скомбинировать разные виды подсветки. Такой способ позволит создать необычную и красивую атмосферу.

Этапы создания фотопечати

Любой процесс делится на технологические этапы. Натяжные потолки тоже не стали исключением. Начинается все с подбора подходящего рисунка и создания схемы. Далее подготавливается макет, после чего выполняется сама печать по выбранной технологии. Готовое полотно тщательно просушивается, но давайте разберемся более подробно.


  1. Первым делом изготавливается полотно. Здесь нет никаких отличий от обычного процесса создания полотна для натяжного потолка. Разница кроется только в том, что полотно подгоняется по размерам.
  2. Следующий этап – это перенос выбранного рисунка на подготовленное полотно. В этом случае печатается не все изображение, а только небольшой его элемент или уменьшенная копия. Выше уже упоминалось, что это требуется для того, чтобы определиться с тем, как напечатанные цвета будут выглядеть в итоге. Если имеются недостатки, то придется вносить коррективы.
  3. Подготовленный и одобренный макет с внесенными коррективами отправляют на оборудование, которое будет выполнять фотопечать. Под оборудованием подразумевается большой агрегат, очень напоминающий струйный принтер больших размеров. Процесс печати на полотне натяжного потолка выполняется довольно быстро.
  4. Когда процесс печати будет завершен, полотно отправляют сушиться. Сколько это займет времени, зависит от яркости красок изображения.
  5. На последнем этапе полотно с узором выкраивается по заданным размерам.

Когда процесс будет окончен, по краям заготовки крепятся так называемые гарпуны. Именно за них будет натягиваться и фиксироваться пленочное или тканевое полотно.

Видео. Монтаж натяжного потолка | Подробная инструкция


Конверты с напечатанными фотографиям.

Цифровая фотография позволяет просматривать результаты съемки прямо на компьютере, поэтому сегодня мы печатаем значительно реже, нежели в пленочные времена. Однако именно благодаря «эксклюзивности» задачи растут и требования к качеству твердых копий: потратив время на отбор и обработку лучших снимков, мы ожидаем увидеть на бумаге не менее качественный результат. Но как добиться максимального совпадения нашего изображения на мониторе и фотобумаге? При подготовке файлов к печати у многих (даже опытных) фотографов возникают вопросы, на самые распространенные я и постараюсь дать ответ.

  • Что такое минилабы?
  • Как управлять резкостью на отпечатке?
  • Какую бумагу выбрать - матовую или глянцевую?
  • Как сделать так, чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?
  • Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?
  • Как узнать параметры цветокоррекции, которую внес оператор при печати?
  • Можно ли напечатать настоящее ч/б?

Какие существуют способы печати фотографий?

Наиболее распространенные на сегодняшний день технологии:
* фотопечать в химическом процессе;
* струйная печать.

В первом случае картинка проецируется в темноте на фотобумагу; далее отпечаток поступает в химический
процесс - проявка, отбелка, фиксаж, промывка. Все как в старые добрые времена, вплоть до сушки. Только глянцевателей теперь нет, а отражающие свойства поверхностей реализованы в самих материалах - это матовая, глянцевая, тисненая бумага, а также бумага с металлизированным покрытием (metallic), пленка на просвет (duratrans) и др.

Во втором случае картинка формируется краской. Список материалов струйной печати огромен: это не только обычная бумага, но и холст, джинса, сетчатые ткани, прозрачные и металлические пленки, виниловые баннеры, акварельные бумаги и многие другие материалы, вплоть до экзотических.

Оба способа печати представляют большой интерес для фотографирующей аудитории. Каждая из технологий обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками. Обычно при сравнении рассматривают такие параметры, как формат печати, спектр материалов, себестоимость отпечатка, его износостойкость, скорость печати, оперативность вывода, цветовой охват, стоимость оборудования, требования к площадям и условиям эксплуатации, стабильность параметров печати, возможности тиражирования, последующей финишной обработки (покрытия лаком, ламинирования, накатки на основу) и т. д. Сложно назвать струйную печать и фотопечать конкурирующими технологиями. Для разных задач используются разные возможности.

По экспертным оценкам, доля химической фотопечати на сегодняшний день составляет 85-90% от общего объема фотоотпечатков, появляющихся на бумаге. Например, PMA (Photo Marketing Association) в отчете за 2005 г. приводит цифру 90%, а мнения участников российского рынка, согласно исследованиям The Boston Consalting Group, проведенным в сентябре 2007-го, склоняются к 85-95%. Остальные отпечатки приходятся в основном на домашнюю струйную печать. В рамках этой статьи речь пойдет о самом распространенном способе печати - химической фотопечати. Хотя большинство рассмотренных вопросов вполне применимы и для струйной, а также для других способов печати.

Что такое минилабы?

В современных фотолабораториях основная масса фотографий печатается на специальных машинах, которые называют минилабами. Это оборудование ориентировано на печать малых и средних форматов - как правило,
от 10 х 15 до 30 х 90 см включительно. Особенность минилабов заключается в оптимизации процессов под массовую фотопечать типовых (не произвольных) форматов. С помощью специальной лазерной или светодиодной головки изображение из графического RGB-файла экспонируется на фотобумагу со светочувствительной эмульсией, далее отпечаток попадает в классический «мокрый» процесс. Современные минилабы в совокупности с технологиями работы по локальной сети позволяют печатать 1000-1800 цифровых отпечатков 10 х 15 в час и более. При печати с фотопленки негатив или слайд сканируется специальным встроенным сканером, далее работа с картинкой строится так же, как с обычным файлом. В небольших лабораториях, где остановка производства не слишком критична для бизнеса, обычно имеется одна машина. В средних же и крупных лабораториях редко установлено меньше 2-3 высокопроизводительных минилабов.

За последние несколько лет рынок производителей минилабов сузился до двух гигантов - компаний Noritsu и Fuji.
По неофициальным данным, в это время предпринимались попытки к объединению соответствующих подразделений в единую корпорацию, однако Антимонопольный комитет Японии этого не допустил. В результате сегодня обе компании производят практически одинаковые минилабы, но под разными логотипами. Все остальные производители минилабов прекратили свою деятельность. С недавних пор на рынке стали появляться китайские производители, в частности Sophia. Несмотря на то, что их минилабы фактически копируют Noritsu, качество этих машин оставляет желать лучшего, поэтому используются такие машины в основном в лабораториях без каких-либо значимых требований к качеству печати. Судя по всему, доля подобных машин в мире пока несущественна.

Кроме минилабов существуют печатные машины для больших форматов. Лидером «большого формата» в наше время является итальянский производитель Durst. В целом технологии печати на этих машинах такие же, как на минилабах. Основные различия заключаются в возможных форматах печати, разрешении и цветовом охвате, который, как правило, несколько выше для больших машин. Если минилабы ориентированы на типовые форматы, то машины большого формата позволяют печатать произвольные размеры в пределах максимально возможного.

В каком максимальном размере можно напечатать файл?

Перед тем как отправить фотографии на печать , многие фотографы начинают искать в Интернете таблицы соответствия мегапикселей матрицы и возможных размеров печати. Такие таблицы действительно существуют, но важно понимать, что они условны. Дело в том, что восприятие изображения напрямую зависит от условий просмотра и, в частности, от расстояния, с которого мы будем смотреть на картинку. Вспомните уличные билборды на стенах девятиэтажных домов: если подойти к ним вплотную, мы увидим зерно или пиксели размером с лошадиную голову. Более того, мы не увидим ничего, кроме нескольких подобных пятен. Но предназначено ли такое изображение для того, чтобы вплотную водить перед ним носом? Конечно, нет. А сможем ли мы в принципе подобраться так близко? Вряд ли. Поэтому, прежде чем приступить к составлению таблицы размеров, намотаем на ус: она может нам помочь лишь сориентироваться для условий просмотра с близкого расстояния. С близкого, потому как только в этом случае мы можем оценить оптическое разрешение печати. Чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы будем на него смотреть, поэтому с ростом формата уменьшается значимость разрешения печати для восприятия глазом.

Примерная таблица размеров печати

* Практика показывает, что в случае химической фотопечати благодаря оптическим свойствам эмульсии фотобумаги достаточным разрешением для качественной печати является 200 dpi. Исходя из такого разрешения просчитана приведенная таблица. Напоминаю, что чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы на него
смотрим - соответственно, тем меньше может быть оптическое разрешение печати.

На практике разрешения печати, например, для уличных билбордов, порой достигают 20-30 dpi и ниже. А свои фотографии с 8-мегапиксельной камеры мне не раз доводилось печатать в формате 76 х 112 см. Если рассматривать такую картинку в упор, то эффект пикселизации будет заметен. Если же смотреть на нее в нормальных условиях (с расстояния двойной диагонали изображения), то сложно даже заподозрить, что разрешение печати чуть больше 100 dpi.

В чем разница между 10 х 15 и 11 х 15?

Изначально форматы печати рассчитывались под наиболее распространенные форматы кадров. На рассвете пленочной эры большинство любительских камер снимало на пленку 135-го типа в формате кадра 24 х 36 мм. Соотношение сторон такого кадра 2:3 - именно под него создавались форматы печати 10 х 15, 20 х 30, 30 х 45 и др.

С появлением цифровых фотоаппаратов производители стали ориентироваться на формат компьютерных мониторов, который в большинстве случаев близок к соотношению сторон 3:4. На сегодняшний день распространены камеры обоих типов: * с соотношением сторон кадра 2:3 (как правило, малоформатные зеркальные камеры);
* с соотношением сторон кадра 3:4 (как правило, малоформатные любительские камеры).

Если напечатать кадр 3:4 в формате 10 х 15, то значительная часть изображения либо останется за пределами печати, либо на снимке образуются широкие белые поля (в зависимости от режима печати). Чтобы устранить это недоразумение, фотолаборатории стали активно предлагать клиентам новый формат печати - 11 х 15, соотношение сторон которого близко к 3:4. Сегодня он уже стал стандартным - под него изготавливают фотоальбомы, рамки, конверты, коробки, различные аксессуары.

Если вы печатаете фотографии без предварительного кадрирования, то для выбора наиболее оптимальных форматов печати необходимо выяснить (рассчитать) соотношение сторон кадра в вашей камере.

Ниже приводятся некоторые распространенные форматы печати в привязке к соотношениям сторон кадра:

Соотношение сторон кадра 2:3 Соотношение сторон кадра 3:4
10 х 15 см 11 х 15 см
15 х 20 см 15 х 22 см
30 х 45 см 30 х 40 см

Кадр в обрез или целиком - как задать режим печати?

Так как в общем виде любой файл имеет произвольные размеры (произвольные соотношения сторон), то при его печати в любом стандартном формате всегда встает вопрос, как кадрировать. Математически существует только три варианта размещения картинки на итоговом отпечатке. В программном обеспечении минилабов соответствующие режимы печати обозначены следующим образом: * overall (кадр целиком);
* cut (кадр в обрез); * real size (реальный размер).

Печать фотографического изображения - экспонирование фонографического слоя позитивного фотоматериала через негативное изображение, в результате чего в нем образуется скрытое позитивное изображение объекта съемки.

Печать фотографического изображения может осуществляться контактным или проекционным способами.

Контактная печать. При контактной печати негатив приводят в соприкосновение с поверхностью фотографического слоя позитивного фотоматериала. Для этого пользуются копировальной рамкой или копировальным станком.

Копировальная рамка состоит из деревянной или металлической рамки с пазами, рассчитанной на контактное помещение в нее негатива и фотобумаги, которые закрепляются двумя поперечными пружинами. Внутренняя плоскость крышки оклеена мягкой тканью или пористой резиной, обеспечивающей хороший прижим фотобумаги негативу.

Копировальный станок состоит из светонепроницаемого ящика, на дне которого размещены красная лампа и одна или несколько белых ламп, В верхней части станка укреплена копировальная рамка с прозрачным стеклом, к которому вплотную приделана крышка, прижимающая фотобумагу к негативу. Для равномерного освещения копировальной рамы между ней и лампами установлено матовое стекло.

Проекционная печать. Негативное изображение с помощью объектива проецируют на эмульсионный слой позитивного фотоматериала. Этот способ позволяет изменять масштаб печатаемого изображения, регулировать градацию тонов, сочетать несколько изображений в одно, трансформировать изображение.

Для проекционной печати применяют специальный прибор - фотоувеличитель (рис. VI. 1). Проекционная часть фотоувеличителя перемещается по штанге для изменения расстояния между объективом и экраном, что позволяет устанавливать необходимые размеры фотоотпечатка. Фотоувеличитель имеет различные приспособления, которые обеспечивают стабильность освещения, определяют и отсчитывают выдержки для печати и т. д.

Фотоувеличители выпускают по размерам кадра: малоформатные - 24×36 мм, среднеформатные - 6×9 см и крупноформатные - 9×12 см и больше.

Существуют универсальные фотоувеличители, рассчитанные на негативы разного формата. В этом случае приборы имеют несколько объективов с разными фокусными расстояниями и иногда несколько конденсоров разного диаметра. В ряде приборов есть щелевое устройство, облегчающее наводку объектива на резкость. Помимо фотоувеличителей с ручной наводкой изготовляют приборы с автоматической установкой резкости.

Печать черно-белого изображения. Чтобы получить качественный позитив, в зависимости от свойств негатива подбирают фотобумагу по контрастности и цветовому тону, определяют выдержку и выбирают формат изображения.

При подборе к негативу фотобумаги по контрастности следует руководствоваться табл. VI. 1.

Выбор фотобумаги зависит и от художественного замысла, чтобы придать позитиву необходимый тон и рисунок. Например, для портрета применяют структурную фотобумагу с коричневым тоном изображения, для пейзажа - глянцевую с оливково-зеленоватой окраской и т. д.

Оптимальную выдержку для печати лучше всего определять по ступенчатой пробе сюжетно важной части изображения (рис. VI.2). Выбирая экспозицию, следует создать такую освещенность фотобумаги, при которой выдержка будет длиться 5 - 8 с. Это удобно для отсчета. Если изображение требует внутрикадровой регулировки экспозиции, ее также следует определять по дополнительной ступенчатой пробе. Внутрикадровую регулировку экспозиции при печати позитива осуществляют с помощью масок.

Ступенчатая проба и позитив должны быть обработаны в растворах совершенно одинаково.

При проекционной печати одновременно с наводкой объектива на резкость с помощью изменения расстояния между объективом и экраном и кадрирующей рамки выбирают формат кадра.

Печать цветного изображения. Кроме операций, выполняемых при печати черно-белого изображения, при печати цветного изображения с помощью корректирующих светофильтров производят исправление цвета - цветокорректировку .

Искажение цвета вызывается неправильным балансом эмульсионных слоев негативного или позитивного фотоматериала, неточностью спектрального Состава света при съемке или печати, режимов обработки фотоматериалов.

Корректирующие светофильтры помещают на пути печатающего света для регулирования его спектрального состава. Корректирующий светофильтр - окрашенная желатиновая пленка, помещенная между двумя стеклами, или отдельная пленка в виде небольшого квадрата. Корректирующие светофильтры бывают трех цветов: желтого, пурпурного и голубого. Комплектуют их по 33 или по 60 штук. На каждом из 11 или 20 светофильтров, одного цвета указана плотность в условных процентах. Первые две цифры показывают плотность желтого светофильтра, вторые - пурпурного, третьи - голубого. Например: 05 00 00 - желтый 5%-ный, 002000 - пурпурный 20%-ный, 00 00 40 - голубой 40%-ный. Три разных по цвету светофильтра, имеющие одинаковые условные проценты, при печати увеличивают лишь выдержку, не изменяя цветовой баланс позитивного фотоматериала. Размеры светофильтров: 6×6; 13×13 см и др.

До подбора корректирующих светофильтров с негатива изготовляют ступенчатую пробу на цветной фотобумаге, по которой устанавливают выдержку для печати позитива. Затем подбирают корректирующие светофильтры, руководствуясь правилом, что их цвет должен совпадать с избыточным (вредным) цветом на ступенчатой пробе. Чем больше избыточного цвета в изображении, тем плотнее должен быть корректирующий светофильтр того же цвета (табл. VI.2).

Корректирующие светофильтры, поглощая часть печатающего света, уменьшают экспозицию фотобумаги. Чтобы выдержка была правильной, ее увеличивают; для желтых светофильтров плотностью 30 и 40% - на 5% плотностью 50% и выше - на 10%; для пурпурных и голубых светофильтров на каждые 10% цветной плотности выдержку увеличивают на 10%. Для компенсации поглощения света корректирующими светофильтрами при установке каждого из них в фотоувеличитель выдержку увеличивают еще на 10%. Более точно рассчитать выдержку для печати позитива с корректирующими светофильтрами можно по табл. VI.3, составленной по правилам сложных процентов.

Например, первоначальная выдержка была 10 с; для второй печати установлены светофильтры 00 40 50; сумма процентов светофильтров: 40%+50%=90%; поправка: 10%+10%=20%; общая сумма процентов: 90%+20%=110%. Для печати с корректирующими светофильтрами надо найти в левой вертикальной графе число 110, а в горизонтальной - 10. На пересечении вертикальной и горизонтальной граф окажется число 28,5 - выдержка, при которой следует печатать позитив.

Для более быстрой и точной цветокорректировки применяют мозаичные светофильтры (рис. VI.3), представляющие собой набор окрашенных маленьких квадратиков-пленок, заклеенных между двумя стеклами. Мозаичные светофильтры изготовляют в комплектах: желто-голубые, желто-пурпурные и пурпурно-голубые. Каждый из них имеет 25 клеток. Верхняя левая клетка бесцветная, вправо от нее находятся клетки с последовательно возрастающей плотностью (например, желтого цвета), а вниз от нее - клетки с возрастающей плотностью пурпурного цвета. Все остальные клетки содержат пленки двух цветов (желтого и пурпурного) в различных комбинациях по плотности.

Используемые пленки в мозаичном светофильтре отличаются друг от друга по плотности на 25%. Бесцветная клетка желто-пурпурного мозаичного светофильтра обозначается 00 00 00, следующая по вертикали - 25 00 00, затем - 50 00 00, 75 00 00, 99 00 00 и т. д.

Так же построены мозаичные светофильтры других цветных комбинаций. Печатая пробные позитивы с цветного негатива под мозаичными светофильтрами, выбирают такие изображения, которые наиболее правдоподобно воспроизводят объект съемки. Первоначально по ступенчатой пробе определяют, какой из мозаичных светофильтров необходим для цветокорректировки. Если в ступенчатой пробе преобладает пурпурный цвет, то используют мозаичный светофильтр, имеющий пурпурный светофильтр (табл. VI.4).

Мозаичный светофильтр помещают на светочувствительный слой цветной фотобумаги так, чтобы он прикрывал сюжетно важную часть изображения, и производят печать пробы. По обработанной цветопробе подбирают корректирующие светофильтры для окончательной печати позитива, руководствуясь табл. VI.2.

Светофильтры в мозаиках по плотности должны совпадать с корректирующими светофильтрами, применяемыми во время печати позитивов.

Режимы печати, обработка цветопроб и позитивов должны быть строго одинаковыми.

С цветного диапозитива можно сделать контактным или проекционным способом позитив на цветной обращаемой фотобумаге. Техника печати ступенчатых проб, цветопроб и позитивов аналогична предыдущему процессу.

Цвет корректирующего светофильтра должен быть дополнительным к цвету пробы. Обычно цветопробу рассматривают через разные корректирующие светофильтры. Тот светофильтр (или комбинация светофильтров), при котором обеспечивается наиболее точная передача нейтрально-серых деталей, является оптимальным. При подборе корректирующих светофильтров нельзя ориентироваться по ярким насыщенным цветным деталям и считать, что выбранный светофильтр меньше влияет на яркие детали, чем на темные, по сравнению с визуальным восприятием. Корректирующие светофильтры следует подбирать по табл. VI.5.

При избыточной выдержке при печати изображения на обращаемую фотобумагу позитив будет малой плотности, а при недостаточной выдержке - повышенной плотности.

Оценку цветных позитивов на обычной и обращаемой фотобумагах следует производить при хорошей освещенности, лучше всего при дневном свете. Это правило нужно соблюдать и при подборе корректирующих светофильтров для печати позитивов.