Фармакология. История развития фармакологии: основные этапы, ученые, современные достижения Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фармакология

ФАРМАКОЛОГИЯ (от греч. pharmakon-лекарство, яд и logos-слово, учение), наука о действии лекарственных веществ на живой организм. Самое слово Ф. впервые появилось в 17 в.; в 1693 г. Dale озаглавил свое сочинение по фармакогнозии «Pharmacologia, s. manuductio ad materiam medicam». Лишь спустя почти сто лет Gren напечатал (в 1790 г.) руководство о врачебных веществах с учением об их терап. и физиол. действии под заглавием Handbuch der Pharmacologie. Экспериментальная Ф. развивалась в первое время благодаря трудам физиологов (Клод Бернар, Станниус, Шифф и др.); первая школа фармакологов возникла во главе с Бухгеймом, создавшим в 1847 г. первую фармакол. лабораторию в Дерптском ун-те. Экспериментальный метод обследования действия лекарственных веществ состоит в изучении влияния на здоровых животных, на их системы и отдельные органы; исследование часто производится также на одноклеточных организмах, как инфузории, грибы, бактерии; нередко подопытным материалом служат и растения. После изучения фармакодинамики на здоровых животных исследование средств продолжают на больных животных, т. к. восприимчивость здорового и больного организмов часто неодинакова. При таком порядке исследования удается часто наметить основы для терап. применения лекарства, благодаря чему еще больше уясняются пригодность, ценность и возможные способы применения изучаемого вещества у б-ного. Последний этап экспериментального изучения вещества протекает уже в клиниках, где определяется терап. действие лекарственного вещества со всеми его особенностями и побочными явлениями. По такому же плану исследуют лекарственные вещества, давно уже употребляемые, поскольку требуется установить механизм их действия, судьбу в организме, места залегания в нем, пути выделения, кумулятивное или синергнческое влияние и т. п. при условии болезненного состояния организма. Предметом фармакол. исследований могут быть и такие вещества, к-рые не применяются в терапии, но заслуживают внимания, напр. вследствие своей ядовитости. По своему содержанию Ф. подразделяется на т. н. общую Ф. и частную Ф. Содержанием о б щ е й Ф. служит, кроме определения предмета и задач Ф., установка границ Ф. в ряду дисциплин, изучающих различные свойства лекарственных веществ, выяснение сути местного и общего, resp. резорптивного, действия лекарственных или ядовитых веществ на организм, рефлекторного, избирательного или специфического, выяснение различных фаз действия и различных условий со стороны организма и со стороны лекарственного вещества, влияющих на проявление действия лекарств или ядов, с учетом характера их действия, путей введения, распределения в организме и путей выведения из организма, а также и тех изменений, к-рые претерпевают сами лекарства или яды в организме. Т. о. в отделе общей Ф. находят место и вопросы общей токсикологии.-Ч а с т н а я Ф. изучает отдельные лекарственные вещества в отношении их действия на цельный организм и на его системы, на органы животных in situ, на изолированные органы, на обмен веществ, на t°; изучает и все вопросы, указанные в общей Ф., но относительно каждого лекарственного (resp. ядовитого) вещества. Фармакол. изучение захватывает жизнь животного в условиях 1) начального действия лекарства-физиол. действие; далее 2) развитого действия лекарства, но еще в границах б. или м. здорового состояния организма; такое воздействие приближается к действию лекарства, употребляемого в т. н. средних терап. дозах; в обоих случаях явления, наступившие от влияния лекарственного вещества, характеризуются своей обратимостью; наконец лекарство изучается в условиях, когда его действие нарушает обычное состояние равновесия и появляются признаки токсического действия; реакция может и в этих случаях быть еще обратимой, но не всегда; 3) когда организм умирает от изменений, наступивших под влиянием введенного вещества (смертельные дозы)-реакция необратимая. Меры помощи больному, отравленному лекарством, также вырабатываются Ф. Частная Ф. устанавливает принципы показаний к терап. назначению лекарственного вещества, равно как и противопоказаний при тех или иных условиях со стороны б-ного, и находится в теснейшей связи с физиологией и физиол. химией, пользуясь и их методикой и всеми результатами и выводами. Ф. изучает действие лекарств и на больной организм, поэтому связь Ф. с пат. физиологией представляется также вполне естественной, тем более, что лекарствами могут быть вызваны также самые разнообразные пат. явления в организме. В свою очередь Ф. способствует успехам и развитию указанных дисциплин, служа им своими данными о лекарственных и ядовитых веществах, применяемых для изучения различных физиол. и пат. функций и процессов. Бактериология и микробиология, помимо своего соприкосновения с Ф. по проблемам общебиологического характера, работают вместе по вопросам о фармакодинамических свойствах лечебных сывороток, о действии токсинов и эндотоксинов, предохранительных сывороток, антисептических и дезинфицирующих веществ и др. Мор фол. мед. науки во главе с микроскоп, анатомией также обоюдосторонне £29 с Ф. обслуживают нужды друг друга; первые предоставляют Ф. материальный субстрат, действие лекарств и ядов на к-рый изучается ею, а последняя своими исследованиями приходит на помощь первым не только в определении динамического значения изучаемых аппаратов, но и их морфол. структуры (Лаврентьев). Ф. своим развитием и успехами обязана также химии и физике, с к-рыми связь ее все крепнет и является фундаментом дальнейшего прогресса фармакол. знаний. Учение физ. и коллоидной химии самым коренным образом влияет на решение проблем фармакол. характера об интимной стороне действия лекарственных веществ на клетку и на организм как целое, о распределении лекарственных веществ в организме и о точках приложения действия ядов, об условиях действия лекарств в организме, об изменениях в крови и тканях и т. д. Развитие химии и в частности фармацевтической химии с ее методами синтетического получения лекарственных веществ помогло решению вопроса, намеченного еще Бухгеймом, о зависимости действия лекарств и ядов от их физ.-хим. свойств и дало возможность установить принцип сходства фармакол. действия у химически родственных тел. Разнообразное многовековое использование лекарственных средств"с терап. целью связало Ф. со всеми видами терапии. Ф., обслуживая клиники, в свою очередь стремится все новейшие средства, а также и новое об употребляющихся веществах провести через клин, анализ. Смежность Ф. с судебной медициной устанавливается через отдел Ф.-токсикологию. Эта последняя в наст, время получила большое значение, особенно в СССР, где дело устранения вредностей, влияющих на здоровье и производительность труда рабочих, было поставлено во всю ширь. Поэтому санитария и гигиена со всеми своими подотделами, в частности проф. гигиеной и гигиеной питания, вплотную занявшись изучением фармакодинамики многих веществ, действие к-рых может неблагоприятно отразиться на здоровьи рабочих при определенных условиях производства или питания, или употребления приготавливаемых предметов, работают рука об-руку с Ф. В особенно тесном соприкосновении Ф. находится с фарм. химией, с фарм. рецептурой и через последнюю с технологией лекарственных препаратов и форм; данные этих дисциплин в значительной мере разрабатываются и фармакологией. Современная Ф. концентрирует свое внимание на следующих задачах: 1) найти и свести в одно целое те главнейшие закономерности, к-рые позволят определять характер и направление действия лекарств на организм; 2) изучить превращение лекарственных средств в организме животных, в частности у человека, места распределения в организме, пути выведения и действия как введенного вещества, так и его продуктов превращения в организме, в связи с изучением среды, в к-рой лекарственное вещество действует. Важнейшие частные проблемы в этом аспекте следующие: 1) проблема действия тяжелых металлов в связи с электролитич. диссоциацией их соединений; 2) вопрос о фармакол. раздражителях в связи с вопросами изоионии и изотонии окружающей клетку среды; 3) проблема наркоза в связи с работами о средствах для ингаляционного, внутривенного и ректального наркоза; 4) вопрос о снотворных; 5) яды автономной нервной системы с симпатикотропным и парасймпатико-тропным действием; 6) изучение наперстянки,. спорыньи и других растительных препаратов; 7) синергетическое действие вешеств и соотношение в действии между простыми смесями и соединениями; 8) явления привыкашш к нек-рым лекарствам или ядам; 9) вопрос о потенциальных ядах; 10) изучение силы, ско-" рости и продолжительности действия лекарственных средств; 11) разработка проблемы соотношения между хим. структурой и фармакол. действием лекарственных и ядовитых. веществ; 12) изучение камфоры натуральной (получаемой из различных растений) и синтетической; 13) проблема проникновения и циркуляции иода в организме и его действия на обмен веществ, на питание и на строение тканей; 14) проблема употребления лекарственных средств с профилактическими целями; 15) изучение действия лекарственных веществ, вводимых в организм в минимальных количествах;. 16) действие лекарственных веществ в зависимости от их лекарственной формы; 17) проблемы гормонотерапии, органотерапии, лиза-тотерапии, протеинотерапии; 18) проблема изучения средств народной медицины. Методы. Ф. как наука, примыкающая к циклу биол. дисциплин, пользуется всеми методами экспериментальной физиологии, аналитической, биол. и коллоидной химии, микрохимии, методом биол. анализа, во многих случаях настолько приспосабливая и специализируя их, что по существу тот или другой метод упрочивается за Ф. Метод изолированных органов в отношении печени, почек и сердца, введенный физиологами, проработанный Кравковым и его учениками на сердце, печени, ухе и др. частях организма, в целом считается за Ф., поскольку методика применяется для изучения лекарственных и ядовитых веществ. Выяснив качество и интенсивность фармакологического действия лекарственного агента, дальше его подвергают клин, испытанию и применению.-История фармакол. экспериментального метода знает еще т. н. терап. методы, куда относятся: 1) древнейший терап. метод-эмпирический, грубо опытный, давший громадный, но не освещенный научной теорией материал о лекарствах; 2) статистический метод; применяемый со всей строгостью научной критики, он становится необходимым и строгим судьей современных экспериментальных методов лабораторного и клин, исследования лекарственных средств; 3) симптоматический метод, состоящий в том, что регистрируются наблюдения об устранении или облегчении при помощи лекарственных средств конкретных тягостных симптомов заболеваний, основная же причина и сущность б-ни остается без внимания; 4) метод внушения, когда на действие лекарства смотрят не как на результат влияния определенных материальных сил, а как на средство воздействия на психику б-ного; поэтому вкус лекарства, его запах, особенно новизна препарата и новизна способа применения высоко ценятся при методе внушения. В то время как экспериментальный метод изучения лекарственных веществ с 40-х годов 19 в. особенно стал культивироваться в Германии, французские ученые сосредоточили изучение лекарственных веществ в клиниках, используя для этого преимущественно терап. методы. Так создались две основные фармакол» школы; к французской примкнули специали- сты в Англии и Италии, к немецкой-ученые других европейских стран, в частности и русские, получавшие и дополнявшие специальное образование обычно в Германии. Разработка вопросов фармакодинамики в лабораториях -была так успешна, что немецкая школа фарма* кологов все учение о действии лекарственных веществ перенесла в лабораторию, сосредоточив изучение лекарственных средств только на животных; в 60-х годах 19 в. немецкие фармакологи высказывали даже мнение, что Ф. нет.дела, будет ли изучаемое вещество применяться в клиниках, важно только, какое фи-зиол. действие оказывает изучаемое вещество на организм. Это взгляд фармако-физиологов. От такого взгляда теперешняя научная Ф. далека. В наст, время и французская фармакол. школа под руководством Tiffeneau, Fourneau и Florence значительно углубила свои исследования лекарственных веществ изучением их и по экспериментально-лабораторному методу на животных, проводя в то же время над теми же средствами и обычные терап. методы изучения. В сторону клип, обследования лекарственных средств в немецкой школе наметился уклон в 70-х годах 19 в., когда Шмидеберг «совместно с клиницистом Наунином организовал фармакол. журнал, дающий место статьям с клин, анализом влияния лекарственных средств; во втором "десятилетии настоящего.века в лице Г. Мейера (Вена) немецкая школа поставила вопрос о необходимости присоединения клин, отделений к фармакол. ин-там для изучения фармакодинамических свойств лекарственных веществ во всем многообразии их дей->ствия на людях. После того Heutmer (Геттин-ген, Берлин) организовал в ун-те по нек-рым ъопросам действия лекарственных средств совместное преподавание с терапевтом. Bornstein (Гамбург) систематически исследовал действие лекарств параллельно в лаборатории на животных и в клинике на людях. В России Богословский (Москва) еще в 90-х годах 19 в. обставлял преподавание Ф. так, что студенты видели действие лекарств не только на животных, но и на б-ных в клинике. Кравков пошел по этому же пути в своих исследованиях. Кафедра фармакологии 1 ММИ (Николаев) поставила вопрос о необходимости реформирования преподавания Ф. в направлении параллельного изучения студентами лекарственных веществ в лаборатории на животных и в кли-лике на людях. Новейшие лекарственные вещества, выпускаемые советской фарм. промышленностью, изучаются экспериментально в фармакол. лаборатории и в клиниках на б-ных и -только после такого испытания рекомендуются.для врачебного применения. Виднейшие терапевты (Плетнев) высказываются за своевременность экспериментального изучения лекарств и на людях, а не только на животных. В Италии, где прежде в Ф. господствовало направление французской школы, в дальнейшем под влиянием немецкой школы, воспитавшей большое количество современных итальянских фармакологов (Baldoni, Cervello), учение о действии лекарств сильно уклонилось в сторону лабораторного исследования. В Англии Cuslmy сочетал в изучении лекарственных веществ экспериментальный и терап. методы и сумел повернуть английскую Ф. на этот комбинированный путь. Японская школа фармакологов во главе с Моришима и Хайаши, учениками немецкой экспериментальной школы, ра- ботает, используя и экспериментально-лабораторный и клинико-терапевтический методы- Вта-ком же направлении работают и американские фармакологи.-В СССР Кравков создал видную ленинградскую школу фармакологов, возглавляемую теперь Лихачевым. Школа Казанская (Догель), Томская (Буржинский), Московская (Червинский) небогаты учениками; первая и последняя по.своему характеру экспериментально-физиологические, вторая-экспериментальная с клин, уклоном^ Ф. изучается в наст, время в Западной Европе в специальных фармакол. ин-тах при ун-тах. Прекрасно устроены и оборудованы фармакол. ин-ты во Фрейбурге (Баден), Мюнхене, Бонне, Дюссельдорфе. Нек-рые занимают отдельные корпуса в 3-4 этажа. В ин-тах находятся отделения: экспериментально-вивисекционное, химическое, кое-где бактериологическое; библиотека, музейная, материальная, фотолаборатория; аудитория, отдельные комнаты для работ профессора, ассистентов и врачей-специалистов; в нек-рых институтах есть комнаты для практических занятий студентов, комната для подопытных животных, комната с пониженной t°. Виварий устраивается при ин-те в особом помещении с отделениями для различных животных; ранарий; ледник, подвал. В Италии есть фармакол. экспериментальные ин-ты, но есть ин-ты смешанного типа-ин-ты Ф. с токсикологией и ин-ты фармакологии с фармакогно-стическими (Materia medica). В Америке-фармакол. отделения, лаборатории, отделения Materia medica and Therapeutics. Япония во всех ун-тах имеет специальные фармакол. ин-ты немецкого типа. В СССР фармакол. инты помещены в одном здании с ин-тами других кафедр. Ин-ты и лаборатории имеют демонстрационные коллекции фармакол. и фармакогно-стического материала, рисунки и таблицы, изготовленные в соответствии с читаемым курсом. Более старые ин-ты и лаборатории располагают собственными библиотеками. В СССР.фармакологи не объединены в отдельное общество, а входят членами в Союзное общество физиологов, биохимиков, фармакологов и гистологов, в съездах к-рого принимают участие, образуя отдельную секцию. Фармакологи СССР принимают участие и в краевых съездах физиологов, фармакологов и биологов, созываемых в По-волл«ьи и очень регулярно на юге в республиках Закавказья и Кавказа; последний съезд был в Эривани в октябре 1934 г. Отдельного печатного органа советские фармакологи не имеют; в физиол. журнале СССР им. Сеченова фармакология имеет свой отдел. Преподавание Ф. сложилось в большинстве государств под преимущественным влиянием немецкой школы и состоит из лекционного курса, сопровождающегося демонстрацией действия лекарств на животных (Австрия, Швейцария, Польша, Чехо-Словакия, Норвегия, Прибалтийские государства, отчасти Италия, Япония); в других же Странах практикуется французская система клин, изучения лекарственных средств; Англия," Италия и Америка перешли к смешанной системе лабораторно-клин. метода. СССР следует образцу немецкой школы. Преподавание экспериментальной Ф, у нас началось в шестидесятых годах с курса Соколовского в Казани. До того лекарствоведение преподавалось на кафедре «Врачебное веществословие, фармация и врачебная словесность» в соответствии с фар- макогностическо^герап, содержанием сборников по Materia medica и состояло в описании препаратов с фармакогностической стороны и указании их терап. применения. По университетскому уставу 1863 г. на мед. факультетах были созданы две кафедры вместо одной: одна-«Фармакогнозия и фармация», другая- «Фармакология теоретическая и экспериментальная». С 1884 г. кафедра Ф. обязана была учить не только «фармакологии», но и «рецептуре, токсикологии и учению о минеральных водах»; фармация и фармакогнозия преподавались на 2-м курсе по 6 час. в неделю два семестра, а Ф.-на 3-м курсе 6 час. в неделю, тоже в течение двух семестров. Преподавали по лекционному способу с демонстрациями опытов и препаратов во время лекции. Практические занятия по Ф. организовывали в исключительных случаях (Лихачев, Болдырев, Николаев). При реорганизации всего преподавания в СССР кафедра фармации и фармакогнозии в 1923 г. была на мед. факультетах ликвидирована, а на кафедру Ф. возложена обязанность включить в курс Ф. с рецептурой сведения по фармакогнозии и по фарм. химии, нужные для усвоения Ф. и умелого распоряжения лекарственными средствами. На преподавание Ф. было дано 5 часов в неделю в обоих полугодиях на 3-м курсе. Обязательные практические занятия были введены с 1926 г. С осени 1934 г. для Ф. отведено 150 часов на 3-м курсе в двух полугодиях; по новому плану добавлено еще 22 часа, что для преподавания Ф. надо считать достаточным. Введением обязательных для студентов практических занятий по Ф. преподавание ее у нас выгодно отличается от заграничного. Лит.: Б о л дbfp ев В., Краткое пособие для практических занятий по фармакологии, Казань, 1913; Вершинин Н., Фармакология как основа терапии, Томск, 1933; Гаркави-Дандау Д., Краткое руководство по экспериментальной фармакологии, Баку, 1927; Црамепицкий М., Общая фармакология, Л.-М., 1931; о н ж е, Учебник фармакологии, Л.-М., 1935; К е ш н и А., Руководство по фармакологии, т. I- II, М., 1930-31; Кравков Н., Современные проблемы фармакологии и материализм, СПБ, 1903; он же, Основы фармакологии, ч. 1-2, Д.-М., 1933; Лавров Д., Основы фармакологии и токсикологии, Одесса, 1923; Любу шин А., Скворцов В., Соболев М. иШишов И., Пособие к практическим занятиям по фармакологии с токсикологией, М., 1933; Мюллер Ф., Фармакология теоретическая и клиническая, Берлин, 1921; Правдив Н., Опытное введение в изучение фармакологии, М., 1926; Скворцов В., Учебник фармакологии, М.-Л., 1933; Сошествен-ский Н., Курс фармакологии и фармакотерапии домашних животных, ч. 1-2, М.-Л., 1930-31; Тиф-но М., Фармакологические обзоры, сб. 1-Фармакология за 1928-29, М., 1932; Frobner E., Руководство по фармакологии, М., 1934; Handbuch der experimentellen Pharmakologie, hrsg. v. A. Heffter u. W. Heubner, B. I-III, В., 1923-29 (лит.); H a n d о у 8 k у R., Pharmakologie in ihrer modernen Problemstellungen, Dresden- Jjpz., 1931; Magnus It., Einfaches pharmakologisches Praktikum f. Medizlner, В., 1921; Meyer H. u. G о t-t li e b R., Experimented Pharmakologie, В.- Wien, 1925 (рус. изд.-СПБ, 1913); Poulsson E., Lehrbuch der Pharmakologie, Lpz., 1920; Tap peiner H. u. Schmie-deberg 0.,Grundriss der Pharmakologie, Lpz., 1909. Периодические издания,-Русский физиологический журнал им. Сеченова, Л., с 1917; Archives internationa-les de pharmacodynamie, P., с 1898; Archiv fur experi-mcntelle Pathologie und Pharmakologie, Lpz., с 1873; Bericnte iiber die gesamte Physiologie und experimentelle Pharmakologie, В., с 1920; Japanese journal ol medical sciences, Tokyo, с 1922; Journal of pharmacology and experimental therapeutics, Baltimore, с 1909. См. также лит. к ст. Физиология. В. Николаев.

Фармакология (от греческого «pharmakon » — лекарство, яд и «logos » — слово, учение) представляет из себя медико-биологическую науку, которая изучает действие лекарственных веществ на живые организмы, и как правило в условиях патологии, перевод на английский — «pharmacology «.

Фармакология это важное ключевое звено в медицине, с древнейших времен, сегодня является обязательна для всех врачей, независимо от их специальности, и собрала в себе все те необходимые знания, о которых говорил Гиппократ, впервые подробно исследовавший и описавший важные лекарства для качественного лечения заболеваний.

Именно фармакология индивидуально и детально изучает изменения в организме, как человека, так и животного в определенном состоянии при действием конкретных медицинских препаратов, поспособствовала зарождению и становлению аптекарского дела, с последующим контролем со стороны государства, ввиду огромного значения. В России аптекарское дело взял в свои руки Петр I, запретив продажу не прошедших государственный контроль и экспертизу лекарств вне аптеки.

Фармакология – как наука, включает в себя многие аспекты в медицине, например в таких областях как: экспериментальная и клиническая медицина, взаимодействуя с многими научными дисциплинами, приобретает огромное значение и является одной из самых важных и прогрессирующих сфер медицины.


Разделы фармакологии:

1) Общая (фундаментальная) фармакология повсеместно исследует , уместность и химический состав препаратов;

2) Частная фармакология проводит анализ процессов влияния препаратов на определенный орган организма человека или же животного;

3) Экспериментальная фармакология выступает в роли испытателя химических соединений в отношении эффективности и допустимости их использования;

История фармакологии (кратко).

История фармакологии тесно связана с историей медицины и на своем счету имеет несколько тысячелетий. В IV-Ш вв. до н.э. Гиппократ смог систематизировать показания к применению известных на то время лекарств. А в II в. Гален дает основные принципы применения и очистки лекарственных средств. По сегодняшний день имеются так называемые галеновы препараты (экстракты, настойки), основывающиеся на спиртовой очистке действующих веществ лекарственного растительного сырья от различного рода балластных компонентов. Начиная с X-XI веков Авиценна развивает систематизацию применения лекарственных веществ.

Развитие лекарствоведения в России огромными темпами началось в XVIII веке реформами Петра I. Он постановил указы запрещающие продажу лекарств вне аптек и впервые был создан государственный орган, руководящий всеми аптеками, так называемая – «Аптекарская канцелярия». А уже в 1778 г. была издана первая Российская фармакопея. В связи с огромным ростом фармацевтической промышленности, фармакология за последние два-три десятилетия получила в свое распоряжение огромное число новых лекарственных препаратов, исчисляющиеся сотнями тысяч наименований.

Более подробно читайте здесь: , .

Для обозначения лекарственных средств используют два вида названий:

- генерические – это не патентуемые названия, которые используются в международных и национальных фармакопеях;

- торговые – это фирменные названия, которые являются собственностью фармацевтической фирмы, выпускающей данный вид препарата.

Исходя из этого, один и тот же препарат может иметь несколько фирменных наименований. Но самое главное, на упаковках любого лекарственного препарата обязательно должно быть, кроме фирменного названия, указано так же генерическое название.

Предлагаю посмотреть отличное интервью с профессором заведующим кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ Олегом Медведевым, друзья может кто-нибудь что-то добавит ко всему вышенаписанному?

Наука о лекарствах

Первая буква "ф"

Вторая буква "а"

Третья буква "р"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "Наука о лекарствах ", 12 букв:
фармакология

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фармакология

Наука о применении лекарственных веществ и их действии на организм

Именно так в Древней Греции называли науку, которая изучает целебные свойства растений

Наука о лекарственных веществах

Определение слова фармакология в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Фармаколо́гия (от - « лекарство », « яд » и - «слово», «учение») - медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле - наука о физиологически активных веществах вообще. Если вещества используются в фармакотерапии...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
фармакологии, мн. нет, ж. (от греч. pharmakon - лекарство и logos - учение). Наука о действии лекарственных веществ на организм.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ас. Наука о лекар ственных и других биологически активны) веществах и о их действии на организм че ловека и животного. Биохимическая ф Клиническая ф. прил. фармакологичес кий, -ая, -ое.

Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
наука, изучающая действие лекарственных и других биологически активных веществ на организм человека и животных.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. греч. часть врачебной науки: о действии и о употреблении лекарств, снадобий. Фармаколог, ученый по сей части. Фармакологические чтения. Фармаколит, ископаемое: мышьяково-кислая известь. Фармакопея ж. роспись лекарствам и снадобьям, кои аптеки обязаны...

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Научная дисциплина, изучающая лекарственные вещества и их действие на организм. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

Примеры употребления слова фармакология в литературе.

И следователь назначил экспертную комиссию в составе главного судебного эксперта Министерства здравоохранения республики, заведующего кафедрой фармакологии медицинского института, ассистента кафедры хирургии факультета усовершенствования врачей, судебно-медицинского гистолога, химика и других специалистов.

В развитых странах с их химизацией, развитой фармакологией , автоматизацией быта, происходит откровенное зажирение и отупение.

Различные аллопатические справочники по фармакологии описывают действие лекарств на болезнь - это ненаучный подход и довольно шаткое подспорье для врачебной деятельности.

Примером может служить превращение таких первоначально чисто тактических приемов, как предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, изъятие образцов, в самостоятельные процессуальные действи Будучи законодательно закреплены, эти действия становятся предметом теории доказательств, а криминалистика продолжает углублять и детализировать тактические условия их проведения, способы и методы достижения целей правового регулировани В отличие от криминалистики такие вспомогательные науки, как судебная медицина, судебная психиатрия, судебная химия, обычно относят к естественным наукам, рассматривая первую и вторую как особые отрасли общей медицины, а третью как отрасль химии или фармакологии Этим справедливо подчеркивается, что указанные науки по преимуществу содержат данные из медицины или химии, приспособленные для разрешени вопросов, связанных с исследованием доказательств.

В следующем месяце он испробовал на себе ауромицин, бацитрацин, фторид с оловом, гексидрезорцинол, кортизон, пенициллин, гексахлорофен, экстракт акульей печени и еще 7312 изобретений мировой фармакологии .