Описание педагогической деятельности учителя. Из опыта работы.docx - Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В. «Описание положительного опыта по трудовому обучению и воспитанию на уроках и во внеурочное время Опыт работы учителей технологии формы

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Актуальность и перспективность опыта.

Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками - залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.

Трудовая деятельность - это целенаправленная работа всего педагогического коллектива при постоянном взаимодействии с родителями; это кропотливый труд, состоящий из целого ряда взаимосвязанных мероприятий (школьные традиции, экскурсии, конкурсы, праздники …) в результате которых у учащихся формируются навыки самообслуживания; культуры поведения; воспитывается эстетический вкус. А главное быть самостоятельным, знать свои возможности, с радостью раскрывать свои способности и в будущем стать востребованным человеком в обществе.

Важным аспектом педагогической деятельности учителя является возможность в процессе трудового обучения сформировать устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию, через расширение функциональных возможностей побудить его к успешной творческой самореализации. Целенаправленная деятельность моя, как учителя, направлена на выявление и развитие у детей трудовых интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями, потребностями и пригодностью к той или иной профессии.

Концептуальность. Наличие теоретической базы опыта.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок - соревнование, урок - конкурс, урок - презентация, интегрированные уроки. При обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы (некоторые темы могут опускаться или по их образу разрабатываю новые для других видов труда), а также определяю время, необходимое на отработку содержания программной темы.

Занятия строю с учётом педагогической работы, они должны быть увязаны со всеми этапами урока, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения. Трудовое воспитание учащихся направляю на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии.

Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям. Поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Наиболее эффективным, считаю в нашей школе, является индивидуальное и дифференцированное обучение. В разработанной программе по развитию творческих способностей, ребенку дается возможность начать свое обучение с любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваю разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобо-да в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно - прикладного искусства в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми на уроках, участвуют в выставках, что придает силу и повышает самооценку учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне.

В настоящее время одним из принципов образования является гумманизация, которая требует конкретных инновационных технологий, обеспечивая ее реализацию. Я использую технологию личностно - ориентированного обучения, которая помогает создать условия для самопознания, самоопределения и самореализации слабовидящих учащихся. Метод проектов является одним из ведущих направлений в личностно - ориентированном подходе к обучению учащихся. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выгодский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Ведущая педагогическая идея.

Работа на уроках технологии у меня заключается в том, что одним из направлений работы является метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям учащихся и их интересам.

В ходе проектирования учитель является консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. Творческий проект учащихся, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку, проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальные способности учащихся, веру в творческие силы человека, в его возможности, идет «проектирование в человеке лучшего».

При выборе темы проекта учитываю уровень развития ребенка: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть, использую все хорошее и доброе заложенное в нем, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия. При его органи-зации над проектом учитываю возрастные и индиви-дуальные особенности ребенка. При работе над проектом ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг. Например: При выполнении проекта по теме «Изготовление декоративного панно для комнаты» ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать панно, где оно пригодится. Как изготовить? Находит решение. Работа по такой схеме, несет в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребенка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счет включения ее в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России. Проектная деятельность - это поиск, разработка, передача идей: поисковый метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. Использование в работе проектные методы обучения, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Цель - развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Мотивы - радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений. Методы - преобладание активных методов: - проблемная, - эвристическая беседа, - диспут,- совместный поиск, - методы активизации творческого мышления. Формы организации занятия - групповые и индивидуальные:- самостоятельная исследовательская работа, - дискуссия,- «мозговой штурм»,- консультация. Функции учителя - организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач. Функции учащихся - освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира. Статус учителя - помощник, советчик, консультант, старший друг. Результат - развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации.

Формирование положительной «Я - концепции». (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует).

Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрицательные стороны.

1.Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

2.Мотивация школьников к предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда.

Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Планируя процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а учителя обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться. Такой подход можно считать односторонней передачей знаний:

учитель учит - ученик учится;

учитель говорит - ученик слушает;

учитель активен - ученик пассивен;

учитель субъект обучения - ученик объект обучения;

учитель думает - ученик воспроизводит знания, получаемые в готовом виде

При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель - ученик в корне меняются:

ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знание - учитель рекомендует источники знаний;

ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

ученик субъект обучения - учитель партнер;

ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора

Важная проблема для педагога - показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат.

Оптимальность и эффективность средств.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

Коммуникативная - способность к общению;

Проблемно - поисковая - способность решать жизненные вопросы;

Рефлексивная - способность к анализу совершенной деятельности.

Имея те или иные способности, слабовидящие учащиеся активно проявляют себя в групповой проектной деятельности. Распределив все этапы выполнения проекта, учащиеся конкретно приступают к выполнению своего задания.

Начиная с 5 класса, учащиеся выполняют проекты по выбору: изготовление швейного изделия, украшение интерьера кухни, столовой; сервировка стола к празднику; изготовление картины; лоскутная пластика, изготовление декоративных вязаных вещей; вышивка крестиком и гладью; изготовление цветов из бумаги и многое другое.

Каждый этап работы внимательно и строго контролируется. Учащиеся осуществляют самостоятельную деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.

Результативность опыта.

Важная проблема для педагога - показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию и по результатам проведённых школьных и районных мероприятий. Свои умения и навыки я с радостью передаю детям. Очень рада, когда горят творческим азартом глаза учащихся. Лучшие работы учащихся выставляются на конкурсы, фестивали, выставки. За последние годы ученицы неоднократно становились призерами и победителями школьных, районных предметных олимпиад. Два года подряд учащиеся являются участниками и призерами районного конкурса «Умелые руки» победителями и призёрами районной научно- практической конференции. Принимаю участие в общественной жизни школы, провожу открытые уроки, выступаю на районных семинарах, педагогическом совете школы и на методическом объединении учителей « Технологии и ФК».

Общественная активность педагога

Член всероссийской политической партии ЕДИНАЯ РОССИЯ с 2009 года. Классный руководитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
ст. Родниковской Курганинского района Краснодарского края
Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В.
«Описание положительного опыта по трудовому обучению и
воспитанию на уроках и во внеурочное время»

2015 год
Настоящая работа – это обобщение моего опыта, полученного за годы работы в
школе.
Мой поиск – построение учебного процесса, который помог бы обеспечить
усвоение урочной или учебной темы. Как спланировать урок так, чтобы за
минимальный отрезок времени дать максимальное количество знаний учащимся.
Как, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать всё для
того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. А
для этого учитель должен подготовить урок так, чтобы ученики после него
стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке
знаний.
И уж, конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для
того, чтобы больше узнать. Ведь привлекательность учебного процесса является
важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной
активности учащихся к образованию, положительного отношения к школе.
Для этого стараюсь чётко объяснить задание и поставить цель перед учащимися
так, чтобы ученики знали, для ЧЕГО, ПОЧЕМУ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ им дали
задание. Научить детей внутренне признавать разумность и необходимость
осуществления этой деятельности – основная задача моей работы.
Ребёнку очень сложно переходить от состояния ничего неделывания / или что
сложнее, от деятельности по своему почину / к активному труду по заданию
учителя.
Поэтому раскрытие той или иной темы в полном объёме даю учащимся
постепенно. Как бы, подымаясь по ступенькам лестницы. Часть сопутствующей
тематики для раскрытия основной темы даю в младших классах, затем в старших.
В младших классах люблю проводить уроки и внеклассные мероприятия в
нетрадиционной форме, которые дают большие положительные результаты.
В старших классах провожу практические работы, которые вырабатывают навыки
шитья, вязания, приготовления пищи и др.
Учитель в состоянии сделать каждый свой урок привлекательным, но это
требует большой дополнительной подготовки. Надо подобрать материал, задачи,
упражнения, составить карточки – задания. И это дело не одного года, но в конце
концов урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет
приносить последним радость познания. Использование ИКТ позволяет проводить
уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
Обеспечение наглядностью, привлечение большого количества дидактического

материала повышают объём выполняемой работы на уроке в 1,5­2 раза, а также
обеспечивают высокую степень дифференциации обучения.
С первых минут, когда дети приходят ко мне на урок, я убеждаю их, что труд –
это основа всего. Основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом
себе, развития, человеческого счастья. И французская пословица: «Никто не
рождается с умными руками, руки умнеют в труде» стала нашим живым девизом.
Поэтому каждый мой ученик знает, что нет слова не хочу, а есть слово надо. Но
рядом с трудом физическим и умственным должен быть и труд нравственный,
возвышающий. Без него – труда нет, остаётся одна механическая работа.
Радость труда – это важнейший путь формирования отношения к труду. Без
радостного отношения вообще невозможен хороший труд. И примером этого
являются результаты работы: участие в творческих конкурсах, выставках.
Следующая педагогическая задача – воспитание эстетического отношения к
окружающей жизни: к природе, к людям, обществу.
Эстетическое развитие помогает формированию нравственных критериев,
вкусов, понятий, трудовых способностей и умственного развития. Связь
эстетических критериев со всеми задачами развития детей многопланова.
Например, на уроках кулинарии по теме « Приготовление горячих напитков » ­ в
частности, использование момента даже приготовления заварки чая, учащиеся
проявляют особую искусность, мастерство. Простое приготовление чая
превращается в некий сказочный ритуал. Тем самым, девочки показали свое
стремление к творческому мастерству (материал части этого урока прилагается в
презентации). А у меня была возможность взять на заметку способных учениц и
определить наметившихся лидеров, тех, кто более развит, кому даётся учение
легко, а кому труднее.
Используя задачи ТРИЗ (теория, решения изобретательных задач), я выявляю
нестандартное мышление у учащихся, которые не входили в число лидеров, а были
довольно неприметными в группе своих товарищей.
Например, объясняя учащимся историю возникновения швейных машин
(раздел машиноведения), делаю сообщение, что в 1837 г. Варфоломеем Тимотье
была впервые построена мастерская, где установлено было 80 деревянных
швейных машин. Но просуществовала эта мастерская недолго, т.к. была
разгромлена (но об этом не говорю) а задаю вопрос: « Почему мастерская
просуществовала недолго? » в одних классах дети сразу говорят ответ, в других
необходимы наводящие вопросы.
На протяжении всего учебного процесса уделяю большое внимание развитию
детей по народному декоративному искусству – одному из способов воспитания
любви и уважения к Родине, к своему народу, краю и местности, в которой мы

живём, приобщая к миру прекрасного, изучению национальных традиций и
обычаев. Это прослеживается в такой работе, как коллекционирование и
демонстрации работ, выполненных бабушками, родителями учащихся и
творческими работами, представленными самими учащимися.
В школе при помощи учащихся создана Кубанская горница. Предметы быта
горницы используем при проведении обрядовых праздников, таких как Масленица;
организуем предметы выставок и проводим встречи с мастерами рукоделия.
Изменившиеся социально – экономические условия диктуют необходимость
внесения изменений в подготовку учащихся к жизни и труду. И одно из новых
требований – развитие качеств делового человека. Это значит, что большое
внимание отводится на изучение домашней экономики, куда входят изучение
семейного бюджета, планирование, одним словом то, что необходимо молодому
человеку, вступившему в самостоятельную жизнь.
Хотелось бы подчеркнуть, что, добиваясь разными способами усиления
привлекательности урока, хотелось бы добиться главной цели современного
школьного образования – воспитания и развития способной, жизнелюбивой,
знающей и умеющей талантливой личности, готовой к творческой деятельности. И
при этом научить эту личность уважительно относиться к людям, считаться с их
делами, интересами; воспитать умение общаться со взрослыми и сверстниками
быть общительными, вежливости, деликатными и скромными.
И это возможно. Возможно, когда ты веришь в духовные силы ребенка в его
будущее победы и удачи.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия№9»

Описание передового опыта работы по теме:

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Колесников Игорь Александрович

учитель технологии МКОУ «Гимназия №9»

г. Шадринск, Курганской обл.

2013 г.

Информационная карта передового

педагогического опыта

2. Город Шадринск, Курганской области.

3. Образовательное учреждение : МКОУ «Гимназия №9».

4. Занимаемая должность: учитель технологии.

6. Тема педагогического опыта: «Проектный метод обучения на уроках технологии

в основной и средней школе».

7. Уровень опыта по степени новизны:

Для формирования личностного самопознания и профессионально-профильного самоопределения учащихся 5-11 классов на уроках технологии и во внеурочной работе я использую в своей работе передовые образовательные технологии, в основе которых лежит «Проектный метод обучения».

В условиях информатизации образовательного процесса часто использую информационно-коммуникационные, исследовательские и здоровьесберегающие технологии, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают различными способами получения информации, приобретают навыки самостоятельной, которые помогут продолжать образование, грамотно выбрать профессию и занять достойное место в современном обществе.

Эта работа особенно актуальна в условиях модернизации образования, которое определяет новые подходы к оценке качества обучения выпускников.

8.Цель педагогического опыта:

обучающая –

развивающая – развивать интеллектуальные умения (обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи), развивать учебно-познавательные умения (аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования), развивать практические умения (изготавливать учебные объекты труда и создавать собственные проекты);

воспитательная - воспитывать у учащихся умение вести познавательную и исследовательскую деятельность, работать в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных проектных и исследовательских работ (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу и само- и взаимоответственности.
9. Краткое описание опыта:

    Основные противоречия, решаемые в опыте:

    развитие творческого потенциала учащихся и природных способностей; создание условий для обретения каждым учеником универсальных умений, навыков в учебной и экспериментальной деятельности, создание на уроке и вне урока ситуации «успеха»;

    овладение учащимися поисковой, исследовательской и проектной деятельностью;

    подготовка ребят к выбору профиля будущей профессиональной деятельности, познание своих природных задатков, склонностей и способностей, адаптация к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

    Основные компоненты системы работы:

    системное применение проектного метода обучения с элементами ТРИЗ при изучении технологии в 5-11 классах;

    использование информационно-коммуникационных технологий;

    использование современных педагогических технологий, коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;

    организация на базе учреждений культуры города тематических выставок из проектных работ учащихся посвященных деревянному зодчеству Древней Руси;

    участие в работе многочисленных конференций регионального, федерального и международного уровней;

    привлечение к созданию научно-исследовательских работ и учебных проектов учащихся, которые обучаются технологии с 5 по 11 классы и занимаются внеурочной творческой деятельностью.

    Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:

    Методы – перцептивный аспект (словесные и наглядные в т.ч. ИКТ), гностический аспект (иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические и исследовательские методы в т.ч. ТРИЗ и метод проектов). Логический аспект (индуктивный, дедуктивный, конкретные и абстрактные методы), управленческий аспект (определяет степень самостоятельности ученика).

    Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельная работа, лекции, беседы, дискуссии, рассказ, практическая работа, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету (экскурсии, выставки, конкурсы, викторины, защиты проекта), проектно- и научно-исследовательская деятельность.

    Средства – оборудование инструменты и приспособления учебных мастерских, стенды, плакаты и таблицы, УМК «Технология» под ред. Симоненко В.Д. для 5-11 классов, авторские пособия, КИ материалы, компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет, учебные фильмы, презентации, интерактивные доклады; музыкальные фильмы-презентации; справочные таблицы; тестирующий комплекс, причинно-следственные связи, внутри- и межпредметные связи.

    Виды деятельности – обретение учениками универсальных умений и способов деятельности (компетенций во всех аспектах: когнитивном, операционно-деятельностном, ценностно-смысловом). Овладение приемами ручной и механической обработки разнообразных конструкционных материалов, на основе репродуктивных, проблемно-поисковых, исследовательских, продуктивных и проектных видах деятельности.

    Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

    Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

    методы стимулирования и мотивации учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности;

    методы контроля и самоконтроля учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности.

    Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

обязательно на уроке или внеклассном мероприятии по предмету напоминать ученикам о необходимости включения мыслительных инструментов, с помощью которых они могут учиться; обеспечение единства всех участников образовательного процесса в понимании важности данной проблемы.

    Необходимые ограничения и запреты :

ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся, разрешением спорных вопросов и выборе оптимального варианта решения проблемы. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активно-познавательной или учебно-поисковой деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя технологии широкого кругозора и высокой степени педагогического и производственного мастерства

    Результативность:

высокое «качество знаний» и проектно-исследовательских работ учащихся по предмету, в классах отсутствуют неуспевающие, заинтересованность предметом и внеурочной работой, увеличивается число учащихся, занимающихся научно-практической деятельностью, все больше учеников посещает кружковые занятия, участие в социально-значимых акциях (выставки, театральные постановки, педагогические чтения, семинары, фестивали и др.).

    Преимущества этого опыта:

проведение уроков технологии с применением проектного метода обучения, информационно-коммуникационных и современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения уровня своих возможностей, своего социального статуса и личностной значимости в мотивации активности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной, творческой и социальной деятельности. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, попробовать и проявить себя в различных видах деятельности, способствуют раскрытию творческих способностей и подготавливают к осознанному профессиональному и жизненному самоопределению.

10. Эффективность опыта:

определяется тем, что через развитие у учащихся умения искать смысл своей учебной деятельности, через осмысление и переосмысление содержания знаний происходит становление личностного отношения к процессу обучения, что повышает продуктивность образования в целом, способствуя личностному развитию школьника.
11. Экспертное заключение:

Обобщение опыта одобрено к.п.н. доцентом кафедры профессионально-педагогического образования ФГОУ ВПО Шадринского государственного педагогического института Емельяновым О.Б..

12. Последователи:

учителя России познакомившиеся с авторскими «Методическими рекомендациями по выполнению проектных работ» в журналах PEDMIR, Школа и производство, Народное творчество, Начальная школа и др., а так же учителя Баталов В.А., Благинин А.Н., Зацепин А.В. - учителя технологии МКОУ СОШ №№ 4, 8, 11 из г. Шадринска.

13. Кто и когда изучил опыт за последние три года:

на муниципальном уровне:

    Выступление на городском МО учителей технологии «Роль предпрофильной технологической подготовки на занятиях школьного кружка с учащимися 8-9 классов» - 2009г.

    Выступление на городском МО учителей технологии «Организация проектной деятельности на уроках технологии» - 2010г.

    Выступление на городском МО учителей технологии «Совершенствование возможностей профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов» - 2011г.

    Открытое внеклассное занятие кружка лего-конструирование – «Моделирование сказки «Репка» - 2б класс – 2012г.

на региональном уровне:

на федеральном уровне:

    Статья - «Проектирование универсальной магнито-электрической машины» ж. «Школа и производство» – 2012 - № 8.

    Участие на Всероссийской конференции в ШГПИ «Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода», выступление - «Системно-деятельностный подход на уроках дехнологии» - 2011г.

    Руководство секцией и доклад на Шестой Всероссийской научно-практической конференции в ШГПИ «Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства» Секция 1. Инновационная деятельность участников образовательного процесса. Высттупление – «Проектная работа современного школьника» - 2012г.

на международном уровне:

    CULN NET - международный фестиваль культуры и искусства -2012 проект ЛАУРЕАТ «Учебный стенд «Резьба по дереву» -

Целостное описание опыта.

3. Условия возникновения, становления опыта:

Наша гимназия №9 создана в 1919 году на базе бывшей Алексеевской гимназии, а затем – единой трудовой школы II ступени.

В 1993 году в средней общеобразовательной школе №9 были вновь открыты гимназические классы, в которых обучение исполнялось по программам повышенного уровня. В феврале 2002 года проведена аттестация школы-гимназии, и приказом Главного управления образования области ей определен статус гимназии.

Педагогический коллектив успешно осуществляет проблемы развития способностей и возможностей учащихся, подготовки их к профессиональной деятельности, самоопределению и самореализацию личности. Уровень обучености учащихся составляет 100%, на «4» и «5» учатся более половины учащихся. В 2006 и 2008 годах гимназия была победителем ПНПО.

Решение новых задач, поставленных перед школой жизнью, привело к поискам новых форм учебной работы по технологии и поиска новых методов обучения. Сочетание проектного метода обучения и учебных занятий наиболее полно отвечает задаче всестороннего развития личности учащихся, выявлению склонностей, способностей и природных задатков, формированию творческой личности, знающей свою историю, свою культуру, владеющую разносторонними политехническими знаниями. Осознание этого заставило меня задуматься над проблемами современного технологического образования и попытаться внести свой вклад в процесс его реформирования.

К основным проблемам преподавания технологии в рамках средней школы, на мой взгляд, относятся следующие:

    несбалансированность предметных программ; технология, как наука, аккумулирующая знания физики, математики, черчения, истории, химии, биологии, подчас тематически вырывается вперед, и приходится затрачивать массу времени и усилий на объяснение тем, выходящих за рамки предмета;

    неудовлетворительное отношение к значимости технологии как учебного предмета, как со стороны учеников и их родителей, так и со стороны коллег.

    Недостаточная укомплектованность материально-технической базы, часто не позволяющая связать практическую часть работы с теоретическим материалом.

    Архоичность оборудования, инструментов и технологических способов обработки конструкционных материалов.

    Поверхностное отношение к трудовым навыкам, профессиональному и жизненному самоопределению.

    Односторонне развитие личности за счет уделение внимания на «основные учебные дисциплины», необходимые для сдачи ЕГА в ущерб другим предметам.

Обучение детей происходит на фоне общего ухудшения их физического самочувствия, нестабильности благосостояния большинства их семей и возрастания в связи с этим проблем в области психического здоровья школьников.

С учетом всех этих обстоятельств неоценимую помощь в полноценном усвоении программного материала может оказаться проектный метод обучения с применением элементов ТРИЗ и информационно-коммуникационных технологий. Подобный подход к обучению предмета «Технология» позволяет за тот же промежуток времени усвоить программный теоретический материал, дифференцированно подойти к обучению методам творческого поиска, с учетом уровня интеллектуального развития школьника выполнить учебный проект, а также развить его творческие способности, ориентируясь на личностную заинтересованность.

Учитель технологии постоянно должен связывать каждую тему с повседневной жизнью, проводить практические работы, повышающие интерес к предмету у школьников, просить охарактеризовать те или иные привычные технологические системы, устройства, машины и механизмы, организовывать со 100% учащихся проектную работу, ненавязчиво вырабатывая навык учебно-исследовательской деятельности. Это помогает каждому ответить на часто повторяющийся в последнее время вопрос: “Зачем мне эта технология нужна?” Школа должна создавать условия для формирования гармонично-развитой, творческой личности, обладающей качествами, необходимыми для успешного выживания в сложных условиях современного мира, и эту задачу невозможно решить без привлечения школьников к осознанной, творческо-созидательной деятельности организованной на основе политехнических знаний.

4. Актуальность опыта:

Новизна и оригинальность моего опыта заключается в совмещении академических знаний по предмету «Технология» с проектной деятельностью и внеурочной работой в кружках, элективных курсах и курсах по выбору.

Передача учащимся инициативы и права выбора определенных направлений учебно-творческой деятельности существенно повышает и мотивацию к выполнению учебных задач, и значимость своей роли в образовательном процессе. Опережающее обучение и интенсификация учебного процесса с помощью методов ТРИЗ и информационно-коммуникационных технологий существенно активизируют деятельность каждого учащегося на различных этапах урока.

При подготовке к защите проектных работ, оформлении пояснительной записки, выполнении конструкторской и технологической документации и др. используются компьютерные технологии. Учащиеся под руководством учителя развивают свой интеллект, овладевают способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Ориентация учителя на методику проектного обучения позволяет включить учеников в исследовательскую и творческую работу (индивидуальную, групповую, парную), во время которой ученики пробуя, ошибаются, снова пробуют, экспериментируют и выходят на правильный путь, который способствует успешному решению ученого задания, преодолению чувства неуверенности в себе и позволяет занять достойное местно в ученическом коллективе. Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует созданию доброжелательной психологической атмосферы, обеспечивает личностно ориентированный подход в обучении, способствует приобщению детей к научно - практической деятельности, вовлечению в данный процесс родителей учащихся.

5. Теоретическая обоснованность опыта:

В основе моего опыта лежат концептуальные принципы, теории и технологии применения проектного метода обучения в образовательном процессе различных школ основанные на идеях американских и отечественных педагогов: Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э.Коллингса, Х. Паркхерст, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, В.Н. Шульгина, Л. Левина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и других ученых.

6. Ведущая педагогическая идея опыта:

Во время образовательного процесса ученику внушается главная мысль, что он сам способен сформировать свои личностные качества, свои умения в проектировании больших и малых событий своей жизни, что в конечном итоге определит: его линую карьеру, интеллектуальное развитие, политехническую грамотность и будет гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.

7. Технология опыта:

Цель: обучающая – опережающее обучение, обеспечение оптимальных условий для качественного усвоения базового стандарта образования;

развивающая – развивать интеллектуальные умения, т.е. умение обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать учебно-познавательные умения, т.е. умение аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, изготавливать учебные объекты труда и создавать собственные проекты;

воспитательная - воспитывать у учащихся умение вести познавательную и исследовательскую деятельность, работать в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных проектных и исследовательских работ (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу, само- и взаимоответственности

Задачи:

    Развивать творческий потенциал и природные задатки учащихся.

    Создавать условия для обретения каждым учеником разносторонних знаний, умений, навыков, овладения учащимися проектно-поисковой, учебно-исследовательской творческой деятельностью, организация ситуации успеха на уроке.

    Готовить ребят к профессиональному и жизненному самоопределению, на основании объективных знаний о современном мире, которому свойственно наличие кризисных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Организация учебно – воспитательного процесса:

Поставленные задачи решаю через интеграцию изучаемого материала с другими учебными дисциплинами, опираясь на инновационные творческие методы обучения с применением интерактивных и современных педагогических технологий, коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности.

Основной формой организации учебных занятий по технологии в школе является урок. На уроке представляется возможным применять разнообразные формы и методы обучения, но руководящая роль остаётся за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс, систематически излагает материал сам и вместе с тем учит детей самостоятельно добывать знания из различных источников, приучает к самостоятельным практическим и творческим работам, применяя при этом демонстрацию инструментов, приспособлений, машин и механизмов, проведение экскурсий на производство, на выставки и в музеи.

Урок - решающее звено в учебном процессе, и качество знаний учащихся по предмету зависит прежде всего от научно-методического уровня каждого урока и всей системы уроков в целом. Каждый урок по технологии следует рассматривать как новую тему, однако его содержание и методы работы тесно связаны с содержанием как предыдущих уроков, или других учебных дисциплин, часто опережая их на несколько лет обучения. Нельзя добиться строго продуманной, чёткой системы в работе, если готовиться только к одному уроку, не имея перспективного плана учебного процесса по предмету. Подготовке к отдельно взятому уроку должна предшествовать разработка системы уроков по теме или разделу.

Каждый урок должен быть эффективным. Эффективность зависит от применяемых на уроке методов изложения учебного материала, форм организации учебной деятельности учащихся, проверки их знаний, умений и навыков. Разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности учащихся на уроке, умелое их использование – одно из важнейших условий эффективности учебного процесса по технологии. Наряду с традиционными методами при выполнении проектно-исследовательских работ я применяю следующие методы творческого поиска новых решений:

    Метод мозговой атаки или мозговой штурм;

    Метод морфологического анализа;

    Метод контрольных эвристических вопросов;

    Метод фокальных объектов;

    Метод поэлементного анализа;

    Алгоритм решения изобретательских задач;

    Метод препарированной вишни;

    Метод «Скампер»

Успешно использую в своей работе авторские рабочие тетради для 5,6,7,8 класса и методическое пособие (Проектная деятельность старших школьников), материалы которого в 2012 году были опубликованы электронном периодическом издании PEDMIR. Рабочие тетради для 5,6 и 7 классов подготовлены в соавторстве с учителем технологии из МКОУ «Лицей №1» Емельяновым О.Б.

Веду разноуровневые и разновозрастные кружки «Художественное конструирование», «Лего-конструирование», «Дружина юных пожарных», элективные курсы и курсы по выбору «Твоя профессиональная карьера», «Основы творческого конструирование», «Работа с одаренными детьми» и др. при МКОУ «Гимназия №9» и кружок «Юный зодчий» при МКОУ ДОД «Дом детства и юношества «Ритм». Систематически использую на своих уроках контрольно - измерительные материалы.

Я уделяю большое внимание внеклассной работе по предмету, которая имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умению творчески подходить к решению различных поставленных задач. Особый интерес к проектно-исследовательской и творческой деятельности у учащихся появляется тогда, когда нам удаётся применить свои умения для реализации социально-значимых проектов. Именно во внеклассной работе слабо дети могут реализовать свой учебный потенциал: на уроках они многое не понимают, а во внеклассной работе выявляются интересы и наклонности отдельных учащихся и прививается любовь к производительному творческому труду.

В системе внеклассной работы я использую разнообразные формы внеклассных занятий по предмету: организую тематические выставки, участвую в выставках различной направленности, днях науки; предметных декадниках (неделя технологии); экскурсиях, конкурсах защиты проектов, викторинах, выпуске стенгазет, встречах с уважаемыми людьми; демонстрации учебных фильмов, ведение разноуровневых и разновозрастных кружков; работа с одаренными учащимися

Систематическая внеклассная работа и постоянные поиски новых форм работы содействует развитию интереса к технологии, и качество знаний учащихся повышается.

Для того, чтобы уроки, проводимые в нетрадиционной форме, были интересными и продуктивными, я в своей работе систематически использую следующие современные образовательные информационно – коммуникационные технологии. Пока основная работа заключается в подготовке материала, так как очень многие фильмы есть только на видеокассетах, нам приходится их отцифровывать при помощи компьютера и видеомагнитофона, и при необходимости делать нарезку необходимого материала. На сегодняшний день наша фильмотека насчитывает более 150 фильмов и их частей, подготовленных для уроков технологии, твоя профессиональная карьера, и творческих проектов по традиционным народным промыслам, ремеслам и русскому деревянному зодчеству.

С 2003 года обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт. За три последних года мой опыт обобщен в научно-методических журналах, в интернет сообществах, на научно-практических конференциях, на методических объединениях, открытых уроках и занятиях кружка:

на муниципальном уровне:

    Выступление на городских МО учителей технологии «Роль предпрофильной технологической подготовки на занятиях школьного кружка с учащимися 8-9 классов» - 2009г.

    Выступление на городских МО учителей технологии «Организация проектной деятельности на уроках технологии» - 2010г.

    Выступление на городских МО учителей технологии «Совершенствование возможностей профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов» - 2011г.

    Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования МКОУ «Дом детства и юношества» «Социализация обучающихся в системе дополнительного образования» - 2010г.

    Открытый урок «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности» - 2009г.

    Бинарный интегрированный урок «Убранство русской избы» - 2010г.

    Открытый урок «Исторические предпосылки и развитие деревянного зодчества на Руси» - 2010г.

    Открытое внеклассное занятие кружка «Лего-конструирование» – «Моделирование сказки «Репка» - 2б класс – 2012г.

    Буклет по материалам выставки «Русь богатырская». Русское деревянное зодчество, выпуск-1 – 2010г.

    Буклет по материалам выставки «Русь православная». Русское деревянное зодчество, выпуск-2 – 2012г.

    Выступления в СМИ (печать, радио, телевидение) по результатам поездок на международные и Всероссийские конкурсы и олимпиады, на открытиях тематических выставок «Русь богатырская-2009», «Путешествие за каменный пояс-2012» и др.

на региональном уровне:

1. Статья - «Техника в научно-философской ретроспективе ее развития» - Вестник начинающих исследователей: Выпуск 8. – Курган: КТК, – 2009г.

2. Статья - «Педагогическое сопровождение старших школьников на получение инженерно-технического образования» - Вестник начинающих исследователей: Выпуск 9. – Курган: КТК, – 2011г.


на федеральном уровне:

    На Всероссийском конкурсе Педагогических эссе «Взгляд-2011» (г. Казань) – участник.

    Статья - «Изготовление деревянной игрушки «Шадринский гусь» - ж. «Школа и производство» – 2011 - № 1.

    Статья - «Объект труда «Культиватор механический» - ж. «Школа и производство» – 2011 - № 2.

    Статья - «Изготовление модели межпланетного комплекса» ж. «Школа и производство» – 2011 - № 6.

    Статья - «Электрифицированный стенд «Шадринский острог XVII века» ж. «Школа и производство» – 2011 - № 7.

    Статья - «Проектирование универсальной магнито-электрической машины» ж. «Школа и производство» – 2012 - № 8

    Статья - «Изучение культурного наследия на занятиях школьного кружка» ж. «Школа и производство» – 2013 - № 1.

    Статья - «Макетирование памятников деревянной архитектуры и выбор инженерно-технического образования» - ж. «Начальная школа» №3 – 2011г.

    Статья - «История в макетах» - ж. «Народное творчество» № 4 – 2010г.

    Статья - «Профессиональное самоопределение старших школьников – как педагогическое понятие» - ж. «Вестник ЮУрГУ №31», - 2009г.

    Статья – «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников» - Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф., Шадринск, 12 ноября 2009 г. / Шадр. гос. пед. ин-т; сост. Н.В. Бякова. – ОГУП «Шадринский дом печати», Каргапольский филиал, 2009.

    Участие на Всероссийской конференции в ШГПИ «Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода», выступление - «Системно-деятельностный подход на уроках технологии» - 2011г.

    Руководство секцией и доклад на Шестой Всероссийской научно-практической конференции в ШГПИ «Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства» Секция 1. Инновационная деятельность участников образовательного процесса. Выступление – «Проектная работа современного школьника» - 2012г.


на международном уровне:

    Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Ажурные изделия из металла» на конкурс «Чудеса своими руками» - 2011г. -

    Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Макеты русского деревянного зодчества» в номинации «Дополнительное образование» - 2011г. -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - "Макетирование памятников русской деревянной архитектуры - как направление педагогического сопровождения младших школьников на выбор инженерно-технического образования", 2012г. -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава I. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава II. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава III. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава IV. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава V. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава VI. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии) -

    PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Приложение к методическому пособию "Проектная деятельность старших школьников" -

    PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2011, проект ПОБЕДИТЕЛЬ - «Восьмое чудо света» -

    PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012, проект ЛАУРЕАТ «Оборонное зодчество» -

    PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012 проект ЛАУРЕАТ «Храмовый комплекс» -

    PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012 проект ЛАУРЕАТ Учебный стенд «Резьба по дереву» -

    PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012 проект ЛАУРЕАТ «Ажурные изделия из жести» -

    PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2013 проект ЛАУРЕАТ «Хозяин леса» -

    CULN NET - международный фестиваль культуры и искусства -2012 проект ЛАУРЕАТ «Учебный стенд «Резьба по дереву» -

Своевременно повышаю квалификацию:

1). Курсы повышения квалификации Министерства образования и науки РФ, Национальная система «Интеграция», г. Москва по теме «Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения: от теории к практике» – 36 часов. Свидетельство № 008215 от 29.10.10.

2). Курсы повышения квалификации при ФГБОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт в сентябре 2012 года по теме: «Теория и методика технологического образования» – 72 часа. Удостоверение № 354, от 28.09.12.

В результате аттестации в апреле 2013 года мне была присвоена высшая квалификационная категория. Имею награды: знак «Почетный работник общего образования РФ», благодарственные письма губернатора Курганской области, мера, городской думы и отдела образования города Шадринска, благодарности с международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей.

Содержание образования:

Для формирования научного мировоззрения учащихся использую различный подход: формирую у ребят системность технологических знаний, диалектико-материалистическое мировоззрение, научную картину мира, трансформацию предметных знаний в методы познавательной творческой деятельности, вооружаю учащихся системой приемов и практических навыков работы ручной и механической обработки различных конструкционных материалов и др.

Принцип моей работы - прислушиваться к идеям ученика, его желаниям и возможностям: учащиеся с дивергентным мышлением (его преобладанием) – творцы, они с большим интересом вовлекаются в научно-исследовательский и творческий процесс в качестве активных учеников.

Учащиеся с конвергентным мышлением (его преобладанием) – знатоки, предпочитают работать под руководством учителя. У знатоков и творцов разные индивидуальные достижения.

РЕЗУЛЬТАТ: Освоение теоретических и практических знаний на опережающем уровне с применением проектного метода обучения, позволяет учащимся занимать призовые места в олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и научно-практических конференциях на международном, Всероссийском, региональном и муниципальном уровнях.

Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса.

Формы учебных занятий:

Считаю необходимым научить учащихся самостоятельно добывать знания, а затем оценивать свою деятельность. Учу ребят критически мыслить, а поэтому для выработки навыков создаю условия для нахождения технологических ошибок и практических недоработок в технологических документах или в объектах трудовой творческой деятельности. Для показания практической значимости изученного на уроке использую метод проектов. Особое значение отвожу развитию рефлексивных умений и навыков (провожу тестирование, в том числе и на компьютере). Использую контрольно-измерительные материалы для организации итогового тематического контроля знаний по предмету «Технология» в 5,6,7 классах, разработанные учителем трудового обучения, соискателем ученой степени кандидата педагогических наук, «Государственного казенного специального (коррекционного) учреждения для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Шадринской школы-интернат №11 первого, пятого видов» Зацепиным А.В., которые я опробую на своих учениках совместно с автором, опираясь на опыт использования в образовательном процессе ИКТ.

Чтобы заинтересовать современных школьников, использую интерактивные формы занятий: создаю презентации к урокам, выполняю оцифровывание и нарезку фрагментов учебных фильмов с видеокассет и взятых из сети Интернет.

Повысить интерес к предмету технология помогают внеклассные мероприятия. Актив помогает проводить для школьников среднего звена классные часы: «Викторины», «Технологические выставки», «Соревнования «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», а так же социально-значимые события в виде тематических выставок и совместное участия в театральных постановках, которые собирают большую аудиторию и пользуются успехом и находят отражение в СМИ. Особенно привлекают ребят поездки на международные и Всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады, в которых мы ежегодно участвуем с 2007 года, несмотря на незначительную спонсорскую помощь или полное ее отсутствие.

Такие мероприятия очень нравятся детям, они получают реальную практическую возможность использовать знания из разных областей наук и добиваться требуемых результатов, но самое важное – они учатся ставить цели, достигают их, сами определяют проблему, находят способы ее решения, тем самым подготавливая себя к взрослой жизни.

Методы организации и осуществления учебной деятельности:

    Перцептивный аспект (передача учителем информации и воспроизведение ее учениками посредством слушания, наблюдения, практикума):

    словесные методы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, инструктаж, звуковоспроизведение и пр.

    наглядные: демонстрации приемов работы, с помощью мультимедийного проектора, стендов, таблиц, фрагментов учебных фильмов, презентаций, тестов и пр.

    Гностический аспект (характер усвоения учеником нового материала):

    иллюстративное объяснение при помощи отображения практических приемов деятельности, по опорным схемам и таблицам,

    репродуктивные (воспроизведение материала по опорам),

    проблемное изложение материала,

    эвристические,

    исследовательские.

    Логический аспект (методы, характеризующие логические операции при подаче и усвоении учебного материала):

    индуктивные (от простого к сложному, от частного к общему, от примера к формуле, от явления к закону); дедуктивные (наоборот); традуктивные (от простого к простому, от сложного к сложному, от примера к примеру и пр.);

    конкретные и абстрактные (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.)

    Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности):

    деятельность под руководством учителя или помощника-консультанта,

    самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Средства обучения:

Технологическое оборудование, инструменты, приспособления, макеты, наглядные пособия, планшеты, таблицы, компьютер, компьютерные диски, мультимедийный проектор, мультимедийные пособия.

Преобладающие виды деятельности:

Обретение учениками универсальных практических умений, в том числе по способам обработки разнообразных конструкционных материалов (компетенций во всех аспектах: когнитивном, операционно-деятельностном, ценностно-смысловом). Овладение проблемно-поисковыми, творческо-исследовательскими и продуктивными видами деятельности.

В чем я вижу преимущества «Проектного метода обучения» в процессе преподавания предмета «Технология» в современной школе:

    Повышение эффективности урока и качество работы учащихся;

    Значительная экономия учебного времени;

    Привлечение интереса учащихся к предмету;

    Возможность использования на уроке разных форм обучения, что делает процесс обучения более интересным и эффективным;

    Позволяет без ущерба поменять выбранный вид деятельности;

    Использование мультимедийного проектора заменяет практически все ранее используемые средства наглядности, технические средства обучения: кодоскоп, диапроектор и др.

    Закрепляются и развиваются общеучебные навыки и умения самостоятельной практической работы

    Повышается активность познавательной творческой деятельности учащихся

    Повышается качество знаний и объектов практических работ учащихся.

Алгоритм формирования надпредметных умений, т.е. умений, которые ученик использует при изучении других наук:

    Диагностика и выбор.

    Мотивация и целеполагание.

    Инструктирование.

    Реализация.

    Анализ.

    Упражнение, доведение до навыка.

    Перенос в другие области.

Условия эффективности формирования надпредметных умений:

    Обязательно на уроке или внеклассной работе напоминать ученикам о необходимости включения тех мыслительных инструментов, с помощью которых они могут учиться (при наличии мотива).

    Подготовка для учащихся технологических инструкций по каждому учебному умению.

    Обеспечение единства всех участников образовательного процесса в понимании важности этой проблемы.

Методы стимулирования и контроля:

    Методы стимулирования мотивов интереса к обучению:

    Познавательные игры.

    Работа в группах.

    Создание ситуации успеха, новизны, занимательности.

Методы стимулирования мотивов сознательности,

ответственности, настойчивости и долга:

  • Убеждение, требование.

    Приучение.

    Упражнение.

    Поощрение, наказ.

    Методы контроля и самоконтроля ученической деятельности:

    Устные, письменные.

    Фронтальные, групповые или индивидуальные.

    Итоговые или текущие.

    С применением компьютера.

Возможные уровни усвоения учебного материала:

1 уровень – «знание» (запоминание и воспроизведение).

2 уровень – «понимание» (объяснение, изложение, интерпретация)

3 уровень – «применение» (по образцу в исходной ситуации или при условии изменения ситуации).

4 уровень - «творчество».

Существует три механизма творчества:

модификационный – видоизменение того, что имеет аналог или прототип,

комбинаторный – разложение известного на части и соединение в новом виде,

радикальный – изобретение того, что не имеет ни аналогов, ни прототипов, но имеет социальную ценность.

5 уровень – «эмоционально-ценностное отношение» (ученик обнаруживает знания по всем уровням и испытывает при этом чувство удовлетворения).

8. Длительность работы над опытом:

Пять лет, с 2007 по 2012 год.

9. Диапазон опыта:

Интеграция проектного метода обучения и нетрадиционных форм проведения урока технологии с внеклассной работой учащихся 5-11 классов.

Результативность опыта

Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к технологическим знаниям, организации учёбы в школе так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни, и введение в учебную программу по технологии модуля «Проект» привело к образованию нового подхода к организации и проведении уроков технологии. Я работаю над темой: «Проектный метод обучения на уроках технологии в основной и средней школе» уже более 5 лет. Такие уроки ориентируют учителя на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся, они более эффективны, чем обычные уроки. Считаю, что благодаря моему опыту работы над этой темой мои учащиеся достигли очень высоких результатов.

По результатам последних трех лет можно проследить следующую позитивную динамику успешности обучения: успеваемость составляет – 100%, качество знаний по предмету – 95%, средний балл - 4,4.


По итогам 2009-2012 г.г. уровень учебных достижений остается на стабильно высоком уровне. Об этом свидетельствуют результаты городских, областных, Всероссийских и международных олимпиад, конференций, выставок, где учащиеся ежегодно занимают призовые места.

За 2009-2012 учебные года Игорем Александровичем было подготовлено 63 победителя, лауреата и призера международных, Всероссийских и региональных конкурсов и олимпиад; 63 ученика были отмечены грамотами и дипломами муниципального уровня.

Сводная таблица результатов конференций, олимпиад, форумов, конкурсов разного уровня за три последних года

Год

Информация о результатах представления учебных работ учащихся МКОУ «Гимназия №9» в рамках конкурсов, смотров, конференций за три последние года

пп

Информация о результатах представления творческих работ обучающихся детских объединений «Художественное конструирование и «Юный зодчий» в рамках конкурсов, смотров, конференций за три последние года

пп

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение уроков и внеурочных занятий по предмету «Технология» с применением проектного и других инновационных методов обучения способствует развитию интереса к предмету, высокого познавательного уровня, гибкости мышления учащихся, активизации развивающего потенциала обучения, личностной включённости всех участников в процесс учёбы. Окончив основную школу, учащиеся продолжают заниматься учено-исследовательской деятельностью и в старшем звене, что стимулирует их тенденцию к личностному росту, поощряет исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования учения, повышения личностного роста и грамотного выбора будущего профиля профессионального обучения. Ведь сейчас как никогда велика потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людях.

Библиографический список

Из опыта работы учителя обслуживающего труда Лобановской общеобразовательной школы I – III ступеней Мидловец Т.Г.


1. Ф.И.О.: Мидловец Татьяна Григорьевна 2. Дата рождения: 30 августа 1963 года 3. Адрес: АР Крым, Джанкойский район, с. Лобаново, ул. Школьная № 26, телефон: 0999245860 4. Образование : Одесский педагогический государственный университет им. К.Д. Ушинского, 1992 г., специальность «Педагогика и методика воспитательной работы, учитель этики и психологии» 5. Место работы : Лобановская общеобразовательная школа 1 – 3 ступеней 6. Должность: ЗДВР, учитель трудового обучения, основ здоровья, этики 7. Общий трудовой стаж: 34 лет 8. Педагогический стаж в данном учебном учреждении: 27 лет


Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил… Н. А. Заболоцкий


Работаю над проблемой:

Развитие творческих способностей с целью формирования и становления творческой личности на уроках трудового обучения .


Правильный выбор и эффективное применение на уроке методов и средств обучения:

а) методы, используемые на уроке, должны соответствовать его целям и содержанию, уровню подготовленности учащихся;

б) урок должен быть оснащен соответствующими наглядными пособиями. Наглядность целесообразно использовать не только в качестве иллюстрации, но и как источник новых знаний, средства повышения познавательной активности учащихся;

в) важно осуществить индивидуальный подход к учащимся;

г) при формировании профессиональных знаний, умений и навыков добиваться того, чтобы ученики проявляли настойчивость в учении и труде. Для развития творческого потенциала учащихся применяются поисковые, проблемные методы, а главное применять проектный метод обучения.









Итоги II этапа ученических олимпиад по трудовому обучению

2009 – 2010 г. – 3 место -11класс;7 место- 9класс;

2012 – 2013 г. – 2 место -11 класс; 5 место -9 класс;

2013 – 2014 г. – 4 место -11 класс; 4 место -9 класс.


  • Дипломом II степени награждена Мартынюк Виктория в республиканской выставке-конкурсе «Прикосновение к истокам» (2012 г.)
  • Награждена дипломом «ЦДЮТ» Суханик Кристина в республиканской выставке – конкурсе «Пасхальная Ассамблея 2012»
  • Диплом I степени награждена Мартенюк Виктория по итогам республиканской выставки - конкурса «Прикосновение к истокам» в номинации «Народная вышивка» (2013 г.);
  • Диплом II степени награждена Суханик Кристина по итогам республиканской выставки - конкурса «Прикосновение к истокам» в номинации «Художественная вышивка» (2013 г.) ;
  • Награждена грамотой Кравчук Дженифер за участие в Крымском фестивале – конкурсе «Этот удивительный Крым» (2013 г.)

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, - он совершенный учитель» Л.Н.Толстой


СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!