Сказание повесть предание летопись что лишнее. Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе". учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. Зачем мы о

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе ». К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Какое произведение древнерусской литературы мы изучали? В чём заключался подвиг отрока- киевлянина?

Древнерусская литература. Что включает в себя понятие древнерусская литература? Какие жанры характерны для древнерусской литературы?

Летопись Что такое летопись? Почему она так названа? Кто наиболее известный автор русских летописей? С каким летописным сводом вы знакомы? О чём он повествует?

Эпиграф к уроку Всякий народ не без племени-роду, и свитки летописаний деянья его сохраняют. Н. Гусовский

В. Васнецов «Нестор - летописец» Детали портрета летописца. Детали интерьера. Первые строки его писания: «Се повесть временных лет…»

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 г. Составил её монах Киево - Печерского монастыря Нестор. «Повесть…» - плод творчества нескольких поколений летописцев (переписал и отчасти переработал «Повесть…» монах Сильвестр).

Проверка д/з План статьи «Древнерусская литература» Особенности древнерусской литературы». Образ автора древнерусской литературы. Известные имена писателей древнерусской литературы. Появление новых редакций древнерусских книг. Тест по изученному материалу.

«Сказание о белгородском киселе» 997 год. Смекалка и хитрость русичей спасают их от гибели от рук самонадеянных и упорных печенегов.

Словарная работа Вече - собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. Сыта - разбавленный водой мёд. Кадь – кадушка. Латки - посуда типа горшка. Корчага - большой глиняный горшок или чугун.

Анализ «Сказания…» О каком историческом событии идёт речь? Как начинается и чем завершается сказание? Как удалось спасти город и его жителей? Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Пересказ близко к тексту

Итоги урока Вставьте пропущенные слова: «Повесть … лет» составлена около … года монахом Киево - Печерского монастыря … . Жанр произведения- … . В основу её вошли … о земле русской. «Сказание о … киселе» повествует о том, как … осадили город … . Только … и … русских людей спасли их от неминуемой смерти.

Домашнее задание Выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе» или найти и выписать рецепт киселя. Прочитать статью «Русская басня», ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя»

Использованные материалы: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015.

Предварительный просмотр:

6 кл.

Тест по теме: «Древнерусская литература».

  1. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

а) житие; б) повесть; в) летопись.

  1. Когда началось летописание на Руси?

а) в 9 веке; б) в 18 веке; в) в 11 веке.

  1. Кто автор «Повести временных лет»?

а) Нестор; б) Мефодий; в) Кирилл.

  1. Почему летописец начинал летопись «от сотворения мира»?

б) чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку;

в) чтобы передать опыт прошлого.

  1. Что такое летопись?

а) редкая старинная книга;

б) один из основных жанров древнерусской литературы;

в) лиро- эпический жанр народной поэзии.

  1. С какого времени начинается рассказ в летописи?

а) с библейских времён;

б) с описания ныне живущего князя;

в) с описываемого исторического события.

  1. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

а) она написана в давние времена;

б) это очень редкая книга;

в) это книга, в которой отражено мировоззрение древнерусского человека.

Ответы:

1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-в.

Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Вставьте пропущенные слова:

Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.

Карточка 2.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.

Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.

Карточка 3.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.


Уже в самом названии - «Се повести времянъных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» - содержится указание на идейно-тематическое содержание летописи. Русская земля, ее исторические судьбы, начиная с момента возникновения и кончая первым десятилетием XII в., стоят в центре внимания летописи. Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, ее политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии постоянно руководит летописцем, когда он вносит в свой труд «преданья старины глубокой» и подлинно исторические события недавнего прошлого.

Летописные сказания необычайно злободневны, публицистичны, исполнены резкого осуждения княжеских усобиц и распрей, ослабляющих могущество Русской земли, призыва блюсти Русскую землю, не посрамить земли Русской в борьбе с внешними врагами, в первую очередь со степными кочевниками - печенегами, а затем половцами.

Тема родины является определяющей, ведущей в летописи. Интересы родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя, являются мерилом его славы и величия. Живое чувство Русской земли, родины и народа сообщает русскому летописцу ту небывалую широту политического горизонта, которая несвойственна западноевропейским историческим хроникам.

Из письменных источников летописцы заимствуют историческую христианско-схоластическую концепцию, связывая историю Русской земли с общим ходом развития «мировой» истории. «Повесть временных лет» открывается библейской легендой о разделении земли после потопа между сыновьями Ноя - Симом, Хамом и Яфетом. Славяне являются потомками Яфета, т. е. они, как и греки, принадлежат к единой семье европейских народов.

В произведении выделяется несколько основных тем: объединения городов, военной истории Руси, мирной деятельности князей, истории принятия христианства, городских восстаний. По композиции это очень интересное произведение. Оно распадается на 2 части: до 850 г.- условная хронология, а затем-погодная. В летопись включены символы: видения, чудеса, знамения, а также послания, поучения

Хронологический принцип давал широкие возможности свободного обращения с материалом, позволял вносить в летопись новые сказания и повести, исключать старые, если они не соответствовали политическим интересам времени и автора, дополнять летопись записями о событиях последних лет, современником которых был ее составитель.

В результате применения погодного хронологического принципа изложения материала постепенно складывалось представление об истории как о непрерывной последовательной цепи событий. Хронологическая связь подкреплялась генеалогической, родовой связью, преемственностью правителей Русской земли, начиная от Рюрика и кончая (в «Повести временных лет») Владимиром Мономахом.

В то же время этот принцип придавал летописи фрагментарность, на что обратил внимание И. П. Еремин.

Жанры, вошедшие в состав летописи. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал. Простейшей повествовательной единицей летописи является лаконичная погодная запись, ограничивающаяся лишь констатацией факта. Однако само внесение в летопись той или иной информации свидетельствует о ее значительности с точки зрения средневекового писателя.

В летописи представлен также тип развернутой записи, фиксирующей не только «деяния» князя, но и их результаты. Например: «В лето 6391. Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань, по черне куне» и т. п.

И краткая погодная запись, и более развернутая - документальная. В них нет никаких украшающих речь тропов. Запись проста, ясна и лаконична, что придает ей особую значимость, выразительность и даже величавость.

В центре внимания летописца - событие - «што ся здея в лета сил». За ними следуют известия о смерти князей. Реже фиксируется рождение детей, их вступление в брак. Потом информация о строительной деятельности князей. Наконец, сообщения о церковных делах, занимающие весьма скромное место. Правда, летописец описывает перенесение мощей Бориса и Глеба, помещает сказания о начале Печерского монастыря, смерти Феодосия Печерского и рассказы о достопамятных черноризцах печерских. Это вполне объяснимо политическим значением культа первых русских святых Бориса и Глеба и ролью Киево-Печерского монастыря в формировании начальной летописи.

Важную группу летописных известий составляют сведения о небесных знамениях - затмениях солнца, луны, землетрясениях, эпидемиях и т. п. Летописец усматривает связь между необычными явлениями природы и жизнью людей, историческими событиями.

Разнообразные по своей тематике известия могут объединяться в пределах одной летописной статьи. Материал, входящий в состав «Повести временных лет», позволяет выделить историческую легенду, топонимическое предание, историческое предание (связанное с дружинным героическим эпосом), агиографическую легенду, а также историческое сказание и историческую повесть.

Связь летописи с фольклором . О событиях далекого прошлого летописец черпает материал в сокровищнице народной памяти.

Обращение к топонимической легенде продиктовано стремлением летописца выяснить происхождение названий славянских племен, отдельных городов и самого слова «Русь». Так, происхождение славянских племен радимичей и вятичей связывается с легендарными выходцами из ляхов - братьями Радимом и Вятко. Эта легенда возникла у славян, очевидно, в период разложения родового строя, когда обособившаяся родовая старшина для обоснования своего права на политическое господство над остальными членами рода создает легенду о якобы иноземном своем происхождении. К этому летописному сказанию близка легенда о призвании князей, помещенная в летописи под 6370 (862) г. По приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землей приходят три брата-варяга с родами своими: Рюрик, Синеус, Трувор.

Фольклорность легенды подтверждает наличие эпического числа три - три брата.

Легенда о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства, а отнюдь не свидетельствовала о неспособности славян самостоятельно устроить свое государство, без помощи европейцев, как это пытались доказать некоторые ученые.

Типичной топонимической легендой является также сказание об основании Киева тремя братьями - Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью. На устный источник внесенного в летопись материала указывает сам летописец: «Ини же, не сведуще, рекоша, якой Кий есть перевозник был». Версию народного предания о Кие-перевозчике летописец с негодованием отвергает. Он категорически заявляет, что Кий был князем, совершал успешные походы на Царьград, где принял великую честь от греческого царя и основал на Дунае городище Киевец.

Отзвуками обрядовой поэзии времен родового строя наполнены летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.

Духом народного героического эпоса проникнуто сказание о победе русского юноши Кожемяки над печенежским исполином. Как и в народном эпосе, сказание подчеркивает превосходство человека мирного труда, простого ремесленника над профессионалом-воином - печенежским богатырем. Образы сказания строятся по принципу контрастного сопоставления и широкого обобщения. Русский юноша на первый взгляд - обыкновенный, ничем не примечательный человек, но в нем воплощена та огромная, исполинская сила, которой обладает народ русский, украшающий своим трудом землю и защищающий ее на поле брани от внешних врагов. Печенежский воин своими гигантскими размерами наводит ужас на окружающий. Хвастливому и заносчивому врагу противопоставляется скромный русский юноша, младший сын кожевника. Он совершает подвиг без кичливости и бахвальства.

С народным сказочным эпосом связано сказание о Белгородском киселе. В этом сказании прославляется ум, находчивость и смекалка русского человека.

Исторические повести и сказания в составе летописи . По мере того как летописец переходит от повествования о событиях давно минувших лет к недавнему прошлому, материал летописи становится все более исторически точным, строго фактическим и официальным.

Внимание летописца привлекают только исторические личности, находящиеся на вершине феодальной иерархической лестницы. В изображении их деяний он следует принципам средневекового историзма. Согласно этим принципам в летопись должны заноситься события лишь сугубо официальные, имеющие историческое значение для государства, а частная жизнь человека, окружающая его бытовая обстановка не интересует летописца.

В летописи вырабатывается идеал князя-правителя. Этот идеал неотделим от общих патриотических идей летописи. Идеальный правитель выступает живым воплощением любви к родной земле, ее чести и славы, олицетворением ее могущества и достоинства. Все его поступки, вся его деятельность определяются благом родины и народа. Поэтому князь в представлении летописца не может принадлежать самому себе. Он в первую очередь исторический деятель, который появляется всегда в официальной обстановке, наделенный всеми атрибутами княжеской власти. Д. С. Лихачев отмечает, что князь в летописи всегда официален, он как бы обращен к зрителю и представлен в наиболее значительных своих поступках. Добродетели князя являются своего рода парадной одеждой; при этом одни добродетели чисто механически присоединяются к другим, благодаря чему стало возможно совмещение идеалов светских и церковных. Бесстрашие, храбрость, воинская доблесть сочетаются со смирением, кротостью и прочими христианскими добродетелями.

Если деятельность князя направлена на благо родины, летописец всячески прославляет его, наделяя всеми качествами наперед заданного идеала. Если деятельность князя идет вразрез с интересами государства, летописец не жалеет черной краски и приписывает отрицательному персонажу все смертные грехи: гордость, зависть, честолюбие, корыстолюбие и т. п.

Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в повестях «О убьеньи Борисове» (1015 г.) и об ослеплении Василька Теребовльского, которые могут быть отнесены к жанру исторических повестей о княжеских преступлениях. Однако по своему стилю это совершенно разные произведения. Повесть «О убьеньи Борисове» излагает исторические факты убийства Святополком братьев Бориса и Глеба с широким использованием элементов агиографического стиля. Она строится на контрасте идеальных князей-мучеников и идеального злодея- «окаянного» Святополка. Завершается повесть похвал ой, прославляющей «христолюбивых страстотерпцев», «сияющих светильников», «светлых звезд» -«заступников Русской земли». В ее концовке звучит молитвенный призыв к мученикам покорить поганых «под нозе князем нашим» и избавить их «от усобныя рати», дабы пребывали они в мире и единении. Так в агиографической форме выражена общая для всей летописи патриотическая идея. В то же время повесть «О убьеньи Борисове» интересна рядом «документальных» подробностей, «реалистических деталей».

Повесть не идеализирует Василька. Он не только жертва наветов, жестокости и коварства Давыда Игоревича, легковерия Святополка, но и сам обнаруживает не меньшую жестокость как по отношению к виновникам зла, так и по отношению к ни в чем не повинным людям. Нет идеализации и в изображении великого князя киевского Святополка, нерешительного, доверчивого, слабовольного. Повесть позволяет современному читателю представить характеры живых людей с их человеческими слабостями и достоинствами.

Повесть написана средневековым писателем, который строит ее на противопоставлении двух символических образов «креста» и «ножа», лейтмотивом проходящих через все повествование.

Таким образом, «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» резко осуждает нарушение князьями своих договорных обязательств, приводящее к страшным кровавым преступлениям, приносящее зло всей Русской земле.

Описания событий, связанных с военными походами князей, приобретает характер исторического документального сказания, свидетельствующего о формировании жанра воинской повести. Элементы этого жанра присутствуют в сказании о мести Ярослава Окаянному Святополку 1015-1016 гг.

В данном летописном сказании уже наличествуют основные сюжетно-композиционные элементы воинской повести: сбор войск, выступление в поход, подготовка к бою, бой и развязка его.

Все это позволяет говорить о наличии в «Повести временных лет» основных компонентов жанра воинской повести.

В рамках исторического документального стиля выдержаны в летописи сообщения о небесных знамениях.

Элементы агиографического стиля . Составители «Повести временных лет» включали в нее и произведения агиографические: христианскую легенду, мученическое житие (сказание о двух варягах-мучениках), сказание об основании Киево-Печерского монастыря в 1051 г., о кончине его игумена Феодосия Печерского в 1074 г. и сказание о черноризцах печерских. В агиографическом стиле написаны помещенные в летописи сказания о перенесении мощей Бориса и Глеба (1072) и Феодосия Печерского (1091).

Одной из форм прославления князей в летописи являются посмертные некрологи, связанные с жанром надгробных похвальных слов. Первым таким похвальным словом является некролог княгине Ольге, помещенный под 969 г. Он начинается рядом метафорических сравнений, прославляющих первую княгиню-христианку. Метафорические образы «денницы», «зари», «света», «луны», «бисера» (жемчуга) заимствованы летописцем из византийской агиографической литературы, но использованы они для прославления русской княгини и подчеркивают значение для Руси ее подвига - принятия христианства.

Из христианской литературы летописец черпал нравоучительные сентенции, образные сравнения.

Функция библейских сопоставлений и реминисценций в летописи различна. Эти сопоставления подчеркивают значимость и величие Русской земли, ее князей, они позволяют летописцам перевести повествование из «временного» исторического плана в «вечный», т. е. они выполняют художественную функцию символического обобщения. Кроме того, эти сопоставления являются средством моральной оценки событий, поступков исторических лиц.

Летопись «Повесть временных лет».

«Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»

«Повесть временных лет» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: летописи, поучения, притчи, жития, предания, повести, сказания.

В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год.

Хождения описывали различные путешествия и приключения в иных землях. Например, «Хождение Богородицы по мукам».

В житиях описывалась жизнь святых людей.

Поучение рассказывает о неких правилах, которые хотел донести до читателей автор.

Продолжим знакомство с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере двух преданий из этой летописи «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе».

Изучение этих произведений поможет понять исторические события того времени, а также рассмотрим, как в древнерусских преданиях отображались качества идеального народного героя.

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования.

Кульминацией сказаний являются поединки: в первом - единоборство физическое, во втором - борьба ума и находчивости с глупостью.

Сюжет «Сказания о Кожемяке» близок сюжетам героических народных былин, а «Сказание о белгородском киселе» - народным сказкам.

Не только князья, но и простые люди славятся в летописи «Повесть временных лет».

В «Сказании о Кожемяке» оживают под пером летописца события далеких лет.

В предании говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки ТрубЕж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу» .

И предложил печенежский князь Владимиру:

«Выпусти ты своего воина, а я - своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

И послал Владимир глашатаев со словами:

«Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось.

Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен».

В сказании повествуется, как вызванные на единоборство воины князя Владимира тщЕтно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю. Видя, что достойного противника печенежскому воину не находится, начал « тужить » Владимир. Наконец, объявился некий « старый муж » и рассказал Владимиру о своём оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном.

Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей.

Это был Никита Кожемяка.

«И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста».

Летописец рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их».

Ремесленник-кожемяка спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, на который не был способен никто из дружинников князя Владимира.

Летописец прославляет величие простого русского человека-труженика, его любовь к родной земле. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нём воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации, враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

«Сказание о белгородском киселе» - это типичный народный рассказ о победе над врагом хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля.

Прежде поясним некоторые слова:

вече, печенеги, корчага, восвояси.

Вече - это собрание горожан, на котором они решали важнейшие вопросы организации жизни города.

Печенеги - это объединенные тюркские и другие племена, проживавшие в VII IX веке в заволжских степях.

Печенеги занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Они часто совершали набеги на Русь и только в 1036 году были разбиты киевским князем Ярославом Мудрым.

Корчага - небольшой глиняный сосуд.

Восвояси означает вернуться к себе домой.

Содержание сказания напоминает сказку, но и сам летописец, и читатели не сомневаются в реальности описываемого события.

Подошли печенеги к Белгороду и « не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города ».

Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам.

«И собрали вече в городе, и сказали: «Разве лучше нам так умереть? - сдадимся печенегам - кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; всё равно помираем уже от голода».

Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, затем выкопали колодец, поставили в него корчагу, и налили её болтушкой».

На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля.

«Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то, что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, - сказали горожане».

И враги ушли от города восвояси.

Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Почему жители города хотели сдаться?

Они осознавали, что могут все умереть от голода и поэтому хотели спасти хоть кого-нибудь.

Также они понимали, что сдаться врагу - это большой позор, и готовы были использовать любую ситуацию, чтобы сохранить свою честь и не покрыть позором имя города.

Именно поэтому они доверились старцу.

Как можно объяснить фразу «Мы имеем питание от земли» ?

Кроме прямого значения, о получении пищи от земли, что дало горожанам возможность спастись, фраза имеет глубокий смысл: наша земля нас питает силой, она нас защищает. Такой народ непобедим.

А пословица «Хитрость силу берёт» очень точно формулирует основную мысль сказания.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой - простой русский человек, освобождающий русскую землю от врагов.

Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории.

По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Чем яснее мы видим прошлое, тем чётче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сложность Повести временных лет в том, что она содержит в своем составе различные жанры и подчиняет их себе (и летописные повести и документы). Значительную часть занимают фольклорные жанры.

Фольклор формируется еще до письменности. Это источник для летописцев (легенды, придания, пословицы, поговорки) Формирование их происходит еще в древности.

Народная память- единственный архив народного творчества.

Вопросы влияния литературы на фольклор и наоборот: Адрианова- Перетц.

Это проблема двух художественны методов, двух мировоззрений. Большинство писателей испытывали влияние христианства. Возникают иные герои и иные идеалы, чем были раньше. Писатель и народный поэт не всегда сходятся в оценке написанного. Герой эпоса побеждает за счет своих определенных качеств.

2 формы повествования 11 века, сближение литературы с фольклором - 1) перенесение в литературу фольклорных сюжетов и мотивов, изобразительных средств, без изменения их идейной сущности.

2) освоение литературой художественного метода народной поэзии.

Повесть временных лет складывается постепенно! И передает народную точку зрения. Постепенно кругозор летописцев становится шире. Идеал- былое единство Руси.

9-10 век: чем больше отдалена эпоха от летописца, тем большее привлечение народного творчества.

1))))-Обрядовый фольклор.

Одна из форм- мифы: 1071 г. Волхвы рассказывают Яну Ушатичу оч много, например, о сотворении мира (бог мылся в бани, уронил на землю мыло и т.д.)

Летописцы были монахами.

2)))Заговорно- заклинательные. Например, плач Ярославны- поэтическое переосмысление заговора.

Погребальные притчи в летописях связаны с язычеством. – индивидуальные-О Васильке Теребовольском

Коллективные- об Олеге.

Летописный текст проникнут идеей государственности.

3))))))) Поговорки и загадки. Классификация пословиц: 1) историч. 2) военные 3) политические 4) бытовые.

Присутствует момент сказочности в 4 местях Ольги. Постепенное уменьшение сказочного элемента. Появление патриотизма! А масти Ольги- переходный тип повествования. Пристутствует диалог! Он имеет фольклорное происхождение, показана разница между фльклорным и письменным диалогом.

Загадка используется в качестве тайного языка!

В мести Ольги есть много иносказаний. Воины не догадываются ни о чем. Момнет обмана есть- приписывание к сказке.

Ольга имитирует свадебную обрядность. Ольга сама приводит свои загадки в исполнение (приказывает ладью кинуть в яму)

4))) Легенды и придания. В преданиях есть возможность подтвердить верность рассказов.

Существует спор- могут ли дружинные песни быть источником летописи. Чем больше присутствует художественности- тем меньше обратит внимание на них летописец. Точно определить форму народного предания невозможно!

Предания как- бы стоят на грани- это исторические обобщения. Более поздние исторические предание уже имеют сюжет. Легенды связаны с городами, могильниками, селами.

5))) Диалог из фольклора пришел в летопись. Вся устная практика переходит в летопись. Диалог легко представимый, драматичный. Диалог в 3 метсях Ольги присутствует.

Важное отличие- нет метафорического языка. Присутствует момент элемент ретордации.

6))) Былины. Предания 922 г. Как пришли на Русь печенеги несет на себе печать подлинной народной идеологии.

класс

Предмет

Литература

Учитель

Кудашева М.В. (место работы МБОУ СОШ №30 г.Шахты)

Урок №

Тема урока

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Цель урока

познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи урока

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие : развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление суворовцев.

Воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе

Теория литературы

Понятие летопись, летописание, сказание

Оборудование

учебник «Литература.6 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение»),

Эпиграф

Чтение древнерусских произведений - это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Благодаря нравственному началу, которое заключено в древнерусской литературе, ее значение особенно велико именно сейчас.

Электронные образовательные ресурсы

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Слово учителя:

-Зачем современный человек обращается к литературе далёкого прошлого?

(Слайд №2)

-Что такое древнерусская литература? (формулировка темы и цели урока)

(Слайд №3)

Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века.

(Слайд №4)

Введение христианства в 988 году князем Владимиром имело большое прогрессивное значение: усилились культурные и политические связи, появилась письменность. Письмо было перенесено к нам из Болгарии.

(Слайд №5, 6)

Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор. В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?

(Слайд №7)

Всякая литература создает свой особый мир, воплощающий представления современного ей общества. Вселенная воспринималась тогда как книга, написанная перстом Божиим. Письменность расшифровывала этот мир знаков. Ощущение значительности и величия мира лежало в основе литературы. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - история, а эта тема - смысл человеческой жизни. Все произведения древнерусской литературы могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами. История, реальное географическое пространство связывают между собой все отдельные произведения. Многотомные Великие четьи минеи , летописные своды, златоусты , измарагды , хронографы - обширные рукописи, в состав которых входят эти произведения, дают представление о чувстве величия мира, которое стремились выразить древнерусские книжники.

Литература - священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению как иконе, испытывал чувство благоговения.

Но в древнерусской литературе нашли отражение и обыденные события, простые человеческие чувства, стремление найти человека с его добрыми человеческими качествами.

Когда вчитываешься, например, в письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу, испытываешь чувство удивления перед силой выраженного в нем нравственного чувства. Мономах прощает Олега - убийцу своего сына Изяслава, - прощает уже после того, как он победил его и изгнал из Русской земли. Мономах просит Изяслава вернуться на Русь и занять по праву наследования принадлежащий ему удел. Он просит также вернуть ему молодую вдову Изяслава: «…ибо нет в ней ни зла, ни добра, - чтобы я, обняв ее, оплакал мужа её и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица, на сухом дереве, горюя…» (Слайд №8)

Трогают и самые мелкие проявления человеческой заботы. Вот новгородский летописец в XII веке описывает долго стоящую дождливую погоду и добавляет: «И сена не уделаша, скотинку нечем будет кормить зимой».

Чтение древнерусских произведений - это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще.

Благодаря нравственному началу, которое заключено в древнерусской литературе, ее значение особенно велико именно сейчас.

(Слайд №9)

(По статье Д. С. Лихачева «Литература Древней Руси»)

3. Изучение нового материала

3.1.1Изучение статьи учебника «Древнерусская литература: (с. 16-21)

3.1.2.Составление Опорного конспекта «Древнерусская литература». Характерные свойства» (Приложение №2) (Слайд №10-14)

3.2.Эвристическая беседа:

-Что такое летопись?... (Слайд №15)

Летописи — исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велосьпо годам (Слайд №16)

Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название — летопись . (Слайд №17)

Летописание (Слайд №18) (составление летописей, запись исторических событий древнего времени по годам) началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон (Слайд №19, 20) , которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань (ТМУТАРАКАНЬ, древнерусский город 10-12 вв., на Таманском п-ове, современная станица Таманская. Возник на месте античной Гермонассы, хазарской Таматархи. Остатки оборонительных стен, домов, собора и др.0

В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор (Слайд №21) составил «Повесть временных лет» (Слайд №22) — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть...», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром (Слайд №23) .

Представим на миг, что мы перенеслись на 1 000 лет назад и оказались в келье летописца….

3.3.Устное словесное рисование по картине В.М.Васнецова «Нестор-летописец»

-Что мы видим на картине ?

Нестор трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горит лампада у иконы. Летописец пишет на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом.

-Как изображен летописец ?

Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно

Почему картина Васнецова производит на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление?

Мы силой воображения можем представить себя участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат времени

3.4.Эвристическая беседа:

-Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события?

Жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.

-Представьте себе, что перед нами первая страница «Повести временных лет» (Слайд №24) .

Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.
Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда. Книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным — книжникам. (Слайд №25) .

«Повести временных лет» представляла собой своеобразную историческую энциклопедию

3.5.Выразительное чтение отрывков из «Повести временных лет» «Поход Олега на Царьград», «Смерть Олега от своего коня» заранее подготовленными учениками (Слайд №26, 27) .

Микроитог : русская история становилась частью истории человечества(Слайд №28) .

4. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником (Слайд №30-45)

5.Аналитическая работа с текстом:

Работа со словарем : выясним значение незнакомых слов: сказание, печенеги, корчага, восвояси

Когда происходило действие этого сказания?

(В 997 г. Описанные события происходили более чем за сто лет до составления летописи Нестора. То есть автор записывал то, что сохранила народная память.)

Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»?

(Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

Что такое вече?

(Собрание горожан для решения общественных дел, важных вопросов.)

Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?

Почему жители с радостью послушались мудрого старца?

(Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

— В чем заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города о том, какое значение имеют действия старца?

(Горожане полностью доверились старцу и делали то, что он велел, не догадываясь о его хитроумном замысле. Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода — удалась.)

Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»?

(Кроме прямого смысла — хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

Что прославляет летописец?

(Ум, находчивость, патриотизм. И в этом сказании герой — простой человек.)

6. Подведение итогов урока.

Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Слова Д.С.Лихачева - Слайд 47.)

7. Самостоятельная работа: Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?

8.Задавание домашнего задания: Подготовка устного сообщения об особенностях древнерусской литературы и выразительного чтения летописного сказания. Дополнение таблицы примерами из «Сказания о Белгородском киселе». Чтение сказания «Принятие христианства на Руси» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…»

Приложение №2

Опорный конспект

«Древнерусская литература». Характерные свойства»

Возникла на Руси в X веке с принятием христианства под влиянием потребностей Церкви и государства.

1.Фабула произведений проста. Повествование ведется спокойно, неторопливо.

2.В центре изображения - исключительные события, исключительные герои.

3.Поэтичность, связь с устным народным творчеством: метафоричность образов, гиперболизация, использование сравнений (воины - соколы), песни, плачи…

4.Произведения отмечены высокой гражданственностью, любовью к Родине. Призывают к возвышенному, хорошему. Русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, их верованиям.

6.Рукописный характер.

7.В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события.

Приложение №3

Поход Олега на Царьград

«В год 6415. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцов, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду, греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам; и разбили множество палат, н церкви пожгли, А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других мучили, иных же расстреляли стрелами, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно на войне поступают.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но он не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от бога». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей...

И так царь Леон и Александр заключили мир с Олегом; обязались уплачивать дань и ходили ко взаимной присяге: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом — богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для Руси паруса из паволок, а славянам полотняные». И было так! И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда. И подняла Русь паруса из паволок, а славяне полотняные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои простые паруса, не дались славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.»

Смерть Олега от своего коня

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь,- от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года,- на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов, и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого черепа смерти мне принять?», И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.»

Приложение 4

Образцы устава

Приложение №5

В.М.Васнецов «Нестор - летописец»