Гуревич П.С. Философская антропология Гуревич философская антропология читать

Павел Семенович Гуревич – специалист по философской антропологии, психоанализу, философии культуры и современной западной философии; доктор филологических наук и доктор философских наук, профессор. Родился в г. Улан-Удэ (Бурятия). В 1955 году окончил историко-филологический факультет Уральского университета.

В 1962–1965 годах учился в аспирантуре МГУ. С 1970 года работал в АН СССР, сначала в Научном совете по проблемам зарубежных идеологических течений, а с 1984 года – в Институте философии, в настоящее время – заведующий сектором «История антропологических учений», декан факультета психологии Московской государственной технологической академии. Докторская диссертация по философии – «Человек как объект социально-философского анализа» (1991).

Главный редактор журнала «Архетип», член редколлегии журнала «Философские науки» и «Вестник Психоаналитического общества». Под редакцией Гуревича и с его предисловиями вышло около 40 книг философской классики, в том числе философские произведения Н.А. Бердяева, М. Бубера, У. Джеймса, Э. Фрейда, К. Юнга, К. Ясперса и др. Он издал восемь томов сочинений Э. Фромма.

В качестве составителя и ответственного редактора Гуревич подготовил антологии по философии техники «Новая технократическая волна на Западе» (М., 1986), по философской антропологии – «Проблема человека в западной философии» (М., 1988), «Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения» (М., 1991), «Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век» (М., 1995), «Феномен человека» (М., 1993), «Это человек. Антропология» (М., 1995), по общим вопросам философии – «Мир философии» (Т.1–2. М., 1991; совм. с В.И. Столяровым), «Массовая психоаналитическая энциклопедия» (М., 1998), «Культурология» (М., 2000). П. Гуревичу принадлежат также учебные пособия для общеобразовательной школы, в том числе и «Человек. IX кл.» (М., 1995, 1997), «Философский словарь» (М., 1997), «Методическое пособие по философии» (М., 1997), «Обществознание» (М., 1999) .

С 1970 по 1984 год П.С. Гуревич занимался массовыми идеологическими процессами западного общества. Выдвинул идею о том, что социальная мифология представляет собой специфический феномен, рожденный выходом масс на историческую арену. Он показал, что в современных условиях пропаганда берет на себя функции идеологии; им раскрыто многообразие идеологических процессов. Получили признание мысли Гуревича о том, что процесс идеологизации постоянно сменяется иным феноменом – реидеологизацией.

Во второй половине 80-х годов Гуревич развил ряд идей, посвященных мистической духовной традиции; расширил число признаков, которые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий. Он представил мистическую духовную традицию как неотторжимый компонент культуры. Гуревич доказал, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует на толще культуры. Провел также компаративистский анализ мистических традиций.

В книгах и статьях, посвященных философии культуры, Гуревич развил ряд новых идей – идею форумности культур, т.е. их равнопредставленности, универсальности совокупного духовного опыта, роли контркультуры в развитии культуры. Отличие субкультуры, по Гуревичу, состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой духовной парадигмы.

Гуревич рассмотрел также соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутреннюю связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного. Представлены важные идеи о специфике, строении и структуре культуры. Гуревич определил философию культуры, проанализировал ее генезис и историю. Одна из идей Гуревича состоит в том, что феномены, рожденные культурой, не умирают, а вновь и вновь возрождаются в культуре.

В работах 90-х годов Гуревич рассмотрел семиотическую природу культуры, ее символические формы. Гуревич показал также, что философию следует рассматривать не как форму научного знания, а как суверенный, специфический способ постижения реальности. Гуревич представил философскую антропологию как самостоятельную область философского знания, философское направление и специфический метод миропостижения. Он обосновывает идею «антропологического поворота» в философии, раскрывает мировоззренческий смысл понятий «природа» и «сущность» человека. Им разработан также вопрос о типах антропологических учений, о человеческой субъективности, о персоналистической традиции, о модусах человеческого существования. В работах по психологии Гуревич исследовал проблему взаимоотношения философии и психологии, исследовал психологию групп и толпы, а также феномен деструктивности. Он внес вклад в разработку райхианской и юнгианской типологии.

В книге «Клиническая психология» показано, что шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и инволюционная (предстарческая) депрессия вообще не связаны с органическими повреждениями. Переживание кажется безумным, когда оно выходит за пределы нашего усредненного, здравого, т.е. общепринятого смысла. Однако это вовсе не означает, что это чувство не отражает какой-то другой реальности. Значительное место в психологических работах Гуревича занимают проблемы психосексуального развития, психологические особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы коллективного сознания. Гуревич проанализировал специфику гуманитарного знания.

П. Гуревич избран президентом Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, вице-президентом Академии гуманитарных исследований, действительным членом Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, Нью-Йоркской академии наук, Академии педагогики и социальных наук.

В учебнике освещается множество различных антропологических проблем. В нем представлен материал о философском постижении человека, типах антропологических учений, бытии человека, проблеме человеческой субъективности во всем ее многообразии и о персоналистической традиции. Рассмотрены вопросы смысла жизни и ее ценности, философии любви, страдания, страха, философского постижения смерти. Особое внимание уделено сравнению классической и неклассической философской антропологии. Учебник состоит из двух томов. В первый том входит материал о человеке как об объекте социально-философского анализа. Во втором томе раскрываются вопросы, связанные с человеческими экзистенциалами.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия … Философская энциклопедия

    1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она … История Философии: Энциклопедия

    См. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - ☼ в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западной философии XX в., преимущественно немецкой. Античная философия настаивает на тождестве человека со всемирно космической субстанцией. Человек есть «малый мир?»,… … Энциклопедия культурологии

    ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - (нем. Philosophische Anthropologie). В современ. философии термин «Ф. а.» употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к философским учениям о человеке в целом (независимо от того, как называл свое… … Большая психологическая энциклопедия

    Современная энциклопедия

    В широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей… … Большой Энциклопедический словарь

    Философская антропология - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанное в 20 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходила в значительной мере из идей … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее… … Википедия

    - (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из… … Википедия

    ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - В широком смысле слова философское учение о человеке, его сущности и природе. В таком понимании самые разные философские направления, представляя различные способы осмысления человека и человеческого мира, являются вместе с тем различными… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

    Гуревич Павел Семенович

    Философская антропология: учебное пособие


    М. : Издательство «Омега-Л», 2010. - 607 с. (2-е изд., стер.)
    ISBN 978-5-370-01371-3

    Формат: DJVU 6,7 Мб

    Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
    Язык: русский

    Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину. Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналистической традиции. Издание содержит контрольные вопросы, темы для самостоятельных и контрольных работ.
    Предназначено студентам гуманитарных вузов.

    Введение 11
    Чудо жизни или винтик? 12
    «Антропологический поворот» 15

    Раздел первый
    ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

    Глава 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 24
    1.1. Спектр мировоззренческих установок 24
    Теоцентризм 25
    Природоцентризм 31
    Социоцентризм 35
    Знаниецентризм 41
    Литература 43
    Контрольные вопросы 43
    Темы самостоятельных и контрольных работ 44
    1.2. Антропоцентризм как философская позиция 44
    Антропоцентризм среди других центризмов 44
    Человек внутри мифологии 47
    Сократ - родоначальник философии человека 54
    Стоическая «невозмутимость» 58
    Персоналистическая традиция 61
    Литература 64
    Контрольные вопросы 64
    Темы самостоятельных и контрольных работ 64
    1.3. Предмет философской антропологии 65
    «Мыслящий тростник» 65
    Кризис антропоцентризма 71
    Человек как проблема 76
    Литература 82
    Контрольные вопросы 82
    Темы самостоятельных и контрольных работ 83
    1.4. Понятие философской антропологии 83
    Кант: «Человек... есть последняя цель» (философская антропология как специфическая область знаний) 83
    М. Шелер: «Человек есть нечто столь обширное...» (философская антропология как философское направление) 89
    С. Гроф: «Человек - это беспредельный материк бессознательного» 97
    Литература 101
    Контрольные вопросы 101
    Темы самостоятельных и контрольных работ 102

    Глава 2. ТИПЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 103
    2.1. Систематика антропологических учений 103
    Кого считать философским антропологом? 103
    Бог, разум, природа 107
    Типология Шелера 115
    Новые человеческие образы 118
    Литература 121
    Контрольные вопросы 121
    Темы самостоятельных и контрольных работ 121
    2.2. Спектр антропологических идей 122
    Мистическое откровение 122
    Религиозная антропология 126
    Научные идеи 129
    Диалог идей 137
    Литература 139
    Контрольные вопросы 140
    Темы самостоятельных и контрольных работ 140
    2.3. Философская антропология и конкретные науки 140
    Законодательница разума 141
    Спор мудрецов 143
    Положение философа трагично 148
    Специфика философии 153
    Литература 159
    Контрольные вопросы 160
    Темы самостоятельных и контрольных работ 160
    2.4. Антропологическая катастрофа 160
    Современный апокалипсис 160
    Хрупкость жизни 164
    Психологические ресурсы 169
    Литература 174
    Контрольные вопросы 174
    Темы самостоятельных и контрольных работ 175

    Глава 3. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА 176
    3.1. Уникальность человека 176
    Неповторимость как проблема 176
    Пасынки эволюции 179
    Благородная машина 182
    Феномен общения 187
    Человек играющий 188
    Литература 193
    Контрольные вопросы 193
    Темы самостоятельных и контрольных работ 193
    3.2. Самое эксцентричное создание 194
    Иноприродная особь 194
    Инстинкт страха 200
    Инстинкт агрессивности 202
    Половой инстинкт 204
    Эксцентрика человека 207
    Литература 212
    Контрольные вопросы 212
    Темы самостоятельных и контрольных работ 213
    3.3. Происхождение человека 213
    Креация человека: теологическая версия 213
    «Животное» и «человек» (Ч. Дарвин, К. Маркс и Ф. Энгельс) 216
    «Сверхживотное» и человек: концепция Б.Ф. Поршнева 224
    Животное, испытавшее раскаяние (3. Фрейд) 226
    Э. Кассирер: «Человек есть символическое животное» 229
    Литература 235
    Контрольные вопросы 235
    Темы самостоятельных и контрольных работ 236
    3.4. Бытие человека 236
    Бытие как смысл существующего 236
    Человеческое бытие 239
    Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 245
    Бытие человека, свобода и ответственность 249
    Литература 252
    Контрольные вопросы 252
    Темы самостоятельных и хонтрольных работ 252
    3.5. Небытие, смерть, бессмертие 253
    Жизнь - способ бытия человека 253
    Жизнь как глубочайший философский символ 256
    Смысл жизни и благоговение перед ней 265
    Литература 271
    Контрольные вопросы 272
    Темы самостоятельных и хонтрольных работ 272

    Глава 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ 273
    4.1. Модусы человеческого существования 273
    Гедонизм 273
    Бытие и обладание 276
    Блага человеческой жизни 281
    Авантюра саморазвития 285
    Мужество быть 288
    Литература 291
    Контрольные вопросы 291
    Темы самостоятельных и контрольных работ 29 2
    4.2. Разрушительное как тайна 292
    Феномен агрессивности 292
    К. Лоренц: человек - массовый убийца 296
    Психоанализ об агрессивности 300
    Доброкачественная агрессивность 305
    Литература 309
    Контрольные вопросы 309
    Темы самостоятельных и контрольных работ 310
    4.3. Одухотворенность человека 310
    Что такое ценность? 310
    Иерархия ценностей 315
    Ценность труда. Аскетизм и гедонизм 317
    Крушение этики труда 320
    Бездуховность 321
    Литература 324
    Контрольные вопросы 324
    Темы самостоятельных и контрольных работ 325
    4.4. Страсти человеческие 325
    Фрэнсис Бэкон: природа страсти 325
    Рене Декарт: страсти души 332
    Адам Смит: типология страстей 335
    Эрих Фромм: «Страсти рождены драмой
    человеческого существования» 338
    Литература 344
    Контрольные вопросы 344
    Темы самостоятельных и контрольных работ 345
    Глава 5· ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 346
    5.1. Индивид и индивидуальность 346
    Индивид 346
    Индивидуализация 350
    Индивидуальность 353
    Личность 359
    Литература 362
    Контрольные вопросы 363
    Темы самостоятельных и контрольных работ 363
    5.2. Индивидуализм и персонализм 363
    Индивидуализм и эгоизм 364
    Личность или общность? 369
    Издержки персонализма 375
    Литература 382
    Контрольные вопросы 382
    Темы самостоятельных и контрольных работ 382
    5.3. Гуманизм и дегуманизация мира 383
    Прославление человека 383
    Виды гуманизма 386
    Гуманизм как движение 390
    Дегуманизация мира 394
    Нужен ли «изм»? 397
    Литература 401
    Контрольные вопросы 401
    Темы самостоятельных и контрольных работ 401

    Раздел второй
    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ

    Глава 6. СМЫСЛ ЖИЗНИ И ЕЕ ЦЕННОСТИ 404
    6.1. Уникальность жизни 404
    Жизнь - драгоценный дар 404
    Благоговение перед жизнью 405
    Трансперсональный опыт 407
    Преодоление смерти 408
    6.2. Смысл жизни 409
    Разные концептуальные подходы 409
    Фрейд: «счастье в наслаждении» 4L2
    Нравственный смысл жизни 414
    Идея счастья 418
    6.3. Логотерапия и ее мировоззренческие
    позиции 421
    Телесно-душевно-духовное целое 421
    Психологическое содержание проблемы «смысла» ...424
    Три категории ценностепй 427
    Проблема смысла жизни в русской философии 428
    Литература 432
    Контрольные вопросы 432
    Темы самостоятельных и контрольных работ 433

    Глава 7. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ 434
    7.1. Любовь- глубинное экзистенциальное переживание 434
    Любовь как предмет философского постижения.434
    Эрос как человеческая страсть 437
    7.2. Образы любви в разных эпохах 438
    Драма человеческого существования 438
    Мистерии древних цивилизаций 439
    7.3. Происхождение любви 442
    Грех и раскаяние в язычестве 442
    Соотношение язычества и христианства 444
    Агапе -~ братская любовь 447
    7.4. Любовь романтическая и плотская 451
    Разные лики любви 451
    Религиозный экстаз и мирское чувство 455
    Литература 456
    Контрольные вопросы 456
    Темы самостоятельных и контрольных работ 457

    Глава 8. СТРАДАНИЕ 458
    8.1. Феномен мучений 458
    Особое душевное состояние 458
    Философское постижение страдания 459
    Истинное предназначение страдания 463
    8.2. Христианская версия страдания 467
    Этика Божья 467
    Можно ли понять страдание? 471
    8.3. А. Шопенгауэр о страданиях мира 474
    Несчастье как жизненное правило 474
    Мучительность нашего существования 475
    8.4. Экзистенциальная версия страдания 477
    Одиночество 477
    Беззащитность человека 479
    Одно из глубинных экзистенциальных
    переживаний 483
    Литература 485
    Контрольные вопросы 485
    Темы самостоятельных и контрольных работ 485

    Глава 9. ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ СМЕРТИ 488
    9.1. Феномен смерти 488
    Тайны бытия 488
    Тема смерти в мифологическом сознании 489
    Тотемизм и почитание предков 492
    Египтяне и тибетцы о смерти 492
    9.2. Античные и средневековые взгляды на смерть 494
    Истолкование смерти у великих мужей Античности 494
    Тема смерти в Средневековье 499
    9.3. Идеализация и романтизация смерти 500
    9.4. Фрейдистская трактовка Эроса и Танатоса 504
    Зарождение идеи Танатоса 504
    Фрейд об отношении к смерти первобытного
    человека 508
    Война как социальный феномен 510
    9.5. Реален ли страх перед смертью? 513
    Комплекс образов и символов 513
    9.6. Истолкование смерти в современной философии 514
    Неофрейдизм о смерти 514
    Аналитическая психология о смерти 522
    Экзистенциальный психоанализ о жизни и смерти 531
    Трансперсональная психология о феномене смерти 537
    Смерть и бессмертие 548
    Литература 552
    Контрольные вопросы 553
    Темы самостоятельных и контрольных работ 554

    Глава 10. ФЕНОМЕН СТРАХА 555
    Страх как переживание 555
    Футурошок 555
    Постижение страха 558
    Экзистенциализм о страхе 561
    Феномен страха в русской философии 564
    10.2. Страх как душевное явление 567
    Феноменология страха 567
    Глубинное влечение 569
    10.3. Беспричинный и «безосновный» страх 573
    Страх и трепет 573
    Психоанализ о страхе 576
    Феномен тревожности 578
    Корни тревоги 581
    10.4. Мужество быть 584
    Воплощенные узоры страха 584
    Трансперсональная психология о природе страха. 589
    Жало страха - тревога 592
    Страх как страсть 594
    Литература 595
    Контрольные вопросы 596
    Темы самостоятельных и контрольных работ 596

    Вместо заключения 597
    Именной указатель 599