Гераклит, гиппократ, анаксагор, философовы-софисты. Гераклит и демокрит Психологические знания в античности

Психологические знания в античности

Психологические знания имеют древнюю историю. Их накопление происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности - везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. Трудно установить точно, когда психологические знания начали применяться на практике. С древнейших времен знания о душе были связаны с религиозными и культовыми обрядами. Практический опыт знания души человека, становился своеобразным источником психологических «услуг». Таким образом, психологические трудовые функции (и их носители) существовали в обществе всегда.

Первые системы знаний о душе появились в странах Древнего Востока (в Китае, Индии, Египте), в Древней Греции и в Древнем Риме. Древние философы выражали понятием «душа» причину жизни, дыхания, познания. В китайских и индийских медицинских источниках содержался целый ряд интересных психологических наблюдений и выводов; в индийских философских школах можно было найти много глубоких психологических размышлений.

В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем.

Согласно учению Гераклита (530-470 гг. до н.э.), все вещи - суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организме и есть душа - психея. Она рождается из водного состояния и в него возвращается. Душа, согласно Гераклиту, испаряется из влаги. Вновь возвращаясь во влажное состояние, она гибнет

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) думал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) считал мир, состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц. Их движение упорядочивается благодаря уму. Термин «ум» («нус») был одной из главных категорий древнегреческой философии, которая характеризовала упорядоченность и закономерность процессов природы и человеческого поведения.

С именем Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.) обычно связывают учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме четырех жидкостей («соков») - крови, слизи, желчи желтой и желчи черной. Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. - жидкость). На этой основе выделялось четыре типа темперамента: холерический (с преобладанием желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхолический (с преобладанием черной желчи), сангвинический (с преобладанием крови).

Одним из самых замечательных мыслителей Древней Греции был Сократ (470-399 до н.э.). Об этом философе, ставшем на многие века идеалом бескорыстия, честности и независимости мысли, знают только со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал, а только вел диалоги с учениками и гражданами, побуждая их к поиску истинных знаний. Смысл деятельности Сократа состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию предметов. Обсуждался широкий круг «житейских понятий» о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Он имел в виду анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Два великих древнегреческих мыслителя IV века до н.э. - Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.

Древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н.э.) в своих трудах много внимания уделял изучению души. В них он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платоном понимался как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания. Основные идеи Платона о природе души и ее отношениях с телом изложены в его работе «Федон», которая в древности называлась «О душе». Платону приписывают учение об общих понятиях как неких совершенных абсолютных идеях, а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения.

Другим выдающимся мыслителем, внесшим большой вклад в развитие психологических знаний, был древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона, но отвергший теорию идей. Он считал, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем. Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц - атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них - это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое систематизированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля - это способ организации живого тела. Душа считалась присущей всем живым организмам (в том числе растениям). Аристотель предложил научное объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.

Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа") , которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Позже древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь) : весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилозоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.

Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. ("Наши тела и души текут, как ручьи"). Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя"). Философ учил: "По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос".

Термин "Логос", введенный Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. Из-за трудностей понимания афоризмов философа современники называли Гераклита "темным".

Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь) , холерический (преобладает желтая желчь) , меланхолический (преобладает черная желчь) , флегматический (преобладает слизь). Так была оформлена гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Однако не все философы принимали идеи Гераклита и его воззрение на мир как огненный поток, идеи Демокрита - на мир атомных вихрей. Они строили свои концепции. Так, афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершен группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли "мерой всех вещей". В истории психологического познания был открыт новый объект - отношения между людьми с использованием средств, доказывающих любое положение, независимо от его достоверности. В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в зависимости от человеческих интересов и пристрастий.

Впоследствии слово "софист" стала применяться к людям, которые с помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные.

Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность стремился Сократ. Формула Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу) , а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.

Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления.

Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX веке основой экспериментальной психологией мышления.

Гениальный ученик Сократа Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание, есть воспоминание; душа вспоминает (для этого требуются специальные усилия) то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Платон скупал сочинения Демокрита с целью их уничтожения. Поэтому от учения Демокрита остались лишь фрагменты, в то время как до нас дошло чуть ли не полное собрание сочинений Платона.

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения, Платон сделал следующий шаг. Он оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовом внешнем диалоге, как диалог внутренний. ("Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая"). Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внешней (социальной) получил название "интериоризация" (от лат. internus - внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Их пояснял платоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из упряжи, и породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживет в психоанализе З.Фрейда.

Знание о душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними. Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию ее деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы не выводимы из вещества природы. Они порождения духовной культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне.

Работа по построению предмета психологии принадлежал Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н.э., открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. "Правильно думают те, - говорил Аристотель, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом". Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности) , развития и причинности.

По Аристотелю уже само слово "организм" следует рассматривать в связи с родственным словом "организация", которое имеет значение "продуманное устройство", которое подчиняет себе свои части для решения какой-либо задачи; устройство этого целого и его работа (функция) не разделимы; душа организма - это его функция, деятельность. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это позволило подразделять возможности организма (заложенные в нем психологические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека) ; б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека) ; в) разумная (присущая только человеку). Функции души - уровни ее развития, где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что "природа ничего не делает напрасно"; "нужно видеть то, ради чего совершается действие". Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения.

Психологическая мысль эпохи эллинизма исторически связана с возникновением и последующим быстрым распадом крупнейшей мировой монархии (IV век до н.э.) македонского царя Александра. Возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока, характерный для колониальной державы. Изменяется положение личности в обществе. Свободная личность грека утрачивала связи со своим родным городом, его стабильной социальной средой. Он оказывался перед лицом непредсказуемых перемен, дарованных свободой выбора. Со все большей остротой он ощущал зыбкость своего существования в изменившемся "свободном" мире. Эти сдвиги в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления о душевной жизни. Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в могущество разума начали ставится под сомнение. Возникает скептицизм, воздержание от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т.п. Отказ от поисков истины позволял обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означавшего отсутствие волнений). Под мудростью понималось отрешение от потрясений внешнего мира, попытка сохранить свою индивидуальность. Люди испытывали потребность в том, чтобы устоять перед превратностями жизни с ее драматическими поворотами, лишающими душевного равновесия.

Стоики ("стоя" - портик в Афинских храмах) объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума. По их мнению удовольствие и страдание - ложные суждения о настоящем, желание и страх - ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

С этической ориентаций на поиски счастья и искусства жить, но на других космологических началах сложилась школа безмятежности духа Эпикура, который отошел от версии Демокрита о "жесткой" причинности, царящей во всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе). Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер. Запечатлев ощущение непредсказуемости того, что может произойти с человеком в потоке событий, делающих существование непрочным, эпикурейцы закладывали в природу вещей возможность самопроизвольных отклонений и тем самым непредсказуемость поступков, свободу выбора. Они подчеркивали индивидуализацию личности как величины, способной действовать самостоятельно, избавившись от страха перед уготованным свыше. "Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет". Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский.

В античной философии встречаются различные толкования понятия «душа». О душе говорят как об особой бессмертной сущности, одушевляющей тело. Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг. до н. э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н. э.) подошел к понятию движущей причины, источника действия. Он говорит, что «магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо». Анаксагор (500- 428 гг. до н. э.) предполагает наличие отдельной субстанции - нус, - которая входит в состав живых существ, чем и отличает их от неживой материи. Нус в одинаковой мере присутствует как у человека, так и у животных. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анаксагор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело (человек обладает руками).

Самая первая развернутая философская концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому (544-483 до н. э.). Этому философу принадлежит знаменитое высказывание «границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее суть», в котором зафиксирована вся сложность предмета психологии, что актуально и в наше время.

Сочинение философа «О природе» дошло до нас лишь в отрывках. Попытки синтеза этого произведения стали предприниматься лишь в XIX в. Смысл высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам, отчего философ получил прозвище «Темный». Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий

принцип. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и даже души. Огненный Логос скрыт от непосредственного познания и восприятия, однако каждая индивидуальная душа сопричастна мировому Логосу. Отсюда вытекает то, что человек все-таки способен познать мировой Логос посредством анализа его воплощения в своей собственной душе.

Гераклит делит души людей на две категории - «влажные» и «сухие». Души «влажные» - несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерминизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н. э.). Он утверждал, что в мире «все возникает по неизбежности». Демокрит полагал, что все состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Атомы находятся в постоянном закономерном движении, они разнообразны по форме и размеру, а между ними имеется пустое пространство. В этом и состоит подлинная природа мироздания по Демокриту: все качественные, чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Наряду с попытками описать происхождение души, в греческой философии закономерно возникает интерес к внутренней жизни человека: складываются классификации психических процессов и описания их свойств. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпераментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов.

Гиппократ (460-377 гг.

до н. э.) - греческий врач, философ, сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное впоследствии учение о темпераментах. Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи - холерика, черной желчи - меланхолика, а флегмы - флегматика. Рассматривая связь особенностей души, темперамента и типологий людей с физико-климатическими условиями местности (сочинение «О воздухах, водах, местах»), Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. Гиппократ был не только философом, но и практикующим врачом, и интересны не только его теоретические построения, но и практические рекомендации и приемы. Так, считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ (470-399 гг. до н. э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Сократу принадлежит открытие особого педагогического метода

- «майевтики» (дословно - повивальное искусство). Суть метода заключалась в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» ис-

тинное знание. При этом Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Принцип «припоминания» становится центральным в философской системе ученика Сократа - Платона. Платон (428-348 гг. до н. э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей. Он считает, что душа каждого человека существовала еще раньше до того, как появиться в человеческом облике. В концепции Платона припоминание становится центром психической жизни человека, вытесняя другие процессы на периферию. Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации ».

С другой стороны, душа человека пленена телом, обслуживает его практические нужды и причастна, таким образом, к миру вещей. Телесность ограничивает познавательные возможности души, и по этой причине душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т. е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. В трактате «О душе» Аристотель рассматривает душу, как связанную с телом. («Итак, душа неотделима от тела».) Философ выделяет разумную и неразумную части души. В свою очередь, неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы - стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и о человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики, среди которых Марк Аврелий (121-180), философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия (араШй) и душевной невозмутимости (Магахш).

Гиппократа называют «отцом медицины» потому, что он очистил её от ложной философии, ему удалось вывести её из тёмного эмпиризма. Гиппократ поставил медицину на научную основу.

Его трактаты оказали огромное влияние для развития медицинской науки, её теории и практики. Для всех медицинских работников именно Гиппократ определил этику поведения и высокий моральный облик. До сегодняшнего дня сохранилась традиция: получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Из биографии Гиппократа:

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) - историческая личность. Но, сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии и не очень точные данные о биографии Гиппократа.

Философ Платон даёт только приблизительные сведения о реальной личности Гиппократа, хотя в Древнем мире его имя было достаточно известно. По сведениям Платона, родина Гиппократа – остров Кос, расположенный около побережья нынешней Турции. Ещё известно, что он преподавал медицину и называл себя «асклепиадом» (одним из тех, кто считался потомком бога медицины Асклепия) или «целителем», однако до сих пор неизвестно, каких убеждений он придерживался в отношении процесса лечения. Всё остальное домыслы: даже достоверные данные о датах его жизни и смерти отсутствуют. Согласно тому же Платону, знаменитый врач жил примерно в 430 гг. до н. э., но более точные даты рождения являются лишь плодом воображения.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Существует такая биография Гиппократа:

Гиппократ родился около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Происходил Гиппократ из семьи потомственных врачей. Правда, имя его означает в переводе на русский - «управляющий конями». То есть по-простому - кучер.

Так как свою родословную Гиппократ вёл от бога медицины и врачевания Асклепия, поэтому и клятва его начиналась со слов «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели».

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

В 20 лет у Гиппократа уже была репутация превосходного врача. Как и все его предки, он занимался практической медициной. Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Гиппократ женился в молодом возрасте на девушке из знатной семьи. У них родилось два мальчика (Фесалл и Драконт) и девочка. Оба сына также выбрали для себя медицинский жизненный путь, и в честь знаменитого отца каждый из них назвал своего ребёнка. Приемником Гиппократа стал и его зять (муж дочери) Полиб.

Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Македонии Архелая. У него было три сына – Гиппократ III, Драконт II и Горгия. У Драконта был один сын – Гиппократ IV, который состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны. Все четыре внука Гиппократа занимались врачеванием.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте. Сколько лет прожил Гиппократ, точно неизвестно. Историки утверждают, что на момент смерти ему было около 83-104 лет. Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, а захоронили великого врачевателя в районе Гиртона. Долгие годы его могила была местом паломничества. По легенде, водившиеся там дикие пчелы давали удивительный мед, обладавший целительными свойствами.

Медицинское и философское наследие Гиппократа:

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус. Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие Гиппократа.

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении тела человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни.

Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины». +По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Он лечил своих пациентов целебными травами, которых знал свыше 200.

Не советовал он применять сразу много лекарств и разработал главный принцип современного врача в его работе с больным: «не навреди». +Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе. Признавал целительную силу гимнастики, купания, массажа, лечебной диеты.

И именно Гиппократ разработал учение о четырех темпераментах. По мнению отца медицины, в человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости - кровь (сангва), желтая желчь (холе), слизь (флегма) и черная желчь (меланхоле). В организме они находятся в определенном количественном соотношении. Нарушение этого соотношения и приводит к расстройству психической деятельности. Так возникло деление людей на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

1.Пальпация

При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.

2.Аускультация

Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов. Конечно, в тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной).

Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Клятва Гиппократа и его этические принципы:

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва врача, в которой он сформулировал принципы своей работы и своих коллег. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни. Про клятву Гиппократа, которую произносят те, кто становится медиком, слышали наверняка все.

Клятва Гиппократа в переводе на русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

С тех пор клятва не один раз редактировалась. Например, древние римляне внесли в клятву обещание «не оказывать медицинскую помощь бесплатно».

В России новоиспеченный врач при получении диплома дает в торжественной обстановке «Клятву врача», текст которой принят президентом в 1999 году:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту.

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете.

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - клянусь!»

Но даже, несмотря на то, что сегодня клятва в разных странах мира сильно отличается от оригинала, тем не менее, за врачом с острова Кос навсегда останется слава «отца медицины».

Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа:

Прошло более 2-х с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем.

1.Маска Гиппократа:

Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».

2.Пальцы или ногти Гиппократа:

Это когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.

3.Шапочка Гиппократа:

Так называется вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 сантиметров. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.

4.Скамья Гиппократа:

Эта скамья - впервые появившееся в сочинениях врачевателя описание медицинского оборудования для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью. Это был первый прообраз современного ортопедического стола.

5.Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча:

Этот метод заключается в следующем: травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткой упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

6.Шум плеска Гиппократа:

Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.

Интересные факты из жизни великого Гиппократа:

* Однажды Гиппократ лечил царя Македонии Пердикки II. Великий целитель диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние. *Гиппократ считал жир источником всех болезней.

*Как-то Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась сильная эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

*Был случай в жизни врачевателя, когда он дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил её впервые, она лишилась девственности.

*В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Бюст Гиппократа

Знаменитые афоризмы Гиппократа:

*Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов.

*«Лечит врач, а исцеляет природа». Гиппократ этой фразой говорит, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.

«Противоположное излечивается противоположным». А, исходя из этого принципа Гиппократа, спустя 2000 лет основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

*«Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь всё всем понятно, что только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.

*«Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим фразой Гиппократ утверждает, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.

Статуя Гиппократа

Клятва врача. Россия

фото из интернета

Когда Гиппократ умер, Аристотелю было примерно семь лет. Его имя заслуживает быть упомянутым непосредственно вслед за именем Гиппократа, ибо Аристотель и его учение об идеях, основанное на точном наблюдении природы, оказали большое влияние на разви­тие медицины. Из множества оставленных им трудов, - а их насчитывают по меньшей мере 400,-только малая часть касается медицины, но и они имеют большое значение. Уже его утверждение, что человеку свойственно питаться, размножаться, воспринимать окружающий мир, двигаться и мыслить, показывает, что Гиппократ исходил из данных наблюдения, из деятельности органов и, конечно, из их строения. Анатомия (учение о строении тела) и физиология (учение о деятельности органов тела) были для Аристотеля - первого составителя систематиче­ской зоологии и ботаники - исходными пунктами его описаний и классификации.

Самым главным, говорится в его трудах, является сердце. Поэтому-то оно возникает первым и кончается последним. Рождение есть переход из небытия в бытие, смерть же - переход из бытия в небытие. Поэтому в нарождающемся человеке, точно так же как и в животном, сначала образуется сердце как средоточие всего, затем верхняя часть тела с большой головой и большими глазами, а потом все остальное. Грудобрюш­ная преграда, говорит он, есть нечто вроде защитной стенки, которая задерживает притекающее снизу тепло. Ввиду выполнения такой важной задачи ее полагали цент­ром мышления, но Аристотель выступает против этого взгляда и задает вопрос, какое отношение имеет грудо­брюшная преграда к мышлению. Весьма часто в произведениях древних писателей мы встречаем мнение, что центром мышления служит сердце. Так, например, Гомер говорит в «Илиаде» об Ахилле, что «сердце в косматой груди его два обсуждало решения».

Аристотель (384-322г. до н.э.)

Аристотель приписывает человеку собственную «мыслящую душу», отличающую его от всех прочих живых существ, однако не указывает определенного места в теле, где она находится. .Правильное представление Аристотель имел о функциях оболочек: по его мнению, назначение их - предохранять внутренности от внешних повреждений. Поэтому важнейшие органы - сердце и головной мозг - окружены самой плотной оболочкой, ибо они нуждаются в особо надежном охранении, так как должны поддерживать жизнь. Органы, видимые извне, говорит он, известны, но внутренние органы неизвестны. Можно, однако, предположить, что они сходны с органами животных. Сердце варит из питатель­ных веществ кровь. Пульс, считает он, есть вздрагивание сердца; когда через большие кровеносные сосуды к сердцу подается питание, то это питание вскипает в сердце, и оно от этого резко вздрагивает. Несомненно, Аристотель видел и головной мозг человека, так как у него сказано, что этот мозг большей величины, чем у животных, и более влажный. Вместе с тем он утвержда­ет, что мозг человека лишен крови, холоден и не обладает чувствительностью. Почки человека он сравнивает с почками быка и находит, что они выглядят как бы состоящими из многих маленьких почек, - верное замеча­ние о почках новорожденных. Как этот, так и некоторые другие его выводы свидетельствуют о том, что в древней Греции, где вскрытия, как правило, были запрещены, анатомические познания все же могли быть почерпнуты путем вскрытия трупов младенцев, повидимому, трупов детей с врожденными дефектами.

Жизнь, говорит Аристотель, отличается влажностью и теплотой, старость же, напротив, холодом и сухостью. Человек живет дольше, чем многие крупные животные, потому, что его тело содержит больше влаги и теплоты. Все выделения исходят из негодной или же годной пищи. «Негодной я называю такую пищу, которая ничем не способствует росту и жизни и, будучи введенной в больших количествах, причиняет организму вред; годной я называю пищу, обладающую противоположными свойствами». Далее он утверждает, что все органы состоят из одной и той же субстанции, одинакового первоначаль­ного вещества, но у каждой части организма есть своя особая материя, например, особая материя слизи - сладость, желчи - горечь; однако и эти материи образо­вались из того же первоначального вещества. Организм растет, питается, а потом опять уменьшается, - это мы и называем жизнью.

О сне Аристотель говорит следующее. Сон связан с питанием, так как воздействие питания на рост проис­ходит более в состоянии сна, чем в состоянии бодрствова­ния. Еда приходит извне в предназначенные для нее помещения - желудок и кишки. Это первое правильное указание на путь, который проходит пища. Там происхо­дят изменения - хорошее попадает в кровь, плохое изгоняется, но также определенного рода субстанции путем испарения переходят в кровь. Эти вещества поступа­ют в центр тела - к сердцу, первоисточнику жизни. От испарений, происходящих из пищи, и возникает, по мне­нию Аристотеля, сон. Испаряемое вещество есть теплота, поэтому оно стремится вверх, точно так же как теплый воздух всегда поднимается кверху, затем поворачивает и попадает вниз. Поэтому еда и питье, особенно же употребление вина, содержащего много теплых веществ, действует усыпляюще. Аристотель признает, что в этой области еще много неясного, и ставит вопрос, не наступа­ет ли сон оттого, что пространства и ходы внутри головы охлаждаются вследствие движения, когда туда попадают испарения; он утверждает, что движение вызывает охлаждение, что желудок и кишечник, если они пусты, находятся в теплом состоянии, в то время как наполнение пищей приводит их в движение и поэтому охлаждает.

Аристотель приписывает питанию, наверное, справед­ливо, гораздо большее значение, чем это мы делаем теперь В то же время он, конечно многого не понимает. Так, например, он говорит, что недостаточное питание служит причиной того, что дети вначале имеют светлые редкие и короткие волосы, которые впоследствии темнеют потому, что поступает больше пищи, откуда они и приобретают свою окраску.

Дети пребывают в хорошем расположении духа, старцы же в дурном, так как одни горячи, другие же холодны. Старческий возраст есть своего рода охлаждение. Далее Аристотель говорит, что человек, а также лошадь и мул живут долго, потому что у них мало желчи. Это, конечно, неверно, так как все эти существа произво­дят желчь в очень большом количестве. Верно только то, что у лошади нет желчного пузыря, нет резервуара для желчи, но печень и у лошади производит это столь важ­ное для пищеварения вещество. Аристотелем установлено, что человек по развитию своих чувств остается позади многих животных, но человек, добавляет он, обладает более тонкой чувствительностью и потому является самым разумным из всех живых существ. По этой причи­не, и только по этой, имеются люди с хорошими спо­собностями и люди с плохими способностями, ибо твердокожие менее сообразительны, тогда как люди с мягкой кожей отличаются хорошими умственными способностями. Очевидно, он подразумевает физически крепких и физически слабых людей, но это не соответству­ет действительности.

Человек состоит из материи и формы. Материя производится стихиями - огнем и землей. Форму опреде­ляет отец и, кроме того, все внешние причины, например, солнце, проходящее через небосвод по косой линии. Так думал Аристотель, который усиленно интересовался возникновением и развитием человеческого зародыша. «Семя есть начало», говорил он. Это в какой-то степени правильно, но в других его замечаниях о размножении человека очень много неверного. И ценны только те его сообщения, в которых он приводит данные непосредствен­ного наблюдения. Человек становится зрелым по истечении двух семилетий. Дети, родившиеся до седьмого месяца беременности, выжить не могут. В большинстве случаев женщина рожает за один раз только одного ребенка; в некоторых странах, например, в Египте, на свет появля­ются и двойни, а есть места, где родятся трое и четверо детей; самое большее одновременно родятся пятеро детей. Вероятно, это наиболее раннее свидетельство, которым мы располагаем, о рождении одной матерью пяти младенцев. Безусловно, такие случаи в те времена производили не меньшую сенсацию, как и два тысячеле­тия спустя. У человеческого зародыша, полагал Аристотель, сначала образуется сердце, так как оно, как уже указывалось, считалось начатком организма и поэто­му первообразующейся в развитии живого организма частью. Аристотель также придерживался ошибочного мнения, что сердце состоит из трех камер (на самом деле оно состоит из двух камер и двух предкамер).

Из того, что Аристотель изложил в области медицины, многое, конечно, только продукт его фантазии или же заимствовано у других. Дело в том, что не хватало непосредственных наблюдений, констатаций на трупе. Это изменилось в дальнейшем в период нового подъема греческой науки, особенно когда Александрия - основан­ный Александром Великим портовый город в Египте - превратилась в научный центр, не имевший себе равных. Там в знаменитой библиотеке исследователи могли пользоваться сотнями тысяч книг, там собирались величайшие ученые всех отраслей, там были разрешены и вскрытия человеческих трупов, что хотя бы на время открыло, наконец, путь к исследованию человеческого тела. Лучшие врачи того времени сосредоточили свое внимание на изучении анато­мии и, конечно, физиологии, которая вплоть до XIX века являлась областью медицины, общей с анатомией.

Похожие материалы: