Духовная сфера военного коммунизма. Политика «военного коммунизма», ее сущность. Контроль над торговлею и промышленностью

Как проводилась политика военного коммунизма: кратко о причинах, целях и результатах. Многие знают об этом лишь в общих чертах.

Но в чем конкретно заключались первые преобразования большевиков?

Суть политики военного коммунизма

Политика военного коммунизма – меры, принятые в период 1918-1920 годов и направленные на переустройство в политике, экономике и социальной сфере.

В чем заключалась сущность этой политики:

  1. Обеспечение армии и населения продуктами.
  2. Всеобщая строгая трудовая повинность.
  3. Выдача товаров по карточкам.
  4. Заготовка продовольствия.
  5. Сворачивание товаро-денежных отношений. Введение натурального обмена.

Также большевики преследовали целью сделать власть максимально централизованной и управлять народным хозяйством.

Причины введения военного коммунизма

Основной причиной являлось чрезвычайное положение во время войны и народные волнения. Военное положение в стране всегда характеризуется особым развитием.

Снижается производство и повышается потребление, существенная часть бюджета уходит на военные нужды. Подобная ситуация требует принятия решительных мер.

Другие причины:

  • непринятие частью страны советской власти, требующее назначения карательных мер;
  • исходя из предыдущего пункта, необходимость закрепления власти;
  • необходимость преодоления экономического кризиса.

Одной из главных причин было желание большевиков создать коммунистическое государство, в котором будет использоваться принцип распределения и не будет места товаро-денежным отношениям и частной собственности.

Методы, которые для этого использовались, были довольно жесткими. Изменения проходили быстро и решительно. Многие большевики хотели немедленных преобразований.

Основные положения и мероприятия

Политика военного коммунизма осуществлялась в следующих положениях:

  1. От 28 июня 1918 года принимаются декреты о национализации в промышленной сфере.
  2. Распределение продукции происходило на государственном уровне. Все излишки изымались и распределялись между регионами одинаково.
  3. Торговля любыми товарами была категорически запрещена.
  4. Для крестьян определялся минимум, необходимый лишь для поддержания жизнедеятельности и работоспособности.
  5. Предполагалось, что все граждане от 18 до 60 лет обязательно должны трудиться в промышленном или сельском хозяйстве.
  6. С ноября 1918 года в стране была значительно снижена мобильность. Это относится к введению военного положения на транспорт.
  7. Отмена платежей за транспорт, коммунальные услуги; введение других бесплатных услуг.

В целом, проведение мероприятий было направлено на перевод экономики на военные рельсы.

Итоги, последствия и значение военного коммунизма

Политика военного коммунизма создала все условия для победы красных в гражданской войне. Главным элементом было снабжение красной армии необходимыми продуктами, транспортом, боеприпасами.

Но большевики не смогли решить экономическую задачу по преодолению кризиса. Экономика в стране пришла в полный упадок.

Национальный доход упал больше, чем в половину. В сельском хозяйстве значительно сократился посев культур и сбор урожая. Промышленное производство было на грани распада.

Что касается власти, политика военного коммунизма заложила основы дальнейшего государственного устройства советской России.

Плюсы и минусы военного коммунизма

Проводимая политика имела и преимущества и недостатки.

Причины отказа от военного коммунизма

В итоге введенные мероприятия оказались не только неэффективны в преодолении экономического кризиса, но и спровоцировали новый, еще более глубокий. Промышленное и сельское хозяйство пришли в полный упадок, наступил голод.

Необходимо было принимать новые меры в экономике. На смену военного коммунизма пришла .

Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 в начале 1921 г. получила название "военный коммунизм". Предпосылки для ее реализации был заложены широкой национализацией промышленности и созданием мощного централизованного государственного аппарата (ВСНХ), введением продовольственной диктатуры и опытом военно-политического нажима на деревню (продотряды, комбеды). Таким образом, черты политики "военного коммунизма" прослеживались еще в первых экономических и социальных мероприятиях Советского правительства.

С одной стороны, политика "военного коммунизма" была вызвана представлением части руководства РКП(б) о возможности быстрого построения безрыночного социализма. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная крайней разрухой в стране, нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, а также необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Впоследствии многие большевики признали ошибочность политики "военного коммунизма", пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства обстановкой военного времени.

Политика "военного коммунизма" включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии.

Декретом 28 июня 1918 г. предписывалась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. В последующие годы она была распространена и на мелкие, что привело к ликвидации частной собственности в промышленности. Одновременно формировалась жесткая отраслевая система управления. Весной 1918 г. была установлена государственная монополия внешней торговли.

Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. Государство определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции и заставляло крестьянство ее поставлять без учета возможностей деревни. 11 января 1919 г. продразверстка была введена на хлеб. К 1920 г. она распространилась на картофель, овощи и др. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные твердые цены на продукты были в 40 раз ниже рыночных. Деревня отчаянно сопротивлялась и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика "военного коммунизма" привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании "черного рынка" и расцвете спекуляции.

В социальной сфере политика "военного коммунизма" опиралась на принцип "Кто не работает, тот не ест". В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

В период "военного коммунизма" в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан.

Деятельность других политических партий, боровшихся против диктатуры большевиков, их экономической и социальной политики: кадетов, меньшевиков, эсеров (сначала правых, а потом и левых), была запрещена. Одни видные общественные деятели эмигрировали, других - репрессировали. Все попытки возродить политическую оппозицию насильственно пресекались. В Советах всех уровней большевики добивались полного единовластия путем их перевыборов или разгона. Деятельность Советов приобретала формальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевистских партийных органов. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Они перестали быть защитниками интересов рабочих. Запрещалось стачечное движение под предлогом, что пролетариат не должен выступать против своего государства. Не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все небольшевистские печатные органы были закрыты. В целом издательская деятельность жестко регламентировалась и была крайне ограничена.

Страна жила в обстановке классовой ненависти. В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Противников большевистского режима, организовавших вооруженные выступления, заключали в тюрьмы и концлагеря. Покушения на В.И. Ленина и убийство М.С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, вызвали декрет о "красном терроре" (сентябрь 1918 г.). Развернулся произвол ВЧК и местных властей, что, в свою очередь, провоцировало антисоветские выступления. Разгул террора был порожден многими факторами: обострением противостояния различных социальных групп; низким интеллектуальным уровнем основной массы населения, слабо подготовленного к политической жизни;

бескомпромиссной позицией большевистского руководства, считавшего необходимым и возможным удержать власть любой ценой.

Политика "военного коммунизма" не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Население городов голодало. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе гражданской войны.
44. Новая Экономическая Политика (НЭП)

Сущность и цели нэпа. На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. В.И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа.

Главная политическая цель нэпа снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

Реализация нэпа . Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г. Нэп включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Они означали "отступление" от принципов "военного коммунизма" - возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог.

В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации.

Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач нэпа преодоление разрухи была решена.

Нэп вызвал некоторые изменения в социальной политике. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы

Насаждая большевистскую идеологию в обществе. Советское правительство нанесло удар по русской православной церкви и поставило ее под свой контроль.

Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему. Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.

Итоги внутренней политики начала 20-х годов. Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности. Приоритет промышленности над сельским: хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, закупочные цены на сырье и продукты занижались ("ножницы" цен). Сложность налаживания нормального товарообмена между городом и деревней порождало также неудовлетворительное качество промышленной продукции. В середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это снизило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей.

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

Внутрипартийная борьба за власть . Экономические и социально-политические трудности, проявившиеся уже в первые годы нэпа, стремление построить социализм при отсутствии опыта реализации этой цели породили идеологический кризис. Все принципиальные вопросы развития страны вызывали острые внутрипартийные дискуссии.

В.И. Ленин, автор нэпа, предполагавший в 1921 г., что это будет политика "всерьез и надолго", уже через год на XI съезде партии заявил, что пора прекратить "отступление" в сторону капитализма и необходимо переходить к построению социализма.
45. Становление и сущность власти Советов. Образование СССР.

В 1922 г. было образовано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Объединение отдельных государств было продиктовано необходимостью - укреплением экономического потенциала и выступлением единым фронтом в борьбе с интервентами. Общие исторические корни, длительное нахождение народов в составе одного государства, дружественность народов по отношению друг к другу, общность и взаимозависимость экономики, политики и культуры сделали возможным такое объединение. Относительно путей объединения республик не было единого мнения. Так, Ленин выступал за федеративное объединение, Сталин - за автономию, Скрипник (Украина) - за федерацию.

В 1922 г. на первом Всесоюзном съезде Советов, на котором присутствовали делегаты от РСФСР, Белоруссии, Украины и некоторых закавказских республик, приняты Декларация и Договор об образовании Союза. Советских Социалистических Республик (СССР) на федеральных началах. В 1924 г. была принята Конституция нового государства. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Светов. В перерывах между съездами работал ВЦИК, органом исполнительной власти стал СНК (Совет Народных Комиссаров). Избирательных прав лишались непманы, духовенство и кулаки. После возникновения СССР дальнейшее расширение шло преимущественно насильственными мерами или путем дробления республик. В ходе Великой Отечественной войны социалистическими стали Литва, Латвия и Эстония. Позже из ЗСФСР были выделены Грузинская, Армянская и Азербайджанская ССР.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного законодательного органа был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. В период между сессиями Верховного Совета высшим законодательным и исполнительным органом становился Президиум.

Таким образом, создание Советского Союза имело противоречивые последствия для народов. Развитие центра и отдельных республик протекало неравномерно. Чаще всего республики не могли достичь полноценного развития из-за строгой специализации (Средняя Азия - поставщик сырья для легкой промышленности, Украина - поставщик продовольствия, т. д.). Между республиками строились не рыночные, а хозяйственные отношения, предписанные правительством. Русификация и культивирование русской культуры отчасти продолжало имперскую политику в национальном вопросе. Однако во многих республиках благодаря вхождению в Федерацию были предприняты шаги, позволившие избавиться от феодальных; пережитков, повысить уровень грамотности и культуры, наладить развитие промышленности и сельского хозяйства, модернизировать транспорт, т. д. Таким образом, объединение экономических ресурсов и диалог культур, несомненно, имели положительные результаты для всех республик
46. Экономическое развитие СССР в годы первых пятилеток.

На XV съезде ВКП (б) в 1927 г. было решено разработать первый пятилетний план развития народного хозяйства (1928/29-1932/ЗЗгг.). Рост промышленной продукции предполагалось увеличить до 150%, производительность труда - до 110%, снизить себестоимость продуктов на 35%, Более чем 70% бюджета должно было пойти на развитие промышленности. План индустриализации предусматривал также изменение производства в направлении развития передовых отраслей (энергетики, машиностроения, металлургии, химической промышленности) способных поднять всю промышленность и сельское хозяйство. Речь шла о прогрессе, не имевшем аналогов в мировой истории.

Летом 1929 г. прозвучал призыв: «Пятилетку - за 4 года!» Сталин завил, что в ряде отраслей план первой пятилетки будет выполнен за 3 года. Одновременно пересматривались плановые задания в сторону их увеличения. Выдвигалась необходимость организовать и вдохновить массы высокими идеями на практически безвозмездный груд и осуществление высоких идеалов.

1930-1931 гг. стали временем штурма экономики при помощи военно-коммунистических методов. Источниками индустриализации стали небывалый энтузиазм трудящихся, режим жесточайшей экономии, принудительные займы у населения, эмиссия (выпуск) денег, повышение цен. Однако сверхнапряжение вело к ломке всей системы управления, сбоям в производстве, а массовые аресты специалистов и приток необученных рабочих вели к увеличению аварий. Снижение темпов развития пытались остановить новыми репрессиями, поисками шпионов и диверсантов, привлечением труда заключенных и насильственных переселенцев. Однако все достигнутые успехи не соответствовали поставленным планам, задания первой пятилетки фактически были сорваны. В начале 30-х гг. темпы развития упали с 23 до 5%, была провалена программа развития металлургии. Увеличился процент брака. Усиление инфляции вызвало рост цен и падение стоимости червонца. Нарастала социальная напряженность в деревне. Провал первой пятилетки заставил руководство страны объявить о ее досрочном выполнении и внесении коррективов в планирование.

В январе-феврале 1939 г. XVII съезд ВКП (б) утвердил второй пятилетний план (1933-1937 гг.). Основное внимание по-прежнему сосредотачивалось на развитии тяжелой промышленности. Были снижены, по сравнению с первым планом, ожидаемые показатели. Предусматривалось развитие легкой промышленности - перенос ее к источникам сырья. Большая часть текстильных предприятий размещалась в Средней Азии, Сибири, Закавказье. Частично пересмотрена политика уравнительного распределения - временно введена сдельная оплата, изменились тарифы заработной платы, вводились премиальные. Серьезную роль в улучшении обстановки в народном хозяйстве сыграли движения энтузиастов и ударников труда.

В 1939 г. был утвержден план третьей пятилетки (1938-1942 гг.). Развитие хозяйства страны в третью пятилетку характеризовалось особым внимание к увеличению промышленной продукции, созданию крупных государственных запасов, наращиванию мощностей оборонной промышленности. Репрессии, восстановление командно-директивных методов управления и милитаризация труда, начавшаяся Отечественная война сказались на темпах индустриализации. Однако, несмотря на трудности и просчеты в политике, индустриализация стала реальностью.

За годы первых пятилеток внедрялись передовые промышленные технологии. Возник ряд новых отраслей в тяжелом машиностроении, налажено производство новых станков и инструментов, автомобильная, факторная промышленность, танкостроение, авиастроение, электроэнергетика, др. Полной технической реконструкции подверглись химическая и нефтехимическая промышленность, металлургия, энергетика, транспорт. Национальный доход повысился в 5 раз, промышленная продукция - в 6 раз. Значительно увеличилась численность рабочего класса, в том числе высокопрофессиональных кадров. Вырос уровень образования. Благодаря индустриализации удалось укрепить страну накануне Великой Отечественной войны.

Военный коммунизм - это политика Российской Коммунистической партии большевиков, взявшей власть в России в октябре 1917 года, комплекс чрезвычайных мер управления государством в период войны и разрушения всей системы хозяйствования.
Началом политики Военного коммунизма считается 13 мая 1918 года, когда был принят декрет «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию». Концом - Х съезд РКП(б), проходивший в Москве с 8 по 16 марта 1921 года.

Задачи военного коммунизма

Победа в Гражданской войне. Для этого большевикам требовалось превратить всю Россию в единый военный лагерь под общим, то есть, своим, руководством. Понятие «единого лагеря» означало концентрацию в руках большевитского правительства всех ресурсов страны, а так как промышленность России была разрушена Мировой войной и последующими годами неразберихи и безвластия, основным ресурсом стала продукция сельского хозяйства, проще говоря, продовольствие, потому что голодной никакая армия воевать не будет

Мероприятия политики Военного коммунизма

  1. Продразверстка
  2. Прямой продуктообмен между городом и деревней
  3. Государственное распределение продуктов (карточная система)
  4. Натурализация хозяйственных отношений
  5. Всеобщая трудовая повинность
  6. Уравнительный принцип оплаты труда
  7. Лишение власти Советов

- Продразверстка - принудительный выкуп у крестьян всех излишков выращенного ими урожая. Так как выкупать было не на что, излишки попросту отбирались, а от того, что понятие «излишки» не имело точного определения, забиралось всё.

- Прямой продуктообмен - натуральный, без использования денег, обмен продуктов на промтовары

- Карточная система - человек мог получать определенное, не больше не меньше, количество продовольствия только от государства

- Натурализация хозяйственных отношений - запрет торговли. 22 июля 1918 года был принят декрет СНК «О спекуляции», запрещавший всякую негосударственную торговлю. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения.

- Всеобщая трудовая повинность - внеэкономическое принуждение к труду

- Советы депутатов, пытавшиеся смягчить политику правительства, разгонялись.

Последствие политики военного коммунизма

Россия превратилась в страну доиндустриального века, общество становилось более примитивным, хозяйство разрушилось, рабочий класс - главная сила партии - люмпенизировался, зато неимоверно вырос слой бюрократии, которую необходимо было кормить. Так как крестьянство лишилось всяких стимулов трудиться, пришел голод. Вслед за этим то и дело начали вспыхивать народные восстания (в Сибири, в Тамбовской губернии, в Кронштадте…). Лишь в 1921 году Ленин осознал пагубность политики Военного коммунизма, которую заменил на

Одним из результатов политики военного коммунизма стал голод в Поволжье, разразившийся в 1912-1922 годах и унесший более 5 миллионов жизней

Экономическая стратегия пришедших к власти большевиком была разработана В.И.Лениным летом 1917 г. В основе этой стратегии лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом.

По идее новое общество должно иметь бестоварный и безденежный механизм. Но на первой стадии строительства нового общества все же предполагалось наличие товарно-денежных отношений, и материальной базой этих процессов призвана были стать национализация всех банков и синдикатов. Национализация по замыслу большевиков должна была не разрушать хозяйственные капиталистические связи, а, наоборот, объединить их в масштабе всей страны, стать формой функционирования капитала и период перехода к социализму и привести общество к само управлению.

Прежде всего в руки новой власти перешел Российский государственный банк, хотя это и не было национализацией, так как он и прежде был государственным. Затем были национализированы акционерные и частные банки. В стране установилась бан ковская монополия.

Согласно Декрету о земле национализировалась земля, т. с. отменялась частная собственность на землю. Она делилась между крестьянами по общинному принципу уравнительного земле пользования - поровну, т. е. по трудовой норме - по количеству работников в семье или по потребительской норме - по числу едоков в семье.
Национализировалась промышленность. Сначала в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имевшие особое значение для государства - прежде всего крупные заводы военного назначения, затем и все остальные. На практике идея национализации перешла в конфискацию, что отрицательно сказывалось на работе промышленности, так как часто нарушались хозяйственные связи, затруднялось управление в масштабе всей страны, разрастался кризис.

Национализировался транспорт - железные дороги, морской и речной флот.

Наряду с национализацией в 1918 г. была установлена государственная монополия на торговлю важнейшими товарами народного потребления и установлено централизованное распределение предметов потребления.

В апреле 1918 г. была объявлена национализация внешней торговли. Теперь внешней торговлей могло заниматься только государство. Хотя в этот период молодое, никем не признанное Советское государство находилось в экономической изоляции, и декрет о национализации внешней торговли имел только принципиальное значение для будущего.

В результате революции и войны в стране сложилась тяжелейшая обстановка. Были отрезаны Урал, Сибирь, Украина, Кавказ. Эти районы давали 85 % железной руды, 90 % добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть, 70 % стали, хлопок. В центральную часть страны не поступало топливо и сырье. Катастрофически сократилось промышленное производство. В очень тяжелом положении оказался транспорт. Железные дороги были разрушены, паровозы вышли из строя.

Началась разруха. В сложившихся условиях перестали действовать экономические регуляторы хозяйственной жизни - деньги, рынок, прибыль, материальная заинтересованность. Их приходилось заменять принуждением и административными мерами. Весной 1918 г. в городах северной полосы России разразился голод. Население городов стало уходить в деревни. Продовольствие не поступало в города. Деньги обесценились, а промышленных товаров для обмена на крестьянскую продукцию и хлеб почти не было.

Нарушился товарооборот между городом и деревней. Теперь сельское хозяйство не только не производило товарной продукции, оно само стало потреблять весь свой продукт. Получить продовольствие для города стало возможным только в порядке принуждения.

В 1919 г. в деревне была введена продразверстка: крестьяне обязаны были сдавать все продовольствие, за исключением не обходимого для жизни минимума, сначала по твердой государственной цене, т. е. за номинальную плату, а потом и вовсе бес платно.

Частная торговля продовольствием была запрещена, так как считалась важной составной частью буржуазной экономики, по этому всю товарную продукцию надо было бесплатно сдать государству.

Торговля промышленными товарами также запрещалась.

В промышленности была установлена централизация управления - все предприятия подчинялись своим центральным отраслевым органам (главкам). Все экономические отношения прекращались. Все предприятия в административном порядке полу чали от государства все необходимое для производства и тоже бесплатно сдавали выработанную продукцию. Денежные расче ты не велись, рентабельность и себестоимость продукции теперь значения не имели.

Собранное продовольствие поступало в распоряжение Наркомпрода и распределялось в городах по карточкам.

С началом гражданской воны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем, и котором устанавливался военный режим. Цель военного режима - сосредоточить в руках государства все имеющиеся ресурсы и спасти остатки хозяйственных связей.

Наступил период «военного коммунизма». Была провозглашена обязательная всеобщая трудовая повинность. Труд теперь рассматривался не как товар, подлежащий продаже, а как форма служения государству. Заработная плата была отменена и объявлена буржуазным пережитком. Уклонение от трудовой повинности считалось дезертирством и каралось по законам военного време ни. Это была вынужденная политика, обусловленная разрухой, голодом и необходимостью мобилизовать все ресурсы страны для победы в начавшейся гражданской войне.

В сложившейся обстановке созревала идея о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в масштабе всей страны распределением продуктов. В 1920 г. целенаправленно стали проводиться «военно-коммунистические» мероприятия, Совнарком создавал Декреты: «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов» (4 декабря), «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления» (17 декабря), «Об отмене платы за I(сякого рода топливо» (23 декабря). Предлагались проекты отмены денег, а вместо денег - использование учетных трудовых и энергетических единиц - «тредов» и «энедов». Однако кризисное состояние экономики указывало на неэффективность применяемых мер.

Гражданская война, охватившая всю страну, требовала от государства огромных расходов. Но обычных источников государственных доходов больше не было. Налоги отменены, пошлины в условиях экономической изоляции государства не собирались. Не могло быть теперь и иностранных займов. Чтобы хоть частично покрыть военные расходы, государством были приняты «чрезвычайные» меры:

1. Введены чрезвычайные налоги с буржуазии. Но это была просто конфискация государством у буржуазии сохранившихся ценностей - золота, серебра, драгоценных камней.

2. Осуществлена бумажно-денежная эмиссия, т. е. усилен выпуск бумажных денег, которые теперь назывались «расчетными знаками» или «дензнаками». Количество таких денег за годы гражданской войны увеличилось в 44 раза! Это сразу же привело к инфляции. К 1920 г. стоимость бумажного рубля упала в 13 ООО раз по сравнению с уровнем 1913 года. В 1922 г. 100 000 руб. дензнаками стоили 1 довоенную копейку.

В течение нескольких лет в денежном обращении непрерывно сменяли друг друга серии бумажных денежных знаков всевозможных выпусков - вплоть до городских, кооперативных, фабричных и тому подобных бон. Среди них встречались и немногие виды металлических денежных знаков. Наиболее известны армавирские монеты в 1, 3 и 5 рублей 1918 г., боны киевской кооперативной организации «Разум и совесть» 1921 г., свидетельствующие о попытке положить в основу ценности денег овеществленный труд, с надписью «пуд хлеба - рубль труда». Известны и боны 1922 г. Петроградской шорно-чемоданной фабрики в 1, 2, 3, 5, 10 и 50 копеек и в 1, 3, 5 и 10 рублей, отчеканенные из меди, бронзы и алюминия. Свои боны выпускались также в Средней Азии и на Кавказе.

Бумажно-денежная эмиссия привела к тому, что деньги вообще вышли из обращения. На рынке денежный обмен сменился натуральным: меняли товар на товар, никто не желал продавай, что-либо за деньги. В результате стала ненужной банковско-кредитная система и банки были закрыты.

Последствиями политики «военного коммунизма» в экономической сфере страны было нарушение рыночных отношений, развал финансов, сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве, возрождение кустарничества, голод.

В правовой сфере произошел рост спекуляций и массовых хищений, появилось большое количество специальных комиссий, на деленных особыми полномочиями, начались массовые репрессии. В социальной сфере произошла ликвидация сословий, про изошел массовый уход рабочих в деревни.

Таким образом, первые экономические преобразования Советской власти основывались на нерыночной, централизованной экономике, с преобладающим влиянием роли государства. Политика «военного коммунизма» не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Однако централизация управления страной позволила мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе гражданской войны.

Гражданская война и иностранная интервенция явились страшным бедствием для народов России. Они привели к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, окончательному разрушению торговли и торговых связей, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд руб. золотом. Произошло сокращение промышленного производства и остановка транспортной системы. В политической жизни утвердилась диктатура большевиков. Началось становление тоталитарной системы.

назв. экономич. политики Сов. гос-ва в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции в СССР 1918-20. Политика В. к. была продиктована исключит. трудностями, созданными гражд. войной, хоз. разрухой; явилась ответом на воен. сопротивление капиталистич. элементов социалистич. преобразованиям экономики страны. ""Военный коммунизм", - писал В. И. Ленин, - был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой" (Соч., т. 32, с. 321). Осн. черты В. к.: штурмовой метод преодоления капиталистич. элементов и почти полное их вытеснение в экономике города; продразверстка как осн. средство обеспечения армии, рабочих и гор. населения продовольствием; прямой продуктообмен между городом и деревней; закрытие торговли и замена ее организованным гос. распределением осн. прод. и пром. продуктов по клас. признаку; натурализация хоз. отношений; всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации как формы привлечения к труду, уравнительность в системе оплаты труда; макс. централизация руководства. Наиболее трудной хоз. проблемой в то время был прод. вопрос. Декретами ВЦИК от 9 и 27 мая в стране была установлена продовольственная диктатура, предоставившая Наркомпроду чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством, укрывавшим хлебные запасы и спекулировавшим ими. Эти мероприятия усилили поступление хлеба, но не могли решить задачу обеспечения им Красной Армии и рабочего класса. Введенный 5 авг. 1918 обязат. товарообмен в хлебных сел. местностях также не дал заметных результатов. 30 окт. 1918 был издан декрет "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части с.-х. продуктов", к-рый всей своей тяжестью должен был лечь на кулацкие и зажиточные элементы деревни. Но и натуральный налог не решил задачи. Крайне тяжелое прод. положение страны вынудило Сов. гос-во ввести 11 янв. 1919 продразверстку. Торговля хлебом и важнейшими видами продовольствия была запрещена. Введение продразверстки было, несомненно, трудным, чрезвычайным, но жизненно необходимым делом. Чтобы обеспечить выполнение разверстки, в деревню были отправлены продотряды из рабочих. В области пром-сти политика В. к. выражалась в национализации (кроме национализированных летом 1918 крупных ф-к и з-дов) средних и мелких предприятий. Постановлением ВСНХ от 29 нояб. 1920 были объявлены национализированными все пром. предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих св. 5 при механич. двигателе или 10 - без механич. двигателя. Сов. гос-во осуществило строжайшую централизацию управления пром-стью. К выполнению гос. заказов были привлечены в обязат. порядке кустарно-ремесл. и сохранившиеся в незначит. количестве частнокапиталистич. предприятия. Гос-во взяло в свои руки и дело распределения пром. и прод. товаров. Это диктовалось также задачей подрыва экономич. позиций буржуазии и в области распределения. Декретом СНК от 21 нояб. 1918 предусматривалось: в целях замены частноторг. аппарата и для планомерного снабжения населения всеми продуктами из сов. и кооперативных распределит. пунктов возложить на Наркомпрод и его органы все дело заготовки и распределения пром. и прод. товаров. Потребительская кооперация была привлечена в качестве вспомогат. органа Наркомпрода. Членство в кооперации было объявлено обязательным для всего населения. Декрет предусматривал реквизицию и конфискацию частных оптовых торг. складов, национализацию торг. фирм, муниципализацию частной розничной торговли. Торговля основными прод. и пром. товарами была запрещена. Гос-во осуществляло организов. распределение продуктов среди населения по карточной системе по клас. признаку: рабочие получали больше др. категорий населения, нетрудящиеся элементы снабжались лишь при условии выполнения ими трудовой повинности. Осуществлялся принцип: "кто не работает, тот не ест". В тарифной политике господствовала уравниловка. Разница в оплате квалифициров. и неквалифициров. труда была весьма незначительной. Это объяснялось острым недостатком продовольствия и пром. товаров, что вынуждало давать трудящимся крайний минимум, необходимый для поддержания их жизни. Это было, как указывал В. И. Ленин, вполне оправданным стремлением "... снабдить всех возможно более поровну, прокормить, поддержать, пока невозможно было взяться за восстановление производства" (Ленинский сборник, XX, 1932, с. 103). Заработная плата принимала все более натуральный характер: рабочим и служащим выдавался прод. паек, гос-во предоставляло бесплатно квартиры, коммунальные услуги, транспорт и т. д. Шел непрерывный процесс натурализации хоз. отношений. Деньги почти в полной мере обесценились. Городская буржуазия и кулачество были обложены единоврем. чрезвычайным революц. налогом в размере 10 млрд. руб. на нужды Красной Армии (декрет ВЦИК от 30 окт. 1918). Буржуазия была привлечена к обязат. труду (декрет СНК от 5 окт. 1918). Эти мероприятия означали, что в области замены бурж. производств. отношений социалистич. Сов. гос-во перешло к тактике решит. штурма капиталистич. элементов, "... к неизмеримо большей ломке старых отношений, чем мы предполагали" (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 67). Интервенция и гражд. война вынудили к непрерывному увеличению численности Красной Армии, к-рая к концу войны достигла 5,5 млн. чел. Все большее число рабочих уходило на фронт. В связи с этим промышленность и транспорт испытывали острый недостаток рабочей силы. Сов. пр-во вынуждено было ввести всеобщую трудовую повинность; на воен. положении с оставлением на работе были объявлены железнодорожники, работники речного и мор. флота, топливной пром-сти, проводились трудовые мобилизации рабочих и специалистов различных отраслей пром-сти и транспорта и т. д. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что политика В. к. была вынужденной. Она была призвана решить важнейшие воен. и политич. задачи: обеспечить победу в гражд. войне, сохранить и упрочить диктатуру пролетариата, сохранить рабочий класс от вымирания. Поставленные задачи политика В. к. решила. В этом ее ист. значение. Однако по мере того как развивалась эта политика и обнаруживались ее положит. результаты, стало складываться представление, что с помощью этой политики можно осуществить ускоренный переход к коммунистич. производству и распределению. "...Мы сделали ту ошибку, - говорил В. И. Ленин в окт. 1921, - что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, - и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение" (там же, с. 40). Это нашло свое выражение в том, что политика В. к. продолжалась и даже усиливалась нек-рое время после окончания гражд. войны: постановление о национализации всей пром-сти было принято 29 нояб. 1920, когда уже окончилась гражд. война; 4 дек. 1920 был принят декрет СНК о бесплатном отпуске населению прод. продуктов, 17 дек. - о бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления, 23 дек. - об отмене платы за всякого вида топливо, предоставляемое рабочим и служащим, 27 янв. 1921 - об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих, за пользование водопроводом, канализацией, газом, электричеством с рабочих и служащих, инвалидов труда и войны и лиц, находящихся на их иждивении, и т. д. 8-й Всеросс. съезд Советов (22-29 дек. 1920) в своих решениях по с. х-ву исходил из сохранения продразверстки и усиления гос. принудит. начала в деле восстановления крестьянских х-в и т. д. "Мы рассчитывали, - писал В. И. Ленин, - или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета - непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелко- крестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку" (там же, с. 35-36). В. к. в условиях гражд. войны был необходим и себя оправдал. Но после окончания войны, когда на первый план выдвинулась задача мирного хоз. строительства, выявилась несостоятельность политики В. к. как метода социалистич. строительства, обнаружилась неприемлемость этой политики в новых условиях для крестьянства и рабочего класса. Эта политика не обеспечивала экономич. союза между городом и деревней, между пром-стью и с. х-вом. Поэтому X съезд РКП (б) по инициативе В. И. Ленина принял 15 марта 1921 решение о замене продразверстки натуральным налогом, что положило конец политике В. к. и знаменовало собой начало перехода к новой экономической политике (НЭПу). Лит.: Ленин В. И., Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта (X съезд РКП(б). 8-16 марта 1921 г.), Соч., 4 изд., т. 32; его же, О продовольственном налоге, там же; его же, Новая экономическая политика и задачи политпросветов, там же, т. 33; его же, О новой экономической политике, там же; его же, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же (См. также Справочный том к 4 изд. Соч. В. И. Ленина, т. 1, с. 74-76); Декреты Советской власти, т. 1-3, М., 1959-60; Лященко П. И., История нар. х-ва СССР. т. 3, М., 1956; Гладков И. A., Очерки советской экономики 1917-20 гг., М., 1956. И. Б. Берхин. Москва.