Как поставить недвижимость на кадастровый учет. Этапы и список необходимых документов для постановки на кадастровый учет земельных участков Документы для гку подготовлены

Чтобы свободно распоряжаться недвижимым имуществом, владельцам квартир, частных домов, земельных участков и прочих объектов недвижимости необходимо зарегистрировать свою собственность в специализированных государственных органах.

Своевременная постановка на государственный кадастровый учёт нужна для того, чтобы впоследствии не возникали проблемы при осуществлении различных сделок с недвижимостью (сдача в аренду, продажа, дарение, обмен, наследование и пр.).

Кто может инициировать постановку на кадастровый учёт

Помимо собственников любого сооружения, даннаяпроцедура может проводиться разными заинтересованными лицами. К таким субъектам относятся:

  • наследники;
  • арендаторы, снимающие помещение дольше пяти лет;
  • наниматели при бессрочном пользовании;
  • третье лицо по доверенности, заверенной у нотариуса.

Когда проводится кадастровый учёт объектов недвижимости

Регистрация дома, квартиры и прочих недвижимых объектов - это постановка на учёт и внесение в единую базу сведений об архитектурных особенностях и технических характеристиках:

  1. Расположение границ.
  2. Общая площадь.
  3. Этажность строения.
  4. Целевое назначение.
  5. Эксплуатационные изменения.
  6. Обременения.

Если объект недвижимости собираются реорганизовывать, реставрировать или ликвидировать, при этомтакже необходима его предварительная постановка на кадастровый учет.

Какие объекты подлежат обязательному кадастровому учёту

При государственной регистрации в единый документ вносятся описания объектов в подробном виде. Сюда входят координаты места расположения (адрес), кадастровая стоимость, на основании которой рассчитывается размер государственных налогов.

Не все владельцы знают, как поставить на кадастровый учёт свою недвижимость. Регистрации подлежат такие объекты:

  • земельный участок;
  • здание, сооружение, дом, коттедж;
  • любая вспомогательная постройка;
  • незавершённое строительство;
  • многоквартирный жилой дом;
  • машино-место (парковочная зона);
  • линейные объекты.

К линейным объектам относятся линии связи, электричества, водопроводные, канализационные, газовые, тепловые трассы, автомобильные шоссе, железные дороги и пр.

С какой целью проводится постановка недвижимости на кадастровый учёт

Для осуществления данного мероприятия разработан определённый порядок действий, установлены сроки, введены формы документации. Для подачи заявления существуют специальные бланки, которые выдаются гражданам в соответствии с целью их обращения.

Цели кадастрового учёта:

  1. Первичная регистрация.
  2. Внесение изменений в имеющиеся сведения об объекте недвижимости.
  3. Кадастровый учёт части недвижимого объекта.
  4. Снятие с учёта дома, квартиры, земельного участка и пр.

Соответствующие бланки для заполнения имеют специальные разделы для внесения сведений из приложенных документов на конкретный объект недвижимости. Исправления и неточности в них не допускаются, иначе владельцу будет отказано в регистрации.

Что нужно для постановки на кадастровый учёт

В зависимости от типа недвижимого имущества, а также его целевого назначения, составляется перечень документов для проведения регистрации. Общий порядок требует предоставить следующие необходимые документы для постановки на учёт:

  • удостоверение личности (паспорт) владельца имущества или его юриста (доверенного лица);
  • заполненный бланк соответствующего заявления;
  • правоустанавливающие бумаги;
  • технический или межевой план.

Представитель владельца недвижимого имущества, кроме личного паспорта и его копии, должен предоставить нотариально заверенную доверенность с указанным сроком действия и перечнем полномочий.

Документы, необходимые для подтверждения права владения - это следующие свидетельства:

  • о наследовании;
  • завещании;
  • купле-продаже;
  • ренте;
  • дарении;
  • обмене;
  • долевом участии;
  • приватизации и т. д.

Если необходимо внести изменения в уже имеющиеся сведения, к пакету документов прикладывается свидетельство об оформленной государственной регистрации. Чтобы снять поставленный на учёт недвижимый объект, нужно приложить акт, составленный при его обследовании.

Межевой либо технический планы, акты обследования, экспертизы составляются профессиональными специалистами, обладающими соответствующими лицензиями и полномочиями.

Порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

После подачи заявления на регистрацию устанавливается обязательный срок постановки объекта, который не превышает 14 рабочих дней. Данное время не может быть изменено даже при необходимости донести недостающие документы из других источников. Рекомендуется подготовить все необходимые бумаги заранее, т. к. неизвестно сколько времени может уйти на получение нужных справок.

В соответствии с установленным порядком оформления документов, при любых сделках требуется произвести все изменения в центральной кадастровой базе. Например, если у объекта недвижимости поменялся собственник, необходимо получить новый кадастровый паспорт.

При перепланировках помещений, разделе или объединении земельных участков и прочих территорий все сведения фиксируются и заносятся в базу государственной кадастровой палаты.

Порядок постановки на кадастровый учет. Независимо от причины обращения в органы кадастрового учёта, при регистрации объекта все мероприятия осуществляются в соответствии с установленным алгоритмом:

  1. Подготовка требуемой документации.
  2. Посещение местного учреждения государственного реестра, где расположено недвижимое имущество.
  3. Внести достоверную информацию в графы бланка заявления.
  4. Сдать заявление и пакет собранных документов работникам данного учреждения.
  5. Сохранить полученную расписку.
  6. В назначенный день явиться за получением готового положительного результата или иного ответа.

Временные ограничения при оформлении документов

Сроки постановки на кадастровый учет объектов недвижимости устанавливаются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Часто случается, что в процессе обработки заявления обнаруживается нехватка каких-либо важных бумаг, или они неправильно оформлены, имеются неточности и ошибки, не содержат данных об актуальных изменениях и пр.

При этом гражданин должен устранить выявленные недочёты в установленные сроки. Потому что постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости должна осуществляться в течение 30 рабочих дней.

Работники кадастровой палаты обязаны предоставить гражданину готовый результат в установленные сроки. Данное время соблюдается всегда, независимо от того, какое решение принято.

Если владелец указал в заявлении, что желает получить готовые документы через почтовое отделение, то сотрудники кадастровой службы отправляют ответ почтой. При этом срок отправки удлиняется на один рабочий день.

В этом случае возможная задержка получения документов зависит от времени, потраченного на почтовые пересылки.

Причины отказа в регистрации

Иногда возникают ситуации, при которых постановка объекта на кадастровый учет невозможна, гражданин получает отрицательный результат. Кадастровый учёт помещения или территории не осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • если по закону данный объект не является жилым помещением, недвижимостью (номера гостиницы, апартаменты);
  • допущены ошибки в поданных документах;
  • истечение сроков, отведенных на исправление недочётов;
  • межевание проведено вопреки требованиям действующего законодательства;
  • нет доступа к заявленному объекту;
  • границы участка расположены на муниципальной территории;
  • при разделе территории изменилось целевое назначение отдельных частей участка.

Если кадастровый учёт зданий, квартир, земельных участков и пр. невозможен, владельцам выдаётся письменный документ в установленной форме. При этом обязательны подписи ответственных лиц и печати кадастрового учреждения.

Определение кадастровой стоимости недвижимого имущества

Кадастровая цена объекта является основным показателем для расчёта государственных налогов. Она устанавливается при постановке недвижимости на учёт. Оценивание производится с учётом различных факторов:

  1. Дата введения дома, квартиры и пр. в эксплуатацию.
  2. Габариты участка, площадь объекта.
  3. Месторасположения.
  4. Целевое назначение.

Кадастровая стоимость не является постоянной величиной. Она изменяется в зависимости от рыночных показателей. При осуществлении сделок рекомендуется проверить текущее значение кадастра. Подаётся соответствующий запрос в кадастровую службу, при этом указывается индивидуальный номер, полученный в процессе регистрации объекта.

Заявитель не согласен с отказом в регистрации права собственности на землю

Заявитель не согласен с отказом в регистрации права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)

1. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

2. Государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.

3. При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех помещений в таких здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. Государственный кадастровый учет всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений.

3.1. При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех машино-мест в таких здании, сооружении в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. Государственный кадастровый учет всех машино-мест в здании, сооружении также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест.

4. При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

5. При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

6. Государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Для государственной регистрации перехода права на жилое помещение, технико-экономические показатели и параметры которого соответствуют условиям отнесения этого жилого помещения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее - стандартное жилье), на основании договора купли-продажи такого жилого помещения (далее - договор купли-продажи стандартного жилья) также необходима выписка из списка граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, построенного на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, переданных в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Указанная выписка должна содержать сведения о гражданине, который является стороной договора купли-продажи стандартного жилья.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

11. Для государственной регистрации права собственности единого института развития в жилищной сфере на жилые и (или) нежилые помещения в объекте недвижимости, созданном в соответствии с договором аренды земельных участков единого института развития в жилищной сфере для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории, в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, заключенного в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется подписанный сторонами документ, подтверждающий исполнение ими обязательств по такому договору с учетом соглашения, предусмотренного пунктом 5 части 4 статьи 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" и содержащего описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений в указанном объекте недвижимости.

12. Для государственной регистрации права собственности арендодателя на жилые и (или) нежилые помещения в объекте недвижимости, созданном в соответствии с договором аренды земельного участка, заключенным в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется подписанный сторонами документ, подтверждающий исполнение ими обязательств по такому договору с учетом соглашения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 10.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и содержащего описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений в указанном объекте недвижимости.

Время на чтение: 9 мин

На данный момент получить кадастровый паспорт можно и , но тогда в документе будет поставлена отметка, и в будущем могут возникнуть проблемы с совершением юридических операций с землей.

Итак, в данном случае вам понадобится:

  • заявление о получении кадастрового паспорта;
  • заявление о постановке надела на кадастровый учет;
  • паспорт собственника участка;
  • документы, которые подтверждают право собственности на землю;
  • документ, который подтверждает или опровергает наличие установленных ;
  • документ о принадлежности надела к определенной ;
  • документ, который устанавливает ;
  • документы, подтверждающие долю (если надел оформлен в общую долевую собственность);
  • с собственниками соседних участков.

Что такое заявление на получение кадастрового паспорта и как оно оформляется?

Заявление на получение кадастрового паспорта земельного участка выглядит как запрос. Существует специальная утвержденная действующим законодательством форма - лицу, которое желает получить кадастровый паспорт необходимо лишь правильно заполнить соответствующие поля.

Заявление имеет следующую структуру:

  • Данные земельного участка - его кадастровый номер, адрес, по которому расположен.
  • Вариант предоставления данных из ГКН - кадастровый паспорт.
  • Форма предоставления данных - бумажный или электронный формат.
  • Способ получения документа - лично в кадастровом учреждении, заказным письмом на адрес проживания, по электронной почте.
  • Данные заявителя - фамилия, имя и отчество собственника участка или его законного представителя (в данном случае указываются данные доверенности).
  • В конце документа заявитель должен подтвердить, что он дает свое разрешение на обработку личных данных.

Заявление необходимо тщательно проверить перед тем, как отдать в кадастровый орган.

Если в заполненном документе будут допущены ошибки, в предоставлении кадастрового паспорта откажут, и заявителю придется снова заполнять запрос.

Как правильно подготовить документ?

Чем внимательнее подготовлены документы, тем больше шансов, что вам не откажут в оформлении кадастрового паспорта на землю. Как уже мы писали выше, очень тщательно необходимо заполнить заявление.

Если вы не знаете кадастровый номер своего участка или он пока что еще не присвоен (если участок не зарегистрирован), то необходимо указать точный адрес, по которому расположена земля.

Необходимо учесть, что копии документов должны быть нотариально заверены (если документы отправляются через почту или через доверительное лицо). Доверенность, если кадастровый паспорт оформляется через законного представителя, также должна иметь подпись нотариуса и быть действующей на момент подачи заявки.

В качестве удостоверения личности можно предоставить как паспорт гражданина Российской Федерации, так и загранпаспорт.

Что касается документов, которые подтверждают право собственности на землю, то такими документами могут выступать следующие:

  • свидетельство о наследстве;
  • договор обмена;
  • (например, если владелец планирует выкупить арендованную землю у государства).

Если участок не поставлен на государственный реестр, то межевой план не является обязательным документом для получения кадастрового паспорта.

Однако стоит учесть, что до марта 2018 года необходимо совершить процедуру межевания и получить кадастровый паспорт, в противном случае совершать любые юридические операции с землей будет невозможно.

К тому же даже сейчас при продаже земельного участка покупатели очень неохотно рассматривают землю, не прошедшую межевание - на нее либо не обратят внимание, либо предложат заниженную цену. Поэтому мы рекомендуем вам уже сейчас провести , чтобы в будущем быть спокойным и не попасть в «бум» межевания конца 2017-начала 2018 года, когда собственники наделов будут в спешке приглашать специалистов для проведения кадастровых работ. Ожидаемо, что в таком случае на услуги профессионалов повысятся.

Квитанция об оплате госпошлины также является очень важным документом. Оплатить ее можно как наличными в кассе любого банка или через терминал, так и безналичным платежом, используя банковскую карту или электронные кошельки.

Время на чтение: 7 мин

Под понимается комплекс процедур по постановке и изменению сведений об объектах недвижимости, которые отображаются в единой информационной базе (так называемом госкадастре недвижимости).

Без постановки земельного участка на кадастровый учет собственники не могут сегодня полноценно распоряжаться своей недвижимостью , а именно сдавать ее в аренду, продавать, передавать по наследству или дарить.

Такая обязанность по узакониванию участков земли появилась у землевладельцев с 2008 года, когда было принято законодательство о кадастровом учете.

Законодательство содержит перечень оснований при которых земельные участки подлежат постановке на кадастровый учет. Это, например, впервые образованные границы участка, которые не были ранее учтены; искусственно созданные . Участок может быть искусственно создан при условии выдела его из пределов другого, при разделении на два и более (каждый новый нужно поставить на учет); при преобразовании участка земли.

Поставить на учет можно участок земли, который находится в собственности, в аренде или бессрочном пользовании/пожизненно наследуемый.

Запрет в части постановки участка на учет действует в отношении земель, изъятых из оборота (например, для нужд Минобороны, из и Водного фондов).

Документы

Процедура постановки земельного надела на кадастровый учет предполагает сбор необходимых документов собственником и подачу их в отделение Росреестра. Это очень важный этап в процедуре узаконивания прав на участок земли.

Если комплект представленных сведений будет неполным в постановке земли на кадастровый учет могут отказать.

Перечень запрашиваемой документации во многом зависит от специфики конкретной ситуации.

Наименование документа Для чего он требуется Как и где можно получить Стоимость и сроки оформления
Паспорт для физлиц

Правоустанавливающие документы (договора аренды, купли-продажи, свидетельство о собственности/выписка из ЕГРП, свидетельство на наследство)

Для подтверждения прав собственности на земельный участок. Должны быть на руках у правообладателя; если собственников несколько – предъявляется каждым -
Межевой план Для определения местоположения и точных границ участка В специализированной компании, обладающей лицензией на данный вид работ, у кадастрового инженера 5-30 тыс.р.
5-10 рабочих дней
Геодезический план Необходим для проведения межевых работ В специализированной компании, обладающей лицензией на геодезическую съемку 5-25 тыс.р.
5-10 рабочих дней
Учредительные документы для юрлиц Необходимо для правообладателей-юридических лиц. Для подтверждения прав собственности на земельный участок Должны быть в наличии у заявителя, выписка из ЕГРЮЛ и Бесплатно
До 5 рабочих дней
Нотариальная доверенность Необходимо при передаче документов через представителя. Для подтверждения оснований действовать от лица правообладателя В нотариальной конторе От 200 р.
В день обращения
Согласие органов опеки на сделку Необходимо при нахождении земли в собственности несовершеннолетнего. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает права несовершеннолетнего собственника В местном отделении органов опеки и попечительства Бесплатно
В день обращения
Письменное согласие администрации МО/комитета по земельным и имущественным вопросам Требуется при нахождении земли в муниципальной собственности. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает интересы собственника участка – муниципального образования В администрации муниципального образования Бесплатно
В день обращения
Письменное согласие собственника ЗУ Требуется если документы передаются арендатором земли. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает интересы собственника участка. У собственника земельного участка Бесплатно
В день обращения

Все документы предоставляются в подлинниках, нотариальное заверение в таком случае не требуется. Подлинность данных подтверждается специалистами Росреестра.

Постановка участка на кадастровый учет осуществляется на основании заявления землевладельца или землепользователя.

Заявление на ГКУ имеет строго установленную форму, утвержденную в Приказе Минэкономразвития от октября 2016 года. В Росреестр подается единое заявление в части постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности.

В нем необходимо прописать следующие сведения:

  • наименование территориального органа Росреестра;
  • желаемое действие: постановка на учет/регистрация прав/одновременно.

Вид объекта недвижимости:

  • земельный участок;
  • характеристика земельного участка: , назначение, адрес;
  • какие действия необходимо предпринять в части кадастрового учета: поставить участок на учет, снять с учета, внести изменения;
  • сведения о физическом или юридическом лице-правообладателе (ФИО, паспортные данные, СНИЛС, дата и место рождения, реквизиты и пр.);
  • способ подачи заявления: лично или его представителем (в последнем случае заполняются сведения по заявителю);
  • при необходимости собственник заявляет о своем желании получить выписку из ЕГРН, которая подтверждает постановку участка на кадастровый учет;
  • способ получения документов;
  • перечисляются прилагаемые к заявлению;документы;
  • способ получения расписки;
  • согласие правообладателя на обработку персональных данных.

Документы в Росреестр могут быть поданы непосредственно в регистрационном центре, через МФЦ, отправлены почтой РФ, в электронном виде или переданы в ходе выездного визита специалиста Росреестра.

Сама процедура постановки земельного участка на учет в Росреестре бесплатная. Но при необходимости получения выписки из ЕГРН собственнику потребуется оплатить госпошлину за данный документ и приложить квитанцию к остальным сведениям.

Перечень документов для постановки на кадастровый учет сооружений (линейных объектов недвижимости)

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) в отношении линейных объектов недвижимости предусмотрены следующие кадастровые процедуры:

1) постановка на государственный кадастровый учет линейных объектов недвижимости;

учет изменений линейных объектов недвижимости (в том числе учет, изменений либо снятии с учета части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки);

2) внесение кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия (регулируется статьей 15 Закона);

3) снятие с кадастрового учета линейных объектов недвижимости;

4) внесение сведений о ранее учтенных линейных объектов недвижимости.

Документы, необходимые для проведения постановки на государственный кадастровый учет линейных объектов недвижимости:

1) заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта учета, оформленное в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 30.09.2011 №529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества»;

2) от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» или копия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию ;

3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Документы, необходимые для проведения учета изменений линейных объектов недвижимости:

1) заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, оформленное в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 30.09.2011 №529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества»;

2) технический план сооружения, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке»;

3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

Технический план и документы, на основании которых подготавливается технический план.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), и указаны сведения о сооружении, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости (часть 2 статьи 41 Закона).

Технический план состоит из графической и текстовой частей (часть 3 статьи 41 Закона).

В графической части технического плана сооружения воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого сооружения на земельном участке (часть 4 статьи 41 Закона).

Местоположение сооружения на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого сооружения на земельном участке (часть 6 статьи 41 Закона).

В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в ГКН сведения в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также сведения об использованной при подготовке технического плана сооружения геодезической основе кадастра (часть 7 статьи 41 Закона).

Сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади такого объекта недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, выданного до 13.07.2015 разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта такого объекта недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра (наблюдения) подземных конструктивных элементов сооружения для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке, наряду с проектной документацией допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

В случае если сооружение, строительство которого осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная и (или) проектная документация о которого безвозвратно утеряна технический план такого сооружения также может быть оформлен на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки технического плана на основании декларации в разделе «Заключение кадастрового инженера», а также подтверждения факта утраты (вне зависимости от причин, например, реквизиты ответов уполномоченных осуществлять хранение разрешительной документации организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию объекта о том, что предусмотренные частью 8 статьи 41 Закона документы в их распоряжении отсутствуют). Копии указанных документов включаются в приложение технического плана

Форма декларации объекта недвижимости и требования к ее подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке».

В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации. При отражении в техническом плане сведений о местоположении сооружения на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнительно отражаются границы территории, если сооружение размещено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с координатами характерных точек границ такой территории, указанными в акте органа местного самоуправления или органа государственной власти, разрешающем размещение данного сооружения, копия которого включается в состав приложения к техническому плану(часть 8 статьи 41 Закона).

В соответствии с частью 9 статьи 41 Закона технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Сведения, подлежащие внесению в ГКН в отношении объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия, а также необходимые для такого внесения документы регламентируются статьей 15 Закона.

Документы, необходимые для снятия с учета линейных объектов недвижимости:

1) заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, оформленное в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 30.09.2011 №529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества»;

2) акт обследования сооружения, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 № 627 «Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке» .

В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Акт обследования и документы, на основании которых подготавливается акт обследования.

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения сооружения с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования сооружения в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости (часть 1 статьи 42 Закона).

Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой акт (часть 2 статьи 42 Закона).

Документы, необходимые для внесения сведений о ранее учтенных линейных объектах недвижимости:

1) заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, оформленное в соответствии с формой, представленной в письме Роснедвижимости от 25.03.2008 № ВК/1376;

2) документ, подтверждающий ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, в том числе органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета.

Также сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в рамках запроса о предоставлении сведений на интересуемый объект недвижимости, оформленный в соответствии с формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» на основании имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации.